Спросить
Войти

К ВОПРОСУ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ МЕРЫ ВЕСА В ЗАКАВКАЗЬЕ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Автор: указан в статье

УДК 94(479.2):006.91 Н.Г. Саламов

К ВОПРОСУ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ МЕРЫ ВЕСА В ЗАКАВКАЗЬЕ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

N.M. Salamov

ON THE ISSUE OF ESTABLISHING ALL-RUSSIAN SYSTEM OF WEIGHT MEASURES IN TRANSCAUCASIA: HISTORICAL

AND LEGAL ASPECT

Интенция автора направлена на исследование единства измерений, а также нормативно-правового акта, устанавливающего правовые основы обеспечения единства измерений в Закавказье. Проводится историко-правовой экскурс и анализируются официальные документы, регулирующие вопросы, связанные с одним из семи основных единиц международной системы единиц - веса - в Российской империи, а также соответствующие нарративные материалы. На основе историографии представлена возможность изучить состояние метрологии в других окраинах Российской империи. На их примере проводится сравнительно-правовое исследование развития обеспечения единства измерений. На конкретном материале показано, как под влиянием потребностей экономики и человеческих факторов Закавказье в начале XIX в. было включено в зону распространения метрологического законодательства Российской империи, была введена общеимперская мера веса и надзор за мерами. Особе внимание уделяется нормативной базе государственной системы обеспечения единства измерений. На основе юридических актов и нарративных материалов предложена обоснованная авторская позиция о том, что с целью зашиты экономических интересов государства и прав подданных в начале XIX в. в Закавказье была введена мера веса, применяемая во всем Российском государстве. Данное экономико-правовое решение напрямую влияло на интеграцию окраины в единый государственно-правовой и социально-экономический организм империи.

The author&s intention was to study the uniformity of measurements, as well as a regulatory legal act establishing the legal basis for ensuring the uniformity of measurements in the South Caucasus. Historical and legal excursus was conducted and official documents regulating issues related to one of seven basic units of the international system of units - weight - in the

Russian Empire, as well as relevant narrative materials were analyzed. On the basis of historiography, the opportunity to study the state of metrology in the other outskirts of the Russian Empire was presented. On their example, a comparative legal study of the development of ensuring the uniformity of measurements was carried out. On specific material, it was shown how, under the influence of economic needs and human factors, Transcaucasia at the beginning of the 19-th century was included in the zone of distribution of metrological legislation of the Russian Empire, and general imperial measure of weight and supervision of measures were introduced. Particular attention was paid to the regulatory framework of the state system for ensuring the uniformity of measurements. On the basis of legal acts and narrative materials, a substantiated author&s position was suggested that, in order to protect economic interests of the state and the rights of citizens, at the beginning of the 19-th century in Transcaucasia, the weight measure applied throughout the Russian state was introduced. This economic and legal decision directly influenced the integration of outskirts into a single state-legal and socio-economic organism of the empire.

В конце XVIII в. к Российской империи была присоединена Грузия (Картли-Кахетия) [1]. Позднее к Российскому государству были присоединены ханства северного Азербайджана, составляющие основную часть Закавказья [2-5]. С этого времени в этом регионе закладывается матрица единого экономического пространства.

Кавказ, образно говоря, - огромная академия со всевозможными естественными лабораториями, открывающая наблюдателю и исследователю широкое поле для самостоятельных выводов [6, с. 9].

Одним из существенных аспектов исследования экономико-правовой жизни Закавказья в составе Российской империи в XIX в. является изучение процесса установления в этом регионе общероссийской измерительной системы - метрологии. Установление единой системы меры веса было одной из сфер хозяйствования, требующих унификации с общеимперскими стандартами. Но этот аспект в сознании научной общественности до сих пор не получил должной оценки.

В исследуемый период работы по обеспечению единства измерений в Российской империи осуществлялись на основе Высочайшего повеления «Об учреждении повсеместно верных весов, питейных и хлебных мер» 1797 г. В конце 1800 г. был издан Указ Сената «Об употреблении повсеместно верных весов, гирь и мер по данным образцам» [7]. Согласно этому Указу, все меры, гири и весы должны были пройти проверку на соответствие образцам и получить соответствующее клеймо.

В 1810 г. Государственный совет России принял решение ввести по

«_» U /■ «J

всей стране единую меру длины - стандартный 16-вершковый аршин (71,12 см). Казенный клеймённый аршин, ценой 1 рубль серебром, приказано было вводить по всем губерниям, с одновременным изъятием старых аршинных шаблонов.

К исследуемому времени на территориях с русским населением местные меры почти исчезли, но они сохранялись на окраинах, населенных другими народностями или испытавших иноземное влияние [8, с. 117]. Как пишет Н.А. Шостьин, местные меры сохранялись главным образом на западе и юге европейской России и в Сибири [8, с. 118].

История предоставляет нам акты, доказывающие, что правительство сознательно допускало стихийное разнообразие мер. Например, так было в Новороссийском крае в конце XVIII в. [8, с. 121].

Естественно, что переход от одного строя и склада жизни к другому должен соотноситься с народной психологией, и перемена в существе отношений должна быть сопряжена с возможно меньшим изменением и осложнением их форм. Видимо, с учетом этих моментов в Закавказье отсутствовало единообразие мер и весов.

Не сообщая о числе эталонов, целый ряд источников свидетельствуют о метрологическом разнообразии этого региона.

Не только в каждом ханстве, но часто даже в отдельных местностях ханств употреблялись различные единицы измерения, - пишет В.Н. Ле-виатов [9, с. 39].

В Бакинском ханстве при купле и продаже часто возникали споры из-за отсутствия единства мер и весов. По выражению К. Вороневича-Бассанцева, каждый житель «измеряет везде и все, как говорится, на свой аршин» [10, с. 66].

Можно заключить, что назрела настоятельная потребность в унификации мер и весов в ханствах как территориях, вошедших в Российскую империю.

В первую очередь необходимость установления единых стандартов мер и весов диктовалась требованиями времени. Период присоединения Закавказья к Российской империи характеризовался значительно возросшими темпами развития науки, техники, промышленности и торговли. В соответствии с этим развивалась и метрология: были проведены мероприятия в целях повсеместного распространения единой системы русских мер. В этом плане изучаемый регион держался обособленно.

Кроме того, если в настоящие время государственный метрологический контроль и надзор направлены на обеспечение обороны государства, здравоохранение и т.д., то в исследуемый период меры веса в наибольшей степени находили свое применение в области торговых операций и взаимных расчетов. А экономика, особенно развитие товарно-денежных отношений, требовала коренных изменений в сфере обеспечения единства измерений.

Вышеуказанные причины установления единого стандарта меры веса перекликались и с требованиями действующего законодательства. Например, Устав о соли 1781 г. содержал в себе следующий пункт: «в соляной магазин соль с судов или возов принимать с весу, и предписывается пресечь злоупотребление примерного приема соли в соляные магазины» [11]. А следует отметить, что около Баку добывалась поваренная соль.

Таможенный устав 1755 г. предписывал таможням наблюдать за тем, чтобы «купецкие люди продавали товары правдиво, и не чиня никакого обмана и не мешая добрые с худыми» [8, с. 154]. В августе 1809 г. была открыта Бакинская таможня [12, 13]. Позднее Бакинская и Тифлисская таможни были усилены таможенной цепью: в Бакинской таможенной дистанции были созданы заставы, в частности в Джаваде, Саль-янах, Ленкоране, Шуше и Елизаветполе. Не позднее лета 1815 г. были утверждены «Примерные штаты таможен и застав в Грузии и в провинциях от Персии присоединенных» [14].

Применение общеимперских стандартов метрологии диктовались и другими обстоятельствами. Например, горное производство требовало образцового измерительного хозяйства. После окончания войны с Наполеоном правительство активировало свою деятельность в сфере горной добычи. Высочайше утвержденным 3 февраля 1816 г. положением дозволено было заводить рудные заводы людям всякого состояния и звания. Этим же положением существующие в Грузии рудники и заводы уступлены бывшими владельцами казне и обратно получены в свободное использование. Для управления горным производством и минеральными промыслами в Грузии учреждалась в составе Верховного грузинского правительства Горная экспедиция [15].

Все вышеуказанное требовало унификации меры измерений в регионе.

Для решения задач по обеспечению единства измерений в регионе в первую очередь необходимо было создать правовые основания.

Начало установления в крае правовых основ единого стандарта измерения связано с управлением главнокомандующего Грузией Ф.О. Паулуччи. Одной из мер, принятых им за недолгое управление, стал ввод единого стандарта меры веса.

Непосредственной причиной введения в этом регионе единой системы меры веса была та же, что и во всей империи: защита прав и законных интересов подданных, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. А поводом послужили злоупотребления комиссионеров мерами-весами при приеме от

жителей провианта (хлеба). «Вникая по всей части, под управлением моим состоящим, и тщась всемерно искоренять все то, что истинно служит в отягощение жителям, я нашел немаловажное злоупотребление, с самого открытия здесь Российского правительства существовавшее, по части провиантской в рассуждении меры, каковая употребляема была комиссионерами при приеме от жителей провианта и которая, служа народу в тягость, а казне во вред, была только полезна комиссионерам по ловкости их в своих расчетах и капитан-исправникам, с взаимного между ними согласия, принимавшим от жителей хлеб кодами, коих мера для комиссионеров и капитан-исправников неопределительна, ибо их коды в приеме всегда были больше настоящей меры», - писал Ф.О. Пау-луччи [16].

Эта проблема становилась актуальной именно при приеме запасов в магазины. До 1835 г. в Российской империи существовала введенная еще в петровские времена магазинная (магазейная) система государственных заготовлений.

В 1800 г. генерал-прокурор Российской империи П.Х. Обольянинов сообщал, что «в некоторых губерниях весы содержатся в неисправности, гири заклеймены были около 40 лет тому назад и с того времени доселе оставались без проверки, от чего ... при приеме запасов в магазине является великий недовес: то же самое обстоятельство встречается и в рассуждении мер» [17].

Итак, стремясь истребить это зло в Закавказье и оградить здешний народ от явного стеснения, главнокомандующий Грузией Ф.О. Паулуччи ввел здесь во всех местах «российский вес казенными пудами» и предписал Грузинскому провиантскому депо снабдить оными все магазины, с тем чтобы «на сей только вес везде от жителей принимаем был покупаемый в казну провиант» [16].

Этим решением главнокомандующий официально санкционировал применение в регионе общероссийской единицы массы - пуда, «дабы дать народу почувствовать, сколь много российское правительство печется об их выгодах и благосостоянии» [16]. Из вышесказанного видно, что Ф.О. Паулуччи обосновывал свое решение еще и соблюдением прав и законных интересов людей.

Этим же постановлением Ф.О. Паулуччи установил ответственность лиц, виновных в нарушении данного постановления. Постановление гласило: «отныне строжайше наказано будет всякое со стороны российских чиновников злоупотребление, в чем предоставлена каждому свобода приносить мне правильные жалобы с полной уверенностью в получении справедливости». В этом решении главкома были зачатки установления права на обращение высшим органам [16]. Правда, оно касалось больше государственных гражданских служащих.

Усилия Ф.О. Паулуччи получили высочайшее одобрение [18].

Данные меры соответствовали правительственным указам 17791780 гг., касавшимся не только мер длины, но и других, предусматривалось изготовление и рассылка образцовых мер в наместничества [8, с. 118]. Однако официальных документов о датах доставки оных в Закавказье, об их количестве и вводе в эксплуатацию нет.

Следует отметить оперативность власти в Закавказье. Для сравнения: несмотря на присоединение к России еще в 1653 г., Украина только к 1734 г. была вовлечена в мероприятия по уменьшению разнообразия местных мер и установлению обязательных твердых соотношений между общегосударственными и местными мерами [8, с. 120].

Итак, постановлением главнокомандующего Грузией Ф.О. Паулуччи были установлены правовые основы общеимперской системы меры весов. Правда, мероприятия по унификации мер распространялись главным образом на государственные закупки, а в житейский обиход государственный аппарат не вмешивался.

Что касается применения метрологических предметов на исследуемой окраине де-факто, то они применялись и до присоединения региона к России. Например, в Баку на рынке, кроме местных весов, пользовались русскими весами и мерами [19, с. 78].

Данное постановление носило прогрессивный характер, оно не могло не повлиять на состояние эталонного и образцового измерительного хозяйства окраины. Однако было очевидно, что данные меры не могли дать мгновенный результат Для сравнения укажем, что на Украине мероприятия по установлению единой общеимперской системы мер и весов дали значительный результат лишь после ликвидации местного административного устройства (1781 г.) и введения управления по типу, существовавшему в России [8, с. 120]. А в целом по стране система мер веса, длины, объема и площади сложилась только к XX веку.

Надзор за использованием надлежащих мер и весов предусмотрен законодательством, прежде всего указом 1810 г. Проверку мер в губернских городах проводили казенные палаты Министерства финансов, в уездных - органы городского управления, в сельских местностях - органы сельского управления, которые должны были иметь заклейменные казенные меры, а также наблюдать за тем, чтобы «во всяком торге и промысле» употреблялись клейменные меры и весы [8, с. 226].

Однако система управления Закавказьем, в том числе ханствами северного Азербайджана, несколько отличалась от общеимперской, поэтому непосредственный государственный метрологический контроль за состоянием и применением эталонов главнокомандующий возложил на военно-окружных начальников. Именно им Ф.О. Паулуччи поручил неослабно наблюдать, дабы население «ни весом, ни другими какими-либо злоупотреблениями ни от кого не были угнетаемы» [16].

Можно предположить, что создание новых сфер государственного регулирования обеспечения единства измерений делало неизбежным применение и других общеимперских измерительных мер. Например, наряду с основной системой единиц, используемой в торговле и промышленности, предполагалось применение системы единиц «аптекарского» и «пробирного» веса.

Меры аптекарского веса применяли в том числе и при изготовлении лекарств. Известно, что в 1805 г. план и смета здания для Тифлисской врачебной управы и аптеки, представленные министру внутренних дел, были высочайше одобрены, и на его постройку из государственной казны было отпущено около 19 197 рублей серебром [20].

Пробирный вес применяли в основном на рудных разработках и на медных дворах при взвешивании малых количеств золота и серебра. «В России, - писал В.М. Севергин, - измеряя количество руд и металлов пудами, берется пробирный пуд ...» [8, с. 122]. В Грузии имелось также горно-металлургическое производство, которое планировалось развивать.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что присоединением Закавказья к Российской империи были заложены основы перестройки социально-экономической жизни Закавказья. Новые политические и производственно-экономические условия не могли не отразиться на метрологии. Защита интересов подданных и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений требовала принятия адекватных государственно-правовых решений. В результате был принят правовой акт, закрепляющий применение в Закавказье общеимперского средства измерения веса. Юридическое оформление использования единых весовых эталонов содействовало развитию экономики, послужило обеспечению потребностей подданных и государства в получении достоверных и сопоставимых результатов измерений и в то же время способствовало имплементации ханств Закавказья в экономическое и правовое пространство империи.

Литература

1. Приложение договора, поставленного с Карталинским царем Ираклием Вторым, о признании им над собою Верховной власти и покровительства Российских императоров / / Полное собрание законодательства Российской империи (далее - ПСЗРИ). - Собрание 2. Т. 21. - № 15835.
2. Высочайшая грамота Дербентскому Владетелю Шейх-Али-Хану «О принятии его в прежнее подданство России и о пожаловании его в третий класс» // ПСЗРИ. - Собрание 1. - Т. 25. - № 19107.
3. Высочайшая грамота подданным Дербентского владельца Шейх-Али-хана «О принятии их в Высочайшее благоволение и покровительство» // ПСЗРИ. - Собрание 1. - Т. 25. - № 19108.
4. Государственный архив Астраханской области. Ф.1. Оп.10. Д.341. Л.4А.
5. Под стягом России: сборник архивных документов. - М.: Русская книга, 1992. - 432 с.
6. Величко В.Л. Кавказ. Русское дело и междуплеменные вопросы. -СПб., 1904. - Т. 1. - 224 с.
7. Указ «Об употреблении повсеместно весов, гирь и мер по данным образцам» // ПСЗРИ. - Собрание 1. - Т. 26. - № 19688.
8. Шостьин НА. Очерки истории русской метрологии. XI - начало XX века. - М., 1975. - 272 с.
9. Левиатов В.Н. Очерки из истории Азербайджана в XVIII в. - Баку, 1948. - 190 с.
10. Искендерова М.С. Бакинское ханство. - Баку, 1999. - 212 с.
11. О распоряжениях для заготовления соли по губерниям, доколь казенные палаты по сей части в настоящее действие не вступят // ПСЗРИ. -Собрание 1. - Т. 21. - № 15190.
12. Предложение гр. Гудовича Казенной Экспедиции, от 27 января 1809 г. // Акты, собранные Кавказской археографической комиссией -АКАК. - Т.3. - № 89.
13. Рапорт Вадынского гр. Гудовичу, от 2 декабря 1806 г. // АКАК. -Т. 3. - № 97.
14. Записка о заставах вновь учреждаемых границ наших с Персией и Турцией // АКАК. - Т. 5. - № 375.
15. О горных заводах в Грузии, от 1816 г. // АКАК. - Т. 5. - № 351.
16. Отношение маркиза Паулуччи министру полиции, от 6 октября 1811 года // АКАК. - Т. 5. - № 3.
17. Указ «Об употреблении повсеместно весов, гирь и мер по данным образцам» // ПСЗРИ. - Собрание 1. - Т. 26. - № 19688.
18. Отношение министра полиции маркизу Паулуччи, от 26 ноября 1811 года // АКАК. - Т. 5. - № 86.
19. Легкобытов В.С. Обозрение российских владений за Кавказом в статистическом, этнографическом, топографическом и финансовом отношениях: в 4 ч. - СПб.: Тип. Департамента внешней торговли, 1836. - Ч.4. - 401 с.
20. Саламов Н.М. Роль МВД Российской империи в управлении Закавказьем в начале XIX века // Вестник Восточносибирского института. - 2018. - № 3(86). - С. 27-34.

Literatura

1. Prilozhenie dogovora, postavlennogo s Kartalinskim carem Irakliem Vtorym, o priznanii im nad soboyu Verhovnoj vlasti i pokrovitel&stva

Rossijskih imperatorov // Polnoe sobranie zakonodatel&stva Rossijskoj imperii (dalee - PSZRI). - Sobranie 2. - T. 21. - № 15835.

2. Vysochajshaya gramota Derbentskomu Vladetelyu Shejh-Ali-Hanu «O prinyatii ego v prezhnee poddanstvo Rossii i o pozhalovanii ego v tretij klass» // PSZRI. - Sobranie 1. - T. 25. - № 19107.
3. Vysochajshaya gramota poddannym Derbentskogo vladel&ca Shejh-Ali-hana «O prinyatii ih v Vysochajshee blagovolenie i pokrovi-tel&stvo» // PSZRI. - Sobranie 1. - T. 25. - № 19108.
4. Gosudarstvennyj arhiv Astrahanskoj oblasti. F.1. Op.10. D.341. L.4A.
5. Pod styagom Rossii: sbornik arhivnyh dokumentov. - M.: Russkaya kniga, 1992. - 432 s.
6. Velichko V.L. Kavkaz. Russkoe delo i mezhduplemennye voprosy. - SPb., 1904. - T. 1. - 224 s.
7. Ukaz «Ob upotreblenii povsemestno vesov, gir& i mer po dannym obrazcam» // PSZRI. - Sobranie 1. - T. 26. - № 19688.
8. Shost&in NA. Ocherki istorii russkoj metrologii. XI - nachalo XX veka. -M., 1975. - 272 s.
9. Leviatov V.N. Ocherki iz istorii Azerbajdzhana v XVIII v. - Baku, 1948. -190 s.
10. Iskenderova M.S. Bakinskoe hanstvo. - Baku, 1999. - 212 s.
11. O rasporyazheniyah dlya zagotovleniya soli po guberniyam, dokol& ka-zennye palaty po sej chasti v nastoyaschee dejstvie ne vstupyat // PSZRI. -Sobranie 1. - T. 21. - № 15190.
12. Predlozhenie gr. Gudovicha Kazennoj Ekspedicii, ot 27 yanvarya 1809 g. // Akty, sobrannye Kavkazskoj arheograficheskoj komissiej - AKAK. -T. 3. - № 89.
13. Raport Vadynskogo gr. Gudovichu, ot 2 dekabrya 1806 g. // AKAK. -T. 3. - № 97.
14. Zapiska o zastavah vnov& uchrezhdaemyh granic nashih s Persiej i Turciej // AKAK. - T. 5. - № 375.
15. O gornyh zavodah v Gruzii, ot 1816 g. // AKAK. - T. 5. - № 351.
16. Otnoshenie markiza Pauluchchi ministru policii, ot 6 oktyabrya 1811 goda // AKAK. - T. 5. - № 3.
17. Ukaz «Ob upotreblenii povsemestno vesov, gir& i mer po dannym obrazcam» // PSZRI. - Sobranie 1. - T. 26. - № 19688.
18. Otnoshenie ministra policii markizu Pauluchchi, ot 26 noyabrya 1811 goda // AKAK. - T. 5. - № 86.
19. Legkobytov V.S. Obozrenie rossijskih vladenij za Kavkazom v statisticheskom, etnograficheskom, topograficheskom i finansovom otnosheniyah: v 4 ch. - SPb.: Tip. Departamenta vneshnej torgovli, 1836. - CH.4. - 401 s.
20. Salamov N.M. Rol& MVD Rossijskoj imperii v upravlenii Zakavkaz&em v nachale XIX veka // Vestnik Vostochno-Cibirskogo instituta. - 2018. № 3(86). - S. 27-34.
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ЗАКАВКАЗЬЕ НАЧАЛО xix ВЕКА МЕТРОЛОГИЯ МЕРА ВЕСА ПУД ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ russian empire transcaucasia beginning of the xix century
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты