References
УДК 796.5(091) DOI: 10.12737/7904
Мерзлякова Галина Витальевна1,
Баталова Лариса Вячеславовна2
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск, Российская Федерация
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕНИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В КРЫМ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА (на примере Вятской губернии)
На основе исторических документов рассмотрена практика организации ученических экскурсий в Крым в конце XIX — начале XX вв. На примере экскурсионно-туристского опыта учебных заведений Вятской губернии, в частности, Елабужской женской гимназии, раскрыта организация культурно-познавательных экскурсий для учащихся в Крым.
Современные проблемы сервиса и туризма
№1/2015 Том 9
Благодаря дошедшему до нас полному и точному описанию ученической экскурсии в Крым, опубликованному на страницах Вятских епархиальных ведомостей одним из ее участников, возможно установить роль Крымского горного клуба в становлении культурно-познавательных экскурсий для учащихся. Ученические экскурсии осуществлялись по специально разработанным программам под руководством членов Крымского клуба. Целью данных экскурсий являлось ознакомление учеников с природными и историческими памятниками Крыма. На конкретном примере показан один из таких ученических экскурсионных маршрутов.
Показано новаторство Крымского горного клуба в индустрии туризма исследуемого периода. При освещении деятельности Крымского горного клуба особое внимание уделяется организации работы его Ялтинского отделения, которое впервые в России занималось широкой экскурсионной деятельностью для учащихся образовательных учреждений. Ученические экскурсионные маршруты представляли собой однодневные экскурсии в окрестностях Ялты.
Рассмотрены основные направления деятельности Ялтинского отделения Крымского клуба, способствующие распространению и популяризации культурно-познавательных экскурсий среди учащихся образовательных учреждений: разработка новых планов экскурсионных маршрутов (пешеходных, верховых, экипажных, морских, комбинированных), удешевление экскурсий для воспитанников учебных заведений, нахождение мест для проживания экскурсантов, заключение договоров с поставщиками лошадей и экипажными мастерами.
Отечественное экскурсионно-туристское движение конца XIX — начала XX вв. представляло собой целостное историкокультурное явление, на развитие которого оказывали влияние как социально-политические, экономические, религиозные, культурные, этнические факторы общественной жизни, так и большое значение имели природно-климатические условия [8-10]. Мягкий климат, близость теплого моря, красивая природа, разнообразие исторических памятников и достопримечательностей сделали Крым этого периода самым посещаемым экскурсионно-туристским местом Российской империи. Экскурсионно-туристический сезон в Крыму длился с апреля по октябрь. При благоприятных погодных условиях происходило увеличение экскурсионно-туристического сезона с февраля (в 1912 г.) по конец ноября (в 1909 г.) [1]. Как правило, значительную часть летних экскурсантов-туристов составляли учащиеся земских школ, реальных, коммерческих, епархиальных училищ и гимназий.
В конце XIX — начале XX вв. экскурсионно-туристская практика в учебных заведениях Вятской губернии Казанского учебного округа стала распространенным явлением. Первоначально проводились местные экскурсии (производственные и естественно-исторические: географические, геологические, гидрологические, почвоведческие, ботанические, зоологические и т.д.) в ближайших к учебным заведениям окрестностях или в пределах уезда. Во второй половине XIX в. начали реализовываться дальние экскурсии, основными направлениями которых становятся Москва, Санкт-Петербург и Крым. Их целью являлось знакомство учащихся со столичными центрами, историческими памятниками, музеями и другими достопримечательностями.
Следует отметить особую роль вятской периодической печати в популяризации ученических экскурсий в Крым. Так, «Вятские губернские ведомости» публиковали отдельные статьи, посвященные ученическим образовательным экскурсиям и их воспитательному значению. Приведем в качестве примера одну из типичных статей. Так, например, в №119 за 1902 г. статья, размещенная на первой полосе, начиналась следующим призывом: «Ведите ваших детей в мастерские, фабрики, заводы и другие учреждения, «где труд человека спорится». Ознакомив детей с окружающей средой, везите их в большие села и города, везите их туда, где природа и люди живут «не по-нашему». Дальше достаточно подробно шло описание ученической экскурсии в Крым, где акцент делался на культурно-исторические
Мерзлякова Г.В., Баталова Л.В.
достопримечательности Крыма и полезность экскурсионной программы для школьного обучения. А заканчивалась статья следующим выводом: «Резюмируя все вышесказанное, мы естественно приходим к такому заключению: образовательные путешествия и небольшие школьные прогулки весьма полезны, так как служат наилучшим средством наглядного ознакомления детей с природой и жизнью, развивают их добрые чувства и благотворно влияют на состояние здоровья детей» [15].
Регулярно публикуя путевые и дорожные впечатления, заметки, записки и наброски по разным регионам России, в т.ч. и по Крыму, вятская периодическая печать формировала общественный интерес к дальним путешествиям за пределы своей губернии [2].
Наиболее показательным представляется опыт организации и проведения дальних общеобразовательных экскурсий для воспитанниц Елабужской женской гимназии Вятской губернии. До нас дошло полное и точное описание ученической экскурсии в Крым, опубликованное на страницах Вятских епархиальных ведомостей [5] одним из ее участников — инспектором классов Елабужской женской гимназии священником Василием Головиным, объяснявшим причину необходимости совершения путешествия в Крым следующим образом: «Юг России в представлении северянина кажется каким-то благодатным краем, земным раем, где, кажется ему, и люди лучше, и условия жизни хороши и легки, и сама природа щедро наделяет обитателя юга своими неисчерпаемыми дарами и красотами. Поэтому нет ничего удивительного, если робкая мысль человека, едва познакомившегося с Югом России по детским книжкам, невольно стремится заглянуть в этот волшебный для нее мир и подышать чистым южным воздухом и на свободе, на лоне южного моря, полюбоваться его чарующей бирюзовой красотой. «На Юге бы побывать», часто приходилось подслушать затаенные мысли и желания и наших воспитанниц, когда экскурсии у нас вошли в норму,
и когда на них установился уже определенный взгляд как у учащихся, так и их родителей» [5, №1-2, с. 14].
Но эти мечты о Крыме не сразу осуществлялись. Необходимо было испытать силы учащихся, чтобы решиться ехать так далеко. В течение ряда лет воспитанницы Елабужской женской гимназии побывали: в 1909 г. — в Казани, в 1910 г. — в Москве, в 1911 г. — в Санкт-Петербурге. Все эти экскурсии были «для наших учащихся в высшей степени плодотворны: они приучили их понимать дух исторической перспективы, через немые и живые памятники они познакомили их с главнейшими фибрами русской жизни, заставили полюбить свою Родину и ценить ее» [5, №1-2, с. 16].
Следует отметить, что к путешествию в Крым воспитанницы Елабужской женской гимназии готовились задолго до его начала: собирали информацию о достопримечательностях и памятных местах, изучали путеводители, вели переписку с Крымским горным клубом по предоставлению проживания, питания, экскурсионной программы. В результате проделанной подготовительной работы был составлен туристический маршрут, который на протяжении всего путешествия четко соблюдался.
Летом 1912 г. при помощи Ялтинского отделения Крымского горного клуба 18 воспитанниц и 12 лиц педагогического и воспитательного персонала Елабужской женской гимназии осуществили экскурсию в Крым. Все путешествие в целом вместе с дорогой заняло практически месяц — с 11 июня по 8 июля. Вот как выглядела программа этой экскурсии.
Экскурсанты побывали в Севастополе — городе «исторических теней, синоним неувядаемой славы и мужества русского солдата, своего рода Голгофа русской армии. Каждая пядь земли, каждый уголок севастопольских окрестностей полны исторических воспоминаний...» [5, №9-10, с. 285]. В Севастополе экскурсанты посетили Исторический бульвар, «разбитый на том месте, где в севастопольскую войну находился знаменитый четвертый бастион, своею грудью от22
Современные проблемы сервиса и туризма
№1/2015 Том 9
стаивавший оплот нашего Отечества»; «главную магистраль Севастополя» — Нахимовский проспект — «довольно широкая, хорошо мощеная, с широкими асфальтовыми тротуарами, она является центром движения и торговли современного города. По одной стороне ее расположены красивые здания, магазины, рестораны, гостиницы, а с другой, вдоль северной бухты тянется красивый Приморский бульвар»; «лучший уголок Севастополя, место гуляний и прогулок, место мечты и фантазии» — Приморский бульвар; Екатерининскую площадь с памятником «герою и любимцу севастопольцев» адмиралу Нахимову, Графскую пристань, «представляющую из себя красивый гранитный портик в греческом стиле». А также побывали в соборах св. Николая, Михайловском и Петропавловском, музее Севастопольской обороны, кинематографе «Ренессанс». На биологической станции Академии наук экскурсантов поразил аквариум, «устроенный настолько изящно и эффектно, что по красоте и даже богатству спорит с наиболее известными в Европе аквариумами Берлина и Неаполя». По заранее составленному руководителями маршруту из Севастополя были совершены пешеходные экскурсии на «места и достопримечательности, знакомые нам по истории севастопольской обороны»: Братское кладбище — «один из самых красноречивых памятников войны», Малахов курган — «синоним героизма, самоотвержения и горячего патриотизма русского солдата севастопольской обороны». Кроме того, ознакомились с археологическими раскопками в Херсонесе, с древним Инкерманским монастырем [5, №11].
Из Севастополя в Ялту можно было добраться морем, это было бы удобнее и быстрее, но экскурсанты отправились сухопутным путем на экипажах через Байдары, объясняя это тем, что «нам хотелось видеть Крым, его южный берег в непосредственной красоте; видеть горы, ущелья, долины, видеть море с острых утесов и громадных высот, полюбоваться его бесконечною далью и подышать чистым воздухом Яйлы... поэтому мы избрали путь через знаменитые Байдары» [5, №23, с. 414]. По пути посетили Георгиевский монастырь — один из самых древних в Крыму, Мраморную Балку, Балаклаву, Байдары.
Ялтинским отделением Крымского горного клуба были выработаны пешеходные, верховые и экипажные, однодневные и двухдневные маршруты в окрестностях Ялты. Из Ялты путешественники совершили экскурсии на Ай-Петри, в Гурзуф и Алуп-ку [5, №18, 23]. Для каждой из вышеназванных экскурсий правлением Крымского клуба был разработан специальный маршрут, в ходе которого в местах остановок проводилась организация приютов и питание. На протяжении всего маршрута туристам предлагались также услуги фотографа.
«Ялта является центральным пунктом, откуда туристы предпринимают экскурсии в ближайшие окрестности и дальние живописные места. Для облегчения этих экскурсий мы прибегли к помощи Ялтинского Горного Клуба, который любезно предложил нам свои услуги, и организацией всех наших горных экскурсий мы обязаны исключительно клубу. Накануне отъезда руководители входили в соглашение с заведующим экскурсиями, покупали билеты (по рублю с человека), вели с ним непосредственные переговоры, а в самый день отъезда закупали провизию, встречали своих экскурсантов, и после этого экскурсантский кортеж двигался в путь» [5, №16-17, с. 512].
Данные исторических документов свидетельствуют о том, что пешеходные экскурсии в окрестностях Ялты были менее популярны, чем экипажные [3]. Иногда маршруты были комбинированными: часть маршрута осуществлялась при помощи лошадей, другая часть — при помощи экипажей или линеек. Каждый экскурсионный маршрут Крымского горного клуба начинался в 8 часов утра, завершение происходило в день возвращения не позже 10-ти часов вечера. На все экскурсии предоставлялись проводники. Вот как, например, выглядела организация экскурсии «На водопад Учань-Су»: «К восьми часам нужно
Мерзлякова Г.В., Баталова Л.В.
быть уже около Горного Клуба... У небольшого павильона клуба уже стояла длинная вереница троек, четверок лошадей... Линейки большие, удобные; сверху закрыты зонтом... Возники татары молча сидят на козлах и покуривают, а проводники перебегают от одной линейки к другой, что-то усиленно жестикулируя... Мы заняли три линейки и с большим любопытством ожидали, когда тронемся в путь... Со всех сторон обступили нас татары, предлагая черешню и другие ягоды... Публики собирается все более и более. Движение и оживление усиливается: то разного рода экскурсанты разыскивают свои места на линейках. Все спешат занять места и поуютнее устроиться... Через десять минут зашумели кароссы, забрякали звонки, запокри-кивали возницы и длинная вереница линеек разрывается... Кто едет на Ай-Петри, кто в Гурзуф, кто на Алупку... Трогаемся и мы... Набережная оживлена; по всем направлениям снуют экскурсанты-учащиеся. Лица у всех довольные и жизнерадостные! ... Постепенно, почти незаметно, подымаемся в гору. Потянулся сосновый крымский лес; высокие и стройные сосны и ели, словно шпицы, упираются в голубую небесную высь. Воздух приятный, чистый. Скрылась окрестность, сквозь стволы деревьев видно, как мелькают колеса линеек. Часто попадаются пешие экскурсанты, порожние линейки и даже автомобили. Через полчаса езды линейки остановились. «На водопад Учань-Су», раздается голос татарина-проводника. Быстро опустели линейки, загудел рожок проводника; сгрудились в толпу экскурсанты. По широкой проторенной тропе двинулись в глубь леса. подвели нас к водопаду «Учань-Су». красивое зрелище... Фотограф к услугам экскурсантов. Каждую партию экскурсантов всегда сопровождает фотограф и в наиболее красивых местах снимает туристов, желающие приобретают на память фотокарточки. Снял он и нашу экскурсию, раскинувшуюся красивою группой на фоне шумящего Учань-Су. Снова загудел рожок проводника и, словно птички, вспорхнув
со своих мест, толпой пошли экскурсанты к линейкам» [5, №16-17, с. 514].
Следует также отметить тот факт, что Ялтинским отделением Крымского горного клуба были осуществлены некоторые нововведения в индустрии туризма, в частности совместно с Обществом содействия благоустройству курорта Ялта было создано несколько туристических троп для облегчения пешеходных экскурсий в горы. В частности, в 1899 г. создана первая в России туристическая тропа протяженностью 8 верст, пролегавшая от водопада Учань-Су на хребет Яйлы по наиболее живописным участкам склона [7]. Позднее эта тропа стала прототипом туристических троп 1980-х гг., проложенных на Урале.
Наиболее притягательным для всех культурно-познавательных ученических экскурсий на протяжении всех лет являлся маршрут на Ай-Петри — отсюда можно было наблюдать великолепные окрестные горы, Черное море и Ялту. Вот как описывает эту экскурсию один из ее участников: «...поднимаемся на самую вершину Ай-Петри. Из-за высокого камня смотрим в глубину с высоты 4045 футов. Нетвердо и неуверенно опираемся на камни, ноги скользят и, кажется, оборвется эта вершина и вместе с нами затеряется в страшной головокружительной бездне. А любоваться видом хочется. Поистине, поразительна эта картина, и человек, раз побывавший здесь, во всю свою жизнь не забудет ее, не забудет и того впечатления, которое он пережил в эти минуты. С необъятной высоты своим вооруженным биноклем оком стараемся осмотреть это царство красоты» [5, №16-17, с. 518].
По мере развития и повышения качества экскурсионно-туристической практики Крымским клубом была усовершенствована методика проведения экскурсий. Постепенно в ученические культурно-познавательные походы стали включать учебно-образовательные экскурсии на производство. Так, например, в Севастополе совершались экскурсии на судостроительный завод и военные корабли Черноморского фло-
Современные проблемы сервиса и туризма
№1/2015 Том 9
та, в Балаклаве — на завод по выращиванию мидий, в Бахчисарае — на кустарные татарские производства. Воспитанницы Елабужской женской гимназии посетили военный корабль Черноморского флота броненосец «Ростислав»: «мы побывали и в машинном отделении, и в кают-компании, в церкви, осмотрели грозные орудия, которые уносят сотни жизней, посетили главную боевую рубку и везде гг. офицеры популярно объясняли нам технику применения орудий и сигнальных знаков при стрельбе... более часу бродили мы по темным коридорам броненосца и осмотром его остались очень довольны, имея хотя общее представление о военных судах...» [5, №12, с. 371].
Подробно описывая крымскую экскурсию на страницах Вятских епархиальных ведомостей, автор неоднократно подчеркивал, что повсюду встречается большое количество экскурсантов: «Попадаются навстречу юные туристы, совершающие пешеходные экскурсии по Крыму и его
южному берегу... Бывает, целые недели бродят они по бесчисленным крымским тропам, изучая природу и вдыхая в себя живительный горный воздух и с помощью незаменимого «Москвича» ([4], авт.) быстро ориентируются в запутанном крымском лабиринте ...» [5, №7, с. 216].
Для всех экскурсантов Ялтинское отделение Крымского клуба оказывало помощь в размещении, организации питания со скидкой, осуществляло перевоз багажа, ходатайствовало о бесплатном посещении некоторых экскурсионных объектов и оказывало множество дополнительных услуг. Все это способствовало популярности ученических экскурсий и привело к росту количества посещений Крыма.
В заключение можно отметить, что экскурсионная деятельность Крымского горного клуба внесла огромный вклад в развитие отечественного экскурсионно-туристского движения. Он заложил надежное основание для дальнейшего развития ученических экскурсий в России.
Список источников:
Мерзлякова Г.В., Баталова Л.В.
Galina Merzlyakova1,
Larisa Batalova2
Udmurt State University, Izhevsk, Russia
ORGANIZATION OF EXCURSIONS FOR STUDENTS TO THE CRIMEA IN THE LATE 19th CENTURY AND THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY (Vyatka province is taken as an example)
Basing on the archives& documents the article looks at the practice of organization of excursions for students to the Crimea in the late 19th century and the beginning of the 20th century. Excursion tourist experience of educational institutions in Vyatskaya province, Elabuga girls& school in particular, is taken as an example to show the way how cultural and educational excursions for students to the Crimea were organized. Detailed account of one of the excursions to the Crimea, published in Vyatskaya diocesan record by one of the students, reveals the role of the Crimean mountain club in the development of cultural and educational excursions for students. All the excursions were arranged in accordance with specially designed programmers under the supervision of the members of the Crimean club and were aimed at familiarizing students with natural and historical monuments in the Crimea. The article gives an example of one excursion itinerary. The author looks into innovative activities of the Crimean mountain club within the tourism industry of the given period. When looking at the Crimean mountain club activities, special attention is paid to its Yalta branch. Yalta branch pioneered organization of excursions for students in Russia. At that time student excursions were one-day trips in the vicinity of Yalta. Much attention is given to the main directions in the work of the Crimean mountain club branch in Yalta, that contributed to the development and popularization of cultural and educational excursions for students, to designing new itineraries and routes (walking, riding, sea, carriage and combined excursions). Moreover Yalta branch negotiated intensely with the suppliers of horses and carriage owners of accommodation and did their best to make excursions for students cheaper.
References