Спросить
Войти

Внутренняя политика консервативного правительства Маргарет Тэтчер (1987-1990)

Автор: указан в статье

Явнова Ирина Ивановна

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА КОНСЕРВАТИВНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР (19871990)

В статье рассматривается внутренняя политика консервативного правительства Маргарет Тэтчер в период с 1987 по 1990 гг. Анализируются изменения, осуществленные консервативным правительством по программе возрождения внутренних городов, в области налогообложения, в социальной сфере. Показаны результаты внутренней политики консервативного кабинета М. Тэтчер, повлекшие за собой волну общественного возмущения и критики. Автор приходит к выводу, что именно при реализации тэтчеристских установок обнаружились проблемы, приведшие впоследствии к кризису политики консерваторов. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/12-2/61 .html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 2. C. 217-219. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 433.94

Исторические науки и археология

В статье рассматривается внутренняя политика консервативного правительства Маргарет Тэтчер в период с 1987 по 1990 гг. Анализируются изменения, осуществленные консервативным правительством по программе возрождения внутренних городов, в области налогообложения, в социальной сфере. Показаны результаты внутренней политики консервативного кабинета М. Тэтчер, повлекшие за собой волну общественного возмущения и критики. Автор приходит к выводу, что именно при реализации тэтчеристских установок обнаружились проблемы, приведшие впоследствии к кризису политики консерваторов.

Явнова Ирина Ивановна, к.и.н., доцент

Башкирский государственный университет (филиал) в г. Стерлитамаке тпа_721@таИ. ги

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА КОНСЕРВАТИВНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР (1987-1990)

Период правления консервативного правительства Маргарет Тэтчер был ознаменован значительными переменами во всех областях жизнедеятельности британского общества. Ключевую роль в этом процессе сыграла сама премьер-министр Великобритании.

Вопросы политического лидерства, влияния социальных, экономических и политических факторов на политику консервативного кабинета, а также проблемы трансформации британского общества представляют существенный интерес для исследователей.

В настоящее время в исторической науке идут дискуссии о результатах политической деятельности консерваторов в 1980-х годах. Точки зрения исследователей диаметрально противоположны. Одни исследователи считают, что осуществленные преобразования коснулись всего британского общества, другие, напротив, говорят лишь о незначительных изменениях в отдельных областях. Преимущественное внимание отечественные исследователи уделяют вопросам экономического развития Великобритании. Что же касается внутренней политики консерваторов, то, как правило, затрагиваются лишь отдельные аспекты либо общие проблемы, связанные с практикой «тэтчеризма» в целом. В рамках данной статьи автор обратился к проблемам внутренней политики консерваторов конца 1980-х годов, рассмотрев ключевые аспекты трансформации британского общества, не изучавшиеся ранее.

В 1989 году праздновалось десятилетнее пребывание Маргарет Тэтчер на посту премьер-министра Великобритании. Это был своеобразный рекорд правления, которого до сих пор не удалось достичь ни одному премьер-министру. Результаты десятилетнего правления Маргарет Тэтчер выглядели достаточно впечатляющими, и практически ничто не говорило о том, что буквально через полтора года она вынужденно уйдет в отставку с поста премьер-министра Великобритании. В преддверии праздничных мероприятий ряд экспертов отмечали, что политическая обстановка в Великобритании не была весьма благоприятна для Маргарет Тэтчер и ее окружения. В стране возросла социальная напряженность, уровень преступности зашкаливал, начались серьезные экономические трудности. К тому же эффект от проводимых консерваторами реформ не был таким мощным, как в предшествующее десятилетие, а ряд консервативных мероприятий вообще оказались непродуктивными.

Основные отрасли были приватизированы еще до парламентских выборов 1987 года, оставались общественные службы, водоснабжение, энергетика, приватизация которых уже не встречала широкой поддержки. Да и результат таких действий консерваторов был малоэффективным. В сфере трудовых отношений и отношений собственности консерваторами были предприняты весьма существенные меры, но, как показала практика, эти меры носили количественный характер. В то же время ряд социальных проблем, таких как нищета городских районов, пришедших в упадок, и отставание ряда регионов, требовали решительных мер, которые явно не укладывались в философию консерваторов, ратовавших за минимальное государственное вмешательство.

После парламентских выборов 1987 года консервативное правительство Маргарет Тэтчер расширило программу возрождения внутренних городов. В рамках данной программы были созданы четыре новые корпорации городского развития, которые показали впечатляющие результаты своей деятельности. Благодаря деятельности двух корпораций были возрождены районы лондонских доков и территории Ливерпуля, которые являлись весьма опасными для здоровья горожан. В результате консерваторами был получен прекрасный опыт, получивший впоследствии распространение в рамках других проектов. «Предпринимательские зоны» также получили развитие [5, p. 312]. Однако все проводимые консерваторами мероприятия по возрождению запущенных районов не смогли смягчить остроту социальных контрастов внутри кварталов.

После парламентских выборов 1987 года консерваторами была проведена реформа системы местного налогообложения, в результате которой налоговое бремя было возложено на всех граждан, независимо от их имущественного состояния и уровня доходов. Однако социальные последствия этой реформы были крайне негативны. Реформа консерваторов вызывала негативную реакцию не только оппозиции, но и части представителей консервативной партии. В создавшейся ситуации консервативное правительство М. Тэтчер ввело компенсацию для малообеспеченных слоев населения, дабы смягчить неблагоприятную реакцию. Однако

218

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

доверие населения страны к проводимой политике консерваторов было утрачено. Значительная часть населения страны бойкотировала уплату данного налога. В 1990 году сумма поступлений данного налога сократилась в два раза. Около 3 млн человек могли быть привлечены к ответственности за неуплату налога [2, с. 276].

«Подушный налог» явился самой непопулярной мерой консерваторов, вызвал значительное недовольство в стране. Реакция британского общества была весьма мощной и возымела серьезные последствия для проводимой политики консерваторов, кроме того, Великобритания уже была охвачена протестными настроениями. В стране росла инфляция, ее уровень составил 10% в 1990 году. И сколько бы консервативное правительство М. Тэтчер ни ссылалось на временные обстоятельства, восстановить прежнее доверие британцев было уже невозможно.

Весьма негативно было воспринято решение консерваторов повысить процентные ставки для предотвращения дальнейшего роста инфляции. Особенно сильно данное решение сказалось на молодых семьях, которые выплачивали проценты по закладным. В Великобритании выросло число семей, которые вынуждены были оставлять свое жилье. Число официально зарегистрированных бездомных семей увеличилось в два раза. В стране насчитывалось около 150 тысяч человек, которым негде было ночевать [4, p. 23]. В то же время в Великобритании сокращалось жилищное строительство ввиду ограничения ассигнований на муниципальное жилье. Значительно выросла очередь граждан, имеющих право на получение муниципального жилья. К концу 80-х годов XX века их число составило 1,5 млн человек [Ibidem].

Весьма серьезное недовольство британской общественности стало вызывать состояние сфер образования и здравоохранения [3, с. 17]. Консерваторы были вынуждены отступить от жесткого сокращения финансирования социальных сфер, но делали это весьма неохотно. И хотя текущие социальные расходы были увеличены, качество социальных служб оставалось на прежнем уровне и оставляло желать лучшего. Финансирование образовательных и научных проектов было сокращено примерно на 10% [4, p. 22]. Беспокойство британской общественности стали вызывать такие проблемы, как нехватка учителей [7, p. 51], плачевное состояние школьного оборудования и зданий, невысокий уровень профессиональной подготовки молодежи.

В сфере здравоохранения главной проблемой являлось наличие огромной очереди пациентов на операции, в том числе и на неотложные. В конце 1980-х годов число пациентов, ожидающих операцию, превысило 800 тыс. человек [Ibidem, p. 129].

Все эти проблемы, в первую очередь, наносили удар по малообеспеченной категории граждан Великобритании. За период правления консерваторов число малообеспеченных граждан выросло и составляло 17% от общего числа населения страны, а это примерно 10 млн граждан [1, с. 208]. Подобная ситуация настраивала общественность страны против проводимой политики консерваторов. В число критиков входили даже те, кто ранее восхищался «железной леди» Великобритании. Многие британцы, которых традиционно можно считать благополучными людьми, не могли равнодушно смотреть на происходившие события, при этом они недоумевали, почему консервативное правительство М. Тэтчер так упорно продолжало проводить столь непопулярный курс. Кроме того, в 1990 году начался экономический спад производства, повлекший за собой рост безработицы, а в так называемых «деиндустриализованных» регионах страны не наблюдались признаки возрождения, в связи с чем становится вполне понятным изменение общественного настроения.

Уровень популярности консерваторов стремительно падал, и уже с весны 1989 года они значительно уступали лейбористам. С середины 1990 года разрыв между консерваторами и лейбористами достигал 15% [6, p. 187], и этот показатель сохранялся неизменным вплоть до отставки М. Тэтчер.

Консервативная партия терпела поражения на всех дополнительных выборах в парламент и проиграла на выборах в органы местного управления.

Личный рейтинг премьер-министра Великобритании М. Тэтчер достиг самой низкой отметки, которая когда-либо фиксировалась опросами общественного мнения. Маргарет Тэтчер игнорировала мнения тех министров, которые предостерегали ее от введения «подушного налога». Стиль работы премьер-министра вступал в противоречие с потребностями британского общества. Общественное мнение Маргарет Тэтчер просто игнорировала, а коллеги по партии начали ее критиковать. Маргарет Тэтчер критиковали за авторитарный стиль руководства и достаточно непримиримую позицию в социальных вопросах. Еще в начале 1980-х годов в консервативной партии возникли разногласия, приведшие к расколу в консервативном истеблишменте. Своеобразным началом внутрипартийных разногласий явилась отставка министра обороны Великобритании М. Хезел-тайна. В 1986 году М. Тэтчер отказалась осуществить слияние обанкротившейся вертолетной компании с итальянской фирмой и предпочла американских партнеров [8, p. 287]. По мнению М. Хезелтайна, это была стратегическая ошибка. Вскоре за М. Хезелтайном из состава консервативного кабинета вышел Л. Бриттен, который позже был назначен членом комиссии ЕС. В ноябре 1989 года ушел в отставку министр финансов Н. Лоусон, его отставка положила начало внутрипартийным разногласиям консерваторов.

Главным вектором антитэтчеристских настроений явилось убеждение в том, что консервативной партии необходимо либо сменить проводимый ею курс, либо модифицировать его, отказавшись при этом от политики, которая усиливает социальную напряженность. Кризис тэтчеризма в полной мере проявился в упорстве премьер-министра проводить политику начала 80-х годов XX века, а также нежелании Тэтчер прислушиваться к критике. Все эти факторы способствовали тому, что общественное недовольство стало прорываться наружу и таило в себе причины, вызвавшие впоследствии отставку М. Тэтчер.

Таким образом, внутренняя политика консерваторов конца 1980-х годов затронула практически все сферы жизнедеятельности британского общества. Однако реализация консервативной политики Маргарет Тэтчер вызвала серьезное общественное недовольство, приведшее впоследствии к кризису тэтчеризма, а затем и к отставке премьер-министра.

Список литературы

1. Перегудов С. П. Тэтчер и тэтчеризм. М.: Наука, 1996. 301 с.
2. Перегудов С. П., Терентьев А. А. Самая влиятельная женщина. «Железная леди» Маргарет Тэтчер. М.: Эксмо, 2014. 384 с.
3. Явнова И. И. Проблемы социального реформирования в политике консервативного правительства М. Тэтчер (1979-1990): автореф. дисс. ... к.и.н. Екатеринбург, 2003. 21 с.
4. ABC of Thatcherism. L., 1989. 135 p.
5. Jenkins P. Mrs Thatcher&s Revolution. L.: Macmillan, 1989. 464 p.
6. Riddell P. The Thatcher Era and Its Legacy. Oxford: Clarendon Press, 1991. 231 p.
7. Social Trends. L., 1989. 211 p.
8. The Thatcher Effect: A Decade of Change / ed. by D. Kavanagh, A. Seldon. Oxford: Clarendon Press, 1989. 355 p.

INTERNAL POLICY OF MARGARET THATCHER&S CONSERVATIVE GOVERNMENT (1987-1990)

Yavnova Irina Ivanovna, Ph. D. in History, Associate Professor Bashkir State University (Branch) in Sterlitamak irina_ 721 @mail. ru

The article considers internal policy of Margaret Thatcher&s Conservative government from 1987 till 1990. Changes that were made by the Conservative government on the program of internal towns renewal, in the sphere of taxation, and in the social sphere are analyzed. The results of internal policy of M. Thatcher&s Conservative cabinet, which caused a wave of public outrage and criticism, are shown. The author comes to the conclusion that in the course of Thatcher&s directives implementation the problems that subsequently led to a crisis in Conservative policy had been revealed.

УДК 7.011.2 Искусствоведение

В статье предпринимается попытка раскрыть противоречивое, но объективное влияние системы запретов на формирование художественной культуры, подходя к этому историко-компаративистски. Табу и запреты, конечно, не синонимы. Представляя табу как неизбежный атрибут духовной жизни общества, автор предлагает рассматривать разрушение табу симультанно: и как один из факторов, способствующих развитию творчества молодых амбициозных художников, и как одну из основ для формирования новых запретов с целью их разрушения в будущем.

Яныкина Алла Николаевна, к. филос. н.

Казанский государственный институт культуры alla.yanykina@yandex. ги

РОЛЬ ТАБУ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА

В последние десятилетия XX века и первые десятилетия XXI века сформировалось художественное мировоззрение, в рамках которого неоднократно предпринимались попытки бросить вызов общественным устоям, испытать физические возможности человека, расширить экзистенциальные границы личности. Предлагая сложные вопросы для обсуждения, вызывая дискомфортное состояние многочисленными нарушениями «табу», современное искусство оказалось в парадоксальной ситуации. Отказ от привычных объяснений художественного творчества, применение различного рода культурологических, психологических, семиотических реконструкций кардинально преобразовали художественную реальность. Изменилось тематическое содержание художественных произведений и, как следствие этого процесса, появление неожиданного эстетического результата и создание системы новых запретов.

В художественной культуре система «табу» или запретов имеет давнюю историю своего существования. Истоки самого феномена «табу» нужно искать в культуре жителей островов Тонга, Фиджи, Новой Зеландии. Само слово «табу» (полинезийское &Чари") означает «сакральное, священное». Однако если сделать акцент на сакральном значении, то «табу» включает в себя не только священное, но и проклятое. В любом случае «табу» - это всегда духовное, но не однозначно положительное. З. Фрейд в работе «Тотем и табу» интерпретирует данный феномен в двух противоположных направлениях. Он считает, что «с одной стороны, оно означает - святой, освященный, с другой стороны - жуткий, опасный, запретный, нечистый» [6]. Таким образом, замечено, что, как в феномене бытия, в «табу» изначально существует внутреннее противоречие (в единой органической целостности двух взаимозависимых и взаимоисключающих процессов сочетание) запрета на совершение каких-либо действий и разрушение подобных запретов. По мнению О. Н. Каледина, причина сохранения и создания системы запретов в обществе заключается в разнонаправленности и противоречивости общественных мотиваций - это, «с одной стороны, отчаянная борьба с пороком, с другой, противостоящий ей, с не меньшим упорством накачиваемый пострепродуктивными деньгами и интересом, порок» [2, с. 134].

БРИТАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ТЭТЧЕРИЗМ КОНСЕРВАТИВНАЯ ПАРТИЯ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ british society thatcherism conservative party
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты