Т. А. Мартынова
ЦАРСКОСЕЛЬСКОЕ ЗЕМСТВО И ВОПРОС О ВВЕДЕНИИ ВСЕОБЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (КОНЕЦ XIX И НАЧАЛО XX В.)
Работа предоставлена кафедрой русской истории.
Научный руководитель - доктор исторических наук, доцент А. Б. Николаев
В данной статье рассматривается опыт решения вопроса о введении всеобщего обучения Царскосельским земством на двух ключевых этапах его деятельности - в конце XIX (1894-1896 гг.) и в начале XX века (1906-1908 гг.). В деле развития народного образования одной из важнейших задач для уездного земства было увеличение числа земских школ, то есть открытие новых школ, постройка школьных зданий и принятие училищ в число земских. С этим направлением деятельности уездного земства напрямую связано решение вопроса о введении всеобщего обучения.
In this article is examined the experience of decision of a question about the introduction of the general education by Tsarskosel’skoe zemstvo in two key stages of its activity - at the end of the XIX (1894-1896 yr.) and in the beginning of the XX century (1906-1908 yr.) In a matter of the development of public education one of the most important tasks for the uyezdnoe zemstvo was an increase in the number of zemskiy schools, that is an opening of new schools, the construction of school buildings and the adoption of schools into the number of zemstvo. With this direction of the activity of uyezdnoe zemstvo is directly connected decision of a question about the introduction of general education.
В середине 90-х гг. XIX в. Петербургское губернское земство, а вслед за ним и уездные земства впервые обратились к вопросу о всеобщем обучении. В сессию 1894 г. гласный К. К. Арсеньев представил в губернское собрание предложение «для выяснения вопроса, насколько в Санкт-Петербургской губернии возможно, в ближайшем будущем, введение всеобщего начального обучения... собрать при непосредственном участии уездных земств. под объединяю-
щим руководством губернского земства точные сведения о том, сколько существует в губернии начальных школ всех ведомств и наименований, как велико число поселений, лежащих в районе этих школ, и какая часть детей школьного возраста в этих поселениях может пользоваться школой, сколько следовало бы открыть еще школ разных типов для того, чтобы сделать начальное обучение доступным для всех детей школьного возраста, где именно мог-
ли бы быть открыты эти школы»1 . Предложение Арсеньева поддержали многие, в том числе гласный И. А. Горчаков, считавший особенно полезным осуществить его именно в данное время, «когда дело народного образования находится, быть может, накануне решения вопроса об обязательном всеобщем обучении...». В итоге собрание постановило поручить губернской земской управе при содействии уездных управ и училищных советов провести исследова-ние по предложенным вопросам2. В сессию 1895 г. по предложению того же гласного К. К. Арсеньева губернское собрание приняло решение о создании особой комиссии для исследования положения начального обучения в губернии3. Комиссия должна была «собрать сведения о существующих в губернии начальных школах и составить доклад о мерах к дальнейшему распространению их как при помощи собственных средств, так и путем ходатайства о содействии правительства в этом важном деле»4. В сессию 1896 г. собрание согласилось с заключением губернской управы и постановило возбудить ходатайство перед правительством о «сложении с земства Петербургской губернии некоторых обязательных расходов с тем, чтобы освободившиеся таким образом суммы могли быть употреблены на потребности народного образования, в видах скорейшего введения всеобщего обучения в губернии»5. Наконец в сессию 1898 г. комиссия доложила губернскому земскому собранию результаты исследования причин слабого спроса со стороны сельских обществ на ссуды для постройки школ. По предложению комиссии собрание постановило выдавать беспроцентные ссуды на 10 лет6, отнеся выплату процентов на счет губернского земства7. Таким образом, в середине 1890-х гг. впервые был поставлен вопрос о необходимости финансовой помощи уездным земствам для развития народного образования со стороны губернского земства и правительства.
Только в сессию 1899 г. комиссия представила губернскому собранию проект нор-
мальной школьной сети. Комиссия, в частности, констатировала: «обозрение деятельности уездных земств губернии в области народного образования за последние годы убеждает в том, что все уезды без исключения пришли к сознанию необходимости приступить немедленно же, если не к осуществлению полной школьной сети, дающей возможность каждому ребенку школьного возраста найти себе место в школе, то, по меньшей мере, к удовлетворению наи-более настойчивой нужды в этом отношении». Так, по расчету комиссии в Царскосельском уезде нужно было открыть 47 земских школ, а расходы на народное образование Царскосельского земства должны были увеличиться на 25 120 руб. в год (это средний показатель по губернии). Комиссия предполагала участие губернского земства в открытии новых школ в уездах в соответствии со степенью обременительности обложения данного уезда земским сбором и расходами земства и крестьянских обществ на народное образование. Интересно, что по расчетам комиссии право на помощь от губернского земства получили только пять уездов, Царскосельский уезд наряду с Санкт-Петербургским и Петергофским был признан губернской комиссией «богатым» и «должен быть предоставлен самому себе». Итог заседаний 6 и 7 февраля 1900 г. был следующим: “Основываясь на данных исчислений, сделанных губернской управой и комиссией, собрание признает, что для достижения общедоступности начального обучения в губернии необходимо открытие вновь не менее 478 школ, требующих ежегодного расхода до 260 000 рублей. Признавая, однако, что ассигнование столь значительной суммы из средств только уездных и губернских земств Санкт-Петербургской губернии не может не оказаться непосильным бременем для плательщиков и для населения губернии, и надеясь, что правительство придет на помощь земству Петербургской губернии в деле скорей -шего расширения народного образования, собрание постановило: возбудить перед
правительством ходатайство о пособии земству в возможно большем размере»8. Таким образом, губернское собрание, определив порядок участия губернского земства в расходах, окончательно признало необходимость пособия от казны для осуществления всеобщего обучения.
маемую земскую школу со 150 до 200 руб.11 и отвести каждой такой школе не менее половины десятины земли для устройства сада и огорода или опытного поля12. В связи с уведомлением Дудергофского волостного правления от 27 октября 1896 г. за № 1266 об отказе сельских обществ увеличить взнос за каждую земскую школу до 200 руб. и отвести землю для устройства школьных садов и огородов (кроме 2-го Дудергофского училища, имеющего 3/4 десятины земли) земское собрание постановило ввиду несоблюдения предложенных условий отклонить принятие Дудергофских сельских школ в ведение земства и оставить в силе прежнее постановление от 18 декабря 1895 г.13 Кажетсяудивительным, что земство в период постановки вопроса о введении всеобщего обучения, осознавая неотложную необходимость открытия и под -держания каждой школы, все больше настаивало на выполнении тяжелых условий сельскими обществами для принятия школ в земские и даже торговалось в этом вопросе. Именно в переломные 1890-е гг. земство стало открывать значительно меньше училищ и ужесточило свои требования к обществам. Так, на заседании 23 ноября 1894 г. Царскосельское уездное собрание рассматривало вопрос о принятии мер по уменьшению недоимок с сельских обществ уезда по содержанию земских школ и предусматривало возможность даже закрытия училищ14. На первые позиции во многих уездах стали выходить церковно-приходские школы с упрощенным курсом15. Само земское статистическое бюро, посвятившее разработке вопросов введения всеобщего обучения «Статистический сборник по Санкт-Петербургской губернии за 1896 г.» (выпуск 3), объясняло сложившуюся ситуацию следующим образом: «Можно предположить, что ввиду открытия церковноприходских школ земство как бы приостановило дальнейшее расширение сети своих училищ. Но такое положение вовсе не соответствует действительным интересам дела народного образования. Эту останов-
ку едва ли возможно объяснить и недостатком средств, так как можно считать азбучной истиной, что расходы на народное образование наиболее производительные из земских расходов; всякая же производительная трата собираемых с населения денег только увеличивает его богатство и потому составляет прямую задачу общественного учреждения. Целый ряд постановлений уездных земств относительно введения всеобщего обучения показывает, что сами земства не считают свою роль в деле народного образования законченной. Поэтому отмеченное сокращение открывающихся школ уездными земствами правильнее было считать временным и объяснить тем, что, признав необходимость всеобщего обучения, земства находились перед периодом новой усиленной деятельности и были заняты подготовительными работами по выработке плана, распределению участия между разными учреждениями, изысканию источников»16 и т. д. Несколько раз (в 1894-95 и 1895-96 гг.) затрагивал этот вопрос в своих отчетах по Царскосельскому уезду и инспектор народных училищ А. К. Янсон17. Конечно, в первую очередь сложившаяся в конце XIX века ситуация была связана с финансовыми проблемами. Так, признавая непосильность для сельских обществ вы -плат на содержание земских школ и не имея собственных свободных средств, земство вместо поиска нового источника финансирования долгое время предпочитало обра-щаться к крайним мерам.
В начале XX в. ситуация с открытием, постройкой новых земских школ и принятием училищ в число земских в Царскосельском уезде значительно изменилась. В первую очередь это было связано с перераспределением ролей в деле развития народного образования. Инициатива в этом вопросе окончательно перешла к уездному земству, намного активнее стала позиция губернского земства. Опираясь на предшествующий опыт, земство, наконец, признало, что истощенные сельские общества не способны финансировать проект введения
всеобщего обучения. Осознавая недостаток собственных средств, земство объявило развитие народного образования государственным делом. С этого момента именно с помощью привлечения средств из казны органы местного самоуправления приступили к осуществлению всеобщего обучения. Эти тенденции нашли отражение в постановлениях губернского и уездного земских собраний. Встречается и прямое обоснование позиции земства по вопросу о нуждах народного образования в этот период. Так, чрезвычайное собрание Петербургского губернского земства 19 мая 1905 г. приняло пункты, предложенные Комиссией о ходатайствах по вопросу об улучшении государственного благоустройства и народного благосостояния, созданной на основе Высочайшего указа 18 февраля 1905 г. Комиссия заявила следующее: «1. Необходимо раз и навсегда отказаться от мысли, что народное образование может быть в каком бы то ни было отношении вредно или опасно как для населения, так и для государства; напротив того, следует признать, что самое широкое просвещение, во всех его видах и степенях, составляет настоятельнейшую и неотложную нужду русского народа.
менее первые реальные достижения в решении вопроса всеобщего обучения в Царскосельском уезде относятся именно к пери -оду 1906-1908 гг.
Согласно постановлению Царскосельского собрания 7 октября 1904 г. по вопросу об освобождении сельских обществ от 150рублевого взноса за каждую школу Царскосельской управой было возбуждено ходатайство об отпуске Министерством народного просвещения 5806 руб. 22 коп.19 МНП признало ходатайство заслуживающим уважения и обещало иметь в виду при назначении новых кредитов (уведомление от 11 марта 1905 г. № 397)20. Исходя из этого, в 1905 г. Царскосельское собрание приняло решение освободить все крестьянские общества, по получении пособий от казны, от взноса 150 руб. в пользу земства21. Однако долгое время это постановление Царскосельского собрания выполнялось частично или не выполнялось вовсе, а сельские общества продолжали вносить плату за училища. Главная проблема здесь заключалась в своевременном получении пособия от казны.
В заседании уездного училищного совета в октябре 1906 г. инспектор народных училищ сообщил, что «Министерство народного просвещения ассигнует значительные средства для оказания земствам субсидий на открытие новых училищ в целях скорейшего достижения общедоступности начального народного образования, и объяснил, что для возможности воспользоваться таковыми субсидиями министерства уездному земству необходимо немедленно вновь пересмотреть проект школьной сети, составленный в 1898 г., разработать таковой по установленной министерством форме, применительно к современным условиям и нуждам уезда и согласовать с постановлениями уездного земского собрания последних лет». В итоге управа совместно с инспектором В. С. Грацинским и при участии представителей от волостей уезда к
та Царскосельская управа представила уездному собранию выработанную ею школьную сеть в уезде. При вычислении числа детей школьного возраста управа брала данные переписи 1897 г. и местных исследований и прибавляла 10% на прирост населения, однако такой способ впоследствии был признан неточным23. В первую очередь управа предложила при условии субсидии от МНП открыть с осени 1907-1908 учебного года уже 22 из намеченных сетью училищ в селениях, где могли быть отведены помещения для школ в наемных домах. Кроме того, управа предлагала ходатайствовать перед МНП об ассигновании кредита на выдачу нуждающимся сельским обществам Царскосельского уезда из средств казны ссуд24 на постройку обществами школьных зданий25. Собрание приняло предложения управы26.
Как известно, переломным моментом в деятельности земств по вопросу введения всеобщего обучения стало принятие закона 3 мая 1908 г., вводившего постоянное субсидирование земского начального обра-зования из казны. Закон «Об отпуске 6 900 000 рублей на нужды начального образования» предусматривал выдачу пособий органам самоуправления на содержание учащих в начальных училищах в размере 390 руб. на 50 детей школьного возраста (ст. 3), а также выдачу пособий в 1908 г. для единовременных расходов по постройке училищных зданий и оборудованию училищ на общую сумму 1 млн 900 тыс. руб. (ст. 5). При этом закон особо отмечал (ст. 4), что «означенные пособия выдаются лишь тем земским и городским органам самоуправления и сельским обществам, которые обязуются продолжать расходовать освободившиеся вследствие получения казенных пособий суммы на содержание начальных училищ, на строительные надобности, на выдачу дополнительного содержания учащим и на другие нужды начальных училищ»27.
В связи с принятием закона уже 30 сентября 1908 г. управа в своем докладе «по вопросу о введении всеобщего обучения в
Царскосельском уезде» представила Царскосельскому собранию вновь пересмотренную сеть школ. Управа объяснила, что для полного осуществления всеобщего обучения в уезде, кроме существующих 86 земских училищ с 98 комплектами (в том числе
«1. Возбудить ходатайство перед Министерством народного просвещения об отпуске уездному земству пособия на содержание 91 комплекта существующих 80 школ с 1 января текущего года 390 рублей на каждый комплект и на открытие 8 новых училищ с 15 комплектами с 1 сентября 1908 года в размере 1/3 нормы, а также единовременной субсидии в 4125 рублей на оборудование 8 новых училищ классной мебелью и учебными пособиями, а всего 41 565 рублей.
жания чистоты отменить и расходы эти принять на счет земства. <...>
о пособии на училища с 1 января 1908 г., МНП отпустило пособие лишь на треть года. В итоге земское собрание поручило управе внести изменения в финансовый план на введение всеобщего обучения, а также освободить сельские общества от уплаты земству денежных взносов по расчету с 1 сентября текущего года и принять в ведение земства школьные помещения31 .
Несколько слов стоит сказать о реальных успехах Царскосельского земства в вопросе расширения школьной сети в 19061908 гг., то есть проследить, насколько точно и в какие сроки выполнялись постановления и проекты уездного земства.
В 1906 г. Царскосельское земство принимало решения об открытии новых школ, в большинстве случаев уже придерживаясь постановления 6 октября 1905 г. об отмене 150-рублевых сборов с сельских обществ. Так, по ходатайству крестьян Кемского, Вопшинского и Парицкого, Малогатчинского, Сосновского сельских обществ земское собрание приняло решение об откры-
тии земских школ в селениях Кемске, Воп-ше, Сализи, Сосновом без уплаты крестьянами 150 руб. на школу, но при условии предоставления ими помещений с отоплением, освещением и прислугой32. При этом земское собрание просило управу возбудить ходатайства о получении субсидии от МНП. Только по ходатайству крестьян Николаевского сельского общества земское собрание постановило открыть школу на «старых условиях», то есть с обязательством крестьян платить ежегодно 150 руб. Сложно объяснить такое решение, тем более что в том же постановлении земское собрание ассигнует 330 рублей на 1907 г. на содержание учителя и просит возбудить ходатайство о субсидии МНП на эту школу33. Также неоднозначно земством решались и вопросы о принятии училищ в число земских. Так, Войскоровское училище Ижор-ской волости34 и Коеровское училище Ду-дергофской волости принимались в число земских с ежегодной выплатой 150 руб.35 При этом земское собрание обратилось с ходатайством к МНП о пособии на содержание училищ. Видимо, внесение этой суммы зависело от возможностей конкретного сельского общества и обязательств, взятых на себя крестьянами в ходатайстве. Скорее всего, общество должно было выплачивать 150 руб. только до получения пособия от казны. Департамент народного просвещения 16 ноября 1906 г. и попечитель Санкт-Петербургского учебного округа 22 января 1907 г. утвердили открытие и принятие в число земских указанных выше училищ с отпуском из казны по 300 руб. в год на каждое36 . В связи с этим вызывает удивление постановление земского собрания от 3 октября 1907 г. На заседании этого собрания гласный Г. А. Тюнни сообщил просьбу крестьян деревень Вопши, Сализи, Лядино и Вакколово об открытии Вопшинской школы. Приговор крестьян был направлен в управу, но ответа крестьяне не получили. Управа объяснила, что в приговоре содержалась только просьба об открытии школы, но не было плана и «обычных в таких
случаях обязательств» со стороны общества. В итоге земское собрание постановило открыть Вопшинскую школу на общих основаниях, «когда будут получены от крестьян все данные»37. Такое решение земского собрания не поддается объяснению, учитывая, что всего лишь год назад - в заседании 7 октября 1906 г. земское собрание рассмотрело ходатайство этих крестьян, где подробно говорилась о взятых ими обязательствах, постановило открыть Вопшинскую школу и даже получило субсидию от казны на эту школу. Здесь мы видим явные недоработки земских органов, которые привели к невыполнению решения земского собрания об открытии школы, даже несмотря на получение пособия от казны.
В 1907 г. был сделан новый значительный шаг в деле распространения земского образования. Как уже говорилось, 6 марта
новление 6 марта 1907 г. об открытии 22 училищ по сети, постановления 2-3 октября 1907 г. об открытии 4 новых училищ и
дущие годы, в 1908 г. принимались постановления по частным вопросам открытия земских школ. Таким образом, ситуация с реальным открытием новых школ в 1906-
В целом можно констатировать, что Царскосельское земство активно занималось вопросом введения всеобщего обучения в уезде, и что особенно важно, в начале XX в. в его деятельности наблюдался существенный прогресс. В середине 1890-х гг. этот вопрос был впервые поставлен на уровне губернии. В 1899, 1907 и 1908 гг. Царскосельским земством были разработаны проекты школьной сети, последний из них стал основой для масштабного распространения земского образования в уезде в последующие годы. В начале XX в. земство также определилось в сложном вопросе финансирования земского образования и проекта школьной сети. В 1905-1908 гг. проводилась подготовка к освобождению сельских обществ от обременительных расходов на школы. В связи с недостаточностью собственных средств Царскосельское земство, как и другие уездные земства, пошло на привлечение значительных государственных субсидий. Сотрудничество земства с государством было законодательно оформлено и закреплено законом 3 мая
два раза, а в период 1906-1908 гг. по поста- за долгих согласований и задержек в финан-
новлениям земства должно было открыть- сировании, по разным данным, появилось
ся еще около 30 земских школ, однако из- лишь 14-17 школ.
ПРИМЕЧАНИЯ