Спросить
Войти

Сведения о средневековых поселениях в личном фонде Теплоуховых

Автор: указан в статье

ного процесса в Предуралье мог быть лишь путь возникновения торговых факторий, опорных центров международной транзитной торговли по Камскому торговому пути. Роль катализатора процесса урбанизации здесь принадлежит, таким образом, торговцам бул-гарским и «чулыманским», столицей последних как раз и был Рождественский археологический комплекс, «каса-ба Афикула» - «Поворотная крепость», до которой ездили мусульманские торговцы, и откуда их товары в страну Йура и страну «Мрака» везли финноугорские «чулымане». Предуралье, таким образом, демонстрирует те же самые процессы, что и финно-угорские территории северной части Великого Волжского пути, где примерно по такой же схеме возникли Белоозеро, Волок Ламский и другие древнерусские «грады». Безусловно, прав Н.А. Макаров, считающий, что возникновение городских центров в слабо заселенных и плохо освоенных в сельскохозяйственном отношении территориях является нормальным явлением на Северо-Востоке Европы и «может рассматриваться вполне продуктивной моделью гра-дообразования» [цит. по Носов, Горюнова, Плохов 2005, с. 27].

В.В. Ильиных СВЕДЕНИЯ О СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПОСЕЛЕНИЯХ В ЛИЧНОМ ФОНДЕ ТЕПЛОУХОВЫХ

В Пермском областном краеведческом музее хранится личный архив семьи Теплоуховых (фонд документально-письменных источников ПОКМ). Александр Ефимович и его сын Федор Александрович Теплоухо-вы (лесничие Пермского имения Строгановых в разное время) имели большой интерес к археологическим древностям, именно с этой деятельностью связана значительная часть документов их личного фонда, насчитывающего около 840 ед. хранения, большая часть которых относится к 1820-1890-м гг.

Свои археологические изыскания Теплоуховы опубликовали в нескольких работах, посвященных разным категориям предметов, но большая часть материалов оказалась не изданной. Это касается результатов раскопок и осмотра памятников. Поэтому значительную информацию несут архивные документы Теплоуховых - фотографии и рисунки, описания мест находок, глазомерные топографические планы, переписка с людьми, интересующимися историей края, черновики статей, описание раскопок.

В последнее время значительное внимание археологов уделяется изучению специфики отдельных регионов культур, структур и систем расселения, вопросам взаимодействия природы и общества. Для решения этих вопросов первостепенное значение приобретает необходимость картографирования и

© Ильиных В.В., 2007.

пространственного анализа всех известных памятников определенной культуры (микрорайона культуры). На территории Верхнего Прикамья известно около 770 средневековых поселений, около 80% являются полностью или частично разрушенными. Поэтому многие из них являются практически потерянными для науки.

Документы личного фонда Теплоуховых иллюстрируют состояние археологической науки Урала XIX века, для которой характерен низкий уровень развития теоретико-методологичекой базы и господство эмпиризма [Генинг 1982, с. 30]. В 60-х гг. XIX века, по мнению большинства исследователей, происходит зарождение и становление научного археологического знания России и Урала. Это период первоначального накопления сведений. Во время «ученых экскурсий», целью которых явилось создание коллекций, производили сбор находок, покупали найденные предметы у крестьян, а иногда совершали раскопки. Примитивный характер исследований памятников заключался в осмотре без специальной методики. В этот период формировалось отношение к памятнику как к историческому источнику. Тогда же проявлялось стремление использовать археологические источники для решения вопросов исторического характера [Обыденнов 1994].

Документальный фонд Теплоухо-вых отчасти может являться ключом к коллекции археологических древностей, хранящихся в отделе археологии Пермского областного краеведческого музея. Коллекцию начал собирать еще Ф.А. Волегов (управляющий имением Строгановых). В 1864 году после его смерти Елизавета (его дочь?) продаёт

коллекцию А.Е. Теплоухову, о чем свидетельствует записка, хранящаяся в фонде (ПОКМ 19102/741).

Вместе с Ф.А. Волеговым А.Е.Теплоухов копает Кудымкарское городище, а самостоятельно Конова-лятское селище (1865г.), Лаврятское городище и Загарье (1879 г.). С 1871 по 1882 г. А.Е. Теплоухов выезжает на раскопки почти ежегодно.

Значительную часть коллекции Теплоуховых отдела археологии ПОКМ составляют предметы из случайных сборов местных жителей, на что указывают письма от лесных смотрителей о покупке и дарении археологических предметов. Следует отметить, что некоторые крестьяне неоднократно получали денежное вознаграждение за находки; получив деньги однажды, очевидно, затем специально занимались археологическими изысканиями с целью получения прибыли. И.Я. Кри-вощеков во время путешествия с целью сбора сведений, отмечал, что у д. Ча-жегова Гайнской волости «обилие чудских изделий, находимых местными жителями, породило особый промысел: вещи предлагаются для покупки всем заезжим лицам, по весьма приличной цене» [Кривощеков 1914, с.72]. В июле 1894 года, спустя 9 лет после смерти А.Е.Теплоухова, в Перми прошла выставка его коллекций, которые были собраны в течение 30 лет. Было представлено более 2600 предметов, из них 661 - из Кудымкарского и 557 - из Рождественского городищ, 223 - из Ва-кинского селища [Каталог 1894].

В 1867 году А.Е. Теплоухов заводит свой археологический дневник, в который заносит места находок, сведения о памятниках, пояснения к предметам из коллекции. По мнению А.А.

Спицина, коллекция не имела бы и трети своей стоимости без дневника [Спи-цин 1902, с.7-8]. К сожалению, в настоящее время дневник хранится в Санкт-Петербурге, а коллекция в Перми.

Проводятся первые опыты осмысления археологического материала. А.Е. Теплоухов по раскопкам Кудым-карского городища делает следующий вывод: «Судя по большому нахождению костей домашних животных, жители занимались скотоводством, ловлею зверей, находились в мирных торговых отношениях с образованными народами и сами стояли на высокой степени культуры» [Теплоухов 1884]. А на основе анализа изображений пермского звериного стиля А.Е.Теплоухов связал археологические памятники Пермской чуди X-XIV вв. с предками хантов и манси.

Несмотря на то, что в тот период сохранялся вещеведческий подход, проводятся первые попытки исторической интерпретации массового материала и отдельных категорий предметов с поселений Прикамья. Достаточно привести несколько названий работ Теплоуховых - А.Е. «Описание коллекции черепков глиняной посуды» (1884), Ф.А. «Земледельческие орудия Пермской Чуди» (1892). Также обращается внимание на вопросы хронологии -«человек некогда пережил каменный период ... бронзовый.. .Сколько столетий разделяют каменный век от железного — вопрос будущей науки» [цит. по Кривощеков 1897, с.24].

К концу XIX века на территории Верхнего Прикамья было известно около 70 городищ и десятка селищ. В фонде Теплоуховых содержатся сведения о 21 средневековом поселении - в основном это городища, а именно: Бутырское, Рождественское, Филипповское, Купросское, Лаврятское, Катаевское, Искорское, Дойкар, Гарамиха, Старо-Гаревское, Медведевское (Белошей-кинское), Большухинское (Морочатс-кое), Чудихинские I,II, Антоновцы, Ямское, Опутятское, Кудымкарское и Зародятское городища, а также Вакин-ское и Патраковское селища. Большая часть памятников расположена в бассейне рек Косьвы, Иньвы, Обвы, Туя, Гаревой, части Пермского имения Строгановых, на территории современных Добрянского и Ильинского районов. Девять поселений впоследствии были изучены раскопками Камской археологической экспедицией ПГУ и Камской археолого-этнографической экспедицией ПГПУ (городища Бутырское, Купрос, Рождественское, Филипповское, Лаврятское, Искорское, Опутятское и селища Патраковское и Заро-дятское). Сведения по некоторым из выше названных памятников содержатся у И.А.Талицкой в работе «Материалы к археологической карте бассейна р. Камы» (1952), где были собраны данные по всем известным на то время памятникам. Однако информация по некоторым так и не была проверена.

Один из документов фонда подписан: «Копия моего археологического дневника» (ПОКМ 11409/12). В нем о городище Дойкар А.Е. Теплоухов писал: «.осматривал 17 июля 1860 года. В Архангельском.недалеко от впадения реки Велва в Иньву, на высокой горе стоит деревенька Дойкар, с прекрасным видом на долины, обрывы рек, село Архангельское, пруд и деревни. За несколько столетий. . у Дойкара стояли укрепления жилища, от которых остались следы валов и рвов, занятых теперь огородами и постройками».

Большухинское (Морочатское) городище было осмотрено 14 августа 1869 года. «В юго-восточной части Филатовского ведомства в 6 верстах от села недалеко села Большухинского... лежит деревня Морочата, которая в последние годы увеличилась тремя домами ... Долгуша впадает тут в р.Боль-шуху, которая протекает три версты, впадает слева в р. Полуденную, а эта через 8 верст в Каму Городище лежит между двумя параллельными логами, из коих один начинается прямо около деревни. Фигура прямоугольник длиной от речки до большого вала 100 сажень. по валу 20 сажень. Валы и ров были, но распаханы».

О городище Медведица (Белошей-кинском) А.Е. Теплоухов записал в дневнике «...в Филатово не доезжая до этого села версты 2 между деревней Белошейкой и. есть местность называется Медведица, состоящая из крутых логов, покрытых лесом. Тут городище с пятью валами или целый городок. Между древними валами 26 шагов (8 сажень) длина верхнего из них 24 сажени. От верхнего кремля до нижнего кремля 100 сажень. Длина нижнего кремля 20 2/3 сажень». М.В. Талицким при осмотре в Кудымкарс-ком музее коллекции предметов из городища оно было датировано VI - IX вв. При исследовании городища отрядом Камской археологической экспедицией в 1947-1951 гг. на городище было зафиксировано два вала, вероятно, остальные были к тому времени разрушены.

О Чудихинском I и II городищах в дневнике имеется следующая запись: «В середине Комарихинского леса протекает на северо-запад речка Чудиха ... ее течения на правой стороне два городища. Главное находится в 4ОО саженях от Масленичей на северо-запад на правом крутом берегу р. Чудихи.

1. Вид городища. Тянется по угору с СЗ на ЮВ . 3 вала значительной величины. Длина валов встречается до 2О сажень.
2. Сторожевой . еще другое городище, на том же берегу Чудихи на расстоянии от первого в 1 версту. Это уступ горы берегового склона длиной около 50 саженей шириной 30 саженей.

Об осмотре городища Гарамиха

A.E. Теплоухов написал: «24 июля 1869 года отправился в Васильевское ...для осмотра городищ в долине р. Гаревой.. .В истоках небольшого ручья Со-сновки, впадающей с правой стороны в пруд Опалихинской мельницы, что на Гаревой между деревнями Кокиной и Занковой, лежит угор — знаменитое городище Гарамиха с которого у Волего-ва много вещей. Присовокупляю: деревня Конина основана была 200 лет переселенцами зырянами. местность городища плохая, к оврагам по окружности покатая. Длина больших валов до 9 шагов, от валов до хребта, между валами до 18 шагов, до Гаревой около 2 верст».

Деятельность Теплоуховых не ограничивалась коллекционированием предметов, зачастую лесные смотрители по их просьбе рисовали планы местонахождений. В фонде имеются планы Рождественского, Искорского, Ва-кинского, Бутырского, Купросского и Катаевского городищ (абрисная тетрадь при съемке городищ в 1869 г. Плюснина и Вдовина). Так было положено начало составлению археологической карты Прикамья.

Вакинское городище (так указано в документах A.Е.Теплоyховa, у Р.Д.

Голдиной в работе «Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье» оно названо селищем) осматривалось в 1876 - 1877 годах о чем свидетельствует план, составленный в феврале 1877 года (19102/40). На выставке, прошедшей в Перми в 1894 году, экспонировались предметы коллекции Теплоухо-вых; с Вакинского городища (селища) было представлено около 233 предметов.

Таким образом, можно сказать, что период XIX века, характеризуется первоначальной систематизацией сведений об археологических памятниках, их картографированием, составлением планов, отношением к археологическому памятнику как целостному источнику, показывающему разные стороны жизни древнего населения Прикамья.

Фонд Теплоуховых дает ценную информацию для исследования поселенческих памятников Верхнего Прикамья, а именно писание оборонительных сооружений, описание площадок и местоположения памятников, важных для определения систем расселения.

Е.В. Иванова ИСТОРИЯ И ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ГОРОДИЩ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ НА ТЕРРИТОРИИ БАШКИРИИ

На территории современного Башкортостана в настоящее время выявлено более 60 городищ эпохи Средневековья (середина I тыс. н.э. - начало II тыс. н.э.), относящихся к четырем археологическим культурам: бахмутинс-кой, турбаслинской, кушнаренковско-караякуповской и чияликской. Большинство из них - 45 памятников - были созданы носителями бахмутинской культуры. Археологическое изучение этих памятников было начато В.В.Голь-мстен, в 1910 и 1912 гг. проводившей раскопки Уфимского (Чортова) городища, расположенного на восточной окраине современного г.Уфы.

Памятник был известен еще в XVIII в. и первоначально обследовался Ф.Д.Нефедовым в 1878 г. Городище расположено на высоком каменистом мысу правого берега р.Уфы, у уфимских старожилов известном еще и под именем «Лысая гора». Над поймой реки городище возвышается почти на 180 м и с трех сторон защищено крутыми обрывами. С северо-западной, напольной стороны городище защищала двойная линия валов. У подножия внешнего вала был вырыт ров.

Ф.Д.Нефедов в своем отчете, опубликованном в 1899 г., приводит самые краткие сведения о городище, а результаты более масштабных раскопок

В.В.Гольмстен в 1910 и 1912 гг. автором вообще не были опубликованы и

© Иванова Е.В., 2007.

ТЕПЛОУХОВЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА УРАЛА ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФОНД ТЕПЛОУХОВЫХ КУДЫМКАРСКОЕ ГОРОДИЩЕ ВЕРХНЕЕ ПРИКАМЬЕ ГОРОДИЩА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты