УДК 908
ББК 633 (2Рос=Тат)
Наиль Гарипов
МУСУЛЬМАНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ КАЗАНИ: ОПИСАНИЕ И ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ
Аннотация: В статье рассматриваются утерянные и сохранившиеся исторические мусульманские кладбища Казани и показан опыт Центра исламской культуры «Иман» попытки реконструкции мусульманского городского некрополя.
С распадом СССР и окончанием политики государственного атеизма начался процесс духовного ренессанса, при котором можно было свободно и легально исповедовать религию, соблюдать религиозные традиции. Однако наряду с религиозным возрождением параллельно шла и духовная деградация молодёжи в сфере восприятия к культурному наследию своих предков. Особое отношение людей к местам захоронений в дореволюционный период сформировало в обществе определённые традиции поминания усопших. Например, традиции религиозного поминания у татарского населения Поволжья хорошо описаны в трудах профессора Казанского университета, известного этнолога Николая Катанова (1862-1922) в «Известия Общества археологии, истории и этнографии», где он указывает на древнюю практику тюрков поминальных обрядов и захоронений1. Отметим также, что в его же статьях говорится о том, что у многих тюркских народов традиция проведения особых дней поминовения существовала задолго до появления христианства. Поэтому говорить о том, что татары переняли проведение поминок на 3-й, 7-й, 40-й, 51-й день и годовщину после смерти под влиянием православных русских не совсем верно. В этой же статье Катанова говориться и о создании тюрками специальных
могил для авторитетных лиц (вождей, старейшин), которые покинули этот мир. Поэтому традиции погребения и поминовения умерших в тюрко-мусульманской традиции имеют глубокие корни и не связаны только с влиянием православной культуры.
Некрополем (дословно «город мёртвых»: др.-греч. уекро^ - мёртвый, лоХг^ - город) принято называть большие кладбища, которые помимо могил могут иметь склепы, мавзолеи, подземные галереи, гробницы и каменные надгробия. В Казани формирование исторического мусульманского некрополя началось в период Волжской Булгарии. К сожалению, в силу объективных причин многие кладбища были утеряны. Мусульманские захоронения, которые мы сегодня знаем и можем изучить, в большинстве своем относятся к эпохе позднего средневековья, нового и новейшего времени. При этом мы, конечно, можем предположить, что часть из них возникли в эпоху Казанского ханства (XV-XVI вв.), а может и раньше во времена Волжской Булгарии и Золотой Орды. Например, на территории Казанского кремля существует ханские захоронения, которые были обследованы в 1970-е гг., откуда были извлечены останки скелетов, предположительно относящиеся к казанским ханам Махмуду (Махмутеку) (годы правления: 1445-1465) и Мухаммед-Амину (годы правления: 1484-1485, 1487-1496, 15021518). К сожалению, надмогильные плиты не сохранились, и мы не можем со стопроцентной уверенностью утверждать, кто был захоронен в данной могиле. Но сегодня уже есть определенные результаты исследований, которые можно использовать в сохранении данного исторического места.
На территории Казани исторический мусульманский некрополь представлен следующими кладбищами:
По мнению специалистов, это кладбище относится к ХШ-ХГУ векам. О том, что на территории монастыря имеются следы мусульманского кладбища эпохи Волжской Булгарии, писал Михаил Худяков (1894-1936) в книге «Очерки по истории Казанского ханства»: «Болгарскую эпоху значительное поселение находилось на берегу озера Дальний Кабан, верстах в 6 от современной Казани. В настоящее время здесь расположен упраздненный Воскресенский монастырь (Архиерейская дача). При постройке монастыря (1780 г.) часть каменных плит, уцелевших от кладбища, была положена в фундаменты зданий. Марджани2 сообщает: «При начале озера (Кабана), в усадьбе, служащей местопребыванием архиерея, есть древние мусульманские могилы. Когда там производилась стройка, то рабочие положили многие камни под строение. Заметив это, Григорий, который был в то время казанским епископом, а впоследствии сделался митрополитом, остановил рабочих и та2 Мусульманский богослов и историк Шигабутдин Марджани (1818-1889), живший в Казани, изучавший историю татарского народа и написавший книги об этом.
«Мусульманский мир», №4, 2016 ким образом небольшая часть остатков
сохранилась в целости».
В настоящее время в Воскресенском монастыре имеются два надмогильных камня с арабографичными надписями. Один камень находится при входе в монастырские ворота, направо, а другой - в палисаднике, разведенном перед архиерейским домом, около колокольни; возле последнего камня лежит осколок третьей такой же плиты; благочестивые мусульмане посещают эти могилы и приходят сюда помолиться.
Территория Архиерейской дачи слабо исследована археологами. Мы не можем сегодня точно определить ни площадь кладбища, ни количества могил. Но известно, что здесь есть несколько мусульманских захоронений, на которых были надмогильные камни. На одном из упомянутых камней вырезана мусульманская эпитафия женщине по имени Алтын Бер-тек (по одной из версий она была дочерью местного правителя) и с датой "696-м, 8-й день месяца зульхиджа", что соответствует 27 сентября 1297 года. Это древнейший письменный документ, относящийся к Казани. Второй камень, очень больших размеров, имеет красивою каллиграфическую надпись с пышными эпитетами в адрес погребенного "повелителя великого чтимого победоносного гордости рода и веры Ха-сан-бека Мир-Махмуда". Эти плиты ныне находятся в музее Габдуллы Тукая и Национальном музее Республики Татарстан. Интересен и тот факт, что неподалеку от Кабанского поселения располагается выявленный в 1890 году знаменитый Бори-сковский могильник (ГХ-Х вв.)4.
скоро превратилась в один из крупнейших городов Восточной Европы. Старое кладбище оказалось внутри крепости, и его территория была застроена. Вблизи ханского дворца хоронили теперь только казанских ханов и высокопоставленных вельмож. Остатки двух ханских мавзолеев были открыты в 1974 году, в одном из них был похоронен хан Мухаммед-Эмин. На территории Казанского кремля, который, кстати, ещё не полностью обследован, были обнаружены захоронения не только в районе Башни Сююмбике5.
В Казанском кремле обнаружено около 3 захоронений, из которых предположительно два - ханских. Имена ханов, захороненных в Казанском кремле предположительно следующие: Махмуд (14451466) и Мухаммед-Амина (1484-1485, 1487-1496, 1502-1518). Однако мы сегодня не знаем, где были похоронены правители
Булгарского вилайета, которые известны в
истории по историческим источникам .
территории вблизи Казанского кремля, помимо отмеченных выше могил татарских ханов, зафиксировано кладбище XV-XVI вв. В верхнем посаде, на южном краю бывшего Гостиного двора, в 1798 году был обнаружен надмогильный камень Казанского князя Мухаммед-Али-бека, погибшего 10 июля 1530 года «от руки неверного», то есть во время штурма Казани, когда был взят ее посад.7 В результате военного похода 1530 года из Казани был изгнан ставленник крымской династии и на престол возведён Джан-Али (годы правления: 1530-1535)8. По-видимому, во времена Казанского ханства в Казани существовала два кладбища: одно внутри крепости, второе - на территории посада.
Территориально располагалось между пересечением современных улиц Карима Тинчурина и Татарстан и Нариманова и Сары Садыковой и функционировало в XVII-XVIII вв. Поскольку слобода посте9 Султанов Р. Забулачная Казань эпохи ханства // Казанское ханство: актуальные проблемы исследования. Материалы научного семинара «Казанское ханство: актуальные проблемы исследования», 5 февраля 2002 г. - Казань: Изд-во «Фэн», 2002. -С.210
пенно расширялась, происходило застраивание домами этого некрополя. В 1876 году на его территории была построена Ка-заковская мечеть, которая как бы обозначала сакральность этого места10. Однако от самого кладбища мало, что осталось и сегодня о нем ничего не напоминает. Сама Казаковская мечеть была снесена в 1975 году.
«Касымия» (ул. Марджани, 28), одного из известных мусульманских учебных заведений конца XIX - начала XX вв. Надмогильные камни здесь находились вплоть до середины 1960-х гг., что отмечали жившие там старожилы. Место требует дополнительных археологических исследований. Трудно понять, было ли это какое-то отдельное кладбище или же существовали лишь отдельные захоронения с сохранившимися надмогильными плитами.
Наиболее сохранившимся в Казани из старинных некрополей и продолжающее функционировать является мусульманское кладбище в Ново-татарской слободе. Новотатарская слобода появилась в XVIII веке как место компактного проживания мусульманского населения города. Соответственно, оно нуждалось в собственном кладбище. Захоронения там ведутся с конца XVIII века, хотя самое древнее из сохранившихся могил датируется 1803 годом. Сейчас кладбище находится в ведении МУП «Ритуал», на нем продолжают производиться захоронения, а в народе оно известно в качестве места упокоения многих известных татар XIX-XX вв. и современности. К примеру, там похоронены поэт Габдулла Тукай, богослов Шигабутдин Марджани, композитор Салих Сайдашев и множество других знатных фигур татарского народа. Это единственное из исторических кладбищ, которое находится в достаточно сносном состоянии. Хотя и здесь бывают случаи вандализма, как это произошло в сентябре 2016 года11.
мечети Казани. - Казань: Татарское книжное издательство, 2005. - С.143
Погром на Ново-Татарском кладбище в Казани: бессмысленный и беспощадный // "Вечерняя Казань", 8 сентября 2016 года. URL: http ://www. evening-kazan.ru/articles/pogrom-na-novo -tatarskom-kladbishche-v-kazani-bessmyslennyy-i-besposhchadnyy.html (Режим доступ свободный)
тейской слободе города. По разным сведениям, появление этого кладбище относят к эпохе Казанского ханства (называется даже дата первого захоронения - 1321 год, т.е. времена еще эпохи Золотой Орды). Сама Адмиралтейская слобода появилась в 1718 году с образованием Казанского адмиралтейства, где и стали активно использовать труд татар-лашманов (государственных крестьян, используемых в кораблестроительстве и лесорубном деле). В XIX веке кладбище отмечается на картах Казани. В первой половине ХХ века кладбище было действующим, на нем велись захоронения. Однако в 1957 году после строительства Куйбышевского водохранилища большая часть кладбища оказалась под водой. Нетронутой осталась лишь малая часть некрополя. Захоронения после этого уже на его территории не велись. К сожалению, в течении долгих лет оно оставалось в большом запустении, здесь практически повсюду видны следы вандализма, большая часть надмогильных плит разрушена, повсюду встречаются их осколки, на которых есть эпитафии, которые частично можно прочесть. Единственный сохранившийся и хорошо читаемый надмогильный камень принадлежит шейху Билалет-дину Габитову (1841-1918), который был имамом в Адмиралтейской слободе.
Начиная с 2007 года Центр исламской культуры «Иман» г. Казани как общественная организация стал поднимать вопрос о необходимости мемориализации этого исторического кладбища. В те годы происходила масштабная застройка побережья реки Волги со стороны Адмиралтейской слободы. Центр исламской культуры «Иман» обратился к мэру города, Президенту Татарстана и руководству Муниципального унитарного предприятия «Ритуал», в ведомстве которого и находятся все захоронения, с просьбой обратить внимание на данный некрополь и то состояние, в котором он находится. Письма были отправлены под подписью первого председателя Центра исламской культуры «Иман» ныне покойного Валиуллы хазрата Якупова (1963-2012). На кладбище было проведено совещание, на котором присутствовали представители МУП «Ритуал» и
председатель научно-экспертного совета Центра исламской культуры «Иман» На-иль хазрат Гарипов (автор этих строк). По итогам встречи стороны договорились рассмотреть вопрос более детально и принять по вопросу сохранения решение. На кладбище Центр исламской культуры «Иман» в том же году организовал уборку территории. Корреспонденты телеканала «ТНВ» во главе с Ильзирой Сибирцевой впервые осветили этот вопрос. Проблема сохранения кладбища получила широкий общественный резонанс. С этого времени ежегодно Центр исламской культуры «Иман» проводит субботник на территории кладбища, приглашаются все заинтересованные лица. В этом благородном деле принимают участие студенты Российского исламского университета, активисты Всемирного форума татарской молодежи, прихожане Закабанной мечети г. Казани во главе с имамом Сейджагфаром хазратом Лутфуллином и просто неравнодушные люди.
Историческое кладбище в Адмиралтейской слободе появилось, скорее всего, во времена Казанского ханства12. Адмиралтейская слобода как Бишбалта упоминается в разных исторических источни13
ках времён Казанского ханства . Например, в «Казанском летописце» о Бишбалте сказано как о пригороде Казани14. Также князь Андрей Курбский (1528-1583), описывая Казань середины XVI века, упомянул о Бишбалте15. Название «Бишбалта» («Пять топоров»), по мнению некоторых исследователей, связано с деятельностью
Афанасьев В. 1552-1902 гг. К 300-летию покорения Казани. Подлинная о Казанском походе запись Царственной Книги 1552 г. и сказание князя Курбского о покорении Казани. - М„ 1902
живших в этой слободе плотников. Однако есть предположение, что название связано с персидским корнем «город», «приго-род»16. Дело в том, что Бишбалта находилась на дороге, ведущей на запад. Это было стратегическое поселение, которое, скорее всего, было сформировано в целях обороны Казани. Например, Зилантова гора и связанные с ней легенды, больше были направлены на запугивание пришлых завоевателей. Если рассмотреть Зилантову гору с точки зрения военной стратегии, то с нее можно было прекрасно контролировать русло реки Казанки по которой в то время шли корабли к собственно городу и его крепости. В 1918 году Зилантову гору использовали как высоту для обороны города белогвардейцы полковника Владимира Каппеля от наступавших частей Красной армии. На высоте стоял артиллерийский пункт, из-за которого были расстреляны все насельники Зилантова монастыря.
Бишбалта постепенно росла и развивалась. Здесь селились лесорубы и мастера корабельных дел. В булгарские времена Бишбалта была местным центром судостроения. Здесь строились самые разнообразные суда. Для перевозки сыпучих грузов, таких как соль или зерно, использовались большие грузовые корабли - насады. Средние по размеру суда - учаны -перевозили товары, имеющие наибольшую ценность: меха, текстильные изделия. Их же использовали и для перевозки воинов. По маловодным рекам плавали ладьи, которые использовались для доставки товаров в труднодоступные населенные пункты.
Все вышеперечисленные типы кораблей применялись также для охраны торговых речных караванов, плывших из Каспийского моря по Волге и дальше по Каме, Оке и прочим рекам. Охрана города нужна была для защиты от тогдашних речных пиратов (ушкуйников), многие из которых промышляли в те времена на Вол16 Мустакимов И.А. К истории топонима «Бишбалта» // Средневековая археология евразийских степей. Материалы учредительного съезда Международного конгресса. Т.П. - Казань: Институт истории АН РТ, 2007. - С. 87-89
ге. В период расцвета Казанского ханства Волгу во всех направлениях бороздило большое количество кораблей. Кораблестроение и судоходство быстро развивалось. Некоторые из казанских судов были способны даже ломать тонкий лед своим массивным корпусом.
В XVIII веке это поселение приобрело свое стратегическое значение. Именно здесь строят Адмиралтейство для строительства кораблей. Первый российский император Петр Г не мог не обратить своего пристального внимания на уже сложившиеся традиции казанского судоходства. В 1710 году на казанской верфи были построены пять кораблей, которые пополнили Балтийскую эскадру, а затем еще восемь, ставших частью Азовского флота. В 1718 г. в Бишбалте царь учредил второе в стране адмиралтейство (первое находилось в Санкт-Петербурге). Так началась история Адмиралтейской слободы Казани. За время существования адмиралтейства в 1718-1829 гг. тут было построено около 400 кораблей.
Такова история древнего поселения Бишбалта. В наше время это название исчезло из казанской топонимики. Улица, называвшаяся некогда Бишбалтинской, переименована в Большую. О былых временах напоминает только недавно возведенная в Адмиралтейской слободе мечеть (ул. Клары Цеткин, 14), которую назвали «Бишбалта» в честь древнего поселения.
Однако надо помнить, что в Адмиралтейской слободе было до революции две мечети. Обе находились на современной улице Большой. Одна из них - вторая мечеть была ближе к современной Кировской дамбе, которая сегодня соединяет две реки Казанку и Волгу.
Развитие Бишбалты безусловно влияло и на расширение мусульманского кладбища. Скорее оно появилось во время зарождения города Казани и слободы. Кладбище со временем разрослось, об этом свидетельствует карты города Казани в XIX - первой половины ХХ вв.
Такова общая картина исторического мусульманского некрополя Казани: часть кладбищ безвозвратно утеряны, часть из них сохранились в разной степени сохранности, одно из них (кладбище в Ново-татарской слободе) продолжает функционировать как действующее. Однако остается проблема мемориализации этих кладбищ. На примере кладбища «Бишбал-та» в Адмиралтейской слободе мы можем сразу сказать, что проблема Центром исламской культуры «Иман» была поднята впервые 10 лет назад. Практически в первые годы проблема сохранения кладбища не волновала ни МУП «Ритуал», ни администрацию города. Центр исламской культуры «Иман» в 2007 году предложил рядом с кладбищем построить небольшую мечеть, которая могла бы своим присутствием оберегать древний мусульманский некрополь, как в принципе происходит на кладбище Пороховой слободы и существовало на других кладбищах в XIX веке. Мусульманский храм действительно со временем был построен, однако не рядом с кладбищем, а вдалеке от него: речь идет о мечети «Бишбалта на улице Клары Цеткин, д.14 (строительство началось в 2013 году и в 2016 году практически завершено) и, по мнению городских властей, потребность в постройке мечети около древнего захоронения отпала. На самом деле актуальность сохраняется и последние события с попыткой захвата прибрежной полосы около кладбища являются тому ярким
примером . Рано или поздно игнорирование темы сохранения кладбища может привести только к потери исторического объекта, что не позволительно для города с богатой исторической традицией и претендующей на сохранение своих объектов под покровительством ЮНЕСКО.
Центр исламской культуры «Иман» г. Казани уже не раз поднимал эту проблему на своих научных мероприятиях18 и предлагает создать мемориальный исторический комплекс на территории мусульманского кладбища Адмиралтейской слободы города Казани и прилегающей территории. Нами были разработаны планы финансирования и реконструкции объекта национального наследия. Необходимо также в ближайшее время принять ряд мер поддержки проекта со стороны государства для сохранения и консервации исторического кладбища и дальнейшего его изучения.
Добавим, что Центр исламской культуры «Иман» разработал проект туристического маршрута по Казани, который подразумевает посещение мечетей и мусульманских кладбищ города.
Источники и литература:
Nail Garipov
MUSLIM CEMETERY IN KAZAN: PROBLEMS OF PRESERVATION AND RECONSTRUCTION
Summary: In the article considered Muslim cemetery preserved Kazan and shows the experience of the Islamic Cultural Center "Iman" attempts to reconstruct the town cemetery.
Sources and Literature:
Academy of Sciences of Republic of Tatarstan, 1997. - 158 p. (in Russian)
http://www.idelreal.org/a/28074213.html (Free Access) (in Russian)