Спросить
Войти

История благотворительности в Сибири: тенденции и закономерности (на примере храмового строительства в Иркутске)

Автор: указан в статье

налогоплательщиков и ущемлять их интересы. Модернизация налогообложения субъектов малого бизнеса рассматривается, с одной стороны, как реакция на регистрируемые случаи незаконного (криминального) уклонения предприятий малого бизнеса от уплаты налогов и сборов в полном объеме, а, с другой, - как условие для формирования и развития предпринимательской деятельности в условиях современной России.

Литература

1. Шестоперов О.М. Распределение налоговых доходов от малого предпринимательства по уровням бюджета и роль налоговых поступлений от малого бизнеса в муниципальных бюджетах. - URL: http://www.nisse.ru/business/article/article_1558.html?eífort=
2. Киреенко А.П., Климова М.О. Развитие налогообложения индивидуальных с предпринимателей и борьба с уклонением от уплаты налогов // Регион: Экономика и Социология. - 2012. - № 1. - С. 142-159.
3. Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite/main
4. Прищепа М.А. Методы борьбы с неуплатой налогов // Законодательство и экономика. - 2004. - №7. -С. 34-37
5. Голубчикова С.А. О борьбе налоговых органов с уклонением от уплаты налогов // Налоговый вестник. - 2008. - №4. - С. 45-49
6. Буров В.Ю. Уклонение от уплаты налогов субъектами малого предпринимательства как форма проявления теневых экономических отношений // Налоги и финансовое право. - 2012. - №9 - С. 118-124.

Слепнева Людмила Романовна, доктор экономических наук, профессор Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, e-mail: slluro@mail.ru

Slepneva Ludmila Romanovna, doctor of economic sciences, professor, East-Siberian State University of Technology and Management, e-mail: slluro@mail.ru

УДК 330.8 © Г.Н. Колодий

ИСТОРИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СИБИРИ: ТЕНДЕНЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ХРАМОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ИРКУТСКЕ)

Рассматриваются проблемы исследования явления «благотворительность» и ее виды с экономического подхода. Акцент сделан на исследование строительства культового зодчества г. Иркутска. Показаны формы безвозмездных денежных вложений купечества, простых людей в строительство и возрождение церквей и храмов.

G.N. Kolodyi

HISTORY OF CHARITY IN SIBERIA: TRENDS AND REGULARITIES (ON THE EXAMPLE OF TEMPLE CONSTRUCTION IN IRKUTSK)

The problems of studying a phenomenon of "charity" and its kinds are considered from the economic approach point of view. The study is emphasized on the construction of religious architecture in Irkutsk. The forms of gratuitous monetary investments by merchants, ordinary people in the construction and revival churches and temples have been shown.

Интерес к изучению благотворительности в России и, в частности, в Сибири обусловлен процессом исследования социально-экономического и социо-культурного развития Руси в IX-XX вв.

Сегодня в России идет процесс переосмысления значения общечеловеческих и нравственных ценностей в аспекте благотворительности. Именно поэтому проблема дальнейшего развития системы государственной, частной и общественной благотворительности в новых условиях актуальна на сегодняшний день, что напрямую связано с предпринимательством.

Анализ подходов к определению благотворительности показывает, что среди исследователей нет единого представления о сущности явления. С одной стороны, - единодушное признание того, что благотворительность - безвозмездная помощь нуждающимся, с другой - нет единого представления о том, какую помощь следует относить к благотворительной, кто является субъектом и объектом благотворительности, каковы место и функции благотворительности в обществе.

Анализ работ отечественных авторов показывает, что чаще всего благотворительность рассматривается представителями исторической науки. В нашем исследовании нам представляется важным обратиться к классификации видов благотворительности с точки зрения экономической науки и в данном аспекте предлагается классификация в контексте экономического подхода:

- по источникам финансирования - общественную, общественно-государственную и частную;

- по субъектам благотворительности - государственную, общественную, коммерческую и церковную;

- в соответствии с их историческим развитием - от милостыни к общественному призрению и до организованной государственной системы социальной защиты, сочетающейся с различными видами общественной и частной благотворительности;

- по ведомственной принадлежности - учреждения, относящиеся к ведомствам, преследующим только благотворительные цели, и ведомства, не имеющие благотворительного назначения;

- по характеру помощи - благотворительные заведения, благотворительные общества и частная индивидуальная помощь и поддержка.

Предпринимательство является одним из основных факторов рыночной экономики и в данном случае интересно мнение В.Ю.Бурова и В.С. Потаева, которые считают, что предпринимательство выполняет в обществе важнейшие функции социально-политического характера и связывают это в том числе с благотворительностью. И далее: «Для предпринимателя характерны такие черты качества, как умение помогать другим...» [1].

Благотворительность в Сибири и Забайкалье в XIX в. реализовывалась по тем же направлениям, что и в Центральной России, но имела свои особенности, исходящие из территориальных (удаленность), геополитических (близость границ и наличие пограничных войсковых соединений), национальных (этнографических), географических и климатических, демографических (наличие переселенцев, каторжных и ссыльных).

История благотворительности - одна из самых малоисследованных проблем в отечественной историографии. Один из первых светских подходов к данной проблеме отражен в работе А. Стога [2], в которой автор предпринял попытку показать эволюцию государственной поддержки нуждающихся. До середины XIX в. этот труд, по-видимому, являясь единственным исследованием, посвященным данному вопросу [2].

На рубеже XIX - начала XX в. появляются работы, посвященные исторической реконструкции благотворительной деятельности. Так, вопросы частной и общественной благотворительности нашли отражение в публикациях Е.Д. Максимова [3].

Известный русский историк В.О. Ключевский, исследуя методологию социального призрения в работе «Добрые люди Древней Руси», сформулировал важнейший вывод о том, что на Руси благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья [4].

Теоретический анализ феномена благотворительности был рассмотрен П.И. Георгиевским в работе «Призрение бедных и благотворительность». Предметом исследования автора являются в основном вопросы, касающиеся того, как должна оказываться помощь и кем она должна быть организована для достижения наилучших результатов [5].

Благотворительность является одной из древнейших русских традиций, которая пришла на Русь вместе с христианством из Греции. Частная благотворительность была реакцией сострадательных людей по отношению к тем, кто переживает трудности, несчастья, лишения. Осуществлять помощь должно правительство и общественные организации, но у государства никогда не хватало и не хватает средств на социальные нужды, поэтому никто не препятствовал и не препятствует частным благотворителям проявлять свое желание помочь попавшим в беду. Русские купцы и промышленники жертвовали деньги не только на просветительные цели, но и на строительство храмов, а нередко и сами строили их. Почти каждый русский предприниматель стремился построить деревянный, а еще лучше каменный храм.

Реконструкция деятельности благотворителей показала, что традиционно все объекты истории и культуры были распределены на пять типологических групп: археологии, истории, архитектуры, монументально-изобразительного искусства и документальные памятники.

Рассмотрим историю благотворительности в Сибири на примере храмового строительства в г. Иркутске.

Иркутские церкви строились богатыми людьми и на народные деньги. Инициаторы обращались в духовную консисторию с просьбой разрешить сбор средств на строительство храма или церкви. Выдавался разрешительный указ и «шнуровая книга», в которую записывались все вклады, а так же и ящик под печатью, в который складывались собранные деньги. В нынешние времена «ящики под печатью» стоят в магазинах, супермаркетах и вокзалах.

Первая церковь Иркутска была построена в 1672 г. жителями города и сыном боярским И. Максимовым. Эта деревянная церковь была названа Спасской. Церковь была маленькая со слюдяными окнами, но являлись главным культовым сооружением города (до конца XVII в.) пока не сгорела.

Усердием и капиталом воеводы А.С. Синявина, приходских людей и горожан в 1706 г. началось строительство первой каменной церкви не только в Иркутске, но и Восточной Сибири. Первым зодчим и организатором строительства был представитель московской школы - М.И. Долгих. В течение четырех лет артельщики и местные мастера возводили церковь Спаса Нерукотворного Образа. С постройки этого храма каменное церковное строительство в Иркутске стало развиваться высокими темпами.

Средства на постройку церквей собирались в складчину и частными лицами: «комендант Лаврентий Раки-тин с братом Иваном вложили 200 р., торговый человек соливычегодской Михайло Новосельцев пожертвовал серьги алмазные по цене 31 р., подьячий Гаврило Карпов приложил 1 р., Никита Бояркин — безмен (1 кг) воску, монах Сильвестр - 2 р. да кожан, проданный за 7 гривен, посадский Иван Иконников пуд воску» и др. [6]

На «богоугодное» дело иркутяне жертвовали столько, сколько могли - от нескольких алтын до нескольких сот рублей. На эти народные средства началось сооружение собора Богоявления. В 1868 г. на деньги прихожан под руководством архитектора В.А. Кудельского произвели перестройки в интерьере и выбрав своды, увеличив окна объединили теплый храм с приделом. С 1967 по 1985 гг. на бюджетные деньги проведена реставрация памятника по проекту московского архитектора Г.Г. Оранской. При реставрации воссоздано шатровое завершение колокольни (которое было утрачено во время землетрясения 1742 г.). В 1994 г. собор возвращен Иркутской епархии.

Иркутский разночинец И.Ф. Амосов (1667-1749 гг.) был одним из первых, кто выделил средства на строительство каменного здания Крестовоздвиженской церкви. Каменную церковь на Крестовской горе заложили в 1747 г. и закончили к зиме 1760 г. В 1779 г. на пожертвования купцов Ф. Щербакова, З. Щегорина и С. Дудо-ровского приделали северный теплый придел. Свою известность Крестовоздвиженская церковь получила благодаря уникальной декоративной пластике фасадов.

Небольшие деревянные приходские храмы в конце XVII в. - начале XVIII в. возводились не только на посадские сборы, но и на средства отдельных богатых людей. В 1693 г. иркутский житель В. Сидоров за р. Идой (Ушаковкой) на собственные средства построил деревянную Знаменскую церковь. Впоследствии к ней были пристроены кельи и основан женский монастырь. Сооружение этой церкви стало первым примером церковного строительства в Иркутске за счет личных средств.

История храмового строительства в Иркутске насчитывает многочисленные примеры. Более подробно автором это было исследовано в работе: «Храмовое строительство как форма проявления благотворительности Иркутского купечества» [7].

Особая роль в создании иркутских храмов принадлежала И.С. Бечевину (ок. 1701-1759). В 1730 г. он занимался винным откупом. Его кабаки были во многих поселениях Прибайкалья (Марково, Кежемское, Шаманов-ское, а также Зуевское, Голоустинское, Еланское и т.д.). Имея баснословные прибыли, И.С. Бечевин значительную часть жертвовал «на церковь». На его средства начали строиться в Иркутске три обширных каменных храма: Тихвинская церковь (заложена в 1754 г.), Знаменская (1757 г.) и Благовещенская (между 1754 и 1759 гг.) [6].

В XIX в. тенденции храмового строительства были сохранены. Так, в 1820 г. под руководством К.М. Сиби-рякова (сына М.В. Сибирякова) и на средства, собранные среди горожан, начинается строительство нового храма на северном склоне Иерусалимского кладбища. Большая кирпичная кладбищенская церковь достаточно оригинальной архитектуры построена в 1820-1835 гг. в стиле классицизма. Однокупольный центрический храм с боковыми приделами и колокольней над западным притвором. В 1931 г. была закрыта и занята училищем культуры. В настоящее время она возвращена верующим и восстанавливается приходской общиной. К концу XVIII в. в Иркутске имелось 13 церквей: 1 собор, 10 приходских, 1 домовая и 1 кладбищенская. Такой концентрации культовых сооружений не знал ни один город Восточной Сибири.

Почетный гражданин Иркутска золотопромышленник, исследователь Сибири и Севера, меценат А.М. Сибиряков (1849-1933) и жители Ремесленной слободы построили церковь во имя Казанской иконы Божьей матери. А.М. Сибиряков обратился с просьбой о пожертвованиях и к иркутским купцам, которые на нее откликнулись. Многие именитые люди и не только Иркутска жертвовали на сооружение храма. А.К. Трапезников сопроводил свой взнос, три тысячи рублей, примечательным письмом. Капитал, принадлежащий Строительному комитету, на 1 мая 1886 г. составил 23 756 р. Многие прихожане жертвовали не только деньги, но и иконы, священные сосуды, книги, облачение для священников.

В 1887 г. Иркутский купец первой гильдии В.А. Литвинцев, получив разрешение, на свои деньги приступил к строительству церкви вблизи Каштаковского ключа. Церковь была заложена в ознаменование 900 лет со дня крещения Руси князем Владимиром, что и определило ее название и архитектурный стиль. В июле 1895 г. состоялось освящение храма. После смерти В.А. Литвинцев завещал 420 тыс. р. на устройство мужского монастыря и содержание храма. Рядом с храмом были возведены каменный дом для настоятеля церкви, иконописная мастерская, трапезная, богадельня для бездомных старцев. В 1903 г. Святейший синод постановил учредить в Князе-Владимирской церкви мужской монастырь.

Заключение. Отмечено, что явление «благотворительность» имеет экономическую основу, которая позволяет его рассматривать в контексте предпринимательства. Ярким представителям Российского предпринимательства всегда было купечество.

Рассмотрев историю строительства иркутских храмов, мы убедились, что благотворительность имеет исторические корни, в том числе в Сибири: все иркутские церкви XVIII в. были построены на народные деньги,

«сборную сумму» или средства, выделенные каким-то богатым покровителем, купцом (предпринимателем) -частно-государственное партнерство.

Со времен Древней Руси купец был самым образованным, информированным, коммуникабельным представителем сообщества, который смело и расчетливо вступал в торговые отношения, а также не жалел деньги на «богоугодные» дела.

Литература

1. Буров В.Ю., Потаев В.С., Суходолов А.П. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе: монография. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011. - С. 357
2. Стог А. Об общественном призрении в России // Антология социальной работы. - М., 1994. - Т. 1. - С. 631.
3. Максимов Е.Д. Очерк земской деятельности в области общественного призрения // Антология социальной работы: в 5 т. - Т. 1. История социальной помощи в России. - СПб., 1994. - С. 29-43.
4. Ключевский В.О. Добрые люди древней Руси // Исторические портреты. Деятели исторической мысли. -М., 1990. - С. 450-455.
5. Георгиевский П.И. Призрение бедных и благотворительность. - С.-Петербург: Тип. Мор. м-ва, 1894. - С. 118 с.
6. Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII - начало XX в.: альбом, посвященный 2000-летию христианства. - М.: Галант, 2000.
7. Колодий Г.Н. Храмовое строительство, как форма проявления благотворительности Иркутского купечества // Вестник Экономист ЗабГу. -2013. - № 3. - URL: http://vseup.ru/static/articles/Kolodij_1.pd.

Колодий Георгий Николаевич, доцент кафедры «Рисунок, живопись, скульптура» Института архитектуры и строительства национального исследовательского Иркутского государственного технического университета, е-mail: gkolodiy@yandex.ru

Kolodyi Georgy Nikolavich, associate professor, department of drawing, art and sculpture, Institute of Architecture and Construction, National Research Irkutsk State Technical University, е-mail: gkolodiy@yandex.ru

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ИРКУТСКОЕ КУПЕЧЕСТВО СТРОИТЕЛЬСТВО ЦЕРКВЕЙ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМОВ charity irkutsk merchants building of churches restoration of temples
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты