Спросить
Войти

Вопросы медицины, врачебного образования, общественного здоровья и социального развития в научном наследии М. В. Ломоносова (к 300-летию со дня рождения)

Автор: указан в статье

Шевченко Ю.Л., Матвеев С.А., Шалыгин Л.Д., Гудымович В.Г.

ВОПРОСЫ МЕДИЦИНЫ, ВРАЧЕБНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ М.В. ЛОМОНОСОВА (К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

ВОПРОСЫ МЕДИЦИНЫ, ВРАЧЕБНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ М.В. ЛОМОНОСОВА (К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Шевченко Ю.Л., Матвеев С.А., Шалыгин Л.Д., Гудымович В.Г. УДК: 61:001-057.4

ISSUES OF MEDICINE, MEDICAL EDUCATION, PUBLIC HEALTH AND SOCIAL DEVELOPMENT IN THE SCIENTIFIC HERITAGE OF M.V. LOMONOSOV (TO THE 300th ANNIVERSARY)

Shevchenko Yu.L., Matveev S.A., Shalygin L.D., Goodymovich V.G.

«Великая часть физики и полезнейшая роду человеческому наука есть медицина, которая через познание свойств тела человеческого достигает причины нарушенного здоровья и, употребляя приличные к исправлению оного средства, часто удрученных болезнию почти из гроба восстанавливает».

М.В. Ломоносов, 1751 год

Столь высокую оценку медицинской науке дал величайший русский ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов в своем научном труде «Слово о пользе химии». С именем Ломоносова связаны становление и первые этапы развития отечественной науки. С необычайной силой и выразительностью раскрылись в нем наиболее яркие черты научного гения - глубокое знание достижений науки своего времени, умение предвидеть и определить основные направления научного прогресса, постоянно сочетать в своей работе теоретические исследования с потребностями практики, неустанно использовать достижения науки в интересах развития экономики и культуры страны. Эти черты в последующие годы определяли творческую деятельность корифеев отечественной науки - Лобачевского и Менделеева, Сеченова и Павлова, Жуковского и Циолковского, Курчатова, Королева, Келдыша и др.

Михаил Васильевич Ломоносов (рис. 1) родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Архангельской губернии в семье крестьян-поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны (урожденной Сивко-вой) Ломоносовых. Жизнеописание великого ученого уже давно стало хрестоматийным в литературе и экранизировано. Дистанция в три века, отделяющая нас от эпохи, в которой жил и творил Ломоносов, с особой отчетливостью позволя-

Рис. 1. М.В. Ломоносов. Неизвестный художник.

1780-е годы

ет нам объективно оценить все величие этой личности, его колоссальную роль в развитии науки вообще, культуры и образования, да и самой истории нашего государства.

Ломоносов не имел врачебного образования, но его вклад в развитие медицины трудно переоценить. Самое главное - он определил фундамент медицины: достижения естественных наук. Как основоположник физической химии, он блестяще и исчерпывающе установил ее роль в получении медицинских знаний. Его рассуждения по этому поводу в XVIII столетии не только не позволяют заподозрить анахронизм, но и поражают своей актуальностью и своевременностью. «Болезни по большей части происходят от повреждения жидких материй, к содержанию жизни человеческой нужных, обращающихся в теле нашем, которых качества, составляющие части и их полезные и вредные перемены и производящие их способы без химии никак испытаны

С -1 с> из

ПО \нч]и.

!■ 11¥ ЛИ ¡Man

тмгьгйпэя Bin

Рис. 2. Титульный лист «Слова о пользе химии» М.В. Ломоносова

быть не могут. Ею познается натуральное смешение крови и питательных соков, ею открывается сложение здоровых и вредных пищей, ею не токмо из разных трав, но и из недра земного взятых минералов приготовляются полезные лекарства. И словом, медик без довольного познания химии совершенен быть не может, и всех недостатков, всех излишеств и от них происходящих во врачебной науке поползновений дополнения, отвращения и исправления от одной почти химии уповать должно» (рис. 2).

Другой, не менее глобальной заслугой Ломоносова в развитии медицины является то, что он стал, по сути, основоположником научно обоснованного медицинского образования в России. Он является автором проекта создания Московского университета (рис. 3), официальное открытие которого состоялось 26 апреля (5 мая) 1755 года. Было предусмотрено создание трех факультетов: философского, юридического и меди-

Шевченко Ю.Л., Матвеев С.А., Шалыгин Л.Д., Гудымович В.Г. ВОПРОСЫ МЕДИЦИНЫ, ВРАЧЕБНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ М.В. ЛОМОНОСОВА (К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Рис. 3. Первое здание Московского университета на Красной площади

цинского - что соответствовало состоянию науки того времени. Ломоносов предусматривал создание научно-экспериментальной базы преподавания: лабораторий, кабинетов, анатомического театра, библиотеки и т.д. По мысли ученого, основой подготовки научных кадров в Московском университете должны стать широкое внедрение опыта, эксперимента в учебный процесс, связь с практикой. Он требовал «гласности» преподавания, предусматривая чтение публичных лекций профессорами университета для пропаганды научных знаний. Распространение науки просвещения, привлечение в науку разночинных слоев русского общества должны были, согласно общественно-политическим воззрениям Ломоносова, привести к экономическому и культурному прогрессу России. Большое значение придавал Ломоносов организации при университете типографии для публикации работ профессоров и трудов других ученых.

Собственное глубокое убеждение в основополагающей роли естественных наук в медицинском образовании М.В. Ломоносов изложил в своем письме всесильному вельможе Ивану Ивановичу Шувалову (рис. 4) еще 10 мая 1753 года, определив для медицинского факультета следующий профессорско-преподавательский состав:

I. Доктор и профессор химии.

II. Доктор и профессор натуральной истории.

III. Доктор и профессор анатомии.

Гениальное предвидение М.В. Ломоносова в отношении закономерностей развития медицинского образования было блестяще реализовано уже в XIX веке выдающимся ученым-химиком, основателем отечественной школы органической химии, одним из организаторов и первым президентом Русского физикохимического общества Николаем Николаевичем Зининым. В «золотом веке»

Рис. 4. Из письма Ломоносова к И.И. Шувалову об организации Московского университета. 1754 год

Императорской Медико-хирургической академии ее президент Петр Александрович Дубовицкий со своими единомышленниками провел кардинальные учебные реформы, имевшие общероссийское значение. В ходе реформ Н.Н. Зинин внес крупный вклад в преподавание химии не только в академии, но и в медицинских вузах вообще, сформулировав его главные принципы, в основе которых лежало максимальное приложение химических знаний к нуждам практической медицины, положенное на прочный фундамент университетского курса химии.

В богатейшем научном наследии М.В. Ломоносова особое место занимает труд «О сохранении и размножении российского народа», датированный 1 ноября 1761 года. Это уникальный образец научного трактата, посвященного общественному здоровью и социальному развитию. С современных воззрений он поражает своей энциклопедичностью, потрясающей логикой авторских рассуждений и выводом. В нем изложены такие проблемы, как детская смертность, неравное супружество, младенческие болезни, значение низкой культуры в заболеваемости и смертности населения, привлечение жителей к активной борьбе с криминальной обстановкой в стране, организация гражданского и военного здравоохранения, миграционная политика. Ученый резко критикует бездумное отношение народных масс к христианским традициям, указывая на чрезвычайный вред строжайшего соблюдения постов и неумеренного питья и потребления пищи при

Рис. 5. Ломоносов - химик. Худ. И.П. Степаш-кин. 1958 год

заговении на пост и по его окончании. И то и другое, как правило, могут привести не только к тяжким заболеваниям, но и гибели. В качестве неопровержимого он приводит такой аргумент: «Сохраните данные Христом заповеди, на коих весь закон и пророки висят: «Люби господа Бога твоего всем сердцем (сиречь не кишками) и ближнего как сам себя (т.е. совестно, а не языком)». Такое всестороннее и всепоглощающее свое внимание к проблеме народонаселения России Ломоносов объясняет в первых строках письма к известному русскому меценату графу И.И. Шувалову: «Полагаю самым главным делом: сохранение и размножение российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности тщетной без обитателей». Этот Ломоносовский постулат целиком и полностью относится к России XXI века.

Великим человеком, самобытным сподвижником просвещения (рис. 5) назвал Ломоносова А.С. Пушкин. «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом», - писал великий поэт о Ломоносове, отдавая дань его научной и просветительской деятельности. Пушкин говорит о нем как «о величайшем уме новейших времен, о человеке, произведшем в науках сильнейший переворот и давшем им то направление, по которому текут они ныне».

Контактная информация

Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова

105203, г. Москва, ул. Нижняя Первомайская, 70 e-mail: nmhc@mail.ru
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты