Спросить
Войти

СТАНОВЛЕНИЕ ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В АМЕРИКАНСКОЙ ОККУПАЦИОННОЙ ЗОНЕ ПОСЛЕВОЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ГЕРМАНИИ И ПРОГРАММНЫЕ ПРОЕКТЫ ХРИСТИАНСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЮЗА (1945-1949 ГГ.)

Автор: указан в статье

УДК 940.5

СТАНОВЛЕНИЕ ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В АМЕРИКАНСКОЙ ОККУПАЦИОННОЙ ЗОНЕ ПОСЛЕВОЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ГЕРМАНИИ И ПРОГРАММНЫЕ ПРОЕКТЫ ХРИСТИАНСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЮЗА (1945-1949 гг.).

Некрылова О.Г. доцент кафедры истории и археологии Елецкий государственный

университет им. И.А. Бунина, канд.ист.наук

В статье рассматриваются вопрос о роли американских оккупационных властей в процессе становления партийно-политической системы Западной Германии и процесс создания первых организаций Христианско-демократического союза в послевоенное время.

Важнейшей задачей внутренней политики Германии после окончания Второй мировой войны стала коренная перестройка всей её партийно-политической системы. Ключевым событием в этом процессе явилось создание и утверждение на политической арене Христианско-демократического союза.

Возникновение ХДС относится к тому переломному моменту германской истории, когда в результате разгрома нацизма перед немецким народом открылись новые возможности для борьбы за мир, демократию и национальное возрождение.

Находясь в состоянии глубокого социально-экономического и политического кризиса, Западная Германия стала ареной противоборства различных политических сил, вставших вплотную перед кардинальной проблемой послевоенного обновления страны. Исход этого противоборства во многом определялся политикой союзников по антигитлеровской коалиции, осуществлявших оккупацию Западной Германии.

После окончания Второй мировой войны Германия находилась в состоянии глубокого политического и социально-экономического кризиса, старая нацистская администрация рухнула, а новую ещё только предстояло построить, в мировом общественном мнении преобладало чувство ненависти и отвращения к немцам как таковым вне зависимости от их

личной ответственности за нацистские зверства. Страна была разрушена, уничтожена, остро стоял вопрос экономического восстановления страны, однако не менее острой была задача возрождения либерально-демократических институтов,

разрушенных за годы нацистской диктатуры. Для этого предполагалось осуществить комплекс мер, объединенных под названием «демократизация». На протяжении второй половины XX века Соединенные Штаты будут неоднократно выдвигать перед собой задачу демократизации других стран, и на современном этапе «распространение демократии» является одним из главных принципов внешней политики США. Поэтому изучение исторического опыта деятельности американской военной

администрации по демократизации Германии представляет несомненный научный интерес.

Американская военная администрация понимала не только потребность уничтожения немецкого милитаризма и национал-социализма, разрушения основ авторитарного государства, но и необходимость укрепления демократических сил в Германии. Предпосылкой для восстановления политической жизни на новой демократической основе должно было стать возрождение партийной системы, возобновление деятельности демократических политических партий и немецкого самоуправления.

В Директиве военной администрации в Германии от 7 июля 1945г., направленной правительством США, было четко сказано: «Не переносить свои собственные исторически развивавшиеся формы демократии и социального порядка на Германию. Нужен порядок, исходящий от немецкого народа, который обеспечил бы основные гражданские права» [2]. Относительно деятельности политических партий в Директиве говорилось следующее: «В Контрольном совете необходимо добиваться признания общегерманских политических партий,

одинаково обращения со всеми во всех зонах, за четырехсторонний контроль над политической деятельностью и выборами» [2].

В американской оккупационной зоне предполагалось проведение политики поддержки тех политических партий, чьи программы, деятельность и структура доказывали их приверженность демократическим принципам. Политические партии должны были признавать принцип соревнования и основываться на добровольном объединении граждан. Любая признанная политическая партия должна пользоваться правом, свободно распространять свое мнение и представлять своих кандидатов избирателю. В Контрольном Совете считалось необходимым признание общегерманский политических партий, а также одинаковое обращение со всеми разрешенными партиями во всех оккупационных зонах. Однако, свои политические программы, вновь созданные партии должны были согласовывать с оккупационными властями, отчитываться о своей деятельности, о поступлении денежных средств, а личное прошлое руководителей проверялось тщательным образом. Именно с этой точки зрения можно объяснить «замедленную» реализацию американскими оккупационными властями Потсдамских решений о «поощрении и поддержании» всех демократических

политических партий и, соответственно, запаздывание официальных решений об организации партийно-политической жизни в Западной Германии.

К строительству партийно-политической системы Соединенные Штаты, с одной стороны, не допускали партии, имевшие ультраправый характер: милитаристские, пангерманские или расистские, с другой, следуя линии «сдерживания коммунизма», пытались противостоять коммунистической идеологии. Однако, ведущие политические партии периода Веймарской республики: Центр (Христианскодемократическая партия), СДПГ и КПГ были фактически восстановлены сразу же в послевоенный период, несмотря на формальный

запрет политической деятельности в американской зоне, а немного позднее либеральные партии. Все крупнейшие немецкие партии стали преемниками партий Веймарской республики, тем самым ограничили появление демократической базы, в пределах собственных партий и подавляли возможность успеха новых политических объединений.

Христианско-демократический союз был создан после войны во всех четырех оккупационных зонах, однако его основание в каждой из зон протекало по-разному. Это объяснялось как тем, что темпы партийного строительства определяли оккупационные власти, так и тем, что предпосылки и импульсы, которые вели к созданию новой партии, были регионально различными.

Христианско-демократический союз возник как новый элемент в спектре политических сил Германии и развивался, опираясь на католицизм и протестантизм, постепенно превращаясь в

межконфессиональную партию. Германский политолог Х. -О. Кляйнман проводит мысль о том, что «ХДС возник как новый элемент в истории Германии и развивался в качестве движения снизу, превращаясь в самую крупную политическую силу в послевоенной Германии»

Важным моментом в формировании ХДС явилось принятие решения о превращении его в партию надконфессиональную и

межконфессиональную. В истории Германии оба вероисповедания - католицизм и протестантизм -играли различные роли и по многим вопросам занимали различные позиции. Окончание Второй мировой войны привело к важным изменениям во взглядах католиков и протестантов. Преследования церквей в период нацизма, неприятие церковными деятелями коммунизма, опасения, что «новая Германия может стать социалистической»^], сблизили представителей обоих вероисповеданий и создали предпосылки политического союза между ними, что привело к объединению их в Христианско-демократический союз.

Такая позиция во многом диктовалась прагматическим расчетом, связанным с особой ролью церкви в послевоенной Германии. Религиозная основа ХДС давала ему ряд бесспорных преимуществ. К деятельности по его созданию и пропаганде основных принципов подключался значительный контингент католического и протестантского духовенства. Церковь при нацистском режиме сумела

сохранить свои кадры и организационные центры. После войны на территории Западной Германии действовало 8,5 тысячи католических приходов. Потенциал протестантской церкви в западных землях Германии традиционно уступал католическому, но и он был достаточно сильным, располагал разветвленным и хорошо организованным аппаратом. Имелся и политический расчет. Люди, пережившие нацизм и войну, испытывающие голод, нищету, моральную депрессию, обращали взоры к Богу. Церковь принимала их в своё лоно, а заодно и собирала голоса избирателей в пользу ХДС.

Учредителям христианскодемократического союза американские оккупационные власти дали возможность приступить к основанию местных организаций уже с конца апреля 1945 года. Центром учреждения стал Франкфурт-на-Майне. В результате в сентябре 1945 года были выработаны «Франкфурстские тезисы». Позднее организации демохристиан создаются в Дармштадте, Касселе, Висбадене и других землях. Однако Франкфуртская организация ХДС была наиболее крупной и в ноябре 1945 года выступила с инициативой объединения разрозненных групп в земельном масштабе [5]. Таким образом, процесс основания Христианско-демократического союза происходил спонтанно на местном и региональном уровнях.

Специфической чертой американской оккупационной зоны является то, что в Баварии была создана автономная земельная партия -Христианско-социальный союз (ХСС), который позже объединился с ХДС, образовав единую фракцию в Парламентском совете.

В дискуссии и ранних программных документах христианских демократов на одном из первых мест стоял вопрос об экономическом устройстве страны, что объяснялось политической и экономической ситуацией сложившейся после капитуляции гитлеровской Германии. Главными требованиями самых широких слоев населения были: ликвидация

власти монополий, национализация основных отраслей промышленности, аграрная реформа, демократический контроль профсоюзов и рабочих над производством.

Ориентирами для политиков являлись христианский социализм и социальное рыночное хозяйство. В понимание христианского социализма - при отсутствии теоретических разработок этого понятия - входило требование «экономики обеспечения потребностей». Оно выражало стремление противостоять

экономическому краху, а также понимание того, что обеспечение населения не может быть гарантировано либеральными экономическими методами [7]. Средства удовлетворения потребностей должны были определяться социально-экономическими критериями.

Изучая раннюю историю Христианско-демократического союза как независимую партию, а не как объект и средство реализации определенных целей союзническими

администрациями, становится более понятным, почему ХДС выбирает соответствующую его представлению о демократическом будущем страны именно эту, а не другую идейную платформу, необходимость решения каких проблем объединяла его членов, как приобреталось и утрачивалось лидерство. Определяющее значение в практической борьбе приобрели отношения между ХДС и СДПГ. Американцы с доверием относились к ХДС и их лидеру Конраду

Аденауэру [6]. К. Аденауэр руководил партией, исповедующей либеральнодемократические принципы и христианскую этику, выступал за рыночную экономику, развивающуюся на основе частной собственности и конкуренции. К. Шумахер возглавлял партию близкую к материалистическому мировоззрению и стоящую на классовых позициях, выступал за плановую экономику при обобществлении основных промышленных отраслей, что совпадало с политической линией лейбористского правительства.

Создание Франкфуртского

экономического совета под председательством Людвига Эрхарда (ХДС), который практиковал концепцию «социальной рыночной экономики», изменило организацию немецкой экономики. Западные союзники переориентировали свою

политику на «строительство стабильной и продуктивной Германии». После валютной реформы 1948 года Франкфуртский экономический совет по инициативе Л. Эрхарда начал вводить принципы рыночной экономики в политическую практику и осуществлять шаг за шагом либерализацию рынка [3]. Таким образом, можно сделать вывод, что теория социального рыночного хозяйства, разработанная Л. Эрхардом, стала основной концепцией экономической и социальной политики ХДС в предвыборной борьбе, гибкой формулой компромисса между сторонниками либеральной рыночной экономики и сторонниками христианского социального учения, которая нашла отражение в «Дюссельдорфских тезисах».

Таким образом, в 1945г. американские оккупационные власти стремились избежать повторения ситуации Веймарской республики, поэтому не допускали появления на политической арене слишком большого количества партий, а также партий, занимающих крайние позиции в партийном спектре. Только большие умеренные партии могли в американском представлении стать действенной гарантией политической стабильности. Ядро Христианскодемократического союза (ХДС) образовали политики, разделявшие настроения «нового начала», но видевшие его в утверждении парламентской демократии и прав человека исходя из религиозной этики, что во многом диктовалась прагматическим расчетом, связанным с особой ролью церкви в послевоенной

Германии. Позиционируя себя как демократическую и антикоммунистическую партию, Христианско-демократический союз получил молчаливое покровительство со стороны американских оккупационных властей.

Список источников:

1. Амплеева А. А. Христианско-демократическое движение в западной Европе и России. М.- 2002. -С.40.
2. АВП РФ. Фонд., Референтура по Германии, опись 29, п. 24, д.96, л.86.
3. Эрхард Л. Полвека размышлений. Статьи и речи. М.-1993.-С.87.
4. Kleinmann. H.- O. Geschichte der CDU 1945-1982. Stuttgart.- 1993.- С.544.
5. Schulz G. Die CDU Merkmale ihres Aufbaus // Parteien in der Bundesrepublik Deutschland bis zur Bundestagswahl 1953. -Stuttgart, Düsseldorf.- 1955.-С.154.
6. Schwering L. Frühgeschichte der Christlich-Demokratischen Union. Recklinghausen. -1963.-С.46.
7. Walter K. Neubeginn -Nazionalsozialismus-Widerstand: die polit.-theoretische Diskussion der Neuordnung in CDU u. SPD, 1945-1948. Bonn. - 1987. - С.103.

В номере журнала, который Вы сейчас листаете, представлены научные публикации лауреатов конференции «Мировая политика сегодня: кризис и перспективы развития». Поздравляем обладателей дипломов за первые три призовые места и участников-лауреатов. География конференции: Белгород, Ставрополь, Москва, Елец, Казань, Новосибирск, Новокузнецк, Кемерово, Красноярск, Омск, Томск, Ургенч, Сеул и другие города.

ПОСЛЕВОЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ГЕРМАНИЯ ХРИСТИАНСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЮЗ АМЕРИКАНСКАЯ ОККУПАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты