Спросить
Войти

Развитие теоретических концепций исследования элементов интеллектуальной сферы

Автор: указан в статье

УДК 330.8 +330.83

РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ

В.П. Вейлер

В статье рассматривается эволюция теоретических концепций, направленных на изучение интеллектуальной сферы деятельности предприятий. Показана уникальность информации как экономического ресурса. Введена категория «информационно-интеллектуальный потенциал». Показано соотношение «информационно-интеллектуального потенциала» с категориями «интеллектуальный капитал» и «информационный капитал».

Стремительное ускорение научно-технического прогресса в конце XX века способствовало формированию качественно новых условий производства, в которых возможность создания и применения информации и знаний становится ключевым фактором, лежащим в основе процессов экономического роста и повышения качества жизни. Опыт успешных компаний подтверждает, что эффективное использование «неосязаемых» активов способно влиять на конкурентоспособность фирм и перспективу их экономического развития. Научное осмысление учеными этого факта привело к становлению и развитию ряда теоретических концепций, определяющих сущность и свойства нематериальных факторов, а так же рассматривающих их место в системе общественного воспроизводства.

Формирование взглядов классиков мировой экономической мысли на роль отдельных объектов интеллектуальной сферы начинается с конца XIX - середины XX веков. Так, в работах К. Маркса, посвященных разработке трудовой теории стоимости, обозначена ключевая роль науки и образования в социально-экономическом развитии общества. Концепция эволюционного подхода, предложенная И. Шумпетером, определила инновационные процессы как основу экономического развития. Теория длинных волн Н.Д. Кондратьева продемонстрировала закономерность волнообразного развития экономики вследствие технико-технологических нововведений и активизации инновационных процессов. Оценка научно-технического прогресса как основного фактора экономического роста, позволяющего увеличить отдачу всех основных факторов в совокупности, отражена в модели Р. Солоу путем включения технологической константы в классическую производственную функцию Кобба-Дугласа. Влияние скорости научно-технического прогресса и темпов экономического роста на долгосрочную тенденцию развития экономики прослеживается в инновационно-центрической модели М. Калецки.

Таким образом, первые теоретические концепции, связанные с исследованием элементов интеллектуальной сферы, были нацелены на: 1) определение роли науки и образования в процессе социально-экономического развития общества; 2) определение роли научно-технических и технологических факторов в процессе экономического роста.

Дальнейшее исследование нематериальных объектов активизировалось с середины XX века. В это время окончательную формулировку получила теория человеческого капитала, в рамках которой исследуется значимость знаний и умений работников в процессе производства (Г. Беккер, Т. Шульц, Я. Минцер). Возросший интерес к роли научно-технического прогресса на очередном этапе общественно-экономического развития нашел отражение в новых теориях роста, позволяющих учитывать в качестве факторов экономического роста интеллектуальный труд и его результаты (П. Ромер, X. Узава, К. Эрроу). Появляются первые исследования в области количественной оценки информации и сущности информационных процессов, представленные теорией информации Н. Винера и К. Шеннона. Позже в рамках теории знаний человеческий капитал и информация, а так же процессы преобразования информации в знания стали рассматриваться как основное конкурентное преимущество, позволяющее компаниям добиваться высоких экономических результатов (М. Полани,

И. Нонака, М. Кене, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лаурия и др.).

Масштабное проникновение информационных технологий в конце XX века во все сферы

человеческой деятельности и сопутствующая этому процессу интеллектуализация экономических отношений актуализировали проблему исследования человеческого интеллекта. Интеллект стал признаваться важным фактором общественного производства, а плоды человеческого разума (интеллектуальный капитал) приобрели значение объекта экономического оборота. Наиболее полно концепция интеллектуального капитала отражена в трудах таких зарубежных авторов, как К. Свейби, П. Страссман, Т. Стюарт, П. Салливан, Л. Эдвиннсон, А. Брукинг, Д.Нортон, Э. Кэплан, Б. Холл, Дж. Найт, Дж. Стиглер, Р Коуз, в чьих публикациях анализируется структура интеллектуального капитала и обосновывается влияние увеличения интеллектуального капитала на производительность и экономический рост.

В научной литературе, посвященной проблемам формирования и использования интеллектуального капитала, наиболее распространена структура, предложенная Л. Эдвинссоном и М. Мэлоуном. В качестве составляющих компонентов они выделили в структуре интеллектуального капитала человеческий, структурный и потребительский капитал. Среди российских ученых исследованием интеллектуального капитала в разные годы занимались Э.Д. Вильховченко, B.C. Гойло, А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, И.В. Ильинский, Р.И. Капелюшников, С.М. Климов, A.B. Кориций, B.C. Половинко, М.М. Критский, Д.А. Войнов, А.Д Косьмин., Е.А Косьмина, С.А Курганский, A.M. Макаров, В.А. Супрун, Т.А. Судова и другие авторы.

Изучение объектов нематериальной (интеллектуальной) сферы активно продолжается и в настоящее время. Понятие интеллектуального капитала за последние годы претерпело сложную эволюцию, а смысл, заложенный изначально в это понятие, значительно трансформировался. Новые исследования в этой области сфокусированы на проблемах управления интеллектуальным капиталом и вопросах трансформации его в другие формы капитала [1].

Управленческий аспект изучения интеллектуального капитала в отечественной науке в последние годы представлен концепцией управления интеллектуальными активами, предложенной Л.И. Лукичевой. Интеллектуальный капитал в данной концепции рассматривается как совокупность интеллектуальных активов и трудовых ресурсов в рамках конкретной экономической системы. Под трудовыми ресурсами понимаются индивидуальные интеллектуальные способности персонала, его профессиональные знания, опыт, уровень образования, квалификация, инновационная активность и прочие результаты интеллектуальной деятельности конкретных работников, составляющих основу кадрового состава предприятия. Интеллектуальные активы, рассматриваются как совокупность информационно-интеллектуальных ресурсов и информационно-интеллектуальных продуктов, которые могут быть отчуждены от их создателей и имеют реальную коммерческую ценность для предприятия и его контрагентов. В свою очередь информационно-интеллектуальные ресурсы представляют собой совокупность научно-производственных, финансовых, маркетинговых, организационно-управленческих, кадровых, информационно-технологических, юридических и прочих идей, методов, инструментов, технологий и различных форм существования информации, полученных в результате интеллектуального труда сотрудников организации, обусловливающих возникновение ее конкурентных преимуществ. Информационно-интеллектуальные продукты рассматриваются как результат преобразования информационно-интеллектуальных ресурсов, характеризующихся полной степенью отчуждаемости от его создателей и способностью быть объектом различных сделок во внешней среде, что подразумевает осуществление процедур правовой охраны. [5, С.113-121]

Непрерывный рост информатизации экономики приводит к модификации процесса воспроизводства, что влечет за собой трансформацию всех форм капитала и механизмов его функционирования. Поэтому наряду с теорией интеллектуального капитала в последние годы получила активное развитие достаточно «молодая» теория - теория информационного капитала (М. Пятковски, М. Уорнер, М. Витцель, О.Н. Вершинская, Л.Е. Товстых, С.А. Дятлов, Т.А. Селищева и др.).

Согласно гипотезе Дятлова С.А., Марьяненко В.П. и Селищевой Т.А. информационный капитал включает в себя три составляющие: ИТ-технологии, служащие основой информационного капитала; накопленные инвестиции в ИТ-секторе; технологическую, научно-технологическую, социально-экономическую и духовную информацию. Разрабатывая теорию информационного капитала, авторы прослеживают её связь с интеллектуальным капиталом и интеллектуальной собственностью. В сфере ИТ-технологий интеллектуальный капитал воплощается в определенные

информационные продукты, которые отчуждаются от их производителя и становятся объектом купли-продажи. Отчуждение информационного продукта от его производителя и использование этого продукта собственником в целях получения прибыли, считают авторы концепции, дает основание говорить о существовании информационного капитала, роль которого в постиндустриальной экономике возрастает, в связи со стремительным спросом в мире на ИТ -технологии и информацию в различных формах её существования.

Итак, со второй половины XX века и по настоящее время теоретические концепции, связанные с исследованием нематериальной сферы направлены на: 1) изучение сущности знаний и информации; 2) осмысление значимости индивидуальных способностей работников; 3) разработку методов управления информационно-интеллектуальными ресурсами.

Тем не менее, несмотря глубину и серьезность проведенных исследований, научную обоснованность теорий, объясняющих различные аспекты нематериальной сферы деятельности, многими учеными отмечаются противоречия, существующие в части терминологии и в вопросах управления интеллектуальными объектами. Понятия «знания», «информация», «интеллектуальный капитал», «интеллектуальный потенциал», «человеческий потенциал», «человеческий капитал», «интеллектуальные ресурсы», «интеллектуальная собственность», «интеллектуальные активы», «нематериальные активы» трактуются неоднозначно и используются в публикациях как взаимозаменяемые. А.Н. Козырев, критически анализируя состояние проблемы исследования интеллектуального капитала, отмечает, что в России публикации на данную тему часто не имеют «опоры на собственный опыт, устоявшиеся понятия и сложившиеся научные школы». [4] Такая ситуация, справедливо делает вывод Е.В.Яковлева, препятствует развитию необходимых коммуникаций между наукой, бизнесом и государством. В результате у большинства практикующих в российской экономике менеджеров отсутствует ясность относительно актуальности и практической значимости объектов, выделенных спомощью вышеуказанноготерминологического базиса. [13, С.71]

Для устранения вышеуказанных противоречий необходимо пересмотреть существующие теории с учетом: 1) глубокого анализа особенностей современного этапа общественно -экономического развития; 2) выделения общих, наиболее существенных для объектов интеллектуальной сферы характеристик; 3) понимания сложных эволюционных изменений, которые за последние десятилетия претерпела структура элементов интеллектуальной сферы; 4) теоретического и методического обоснования роли информационного и интеллектуального капиталов как движущих сил механизма институциональных изменений, присущих постиндустриальной эпохе.

Рассмотрим эти условия более детально.

Современный этап общественно-экономического развития характеризуется нарастанием трансформационных процессов, оказывающих существенное влияние на развитие интеллектуальной сферы. К ним, как правило, относят: переход общественных структур от индустриальной цивилизации к постиндустриальной; перестройка производства в сторону увеличения доли прогрессивных и высокотехнологичных отраслей; ускорение процессов глобализации; усиление диспропорций в развитии стран; нарастание экологических проблем; сдвиги в социальной структуре и в структуре потребностей членов общества; возрождение национально-культурных традиций; усиление роли государственных структур в функционировании экономических систем и политических процессов. [2, 3, 6, 7, 10, 12 и др.]

Широта научных подходов к осмыслению сущности и типологии современного общества, существующего в условиях масштабного развития глобализационных процессов, обусловливает развитие различных концепций, направленных на исследование текущей стадии общественного развития и определение контуров будущего развития мирового сообщества. Обобщение публикаций отечественных и зарубежных ученых позволяет объединить существующие концепции в четыре группы:

1) концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Д. Рисмен);
2) концепция информационного общества (Ю. Хаяши, Ф. Махлуп, Т. Умасео, М. Порат, И. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Кац, А. Турен, Р. Айрис и др.);
3) концепция сетевого общества (П. Дракер, М. Портер, Т. Стоуньер, С. Глазьев, В. Иноземцев, Т. Николаева, А. Ракитов и др.);
4) интегральная концепция (М. Кастельс, С. Дятлов, Д. Миропольский, Т. Селищева).

В рамках интегральной концепции современное общество трактуется как глобальное

информационно-сетевое общество, центральными элементами которого являются информационно-сетевые отношения и информационно-сетевая экономика. Особое значение в этой концепции уделяется основополагающей роли информации, со свойственными ей сетевой координацией, электронным управлением и самоорганизацией. [2]

Степень информатизации становится в настоящее время главным критерием развитости общества, поскольку без оперативного использования гигантских массивов информации, без высококвалифицированных кадров, вооруженных современными информационными технологиями, обеспечивающими доступ к информационным ресурсам, невозможно принятие решений в любой сфере и на любом уровне.

Рост информатизации экономики увеличивает значимость информации как специфического ресурса, наряду с материальными, энергетическими и трудовыми ресурсами. Проблему эффективного функционирования фирм с позиции их информационной обеспеченности изучал Ф. Найт, определивший информацию как величину обратно пропорциональную степени неопределенности поведения фирм в рыночной среде. В дальнейшем Р. Коуз широко использовал понятие информации в теории информационных издержек.

Значение информации как ресурса поднимается на качественно новый уровень, если целью производственной системы становится производство информационного продукта, В этом случае информационный ресурс растет тем быстрее, чем быстрее его используют. Уникальность информации (как экономического ресурса) заключается в том, что во всех областях деятельности, входящих в третичный и четвертичный секторы экономики, она является одновременно и предметом, и средством и результатом труда. Информация как предмет труда представляет собой первичные исходные и необработанные данные, сведения в данной конкретной сфере деятельности и смежных с нею областях. Информация как средство труда - это совокупность знаний, методов и приемов. [2, 9, 13]

Понимание исключительной роли информации как уникального экономического ресурса, в свою очередь, позволяет выделить в системе потенциалов предприятия, наряду с финансовым, производственным, инновационным, маркетинговым и другими видами потенциалов, информационный потенциал. Исследованием проблем формирования информационного потенциала предприятий в разные годы в России занимались Л.И. Абалкин, A.A. Абрамов, С.И. Ашмарина, Ю.Т. Бубнов, Ю.П. Васильев, В.А. Виноградов, В.М. Глушков, P.C. Гиляровский, Ю.М. Горский, Г.Р. Громов, A.B. Добрянин, Д.А. Ловцов, Ф.М. Русинов, В.А. Тамбовцев и другие ученые.

Как уже отмечалось, в современных условиях бурное развитие информатизации экономики способствует ускорению объективных процессов интеллектуализации хозяйственной деятельности, что в свою очередь, оказывает встречное влияние на процессы информатизации. Преобладание умственной деятельности над физическим трудом во всех сферах и отраслях хозяйства является отличительной чертой информационной экономики. Результаты интеллектуальной деятельности оказывают все большее влияние на характер и темпы социально-экономического развития, чем продукты материального производства. Данное явление получило название «интеллектуального производства». Интеллектуальное производство индивидуализировано, его результат несет в себе отпечаток личности своего создателя (в отличие от материального продукта), оно не поддается обычной регламентации. Интеллектуальное производство содержит в себе три относительно самостоятельные области [8]:

1.Процесс создания новой информации, прежде всего научно-технической, в форме индивидуализированной деятельности. Эта область является наиболее трудоемкой, именно в ней существует самая высокая свобода творчества и сосредоточено знание.
2. Воплощение новой информации в определенных единичных товарах и услугах.
3. Процесс тиражирования первоначально-уникальных товаров и услуг, в которых воплощена новая информация.

Вторая и третья области характеризуются высокой интеллектуальной насыщенностью в силу принципиальной новизны такого производства, его рискованности и возможной непредсказуемости результатов.

Следовательно, можно говорить о том, что происходит интеграция информационного и интеллектуального факторов экономики, позволяющая получить синергетический эффект за счет оптимального управления уникальными информационно-интеллектуальными ресурсами.

Комплексный подход к анализу этого процесса позволил использовать категорию «информационно-интеллектуальный потенциал» для оценки возможностей развития предприятий в интеллектуальной сфере.

В научной литературе широко применяется понятие потенциала в различных его модификациях. Как правило, под потенциалом (лат. ро1епйа) понимается сила, мощь, совокупность возможностей для выполнения какого-нибудь действия, в т.ч. латентных, не проявляющихся, формально не зафиксированных, но реально существующих.

Товстых Л.Е. определяет информационно-интеллектуальный потенциал как «совокупность интеллектуально-информационных ресурсов бизнеса фирмы, которые так или иначе, используются в ее бизнесе для реализации стратегий, достижений поставленной целей и запланированных результатов, а, кроме того, обладают потенциальной способностью улучшать результаты бизнеса, содействовать его всестороннему полноценному росту, развитию и долговременному успеху фирмы». Структуру информационно-интеллектуального потенциала автор предлагает рассматривать в виде совокупности отдельных модулей (М1 - рыночный (клиентский) потенциал, М2 - потенциал персонала фирмы (человеческий) и т.д.), что в определенной мере соответствует структуре интеллектуального капитала. [10]

Определим информационно-интеллектуальный потенциал как результат синергетического взаимодействия информационного и интеллектуального потенциалов компании, являющийся стержневой основой формирования интеллектуального и информационного капиталов. Реализация информационно-интеллектуального потенциала в таком случае должна обеспечить возможность создавать и использовать с максимальной отдачей совокупность интеллектуально-информационных ресурсов и преобразовании их в информационно-интеллектуальные продукты (см. рис. 1).

Рис. 1. Соотношение интеллектуального капитала, информационного капитала и информационно-интеллектуального потенциала. Выделение в структуре информационно-интеллектуального потенциала двух взаимосвязанных компонент (интеллектуальной и информационной) позволяет формализовать процедуры его оценки на основе использования синергетической модели, учитывающей интегральный информационно-энтропийный показатель (активность системы), являющийся параметром порядка и обуславливающий ее потенциальные и реальные возможности по трансформации факторов производства в доход и прибыль предприятия.

Таким образом, анализ развития теоретических концепций исследования элементов интеллектуальной сферы позволяет сделать следующие выводы:

- все современные концепции экономического и общественного развития едины в том, что степень вовлеченности элементов интеллектуальной сферы в общественное производство оказывает непосредственное влияние на темпы экономического роста и уровень национального благосостояния;

- вопросы управления элементами интеллектуальной сферы на протяжении многих лет остаются дискуссионными для ученых и специалистов и требуют дальнейшего глубокого теоретико-методологического изучения и уточнения;

- при переходе к информационному обществу происходит усложнение и трансформация форм капитала, понимание специфики которых способно оказать существенное влияние на темпы и качество экономического роста;

- интеграция информационного и интеллектуального факторов экономики привела к формированию понятия «интеллектуально-информационный потенциал» и актуализировала проблему его дальнейшего исследования.

Ориентация на использование интеллекта, знаний, высокоэффективных информационно-коммуникационных технологий, активный процесс формирования информационно-коммуникационной среды, происходящий в современном обществе, открывают принципиально новые возможности для развития всех сфер социально-экономической деятельности человека и приводят к формированию нового типа экономической системы - информационной экономики, основанной на интенсивном использовании интеллектуально-информационного потенциала как основного возобновляемого ресурса устойчивого прогрессивного развития.

In this article the evolution of the theoretical concepts directed on studying of the intellectual field of activity of enterprises is considered. It also shows the uniqueness of the information as an economic resource. The category "informational-intellectual potential" is introduced. The relation between "information-intellectual potential" and categories "intellectual capital" and "informational capital" is shown too.

The key words: information, knowledge, intellectual capital, intellectual potential, informational potential, informational-intellectual resources, informational-intellectual potential.

Список литературы

1. Волкова Г. Ф., Левитина И. Ю., Комарова А. Г. К вопросу о разработке методических подходов к управлению нематериальными активами. // Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2007. Вып. 1, с.120-129.
2. Дятлов С.А. Информационно-сетевая экономика: структура, динамика, регулирование: Монография / С.А. Дятлов, В.П. Марьяненко, Т.А. Селищева. СПБ.: Астерион, 2008. 416 с.
3. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы // Учебное пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2000. 304 с.
4. Козырев А.Н. Интеллектуальный капитал: состояние проблемы // Интеллектуальный капитал: состояние, проблемы, перспективы: [сб. материалов науч. конф. «Интеллектуальный капитал организации - ключ к развитию и росту экономики» / сост.: Т.М. Орлова; под общ. ред. акад. РАН В.Л. Макарова]. М. : ЦЭМИ, 2004. 144 е., С.66-69.
5. Лукичева Л.И. Управление интеллектуальным капиталом: учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2007. 552 с.
6. Медведев В.А. Перед вызовами постиндустриализма: Взгляд в прошлое, настоящее и будущее экономики России. - Альпина Паблишер, 2003. 440 с.
7. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденция развития. М.: Издательство МГУ, 1999г. 208 с.
8. Николаева Т.П. Основы информационной экономики: Учебное пособие. СПб.: ООО «ЛЕКС СТАР», 2001. 128 е., С.34-35
9. Супрун В.А. Интеллектуальный капитал: главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке / В.А. Супрун. Москва: URSS: КомКнига, 2006. 190 с.
10. Сухарев О.С. Институциональная экономика: теория и политика / О.С. Сухарев, Ин-т экономики РАН. М.: Наука, 2008. 863 с.
11. Товстых Л.Е. С миру по нитке...к задаче анализа ценности интеллектуального капитала (потенциала) компании. // Креативная экономика, №3, 2008, C. 47-53.
12.Шишков Ю.В. Важнейшие характеристики глобализации // Глобализация и место России /. Ю.В. Шишков; отв. ред. проф. В.П. Колесов, проф. М.Н. Осьмова. М.: ТЕИС, 2000.
13. Яковлева Е.В. Интеллектуальный потенциал организации в условиях инновационной экономики: монография / Е.В. Яковлева. Омск: из-во ОмГТУ, 2009. 160 с.

Об авторе

Вейлер В.П. - старший преподаватель Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, veiler@yandex.ru

ИНФОРМАЦИЯ ЗНАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ information knowledge intellectual capital
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты