Спросить
Войти

КАЗАКИ САРАНСКА И САРАНСКОЙ ЗАСЕЧНОЙ ЧЕРТЫ XVII СТОЛЕТИЯ

Автор: указан в статье

УДК 94 ББК 63.3

DOI 10.25797/Ш.2019.2.2.017

Д.В. Фролов

КАЗАКИ САРАНСКА И САРАНСКОЙ ЗАСЕЧНОЙ ЧЕРТЫ

XVII СТОЛЕТИЯ

Аннотация: в статье обобщаются ос- (ф.1156 — Саранская приказная изба) новные имеющиеся научные знания по и др.

истории саранского казачества в 17 сто- Ключевые слова: Саранск, казачество, летии, а так же впервые вводится в науч- казаки в 17 веке, 17 столетие, саранская ный оборот ряд документов из РГАДА засечная черта

Для описания своих заслуг перед Россией казаки нашли поэтическую формулу, когда писали в челобитных русским государям, что служат им «с травы и с воды». Их появление среди жителей крепостей на «засечной черте» неслучайно. Дело в том, что для службы в пограничных районах требовались люди особого рода — неприхотливые, предприимчивые, привыкшие смотреть в лицо опасности. Принятые на государеву службу казаки образовывали вместе с пушкарями и стрельцами своеобразный промежуточный слой русского общества, занимая среднее положение между дворянами, с одной стороны, посадскими людьми и крестьянами — с другой.

«Оклады служилых казаков существенно отличались от окладов дворян и детей боярских: если у последних они могли увеличиваться за службу или уменьшаться за неявку на службу в индивидуальном порядке, то оклады казаков были строго фиксированы. В пределах одного уезда казаки наделялись и равными земельными наделами. Однако у них были и привилегии. Дворы в городах и поместья казаков были освобождены («обелены») от посадского и крестьянского тягла. Отсюда, кстати говоря, и встречающиеся в документах термины для обозначения казаков — «беломестные» и «белопомест-ные» казаки»1.

Казаки выполняли сторожевую, полковую, городовую и иные службы. От засечной черты степь постоянно наблюдалась разъездными станицами и неподвижными заставами-сторожами. Сторожи выдвигались в степную сторону на 4-5 дневных переходов от города. Промежутки между ними были от половины до одного дневного перехода. Высылка станичных сторожей начиналась обычно с 1 апреля и продолжалась до 15 ноября. Все станичники делились на 8 очередей: каждая очередь несла службу две недели. К 15 июля исчерпывался весь «наряд» и начиналась

1 Мордовский народ: вехи истории. Саранск,
2007. С.216.

вторая очередь в том же порядке. Так в наказе соседнему с Саранском, Инсарскому воеводе от 1685 года написано об этом: «А самому ему Князю Ивану на Инсаре и по Инсарской черте жить с великим бе-режением, и по инсарской засеке подле валу и иных засечных крепостей держать сторожи частыя, и служилых людей на те сторожи посылать переменясь по скольку человек пригожо без переменно. Да на той же засеке по черте посылать в приход по два человека безпрестанно, и велеть им подле засечных крепостей до засечного ломовскаго рубежу и по другую сторону до саранскаго лесу и в саранский лес, до которых мест учинена засека, съезжат-ца тех городов служилыми людьми... И велеть станишкам и сторожам и вестов-шикам про воинских людей вестей проведывать всякими обычаи неоплошно, чтоб воинские люди к Инсаре и мимо Инсары засечных крепостей безвестно не пришли и под городами и над уезды дурна никако-ва не учиняли»2.

Однако, как отмечает историк В.Д. Кочетков, «в целом жизнь показала низкую эффективность этой службы. Татары умело обходили сторожи и станицы. Сторожи часто становились источниками дезинформации правительства... Так в 1646 г. сразу после Пасхи отряды татар подошли к Атемарской засеке. Они ограбили окрестности Шишкеевского острога, сожгли много селений. В дальнейшем ногайцы намеревались идти вниз по Суре и «разметав земляной вал пройти в Ала-тырский уезд, а Отемар и остроги осадить». Атемарский воевода князь Л. Шляковский послал голову Тихона Порецко-го и сотника М. Власьева с 200 ратными людьми алатырских мурз и казаков за р. Суру в степь. Разведка сработала плохо, вместо небольшого отряда татар оказалось 2000 человек. Итог понятен. Татары разбили алатырцев, оставшихся в живых взяли в плен. Сумел сбежать лишь казак Васька Данилов»3. Жизнь на границе была непростой и предполагала множество внезапных сложностей и поворотов.

После строительства крепости первыми переведенными в Саранск «на вечное житье» стали 63 казака из разных городов. Многие были жителями соседних крепостей: 10 человек из Темникова, 5 из Ядри-на, 3 из Курмыша, 2 из Арзамаса, 1 из Алатыря, 1 из Лыскова, 1 из Касимова другие были переведены издалека (1 из Владими2 ФроловД.В. Первый век саранской истории: город и его жители в XVII столетии. Саранск, 2014. С. 17.

3 Кочетков В.Д. Город-крепость на Суре. Очерки истории г. Алатыря и уезда в XVI-XVII вв. Чебоксары, 2012. С. 27.

ра, 1 из Юрьевца, 1 из Казани, 1 из Перми) и 36 человек без указания об их прежнем местожительстве. К весне 1642 г. основа гарнизона новопостроенной крепости составляла 200 казаков, которые получили по 20 четвертей пашни и 40 копен сенных покосов на рядового казака (сенных покосов отделялось больше, чем стрельцам, поскольку казаки несли конную полковую службу), а казачьи начальники получили более крупные наделы земли: десятники — 30 четвертей и 60 копен, пятидесятники — 40 четвертей и 80 копен. Земля выделялась не отдельным служилым людям, а всему их «товариществу». К указанному количеству пашни добавлялась приписка «а в дву потому ж», что отражало особенности существовавшей тогда трёхпольной системы севооборота (что фактически означало увеличение указанной площади в три раза).

Документы сохранили имена казаков-пятидесятников — «Китунка Свитин, Ивашко Павлов, Мишка Гаврилов, Мики-та Костентинов».

В середине прошлого века краевед И.Д. Воронин писал, что «многие потомки саранских казаков и теперь проживают в Саранске: Свитины, Плодухины, Холо-повы, Трубчиковы, Воронины, Елховико-вы, Новокрещеновы, Комаровы, Лукины, Алаторцевы, Пусковы, Маскенсковы, Егу-новы, Лаптевы, Зотовы, Щетинины, Ни-щевы, Вельяиовы, Спиридоновы, Прес-нухины, Переплетчиковы, Калашниковы, Калмыковы и др»4.

Эти сведения получены из одного документа, который считаем важным опубликовать полностью (находится в ЦГА

4 Воронин И.Д. Первые поселенцы Саранска // Очерки и статьи. Саранск, 1957. С. 125.

РМ) — выпись 3 июня 1652 г. из Атемар-ских писцовых книг 7151 и 7152 (16421643) гг. Саранского города полковых конных казаков, прибранных на службу, устроенных пашней в Саранском уезде.

«Выпись из атемарских писцовых книг 7151 (1642) и 7152 (1643) годов на казачью землю Саранского города полковых конных казаков, прибранных на службу и устроенных пашнею в Саранском уезде. Лета 7160 (1652) июня в 3 день били челом государи царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Русии Саранского города полковые конные казаки Янка Зиновьев сын Курмышенин, Васка Васильев сын Еремин с товарищи а сказали: по государеву указу, как на Атемаре были писцы Иван Бобрищев-Пушкин с товарищи, и отвели де им Янке Зиновьеву с товарищи двухсот человеком дикого поля на пашню и на сенные покосы вдоль Инзеры реки пашни на четыре тысячи на двести на сорок чети в поле а в дву пото-муж и той их земли межи и грани и всякие признаки в атемарских в писцовых книгах написаны, а выписи де им с тех писцовых книг на тое их землю не дано, а которые де полковые конные казаки прибраны вновь после их Васки с товарищи и те де казаки пашнею устроены ж в Саранском уезде из порозжих земель из диких поль и живут они от города от Саранска верст по десяти и больше и государь бы пожаловал их прежнего прибору Васку Еремина с товарищи велел им на тое землю, что им отвели писцы Иван Бобрищев-Пушкин да подъячей Анисим Ильин, дати с писцовых книг выпись.

А в атемарских в писцовых книгах письма и меры Семена Вильяминова да подъячего Анисима Ильина 150 (1642)

году написано: в Саранском острожке се-лятца новополковые казаки Янка Зиновьев сын Курмышенин, Васка Васильев сын Еремин, Васка Ермолаив сын Ядри-нец, Карпунка Федоров сын Ядринец, Во-лодимерко Васильев сын Ядринец, Федка Сидоров Медописцов, Микулка Лукьянов сын Лысковец, Микифорко Яковлев сын Ядринец, Ивашка Ермолаев сын Ядринец, Ивашко Денисов сын Курмышенин, Оска Онанин, Васка Ортемив, Любимко Мосе-ив, Олешка Клементьев, Ивашка Матвеев, Федка Артемив сын Холопов, Сенка Олек-сеев, Федка Елизаров, Сенька Архипов сын Мордяков, Митрошка Семенов сын Казанец, Федка Гаврилов сын Лодыгин, Сергейко Иванов сын Бахматов, Евсейко Федоров сын Захватов, Сенька Кирилов сын Хаботов, Ондрюшка Микифоров сын Юрьченин, Петрушка Окиньев сын Ере-хов, Гришка Семенов сын Бряхов, Стенка Родивонов сын Питехов, Васка Олексеев сын, Олферко Яковлев сын Арзамасец, Федка Васильев сын Пермитин, Микит-ка Федоров сын Алаторец, Митка Мики-тин сын Арзамасец, Ондрюшка Микитин Курмышенин, Афонка Китаев сын Малявин, Сенка Микитин сын Моматов, Васка Максимов сын Володимерец, Ортюшка Васильев сын Касимовец, Назарко Иванов сын Темниковец, Федка Петров сын Темниковец, Ивашка Гаврилов сын Коновал, Елизарко Левонтьев сын Горшешник, Карпунка Федоров сын Кузнец, Ромашко Левонтьев сын Малцов, Офонка Федоров, Кондрашко Петров, Спирка Логинов сын Темниковец, Янка Петров сын Тем-никовец, Васка Григорив, Васка Парфе-ньев, Стенка Степанов, Янка Офонасив, Федка Марков сын Темниковец, Олешко Марков сын Темниковец, Терешка Агапитов, Самойлка Трофимов сын Темниковец, Нестерко Иванов сын Темниковец, Мишка Ильин, Васка Степанов сын Темнико-вец, Лукянко Степанов сын Темниковец, Ерофейко Кондратьев, Лукянко Андреев, Ивашко Семенов и тем казакам и с теми, которых впредь приберут, двусот человеком дикого поля на пашню добрые земли четыре тысячи двести сорок чети в поле, а в дву потому ж, сена восмь тысяч четыреста восемьдесят копен; пятидесятником по сороку чети человеку, сена по осмиде-сят копен; десятником по тритцати чети человеку, сена по штидесят копен; рядовым казакам по двадцати чети человеку, сена по сороку копен, да в отемарских же в писцовых межевых книгах Ивана Бо-брищева-Пушкина да подячего Анисима Ильина 150 (1642) и 151 (1643) году написано: межа Саранчинского острожку полковых казаков земле с выгонною землею почен от реки Инзеры в болоте стоит вяз, на нем грань, а от того вязу прямо на березу, на ней две грани, а от тое березы прямо на столб дубов, на нем три грани, на праве земля полковых казаков, а на-леве выгонная земля, а от того столба направо прямо через вражек полем на столб дубов, на нем две грани, а от того столба прямо через крутой враг к редкодубу на дуб з делью, на нем две грани, а от того дуба прямо через редодуб на дуб, на нем две грани да вал, а от того дуба прямо полем на столб дубов, на нем две грани, а от того столба прямо на другой столб дубов, на нем две грани, а от того столба прямо на третей столб дубов на нем две грани, а от того столба прямо через речку Мокрую Пензу в редодубе на дуб з делью, на нем две грани, а от того дуба прямо через ре-додуб на дуб с делью ж, на нем две грани,

а от того дуба прямо х Кучуганпомре, на вершине Кучуганского врага стоит дуб, на нем грань, а оттого дуба Кучуганским врагом вниз до реки Инзеры живым рубежом, на праве земля Саранских казаков а на леве земля голов и сотников. Справил Елисейко Самойлов»5.

По Саранской черте в острогах в 16611663 гг. насчитывалось: «в Саранске казаков русских людей 211 человек; казаков же мордвы и татар 270 человек. В Атемар-ском остроге казаков русских людей 87 человек, казаков же татар и мордвы 57 человек. В Инзерском остроге казаков русских людей 40 человек, казаков же мордвы и татар 235 человек. В Шечкеевском остроге казаков русских людей 170 человек, казаков же мордвы и татар 25 человек»6. Известно, что в Инзерском остроге казачью службу несла мордва из д. Елховки (современная Малая Елховка Республики Мордовия). По Шишкееву казачью службу несли татары и мордва д. Мельцапина (теперь село Мельцапино Лямбирского района Республики Мордовия) и казаки д. Ингеняр. Группа пушкарей была поверстана в Шишкеев из мордовской деревни Кулдым. Всего же в Саранске в 1661 г. служилых по прибору (стрельцы, казаки, пушкари и проч.) — 1299 человек, в Ате-маре — 691, в Инзерском остроге — 688, в Шишкеевском — 4697.

На юго-восточном направлении засечной черты это был самый крупный гарнизон. Для сравнения, в такой важнейшей крепости как Симбирск числилось

5 ЦГА РМ. Ф. Р-3448. Оп. № 1. Ед. хр. № 181.
6 Веселовский С.Б. Сметы военных сил Московского государства 1661-1663 гг. // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских. Кн. 3. СПб., 1911. С. 243.
7 Там же. С. 237.
1375 человек, в Корсуни — 1011 человек, в Инсаре — 965 человек. У большинства остальных крепостей гарнизон редко превышал 500 человек.

Таким образом, воинский контингент Саранской крепости (вместе с соседним Инзерским острогом) в начале 60-х XVII века был самым мощным среди крепостей, прикрывавших юго-восточное направление. Однако большая часть этих сил, включая всех дворян и детей боярских, была в это время вдали от Саранска. Они были разосланы по другим местам и крепостям: на Дон, в Царицын и Уфу.

Как следует из документов, мордовское население не всегда добровольно и охотно шло на опасную и хлопотную казачью службу, бегало от «государевых посылок» и при возможности старалось от службы освободиться. Так в соседнем с Саранском Инсарском уезде мордва-казаки били челом царю Феодору Алексеевичу, что «та де им казачья служба служить не в мочь и не за обычей, к ружью не привычны и ружьем владеть не умеют. А преж де сего деды и отцы их жили в Темниковском уезде в тягле, а не в службе. А они де от той службы оскудали и разорились. И нам, великому государю, пожаловати б их, велеть их от казачьи службы отставить, и написать их в том же Инсарском уезде в посопном тягле, и обложить нашими, великого государя, податьми, и о том дать нашу, великого государя, грамоту. Да та ж мордва наперед сего, как были наряжены на нашу, великого государя, службу на Дон, и они службу не служили и с дороги бежали»8. Приведем полностью текст двух сохранившихся документов по этому делу.

8 Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. II. Сарана, 1940. С. 23-24.

Так в царской грамоте от 13 декабря 1678 г. инсарскому воеводе Н.В. Юшкову о розыске про челобитье служилой мордвы об освобождении от казачьей службы с переводом в тягло написано: «От царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца на Инсару, воеводе нашему Микифору Васильевичю Юшкову. Били челом нам, великому государю, Инсар-ского уезду, Лухнинского острогу служилая мордва Рузманка Юртушев да Ку-дашка Одманов с товарыщи. В прошлых де годех построен город Инсара, и в те де поры деды и отцы их и братья переведены в Инсарской уезд из Темниковского уезду на вечное житье из тяглых жеребьев. И воевода де Григорей Борнеков приписал их по Инсарской черте в казачью службу. И та де им служба служить не за обычей и к ружью не привычны и ружьем владеть не умеют. А преж де сего деды и отцы их жили в Темниковском уезде в посопном тягле. А приписал де их в ту службу воевода Григорей Борнеков поневоле. И от той службы они стали скудны и безлошадны и розорились без остатку. И нам, великому государю, пожаловати б их, Руз-манка Юртушева с товарыщи, велеть их от казачьи службы отставить, а написать их в том же Инсарской уезде в посопном тягле для их скудости, а ружье взять в нашу, великого государя, казну. И как к тебе ся наша, великого государя, грамота придет, и ты б из той деревни велел взять лут-чих людей, сколько человек пригоже, и их допросил: по их ли веленью челобитчики к Москве приходили и челобитную подавали, чтоб им в казачье службе не быть, а платить тягло, и, буде по их веленью, и они б сказали, по чему они учнут платить, сверх прежнего оброку меду и денег, вновь денег же и хлеба. А тебе б о том порадеть и росмотрить вправду, по чему им того нового оброку платить с двора дове-детца. Да о том к нам, великому государю, писал и допросные речи за своею рукою и за их знамяны прислал и велел подать в Приказе Казанского Дворца, боярину нашему князю Михаилу Юрьевичу Долго-руково да дьяком нашим думному Офона-сью Зыкову, Петру Самойлову, Михаилу Прокофьеву, Левонтью Меншову. Писан на Москве, лета 7187 декабря в 13 день»9.

Второй документ — продолжение того же самого дела. 12 марта 1679 г. Грамота инсарскому воеводе в. С. Норову об устройстве тяглой мордвы. «От царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца на Инсару, воеводе нашему Василью Сидоровичю Норову. В нынешнем во 187 году ноября в 6 день, били челом нам, великому государю, Инсарского уезду, Лухминского острогу мордва Роз-манко Ертушев, Кудашко Атманов с това-рыщи. В прошлых де годех построен город Инсара (1647), и деды де и отцы их и братья переведены из Темниковского уезду в Инсарской уезд на вечное житье из тяглых жеребьев. И воевода де Григо-рей Борняков приписал их по Инсарской черте в казачью службу, а та де им казачья служба служить не в мочь и не за обычей, к ружью не привычны и ружьем владеть не умеют. А преж де сего деды и отцы их жили в Темниковском уезде в тягле, а не в службе. А они де от той службы оскуда-ли и разорились. И нам, великому государю, пожаловати б их, велеть их от казачьи службы отставить, и написать их в том

9 Там же. С. 22.

же Инсарском уезде в посопном тягле, и обложить нашими, великого государя, по-датьми, и о том дать нашу, великого государя, грамоту. И в инсарских строельных книгах 156 (1648) году воеводы Григорья Борнякова написано: переведены из Тем-никовского уезду в Инсарской уезд с розных деревень мордва из тяглых жеребьев и приверстаны в службу оберегать засечные крепости на Сурской дороге, где был прежней нагайским людям приход, и дано им ружье, и поселены близко засечных крепостей на реке Лухме. А в прошлом во 185 (1677) году, по нашему, великого государя, указу, велено от Пензы города по Пензенской черте до Ломовской засеки сделать вал для приходу воинских людей. И по отпискам воеводы Павла Языкова сделано того валового дела по нынешней по 187 (1679) год вполы и больши, а Ин-сара город и Инсарская черта стала в Пензенском валу. И декабря в 7 день, послана наша, великого государя, грамота на Инсару к воеводе к Микифору Юшкову, велело ему Лухминского острогу мордву лутчих людей, сколько человек пригож, допросить: по их ли веленью челобитчики нам, великому государю, били челом, чтоб им в казачье службе не быть, а платить тягло, и, буде по их веленью, и они б сказали, по чему они станут платить сверх прежнего оброку меду и денег, вновь денег же и хлеба, да о том к нам, великому государю, писать и допросные речи за своею рукою и за их знамены прислать к Москве, в Приказ Казанского Дворца. И февраля в 13 день, писал к нам, великому государю, с Инсары воевода Микифор Юшков и прислал под отпискою Инсар-ского уезду, Лухминского острогу мордвы Вячичка Прянова с товарыщи допросные

речи, за своею рукою и за их знамены. А в допросных их речах написано: би-ти челом нам, великому государю, они, мордва, челобитчиков посылали, чтоб им в казачье службе не быть, а платить тягло, и о том они, Лухминская мордва, нам, великому государю, все челобитчики. А оброку де они, мордва, сверх прежнего своего платежу, учнут впредь платить в нашу, великого государя, казну вновь с той своей Лухминской деревни на Инса-ре по вся годы, против Инсарской тяглой мордвы и против писцовых тяглых тринадцати дворов, ямских денег по тринадцати рублев по тритцати алтын по четыре деньги, стрелецкого и посопного хлеба по штидесят по пяти четьи ржи, овса то ж, на год. И как к тебе ся наша, великого государя, грамота придет, и ты б велел Инсар-ского уезду, Лухминского острогу мордве, которые переведены из Темниковского уезду из тяглых жеребьев и построены у засечных крепостей для береженья, быти в тягле, и денежной, и медвеной оброки прежней и что вновь на себя наложили, денег же и хлеба, платить своею братьею вместе с той же своей земли, с пашни и с сенных покосов, и на нынешней на 187 (1679) год взять, и рублевые и полтинные деньги с них имать против их же братьи по новым переписным книгам для того, что та мордва тяглая, а приверстаны были оберегать засечные крепости на Сурской дороге, где был нагайским людям приход, а ныне по нашему, великого государя, указу построена от приходу воинских людей за Инсарскою чертою от Пензы по черте до Ломовской засеки вновь вал и острожки и поселить велено слободы, и та Инсар-ская черта стала в том новом Пензенском валу. Да та ж мордва наперед сего, как были наряжены на нашу, великого государя, службу на Дон, и они службу не служили и с дороги бежали. А в прибавку к инсар-ским казакам прибрать в службу из их, казачьих, детей и из братьи и с племянников, которые в службу поспели и написаны в переписных книгах, чтоб тех казаков было в службе то ж число, сколько было, и ружье у той Лухминской мордвы взять в нашу, великого государя, казну. Писан на Москве, лета 7187 марта в 12 день10.

Многие крестьяне и мордва бежали от податей из дворцовых сел (принадлежавших лично царю и государству) и жили на посадах или поступали на «порозжие» службы в Понизовых городах, куда относился и Саранск. По царскому указу от 22 апреля 1697 г. всех беглых, кто пришел с 1676 года, полагалось вывозить «с посадов, и с служб, и с тягл» и возвращать на прежнее место, а из помещичьих и монастырских сел возвращать беглых без срока давности их побега.

22 апреля 1697 г. апреля 22. Указ в высылке бежавших из дворцовых сел городов крестьян, мордвы и татар на старые места. «Великий государь указал послать из Приказу Большого Дворца в Казань, в Свияжск, в Симбирск, в Саранск, на Пензу, на Самару, в Курмыш, в Ядрин, на Инсару, в Мокшанск, в Сызрань, и в иные Понизовые городы и тех городов в уезды стольников Семена Готовцова, Павла Скрябина. И в тех городех и в уез-дех сыскивать им его, великого государя, дворцовых городов и сел Алаторского, Арзамасского, Темниковокого уездов, Красные слободы Троицкого острогу и Залесного стану, Нижнеломовского уезду Наровчатовского городища, Нижего10 Там же. С. 23-24.

родского уезду Терюшевской волости, и иных дворцовых сел беглых крестьян, и новокрещенов, и бортников, и мордву, которые не хотя его, великого государя, денежных и всяких доходов платить, прежде и после писцовых и переписных книг 186 (1678) году, бежав, живут в вы-шеписанных городех и в уездех, поселясь на посадских и на порозжих его, великого государя, и на поместных и вотчинных землях дворами, и в стрелецких и в казачьих слободах, и во властелинских, и в монастырских, и в помещиковых, и в вотчинниковых селах и деревнях, а иные живут в бобылях и в захребетниках. И, сыскивая им тех беглых крестьян, и новокрещеных, и бортников, и мордву, из тех вышеписанных городов и уездов вывозить с посадов, и с служеб, и тягл с указанного со 184 (1676) году, а из властелинских и из монастырских сел и деревень, и из-за помещиков и вотчинников без урочных лет, с женами, и с детьми, и со всеми их крестьянскими животы, и с хлебом стоячим и с молоченым»11.

Следует отметить, что остаться незамеченным в казачьей или иной любой слободе, где все друг друга знали в лицо, было крайне сложно.

Границы русской Казачьей слободы, находившейся рядом с кремлем, на карте современного Саранска, можно обозначить, используя в качестве ориентира современные улицы города: на юге — улица Советская, на западе — улица Льва Толстого до её пересечения с улицей Коммунистической, далее граница слободы загибалась дугой на восток примерно до перекрёстка проспекта Ленина и улицы Б. Хмельницкого, по которой проходила северная граница слободы, на востоке слободу можно ограничить улицей Рабочей на отрезке между улицами Б. Хмельницкого и Коммунистической, далее улицей Крупской до её пересечения с Советской. Четыре квартала Казачьей слободы были вытянуты с востока на запад, что обеспечивало естественный сток талых и дождевых вод по склону вдоль улиц в реку Инзера (современный Инсар). Кварталы слободы в центре пересекал проезд, в целом совпадающий с направлением современной улицы Володарского. Он вёл к северному выезду из слободы, выходившему на дорогу к старинным сёлам Лада и Никитино. Улицы слободы не были строго прямолинейны на всём их протяжении, а кварталы отличались различной шириной как внутри одного квартала, так и в сравнении между собой. Тем не менее,

11 Там же. С. 123-124.

планировку слободы можно считать вполне регулярной12.

Подходы к Казачьей слободе были защищены крепостью, находившейся в её юго-западном углу, и рекой Инзера с востока. Кроме этого, слобода имела свою собственную систему укреплений. С южной стороны это были солидные укрепления засечной черты. тянувшиеся до точки, которая находится в самом начале Советской улицы, перед железнодорожным переездом. Источник 1681-1684 годов, описывающий укрепления засечной черты6, свидетельствует, что в этом месте тарасы кончались наугольной проезжей башней,

13

далее к реке тянулся земляной вал13.

У саранских казаков были свои церкви — Христорождественская и Троицкая, а также Богородицко-Казанский мужской монастырь (точно так же, как и у стрельцов — Иоанно-Богословская, Воскресенская до 1682 г., затем Вознесенская с пределом Покрова, Спасский собор, Иьин-ский монастырь).

Поскольку Саранск относился к Патриаршей области, то все челобитья о строительстве новых храмов отправлялись к правящему архиерею, а им являлся патриарх Московский и всея Руси. Время сохранило нам интересный документ — благословенную грамоту митрополита Казанского и Свияжского Адриана в межпатриаршество казакам города Саранска на строительство церкви во имя Живоначальной Троицы (9 июля 1690 г.).

«.во имя Живоначальные Троицы великие государи пожаловали б их, велели о том церковном строении дати им ис Па-

12 Нечаев А.Г. Крепости XVI-XVII веков в междуречье Суры и Мокши. Саранск, 2015. С. 94.
13 Там же. С. 95.

триарша Казенного приказу Благословенную грамоту. И аз, смиренный Адриан, Божиею милостью митрополит Казанский и Свияжский, по повелению великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Ве-ликия и Малыя и Белыя Росии самодержцев меж патриаршества города Саранска казаков Ваську Михайлова, Ивашку Кузьмина с товарыщи благословил. Велел им на церковное строение лес готовить и в том лесу в городе Саранске в казачьей их окрайней слободе на угодном к церковному строению месте построить вновь церковь во имя Живоначальныя Троицы. А верх бы на той церкве был не шатровой и алтарь в клеть зделать круглой тройной. А в церкве во олтарной стене царские двери были б посреди, а по правую их сторону южныя, а по левую северная, а подле царских дверей по правую сторону меж южных в начале поставить образ Всемилостивого Спаса, а подле Спасова образа поставить образ настоящаго того храма, а по левую сторону царских дверей меж северных в начале поставить образ Пресвятые Богородицы и иныя образы по чину. А как та церковь построена и ко освящению изготовлена будет и о освящении

тоя церкви и о антиминсе и кому святить впредь бить челом. А для антиминса приехать к Москве попу или дьякону, а не простолюдину. А под церковь и под кладбище и попу с причетники под селидьбу отмерять земли от церкви во все стороны по сороку сажен. Да ис Казанского приказу в Патриаршей Казенной приказ в памяти за приписью дьяка Викулы Богдан-чикова нынешнего 7198/1690/ году июня в 23 день написано: города Саранска казаки Васька Михайлов, Ивашка Кузьмин с товарыщи к той церкви Живоначальные Троицы попу с причетники на прокормление поступились из своих казачьих дач пашни дватцать четь в поле, а в дву по тому ж, сенных покосов дватцать копен. И им, казакам Ваське Михайлову с товары-щи, тое даную к той церкве землю пашню и сенные покосы против своего челобитья отвесть ныне от города в ближнем месте срядче, а не в розни и при писцах. Написать в писцовые книги к той церкве Жи-воначальные Троицы в церковные земли и отмежевать. Писан на Москве лета 7198/1690/ июля в 9 день. Пошлин взято (неразборчиво)»14.

В «Главной церковной и ризничной описи Пензенской епархии города Саранска Троицкой церкви», датированной 1822-1849 годами утверждается, что церковь «прежде была деревянна зданием и начало свое получила с 1690 года, а стояла на северо-восточном краю города» на пространстве «в длину 12 саженей 1 аршин, в ширину — 6 саженей и 2 аршина»15 (то

14 Саранский священник Алексей Масловский и его духовное наследие (к 160-летию со дня рождения). Сост.: Н.И. Новотрясов, Л.А. Богданович. Саранск, С. 14-17.
15 ЦГА РМ. Ф.32. Оп. 1. Д. 6. Л. 1 об.

есть, если принять во внимание, что аршин 0,71 м, а сажень 2,13 м, то получится, что «церковное место» со зданием и проч. занимало участок земли 26,27*14,2 м. Там же говорится, что деревяная церковь «существовала до 1771 года, а в том же году по Указу и Благословению Преосвященного Феофана, Епископа Нижегородского построена купцом Алексеем Васильевым Ашмариным каменная»16, которая и существует до сих пор на углу улиц Рабочей и Богдана Хмельницкого.

При постройке Саранской крепости земля, прилегающая к реке Инсаре с левой стороны, от города на север, отведена была саранским казакам. Восточная грань их владений шла «от земляного валу рекою Инзерою, вниз живым рубежом до устья речки Сухие Пензы»17

В челобитье царю 1686 года, саранские казаки, отстаивая свое право на землю в споре с князем Черкасским, писали: «Дано де им великих государей жалованье — на пашню земля и на сенные покосы 200 человекам, от города Саранска в ближних местах, вниз реки Инзеры до речки Сухой Пензятки — пятидесятникам по 40 четей человеку, десятникам по 30 четей, рядовым по 20 четей, человеку в поле, а в дву потому же; да на сенные покосы по указу. И в писцовых де атемарских книгах Ивана Бобрищева-Пушкина да подьячего Анисима Ильина та земля написана за ними... » В ответе на челобитье саранских казаков, присланном из Москвы в Саранск на имя стольника Левашова, мы находим и указание времени отвода земли саранским полковым казакам. Здесь говорится: «И как к вам, сия наша грамота придет, и

16 Там же.
17 ГАПО. Ф. 132.Д. 4. Л. 1-7.

вы б той земле за саранскими казаками, за нынешними челобитниками за Ивашкой Павловым с товарищи велели быть по атемарским писцовым книгам Семёна Вельяминова 1642 года, по прежним граням и межам...»18.

Из указанного дела полностью выявил границы земли 1642 г. первых 200 саранских казаков известный краевед И.Д. Воронин в своей работе 1948-51 гг. «Восточной гранью этой земли была река Инсара, западной — линия, идущая прямо на север от «выгонной земли», где теперь пеньковый комбинат, от Никитинского оврага Пятисотенным рубежом через речку Мокрую Пензу, на восточный край «Кочуган Помры» (роща, именуемая теперь Чука-лами), далее на вершину «Кочуганского врага», затем «Кочуганским врагом на низ до речки Лямбери и речкою Лямберью до речки Сухой Пензятки». Северной границей земли саранских казаков была речка Сухая Пензятка, южной — Никитинская и Ладская горы, т. е. линия от пенькоком-бината на восток по Никитинскому оврагу к тому месту, где теперь железнодорожный мост через реку Инсару. Через бывшие поля саранских казаков и теперь проходят дороги Ладская (она же Ромода-новская) на села Ромоданово и Лада.»19.

На восточной стороне дороги на Пензу (которая начиналась на месте современной Московской улицы) в 1665-1696 гг. жили казаки-украинцы (или черкасы по терминологии XVII столетия) «идучи до Пензенской дороги Саратовская тож... и тою дорогою до другова поворотного столба на праве земля саранских стрелцов пятидесятников Ромашки Гарасимова с товарыщи а на леве земля саранских же Черкасской слободы казаков»20, которые в после взятия Азова в 1696 г. были все переведены туда на «вечное житье»21.

В подчиненном Саранску Шишкеев-ском остроге было значительное количество казаков. В Атемарских писцовых книгах Семена Вельяминова 1642 г. записано следующее: «.в Шечкеевском острожке селятся новополковые казаки Ивашка Васильев сын Ситник с товарищи и с теми, которых впредь приберут 250 человек, дикого поля за ними на пашню добрые земли по обе стороны речки Шечкеевки вниз речки Сивини 3000 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена по речке Шеч-кеевке вниз поль по вражком 6000 копен. да им же полковым казакам в додачу дано и попримерно у Монтелея Мурзы Байбар-сова с товарищи, что было на оброке за Пурдышевским монастырем вниз по речке Рудне на пашню добрые земли 670 четвертей в поле, а в дву потому ж сена по речке Рудне 1340 копен, да им же дано вверх по речке Рудне против деревни Кул-дымовы... дикое поле 8000 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена по речке Рудне 1600 копен. А всего Шечкеевского острогу казакам 250 человекам отмерено дикого поля на пашню 5300 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 10600 копен»22. Из приведенного отрывка архивного доку18 Там же.

19 Воронин И.Д. Первые поселенцы Саранска/ / Очерки и статьи. Саранск, 1957. С. 108-109.
20 МРОКМ им. И.Д. Воронина. Выпись из отказных писцовых книг на владение замлей саранских стрельцов и посадских людей 1686 г. Л. 29 (№ 27 в рукописи).
21 Отказные книги Пензенского края. ивиШр://$и$1опу.ги/01ка2пуе4.И1:т
22 Научный архив НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия И-57. Л. 3.

мента видно, что земля шишкеевцев тянулась на север от острога километров на 20, до окрестностей современного с. Ин-генер-Пятины Старошайговского района. Всего саранские казаки получили земли на пашню в 1642 г. 4240 четвертей в поле (2120 десятин), а в трех полях — 6360 десятин. Кроме того, все казаки имели «сенные покосы по указу». Гарнизон Шиш-кеевской крепости был по тому времени довольно значительным. Только рядом с острогом поселились 250 казаков. Земля

шишкеевцев тянулась на север от крепости километров на 20. Кроме 250 казаков, в этом гарнизоне несли службу и стрельцы (с. Стрелецкая слобода) рядом с Шишкеевом, и пушкари, о чем напоминала улица «Пушкарка», в самом Шишке-еве. По Шишкеевскому гарнизону несли службу и татары.

В той же Атемарской писцовой книге Семена Вельяминова от 1642 года указано: «Опричь Шечкеевского острожку полковым же казакам отхожие татарские слободы, слобода татарская на левой вершине речки Пензы на правой стороне, что писалися в службу в Шечкеевский острожек в полковые казаки, селятся ново Та-нашка Ишьев с товарищи пятьдесят человек, и тое татарской слободы полковым казакам отмерено дикого поля добрые земли 1060 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 2120 копен, пятидесятнику 40 четвертей, сена 80 копен, четырем человекам десятникам по 30 четвертей, сена по 60 копен, рядовым казакам по 20 четвертей, сена по 40 копен потому, что близко Шечкеевского острожку против государева указа дикого поля не стало»23.

В этой записи книги речь идет о казаках д. Пензятка, где при самом начале строительства Атемарской черты поселилось 4 человека, а в 1642 году сюда было переведено еще 46 человек24.

Очень часто, как стрельцы, так и казаки были «половинщиками», иногда даже, хотя и редко, «третчиками». То есть за один земельный, хлебный и денежный оклад службу несли по очереди 2 человека (соответственно, оклад делился ими напопо23 Воронин И.Д. Саранск. Историко-докумен-тальные очерки. Саранск, 1961. С. 40.

24 Там же.

лам). Для правительства это было выгодно, поскольку в случае военных действий «под ружье» вставало два человека, а из казны выдавались средства на одного. Так, например, история сохранила нам судное дело 1673 г. между саранскими казаками-половинщиками Мокием Полуек-товым и Фомой Гавриловым, неподелив-шими свои «половины» службы.

Дело о половине казачьей службы саранских служилых казаков Дракинской слободы. 1673 г.

В квадратных скобках восстановленные автором статьи фрагменты текста, /-конец строки, //- конец листа, Ь-буква «ять».

«Царю государю и великому князю АлексЬю Михайловичу всея/ великия и малыя и бЬлыя Росии самодержцу бьет челом/ холоп твой саранской казак слободы Дракино й МокЬйка/ Полуехтов в прошлом государь во 180 (1672) году снял я хол[оп твой ?] (обрыв)/ с саранского казака тоеж слабоды Дракина с Фомки/ Гаврило-ва полавину ево казачьей службы и половину/ ево двора и хоромишок и пашенной земли и [в прошлых государь ?](обрыв)/ годЬхъ какъ ево Фомкин сын послан с Саранска] (обрыв)/ на твою великого государя службу на Камышинку (обрыв)/с моей снохи с Овдотьицы взялъ подмогу таку сыну своему/ полтора рубля денег и в нынешнем государь во 181 (1673) году/ написан в Саранскомъ сынишка мой Ивашко на твоей/ великого государя службу на Дон и ныне он Фомка с той сво/ей с полавины казачьи службы против прежние (обрыв) сво/ ей подмоги полутара рубля денег сынишку [моему ?] (обрыв)/ Ивашку в ту донскую службу не даетъ и (обрыв) своего казачья двора и хоромишокъ са мной холопомъ/

твоимъ против съЬмной записи папалам не делит/ своимъ насильствомъ а ныне государь на смотре/ перед столникомъ и полковником и воеводою/ перед

САРАНСК КАЗАЧЕСТВО КАЗАКИ В 17 ВЕКЕ 17 СТОЛЕТИЕ САРАНСКАЯ ЗАСЕЧНАЯ ЧЕРТА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты