Спросить
Войти

Петербуржец в провинции: к 135-летию А. Ф. Мантеля: рецензия на монографию Л. Д. Шехуриной «А. Мантель: издатель, литератор, художник, коллекционер и музейный деятель» (Санкт-Петербург, 2014)

Автор: указан в статье

Рецензии • Reviews

М. Н.Колесникова

Петербуржец в провинции: к 135-летию А. Ф. Мантеля: рецензия на монографию Л. Д. Шехуриной «А. Мантель: издатель, литератор, художник, коллекционер и музейный деятель» (Санкт-Петербург, 2014)

Marina N. Kolesnikova

Citizen of Saint-Petersburg in the province: to the 135th anniversary of Aleksandr F. Mantel: review of the monograph «А. Mantel: publisher, writer, artist, collector and museum worker» by Lyudmila D. Shekhurina (Saint-Petersburg, 2014)

Шехурина, Людмила Диодоровна. А. Мантель: издатель, литератор, художник, коллекционер и музейный деятель / Л. Д. Шехурина; ред. С. Т. Махлина. - Санкт-Петербург: Нестор-История, 2014. - 427 с.: ил.; 4 л.: ил. Указ. имен: с. 415-427. - ISBN 978-5-4469-0351-1.

Как известно, культура создается не только великими творцами. Великим деятелям посвящаются солидные труды, а о тех, кто «прошел по краешку» их биографии, но при этом сыграл значимую роль в истории культуры, часто забывают или не знают вовсе. Лишь немногие становятся объектом пристального внимания исследователей. И в этом смысле «повезло» такому деятелю российской художественной культуры первой трети ХХ столетия, как Александр Фердинандович Мантель (1880-1935). Посвященная ему монография Л. Д. Шехуриной1 выводит его из ряда современников и поднимает на пьедестал. Это основательное монографическое исследование впервые воссоздает целостный образ многогранной личности А. Ф. Мантеля, неизвестные и малоизвестные страницы его биографии.

Автор монографии - доцент Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, книговед и искусствовед (член Союза художников России), Людмила Диодоровна Шехурина многие годы с энтузиазмом занимается изучением художественной культуры России первой половины ХХ в. Ее, в первую очередь, интересуют люди-творцы, нередко малоизвестные, но так или иначе причастные к художественной культуре2.

Благодаря ее скрупулезному исследованию воссоздается творческий портрет петербуржца немецкого происхождения, волею судьбы оказавшегося в 1905 г. в «глухой» провинции, где он прожил последующие 30 лет. Поддерживая творческие и дружеские связи с петербургским художественным миром, он сделал немало для знакомства провинциальной публики с творчеством талантливейших литераторов и художников (главным образом объединения «Мир искусства»). Сам литера788 • Вестник СПбГУКИ • № 7 (22) март

тор, художник, издатель, организатор выставок, искусствовед, музейный деятель, лектор, коллекционер, А. Ф. Мантель внес немалый вклад в расцвет литературно-художественной жизни Казанской и Иваново-Вознесенской губерний.

Жизнь А. Ф. Мантеля и его семьи остро затронули такие бурные события в России, как революции 1905 и 1917 гг., первая мировая и гражданская войны. Не пропуская ни малейшей детали биографии, Л. Д. Шехурина воссоздала жизнь человека со всеми горестями и радостями, надеждами и разочарованиями, деликатно объясняя те или иные неординарные жизненные ситуации, в которых оказывался Александр Фердинандович, его порой непростые отношения с людьми.

Такое интеллигентное отношение автора к герою книги становится очевидным буквально с первых ее страниц. Повествование, построенное по хронологическому принципу, позволило выделить три крупных этапа жизни А. Ф. Мантеля - юность (Петербург и Троице-Сергиев посад, 1880-1905), молодость (Казанская губерния, 1905-1921), зрелость (Иваново-Вознесенская губерния, 1921-1935).

Автор воссоздает малоисследованные или неисследованные страницы биографии Александра Фердинандовича, обращает внимание на, казалось бы, незначительные события и факты, которые при их глубоком анализе и сопоставлении с другими позволили сделать определенные открытия в процессе реконструкции жизненного полотна человека многогранных способностей и устремлений. В одной Казани им сделано столько, что память о нем там бережно хранят и сегодня. Развернутая им просветительская, издательская и выставочная деятельность, направленная на пропаганду новых течений в рус2075

РЕЦЕНЗИИ • REVIEWS

ском искусстве, в конце 1900-х - начале 1910-х г. всколыхнула культурную жизнь города, придала ощутимый толчок развитию изобразительного искусства и книгоиздательского дела.

Являясь членом Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, Общества архитекторов-художни-ков, а впоследствии агентом казанского губернского подотдела по делам музеев и охраны памятников старины при Наркомпросе, Александр Фердинандович принимал участие в организации музеев, в сохранении художественных, в том числе церковных ценностей, в спасении церквей от разрушения. Память о Мантеле возрождается и в Ивановской области: в Плесе им был организован музей им. И. И. Левитана, в селе Яковлевском (ныне При-волжск) он работал художником по тканям на текстильных фабриках, создавая новый советский стиль в орнаменте, последние годы активно участвовал в музейной и художественной жизни г. Иваново-Вознесенска.

Текст книги Л. Д. Шехуриной сопровождают многочисленные комментарии, фотодокументы, ссылки на архивные и печатные источники. В научный оборот введено множество архивных документов из крупнейших архивных фондов Москвы, Петербурга, Казани, Иванова. Использован большой массив документов из семейного архива потомков Александра Фердинандовича, а также раритетов из коллекции И. И. Галеева. Тщательно выявленная Л. Д. Шехуриной обширная переписка А. Ф. Мантеля с такими его современниками, как Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, А. Н. Бенуа, К. С. Петров-Водкин, Л. В. Собинов и другими известными деятелями искусства внесла дополнительные краски в портрет этого талантливого человека и одновременно - в историю художественной культуры первой трети ХХ в.

Своеобразным послесловием к жизнеописанию А. Ф. Мантеля стал раздел книги, посвященный судьбе его коллекции и судьбам

его потомков, которые внесли свой вклад в культуру, науку и искусство.

Нельзя не отметить и наличие в монографии такого весьма объемного, важного и интересного для специалистов раздела, как «Публикации А. Ф. Мантеля», где представлены его работы разных лет - литературные произведения, искусствоведческие статьи из сборников и периодических изданий.

Отрадно отметить и оформление книги Л. Д. Шехуриной, выдержанное в художественных традициях «Мира искусства». Обложку украшает выполненный Е. Е. Лансере логотип для казанских изданий А. Ф. Мантеля в образе птицы-дракона Зиланта, символа татарской культуры. Украшают книгу и цветные вклейки с иллюстрациями изданий А. Ф. Мантеля, его художественных работ, портретов его членов семьи, выполненных Б. М. Кустодиевым, К. С. Петровым-Водкиным, академиками Н. Н. Харламовым и И. С. Куликовым. Сопровождающий книгу обширный указатель имен повышает ее научную и справочную ценность.

Резюмируя вышесказанное, можно с уверенность отметить, что замысел, воплощенный в монографии петербургского исследователя, вполне удался: на примере недолгой жизни одного человека показан короткий, но насыщенный драматическим содержанием период истории нашей страны.

Думается, что эта прекрасная работа будет интересна не только историкам искусства, художникам, музееведам, книговедам, но и всем, кому дорога российская культура.

Примечания

1 Шехурина Л. Д. А. Мантель: издатель, литератор, художник, коллекционер и музейный деятель. СПб.: Не-стор-История, 2014. 428 с., ил.
2 Шехурина Л. Д. Художник - Музей - Книга: из истории рус. худож. культуры конца Х1Х - первой половины ХХ в.: избр. ст. СПб.: Лема, 2008. 264 с., ил.
189
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты