Спросить
Войти

Старейшее педиатрическое учреждение России

Автор: указан в статье

Из истории педиатрии

В.Ю.Альбицкий,И.В. Винярская

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Старейшее педиатрическое учреждение России

В СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРЕЙШЕГО ПЕДИАТРИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИИ С МОМЕНТА ЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЧЕСТВЕ МОСКОВСКОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДОМА ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. ПО МНЕНИЮ АВТОРОВ, ПРАВОПРЕЕМНИКОМ МОСКОВСКОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДОМА ЯВЛЯЕТСЯ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАМН.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МОСКОВСКИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДОМ, ДОМ ОХРАНЫ МЛАДЕНЦА, НАУЧНЫЙ ИНСТИТУТ ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И МЛАДЕНЧЕСТВА, НИИ ПЕДИАТРИИ, НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАМН.

Контактная информация:

Винярская Ирина Валериевна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории проблем медицинского обеспечения и качества жизни детского населения Научного центра здоровья детей РАМН Адрес: 119991, Москва,

Ломоносовский проспект, д. 2/62, тел. 8 (499) 726-65-96 Статья поступила 15.02.2006 г., принята к печати 15.05.2006 г.

В истории отечественной медицины почетное место всегда будет принадлежать Московскому воспитательному дому, как старейшему педиатрическому учреждению страны, сыгравшему исключительную роль в охране здоровья детского населения России. Важен и другой момент. Воспитательный дом сегодня, хотя и в новом качестве, продолжает свою деятельность.

Инициатором организации воспитательных домов в России выступил Иван Иванович Бецкой, крупнейший государственный деятель второй половины XVIII века. 10 июня 1763 г. он представил Екатерине II проект, а 1 сентября 1763 г. Императрица подписала манифест об учреждении в Москве «Сиропи-тального Дома» с госпиталем для бедных родильниц. Последнюю дату следует считать днём рождения Московского воспитательного дома.

Воспитательному дому был отдан, так называемый Гранатный двор, расположенный на берегу Москвы-реки недалеко от впадения в неё Яузы, с прилегающим к нему Васильевским садом. Закладка главного здания произошла 21 апреля 1764 г., в день рождения Екатерины II. Первым главным врачом заведения стал доктор Мертенс [1-3].

Московский воспитательный дом, рассчитанный на 500 питомцев, реально вмещал 1200-1400 детей. В разные годы в приют поступало от 1000 до

12 000 детей в год. Вначале принимали детей от рождения до трёх лет, позднее возраст принимаемых питомцев ограничили годом. В одном из зданий Воспитательного дома, так называемом окружном строении, была организована Окружная больница для служителей и питомцев. В ней размещалось 100 детских коек и работала операционная. По существу это был первый педиатрический стационар в России.

В 1799 г. при Московском воспитательном доме была создана инфекционная больница («для одержимых заразительными болезнями»), расположенная также в Окружном строении. До появления инфекционной больницы таких больных изолировали в основном здании Воспитательного дома или отправляли в городской госпиталь [4].

Грудные отделения начали функционировать с момента основания Московского воспитательного дома, к 1876 г. существовало уже 9 грудных отделений для здоровых детей и 9 лазаретов для больных, в том числе для недоношенных [5].

В каждом лазарете предусматривались должности старшего и младшего врача. В обязанности старшего входила организация работы и ведение тяжёлых больных, младший врач наблюдал остальных детей, производил ма93

V.Yu. Albitsky, I.V. Viniarskaya

Scientific Center of Children&s Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

The oldest pediatric institution in Russia

THE ARTICLE OUTLINES THE PRINCIPAL HISTORICAL PERIODS OF THE OLDEST PEDIATRIC INSTITUTION IN RUSSIA --SINCE IT WAS ESTABLISHED AS MOSCOW FOUNDING HOSPITAL TO PRESENT DAYS. THE AUTHORS CLAIMS THAT THE SCIENTIFIC CENTER OF CHILDREN& S HEALTH OF RUSSIAN ACADEMY OF MEDICAL SCIENCES HAS BECOME A PROXIMATE SUCCESSOR TO MOSCOW FOUNDING HOSPITAL.

Из истории педиатрии

нипуляции. Предусмотрено было круглосуточное дежурство одного из врачей [6]. По данным 1871 г., в штате Московского воспитательного дома находился 31 врач [7].

15 августа 1842 г. открывается малолетнее отделение, куда принимаются дети-сироты от 1 года до 6 лет. Любопытно, что этот контингент детей делили на 3 группы, аналогично группам здоровья:
1 — совершенно здоровые дети;
2 — дети хорошего телосложения, но требующие временного докторского присмотра;
3 — совершенно слабые, требующие ухода. Именно эта

категория и находилась, в основном, в Воспитательном доме [9].

С самого основания заведения большое значение придавалось медицинским аспектам деятельности, активно изучались некоторые направления как клинической, так и социальной педиатрии. В частности, много внимания уделялось вопросам вскармливания грудных детей, возможности искусственного вскармливания при недостатке кормилиц, а также вопросам питания детей старше года. Поскольку в Воспитательном доме постоянно отмечалась нехватка кормилиц, то детей вынуждены были кормить коровьим или козьим молоком. Проводились эксперименты по разведению молока и добавлению к нему сахара. Интересен опыт искусственного кормления, сделанный доктором А.И. Блументалем. Он использовал созданные в 1860 г. порошки Шарлау — прообраз современных искусственных смесей. К сожалению, эти попытки не привели к снижению смертности детей в Воспитательном доме [7].

Проводилось изучение болезней периода новорождённо-сти и некоторых методов их лечения. В частности, была организована отдельная палата для недоношенных, где постоянно поддерживалась более высокой температура воздуха, чем в других помещениях; для выхаживания недоношенных использовались металлические люльки доктора Рюле, с двойными стенками, между которыми наливалась теплая вода [4].

Нельзя не вспомнить и о том, что, основанная в 1842 г. детская больница (ныне больница им. Н.Ф. Филатова) вначале также функционировала как детская больница Воспитательного дома [8].

Говоря о Московском воспитательном доме, невозможно не упомянуть, что он стал главным оспопрививательным центром в России того времени. Прививание натуральной оспы (вариоляции) начато в Воспитательном доме одновременно с введением такового в России, то есть в 1768 г. В 1801 г. вариоляции были заменены на вакцинации коровьей оспы по методу Э. Дженнера, после чего оспопрививание стало обязательным для всех воспитанников. С 1805 г., когда оспопрививание получило силу закона в Российской империи, Воспитательному дому было предписано изготавливать и рассылать оспенную вакцину по всей стране, производить оспопрививание всем обращающимся и обучать оспопрививанию всех желающих. Московский воспитательный дом также стал первым учреждением, начавшим производить с 1857 г. ревакцинацию против оспы [3, 4, 10].

По результатам ежегодных медицинских отчётов можно судить, что со второй половины XIX века в Московском воспитательном доме стал осуществляться подробный учёт заболеваемости и смертности детей, их динамики и основных причин [6, 11, 12].

Несмотря на проводимые мероприятия, заболеваемость и смертность оставались высокими. Так, по данным медицинских отчетов, средняя цифра смертности детей до года

равнялась 50%. Причиной тому были нерациональное вскармливание, скученность, плохая вентиляция, госпита-лизм, инфекции [1].

Одновременно с основанием Московского воспитательного дома в его составе был открыт Секретно-родильный госпиталь на 20 коек для бедных родильниц, не состоящих в браке. В связи с недостатком в России акушерок, в 1800 г. при Родильном госпитале был организован Повивальный институт, где обучались воспитанницы Воспитательного дома, а затем и вольные слушательницы, которые после экзамена отправлялись в разные города России. [4, 7, 13-15].

Родовспоможение в России в то время находилось на очень низком уровне, подавляющее большинство женщин не могло воспользоваться услугами грамотных акушерок, в связи с чем императрицей Марией Федоровной было предписано четырём находящимся на службе в Родильном госпитале акушеркам по очереди осуществлять бесплатное родовспоможение на дому бедным родильницам. Это же обстоятельство обусловило учреждение в 1805 г. Законно-родильного госпиталя при Воспитательном доме для малоимущих родильниц. Два госпиталя и Повивальный институт составили Родовспомогательное заведение, которое стало первым центром, где изучалось родовспоможение как дисциплина, как наука [3, 4, 10].

Именно здесь было положено начало профессиональному образованию акушерок и врачей, заложен фундамент научного акушерства в России [16].

До Октябрьской революции в Московском воспитательном доме работали такие выдающиеся деятели отечественной педиатрии, как Н.Ф. Альтгаузен, Г.Н. Сперанский. Ещё будучи ординатором, Г.Н. Сперанский в летнее время посещал Родовспомогательное заведение Воспитательного дома. В 1917 г. по инициативе Г.Н. Сперанского при Московском обществе детских врачей была создана комиссия по реорганизации Воспитательного дома, но в связи с революцией её деятельность была приостановлена [17].

После Октябрьской революции в ноябре 1917 г. был образован Наркомат государственного призрения, в составе которого 1 января 1918 г. начал функционировать отдел охраны материнства и младенчества. 31 января 1918 г. декретом Наркомата все учреждения государственного призрения сливаются в одну государственную организацию и передаются в ведение упомянутого Отдела. В своей статье «Первые шаги по охране материнства» А. Коллонтай пишет: «Первая забота Наркомата Госпризрения состоит в том, чтобы сохранить в целом, но вместе с тем преобразовать грандиозные заведения Воспитательных домов, превратить их в дома матери и младенца» [18].

В Москве отдел Охраны материнства и младенчества начал функционировать 15 апреля 1918 г., возглавила его Вера Павловна Лебедева. Свою работу отдел начал с реорганизации воспитательных домов, прежде всего Московского. 13 мая 1918 г. вышло Распоряжение по Комиссариату социального обеспечения № 14, подписанное народным комиссаром А. Винокуровым: «Ввиду того, что существующие Воспитательные дома с их питомническим промыслом не отвечают задачам социального обеспечения младенчества, поручаю Отделу охраны материнства и младенчества при Народном комиссариате социального обеспечения немедленно приступить к реорганизации воспитательных домов и, в первую голову, Московского воспитательного дома, на началах действительной охраны младенчества» [17].

Председателем комиссии по реорганизации Московского воспитательного дома стал А.Н. Рахманов, видный акушер. В результате деятельности комиссии Московский воспитательный дом был реорганизован в «Дом охраны младенца». Основными его работниками явились члены комиссии по реорганизации Московского воспитательного дома, а сам дом стал образцом показательного учреждения такого рода [17-20].

С 1919 г. в отделениях Дома охраны младенца проводилась основная подготовка врачей и среднего медицинского персонала по вопросам педиатрии и акушерства, а к 1921 г. он стал уже центральным учреждением, куда приезжали на учёбу врачи из всех республик [21].

Если в первые годы революции основной задачей этого заведения было практическое обслуживание Москвы и Московской губернии по призрению сирот и подкидышей, то в дальнейшем на первый план выдвинулись научно-практические вопросы по изучению здоровья ребёнка, его физиологии и патологии, новейших методов вскармливания и лечения, педагогике раннего возраста и изучению социально-бытовых вопросов, влияющих на мать и ребёнка. Таким образом, углубляя свою работу, имея высококвалифицированных специалистов, Дом охраны младенца превратился в научно-педагогическое учреждение [20].

Родовспомогательное заведение Московского воспитательного дома также было реформировано в 1920 г. под руководством А.Н. Рахманова в Институт акушерства, который тоже осуществлял научно-педагогическую работу [17, 20].

В 1920 г. вся охрана материнства и младенчества была передана в ведение Наркомата здравоохранения РСФСР Идея о создании специального Института охраны материнства и младенчества была реализована В.П. Лебедевой, которая представила в Наркомздрав проект Института охраны материнства и младенчества. Он образовывался путём слияния Дома охраны младенца и Института акушерства [17, 19, 20]. Таким образом, два подразделения бывшего Московского воспитательного дома, подвергшись реорганизации, были вновь объединены в одно учреждение, усиленное рядом лабораторий и теоретических отделов, частью расширенных, частью организованных заново. По словам В.П. Лебедевой, «Воспитательный дом превратился в учреждение, которое в неприкосновенности своей сохранилось до Октябрьской революции, которое было реорганизовано большевиками и которому только после Октябрьской революции был придан характер научного учреждения...» [16].

10 ноября 1922 г. на заседании коллегии Наркомздрава было утверждено положение о государственном Научном институте охраны материнства и младенчества как научно-практическом учреждении. По заключению Главнауки от 20 января 1925 г., Ученого медицинского совета Наркомздрава и постановлением Совнаркома от 15 апреля 1925 г. Институт был причислен к высшим научно-исследовательским и педагогическим учреждениям с пятью кафедрами [19, 20].

Институт состоял из трёх больших отделений: женского, детского и научно-вспомогательного. Лаборатории научно-вспомогательного отделения были оборудованы значительно лучше многих других подобных учреждений Москвы. Научная работа велась кафедрами социальной гигиены матери и ребёнка, акушерства и женских болезней, физиологии и биохимии в приложении к матери и ребёнку, патологии раннего детского возраста и педагогики раннего детского возраста [20, 22].

Первым директором Института охраны материнства и младенчества был назначен профессор Г.Н. Сперанский.

В 1940 г. Институт охраны материнства и младенчества был преобразован в Институт педиатрии Наркомздрава РСФСР, а акушерско-гинекологическая помощь передана самостоятельному Институту акушерства и гинекологии. В 1945 г. институт педиатрии вошёл в число учреждений Академии медицинских наук СССР [23].

До 1962 г. почти все отделения института находились в одном месте — на территории бывшего Воспитательного дома, в тесном здании, построенном в 1767 г. (на улице Солянке, где в настоящее время расположена Российская академия медицинских наук). Со слов Г.Н. Сперанского, «.никакими ремонтами нельзя устранить нецелесообразности, негигиеничности старых построек, плохой вентиляции и отопления, неудобных темных лестниц, отсутствия веранд и т.д.» [20]. В 1962 г. институту педиатрии передано новое здание на Ломоносовском проспекте, в котором он размещается и по сей день.

21 января 1998 г. решением Президиума РАМН образовано государственное научно-клиническое учреждение нового типа — Научный центр здоровья детей РАМН путём слияния НИИ педиатрии РАМН и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН.

Таким образом, ещё раз прослеживая историю старейшего педиатрического учреждения России, в его деятельности можно выделить несколько основных этапов.

1 этап — самый длительный, дореволюционный — 1763-1918 гг. Это Московский воспитательный дом со дня основания до первой реорганизации.
2 этап — самый короткий — 1918-1922 гг. Московский воспитательный дом реорганизован и превращён в Дом охраны младенца и Институт акушерства.
3 этап — 1922-1998 гг. Образование Научного института охраны материнства и младенчества путём слияния Дома охраны младенца и Института акушерства (с 1940 г. переименован в Институт педиатрии).
4 этап — с 1998 г. по настоящее время — Научный центр здоровья детей РАМН.

В заключение хотелось бы особо подчеркнуть: 1 сентября 1763 г. должно стать красной датой в историческом календаре российской педиатрии, а именно как день рождения первого российского педиатрического учреждения, правопреемником которого является, как показывают приведённые материалы, Научный центр здоровья детей РАМН.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конюс Э.М. Истоки русской педиатрии. М.: Медгиз, 1946. — 415 с.
2. Материалы для истории Императорского воспитательного дома. М.: Типография Штаба Московского военного округа, 1914. — 125 с.
3. Из прошлого Московского Воспитательного дома. М.: Типография А.И. Мамонтова. 1893. — 75 с.
4. Материалы для истории Императорского Московского воспитательного дома. М.: Типография Семёна, 1863. — 113 с.
5. История Императорского Московского воспитательного дома. М: Университетская типография, 1860. — 68 с.
6. Микиртичан Г.Л., Суворова РВ. История отечественной педиатрии. СПб., 1998. — С. 26-27.
7. Отчет по императорскому Московскому воспитательному дому. М.: 1836-1916.
8. Руководство по педиатрии. Том Х. М.: Медицина, 1965. — 788 с.

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2006/ ТОМ 5/ № 3

Из истории педиатрии

9. Исторический очерк Малолетнего отделения императорского Московского воспитательного дома. М., 1878. — 320 с.
10. Исследования о Воспитательных домах. СПб. — 1868. — 124 с.
11. Медицинский отчёт по грудным отделениям Императорского Московского Воспитательного дома. М., 1861. — 65 с.
12. Журнал комиссии из врачей Императорского Московского Воспитательного дома от 9 апреля 1897 года. М., 1897. — 31 с.
13. Генеральный план Императорского Воспитательного, для приносных детей, дома и (оспиталя для бедных родильниц в Москве. СПб, 1889. — 77 с.
14. Лебедев В.И. Очерк деятельности Московского Воспитательного дома (1764-1896 гг.). М., 1898. — 65 с.
15. Красуский В.А. Краткий исторический очерк Императорского Московского Воспитательного дома. М.: Типография Б.Я. Барбей, 1878. — 239 с.
16. Лебедева В.П. Охрана материнства и младенчества в стране Советов. М., Л.: Государственное медицинское издательство, 1934. — 263 с.
17. Конюс Э.М. Пути развития советской охраны материнства и младенчества (1917-1940). М., 1954. — 404 с.
18. Коллонтай А. Первые шаги по охране материнства. Журнал по изучению раннего детского возраста 1927. — Т. 6. — С. 250-253.
19. Сперанский Г.Н. 25-летний путь института педиатрии АМН СССР. Юбилейный сборник «XXV лет института педиатрии». М., 1947. — С. 5-9.
20. Сперанский Г.Н. Государственный Научный Институт Охраны Материнства и Младенчества Наркомздрава // Журнал по изучению раннего детского возраста 1927. — Т. 6. — С. 253-257.
21. Райц М.М. Роль института в подготовке кадров. Юбилейный сборник «XXV лет института педиатрии». М., 1947. — С. 113-121.
22. Лебедева В.П. Пройденные этапы. Статьи и речи. М.: Издательство «Охрана материнства и младенчества», 1927. — 215 с.
23. Студеникин М.Я. Слово об институте. Пути развития педиатрии. М., 1993. — С. 5-26.

Знаменательные и юбилейные даты из истории педиатрии 2006 года*

Л.А. Дурнов

13 декабря — 75 лет со дня рождения Константина Владимировича ОРЕХОВА (1931, род. в Ставрополе), российского педиатра, члена-корреспон-дента РАМН, заслуженного деятеля науки. С 1966 г. — заведующий кафедрой госпитальной педиатрии Красноярского медицинского института. В 1976-1986 гг. — директор Красноярского Научно-исследовательского института медицинских проблем Севера Сибирского отделения РАМН. С 1989 г. — проректор по научной работе и одновременно — заведующий кафедрой детских инфекционных болезней Ставропольской государственной медицинской академии. Основные научные работы посвящены проблемам физиологии и патологии периода новорождённости, а также экологии человека. Изучал динамику адаптационных процессов у новорождённых детей в норме и при различных патологических состояниях, становление циркадных биоритмов. Описал (1976)

три фазы функционального состояния здоровых новорождённых детей. Совместно с сотрудниками разработал долгосрочную комплексную программу исследований по экологии человека в условиях Крайнего Севера.

Соч.: см. БМЭ. 3-е изд.; Грипп и острые респираторные заболевания у детей. Ставрополь, 1994. 38 с.; Внутриутробные инфекции и патология новорождённых. М.: Медпрактика, 2002. 252 с. (Совместно с др.); Врождённая цитомегаловирусная инфекция: Кли-нико-иммунол. аспекты. Ставрополоь, 2002.127 с. (Совместно с др.).

Лит.: см. БМЭ. 3-е изд.; Орехов К.В.// 60 лет Российской академии медицинских наук. М., 2004. С. 406.

21 декабря — 75 лет со дня рождения Льва Абрамовича ДУРНОВА (1931, род. в Москве), российского детского онколога, академика РАМН, заслуженного деятеля науки. Советник Президиума РАМН (2002). В 1965-1990 гг. — заведующий отделением детской онкологии, с 1990 г. — директор Научно-исследовательского института детской онкологии и заместитель генерального директора Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина. Одновременно — заведующий кафедрой детской онкологии Российской медицинской академии последипломного образования (с 1989 г.). Один из основоположников отечественной детской онкологии, создатель школы детских онкологов, организатор Института детской онкологии и гематологии в составе Российского онкологического научного центра (1990), первой кафедры по детской онкологии (1991), автор первого учебника по этой дисциплине (1992). Основные научные исследования посвящены диагностике и лечению солидных опухолей у детей. Разработал комплексную терапию опухолей печени у детей и опухолей в III-IV стадиях. Ряд исследований посвящён вопросам качества жизни детей, излеченных от онкологического заболевания, а также вопросам медицинской, психологической и социальной адаптации данной категории детей. Лауреат Государственной премии за разработку и внедрение в клиническую практику комбинированных методов лечения остеогенной саркомы (1999).

Соч.: Двусторонние нефробластомы. Тбилиси, 1980. 60 с. (Совместно с др.); Злокачественные опухоли у детей раннего возраста. М.: Медицина, 1984. 256 с; Детские глазные опухоли. Ашхабад, 1985. (Совместно с Е.Н. Ковалевским); Поликлиническая онкология детского возраста. Бишкек, 1991. 199 с.; Настольная книга детского онколога: Справочник. М., 1994. 175 с. (Совместно с др.); Рабдомиосаркома у детей. Оренбург, 1997.191 с. (Совместно с Т.А. Шароевым); Жизнь врача: Записки обыкновенного человека. М., 2001. 366 с; Детская онкология. 2-е изд. М.: Медицина, 2002. 607 с. (Совместно с Г. В. Голдобенко; 1-е изд. Курск, 1997. 382 с.).

Лит.: Дурнов Л.А. // 60 лет Российской академии медицинских наук. М., 2004. С. 372; Л.А. Дурнов // Вестн. РАМН. 2001. № 12. С. 51-52.

* Составители: Н.П. Воскресенская,

Е.Н. Былинский (Отдел истории медицины и здравоохранения Национального НИИ общественного здоровья РАМН).

96
МОСКОВСКИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДОМ ДОМ ОХРАНЫ МЛАДЕНЦА НАУЧНЫЙ ИНСТИТУТ ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И МЛАДЕНЧЕСТВА НИИ ПЕДИАТРИИ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАМН moscow founding hospital baby care hospital scinetific institute of maternity and infancy care scientific and research pediatric institute
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты