Спросить
Войти

2011. 04. 031-032. Теории «Цивилизации» и «Глобального гражданского общества» в японской философии конца XIX - начала ХХ в

Автор: указан в статье

лии. Отчасти это связано с тем, что в первые годы усилия КНР были чисто символическими. Китай всегда испытывал трудности в области логистики, компьютерных технологий, доступа к зарубежной научной литературе и финансирования высокотехнологичного научно-исследовательского оборудования. По сравнению с США программы Китая выглядят очень скромными. К примеру, ледокол, находящийся в распоряжении КНР, оказался недостаточно мощным, и экспедиции часто приходится доставлять на станции с помощью вертолетов. Кроме того, не хватает самолетов для полетов в полярных широтах. В целом, по мнению автора, Китаю потребуются десятилетия при нынешних темпах для достижения уровня ведущих держав.

Участие в освоении Антарктиды необходимо для Китая и по внутриполитическим причинам: сообщения о научных достижениях отвлекают население от более насущных проблем - безработицы, социального неравенства. В китайских СМИ была развернута масштабная кампания по популяризации антарктических исследований, журналисты принимали участие в экспедициях. В целом заявления китайских властей носят пропагандистский характер и пока не отражают реального завоевания лидирующих позиций, однако несомненно, что КНР взяла курс на завоевание приоритета в полярных исследованиях, что является составной частью ее нынешнего внешнеполитического курса.

А.А. Лисицына

КУЛЬТУРА

2011.04.031-032. ТЕОРИИ «ЦИВИЛИЗАЦИИ» И

«ГЛОБАЛЬНОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА» В ЯПОНСКОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ в.

2011.04.031. CRAIG A.M. Civilization and Enlightenment: The early thought of Fukuzawa Yukichi. - Cambridge (Mass) Harvard univ.press, 2009. -X, 200 p.
2011.04.032. NAKANO RYOKA. Uncovering shokumin: Yanaihara Tadaos concept of global civil society // Social science Japan j. -Oxford, 2006. - Vol. 9, N 2. - P. 187-202.

Мысль о том, что все общества стадиально прогрессировали и будут прогрессировать от «дикости» к «варварству» и далее к

«цивилизации», по словам американского японоведа А. Крэйга (031), «стала краеугольным камнем идеологии радикальных изменений» (031, с. 1) в японском обществе конца XIX в. Важнейшую роль в распространении этой идеи в Японии сыграл знаменитый философ-просветитель Фукудзава Юкити (1834-1901).

Хотя в своих исходных позициях Фукудзава основывался на работах западных философов ХУШ в., его концепция развития во многих отношениях оказалась передовой для своего времени, а особенно актуальной после Второй мировой войны, когда начался процесс деколонизации и перед освободившимися странами встал вопрос о перспективах их развития не только в экономической, но и в социальной и политической областях. Подобного же рода вопросы стояли перед Японией второй половины XIX в.

Занимаясь переводами работ западных авторов, Фукудзава в одном из американских учебников по географии обнаружил изложение популярной на Западе концепции развития человечества от «дикости» к «цивилизации» и «просвещению». Увлекшись этой идеей, Фукудзава изучил более фундаментальное обоснование ее в теориях развития А. Смита, А. Фергюсона, Дж.Х. Бертона, А. Гизо, Г.Т. Беркли и др. На основе изучения и соединения этих идей Фукудзава предложил свою модель развития японского общества.

Книга Фукудзавы «Буммэйрон-но гайрякю:» (1875) является, по мнению Крэйга, «самой выдающейся интеллектуальной работой Японии последних двух столетий» (031, с. 3). В ней он нарисовал картину достижения Японией статуса цивилизованной и просвещенной страны, аналогичного западным обществам. В отличие от Запада, где научная и промышленная революции предшествовали эпохе Просвещения, Япония, оказавшись после «реставрации Мэйдзи» (1867-1868) перед выбором пути и модели развития. Избравшим в качестве образца Запад реформаторам Мэйдзи нужна была концептуальная модель прогресса и необходимости следования по стопам Запада. Признание однолинейного пути развития для всех стран неизбежно приводило к мысли о том, что ради собственного экономического и политического прогресса нужно изучать историю Запада. В работах Фукудзавы прослеживалась история западных институтов, изобретений, идей, которые были задействованы в процессе развития Запада. Фукудзава, в частности, показывал, как патентным правом на Западе были защищены авторские права и частная собственность.

При чтении его работ возникало ощущение истории как процесса. Из документов периода Мэйдзи (1868-1911) видно, что лидеры новой Японии понимали развитие как сложный процесс, в основе которого лежит не столько подражание Западу, сколько понимание характера самого процесса его развития и курса, которым им нужно следовать, чтобы Япония достигла уровня развития западных стран. «В XIX в. в незападных странах не было другого мыслителя, который достиг бы такого уровня сравнительного анализа», как Фукудзава (031, с. 98).

Накано Реко, научный сотрудник Института социальной этики при университете Нандзан (г. Нагоя, Япония) (032), исследует теорию «глобального гражданского общества», предложенную в 20-е годы ХХ в. профессором Токийского императорского университета Янайхара Тадао (1893-1961). Для довоенной Японии само понятие «гражданин» было неприемлемым, поскольку согласно Конституции 1888 г. каждый японец считался не гражданином, а подданным японского императора. Неэтнические японцы никогда не могли чувствовать себя свободными от дискриминации, даже если они признавались обладающими правом на «милость императора». Японская империя основывалась, по определению Т. Моррис-Судзуки1, на признании «темпоральных» и «спациаль-ных» (пространственных) различий: первые предполагали наличие идей «прогресса» и «отсталости», лидерства Японии в Азии, вторые же выделяли расовые, этнические и культурные различия в японском обществе как иерархические системы. В 20-е годы ХХ в., в эпоху «демократии Тайсё», в Японии получили распространение марксистские идеи и антиимпериалистские настроения. Под их влиянием, а также под влиянием христианства формировалось либеральное мировозрение Янайхары. Он был либеральным христианином, критиком японской колониальной политики и милитаризма. Предложенная им концепция «глобального гражданского общества» (использовавшая термин «сёкумин»), отличалась от существовавшего в 20-е годы ХХ в. в Японии понимания термина «сёку1 Morris-Suzuki T. Re-inventing Japan: Time, spaсe and nation. - N.Y.: M.E. Sharpe, 1999. - P. 186.

мин», означавшего миграцию населения как процесс создания колонии. Его «сёкумин» - это групповое поселение, в котором автономные группы с разными идентичностями добровольно сотрудничают ради общей выгоды. «Глобальное гражданское общество» означает потенциальную возможность превращения транснационального гражданского общества в демократию с глобальным управлением. До него понятие «сёкумин» означало колонию, и сам процесс появления ее связывался с борьбой за власть между государствами. Янайхара предложил новую интерпретацию этого понятия. Она возникла под влиянием Дж. Локка и его теории частной собственности с ее акцентом на земледелии как высшей ценности человечества, а труда как источника всех его богатств. На формирование концепции Янайхары повлияли также идеи А. Смита и И. Канта. Следствием этих влияний стал космополитический идеализм Янайхары и его концепция транснационального общества, признающая взаимосвязанность людей в мире благодаря динамическому процессу их взаимодейства. Она казалась утопичной, ибо автор считал рост этнического национализма и стремления колоний к автономии свидетельством становления глобального гражданского общества.

«В бурную эпоху японской модернизации с сильными ветрами марксизма и интернационализма среди мрака этнического национализма Янайхара увидел свет глобального гражданского общества» (032, с. 200).

М.Н. Корнилов

2011.04.033. ЧАНДРА Ш. ИМИТАЦИЯ, МУЖЕСТВЕННОСТЬ И МИСТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ИНДИИ: ЗАПАДНАЯ ИНДИЯ, 1870-1900 гг.

CHANDRA SH. Mimicry, masculinity, and the mystique of Indian English: Western India, 1870-1900 // J. of Asian studies. - Ann Arbor, 2009. - Vol. 68, N 1. - P. 199-225.

Преподаватель университета штата Иллинойс (США) прослеживает внедрение английского в Индии как престижного языка в контексте гендерных отношений.

После присоединения Ост-Индской компанией владений ма-ратхского правителя пешвы в 1818 г. губернатор Бомбея М. Элфинстон произвел коренные изменения в образовательной

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты