Спросить
Войти

Миграционные процессы у бжедугов в XVII - xviiiвеках

Автор: указан в статье

Н.Х. Женетль

Миграционные процессы у бжедугов в XVII - XVIII веках В конце XVIII века бжедуги занимали земли по левому берегу Кубани, между реками Супе и Пшиш. Однако они не сразу поселились на этой территории. В середине XVII века, согласно имеющимся материалам, бжедуги проживали на Черноморском побережье Кавказа, между нынешними городами Сочи и Туапсе, где их в 1641 году встретил турецкий путешественник Эвлия Челеби (1).

Со второй половины XVII века началось переселение бжедугов с древнейшей территории их проживания на северную покатость Главного Кавказского хребта. Причину этой миграции бжедугский историограф Т. Хаджимуков усматривает в агитации султанов - хануко. По его словам, в XVII веке «несколько султанов, побочных родственников крымского хана, спасаясь от его гнева, бежали к бжедугам и просили их покровительства. Бжедугские князья приняли их как своих почетных "вечных" гостей, за безопасность которых отвечали своими головами. <...> Поселившись среди бжедугов, султаны стали убеждать народ переселиться в другие, более удобные места, справедливо рассчитывая, что где-нибудь да должны же кончиться горы и уступить место равнинам, удобным для земледелия. Может быть, под этим скрывалась у них и другая, задняя мысль

— уйти как можно подальше от крымского хана. Во всяком случае доводы их увенчались успехом» (2).

Более вескую, на наш взгляд, причину переселения бжедугов приводит С. Хан-Гирей. По его словам, «в продолжении долговременного пребывания бжедугов на вершине упомянутой реки (Туапсе. - Н. Ж.) постепенное приращение их присоединявшимися к ним пришельцами стеснило места, ими занимаемые, вследствие чего они и принуждены были искать более привольных мест для своего жительства. Прекрасные долины, у северных подножий гор лежащие, их к себе манили; они подвинулись с прежних мест жительства на север» (3).

Согласно материалам Т. Хаджимукова, бжедуги, предводительствуемые двумя братьями, Хамши и Черчаном, переселились в бассейн реки Псекупс. Это вызвало недовольство темиргоевского князя Бесруко Болотокова, который считал долину Псекупса территорией, находящейся под его юрисдикцией. Он заявил, что разрешит бжедугам поселиться на этой земле, если Хамши и Черчан присягнут ему на подданство (4). Однако гордые бжедугские князья ответили отказом.

Следствием такого развития событий явилась трехдневная кровопролитная битва между бже-дугами и темиргоевцами. Победу в ней одержали бжедута. Тогда Болотоков «представил решение вопроса - кому владеть бассейном Псекупса

- "тхоахасу", т. е. суду божьему. В члены этого суда выбраны были с обеих сторон мудрые, правдивые старцы, которые произнесли следующий приговор: если Хамши и Черчан найдут уорка благородной адыгской крови, который согласится быть их оруженосцем и будет возить их оружие, то князь Болотоков признает их князьями и отдаст земли без всякого сопротивления»

Вскоре братья нашли такого человека - кабардинского уорка Кашмезыко, согласившегося стать оруженосцем, если они пощадят его землю. Болотоков признал Хамши и Черчана князьями и устроил в их честь большой пир.

По материалам П. П. Короленко, во время этого пира один из бжедугов якобы украл чашу из турьего рога, поэтому другие адыги стали называть выходцев из-под Туапсе «бжедугами», т. е. «ворами чаш» (6). Т. Хаджимуков категорически отверг эту версию происхождения слова «бжедуг», утверждая, что «предание это идет со стороны их врагов, потому что едва ли бжедуги сами приняли бы это название, не сохранив даже наряду с ним и настоящее имя своего племени» (7). Сам он выдвинул свою версию: «Слово "бжедуг" происходит от тюркских слов "беш" (пять) и "даг" (гора), причем "даг" в различных тюркских наречиях видоизменялся и в "дуг" и в "дог".

Следовательно, нужно предполагать, что название это произошло от пяти гор, где первоначально сформировалось это племя» (8).

На наш взгляд, несостоятельность версий П. П. Короленко и Т. Хаджимукова убедительно показал П. У. Аутлев, доказавший, что слово «бжедуг» происходит от названия дерева «бжъад», произрастающего на Черноморском побережье Кавказа, в местах первоначального обитания бжедугов (9).

О проживании бжедугов в бассейне Псекупса свидетельствуют не только народные предания, но и эпиграфические памятники. Так, в г. Горячий Ключ сохранилась мраморная колонна с надписью на турецком языке, из которой явствует, что бжедугский князь Айтеч Хаджи (родоначальник княжеской фамилии Хаджимуковых) ставит памятник в честь верного дворянина Хапача Лакшу-ка, совершившего вместе с ним хадж и скончавшегося в Дамаске (10). На памятнике указана дата

- 1710 год (11). Таким образом, в начале XVIII века бжедуги еще проживали в бассейне Псекупса, в районе современного г. Горячий Ключ.

В бассейне Псекупса осталась чашь ил м-7 гов - черченеевцы, а другая часть - хамышеевцы - переселилась в верховья р. Белой, где позже, в начале XX века, было известно урочище Хамыш-ки (12).

Впоследствии в результате кровопролитной борьбы хамышеевцы под давлением абадзехов вынуждены были покинуть берега Белой и поселиться в бассейне Псекупса по соседству со своими сородичами- черченеевцами. Однако абадзехи вытеснили всех бжедугов с занимаемых ими земель на север, к Кубани. Как писал Т. Хаджимуков, против бжедугов «абадзехи направили сильных отряда под начальством Едика и Неджюка, пламеневших непримиримою ненависть к хамышевским князьям. Возгорелась многолетняя война, окончившаяся тем, что абадзехи завладели всем бассейном Псекупса вплоть до реки Чегияхо и вынудили бжедугов подвинуться к Кубани. Там они встретили племя жанеевцев, часть которого слилась с бжедугами, а другая удалилась на остров Кара-Кубань» (13).

По мнению Л. И. Лаврова, переселение бжедугов к реке Кубани произошло между 1710-1792 годами (14). Кроме левобережья, они заняли земли и на правом берегу Кубани. Здесь в конце XVIII века располагались их аулы, пахотные поля, сенокосные и пастбищные места. Например, в Карасунском куте был аул бжедугского владельцаца Батыр-Гирея (15). На месте будущего Екатеринодара (Краснодара) находился бжедугский аул Кушьмезуко (16).

Однако у этого народа и здесь не было спокойной жизни. Как писал Т. Хаджимуков, «бжедугам с самого начала их существования пришлось испытать много различных невзгод и пертурбаций, вести бесконечные войны и проходить трудную кровавую школу» (17).

В конце XVIII века бжедуги были вытеснены с правобережной Кубани. Эти места царское правительство заселяет своими подданными: 30 июня 1792 года Екатерина II пожаловала Черноморскому казачьему войску в «вечное владение» Тамань и земли по правому берегу реки Кубани, куда черноморские казаки переселились в 1792-1793 годах. Территория войска стала называться Черноморией. Она включала в себя Таманский полуостров, земли по правому берегу Кубани до впадения в нее реки Лабы и от реки Кубани до реки Ея - на севере. В 1793 году был основан войсковой град Екатеринодар.

Изначально сложились дружественные отношения между казаками и бжедугами. Как писал кубанский казачий историк П. П. Короленко, «старожилы-бжедухи приняли вновь прибывших на Кубанскую границу черноморских казаков с миром и радушием, и на первых порах, покуда казаки окрепли на новом своем жительстве и устроились, черкесы снабжали их хлебом и жизненными продуктами, как-то: медом, маслом, сыром, яйцами, а также скотом, птицей, мясом битых диких свиней, которых черкесы сами не ели, по дружбе же отдавали русским, а так как на правой стороне Кубани, в глубь Черномории, лесов и тогда не было, то для постройки жилищ в этом крае горцы давали черноморцам еще и лес; кроме

того, казаки приобретали у соседей своих, горцев, бурки, крайне необходимые им и удобные при верховой конной службе на кордонной линии, а также пригодились казакам на первый раз и многие предметы горских кустарных изделий; даже в оружии добрые соседи не отказывали. Взамен всего этого черноморцы давали черкесам соль из войсковых соляных озер, в которой наши соседи имели весьма крайнюю нужду» (18). Тем не менее, как писал тот же П. П. Короленко, по требованию атамана Черноморского казачьего войска 3. Чепеги бжедуги выселились с правобережной Кубани в Закубанье (19).

Вместе с тем бжедуги сохранили дружественные отношения с русскими соседями. П. П. Короленко подчеркивал: «Из всех черкесских племен бжедуги более дружили с русскими, или, правильнее сказать, менее других были враждебны России. Они охотно сближались с русскими и даже поступали на русскую службу» (20). Недаром российское правительство оказало в 1796 году вооруженную помощь бжедугским феодалам в их борьбе против крестьянского движения абадзехов, шапсугов и натухайцев.

Таким образом, до середины XVII века бжедуги проживали на Черноморском побережье Кавказа, впоследствии они мигрировали на север и к концу XVIII века населяли земли по левому берегу Кубани.

Литература

1. Челеби Эвлия. Книга путешествий. М., 1979. Вып. 2. С. 75.
2. Хаджимуков Т. Народы Западного Кавказа: По неизданным запискам природного бжедуга князя Хаджимукова // Деятели адыгской культуры дооктябрьского периода. Избранные произведения. Нальчик, 1991. С. 43-44.
3. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978. С.185-186.
4. Хаджимуков Т. Народы Западного Кавказа... С. 44.
5. Там же.
6. Короленко П. П. Записки о черкесах // Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. Нальчик, 2001. Т. 2. С. 196-197.
7. Хаджимуков Т. Народы Западного Кавказа... С. 44-45.
8. Там же. С. 42.
9. Аутлев П. У. Из адыгейской этнонимии // Сборник статей по этнографии Адыгеи. Майкоп, 1975. С. 239-244.
10. Довлет-Гирей Султан. Бжедуховские памятники в местечке Горячий Ключ Кубанской области // Деятели адыгской культуры дооктябрьского периода. Избранные произведения. Нальчик, 1991. С. 98.
11. Лавров Л. И. К истории бжедугов и жанеев-цев // Ученые записки Адыгейского НИИ. Краснодар, 1965. Т. IV. С. 249.
12. Хаджимуков Т. Народы Западного Кавказа... С. 45.
13. Там же. 48.
14. Лавров Л. И. К истории бжедугов и жанеев-цев...С. 249.
15. Короленко П. П. Записки о черкесах... С. 202.
16. Шеуджен А. X., Галкин Г. А., Алешин Н. Е., Кушу А. А., Шеуджен Б. Е. Земля адыгов. Майкоп, 1996. С. 96.
17. Хаджимуков Т. Народы Западного Кавказа... С. 48.
18. Короленко П. П. Записки о черкесах... С. 202-203.
19. Там же. С. 202-203.
20. Короленко П. П. Род черкесов, владетельных черкесских князей Гаджемуковых // Русские авторы XIX века о народах Центрального и СевероЗападного Кавказа... С. 240.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты