Спросить
Войти

Организация управления, структура и численность 2-й Особой армии Республики

Автор: указан в статье

В.В.Цысь

— к.и.н., доцент Нижневартовского государственного гуманитарного университета

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ, СТРУКТУРА И ЧИСЛЕННОСТЬ 2-й ОСОБОЙ АРМИИ РЕСПУБЛИКИ

АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены история создания, структура, состав 2-й Особой армии Республики, показано, что части этой армии изначально не были приспособлены для боевого применения, а предназначались для использования на хозяйственном фронте.

The article deals with the history offormation, the structure and the manpower of the Second Republican Special Army to disclose that its troops were not initially intended for hostilities and their function consisted in meeting economic targets.

В начале 1920 г. в Советской России появляются трудовые армии, ставшие одним из элементов политики военного коммунизма. Хотя, как известно, было организовано 9 трудовых армий, в зависимости от времени их создания, места дислокации наблюдались определенные различия в их структуре и функциях. Первой была переведена на трудовое положение 3-я армия Восточного фронта, дислоцировавшаяся на Урале. Почти одновременно принимаются решения о создании аналогичных трудовых соединений в различных частях страны — на Украине, в Петрограде, на Северном Кавказе, Поволжье. Одной из таких трудовых армий стала 2-я Особая армия, решавшая хозяйственные и политические задачи на территории Юго-Восточных железных дорог (Воронежская, часть Орловской, Курской, Саратовской и др. соседних губерний).

Инициатором использования на трудовом фронте Второй армии стал начальник Политуправления РВСР, член РВС Кавказского фронта И.Т.Смилга. Его мнение было поддержано командующим фронтом М.Н. Тухачевским, членами РВС С.И.Гусевым и Ковылкиным. Последний, являвшийся также и членом коллегии НКПС, предложил привлечь армию к работам на Юго-Восточных железных дорогах, «как наиболее подвергшихся разрушению за время гражданской войны» [3. С. 21]. 6 февраля 1920 г. члены Реввоенсовета Кавказского фронта направили соответствующую докладную записку, адресованную В.И.Ленину, в копиях Л.Д.Троцкому, РВС Юго-Западного и Туркестанских фронтов, НКПС. Его авторы указывали, что они считают «желательным использовать для Юго-Восточных железных дорог аппарат полевого управления и всех политработников 2-й армии, такая же мера могла бы быть проведена и в отношении Рязано-Уральской железной дороги путем выделения части специалистов и политработников из состава полевого управления фронта и Запар-мии» [5. С. 114]. Данное предложение было рассмотрено и одобрено Советом Обороны. 7 февраля 1920 г. принимается постановление «об использовании II армии для улучшения работы Юго-Восточных железных дорог и для повышения производительности труда по ремонту паровозов и вагонов» [2. Т. 7. С. 219—220]. Согласно этому документу, член РВС армии Д.П.Оськин назначается по совместительству заместителем комиссара Юго-Восточных железных дорог. Собственно говоря, в то время 2-й армии как таковой не существовало, ее нужно было формировать заново. Она состояла в основном из штабов и различных вспомогательных подразделений, разбросанных по железнодорожным станциям между Орлом, Царицыным и Харьковом: армейского управления, комендантской команды, складского и караульного батальонов, минометного дивизиона, рабочей роты [3. C. 24—25].

27 февраля 1920 г. издается приказ № 174 по войскам Кавказского фронта, подписанный М.Н. Тухачевским, в соответствии с которым управление 2-й армии переименовывалось в «Управление Трудовой железнодорожной армии Кавказского фронта». Ее Реввоенсовету предлагалось немедленно переехать в Воронеж, «где войти в тесный контакт с Управлением Юго-Восточных железных дорог для совместной с ними работы» [1. C. 66]. Перед тру-

довой армией ставились следующие задачи: «широкая помощь железной дороге всеми средствами, дабы поставить ее на ноги, а именно: рабочей силой, продовольствием, материалами, инструментами, топливом и наблюдением за тем, чтобы все предоставляемые средства использовались рационально и по прямому назначению» [1. С 66]. С конца апреля 1920 г. Трудовая железнодорожная армия стала вновь называться Второй, а с 22 июля 1920 г. — 2 Особой армией Республики.

Сосредоточение штаба армии в Воронеже закончилось к середине марта 1920 г. Надежная связь со штабом Кавказского фронта отсутствовала. По свидетельству Д.П.Оськина, «все требования и ходатайства передавались телеграммами, на которые ответы или совсем не получались или получались крайне медленно» [3. С. 25]. Первоначально был сохранен прежний армейский аппарат управления, т.к. считалось, что РВС армии «содействует дороге, а не командует ею» [3. С 26]. Однако в полученном в первой половине марта 1920 г. приказе № 174 по войскам Кавказского фронта недвусмысленно указывалось, что «верховным органом, возглавляющим дорогу, является Реввоенсовет армии, куда начальник дороги входит как консультант по железнодорожным вопросам, а комиссар дороги — полноправным членом» [3. С 28]. В приказе подробно описывается схема управления армии, которую предстояло создать командованию, функции отдельных структурных подразделений: 1) штаб армии — разработка общих заданий и указаний, учет и распределение рабочей силы, проведение трудовых мобилизаций гражданского населения; 2) особая продовольственная комиссия — заготовка продовольствия для армии и рабочих-железнодорож-ников; 3) управление чрезвычайного уполномоченного по снабжению армии — заготовка строительных материалов, инструментов для проведения ремонтных работ; 4) отдел снабжения — получение и распределение продовольствия, имущества и инструментов; 5) топливный отдел — руководство подвозом, погрузкой и разгрузкой угля; 6) управление начальников инженеров — разработка вопросов, касающихся восстановления железнодорожных сооружений и мостов; 7) управление военных сообщений; 8) санитарный отдел; 9) ревтрибунал; 10) политотдел.

Железные дороги предписывалось разбить на бригадные участки «по числу имеющихся участков тяги». Для их обслуживания предписывалось сформировать по одной трудовой бригаде в составе 2—4 батальонов [3. С 27—28].

Хотя указанные выше отделы и управления 2-й Особой армии и были созданы, но они в большинстве своем не смогли составить достойной конкуренции уже существовавшим учреждениям железнодорожного ведомства, выполнявших аналогичные функции. В этом заключалось существенное отличие с ситуацией, сложившейся, в частности, на Северном Кавказе, где управление Кавказской трудовой армии в значительной степени подчинило слабые, недостаточно авторитетные, неукомплектованные подготовленными кадрами советские и хозяйственные учреждения. По свидетельству командующего 2-й Особой армией, «топливный отдел с первых же дней своего возникновения стал хиреть и умер естественной смертью без особых недоразумений, ибо вести параллельную работу с материальной службой дороги он не мог. Примерно то же произошло и с другими» [3. С 29]. Так, попытки армии взять на довольствие железнодорожников встретили резкое противодействие местных продовольственных учреждений, заявивших, что они согласны получать продовольствие от армии, но его учет, распределение, нормирование должны оставаться в их исключительном ведении. Спор перешел на уровень вышестоящих органов — Наркомпро-да и Главснабпродарма, подтвердивших, что особая продовольственная комиссия армии вправе заниматься только вопросами обеспечения самой армии.

В конце марта 2-я Особая армия выводится из подчинения Кавказскому фронту, перейдя в непосредственное ведение Центра. Распоряжением НКПС и РВСР командующий армией назначается комиссаром железной дороги, фактически подчинившись управлению дороги.

Объединяются политотдел армии и дорожный политотдел. Заведующий политотделом армии являлся одновременно руководителем политотдела Управления Юго-восточных железных дорог. Начальник особого отдела армии назначается также и руководителем районной транспортной чрезвычайной комиссии. Во всем остальном органы армейского управления не выходили за пределы полномочий, связанных с руководством собственными частями.

В соответствии с указаниями командования Кавказского фронта в марте по числу участков на железнодорожной линии Козлов — Ростов-на-Дону начинается формирование шести трудовых бригад трехбатальонного состава по три роты в батальоне. Каждая из бригад, по сути, соответствовала структуре стрелкового полка, только без специальных подразделений — команд разведки, пулеметной и т. п. Никаких частей для формирования подразделений 2-й Особой армии командованием Кавказского фронта выделено не было. Пришлось использовать местные тыловые части: для 1-й бригады (ст. Грязи) — 1-й Тульский караульный батальон, 2-й бригады (Воронеж) — комендантская команда штаба армии и рабочая рота отдела снабжения армии, 3-й бригады (Лиски) — караульные роты, 4-й бригады (ст. Евстратовка) — минометный дивизион. В каждом батальоне должно было состоять три рабочих роты по 267 человек.

В середине марта 1920 г. командование Кавказского фронта приняло решение о направлении для пополнения частей трудовой армии военнопленных; красноармейцев и командиров, являющихся специалистами — железнодорожниками. Для формирования 5-й бригады передается из состава фронта 5-й инженерный рабочий батальон (ст. Глубокое), 6-й бригады (Ростов-на-Дону) — команда выздоравливающих [3. С 30]. К 1 апреля 2-я Особая армия имела в своем составе 6 бригад общей численностью 1.656 человек (при штатной численности более 18 тыс. чел.). Наиболее многочисленной являлась укомплектованная военнопленными 6-я бригада, насчитывавшая в своих рядах 1.002 чел.

РВС армии искал любые возможности для получения пополнений. Была направлена просьба к Главкому и полевому штабу РВСР о выделении тыловых частей Воронежского губвоенкомата, а также вылавливаемых на территории губернии дезертиров. Ведется переписка с Орловским и Тульским губвоенкоматами о присылке резервного комсостава. Предпринимаемые меры дали результат — Всероглавштаб обязал Орловский военный округ передать армии 10 000 дезертиров и весь резерв комсостава, разрешил оставлять в армии вылавливаемых ее силами дезертиров. Во второй половине апреля началось формирование 7-й бригады для линии Грязи — Царицын (штаб — Борисоглебск), 8-я бригада для линии Лихая — Царицын (штаб — Царицын), 9-я бригада для линии Орел — Касторная (штаб — Елец) [3. С 32]. Помимо трудовых бригад во 2-й Особой армии создаются два инженерных батальона, укомплектованные специалистами, телеграфно-телефонный дивизион, 14-е и 30-е военно-полевые строительства, запасной полк. К 14 апреля 1920 г. в ее рядах насчитывалось уже 6 648 чел. комсостава и красноармейцев [3. С 34].

В мае 1920 г. производится изменения в штатах армии. Фактическую самостоятельность получают батальоны трудовых бригад, что мотивировалось необходимостью усилить их хозяйственное значение, невозможностью поддерживать регулярную связь со штабом бригады. В состав трудовых бригад включаются отдельные роты специалистов, делившиеся на три взвода — плотников, столяров, слесарей.

На дальнейшую перестройку 2-й Особой армии повлияла советско-польская война и напряженная политическая ситуация на Северном Кавказе. В конце мая Полевой штаб Республики дал задание подготовить часть трудовых бригад для отправки на Западный фронт. Начиная с 23 июня в течение короткого времени из состава 2-й Особой армии выбывают 2-я, 3-я, 4-я, 5-я и 6-я бригады. Им на смену должны были прийти вновь формируемые 10-я, 11-я и 12-я бригады [3. С 50].

5 июля 1920 г. 2-й Особой армии приказом Главкома придаются функции запасной, при сохранении прежних задач по восстановлению транспорта в районе Юго-Восточной железной дороги. Приказом РВСР от 22 июля на армию возлагается также обязанность обеспечения тыла Кавказского фронта от возможных контрреволюционных выступлений. В таких условиях целесообразным признается своеобразная «специализация» войсковых соединений, с тем, чтобы трудовые части не привлекались к несению караульной службы, запасные занимались только подготовкой пополнений для фронта, а тыловые гарнизоны и стрелковые подразделения как можно меньше использовались на хозяйственных работах. Как следствие в течение июля—августа 1920 г. создаются 1-я стрелковая бригада (на основе 12-й трудовой бригады), стрелковый полк, сентября—начала октября 1920 г. — 2-я и 3-я стрелковые бригады, позднее — 4-я, 5-я и особая стрелковые бригады, использовавшиеся в борьбе с повстанческим движением. Выделенный Центром запасной полк стал основой 2-й запасной бригады. Оставшиеся в составе армии трудовые части были переформированы в семь трудовых батальонов, объеденных в 1-ю трудовую бригаду. Каждый батальон включал 7 путевых рот, предназначенных для восстановления полотна железной дороги, 2 тяговых роты для работы в мастерских и депо, роту специалистов. Всего же по штату в трудовой бригаде должно было насчитываться 70 рот или около 19 тыс. чел. В действительности в бригаде на 1 сентября 1920 г. по списку состояло 13.460 чел. [3. С. 52]. Осенью 1920 г. началось формирование 2-й трудовой бригады шестибатальонного состава, предназначенной для работ на лесозаготовках, фабриках и заводах, обслуживания нужд армии. Произведенное переформирование было признано вполне удачным и впоследствии было сохранено вплоть до окончательной ликвидации трудовых частей в районе ЮгоВосточных железных дорог. Собственно же 2-я Особая армия Республики была упразднена в соответствии с приказом Главкома № 1160 от 14 декабря 1920 г.

Общее количество «едоков» в армии по данным Главного командования менялось следующим образом: на 1 апреля 1920 г. — 16 356 чел., на 1 июня — 33 460 чел., на 1 августа — 78 811 чел., на 1 ноября — 109 799 чел. [2. Т. 7. С. 141, 165, 185, 226]. Реальный же состав собственно трудовых частей по данным командующего армией Д.П.Оськина, материалам инспекции Центрвоентрудкомиссии был значительно меньшим: середина апреля 1920 г. — 6 648 чел. [3. С. 34], 12 июля — около 12 тыс. [4. Л. 41], 1 ноября — 25 067 [3. С. 95].

РВС и штабы трудовых армий пытались установить контроль за основными видами хозяйственной и в какой-то степени политической деятельности на территории своей дислокации. Если местные гражданские учреждения были слабы, мало авторитетны, они фактически подчинялись армейским структурам. В противном случае происходил конфликт, заканчивавшийся не в пользу трудовой армии, как это произошло, в частности, на территории дислокации 2-й Революционной армии труда (Поволжье и северо-западный Туркестан). Командованию 2-й Особой армии удалось избежать развития событий по такому сценарию, достигнув достаточно эффективного взаимодействия с гражданскими властями и управлением Юго-Восточных железных дорог. Тот факт, что армию пришлось создавать заново, позволил с самого начала использовать в организации трудовых подразделений наиболее удобные для хозяйственного применения формы — бригады, делившиеся на батальоны и специализированные роты. В дальнейшем именно такая структура трудовых соединений повсеместно распространилась в 1921 г.

Литература

1. Вторая особая армия республики на восстановлении железнодорожного транспорта (1920 г.) // Советские архивы. 1976. № 4.
2. Декреты Советской власти. М., 1975.
3. Оськин Д. Хозяйственная работа 2-й Особой армии. М., 1926.
4. Российский государственный военный архив. Ф. 6. Оп. 8. Д. 22.
5. Ходак А.А. Хроника. Факты. Находки // Военно-исторический журнал. 1976. № 11.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты