Спросить
Войти

Академия наук республики Саха (Якутия) за 10 лет

Автор: указан в статье

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ЗА 10 ЛЕТ

Василий Васильевич Филиппов,

президент АНРС(Я), член-корреспондент РАН, академик АНРС(Я)

Результаты деятельности Академии наук Республики Саха (Якутия) за 10-летний период дают основание утверждать, что ее учреждение было своевременным государственным решением, направленным на проведение эффективной региональной научно-технической политики.

Все эти годы сотрудники институтов АН РС(Я) и члены академии направляли свой интеллектуальный потенциал на повышение уровня фундаментальных и прикладных исследований, подготовку научных кадров, поиск новых организационных форм укрепления связи науки с производством и бизнесом.

Одной из главных функций Академии наук РС(Я) является интеграционная деятельность. Эту задачу реализовывают объединенные ученые советы (ОУСы) по направлениям научных исследований. Объединенные ученые советы принимают участие во всех сферах деятельности АН РС(Я). Важнейшие решения президиума и общих собраний АН РС(Я) принимаются по рекомендациям советов. Решающую роль в формировании общего госзаказа на научно-исследовательские работы играюттакже ОУСы.

Исключительно важным в выполнении интеграционных задач АН РС(Я) был период, когда ее президентом являлся академик РАН и АН РС(Я) Г. Ф. Крымский. В этот период была проведена комплексная проверка деятельности институтов АН РС(Я) комиссией, в состав которой входили ведущие ученые СО РАН и г. Москвы. Положительная оценка деятельности наших институтов этой комиссией способствовала государственной аккредитации всех институтов академии. Именно в это время Институт прикладной экологии Севера, Институт северного луговодства, Институт социальных проблем труда АН РС(Я) оказались под научно-методическим руководством Сибирского отделения РАН. Директора этих институтов были включены в состав соответствующих объединенных ученых советов СО РАН. По инициативе Г. Ф. Крымского

В. В. Филиппов

была расширена сфера работы Совета РАН по координации деятельности региональных отделений и научных центров, который теперь курирует и деятельность академий наук субъектов РФ, а при президиуме АН РС(Я) создан отдел физико-химических методов анализа.

АН РС(Я) тесно сотрудничает с научными учреждениями другой ведомственной принадлежности, в том числе с институтами СО РАН, СО РАСХН, РАМН, научными подразделениями АК«АЛРОСА».

С 1996 г. АН РС(Я) совместно с ЯНЦ СО РАН, ЯГУ, Министерством образования и Министерством науки и профессионального образования РС(Я) издается научный и общественно-политический журнал "Наука и образование". Этими же учредителями в 2001 г. был основан научно-популярный журнал «Наука и техника в Якутии», ставший очень привлекательным для широких слоев населения.

Значимым достижением в реализации интеграционной политики является создание Межведомственного центра (МАЦ), призванного объединить аналитический потенциал АН РС(Я), ЯНЦ СО РАН, ЯГУ в координировании и рациональном использовании оборудования для проведения фундаментальных и прикладных исследований, подготовки высококвалифицированных кадров.

Одним из реальных путей интеграции академической и вузовской науки является сотрудничество в рамках мультидисциплинарных проектов и программ, представляющих собой государственный заказ республики на выполнение научных исследований, а также расширение сети межведомственных научных подразделений между вузами и институтами АН РС(Я).

Комплексные программы охватывают, в первую очередь, интересы нефтегазовой отрасли, лесной промышленности, биотехнологий и фармацевтической промышленности, производства экологически чистых продуктов рыболовства и животноводства. Сегодня именно

Во-вторых, необходимо поднять на требуемый сегодня уровень наши взаимоотношения с государственными академиями Российской Федерации и прежде всего с Российской академией сельскохозяйственных наук, Российской академией медицинских наук, Российской академией образования, Академией архитектуры и строительных наук. Это является одной из ответственных задач всего научного сообщества республики.

В-третьих, следует углубить сотрудничество с академиями наук субъектов Российской Федерации. Здесь требуется инициатива конкретных научных учреждений и, прежде всего, со стороны институтов АН РС(Я). На сегодня руководство наших институтов не обеспечило должного уровня прямых контактов с научными учреждениями академий наук субъектов Российской Федерации.

Наконец, в-четвертых, необходимо

В зале заседания Общего собрания АН РС(Я).

социально-экономическая выгодность определяет приоритетные направления научных исследований.

Академия наук РС(Я) поддерживает тесные научные контакты с такими научными центрами РАН как Сибирское отделение, Иркутский, Бурятский научные центры СО РАН, с отраслевыми академиями (СО РАСХН, СО РАМН и др.). На договорных началах мы сотрудничаем с академиями наук субъектов РФ. Важнейшей составляющей интеграционной функции Академии наук РС(Я) является ее участие в работе Координационного совета РАН по взаимодействию региональных отделений и научных центров.

Дальнейшее развитие сотрудничества Академии наук РС(Я) с СО РАН и Российской академией наук, другими академиями видится по следующим основным направлениям.

Во-первых, целесообразно обновить Соглашение между СО РАН и Академией наук РС(Я) и существенно детализировать его. Мы надеемся на практическую помощь со стороны Сибирского отделения РАН по внедрению новых технологий в производство и по организации выездных заседаний ОУСов СО РАН в нашей республике. Продолжает оставаться актуальным расширение членства представителей нашей академии в Российской академии наук. Это будет способствовать повышению значимости и весомости региональной науки, неформальному взаимодействию с СО РАН и РАН, усилению обоюдной ответственности за принадлежность к единому научному пространству.

усилить наши связи с научными учреждениями Дальневосточного федерального округа. Актуальность этого направления деятельности обусловлена тем, что республика входит в состав этого округа.

Академия наук РС(Я) способствовала созданию нормативно-правовой базы научной сферы республики. В результате совместных усилий АН РС(Я), ЯНЦ СО РАН, ЯГУ и соответствующего государственного органа

Выступление с докладом ученого секретаря АН РС(Я), д. б. н., академика Б. И. Кершенгольца. В президиуме Общего собрания АН РС(Я) сидят (слева направо): председатель Якутского научного центра СО РАН, академик РАН и АН РС(Я) В. П. Ларионов; министр науки и профессионального образования РС(Я), д. и. н. Г. В. Толстых; ректор Якутского госуниверситета, д. и. н., академикАН РС(Я) А. Н. Алексеев; президент АН РС(Я), член-коррекпондент РАН В. В. Филиппов.

Наука и техника в Якутии 2003 № 2(5)

Члены Академии наук РС(Я) в академических мантиях.

управления было принято около 300 нормативно-правовых актов по государственной поддержке науки и высшего профессионального образования. Учреждены государственные премии РС(Я) молодым ученым, государственные стипендии двух уровней для научных сотрудников, единовременное вознаграждение за защиту докторских и кандидатских (для сотрудников в возрасте до 33 лет) диссертаций и др.

В 1999 г. был принят закон РС(Я) «О науке и государственной научно-технической политике», направленный на формирование единой государственной политики в сфере науки. Научная общественность обеспокоена ситуацией, связанной с затягиванием реализации актуальных принципиальных статей этого закона. В действующем созыве Государственного собрания (Ил-Тумэн) РС(Я) научные учреждения и вузы представлены большой группой народных депутатов. Научное сообщество республики возлагает большие надежды на постановку ими законодательных инициатив по вышеуказанной проблеме.

Активная позиция президиума АН РС(Я) в вопросах формирования государственной научно-технической политики способствовала созданию в 2003 г. Совета по науке и технической политике при Президенте РС(Я). Основной целью создания этого совета является формирование и реализация научной и технической политики в республике, переход к современным методам управления наукой, ускорение научно-технического прогресса и наукоемких инноваций в промышленное производство, сельское хозяйств, социально-экономические и другие отрасли народного хозяйства

В целях повышения роли и результативности деятельности Академии наук РС(Я) президентом РС(Я) издан указ «О мерах государственной поддержки Академии наук Республики Саха (Якутия)» (2003 г.), согласно которому восстановлена частично утерянная в последние годы ее нормативно-правовая база.

АН РС(Я) совместно с ЯНЦ СО РАН и Министерством науки и профессионального образования РС(Я) поручено разработать и внести на рассмотрение правительства РС(Я) проект Концепции развития науки и технологий до 2010 г., а также предложения по научно-технологическому сопровождению развития крупнейших бюджетообразующих акционерных компаний и предприятий республики.

Проект Концепции определяет важнейшие направления государственной политики в области развития науки, цели, задачи и пути их реализации, а также систему экономических, правовых и иных мер, стимулирующих научную, научно-техническую и инновационную деятельность.

Приоритетными направлениями научных исследований в республике, согласно этому проекту, являются:

- геология, минерально-сырьевые ресурсы регионов; технология добычи и переработки минерального сырья;

- информационно-телекоммуникационные технологии и моделирование процессов криолитозоны;

- экология и рациональное природопользование в северных экосистемах;

- экология, биоразнообразие (рациональное природопользование);

- здоровье человека на Севере;

- разработка научных основ обеспечения продовольственной безопасности Якутии в условиях глобального изменения климата;

- материаловедение, транспорт и энергетика;

- физика атмосферы окружающей среды, солнечно-земные связи;

- региональная экономика и социальная политика в районах Крайнего Севера;

- государственное строительство и этносоциальное развитие РС(Я).

Новые задачи, касающиеся научного сообщества страны, были обозначены в решениях совместного заседания Совета Безопасности РФ, Президиума Госсовета и Совета по науке и высоким технологиям при Президенте РФ по вопросам развития науки в РФ, состоявшегося в марте 2002 г. На этом заседании был подтвержден статус фундаментальной науки как важнейшего стратегического ресурса государства, российская наука признана национальным приоритетом. Чрезвычайно важным является утверждение на период до 2010 г. минимально необходимых ресурсов государственной поддержки науки из средств федерального бюджета. На заседании было подчеркнуто, что основной целью социально-экономической политики страны является переход к инновационному пути развития. Для реализации этой цели необходимо одновременное развитие как фундаментальных, так и прикладных исследований, совершенствование государственного регулирования в области науки и технологий, повышение эффективности использования научных результатов, развитие кадрового потенциала.

Необходимыми условиями успешной реализации этих решений, в частности «Основ государственной политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», утвержденных президентом Российской Федерации, являются выполнение взятых государством обязательств, опора на научное сообщество в работе по модернизации отечественного научного комплекса.

Эти решения в полной мере актуальны для дальнейшей деятельности Академии наук РС(Я) и в целом для развития всей научной сферы республики. Совершенствование деятельности нашей академии, ее структуры, системы институтов, научно-вспомогательных подразделений - дело совершенно необходимое. Многие решения Общего собрания, Президиума академии направлены именно на это.

В настоящее время Рабочей группой по проблемам развития северных территорий Российской Федерации при Государственном Совете РФ готовится проект доклада «Об основах государственной политики Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». В разработке проекта доклада приняли активное участие АН РС(Я) и ЯНЦ СО РАН. Так, по нашей совместной инициативе в доклад был внесен отдельный раздел «Наука и научно-техническое обеспечение развития Севера».

Научно-техническая политика северных субъектов РФ ведется разрозненно, без должной координации, поэтому главная задача настоящего периода - обеспечение качественного взаимодействия научного потенциала всех субъектов Севера Российской Федерации и проведение совместных работ по интеграционным проектам. Каждому субъекту Севера России необходимо сформировать инновационные и венчурно-инвестици-онные программы (проекты) с использованием механизмов государственного регулирования для повышения эффективности научной и научно-технической деятельности и внедрения новых технологий во все сферы жизнедеятельности российского Севера.

В настоящее время темпы нормотворческой деятельности снижены в результате дефицита бюджета и своеобразной тенденции на сворачивание социальных проектов как на федеральном уровне, так и на республиканском. Следует также отметить, что при подготовке проектов республиканских законов нет должного научного сопровождения. Здесь необходимо повышение инициативы научного сообщества республики. При разработке законов исключительно важное значение должно иметь эффективное взаимодействие АН РС(Я) и ЯНЦ СО РАН с республиканскими органами государственной власти.

За 10 лет коллективами институтов и членами АН РС(Я) получен ряд научных результатов первостепенной значимости. Заслуживают отдельного внимания достижения в развитии музейной деятельности. Экспозиции Музея археологии Института гуманитарных исследований АН РС(Я) и Музея мамонта Института прикладной экологии Севера имеют бесценную научную значимость. Организация этих музеев стала возможной благодаря конкретной поддержке президента и правительства республики и неразрывно связана с именами неутомимых энтузиастов-исследователей С. А. Федосеевой, Ю. А. Мочанова, П. А. Лазарева.

Академия наук РС(Я) нашла свое место в системе научно-исследовательских учреждений России и внесла существенный вклад в приумножение научного потенциала республики. Достижения научно-исследовательских институтов АН РС(Я) способствуют социально-экономическому, культурному и духовному развитию Республики Саха (Якутия).

Попов А. А. Экономические интересы и механизмы организации и управления сельскохозяйственным производством в условиях рыночной экономики. - М: Наука, 2003. - 330 с.

Монография раскрывает понятия экономических интересов, безопасности, жизнеобеспечения населения и экономических механизмов организации и управления сельскохозяйственным производством. В работе рассматриваются методологические основы создания системы эффективной организации и управления сельскохозяйственным производством, отражены актуальные проблемы продовольственной безопасности, качества и уровня жизни сельского населения страны в условиях системного кризиса и формирования рыночной модели экономики.

Для широкого круга научных работников и специалистов, аспирантов и студентов, занимающихся проблемами организации и управления сельскохозяйственным производством в условиях рыночной экономики.

НАУКА ЯКУТИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты