Спросить
Войти

Советские республиканские ордена: рождение первых советских наград

Автор: указан в статье

ОВЕТСКИЕ РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ОРДЕНА: РОЖДЕНИЕ ПЕРВЫХ СОВЕТСКИХ НАГРАД

УДК 930.2:069.8

А. В. Калашникова

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена истории формирования советской наградной системы, периоду появления первых национальных наград в будущих советских республиках в 1918—1920-х годах. Она основана на материалах Государственного Исторического музея, имеющего самую крупную коллекцию этих редких наград в стране. В статье поэтапно рассмотрен процесс создания советских республиканских орденов — появление и эволюция эскиза и модели ордена, утверждение внешнего вида награды, техника, место и особенности её изготовления. Также рассмотрены проблемы, с которыми сталкивается историк при атрибуции наград советских республик: возможность установления авторов эскизов наград, изготовителей наград по сохранившимся клеймам, сведений о ювелирных мастерских периода нэпа. Обозначены особенности изготовления орденов советских республик, которые должны быть учтены при научной каталогизации.

A. V. Kalashnikova

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation,

The article is devoted to the history of formation of the Soviet award system, the period of occurrence of the first national award in the future Soviet republics in 1918—1920&s. It is based on the materials of the Historical Museum with the largest collection of these rare awards in the country. Article gradually the process of creation of the Soviet Republican awards — the emergence and evolution of the sketch and the model of the order, approval appearance awards, equipment and the location and peculiarities of its production. Also considered are the problems faced by the historian when attribution awards of the Soviet republics: the possibility of the establishment of the authors of the drafts awards, manufacturers awards by the surviving stamps, information about the jewelry shops of NEP. The indicated peculiarities of manufacturing orders of the Soviet republics, which must be considered in the scientific cataloguing.

КАЛАШНИКОВА АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВНА — соискатель Института истории, истории культуры и музейного дела Московского государственного университета культуры и искусств, хранитель отдела нумизматики Государственного Исторического музея

KALASHNIKOVA ALEKSANDRA VLADIMIROVNA — doctoral student of Institute of history, cultural history and museology, Moscow State University of Culture and Arts, numismatics curator of the State Historical Museum

141406

SOVIET REPUBLICAN ORDER:

THE BIRTH OF THE FIRST SOVIET AWARDS

e-mail: murka-shkurka@mail.ru © Калашникова А. В., 2014

Советские республиканские ордена1 относятся к периоду установления советской власти в будущих республиках СССР, Гражданской войны и первых лет советской власти (точные временные рамки периода бытования советских республиканских орденов: 1918—1935 годы) и поэтому являются уникальным источником по истории этого периода.

Как известно, наградная система императорской России была отменена в 1917 году вместе с отменой эполет, погон, императорских мундиров и прочих атрибутов прежней власти. Можно сказать, что таким образом новая власть выполняла обязательства, данные в своём гимне: «...Весь мир насилия мы разрушим До основания..»

Действительно, ещё в начале Гражданской войны была введена новая военная форма, нагрудные знаки «Красный Командир», «Краснофлотец» и «Красный лётчик», новые воинские звания. Первым орденом новой власти стал орден Красного Знамени РСФСР.

Быть кавалером ордена ещё со времён средневековья означало не только получение некоего социального статуса, но и принятие на себя серьёзных нравственных обязательств. Награждение орденом есть признание наличия в кавалере определённых качеств, рассматривающихся социальной средой данного государства как добродетели, достойные восхищения, своеобразные нравственные эталоны. Это применимо и к раннесоветскому периоду.

Молодому государству в условиях военного времени нужны были герои, то есть люди, достойные подражания, эталоны, к которым хотелось бы стремиться. Этих героев надо было представить простым людям. Необходимо было что-то, что усиливало бы мотивацию стремиться к эталону, что-то большее, чем эфемерная благодарность или слишком приземлённый матери1 Статья написана по материалам отделов нумизматики и письменных источников ГИМ.

альный подарок, равняющий борца за идею с наёмником. И, наконец, это что-то должно было быть понятно красноармейцам, в большинстве своём выходцам из низов, мало понимавшим все тонкости новой символики.

На эту роль идеально подходила такая награда, как орден, с одной стороны, понятная всем и хорошо известная, с другой — всеми уважаемая (известно, что далее многие большевики не избавлялись от своих императорских военных орденов и солдатских орденских знаков отличия, считая их заслуженной наградой, ни в коем случае не марающей их репутацию).

Необходимость соблюсти принцип отказа от прошлого привела к тому, что орден меняется до неузнаваемости: из понятия превращается в предмет, меняется его внешний вид и принцип ношения. Но социальная роль ордена и кавалера ордена остаётся прежней, орденоносец имеет высокий социальный статус, награждение орденом является одной из высших наград для красноармейца.

Постепенно свои ордена учреждают все советские республики, каждая из них старается сделать свой орден уникальным, не похожим ни на какой другой и в то же время близким и понятным своим гражданам.

В связи с этим в республиканских наградах появляются изображения традиционных народных орнаментов, орудий местного земледелия или растений, свойственных и являющихся отличительной чертой той или иной республики. Однако «совет-скость» новых орденов всегда в достаточной мере подчёркивается изображением красной звезды, скреплённых серпа и молота или плуга и молота.

Появлению любой награды предшествуют несколько этапов работы. Работа начинается с выбора эскиза — рисунка, выполнение которого может быть поручено конкретному автору, а может быть организовано в форме конкурса, в результате которого отбирается эскиз, наиболее соответствующий заявленным требованиям.

Внешний вид любой награды всегда утверждается высшим руководством страны, и чаще всего — уже на этапе рисунка. В собрании Государственного Исторического музея находятся эскизы двух советских республиканских орденов — ордена Трудового Красного Знамени АзССР первого вида и ордена Трудового Красного Знамени ССР Армении.

Первый трудовой орден АзССР был учреждён в апреле 1922 года. Этому предшествовала работа по созданию проекта ордена, которая была получена художнику М.А. Власову.

В Отделе нумизматики ГИМ хранится альбом, подаренный музею другом художника, историком Шейным. В нём представлены два эскиза ордена — первый вариант и немного изменённый третий — тот, который был утверждён. Под изображениями имеются подписи — «Орден Труда». В этом же альбоме хранится документ — удостоверение с оттиском АзЦИК № 2213 о том, что М. А. Власов получил премию за подготовку проекта «орден Красного Знамени Труда».

Эскиз имеет несколько существенных отличий от ордена — девиз «Владыкой мира будет труд» и аббревиатура республики выполнены кириллицей, а не арабской вязью, как на ордене. Возможно, художник просто не владел азербайджанским языком, но надпись изначально предполагалась на азербайджанском, или эта поправка была внесена на этапе утверждения эскиза.

Второе отличие — основное поле ордена художник предполагал покрыть эмалью голубого цвета, однако готовый орден имеет серебряное, не покрытое эмалью поле. Элементы серпа и молота на центральном поле предполагались позолоченными, а наковальня — чернёной, однако от этого, в итоге, отказались, оставив и серп, и молот, и наковальню серебряными, без покрытия. Вероятно, эти изменения были сделаны с

целью упростить и удешевить орден.

Орден Трудового Красного Знамени ССРА был учреждён в 1926 году. Эскиз ордена художника А. Коджояна представляет собой небольшой альбомный лист, вставленный в картонное паспарту, содержащий надписи на армянском языке.

Этот эскиз не столь сильно отличается от изготовленной на его основе награды. Основное отличие — изображение горы Арарат на фоне предполагалось в технике перегородчатой эмали, однако итоговый орден имеет штампованное серебряное изображение горы на белом эмалевом фоне. Такое изменение весьма обоснованно: перегородчатая эмаль — сложная ювелирная техника, не поддающаяся механизации, и её использование в разы увеличило бы временные и финансовые затраты на изготовление ордена.

Сохранившиеся эскизы орденов являются ценными источниками по истории конкретной награды, отражают изменения, происходившие не только с её внешним видом, но и с названием.

Авторы проектов наград известны на данный момент не для всех республик. Точно молено сказать о следующих наградах:

• Орден Красного Знамени РСФСР — В. В. Денисов, сотрудник коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при Наркомате просвещения;

• Орден Трудового Красного Знамени РСФСР — С. И. Куклинский, красноармеец, победитель всероссийского конкурса на создание проекта первого трудового пролетарского ордена в марте 1922 года;

• Орден Красного Знамени АзССР — Ибрагим-паша Векилов, начальник военно-топографического отделения оперативно-мобилизационного отдела штаба Наркомата по военным и морским делам республики;

• Орден Трудового Красного Знамени АзССР — первый вид — М. А. Власов, красноармеец, победитель конкурса эскизов ордена «Владыкой мира будет труд» в

ноябре 1921 года, второй вид — Б. Н. Бено (Телингатер);

• Орден Красного Знамени ССРА — С. Ованесян, основатель дома деятелей армянского искусства в Тифлисе;

• Орден Трудового Красного Знамени ССРА — первый вид — А. Коджоян, победитель конкурса на лучший эскиз ордена в апреле 1925 года, второй вид — автор неизвестен;

• Орден Трудового Красного Знамени БССР — Г. Е. Змудзинский;

• Орден Трудового Красного Знамени ЗСФСР — Б. Н. Бено (Телингатер);

• Орден Трудового Красного Знамени ТССР — архитектор А. А. Карелин;

• Красный Военный орден ХНСР — П. С. Афанасьев, художник при политотделе Са-маркандско-Бухарской группы войск;

• Орден Труда ХНСР — К. И. Дивани, народный поэт и музыкант, брат назира финансов республики.

После утверждения эскиза создаётся модель ордена в натуральную величину. Одна из таких моделей — ордена Трудового Красного Знамени ТССР, выполненная по эскизу художника А. А. Карелина, хранится в собрании Отдела нумизматики ГИМ. Модель отличается техникой изготовления и материалом — она отлита из бронзы (ордена Трудового Красного Знамени ТССР изготавливались в технике штамповки), а для обозначения эмалевых элементов использована цветная мастика. В целом же орден в точности повторяет модель A.A. Карелина.

К сожалению, имя резчика модели сохраняется гораздо реже, чем имя художника, установить его практически невозможно.

После утверждения модели, она поступает в место изготовления — на монетный двор или в частную ювелирную мастерскую, где изготавливается матрица, а по ней уже массово штампуется или отливается орден. В Отделе нумизматики ГИМ хранится штамп для изготовления деталей

ордена Красного Знамени ССРА, а также элементы ордена, выполненные с помощью этого штампа, которые должны были крепиться на основное поле ордена с помощью штифтов.

Как уже упоминалось, советские республиканские ордена, в отличие от общесоюзных, производились не только на монетных дворах. Часть из них изготавливалась в частных мастерских времён нэпа, причём ордена одной республики могли быть произведены в нескольких местах, и каждая из партий орденов чаще всего имеет отличия во внешнем виде. Иначе говоря, непосредственные изготовители наград могли немного поменять матрицу из технических или каких-либо других соображений.

Документальное подтверждение изготовления на Ленинградском монетном дворе имеют орден Красного Знамени РСФСР, орден Трудового Красного Знамени АзССР (второй вид), ордена Красного Знамени и Трудового Красного Знамени ХССР и орден Красного Знамени ЗСФСР, клейма Ленинградского монетного двора («МОНДВОР» или «МОНЕТНЫЙ ДВОР») присутствуют только на орденах ТАР и части орденов Красного Знамени РСФСР.

Также установлено место производства орденов БНСР — монетный двор Старой Бухары и орденов ХНСР — монетный двор в крепости Куня-Арк.

Изготовителей советских республиканских орденов возможно установить по клеймам, которые присутствуют на части орденов:

• на орденах Трудового Красного Знамени БССР — именное «ВР» и пробирное Московского окружного управления 1908—1927 годов;

• на части орденов Трудового Красного Знамени АзССР — именное «ХП» и пробирное Московского окружного управления 1908—1927 годов;

• на некоторых орденах Красного Знамени ССРА — именное «СС», пробирное клеймо отсутствует;

• на части орденов Трудового Красного Знамени ТадССР — именное «СБ» и пробирное Ленинградского окружного управления 1927—1956 годов;

• на орденах Трудового Красного Знамени УзССР — именное «СБ» и пробирное Ленинградского окружного управления 1908—1927 годов или именное «ХЭМ» и пробирное Московского окружного управления 1927—1956 годов;

• на орденах Трудового Красного Знамени ТССР — именное «СБ» и пробирное Ленинградского окружного управления 1908—1927 годов или именное «ХЭМ» и пробирное Московского окружного управления 1927—1956 годов.

Таким образом, молено говорить о том, что производство вышеперечисленных орденов велось в Москве и Ленинграде, не только на монетных дворах, но и в частных мастерских. Согласно клеймам, молено определить несколько мастерских, где изготавливались советские республиканские ордена. Это московские мастерские, имевшие именные клейма «ВР», «ХП», «ХЭМ», и ленинградская мастерская, имевшая клеймо «СБ».

Увы, существующие клеймовники и адресные книги не дают возмолсности дать полный ответ, но некоторые сведения установить удалось.

Часть орденов Трудового Красного Знамени Узбекистана и Туркмении производила государственная Худолсественно-Эмаль-ерная мастерская в Москве (именное клеймо «ХЭМ»).

Именное клеймо «ХП» принадлежит скорее всего московской ювелирной мастерской Хаи Перельман, там, по всей видимости, была изготовлена часть орденов Трудового Красного Знамени АзССР.

Ордена Трудового Красного Знамени Таджикской CCI5, часть орденов Трудового Красного Знамени Узбекской ССР изготавливались, вероятно, в ленинградской мастерской Сергея Борисовича Бергера (именное клеймо «СБ»), до 1917 года — золотых и серебряных дел мастера на фирме «В. Гордон».

Исходя из пробирных клейм, заказ на ордена Трудового Красного Знамени Узбекистана и Туркмении, размещённый до 1927 года в мастерской Сергея Бергера, был передан в дальнейшем в Художественно-эмальерную мастерскую. Возмолсно, это было связано с начавшимся в этот период свёртыванием нэпа, иначе говоря, мастерская Сергея Бергера могла прекратить своё существование, и оставшаяся часть заказа была передана в государственную мастерскую. Заказ на изготовление орденов Таджикской ССР мог быть к тому моменту выполнен полностью.

Не решены вопросы, связанные с изготовлением белорусских и армянских наград. По клейму «СС» никакой информации выяснить не удалось. И. Сысолятин ут-верлсдает, что клеймо принадлелсит тифлисскому резчику С. Степанову, но не даёт никаких ссылок, подтверлсдавших эту информацию.

Нет окончательного ответа и на вопрос о белорусских орденах (клеймо «ВР»). В адрес-календарях до 1917 года встречаются три ювелира, владевшие этим клеймом, — Василий Егорович Рукавишников, Владимир Разумный и Варвара Рогинская, однако чья именно мастерская занималась изготовлением орденов Трудового Красного Знамени БССР — пока не известно.

Таков процесс производства советских республиканских орденов, на каждом этапе которого происходили изменения и доработки.

При составлении каталога советских наград под понятием «изготовитель» обычно подразумевается монетный двор, так как они являются массовой продукцией. При составлении каталога дореволюционных наград указывается ювелирная мастерская и по возможности конкретный ювелир, так как они, напротив, очень индивидуальны.

Если сравнить российские ордена по степени уникальности с изобразительным ма^ Теория и история культуры 1

териалом, то ордена Российской империи будут соответствовать картинам, а советские — фотографиям. Советские республиканские ордена лее сравнимы с гравюрой — это и не уникальный, и не массовый материал. Поэтому, как и для гравюры, для которой указывается и автор эскиза, и резчик, и типография, для них необходимо более развёрнутое указание изготовиПримечания

1. Весь Ленинград на 1926 г. Ленинград, 1926.
2. Вся Москва: адресная и справочная книга на 1901 г. Москва, 1901.
3. Вся Москва на 1917 г. Москва, 1917.
4. Вся Москва на 1923 г. Москва, 1923.
5. Вся Москва на 1925 г. Москва, 1925.
6. Весь Петроград на 1917 г. Санкт-Петербург, 1917.
7. Весь Петербург: адресная и справочная книга на 1904 г. Санкт-Петербург, 1904.
8. Куценко А. Н, Смирнов Ю. Д. Ордена советских республик. Москва : Аспект, 1996.
9. Постникова-Лосева М. М. Указатель русских клейм на изделиях из драгоценных металлов XVII—XX вв. Москва, 1992.
10. Стрекалов Н, Сысолятин И. Награды советских республик. Москва, 2012.

References

1. VeS Leningrad na 1926 g. [All Leningrad for 1926]. Leningrad, 1926.
2. Vsja Moskva: adresnaja i spravochnaja kniga na 1901 g. [All Moscow: address and reference book for 1901]. Moscow, 1901.
3. Vsja Moskva na 1917 g. [All Moscow on 1917 ]. Moscow, 1917.
4. Vsja Moskva na 1923 g. [All Moscow on 1923]. Moscow, 1923.
5. Vsja Moskva na 1925 g. [All Moscow on 1925]. Moscow, 1925.
6. Ves& Petrograd na 1917 g. [All Petrograd for 1917]. St. Petersburg, 1917.
7. Ves& Peterburg: adresnaja i spravochnaja kniga na 1904 g. [All Petersburg: address and reference book for 1904]. St. Petersburg, 1904.
8. Kucenko A. N., Smirnov Ju. D. Ordena sovetskih respublik [Order Soviet republics]. Moscow, Aspect Publ., 1996.
9. Postnikova-Loseva M. M. UkazateP russkih klejm na izdelijah iz dragocennyh metallov XVII—XX vv. [Index of Russian brands on products from precious metals XVII — XX centuries]. Moscow, 1992.
10. Strekalov N., Sysoljatin I. Nagrady sovetskih respublik [Awards Soviet republics]. Moscow, 2012.

теля: и автор эскиза, и, по возможности, автор модели, и мастерская, где орден был изготовлен.

Следует добавить, что наличие в собрании ГИМ и эскизов орденов, и моделей, и штампов, и наштампованных, но не соединённых деталей даёт возможность проиллюстрировать весь процесс производства советских республиканских орденов.

СОВЕТСКИЕ РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ОРДЕНА soviet republican order ЭСКИЗ ОРДЕНА ПРОЕКТ ОРДЕНА draft order МОДЕЛЬ model ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОРДЕНОВ ЧАСТНЫЕ ЮВЕЛИРНЫЕ МАСТЕРСКИЕ private jewelry shops
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты