Спросить
Войти

Интерьеры городских усадеб первой половины XIX В. Как источники для трехмерной реконструкции памятников истории и культуры

Автор: указан в статье

УДК 930.2:51

ИНТЕРЬЕРЫ ГОРОДСКИХ УСАДЕБ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. КАК ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ТРЕХМЕРНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ1

© Юрий Александрович МИЗИС

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой российской истории, e-mail: ros_hist@mail.ru

Рассматривается комплекс вещественных и изобразительных источников для электронной реконструкции городских усадеб г. Тамбова «лермонтовской эпохи», сохранившихся в фондах тамбовских музеев, архивов и библиотек.

Трехмерная реконструкции города Тамбова середины XIX в., или «Тамбова Лермонтовского» ставит разнообразные задачи ее реализации. Одной из них является воссоздание внутренних интерьеров городской усадьбы: дворянской, купеческой, мещанской. В качестве примера внутреннего убранства городской дворянской усадьбы можно использовать сохранившиеся описания сельских усадеб соответствующего времени.

Большинство городских домов дворян копировали сельские усадьбы, только в несколько уменьшенном виде [1]. Гораздо сложнее обстоит дело с купеческой и мещанской городской усадьбами, т. к. предметов этой эпохи из этих усадеб в музеях практически не сохранилось.

1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ проект № 12-01-12005в.

Проблема изучения интерьеров, изменения стиля и моды на обстановку городской и сельской усадьбы неоднократно становилась предметом исследований специалистов [2-8]. Поэтому можно воспользоваться уже имеющимися наработками и использовать местный материал из фондов музеев и библиотек.

Среди предметов интерьера жилого дома первой половины XIX в. важное место занимала мебель. Она служила функционально в качестве предмета повседневной жизни, а также и для украшения комнат. В богатых зданиях имелись столовые и кухни, где происходили приготовление и прием пищи, семейные вечера, встречи с гостями. Поэтому в таких помещениях присутствовало немного мебели: столы, стулья, комоды, шкафы для хранения посуды, столовых принадлежностей.

В городских домах обычно имелось несколько спальных комнат: для родителей, детей, прислуги. Здесь стояли кровати, стулья, кушетки, шкафы для одежды. В первой половине XIX в. в моду вошла мебель стиля классицизм, которая пришла на смену барочному периоду. Ее отличали строгие формы, с небольшим количеством украшений. Образцом оформления русской усадьбы могут стать интерьеры более поздней усадьбы известного ученого и общественного деятеля России второй половины XIX в. Б.Н. Чичерина в с. Караул. Многие сохранившиеся на фотографиях предметы интерьера были изготовлены в первой половине XIX в., а то и значительно раньше, а приемы оформления комнат мало менялись за весь XIX в. [9].

Гостиная занимала центральное место в доме, здесь собирались все члены семьи, проводя свой досуг, сюда приглашали гостей. Поэтому здесь обычно размещали самые интересные образцы мебели: большой стол, ломберные столики, красивые кресла, кушетки, стулья, иногда музыкальные инструменты. Мебель, сделанная из дерева, хранилась плохо, подвергалась воздействию воздуха, влаги и достаточно часто выходила из строя. Ее периодически меняли, и в настоящее время в музеях России осталось немного полноценных комплектов мебельных гарнитуров.

Украшением комнат служили картины. Они вошли в моду еще во второй половине XVIII в., а в первой половине XIX в. стали обязательным атрибутом практически всех комнат, особенно там, где часто бывали гости. Большим спросом пользовались пейзажи и натюрморты. Первые украшали гостиные, кабинеты, вторые - столовые, кухни. Образцы такой живописи хранятся в Тамбовской областной картинной галерее, Моршанском историко-художественном музее. Большинство из них попали туда из бывших дворянских усадеб Тамбовской губернии, национализированных в первые годы Октябрьской революции. В качестве примера можно привести картину известного голландского художника XVII в. А. Вербоума «Пейзаж с жанровой сценой», нарисованную белилами в стиле классической старой голландской школы [10, с. 183]. Также типичны натюрморты немецкого художника XVII в. И. Сором, который был затем имитирован неиз-

вестным художником XVIII в., или итальянского художника второй половины XVIII -начала XIX в. К. Маджини [10, с. 185]. Это только небольшая толика сохранившихся картин в тамбовских музеях.

В первой половине XIX в. в моду вошла портретная живопись, особенно ценились портретные галереи предков дворянских династий, которые могли себе позволить только наиболее богатые представители местной элиты, заказывая портреты известным русским и зарубежным художникам. В коллекции Тамбовской областной картинной галереи представлено несколько подобных работ. Это портреты художника Ф.С. Рокотова графини А.А. Воронцовой и графа Д.П. Бутурлина, портреты неизвестных художников дворянки Глазовой, графини Е.А. Строгановой и др. [10, с. 70].

По образцу западноевропейской моды, пришедшей от традиций оформления рыцарских замков, богатые тамбовские дворяне предпочитали выставлять в своих комнатах образцы холодного и огнестрельного оружия прежних эпох. Это были сабли, алебарды, шлемы, защитные латы, пистоли, ружья и другие виды вооружения. В коллекции холодного и огнестрельного оружия Тамбовского областного краеведческого музея представлено немало таких предметов. Таковы, например, образцы восточного оружия, которое привозилось участниками сражений с полей русско-турецких войн конца XVIII в.

Среди предметов роскоши, выставлявшихся напоказ для гостей, часто встречались каминные часы и канделябры, изготовлявшиеся из бронзы в основном в Западной Европе [11].

Украшением интерьера служила посуда. Обычно в столовой комнате и на кухне располагалась повседневная посуда, которой пользовались каждый день. Это были недорогие сервизы и отдельные предметы из фарфора и стекла. В гостиной размещали парадную, праздничную посуду. Сервизы заказывали в столицах, в моде были предметы наиболее известных российских и зарубежных фарфоровых заводов. Посуда, как и мебель, достаточно часто выходила из строя, поэтому полноценных сервизов до нас практически не дошло. Из сохранивших остатков былой роскоши в наличие музейных коллек-

ций имеются только отдельные экземпляры таких предметов [10, с. 218].

В первой половине XIX в. модной частью интерьера городской усадьбы становится личная библиотека, которая размещалась, как правило, в кабинетах. Особенно ценились книги в красивых переплетах и иностранная литература. От этого времени сохранилось немало образцов книг XVIII-XIX вв., которые сейчас хранятся в архивных, музейных и библиотечных коллекциях. Среди русских изданий имеются книги А. Палицина, А.Т. Болотова, П.М. Захарьина, Н.М. Карамзина, М.Л. Магницкого, А.П. Сумарокова, И.И. Татищева и мн. др. [12]. Здесь же встречаются многочисленные переводные издания западноевропейских писателей, поэтов, ученых, путешественников. Все это говорило о значительных сдвигах, прошедших в сознании тамбовского провинциального обывателя, для которого чтение книг становилось важным занятием в жизни.

Таким образом, имеющиеся в наличие различные предметы из коллекции тамбовских музеев, архивов и библиотек, позволяют использовать их при электронной реконструкции городских усадеб в основном дворянского типа. Для аналогичных реконструкций городских интерьеров домов купцов и мещан необходимо привлекать материалы коллекций столичных и провинциальных музеев России.

1. Кученкова В.А. Усадьбы Тамбовской губернии. Тамбов. 2010.
2. Бертенев И.А. Русский интерьер XVIII-XIX вв. М., 2000.
3. Бертенев И.А. Художественное убранство русского интерьера XIX в. М., 1986.
4. Мак-Каркодеил. Убранство жилых интерьеров от античности до современности. М., 1990.
5. Музей-заповедник «Тарханы»: путеводитель. Саратов, 1990.
6. Пономарев Е.С. Интерьер гражданских зданий. М., 1991.
7. Попова З.П. Русская мебель конца XVIII в. М., 1957.
8. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1979.
9. «Караул» Кирсановского уезда, Тамбовской губернии имение Чичериных // Столицы и усадьбы. Журнал красивой жизни. Возрождая традиции. М., 2009. Ноябрь-Декабрь. С. 4-9.
10. Сокровища тамбовских музеев / сост. С.А. Чеботарев, Е.И. Саляхова. Тамбов, 2007.
11. Бережная Н. Бронза в интерьере классицизма // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. № 4. 2004. С. 58-75.
12. Русская книга гражданской печати XVIII в. (1700-1800) в архивах, библиотеках, музеях Тамбовской области / сост. О.В. Горелкин, Т.Ю. Дмитриева. Тамбов, 2011.

Поступила в редакцию 1.11.2012 г.

UDC 930.2:51

INTERIORS OF STATE ESTATES OF FIRST HALF OF 19TH CENTURY AS SOURCES FOR 3D RECONSTRUCTION OF MONUMENTS OF HISTORY AND CULTURE

Yuri Aleksandrovich MIZIS, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of History, Professor, Head of Russian History Department, e-mail: ros_hist@mail.ru

The whole number of sources in the funds of Tambov museums, archives and libraries on the reconstruction the house interior in Tambov of the “Lermontov epoch” is considered.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты