Спросить
Войти

Крестный путь священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого

Автор: указан в статье

17. Soetbeer A: Deutsche Münz- und Bankverfassung mit Erläuterungen, Band 1, 2. Teil, Erlangen. - 1881. - VI. - S. 534.

18. Stenographische Berichte des Deutschen Reichstages [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.reichstagsprotokolle.de.
19. Unruh V Die Bankfrage vor der Commission des Deutschen Handelstags. - Berlin, 1871. - S. 128.
20. Wagner A.: System der Zettelbankpolitik, mit besonderer Rücksicht auf das geltende Recht und auf deutsche Verhältnisse. Ein Handbuch des Zettelbankwesens. - 2. Ausgabe. - Freiburg: A.Wagner, 1873. - XXVIII, 20, - 778 S.
21. Wehler H-U. Deutsche Geschichte: Das Deutsche Kaiserreich 18711918. Göttingen: Vandenhock und Ruprecht, 1973. - S. 272.
22. Wirth M.: Die Münzkrisis und die Notenbank-Reform im Deutschen Reiche. - Köln, 1874. - S. 118.
23. Wischermann C., Nieberding A. Institutionelle Revolutionen: eine Einführung in die deutsche Wirtschaftsgeschichte 19 und frühen 20 Jahrhunderts. -Stuttgart, 2004. - S. 309.
24. Balzer M. Der Berliner Kapitalmarkt nach Reichsgründung 1871. -Berlin, 2007. - S. 193.
25. Provinzial-Korrespondenz. - 14 Juni. 1871.
26. Hubener E. Die deutsche Wirtschaftskrisis von 1873. - Berlin: б. и., 1905. - S. 140.
27. Münzgesetz. Vom 9. Juli 1873 // Deutsches Reichsgesetzblatt Band. -1873. - № 22. - S. 233-240.
28. Bankgesetz. 14. März 1875 // Deutsches Reichsgesetzblatt Band. -1875. - № 15. - S. 177-198.
29. Statut der Reichsbank. 21. Mai 1875 // Deutsches Reichsgesetzblatt Band. - 1875. - № 18. - S. 203-214.
30. Deutsches Reichsgesetzblatt. - Band 1873,1875.

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

ВЛАДИМИРА (БОГОЯВЛЕНСКОГО), МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ГАЛИЦКОГО

© Чучалин А.П.*

Уманский государственный педагогический университет им. Павла Тычины, Украина, г. Умань

Рассматривается жизненный путь митрополита Владимира (Богоявленского) - архиерея, богослова, духовного писателя и проповедника. Его мученическая смерть, погребение и прославление в лике святых новомучеников и исповедников Русской Церкви.

* Магистрант Исторического факультета.

Исследование этой темы есть актуальным, в связи с открытием засекреченных до недавнего времени фондов архивов, что даёт возможность, ознакомится с документами, которые отображают политику советской власти относительно Православной Церкви и священнослужителей.

Репрессии, как «карательная мера, наказание, применяемое государственными органами»», были неотъемлемой частью политики советского государства. В этом отношении гонения против Русской Православной Церкви (РПЦ) не должны восприниматься как нечто исключительное. Гонения на церковь на долгие годы стали составной частью внутренней политики страны Советов [1, с. 185].

Первым священномучеником в архиерейском сане в новую эпоху гонений стал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Он с духовным величием и простотой утвердил в своём архипастырском служении замечательное единство праведной жизни и мученической кончины, свидетельствуя о вере Христовой «даже до смерти». Своё земное служение Богу и Церкви он завершил 7 февраля (25 января ст. ст.) 1918 г. в граде Киеве - колыбели христианства на Руси, взойдя здесь на свою Голгофу [6, с. 32].

В сознании церковного народа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь епископы, клирики и миряне совершили подвиги мученичества и исповедничества. Наименование их «новомучениками российскими» вошло уже в широкое употребление.

Древние христианские мученики почитались как святые уже по самому факту пролития ими крови за Христа. Для их прославления не было даже необходимости в особенно тщательном предварительном исследовании их житий. За Христа и Его святую Церковь пострадали без сомнения и новомученики российские.

И жертвы политических убийств могут быть святыми страстотерпцами, так как их убивали как символ Православной Руси.

Более того, из истории известно, что первые из прославленных Русской Церковью святых - князья Борис и Глеб - пали жертвой политического преступления - они были убиты своим братом Святополком Окаянным в княжеской междоусобице. Но церковь прославила их как мучеников-страстотерпцев.

Среди новомучеников российских, пострадавших в XX в., в сознании церковного народа ярким светильником сияет имя митрополита Киевского Владимира.

Митрополит Владимир занимал последовательно все три важнейших кафедры Русской Церкви: Московскую, Петербургскую, и Киевскую, за что своими почитателями был назван «всероссийским архипастырем»». Знаменательно то, что своё земное служение Богу и Церкви он завершил 25 января 1918 г., вскоре после избрания на восстановленный Патриарший Престол святого Тихона, в городе, который явился колыбелью христианства на Руси, знаменательно и то, что он соименник Крестителя Руси, первым из российских архипастырей взошёл на Голгофу, когда на Русскую Церковь обрушились гонения.

Первый из священномучеников Русской Церкви в архиерейском сане новейшего времени митрополит Киевский и Галицкий Владимир в миру именовался Василием Никифоровичем Богоявленским. Он родился 1 января 1848 г. в семье благочестивого священника села Малая Морошка Моршанского уезда Тамбовской губернии.

Закончив Тамбовскую семинарию, Василий Богоявленский отправляется в Киев, где в 1870 г. поступает в Духовную Академию. Нет сомнения, что Киевские святыни оказали большое влияние на благочестивого юношу. Будущий святитель принадлежал к числу лучших воспитанников своего курса. Некоторые профессора церковно-практического отделения предлагали даже оставить Василия Богоявленского при Академии для подготовки к присвоению профессорского звания [7, с. 25].

По окончании Академии стал преподавателем гомилетики, литургики и пастырского богословия в Тамбовской духовной семинарии. Через год он занял в той же семинарии кафедру Священного Писания. Вместе с тем он преподавал здесь немецкий язык. Помимо этого, вел уроки географии в женском епархиальном училище, а позже - в местной женской гимназии.

После 7-летней педагогической деятельности подвижник решил посвятить себя служению Церкви в пастырском звании. В 1882 г. он стал приходским священником в г. Козлове Тамбовской епархии. Кроме исполнения своих обязанностей по приходу и по должности благочинного местных церквей, отец Василий много времени и труда отдавал тому, чтобы пастырская проповедь в г. Козлове стала более активной.

Служение отца Василия в должности приходского священника оказалось непродолжительным. После трагической кончины супруги и единственного ребенка, усмотрев в этом Промысел Божий, он 8 февраля 1886 г. принял монашество с именем Владимира и тогда же в звании архимандрита был назначен настоятелем Троицкого монастыря в г. Козлове. В октябре того же года отец Владимир был переведен на настоятельство в Ан-тониевом монастыре в Новгороде Великом. 3 июня 1888 г. подвижник был хиротонисан в Санкт-Петербурге в Александро-Невской Лавре во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии [7, с. 26].

19 января 1891 г. Преосвященный Владимир был назначен Самарским епископом. Самарское служение составило особую эпоху в жизни и деятельности владыки Владимира. Она совпала со временем поражения Самары голодом и следовавшей за ним эпидемией холеры. В период этих тяжких народных бедствий святой Владимир проявил исключительную энергию и развил многостороннюю благотворительную деятельность. При посредстве учрежденного им особого епархиального комитета он организовал широкую помощь пострадавшим от голода, содействовал организации приходской взаимопомощи, рекомендовал устройство столовых и чайных для дешевого и даже бесплатного питания голодающих. Во всем этом он сам был не только организатором и руководителем духовенства, но и непосредственным деятелем. Такую же энергию и широкую инициативу проявил преосвященный Владимир и во время холеры. В устных наставлениях и разных популярных печатных изданиях он старался распространять в народе здравые и правильные понятия об этой эпидемии и рациональных средствах борьбы с нею. Он устраивал общественные моления об избавлении от страшного бедствия, причем сам участвовал в таких служениях. Наконец, он сам совершал на холерных кладбищах поминовение умерших и вообще безбоязненно показывался в местах, которые почитались опасными в отношении холеры.
18 октября 1892 г. Преосвященный Владимир был назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. Само назначение его на такой ответственный церковно-административный пост, как грузинский экзархат, стояло в тесной связи с успешной архипастырской деятельностью в Самаре, заметно выделившей его из среды всего русского епископата. Службы, проповедничество, братства, миссионерские вечерни, внебогослужебные собеседования, издательство, расширение церковной печати - вот что главным образом привлекало внимание и заботы экзарха.

Грузинским экзархатом святой Владимир управлял в течение пяти с небольшим лет. Особенное внимание он обращал здесь на духовное просвещение разноплеменного православного населения Кавказского края. Средствами для этого он, кроме устройства новых храмов и церковноприходских школ, признавал усиленное проповедание христианского учения, к чему настойчиво призывал духовенство Грузинского экзархата не только словом, но также и делом. В памяти грузинского православного населения глубоко запечатлелась особенная энергия, которую проявлял архиепископ Владимир во время частых и продолжительных поездок по краю с неудобными путями сообщения. Эти поездки предпринимались ради посещения приходов и непосредственного ознакомления с нуждами грузинского духовенства и населения [4, с. 2].

21 февраля 1898 г. Высокопреосвященный Владимир был назначен митрополитом Московским и 28 марта вступил в управление епархией. В бытность свою митрополитом Московским святой Владимир обращал также особое внимание на усиление церковного учительства, которое он желал сделать, по возможности, вполне соответствующим запросам и требованиям своего времени. В таком его стремлении находят свое объяснение те мероприятия в области церковно-епархиальной жизни, в которых выразилась личная инициатива архипастыря. Он, например, был воодушевлен желанием внести истинное христианское нравственное учение в среду рабочих, которых революционеры пытались увлечь в область материалистического мировоззрения. Поэтому святитель сам время от времени являлся в собрания московских рабочих и обращался к ним со словом христианского наставления, разъяснения и руководства по таким вопросам социальной жизни, которые наиболее интересовали и волновали заводских тружеников. Для распространения в среде рабочих и вообще среди народа истинно христианского мировоззрения на социальный строй государственной жизни архипастырь сам печатал свои «Слова» и речи, равно как и переводил с иностранных языков лучшие литературные произведения по вопросам, касающимся социализма.
23 ноября 1912 г. митрополит Владимир был назначен на Санкт-Петербургскую кафедру [7, с. 27].

Во время его пребывания в Петербурге против Владыки ополчилась группа лиц, которая приобрела тогда преобладающее влияние на направление церковно-общественной жизни в русском государстве. Свойственные митрополиту Владимиру прямолинейность и твёрдость поведения вызывали порой против него раздражение, известен случай, когда митрополит Владимир просил личной аудиенции у Государя Императора Николая Александровича, на которой изложил своё мнение относительно отрицательного влияния при Дворе деятельности Распутина... Кончилось тем, что Владыка попал в немилость и был удалён из Петербурга под видом почётной ссылки в Киев.

При назначении митрополита Владимира в Киев за ним было сохранено звание первенствующего члена Священного Синода и соединённые с этим званием права. 22 декабря 1915 г. митрополит Владимир приехал в Киев для официального вступления в управление новой своей епархией, с которой он был связан давними узами, как питомец Киевской духовной Академии. Киевская паства окружила своего нового первосвятителя искренним сочувствием, видя и ценя в нём опального и гонимого за правду архиерея [5, с. 9].

Киевский период в архиерейском служении митрополита Владимира был самым тяжким и самым мучительным. Начало революции и гражданской войны застало семидесятилетнего старца-митрополита в городе, которому суждено было стать российской Голгофой - так много невинной христианской крови пролилось здесь. Первой жертве среди миллионов невинно убиенных стал Святитель Владимир [8, с. 95].

22 января 1918 г. начался ружейный и орудийный обстрел Киева со стороны Дарницы. К вечеру 23 января большевики овладели Киево-Печер-ской Лаврой, и тогда в ней начались такие дикие насилия и проявления варварства, перед которыми бледнеют известные нам из древних летописей сказания о грабежах и насилиях, производившихся монголами при разорении Киева и Лавры в 1240 г. Вооружённые толпы людей врывались в храмы, с шапками на головах и с папиросами в зубах, производили крик, шум, безобразия во время богослужения, произносили невыразимые ругательства и кощунства над святыней, вламывались в жилища монахов днём и ночью, стреляли над головами смертельно перепуганных стариков, производили неописуемые литературно осквернения святынь, избивали стариков, грабили, что только попадалось под руку, останавливали монахов днём во дворе, заставляли их раздеваться и разуваться, обыскивали и грабили, издевались и секли нагайками, хватали оказавшихся в то время в лавре посторонних, особенно военных, предавали их жестокой смертной казни...
25 января вечером пять вооружённых солдат во главе с матросом пришли за митрополитом Владимиром. По словам одного случайного очевидца мученической кончины владыки, убийцы привезли Святителя Владимира к месту расстрела на автомобиле. Когда убийцы вывели митрополита из автомобиля и остановились на площадке, то архипастырь-мученик обратился к своим убийцам с такими словами: «Что, вы здесь меня хотите расстрелять?» Один из них ответил: «А что же, церемониться с тобою?» Тогда митрополит попросил у них времени помолиться Богу. Один из убийц сказал: «Но только поскорее»! Митрополит воздел руки кверху и сказал: «Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром», - потом он благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: «Господь вас благословляет и прощает». И после этого, когда митрополит ещё не успел опустить рук, послышались три выстрела, и митрополит упал. Убийцы подошли к своей жертве и уже в лежащего сделали несколько выстрелов.

Акт медицинского осмотра тела убиенного митрополита показывает, что архипастыря-мученика расстреливали разрывными пулями и кололи холодным оружием.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, так сказал о мученической смерти митрополита Владимира: «Конечно, судя по человечески, ужасною кажется эта кончина, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия, и мы глубоко верим, что эта мученическая кончина Владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России» [8, с. 96].

Тело мученически скончавшегося митрополита оставалось на месте убийства до самого утра. Об ужасном событии в Лавре узнали от проходивших мимо места расстрела владыки мирских людей. Получив разрешение большевиков, братия перенесла тело святителя в Лавру. При этом один из стоявших на месте убийства часовых гневно сказал: «Вы еще хоронить его будете? В ров его бросить, тут его закопать!.. Мощи из него сделаете!» Через несколько дней, 29 января 1918 г., тело святителя было погребено в

Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах, рядом с могилами предшественников митрополита на Киевской кафедре.

Вопрос о том, кто убийцы святителя Владимира, так и остался дискуссионным. Узнав об изуверской расправе с митрополитом, большевики заявили о своем намерении разыскать бандитов, которые прикрылись их именем.

По свидетельству одного из киевлян того времени, убийство святого Владимира произвело на жителей города гнетущее впечатление и заставило многих по-новому взглянуть на собственные увлечения революционными идеями. Вскоре после кончины владыки Владимира его тайные почитатели установили на месте убийства священномученика деревянный крест. Время от времени на кресте и вообще на месте кончины святого Владимира появлялись, преимущественно по ночам, неизвестно кем приносимые венки и живые цветы. По просьбе целых приходов здесь совершались панихиды. Все это говорило о том, что народная совесть, смущаемая чрезвычайным преступлением, требовала такого или иного увековечения мученической кончины святого исповедника веры. Идя навстречу желанию киевской паствы, киевское городское духовенство постановило устроить на месте мученической кончины митрополита Владимира часовню, но после окончательного прихода большевиков к власти она была снесена [2, с. 323].

После того как в 1988 г. дважды закрывавшаяся большевиками Лавра была вновь возрождена, в ней установилось местное почитание священномученика Владимира. Весной 1991 г. на крепостном валу вблизи места кончины святителя был поставлен поклонный крест. В том же году состоялась общецерковная канонизация святого священномученика Владимира. А в ночь с 26 на 27 июня 1992 г. произошло обретение святых мощей Угодника Божия, которые затем были перенесены в Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры. В память этого события, со времени которого ныне исполнилось 19 лет, установлено отдельное церковное празднование [3, с. 280].

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим деянием от 4 апреля 1992 г. причислил митрополита Владимира (Богоявленского) к лику святых новомучеников и исповедников Русской Церкви.

Таким образом, жизненный путь митрополита Владимира (Богоявленского) есть ярким примером служения Богу и людям.

Список литературы:

1. Барсенков A.C., Вдовин А.И. История России. 1917-2004: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 816 с.
2. История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. Т. 1: годы 1917-1970. - СПб.: Воскресение, 1997. - 1024 с.
3. Мирек A.M. Красный мираж. Палачи великой России. - М.: ВАДИМ, 2008. - 544 с.
4. Машин А. Время собирать камни! // 1стор1я в шкот. - 2007. - № 5. -С. 1-5.
5. Мо!сеенко В. На цих горах возаяе Благодать Божа... 1стор1я Русью! Православно! Церкви. Ч. IV (з 1700 р. до сьогодш) // Церковна православна газета. - 2009. - Березень. - С. 8-9.
6. Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. - М.: Хроника, 1994. - 255 с.
7. Рибалкова Л.П. Бюграф1чш вщомосп про брапю Киево-Печерсько! Лаври, що постраждали за Православну Bipy в XX столгт. - К.: Типогра-ф1я Киево-Печерсько! Лаври; Фешкс, 2008. - 288 с.
8. Беглов А.Л., Васильева О.Ю., Журавский A.B. и др. Русская Православная Церковь. XX в. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. - 800 с.

БОРЬБА С БАНДИТИЗМОМ В ОМСКОЙ ГУБЕРНИИ И ДРУГИХ РЕГИОНАХ РСФСР В 1919-1925 ГГ.

© Шагланов А.Н.*

Омский государственный педагогический университет, г. Омск

Период окончания Гражданской войны 1919-1922 гг. и период начала строительства мирной жизни 1922-1925 гг. сопровождался в Советской России трудностями борьбы с преступностью. Одним из опаснейших проявлений преступности стал бандитизм. Бандитизм и борьба с ним имели особенности в разных регионах РСФСР. Центральная и местная власть применяла различные способы и методы ликвидации вооруженных банд и шаек, тщательно планируя и осуществляя военные операции силами органов милиции, Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК), Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), Частей Особого Назначения (ЧОН) и Государственного Политического Управления (ГПУ). Поддержку органам Советской власти в борьбе с бандами и шайками оказывало гражданское население.

Период исторического развития Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1919-1925 гг. отмечен осложнением криминогенной обстановки в разных регионах страны. Исследователь Ю.А. Поляков отмечает, что огромную негативную роль в тяжелые годы Гражданской войны 1918-1922 на состоянии внутриполитического развития страны сыграли контрреволюционные мятежи и особенно распространение в большинстве районов государства многочисленных бандитских шаек, действия которых вели к дестабилизации ситуации [4]. Хорошо вооружен* Аспирант кафедры Истории, социологии, политологии.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты