И. О. Колосова
Монастырская церковь Воскресения со Стадища в Баткове улице на Запсковье.
Историко-топографический контекст архитектурного памятника
Восстановление церковных приходов и приходской жизни в исторической части Пскова - одна из примет нашего времени. Закономерен в связи с этим интерес к многовековой истории храмов, при которых активно действуют или еще только формируются общины верующих. В настоящей статье рассматриваются материалы по истории одной из самых известных церквей Запсковья за более чем три столетия - от середины XV до кон. XVIII в.
Сохранившаяся до наших дней на Запсковье, напротив Кремля, у перекрестка улиц Леона Поземского и Набат, каменная церковь Воскресенского женского монастыря (рис. 3) построена не позднее начала 1530-х гг. Известно, что во время большого пожара, охватившего Запсковье 15 августа 1532 г., она еще не была завершена1. Первое летописное упоминание монастыря датируется более ранним временем, 1457/58 г., когда "... погоре все Запсковие от церкви святого Богоявления и до манастыря святого Въскресениа, и церковъ святого Коз-мы и Дамиана згоре ..."2. Первая приходская церковь в этой отдаленной части Запсковья - ц. Варлаама Хутынского - была основана только в декабре 1465 г.3
По мнению И. К. Лабутиной, Воскресенский монастырь стоял в середине XV в. среди огородов, вероятно на краю посада, и только во второй половине 1460-х гг. вошел в состав городской территории, защищенной первоначально деревянной, а позднее - каменной крепостной стеной (рис. 1, 2). Ближайший к нему -Спас-Надолбин монастырь, упомянутый в ПЛ под 1480 г.: неподалеку от последнего была захвачена во время нападения на Псков немецкая "снека" (боевое судно).4
Колосова Ирина Олеговна - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и музееведения Псковского госпедуниверситета им. С. М. Кирова
Топоним Стадище использовался для обозначения местоположения Воскресенского монастыря, по крайней мере, с 30-х гг. XVI в. и означал какое-то пастбище, выгон для скота за пределами посада .5 По выписи 1640 г. на владения Крыпецкого монастыря из писцовых книг 1620х гг. известна Стадицкая (Стадиская ?) улица на Запсковье.6 Впрочем, участок, о котором идет речь в выписи, находился довольно далеко от Воскресенского монастыря. Интересно летописное упоминание Коровьей гридницы на Звани-це (1470 г.), находившейся, возможно, близ Воскресенского монастыря.7 Топоним Коровья гридница, безусловно, перекликается с более поздним и более распространенным (Стадище).
Для решения вопроса о первоначальном освоении территории, занятой позднее монастырем, должны быть привлечены археологические данные. Раскопки широкой площадью проводились в ближайших к Воскресенской церкви кварталах, к югу и юго-востоку от нее в кон. 1970-х и в 1980-е гг. Ниже приводятся основные выводы, которые содержатся преимущественно в кратких публикациях начальников раскопов по итогам этих работ.
В 1981 г. на небольшом по площади раскопе между современными улицами Школьной, Набат, Л. Поземского и О. Кошевого, примерно в 100 м южнее храма,8 был зафиксирован культурный слой мощностью до 1 м. Согласно наблюдениям руководителя работ С. В. Белецкого, слой оказался переотложенным, он содержал находки Х11-ХХ вв., причем предметы Х1Х-ХХ вв. встречались вплоть до материка. Материк был сильно изрезан ямами, древнейшие из которых содержали керамику ХН-ХШ вв.; имен-но этим временем исследователь датировал начало застройки участка. Более того, С. В. Белецкий отметил отдельные находки,9 свидетельствующие о существовании на Запсковье селища второй половины I тыс. н.э., одновременного нижнему слою городища, распо-
лагавшегося напротив, на высоком мысу у слияния рр. Великой и Псковы, на месте Кремля.10
Более ранние исследования (1977 г.),11 проводившиеся в том же квартале, позволили выявить культурный слой мощностью до 1-1,5 м, сильно нарушенный перекопами. Начало освоения участка было первоначально датировано руководителем работ К. М. Плоткиным кон. ХШ-ХГУ вв., а большая часть находок и остатков застройки отнесена к Х’УТ-Х&УП вв. Были исследованы пять подвалов с деревянной облицовкой и четыре каменных, сооруженных после пожара 1681 г., а также печь для выпечки хлеба (вон. ХУШ в.). К. М. Плоткин отметил, что застройка ХУ[-ХУП вв. ориентирована согласованно с одной из улиц Запсковья, показанной на плане 1740 г.12
С Воскресенского 1 раскопа (1977 г.) происходит самая ранняя из псковских сфрагисти-ческих находок - "печать протопроедра Евстафия". Такие буллы были к концу 1990-х гг. известны в количестве 32 экз., причем большая часть (27 экз.) найдена в пределах Новгородской земли (включая находки из Старой Ладоги и единственную печать этого типа из Пскова). В. Л. Янин считает, что "печати Евстафия" принадлежали первому новгородскому посаднику из местных бояр - Завиду, занимавшему эту должность в период малолетства князя Мстислава-Феодора Владимировича (ок. 1088-1094 гг.).13 Печать была найдена над пятном гумуса в материке; пятно было образовано заполнением трех столбовых ям. Среди других находок - ледоходный шип и более 500 фрагментов керамики. В публикации, посвященной печати, К. М. Плот-кин отнес освоение изученного в 1977 г. участка к более раннему времени, чем в первой краткой публикации об итогах раскопок. Он предположил, что прибрежная полоса Запсковья входила в состав древнего ядра псковского посада, который охватывал полукольцом первоначальный детинец (будущий Кром).14 Таким образом, возможно, что участок, позднее занятый Воскресенским монастырем, осваивался под застройку на рубеже Х1 -Х11 вв.
Отметим мнение группы исследователей, проводивших в кон. 1970 - нач. 1980-х гг. раскопки на Запсковье. Они отмечают, что слои Х1-Х^ вв. встречены только в раскопах к югу от современной ул. Школьной. На всех остальных раскопах, располагавшихся ближе к крепо-
стной стене кон. XV в., самые ранние отложения культурного слоя относятся только к ХУ-ХУ! вв. Высказано предположение о том, что распространению застройки в XIV-XV вв. мешала какая-то преграда, вероятно, каменная стена, которая являлась на Запсковье продолжением крепостной стены, построенной в междуречье рр. Псковы и Великой в 1375 г. Высказано также предположение о предшествовавшей каменной деревянной стене кон. 1360-гг. В качестве основных аргументов в пользу строительства укреплений на Запсковье исследователи приводят летописное сообщение 1374/75 г. о строительстве крепостной стены "около всего посада" и отмечают специфику уличной сети Запсковья, отраженную, например, планом 1740 г.15 В рассматриваемой краткой публикации появление более или менее заметного око-логородского поселения в прибрежной части Запсковья датировано второй половиной XI -нач. XII в. и связано с перепланировкой города, вызванной пожаром первой трети XI в. Начало формирования уличной сети на Запсковье отнесено в этой работе ко времени княжения Довмонта (вторая пол. XIII в.), а включение территории Запсковья в пределы крепостных стен в кон. 60-х гг. XIV в. связано со сложением кон-чанской системы Пскова.16 Отметим, что, видимо, небольшой объем публикации не позволил авторам привести развернутую аргументацию в пользу всех выдвинутых предположений. Так, раскопки 1984 и 1989 гг. в соседнем квартале, между ул. Набат, Школьной, Первомайской и ул. О. Кошевого, к востоку от ц. Воскресения, дали в одном случае сильно потревоженный слой;17 в другом, при несомненной нарушенности слоя, в материковых ямах выявлены керамика и отдельные находки, датируемые в пределах Х-ХП вв.18 Таким образом, ранние материалы встречаются и в раскопах к северу от ул. Школьной.
Итак, согласно археологическим данным, первые поселенцы на месте, соседнем с участком, где позднее был основан Воскресенский монастырь, могли появиться еще в период существования культуры длинных курганов третьей четверти I тыс. н.э. С кон. XI - нач. XII вв., возможно, начинается формирование посада в прибрежной части Запсковья, против Детинца (Крома). Сложная внешнеполитическая обстановка XIII в. , частые нападения на Псков
с запада привели к запустению участков посада на Завеличье и Запсковье, а также в междуречье Псковы и Великой.19 Вероятно, основание Воскресенского монастыря относится уже ко времени вторичного освоения правобережья р. Псковы. Монастырь уже существовал ко времени сооружения деревянных укреплений Окольного города на Запсковье (1465 г.). Он находился на территории большего из запс-ковских концов второй пол. XV в. - Кузмодемь-янского.20
Строительная история и особенности Воскресенской церкви, памятника архитектуры ХУГ-ХУП вв., привлекали внимание как местных любителей старины, так и специалистов - историков архитектуры. Так, описание храма с указанием его размеров включено в путеводители Н. Ф. Окулич-Казарина21 и Ю. П. Спе-гальского; последний считал, что от первоначального здания XVI в. остались только стены четверика, столпы и апсиды.22 Обстоятельную характеристику храм получил в работах Вл. В. Седова. По мнению этого автора, памятник по характеру фасадов и структуре интерьера наиболее близок к типу "погостско-монастырских" канонических храмов, в первую очередь - к ц. Георгия со Взвоза 1494 г. В то же время он отмечает, что ц. Воскресения не свойственен столь же гармоничный интерьер.23 Вл. В. Седов пришел к выводу, что при строительстве Воскресенской церкви ориентация на образец периода независимости способствовала не обогащению традиции, а профанации достижений предшествующей эпохи.24
Особое внимание исследователь уделил декору юго-восточной палатки храма, появившейся позднее его основного объема. Палатка сложена только из плиты, в то время как примыкающая к ней часть галереи с приделом Введения построена с применением кирпича и относится, по предположению Вл. В. Седова, к XVIII в. Впрочем, последнее утверждение нельзя считать бесспорным.25 На южном фасаде палатки каждое из двух прясел завершено двумя двухуступчатыми арочками, опирающимися на консоль и образующими форму "арок с гирькой". Вл. В. Седов приводит мнение Н. Ф. Окулич-Казарина, отметившего чуждость для Пскова мотива "подвесных арок" и предположившего его заимствование из Москвы, а также мнение литовской исследовательницы
А. Гриневичюте-Янкевичене, указавшей аналогии этому мотиву в декоре ниш одного из позднеготических храмов Белоруссии. Известны примеры использования мотива "подвесных арок" в зодчестве Новгорода XVI в.; для Пскова же такой пример единичен .26
Звонницу, стоящую на притворе храма, Н. Ф. Окулич-Казарин, ссылаясь на мнение И. Грабаря, относил в концу XVI или даже к XVII в.; он предположил, что ранее перед папертью стояла отдельная деревянная звонни-ца.27 Ю. П. Спегальский датировал звонницу кон. XVII в. (как и крыльцо, притвор, южный придел и северную часть храма), а левый пролет звонницы - XIX в.. Он пришел к выводу о сравнительно невысоких художественных достоинствах памятника .28 Такого же мнения придерживается, как отмечено выше, и Вл. В. Седов. Впрочем, существует и мнение о том, что ц. Воскресения - один из наиболее выразительных памятников псковской архитектурной школы XVI-XVII вв., органично связанный с традиционной городской средой Запсковья.29
Обратимся к письменным источникам, позволяющим, прежде всего, характеризовать историко-топографический контекст монастырского храма кон. XVI - XVIII в.
В рукописный сборник документов Воскресенского со Стадища монастыря на Запсковье, хранящийся в Древлехранилище Псковского музея-заповедника,30 включена копия челобитной игуменьи Акилины (1646 г.), в которой приведены сведения о монастыре и его владениях со ссылкой на писцовые книги 20-х гг. XVII в. Согласно им, монастырь находился "... в Запсковском конце в Баткове улице от Коз-модемьянские улицы к Загряским воротам на правои стороне . а в монастыре церковь Воскресение Христово каменна ... под Воскресенским же монастырем после прежнего писма припущены два места дворовые черные из Воцкие улицы к Бармакине улице на правои стороне подле снятогорскова дьячкова Сенки-на двора близ двора сына боярского Гурья Воронцова да два ж места дворовых черных что подле Максимова двора Росы рыбника а по старому писму был на том месте двор оброчной ямщика Якуша Левонтиева.".31 Из названных в описании четырех улиц надежно определяется местоположение двух - Козмодемьянс-кой и Батковой.
Козмодемьянская (Кузмодемьянская) улица на Запсковье известна по писцовой книге 1585-87 гг.: на этой улице находился двор и при нем лавка свечника Иванка Остратова, лавка Володи Васильева; на той же улице у Зва-ницкого креста стояла лавка мясника Сенки Иванова .32 На этой же улице перечислено около сорока пустых лавок ;33 известен на ней также двор рыбника Ивана Шейки, владельца амбара и клети в рыбных рядах на берегу Псковы, и в Сурожском ряду Торга.34 Местоположение улицы Званицы определяется вполне надежно (см. рис. 1, 2): она вела от моста через Пскову к ц. Варлаама Хутынского и одноименным воротам;35 Званицкий крест - перекресток улиц близ этого моста.36 В Жирковском сте на Куз-модемьянской улице находился также двор Ивана Репы, часть которого в 1591 г. была передана владельцем Петропавловскому Середкину (Си-роткину) монастырю.37 Несомненна связь названия улицы с приходской церковью Козьмы и Демьяна в Примостье.
По нашему мнению, Козмодемьянская -иное название Званицы, или Варламской (Вар-ламовской), главной ("большой")38 улицы Запсковья. В тексте одного из документов середины XVIII в. Козмодемьянская улица названа "большой" - определение, чаще всего обозначавшее именно улицу, ведущую от Примостья к Варламским воротам. В выписи из писцовых книг 20-х гг. XVII в. на владения Крыпецкого монастыря (1640 г.) названы два оброчных места в Запсковском конце "... ото Псковы реки Куз -модемьянско... улицею в переулке в горке .. ,"39. Следует отметить, что микротопоним Воцкая (Вотцкая ?) улица, названный при описании местоположения Воскресенского со Стадища монастыря, связан с другим, более ранним, известным с конца XVI в. - Воцкая горка.40 Судя по купчим грамотам середины XVIII в., горка находилась близ Ильинских ворот41 и Ильинского монастыря42 (рис. 1, 2). Мы предполагаем, что Воцкая улица по своему направлению на отдельных участках совпадала с современной улицей Школьной.43 Улица Бармакина известна только по приведенному тексту выписи 1620-х гг.
Улица Баткова (Батковская, Батков-ка) не принадлежит к числу широко известных старых псковских улиц, данные о ней в опубликованных источниках крайне редки. Так, по выписи из мерных книг 193 (1684/85) г. и других
документов кон. XVII в. на владения Снетогор-ского монастыря на улице Батковской, ведущей к крепостной ("городовой") стене, известны небольшие дворы стрельца и стрельчихи, посадского человека .44 В писцовой книге 158587 гг. упоминаются владевшие лавками на Торгу и в других местах жители Запсковья, бат-ковские суседи (их дворы входили в состав Бат-ковского ста); среди них - Трофим Павлов сын Губин, рыбник, один из именитых псковичей (его родной брат Василий был старостой рыбного ряда, а сам Трофим упоминается в перечне псковичей - поручителей в государеве оброке и пошлине).45
Улицу Батьковскую включал в перечень улиц Запсковья Ю. П. Спегальский, но без ссылок на источники и предположений о более точном местоположении улицы.46 Отметим, что написание Батьковская встречается в офицерской описи Снетогорского монастыря (1763 г.).47
На иконах XVIII в., восходящих к более ранним оригиналам, Воскресенский монастырь показан выходящим на главную ("большую") улицу Запсковья - Званицу, или Кузмо-демьянскую, Варламскую (Варламовскую) -см. рис. 2. Согласно плану 1740 г., от этой главной улицы к Загряжской башне вела только одна улица, проходившая к югу и востоку от церкви Воскресения (рис. 1). Очевидно, в середине XVIII в. она не доходила до крепостной стены, теряясь среди огородов. Это и была Баткова улица. После перепланировки кон. XVIII в. она прошла немного севернее и стала называться Воскресенской (ныне - улица Набат). Севернее храма на плане 1740 г. показана улица, ведущая к Быковской башне, после перепланировки эта улица исчезла. Отметим, что в документах середины - третьей четверти XVIII в. упоминаются как Батковская, так и Воскресенская улица, Воскресенский переулок.48 Второе название могло относиться к улице, проходившей севернее ц. Воскресения; после перепланировки оно перешло на сохранившуюся к югу от храма улицу.
По оброчным книгам 1645/46 и 1654/55 гг. известны Батковские ворота;49 это, скорее всего, - другое название Загряжских (Заг-рязских, Загряских) ворот. Сооружение Загряжской каменной башни с воротами и захабом отнесено Ю. Б. Бирюковым к 20-30-м гг. XVII в.50 Мнение о том, что башня с воротами
была пристроена к уже существующей стене, высказывалось также А. Н. Кирпичниковым, обследовавшим ее в 1980 г. и обратившим внимание на стыковочный шов.51
Самое раннее упоминание Батковой улицы относится к 1573/74 г. Сохранилась данная (вкладная) Мартына Васильева сына Зеленина, в иноках Макария, Троице-Сергиеву монастырю на двор ". во Пскове на Запсковье в старолаветцких суседех в Баткове улице.." Во дворе " ... изба передная четырех сажен, да против ее повалуша, а под повалушей подклеть на хлебной запас. Да меж избы и повалуши сени, да другая изба трех сажень меж угол, да анбар товарный трех сажень, да сени. Назади изба пол-третьи сажени, да сени, да к сеням чюлан, да хлев, а на хлеве сенник, да перед сенником сени, да под ними подсенье на домовую рухледь, да два погреба каменные с одною лесницею, да о полулеснице снизе дверь железная для пожару. Да двор весь мощен и покрыт. В город двои ворота да сад .. ,".52 Данная была составлена в Пскове; в этом убеждает содержание соггоЬогаИо.53 Для Пскова это один из ранних примеров полного описания застройки двора.
Старолавицкое сто на Запсковье известно по писцовой книге 1585-87 гг.: в его состав входили дворы двух владельцев лавок на Торгу, причем один из этих дворов находился на "большой" улице, т.е., вероятно на Званице (Варлам -ской, Варламовской или Козмодемьянской).54 В январе 1631 г. "суседи" Старолавицкого ста давали показания по делу о злоупотреблениях князя Д. М. Пожарского, допущенных им в качестве псковского воеводы.55 Самое позднее из известных нам упоминаний Старолавицкого ста датируется 1714 г.; сохранилась копия челобитной о продаже двора ". в Старолавицком сте на углу противу Спаскои улицы а в сторону того двора переулок Лазоревскои .. ,".56 Спасская улица получила название по упомянутому выше Спас-Надолбину монастырю. После перепланировки кон. XVIII в. улица прошла немного южнее, но сохранила на некоторое время старое название; ныне это улица Олега Кошевого.57
В кон. 1620 - начале 1630-х гг. XVII в. двор, отданный Мартыном Зелениным Троице-Сер-гиеву монастырю, стал объектом спора между его властями и псковичом, посадским человеком Семеном (Семкой) Якимовым сыном Бан-
щиковым (иначе: Безменником). В качестве документа, подтверждающего его права на дворовое место, Семен предъявил купчую грамоту. Согласно ей, он приобрел спорное дворовое место с огородом "в Запсковском конце в Старолавицком сте в Батковской улицы" за 60 алтын в 1625 г. у священника Степана Костянти-нова сына. Причем в документе отмечено, что каменный погреб на продаваемом дворовом месте обрушился. Отметим, что в процитированной выше данной 1573-74 гг. идет речь о двух погребах. Размеры дворового места по купчей - 6 сажен по улице, вдоль от улицы 23 сажени и 5 сажен позади по огороду. В качестве соседей в купчей названы владельцы дворовых мест и огородов гдовский помещик Сергей Гурьев сын Воронцов, Трофим Нестеров сын левейщик (?) и "архиепископль приказной" Семен Порываев. В документе не указывается, на каком основании поп Степан владел дворовым местом, но отмечено, что этого места "... нет... ни в кабалах, ни в записех, ни в духовных грамотах, и не заставлено ни у кого ни в чем, и не продано никому опрочь сей купчей ... " Если же какие-либо документы впоследствии все же будут представлены, то Степан брался "... ото всяких крепостей оцыстить. А будет немочно мне ево оцыстить, и мне по сей купчей Семеновы купчие деньги назад отдати ..."; причем в этом случае предполагалась выплата компенсации Семену за новые постройки и ремонт старых .58
В комплекс рассматриваемых документов входит данная псковских воевод, князей Пожарского и Г агарина, Троице-Сергиеву монастырю от 27 января 1630 г. Она составлена по грамоте патриарха Филарета, уведомлявшей о рассмотрении в суде спора между посадским человеком псковичом Семкой (Семейкой) Якимовым сыном Банщиковым и властями Трои-це-Сергиева монастыря, представленными стряпчим Нехорошим Шулегиным, о дворовом месте в Пскове на Запсковье ". в старолавитц-ких суседех в Батковке улице ..." Семен Банщиков показал, что дворовое место было им куплено у попа Степана, но он владеет только частью спорного места, а другой частью владеют псковичи посадские люди Захарка Попко и По-ликарпко Щепихин. По решению суда предписывалось "... дворы с того места снести долой ..."; признавались законными только права
Троице-Сергиева монастыря, подтвержденные данной М. Зеленина. В воеводской данной приведены размеры дворового места.59
В спорное дело 1687 г. о владении дворовым местом в Батковской улице включена купчая середины XVII в. Согласно ей размеры двора с огородом составляли 16х3,5 саж., из построек указаны ". горенка на жилом подклете а против горенки повалыша на по(дкле)те да сени с подсеньем да омшаник да в огороде сенница да ворота з задороги ."60
Рассматриваемый микротопоним хорошо известен по документам XVIII в. Так, сведения о дворах на Батковской улице и в Батковском переулке есть в арендной крепости 1717 г.61 Согласно книгам сбора оброчных денег 1758 и 1760 гг., дворы по Батковской улице входили в состав Жирковской сотни. Двор помещика Михаила Антонова сына Апрелева указан в этих книгах на Званице, против пустого погреба.62 Таким образом, арендованный в 1717 г. двор находился на углу Званицы (иначе - Варламс-кой, Варламовской, или Козмодемьянской; см. выше) и Батковской улиц. С трех дворовых мест платил оброчные деньги помещик Михаил Евдокимов сын Кокошкин, причем только одно из этих мест ранее принадлежало его отцу, а два других - подьячему Евдокиму Суханову и воротнику Кириле Никифорову.63 Четыре места принадлежали Снетогорскому монастырю, а их прежними владельцами указаны плотник Юрий Андреев сын, вдова Марья Фомина дочь Елагина, Никифор Надалонков64 и Марфа Тур-ченинова.65
Последнее упоминание Батковской улицы датируется 1769 г., когда ключарь Троицкого собора Ефим Васильев сын купил у псковского купца Кондратея Захариева сына Серебреникова двор с деревянными постройками и каменным погребом, примыкавший к пустому дворовому месту Василия Меньшого По-сникова, причем расстояние от Батковской улицы до дворового места Посникова составляло 18-20 саж.66
Воскресенский девичий монастырь на Запсковье был упразднен в1764 г. и церковь стала приходской. В черновиках редакционно -издательского отдела Московского архива Министерства юстиции67 сохранилась копия "офицерской" описи монастыря,68 составленной поручиком Ильей Солнцевым, специально коман-
дированным в Псков Комиссией о церковных имениях. "Описание 1-й части описи Псковского Воскресенского монастыря" (черновик рукописи) - среди документов, которые предполагалось включить в третий "псковский" сборник МАМЮ.69
Согласно описи, к началу 1760-х гг. на территории монастыря находилась каменная церковь с двумя престолами - Воскресения Христова и Введения Пресвятой Богородицы; под церковью - "погреб каменный". Кроме кладовой, также каменной, все находившиеся в монастырском дворе строения, в том числе - две кельи игуменьи, были деревянными. Среди построек двора названы две житницы: в одной хранился монастырский хлеб, собранный с крестьян, в другой - "жалованный" хлеб игуменьи. Отмечены также два деревянных "мешка" с ледником и два ветхих сенных "анбара". Все эти строения, за исключением пяти монашеских келий, построенных монахами на собственные средства, были сооружены крестьянами, при этом кирпич, стекло и железо приобретались на средства казны. За монастырем находился сад площадью 33х29 саж.70 Монастырь окружала деревянная ограда, с единственными въездными воротами "в трех столбах"; ограда названа в документе ветхой. При воротах стояла караульная изба.
В середине XVIII в., накануне секуляризации церковных и монастырских вотчин, монастырю принадлежали 225 крестьян и свыше 100 десятин земли.71 Впрочем, приход Воскресенского монастыря известен по купчим грамотам на дворы и ранее.72 В список штатных церквей храм Воскресения не входил, его приход насчитывал в 1764 г. 18 дворов, а после произведенного вскоре "уравнивания" - 34 двора. При этом в штат не была положена и соседняя церковь Вар-лаама Хутынского с большим приходом (86 дворов). В то же время ближайшая к храмам Воскресения и Варлаама церковь Спаса упраздненного тогда же Спас-Надолбина монастыря (с приходом всего в 5 дворов; после "уравнивания" - в 30) была положена в штат. В 1775 г. штат Спасской церкви был переведен в Варлаамовс-кую ц. В 1788 г. после смерти священника Воскресенской церкви последняя была приписана к соседней ц. Варлаама Хутынского.73
В ходе перепланировки кон. XVIII в. в северной части Запсковья трассы двух древних
улиц, Званицы (Козмодемьянской, Варламов-ской) и Батковской, существенно изменились. Церковь Воскресения оказалась на самом перекрестке спрямленных улиц. В губернском городе эти улицы назывались Нарвской и Воскресенской.74 Ныне это улицы Леона По-земского и Набат. Многие небольшие улочки
и переулки в ходе пере-планировки исчезли совсем.
Приведенные данные позволяют достаточно полно воссоздать формирование и развитие городской среды северной части Запсковья в эпоху средневековья и в начале нового времени, до перепланировки кон. XVIII в.
Примечания
М.,1999, с. 255-257, 259; Лабутина И.К., Кулакова М.И. Псков в XIII в. (археологические наблюдения по динамике расселения и строительства) // Русь в XIII веке: континуитет или разрыв традиций ? Научная конференция. Москва, 14-16 ноября 2000 г. Тезисы докладов. М., 2000, с. 60-61; см. также: Лабутина И.К., Кулакова М.И. Псков в XIII в. (археологические наблюдения по динамике расселения и строительства) // Русь в XIII веке. Древности темного времени. М., 2003. См также: Кондакова К.И. Запсковье: формирование и развитие посада по археологическим данным. Дипломная работа. Псков, 2003. Рукопись; хр.: кафедра отечественной истории и музееведения ПГПУ, д/р № 20. С. 30-32, 74-75.
топографической основе, предполагаемая Воцкая улица ведет от перекрестка современных улиц Школьной и Труда в северном, а затем в северо-западном направлении, к Быковской башне (рис. 1: 64) Окольного города (Харлашов Б.Н. План Псковской крепости 174G г. (опыт адаптации к современной топооснове) // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. 18 /2GG3. С. 1GG-1G1, 1G2).
старолавитцкого сты Ондрюшки Терентьева кузнеца, и сусед того места Мартиновского Зеленина, где живал Семка Банщиков от Булгаковского дворового места по Батковке улице [курсив наш] до Захаркина огорода Попкова 5 сажен с локтем, а от Батковки улицы в длину с огородом к Семенову огороду Порываева 23 сажени, а назади ?