ЖЕЛЕЗНАЯ МАГИСТРАЛЬ ПОБЕДЫ
© Кузнецова Т.М.*
Филиал Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет), г. Сатка
Рассмотрение вопроса о внесении вклада в Великую Победу ЮжноУральской железной дороги.
Мы стоим на пороге юбилея Великой Победы.
Урал вошел в историю знаменитой строкой Твардовского «Урал! Опорный край державы...». Оружие, техника, боеприпасы, продовольствие везли на фронт множество вагонов по железной дороге, заслуга которой также огромна, как и оборонной промышленности.
Тысячи заявлений от железнодорожников в первые же дни войны легли на столы военкоматов. Однако они не спешили призывать работников ключевых железнодорожных профессий - это было чревато дезорганизацией работы транспорта.
... Как и во всей стране, так и на Южно-Уральской дороге могучим потоком поднялась патриотическая волна.
Огромному патриотическому и производственному подъему дорога обязана тем, что она успешно справилась с поставленными перед нею задачами в области быстрой и четкой перевозки воинских поездов. Ряд хозяйственных единиц, например, Златоустовское паровозное депо, Бердяушский ВРП, Карталинский ВРП и многие другие, перестроив свою работу на военный лад, добились значительных успехов в работе.
Война увеличила нагрузку на транспорт сразу и неизмеримо. Хлынул беспрерывный поток войск, военной техники и боеприпасов на запад, оборудования, имущества и людей эвакуированных заводов - на восток. На Урал было эвакуировано 667 предприятий, значительная часть из которых -260 (более трети) - в Челябинск.
Южно - Уральская магистраль приобрела для государства жизненно-важное значение, а Челябинская область в короткий срок была превращена в грозный арсенал страны. Правительство выделило 250 млн. рублей на расширение и техническое оснащение ЮУЖД.
Новое массовое движение жен железнодорожников в борьбе за образцовую работу дорог, в условиях военной зимы, развивается на ЮУЖД. Оказывая всемерную помощь в подготовке дороги к зиме, жены железнодорожников Курганского депо по своей инициативе и собственными силами вы* Студент кафедры Технологии строительных материалов.
Исторические науки
ткали 60 метров материала для утепления паровозов. Активистки депо Златоуст организовали изготовление ложек и вилок для столовых. Активистки Нязепетровского узла создали бригаду из 30 домохозяек, которые обрабатывали шерсть, вязали носки, варежки и перчатки в подарок бойцам Красной Армии.
«Все для фронта, все для победы!» - это не только ударный труд. Это была и любая материальная помощь фронту. Южноуральцы, как и все, в войну жили впроголодь, получая скудный паек, небольшую заработную плату, но чтобы приблизить час победы, отдавали в фонд обороны свои личные денежные средства. В Челябинской области сбережения шли на строительство танковой колонны «Челябинский комсомолец» и бронепоездов.
Люди и техника в годы войны работали на износ. Никто не соотносил затраченных усилий с достигнутыми результатами: победа нужна была любой ценой. Казалось, она решит все проблемы. И вот минул май 1945 года, в стране налаживалась мирная жизнь. Необходимо было в кратчайшие сроки восстановить и технически реконструировать дорогу.
С окончанием войны не уменьшилась нагрузка на транспорт, и на местную промышленность - исполнять роль «внутрецеховых» коммуникаций «железного сердца» страны. Около 260 предприятий, эвакуированных на Южный Урал, отнюдь не прекратил работу с наступлением мира. Уровень промышленного производства, резко возросший во время войны, - так и остался на высокой отметке после ее окончания.
На высокой отметке и осталась работа железной дороги Южного Урала.
Список литературы: