Спросить
Войти

Сельский сход в условиях первой российской революции (на материалах костромской и Ярославской губернии)

Автор: указан в статье

УДК 94(470)"1905/1907"

Белов Андрей Михайлович

доктор исторических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

istclass@ksu.edu.ru

Сулоев Иван Николаевич

Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

iwdoroga@mail.ru

СЕЛЬСКИЙ СХОД В УСЛОВИЯХ ПЕРВОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (на материалах Костромской и Ярославской губернии)

В период первой российской революции в стране появляются новые общественные институты: 6 августа 1905 г. учреждается Государственная дума, образуется множество общественно-политических организаций. Затронули перемены и патриархальную деревню, которая попадает в водоворот революционных событий. В отечественной историографии роль сельских сходов в период революционных потрясений 1905-1907 гг. комплексно не изучалась. В настоящей статье ставится задача рассмотрения трансформации сельских сходов в Верхнем Поволжье период первой российской революции. Исследование основано на различных группах источников: как неопубликованных, так и опубликованных. В начале ХХ века органом самоуправления в деревне являлся сельский сход, на котором избирали сельского старосту и других должностных лиц. Сельский сход был традиционным механизмом решения социально-экономических проблем в сельском обществе. В условиях революции 1905-1907 гг. сельский сход в Верхнем Поволжье втягивается в общественно-политическую жизнь страны, принимая на себя функции взаимодействия крестьянского общества и власти. Поэтому в эту связку стремились включиться политические партии и организации, которые через сельский сход пытались воздействовать на власть. В свою очередь, правительство понимало это и старалось препятствовать созыву сходов.

В период первой российской революции в стране появляются новые общественные институты: 6 августа 1905 г. учреждается Государственная дума, образуются политические партии: кадеты, октябристы, Союз русского народа, а также общественные организации: Всероссийский Крестьянский союз, Крестьянский союз партии социалистов-революционеров и др. Затронули перемены и патриархальную деревню, которая попадает в водоворот революционных событий.

В начале ХХ века органом самоуправления в деревне был сельский сход, на котором проявилось свойственное русскому крестьянству коллективное решение назревших проблем [9]. В условиях революции это стало рассматриваться как стремление к народовластию. Крестьянский сход избирал сельского старосту и других должностных лиц. По мнению исследователей, «решение общественных дел миром - бытовая черта русского народа» [1, с. 51]. Именно сход был традиционным местом решения социально-экономических проблем в сельском обществе. Сход созывался весной перед началом полевых работ и поздней осенью для учета казенных и мирских повинностей [1, с. 51], проходил в съезжей избе или «въезжих» домах, которые снимало общество, либо, в случае их отсутствия, сельские жители собирались на деревенской площади. На сходе присутствовали крестьяне-домохозяева или, если они ушли на заработки в города, их жёны.

В отечественной историографии роль сельских сходов в период революционных потрясений 1905-1907 гг. комплексно не изучалась [1; 7], обращались к данной проблеме лишь в связи с изучением крестьянского движения.

В настоящей статье ставится задача рассмотрения трансформации сельских сходов в Верхнем Поволжье периода первой российской революции из организации крестьян для решения сельских проблем в первичную общественно-политическую ячейку жизни русской деревни.

Исследование основано на различных группах источников как неопубликованных [9; 12; 25; 22], так и опубликованных [23].

С началом революции изменяется общественно-политическая обстановка в стране. В промышленных районах начинаются стачки рабочих, а в городах - демонстрации и протесты учащейся молодёжи. Летом 1905 г. царь идёт навстречу общественным требованиям и учреждает Государственную думу. Согласно положению о Думе, «выборные от сельских жителей избираются волостными сходами из числа крестьян, принадлежащих к составу сельских обществ данной волости» [21, стб. 26656]. Следовательно, сельский сход рассматривался как звено в цепи выборов депутатов Государственной думы. Вскоре появляется «октябрьский манифест», после которого в стране легализуются политические партии и организации: кадеты, октябристы, Союз русского народа, а также революционные (РСДРП, ПСР), Всероссийский крестьянский союза и другие. При этом все политические объединения стремятся воздействовать на крестьян с целью обретения поддержки сельских избирателей. В конце 1905 г. начинается активная деятельность агитаторов политических партий в сельской местности.

Возросшая общественная активность отразилось на крестьянских сходах, которые начинают созываться во внеурочное время, т.е. в период по© Белов А.М., Сулоев И.Н., 2016

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- № 1, 2016

29

левых работ. Так, 18 сентября 1905 г. собрался сельский сход домохозяев деревень Слудки, Кулемиха, Копотики и Курилова Глушковской волости Вет-лжуского уезда [17]. Сход сельских жителей д. Игнатова большого Юрьевецкого уезда Костромской губернии созывался в разгар посевной - 15 мая 1906 г. [23, с. 182], а 30 июня 1906 г. созывался сход крестьян Балахоновского сельского общества Мелечкинской волости Юрьевецкого уезда [23, с. 300]. В Ярославской губернии также меняется время проведения сельских сходов. Так, 5 ноября 1905 г. прошёл сход крестьян с. Косьмодемьянская Щетининской волости Пошехонского уезда, а 2 декабря 1905 г. - сход крестьян Ермаковской волости Пошехонского уезда [6, л. 74]. Причина новых явлений - вовлечение крестьян в общественно-политическую жизнь страны.

На сельских сходах появляются агитаторы политических партий. Так, сельские жители Никитинской волости Нерехтского уезда обратились к одному из членов конституционно-демократической партии с просьбой приехать к ним, чтобы «поговорить с мужичками о всех нуждах» [11]. Приглашали к себе агитаторов - кадетов и жители с. Писцово того же уезда [11]. Таким образом, сельские обыватели проявляют интерес к происходящим событиям и требуют разъяснений. Один из источников информации они видят в приезжих агитаторах. На сходе крестьян Тонкинской волости Варнавинского уезда 6 ноября 1905 г. присутствовали члены местной социал-демократической группы. Агитаторы перед собравшимися жителями говорили «зажигательные речи» и читали антиправительственные воззвания [3, л. 3]. Это привело к политической дифференциации крестьян. Одна часть крестьян, совместно с агитаторами, отправилась в квартиру агитатора социал-демократа Долгушева, находившуюся при земской аптеке для продолжения составления приговора. В тоже время группа оставшихся крестьян, не желавших участвовать в написании «незаконного» приговора, выразила желание разнести это «осиное гнездо» [3, л. 3]. Таким образом, под воздействием агитации на сельском сходе, часть сельских жителей начинает поддерживать революционные идеи. При этом реакция крестьян иногда была и агрессивной. Особенно если революционные ораторы не учитывали традиционных представлений русской деревни. Так, в с. Ликурга Буйского уезда в конце 1905 г. на сходе-митинге оратор социалист-революционер резко высказался против царя. Но крестьяне по окончанию речи заявили, что они «стоят за царя и слушать его больше не станут». После этого толпа монархистов набросилась на оратора и избила его. Через некоторое время был созван второй сход. Явился тот же оратор, который предложил собравшимся спеть «Царь небесный» и «Стои, Господи, люди, твоя», что было охотно исполнено.

После пения оратор произнёс ту же речь, на ту же тему, что и на предыдущем собрании, и на этот раз крестьяне слушали охотно и согласились ещё устроить митинг [15]. Таким образом, крестьянские сельские сходы проявляли большую устойчивость к проникновению революционных идей.

Ещё одним проявлением нового в общественно-политической жизни деревни конца 1905 - начала 1906 гг. стали факты не допущения представителей власти на сходы, крестьяне обсуждали события, происходившие в России. В Чухломском уезде Костромской губернии в феврале 1906 г., по сведениям газет, в деревне проявляется усиленный интерес к «политике». Сельские жители собирают сходы, на которых широко обсуждают как общегосударственные вопросы, так и вопросы, касающиеся непосредственно деревни, местная администрация при этом на сходы не допускается [15]. Всё это свидетельствует о новых явлениях, желании крестьян самостоятельно решать и обсуждать интересующие их проблемы и события. Вместе с тем доверие к старосте, как посреднику между крестьянством и земством, сохранилось. Он продолжал возглавлять сход. Так, на сходе крестьян с. Сельца и д. Бориковской Ростовского уезда Ярославской губернии 16 апреля 1906 г. присутствовал староста Дмитрий Савогин [23, с. 171].

Учреждение русского парламента и объявление «октябрьского манифеста» вызвало живой интерес в сельской среде. Крестьяне активно начинают обсуждать нововведения на сходах. Сход крестьян сёл Борского, Васильевского, Родники Юрьевецкого уезда Костромской губернии собрался 9 октября 1905 г. для рассмотрения царского положения (Булыгинская - И.С.) о Государственной думе [23, с. 71]. Крестьяне с недоверием относятся к объявленным им манифестам. В Кинешемском уезде сельские жители в самом начале чтения «октябрьского манифеста» отнеслись к нему крайне скептически, и под конец и прямо заявили, «что этот манифест подложный, требуя от земского начальника показать им настоящий, где им обещана прирезка земли» [10]. Таким образом, революционная обстановка и повышенные ожидания крестьян порождают недоверие к власти.

Осенью 1905 г. фактически начинается избирательная кампания в Государственную думу. В ходе выборов сельский сход становится первичной ячейкой в многоступенчатых выборах от крестьянского сословия России. Сельские жители выбирают уполномоченных в уездные избирательные комиссии. Сход крестьян Тонкинской волости Варнавинского уезда Костромской губернии собрался 6 ноября 1905 г. для выборов уполномоченных в Государственную думу [3, л. 3]. На сходах сельские жители избирают своих выборщиков от волости. Так, крестьяне Кондауровской волости Костромской губернии, «наслышанные об от30

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 1, 2016

радных манифестах батюшки Царя, помазанника Божьего, от 6 августа и 17 октября, об участии в Государственной думе бедно-крестьянского населения, и о том, что можно говорить правду», созывать сходы и собрания для того, чтобы выбирать «из среды крестьян верных людей нашей родины». Поэтому 4 декабря 1905 года на сходе с «общего согласия, в присутствии всей волости выбрали ходатая, которого мы считали лучшим из нас» [12]. Следовательно, сельские сходы постепенно втягиваются в общероссийские общественно-политические процессы.

Под влиянием агитации крестьяне на сходах принимают решения о присоединении к политическим и общественным организациям. 4 декабря 1905 г. собрался сход жителей деревень Соколова, Давыдова, Семенова Новосёловского общества Шунгенской волости Костромского уезда Костромской губернии для вступления во Всероссийский Крестьянский союз (ВКС) [18]. Сельский сход жителей с. Косьмодемьянская Пошехонского уезда Ярославской губернии 5 ноября 1905 г. собрался для вступления в ВКС [23, с. 92]. Таким образом, сход способствует росту политического самосознания и присоединения крестьян к общественным организациям или политическим партиям. Вот как описывает создание партийной группы социалистов-революционеров один из современников: «Является из города "оратор". Призывает крестьянина:

- Скажите пожалуйста, у вас есть здесь сознательные крестьяне?

- Да, стало быть, найдутся.

- Соберите их всех, я сегодня вечером поговорю с ними.

Собираются "сознательные" крестьяне. Агитатор начинает говорить. В заключении оканчивает: "Вы согласны с тем, чтобы земля отошла к вам в уравнительное землепользование? Согласны с тем, чтобы у нас была республика (подобный вопрос задаётся не везде и не всегда)». Крестьяне соглашаются. "Ну так вот, - говорит "оратор", - есть так называемая партия, которая всего этого добьётся. Называется она партией с-р. Вам необходимо примкнуть к этой партии: тогда мы организованней скорее добьёмся всего". Крестьяне, не отдавая себе отчёта ни в партии ни в республике, примыкают и начинают считать себя с-р» [8, с. 12]. Таким образом, сельские обыватели в условиях ослабления самодержавия надеятся решить земельный вопрос с помощью политических и общественных организаций. Вместе с тем, партийный выбор не был устойчивым и зависел от симпатий лидеров крестьян в той или иной деревне. Так, во время предвыборной кампании весной 1906 г. политические партии используют сходы для разъяснения сельским избирателям предложений по решению аграрного вопроса. В Кулиго-Марьинской волости

Нерехтского уезда Костромской губернии, «местный крестьянин Н.А. Кузнецов, состоящий председателем местной группы кадетской группы, до открытия волостного схода обратился к избирателям с речью и стал читать брошюру о чиновниках и народном правлении» [25].

В тоже время особенностью крестьянского мира было стремление обязать своих избранников к выполнению главного народного чаяния - земли. Эти настроения трансформируются в своеобразную форму приговоров и наказов крестьянских сходов. Значительная часть сходов собирается в мае - июне 1906 г., в период сессии I Государственной думы, для составления и отправки приговоров и наказов в Государственную думу своим избранникам. С 4 мая по 1 июля 1906 г. крестьяне Костромской губернии составили и отправили 46 приговоров и наказов из них 31 - всей Думе в целом, 4 - кадету И.В. Замыслову, 3 - Трудовой группе, 2 - трудовику П.Д. Горохову, 1 - кадету председателю Государственной думы, 1- РСДРП, 1 - Рабочей группе, 1 - П.Д. Горохову и П.А. Сафонову, 1 - кадету Н.А. Огородникову, 1 - П.А. Сафонову. Таким образом, круг адресатов был довольно широким. Тем не менее, в качестве главного адресата преобладала Государственная дума в целом. Так, 14 мая 1906 г. под председательством волостного старшины Ф.П. Голубева, собрался сход крестьян Кондауровской волости Юрьевецкого уезда для составления приговора в Государственную думу. На сходе присутствовало136 крестьян из 189 домохозяев. Сход ходатайствовал перед Государственной думой о наделении сельских жителей бесплатной прирезкой в общинное пользование надельной земли [23, с. 182]. Не ранее 30 июня 1906 г. в присутствии сельского старосты Арсения Кондратьева Чернышева собрался сельский сход крестьян Бала-хонского сельского общества Юрьевецкого уезда. Сход постановил составить и направить приговор депутату Государственной думы от Юрьевецкого уезда трудовику П.Д. Горохову. В приговоре сельские жители просили прирезки земли и гражданских прав [23, с. 300]. Таким образом, в мае - июне 1906 г., несмотря на занятость крестьян земледельческими работами, количество сельских сходов значительно увеличивается. В Ярославской губернии сельские сходы также созываются. В мае -июне 1906 г. сельские жители составили и направили в Государственную думу 5 приговоров, из них 3 - Трудовой группе и по одному крестьянскому депутату А.М. Кострову и Думе в целом. В июне 1906 г. прошёл сельский сход крестьян Новинского общества Мологского уезда. В приговоре крестьяне выразили членам «Государственной думы искреннее пожелание в преуспеянии их в деле народной пользы» [23, с. 300]. Таким образом, в Ярославской губернии, по сравнению с Костромской, количество созванных сходов меньше. Это

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 1, 2016

31

связано с тем, что в Ярославской губернии губернатор А.А. Римский-Корсаков всячески стремился ограничить избирательную активность [2, с. 70] и проводил аресты агитаторов других партий.

В ответ на присылаемые сельскими избирателями приговоры и наказы депутаты посещали уезды и отправляли в волостные правления отчёты

0 своей деятельности в парламенте, для оглашения их на сельских сходах. Так, член Государственной думы от Костромской губернии кадет И.В. Замыслов в июне 1906 г. посетил Костромскую губернию и провёл семь собраний, разъясняя сельским избирателям позицию партии кадетов в решении аграрного вопроса [24]. А после отъезда в Петербург
1 июля 1906 г. депутат прислал на имя уренского старшины краткий отчёт о работе Государственной думе и просил его прочитать крестьянам на волостных сходах для ознакомления» [16]. Однако старшина под давлением земского начальника этого не сделал. Таким образом, к концу деятельности I Думы власть пытается воспрепятствовать установлению прямой связи депутатов Государственной думы с сельскими сходами.

После разгона первого русского парламента бывшие депутаты Государственной думы собрались 10 июля 1906 г. в Выборге, где подписали «Народу от народных представителей». Выборгское воззвание распространялось активистами политических партий на территории Костромской и Ярославской губерний. Содержание манифеста объявлялось крестьянам на сходах. Так, сельский староста с. Сменцово Мышкинского уезда Ярославской губернии в начале августа 1906 г. созвал сельский сход, «на котором прочитал выборгский манифест». После этого староста пытался созвать волостной сход с целью объявления сельским жителям Выборгского воззвания [27]. Следовательно, пропагандисты пытались использовать сельский сход для политической агитации и организации крестьянских волнений. С другой стороны после разгона Думы власть препятствовала проникновению агитаторов на сельские сходы.

В ходе выборов во вторую Государственную думу политические партии продолжают вести агитацию среди сельских избирателей через сельские сходы. Кадеты умело использовали сход в привлечении крестьянских голосов. Так, в начале 1907 г. в с. Диево-Городищенском Ярославского уезда одноимённой губернии члены волостной группы КДП старались попасть в выборные «десятидвор-ные или агитировать за людей прогрессивных на сельских сходах или частных беседах» [4, л. 3]. Таким образом, избирательная кампания давала право на легальное выступление на сходе. В то же время радикальные призывы осознаются частью крестьян. Так, крестьянин д. Угл Рыбинского уезда Ярославской губернии в конце декабря 1906 г. на сходе «подстрекал своих односельчан к не платежам податей» [5, л. 5]. Таким образом, в ходе выборов во вторую Думу политические партии при агитации стремились шире использовать возможности схода.

Вновь активизируются сельские сходы в ходе работы II Государственной думы в феврале - июне 1907 гг. Крестьяне Костромской губернии направили в Думу девять приговоров, из них 2 - всем депутатам Думы, 2 - кадету П.Е. Юницкому, 2 - «представителю крестьян», 2 - председателю Думы, 1 - на имя пяти депутатов («Антонову, Галунову, Юницкому, Петерсену и Калинину»). Так, 5 марта 1907 г. состоялся сход крестьян селений Бурдова и Глебова Кологривского уезда в количестве 42 человек для «обсуждения вопросов, касающихся нужд и польз крестьян» [23, с. 330]. В Ярославской губернии для составления приговора 23 февраля 1907 г. собрался сход крестьян д. Осмериц Иловенской волости Мологского уезда. Крестьяне единогласно просили отчуждения земли [26, л. 87]. Таким образом, в период деятельности второй Государственной думы крестьяне также продолжают созывать сходы для составления приговоров и наказов. Тем не менее, активность крестьян по сравнению с первой Государственной думой снижается.

Наряду с изменением характера деятельности сельского схода появляется и новое в содержании его деятельности. Агитаторы вместе с программными лозунгами приносят в сельскую среду радикальные призывы в решении крестьянских проблем. 9 октября 1905 г. крестьяне сёл Борско-го, Васильевского, Родники Юрьевецкого уезда приняли резолюцию, в которой утверждали, что «лишь учредительное собрание может дать стране успокоение» [23, с. 71]. Резолюция, в отличие от приговора, категорична и отражает стремление агитаторов адаптировать формы борьбы пролетариата к сельским условиям. В декабре 1905 г. в связи с нарастанием рабочего движения в стране в сельскую местность проникают активисты политических партий, в деревнях проходят митинги. Так, 4 декабря 1905 г. в Высоковском волостном правлении Костромского уезда прошёл митинг, на котором присутствовали 200 крестьян и два священника. Митинг принял резолюцию, в которой потребовал выборы в Государственную думу на «основе всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права» [19]. 16 декабря 1905 г. в доме уездной земской управы состоялось собрание выборных от волостей в присутствии «посторонней публики». После «тщательного» обсуждения была вынесена социально-политическая резолюция [20]. Таким образом, наряду со сходами в деревнях проходят митинги, которые в конце 1905 г. становятся нормой сельской жизни. Другой формой трансформации сельского схода в условиях революции стали «народные сходки». Так, «народная сходка» состоялась в октябре 1905 г. в с. Бла32

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «jij- № 1, 2016

говещение Маленковской волости Пошехонского уезда Ярославской губернии [23, с. 84]. Другой новой формой стали «народные собрания». 11 июня 1906 г. состоялось «народное собрание» жителей с. Минское Костромского уезда. «Собрание» потребовало «немедленной отставки министерства Горемыкина» и «заменой его министерством Думского большинства» [14]. Следовательно, сельский сход под воздействием революционных потрясений постепенно трансформируется в другие виды организации жителей села - митинги и собрания.

Под влиянием революции стали заявлять свои права и женщины. 22 июня 1906 г. собрание женщин с. Уреня Варнавинского уезда направило в адрес депутата - кадета И.В. Замыслова - приговор, в котором просило народного избранника выяснить вопрос о «равноправии женщин» [23, с. 79]. В конце июня 1906 г. крестьянки с. Зубарева и окрестных деревень Романо-Борисоглебского уезда Ярославской губернии направили депутатам Государственной думы заявление. В нём женщины выражают «глубочайшую благодарность тем членам <...> думы, которые самоотверженно отстаивают равноправие женщин» [23, с. 301]. Мы видим, что под воздействием революционных перемен первые шаги в деревне делает и борьба женщин за равноправие.

Таким образом, в условиях революции 19051907 гг. сельский сход в Верхнем Поволжье втягивается в общественно-политическую жизнь страны, принимая на себя функции взаимодействия крестьян, власти и общества. В эту связку стремились включиться политические партии и организации, которые через сельский сход пытались воздействовать на власть. Правительство понимало это и особенно с июля 1906 г. стремилось воспрепятствовать проникновению радикальных идей в деревню.

Библиографический список

1. Безгин В.Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX - начала ХХ в.). - М.; Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2004. - 304с.
2. Белов А.М. Партийное самоопределение интеллигенции провинции как отражение процессов политической модернизации России в 19051907 гг. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20. -№ 3. - С. 69-72.
3. Государственный архив Костромской области. - Ф. 120. - Оп. 1. - Д. 516.
4. Государственный архив Российской Федерации. - Ф. 523. - Оп. 1. - Д. 415.
5. Государственный архив Ярославской области. - Ф. 906. - Оп. 1. - Д. 41.
6. Государственный архив Ярославской области. - Ф. 906. - Оп. 4. - Д. 548.
7. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: «Молодая гвардия», 1991. - 446 с.
8. Записки предателя П. Гребнёва. - Кострома: КНОИМК, 1918. - 32 с.
9. Костромич. - 1907. - 11 января.
10. Костромская жизнь. - 1906. - 11 января.
11. Костромская жизнь. - 1906. - 9 января.
12. Костромская речь. - 1906. - 28 марта.
13. Костромской голос. - 1906. - 10 февраля.
14. Костромской голос. - 1906. - 13 июня.
15. Костромской голос. - 1906. - 10 февраля.
16. Костромской край. - 1906. - 1 июля.
17. Костромской листок. - 1905. - 6 ноября.
18. Костромской листок. - 1905. - 4 декабря.
19. Костромской листок. - 1906. - 13 января.
20. Костромской листок. - 1905. - 18 декабря.
21. Полное собрание законов Российской империи. - СПб.: Государственная типография, 1908. -Собр. III. - Т. XXV. - Отделение 1-е.
22. Право. - 1906. - 8 апреля.
23. Приговоры и наказы крестьян Центральной России 1905-1907 гг. Сборник статей / автор-сост. Л.Т. Сенчакова. - М: Эдиториал УРСС, 2000. -416 с.
24. Речь (Государственная дума). - 1906. -7(21) июня.
25. Речь. - 1906. - 9 марта (22 марта).
26. Центр документации Новейшей истории Ярославской области. - Ф. 394. - Оп. 5. - Д. 2.
27. Ярославские отголоски. - 1906. - 8 августа.

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- № 1, 2016

33
СЕЛЬСКИЙ СХОД МИТИНГИ КРЕСТЬЯНЕ РЕВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА rural gathering meetings peasants revolution
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты