Спросить
Войти

Орден бенедиктинцев: страницы истории

Автор: указан в статье

История западных исповеданий

Архимандрит Августин (Никитин)

ОРДЕН БЕНЕДИКТИНЦЕВ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

В статье повествуется о двух знаменитых монастырях, основанных прп. Венедиктом (Бенедиктом) Нурсийским: Субиако и Монтекассино. Пользуясь историческими документами и свидетельствами очевидцев, автор показывает историю этих монастырей с момента их основания до настоящего времени.

1. Субиако — колыбель западного монашества

Благодатию Божиею обогатился еси, делы же известил еси звание: и явился еси, Венедикте, угодниче Христа Бога, в молитвах и постех, дарований Божия Духа исполнен: и был еси недужным исцелитель, и прогонитель врагом, и заступник скорый душам нашим.

Кондак прп. Венедикту, глас 6.

В 76-ти км к северо-востоку от Рима и в 3-х км от небольшого городка Субиако расположен старинный монастырь Субиако — колыбель западного монашества. Проезжая мимо Тиволи и приближаясь к Субиако, паломники из России испытывают такое ощущение, что эти названия и пейзажи им уже хорошо знакомы. И действительно, многие русские деятели культуры стремились посетить окрестности Рима и воспеть их в своих творениях.

Известный отечественный литератор П.В. Анненков вспоминал о своем путешествии в Субиако в 1841 г.: «Мы успели сделать целым обществом прогулку в Сабинских горах, побывать в Олевано и Субиако, где нашли толпу русских художников, изучающих все эти превосходные и оригинальные местности. Гоголь нам не сопутствовал, он оставался в Риме и потом весьма пенял на леность, помешавшую ему присоединиться к странническому каравану. Особенно сожалел он, что лишился удобного случая видеть те бедные римские общины,

Архимандрит Августин (Никитин) — кандидат богословия, доцент Санкт-Петербургской православной духовной академии.

которые еще в средние века поселились на вершинах недоступных гор, одолеваемых с трудом по каменистой тропинке привычным итальянским ослом. Другого способа езды здесь нет. Многие живут там и доселе, связываясь с государством только посредством сборщика податей и местного аббата, их всеобщего духовника»1.

Кисти знаменитого художника А.А. Иванова (1806-1858) принадлежит пейзаж под названием: «Подножие Виковары по дороге из Тиволи в Субиако» (Гос. Третьяк. Галерея, 1840-е гг.) Вот начальные строки стихотворения Вячеслава Иванова (1866-1949) «Субиако»:

Громады скал грозят со всех сторон;

В гробах теснин гремит поток кипучий.

Средь сих дубрав, о, Пан, стоял твой трон!

Твоя свирель будила дол могучий!2

Эта местность связана с именем прп. Венедикта Нурсийского (ок. 480

- ок. 547 гг.), основоположника уставного монашества на Западе (в Римско-Католической Церкви — св. Бенедикт, в Православной Церкви — прп. Венедикт). В 494 г. он удалился из Рима в горы близ Субиако, чтобы в полном уединении предаться подвигу благочестивой жизни.

В начале ХХ в. поездка в Субиако уже не была такой трудной как ранее. Отечественный искусствовед Павел Павлович Муратов (1881-1950), посетивший Субиако и его окрестности перед Первой мировой войной, описывает путь, который он проделал из Рима до этого городка.

«На северо-востоке от Рима возвышаются Сабинские горы. Они состоят из многих хребтов, разделенных широкими долинами, и самая значительная из этих долин — долина реки Тевероне, или Аньене, образующей Тиволийские каскады. По долине Аньене Сабинские горы не кажутся такими суровыми, дикими и голыми, какими они представляются из Рима, особенно когда сравниваешь их с приветливыми и зелеными Монти Аль-бани. Здесь проложена железная дорога, которая ведет в Абруцци, и через несколько станций после Тиволи от нее ответвляется короткая линия, оканчивающаяся в Субиако.

Троицын день застал нас в этом старинном церковном городе. Одна за другой по его улицам двигались процессии обитателей Сабины, направлявшихся в монастырь Сантиссима Тринита близ Валлепьетры. Низкорослые и

1 Анненков П.В. Литературные воспоминания. М., 1989. С. 84.
2Иванов В. Собрание сочинений. Т. 1. Брюссель, 1971. С. 620.

загорелые крестьяне в черных шляпах, украшенных травой, напоминающей наш ковыль, проходили рядами по шесть человек. За ними шли женщины в пестрых платках и дети с букетами полевых цветов. Протяжное пение хора разносилось далеко в чистом горном воздухе и заглушало неумолчный шум Аньене»3.

Название «Субиако» ведет свое происхождение от загородной виллы Sublaqueum (лат. — «под озером»), построенной императором Нероном (54-68 гг.) на берегах трех искусственных озер. «Некогда эта прозрачная и быстрая река, эта свежесть горного лета привлекли Нерона, построившего здесь одну из своих вилл, — пишет П.П. Муратов. — Нерон отлично умел выбирать места для своих дворцов. В средние века эта эстетика природы сделалась достоянием монахов. На востоке и на западе, в России и в Италии огромное большинство монастырей было заложено с глубоким вниманием и любовью к тому виду, который открывается из окон монастырских келий или трапезной. Этот вид был единственной роскошью, какую допускали в свою жизнь даже самые строгие анахореты. Святой Бенедикт, основавший первый западный монастырь здесь, в Субиако, сохранил эту традицию своих восточных предшественников. Узкая долина Аньене, вьющаяся у подножья горы, к которой прилепилась его «святая пещера», не менее хороша в своем роде, чем широкая умбрийская долина, видимая с высот Ассизи»4.

Со временем на берегу первого озера, Пьянело, возникло поселение с церковью, посвященной св. Лаврентию. Еще до эпохи прп. Венедикта монашеская жизнь издавна существовала в окрестностях Субиако, например, монастырь св. Власия (Блеза) на горе Талео. Монашеские общины существовали на Западе еще за два века до Бенедикта и уже породили ряд таких религиозных деятелей, как Мартин из Тура, а также способствовали появлению различных монастырских уставов. Однако всем им не хватало четкого, разумного и гармоничного кодекса, который сделал бы монастырскую жизнь приемлемой для людей, не обладающих исключительными физическими и духовными качествами, и, главное, который придал бы монашеским общинам солидную, хорошо продуманную структуру, способную выдержать непостоянство времени.

В 1832 г. в Субиако побывал профессор Московского университета Степан Петрович Шевырев (1806-1864). На пути к этой обители он посетил те места, которые были связаны с начальным периодом подвижничества прп. Вене3Муратов П.П. Образы Италии. М., 1994. С. 301-302.

4Там же. С. 302.

дикта, и где в XIX в. подвизались уже не только бенедиктинцы, но и монахи других орденов.

«От Олевано до Субиако 4 часа езды. Дорога ужасно крута: то поднимаешься вверх, то опускаешься вниз. Когда подъезжаешь к Субиако, вид хорош. Это гора-город, которой вершина замок, но вокруг него ужасно бесплодные горы.

Мы поехали в монастырь св. Козьмы — San-Cosimatto. В церкви есть весьма старинное распятие Иисуса Христа из дерева; возле него фигура святого, говорившая, как сказывают, с Карлом Великим. Есть картины, изображающие войны Карла с сарацинами. Недалеко от сего места можно видеть крепость сарацинскую. В монастыре живут францисканцы. Показали нам одну пещеру, где хранятся кости святых христиан, другую, где св. Бенедикту монахи поднесли яд: он благословил его, и сосуд разбился; после этого события святой удалился в Субиако. Монахи эти были васи-ликанцы (базилиане — А.Н.).

Потом повели нас в другие пещеры в скале, где жили святые. Много любопытного. Замечательны алтари, воздвигнутые на тех же самых камнях, на которых совершали жертву древние христиане. Пещеры удивительно тесны. Тут же мы проходили водопроводом Нерона, ужасно темным.

Вид из пещер прекрасный. Анио шумит подле. Под этот шум жили и молились святые. Они недаром избирали места живописные. Не эгоизму монахов, а великой мысли древних отшельников должно приписать то, что все древние обители находятся на самых живописных местах»5.

Поселившись в пещере, прп. Венедикт проводил время в благочестивом созерцании, а пищей его снабжал монах Роман, который давно жил здесь и который помог прп. Венедикту исполнять свой подвиг. Вячеслав Иванов, неоднократно бывавший в Субиако, передает свои впечатления от увиденного в стихотворной форме:

И Бенедикт, обрев приют скалистый,

Елей молитв возжег в пещере мглистой:

И новый Бог стал Богом этих мест6.

В 497 г. местные пастухи в дикой глуши случайно встретили Венедикта, и вскоре весть о подвижнике начала привлекать к нему благочестивых паломников. Он был вынужден выйти из своего уединения, а в 510 г. монахи пещерного

5Шевырев С.П. Итальянские впечатления. СПб., 2006. С. 478-479.
6Иванов В. Собрание сочинений. Т. 1. С. 620.

монастыря Виковаро избрали прп. Венедикта своим настоятелем. Со временем он основал небольшие общины по 12 монахов в каждой. В окрестностях Субиако было основано 12 таких общин, и прп. Венедикт сделался их общим настоятелем. Из всех обителей, основанных прп. Венедиктом, до настоящего времени сохранился только монастырь св. Схоластики, расположенный на высоте 510 м над уровнем моря. «Около 500 года и в возрасте тридцати лет св. Бенедикт вместе со своей сестрой, святой Схоластикой, основал здесь двенадцать обителей и дал устав первому западному ордену, получившему его имя, — пишет П.П. Муратов. — Многочисленные враги окружали святого и мешали его делу; они покушались однажды отравить его, но жизнь отшельника спасли верные вороны, которые успели унести от него отравленную пищу. В другой раз эти коварные люди ввели в молодой монастырь искусных в соблазне женщин, желая с их помощью нарушить чистоту бенедиктинского обета. Искусительницы проникли в самые келии монахов, и тогда святой Бенедикт в негодовании покинул монастыри Субиако и направился далее на юг, где на горе Монте Кассино основал другой, еще более знаменитый бенедиктинский монастырь»7.

Прп. Венедикт посвятил обитель св. Сильвестру, папе Римскому (314-335). При папах Григории IV (827-844) и св. Льве IV (847-855) была построена новая церковь. Св. Лев IV пожертвовал особенно много средств на строительство церкви монастыря и освятил ее во время своего посещения Субиако в 853 г. В конце IX в. первоначальное название монастыря св. Сильвестра постепенно исчезло, и обитель стала называться в честь прп. Венедикта и его сестры св. Схоластики (сконч. в 543 г.)

Вот что сообщает С.П. Шевырев об этих древних обителях: «Берегом Анио мы отправились в Сан-Бенедетто или San-Speco по крутой горе. На дороге видели остатки бань нероновых и дворца, по обеим сторонам реки, и развалины моста, их соединявшего. Нерон весьма любил эту виллу. Сюда удалился св. Бенедикт, весьма молод, по окончании учения и жил там, где теперь монастырь. По дороге к нему есть еще другой монастырь, святой Схоластики, сестры Бенедикта; он ею основан; прежде был женским, а после превращен в мужской, когда который-то из пап запретил женским монастырям быть вне городов. Неподалеку виден еще монастырь капуцинский с рощею, где умерла св. Схоластика»8.

С X в. при наместнике Льве III (923-961) монастырь стал процветать благодаря щедрости римского короля Альбериха, а к концу Х в. была построена

1 Муратов П.П. Образы Италии. С. 302
8Шевырев С.П. Итальянские впечатления. С. 480.

большая церковь в романском стиле, которую 4 декабря 980 г. освятил папа Бенедикт VII (974-983). В начале XI в. наместником монастыря стал Петр III (992-1003), во время наместничества которого германский император Оттон III (983-1002) провел несколько недель в Субиако в 999 г. За свою защиту прав монастыря Петр III был ослеплен солдатами дворянского рода Монтечелио и умер в тюрьме.

В XI в. окрестности Субиако дважды были опустошены сарацинами, но поскольку набеги были непродолжительны, то монашеская жизнь продолжалась непрерывно. «Начиная с XI столетия, аббатство Субиако стало расти, богатеть, пользоваться славой, не столько, впрочем, подобавшей ему мирной, сколько военной, — пишет П.П. Муратов. — Настоятели монастыря мало чем отличались от окрестных феодальных баронов, а их монахи были настоящими рыцарями, часто выезжавшими в поход на конях в сопровождении большого числа вооруженных слуг. Постепенно монастырь завладел всей окружающей его областью, и он приобрел гораздо больше городов силой оружия, чем одной грамотой папских дарений. В XII и XIII вв. воздвигнулись те здания, ради которых приезжий совершает трудный подъем в гору от моста через Аньене»9.

В истории монастыря достойны упоминания аббат Гумберт (1050-1069), чье имя сохранилось в названии великолепной романской колокольни, и особенно чтимый аббат Иоанн V (1069-1121). В 1073-1074 гг. им впервые была построена монастырская крепость, перестроенная в 1476 г. кардиналом Родриго Борджиа.

При наместнике Романе (1192-1216) монашеская жизнь начинается также и в пещере прп. Венедикта, находящейся близ обители еще выше в горах. В 1090 г. подвижник по имени Паломбо удалился от мира, чтобы жить вблизи пещеры прп. Венедикта. Впоследствии от 2 до 4 отшельников постоянно жило здесь, и, наконец, в конце XII в. образовалась небольшая отдельная община, глава которой был подчинен наместнику монастыря св. Схоластики. С этого времени начался период существования двух монастырей Субиако с единой общиной, и, чтобы избежать путаницы, пещерный монастырь был назван в честь прп. Венедикта, а у обители в конце XIV - начале XV вв. осталось его нынешнее название

— монастырь св. Схоластики.

После кончины наместника Романа жизнь в монастырях Субиако была безмятежной. Папы щедро одаривали Субиако, особенно папа Иннокентий III

9Муратов П.П. Образы Италии. С. 302.

(1198-1216), Григорий IX (1227-1241) и Александр IV (1254-1261) (он родился недалеко от Субиако). Эти папы посещали обитель и были ее покровителями.

Папа Иннокентий III особенно любил этот древний монастырь, он провел там несколько месяцев в 1202 г., когда в Риме свирепствовала эпидемия малярии, а в феврале 1203 г. в особой грамоте назначил монастырю ежегодную плату в 6 фунтов серебра из папской казны. В связи с этим наместник монастыря Иоанн IV тогда же распорядился увековечить это событие фреской в монастырской церкви, изображающей папу Иннокентия III держащим грамоту одной рукой, а другую протягивающим к стоящему тут же монаху. Это изображение

— наиболее близкий к подлиннику портрет папы Иннокентия III. Знаменитый католический историк Бароний поместил эту фреску в виде гравюры в своем труде «История папства» и отметил, что она выражает собой главные черты характера Иннокентия: ясность взора, твердость воли и приветливость.

В 1273 г., после смерти очередного наместника, в общине обоих монастырей возникли разногласия по поводу выборов нового аббата. Это событие отметило конец самого лучшего периода в истории монастыря, так как с 1276 г. аббаты стали назначаться Римской курией, и их выбор теперь далеко не всегда был удачным. Число монахов по призванию начало сокращаться, а их место начали занимать отпрыски из знатных семей, для которых не было возможности сделать светскую карьеру, так как это право было предоставлено только их старшим братьям.

Упадку монастыря способствовали и стихийные бедствия: паводки и наводнения, одно из которых произошло в 1305 г. и было связано с прорывом в долину первого и самого большого искусственного озера Нерона; землетрясения 1298, 1348, 1349 гг., а также эпидемия чумы в 1348 г.

В 1363 г. наместником монастыря был избран один из самых лучших насельников — Варфоломей III из Сиены. После безуспешных попыток ввести строгую дисциплину среди немногих монахов, живших в монастыре, он изгнал из обители самых нерадивых, а на их место пригласил монахов из других мест Италии и даже из других стран. На его приглашение откликнулось особенно много подвижников из немецкоязычных стран, и с этих пор Субиако приобрел общеевропейскую известность. Согласно данным документа от 1464 г., из 18 монахов, присутствовавших на одном из собраний, 12 были из немецких княжеств, 2 из Франции, 1 из Дании, 1 из Нидерландов и только 2 были итальянцами.

До середины XV в. обитель в Субиако, как и многие бенедиктинские монастыри, владела обширными землями и стремилась к полной автономии. Монастырь имел независимость не только от светской власти, но также и от власти местного епископа, и подчинялся непосредственно папе. Но в 1456 г. монастырь Субиако утратил ставропигию, и с этого времени его хозяйственную жизнь стал контролировать местный епископ. Первым из них был Иоанн Торквемада, а затем аббатом был назначен Родриго Борджиа (1471-1492), который был впоследствии избран папой с именем Александр VI (1492-1503) и который реставрировал, а, точнее, перестроил стены монастыря. Попечительство над обителью последовательно затем переходило к династиям Колонна, Боргезе и, наконец, Барберини. При Барберини в 1638-39 гг. обитель Субиако стала abbatiia nullius, то есть оно не принадлежало ни к одному диоцезу, и назначаемый наместник приобрел также духовную власть над окрестными деревнями.

В 1514 г. оба монастыря Субиако вошли в конгрегацию Кассино, названную так по месту ее центра в монастыре Монтекассино (близ Неаполя), куда в 528 г. прп. Венедикт удалился из Субиако с частью своих последователей. Именно там он написал свой знаменитый устав, которому предназначено было в течение многих столетий служить уставом для большинства монастырей Западной Церкви. Поэтому с начала XVI в. наместники Субиако стали назначаться генеральным капитулом конгрегации, и с 1516 по 1849 гг. насчитывается 129 таких аббатов, некоторые из которых управляли обоими монастырями. В 1773 г. аббатом обители был назначен Анджело Браски, который впоследствии стал папой Пием VI (1775-1799) и, будучи римском первосвященником, постоянно заботился о процветании монастыря.

События, происходившие в соседней Франции, отражались на жизни монастыря, — с конца XVIII столетия. Во время якобинской диктатуры монахи были вынуждены покинуть монастырь (с октября 1798 по октябрь 1799 гг.), а затем еще на 5 лет (1810-1815 гг.) в связи с военными действиями армии Наполеона. Эти вынужденные перерывы в жизни монастыря были причиной утраты части драгоценных реликвий, редких книг, старинных документов. В 1848 г. монастырь Субиако был закрыт повстанцами, но уже в 1850 г. в обитель прибыл аббат Пьетро Франциск Казаретто, приглашенный сюда с братией из Лигурии папой Пием IX (1846-1878).

В монастыре Субиако началась новая жизнь; сюда приехали молодые послушники из разных европейских стран и даже из Африки. Реформа о. Франциска Казаретто постоянно распространялась и на другие монастыри Италии и за ее пределами. Обитель Субиако стала центром новой международной монашеской конгрегации, которая выделилась из конгрегации Кассино в 1872 г. В 1874 г. в

связи с объединением Италии (1870 г.) монастыри Субиако снова были закрыты, и лишь некоторые монахи находились там как хранители художественного национального достояния.

Вот какую картину в начале XX в. застал в этой обители П.П. Муратов: «Отдых в тени дворов нижнего монастыря, носящего имя Схоластики малопривлекателен. Все слишком изменено здесь: слишком многое наросло за сотни лет вокруг первоначального ядра, слишком многое разрушено благодаря попечи-тельности богатых епископов и аббатов барокко. Молчание и пустота не удивляют здесь, потому что слишком очевидно несогласие всех этих сооружений с духом современной жизни, проникнувшим даже в такое место, как долина Аньене. Мысль об этом неотвратимом запустении места былых подвигов и молитв сжимает, однако, сердце печалью. Историческая судьба вещей не кажется справедливой, когда узнаешь, что только три монаха живут ныне в древнем бенедиктинском гнезде, охраняя в целях холодного культурного пиетета создание пылкого сердца и героической воли»10.

Но постепенно число монахов снова стало увеличиваться, и с 1909 г. монастырь Субиако снова имел своего наместника, который также являлся главой конгрегации. А в 1915 г. была упразднена зависимость от местного епископа.

Во время Второй мировой войны 23 мая 1944 г. монастырь был подвергнут бомбардировке американской авиацией. К счастью ему тогда не было нанесено серьезных повреждений. Лишь часть фасада была повреждена бомбами, а также некоторое число построек новейшего времени, которые с тех пор не заселяются. Памятным событием было посещение монастыря папой Иоанном XXIII 23 сентября 1960 г., о чем рассказывают фотографии, помещенные на стене монастырского дворика.

В настоящее время в монастыре св. Схоластики насчитывается 35 монахов, из них — 16 священников, а в верхнем монастыре прп. Венедикта живет еще 8 насельников. Множество паломников прибывают в монастырь св. Схоластики к началу воскресной литургии. После П-го Ватиканского собора (1962-1965) в литургической практике Римско-Католической Церкви произошли некоторые изменения, связанные с упрощением обрядности, с большим привлечением верующих в процесс богослужения. Так, перед началом службы причастники подходят к жертвеннику, берут евхаристический Xлеб (облатку, гостию) и сами опускают его в особый сосуд. А перед началом евхаристического канона дети,

10Там же. С. 303.

мальчики и девочки, берут с жертвенника чашу и дискос с приготовленными Святыми Дарами и переносят их к престолу, чтобы передать священнику.

В старинном монастырском храме особенно чувствуется близость Божественного, насыщенность этим ощущением, и вспоминаются слова прп. Венедикта, записанные в его монашеском Уставе: «Мы верим в Божественное присутствие повсюду, но особенно, без малейшего сомнения, должны мы верить в него, когда участвуем в Божественной службе» (Правило 19). Насельники обители строят свою духовную жизнь на принципах, изложенных в Уставе прп. Венедикта — великого святого Единой неразделенной Церкви, который почитается и верующими Русской Православной Церкви.

Монастырский храм был построен в 1769 г. в неоклассическом стиле по проекту Джакомо Кваренги (род. в 1744 г. в Бергамо, сконч. в 1817 г. в Санкт-Петербурге). По обеим сторонам от алтаря находятся скульптурные изображения прп. Венедикта и его сестры св. Схоластики.

Убранство обители поражает сочетанием стилей разных эпох. Внутри монастырь делится на три части небольшими двориками; строительство первого из них в стиле эпохи Возрождения было начато в 1570 г. На колоннах южной стороны двора имеются изображения пап, которые посещали монастырь Субиако: Григория IX, Александра IV, Урбана VI, Пия II.

Второй дворик в готическом стиле как бы возвращает паломников в XIII

- начало XIV вв. Он неправильной формы, несимметричный, с остроконечными двойными наклонными арками. В центре его находится античный водоем с барельефами, стоящий на мраморных колоннах, взятых с древней виллы Нерона. Западную сторону дворика украшает большая арка XV в., выполненная в стиле так называемой «пламенеющей» готики. Отсюда можно видеть фасад готической церкви и колокольни в романском стиле, а справа от колокольни — вершину горы Франколано.

Древняя готическая церковь и храм, построенный Джакомо Кваренги, существуют вместе, как бы один внутри другой, поскольку интерьер нового храма был создан внутри стен готической церкви. Готическая церковь начала строиться при наместниках Романе (1191-1216) и Ландо (1219-1243), но «Субиакская хроника» относит ее почти полную перестройку ко времени наместника Варфоломея III (1363-1369). Фасад церкви выходит на восточную сторону готического дворика. Росписи XV в. представляют эпизоды из жития прп. Венедикта: попытку отравить прп. Венедикта вином; прп. Венедикт, наказывающий ленивого послушника розгой; чудо с готом и др.

В колонну напротив входа в церковь вделан камень, на котором высечено изображение двух ланей, пьющих из сосуда, поддерживаемого ветвями растения: очевидно, это символ Евхаристии. В нижней части камня в VIII-IX вв. была сделана надпись, фрагмент которой и сейчас читается очень отчетливо:

«.. .который ради любви к Богу и блаженному аббату Бенедикту...

.. .который на этом месте имел великую борьбу.»

По-видимому, каждая из этих строчек имела продолжение на соседнем камне и составляла законченную фразу. Можно предполагать, что этот камень сохранился от древней постройки, воздвигнутой ради любви к Богу и прп. Венедикту на том месте, где этот подвижник претерпевал сильную борьбу с искушениями.

Поэт русского зарубежья Николай Оцуп посвятил проникновенные строки основателю ордена и его ученикам, не умалчивая и о тех искушениях, с которыми боролся прп. Венедикт:

Святого Бенедикта ученик,

Бессмертного наставника заветы Xрани. Он обаятельно велик Во всем. Он школы, университеты Построил для трудолюбивых пчел —

И ремесло и знания в почете У вас. Но главное — он ключ нашел К сердцам забывших женщин. Вы поете

Настойчиво и горячо, пять раз,

А то и больше, в день молитвы Богу,

Сойдясь все вместе. Это не экстаз,

А сбор еще до срока в ту дорогу.

И все, что распаляет нас, в одну Любовь сливает их семья большая.

И Церковь, обнимая как жену,

Бенедиктинец шепчет: дорогая!11

Монастырская колокольня-кампанилла в своих отдельных частях принадлежит к разным эпохам и, возвышаясь над двориком, придает ему особое очарование. Ее нижняя часть раньше была нартексом древней церкви IX в.; она

пОцупН. Жизнь и смерть. Стихи. Т. 2. Париж, 1961. С. 116-117.

состоит из 4-х больших колонн и арок. На ее восточной арке можно видеть роспись, изображающую Господа Вседержителя, исполненную в чисто византийском стиле (IX в.). На противоположной арке изображен Агнец Божий в центре и 4 евангелиста в виде крылатых животных (К-К вв.); евангелист Матфей

— с лицом человека и с телом животного: случай редкий, если не уникальный в традиционной иконографии евангелистов. Около 980 г. над первоначальным нартексом были построены нынешние три этажа колокольни. Кроме этого, наместник Гумберт в 1052-1053 гг. еще раз надстроил эту колокольню, старейшую в центральной Италии. Об этом свидетельствует надпись по-латыни при входе в церковь: «В 4-й год правления господина Льва IX досточтимый аббат Гумберт воздвиг это творение в виде замечательной башни». Позднее верхняя часть колокольни с романскими арками была перестроена, и в своем современном виде колокольня монастыря св. Схоластики представляет собой один из самых великолепных архитектурных шедевров.

У стены северной стороны дворика находятся остатки древних церквей и виллы Нерона, которые предполагается разместить в музее. Самые ценные фрагменты, открытые в 1883 г., находятся в Риме в Национальном музее (Термы Диоклетиана): голова спящей Ариадны, прекрасный «Эфей из Субиако» и подлинная греческая статуя из мрамора (IV в. до Р. X.).

Наибольший интерес представляет последний дворик, в который ведет длинная узкая галерея в стиле поздней немецкой готики XV в. Высокая культура декоративного убранства интерьера — отличительная особенность зодчества центральной Италии. Именно здесь в XII-XIV вв. работали художники из семейства Космати — известные мастера декоративной мозаики и мраморной инкрустации. Их творения, украсившие многие церкви, неизменно проникнуты высокой духовностью и гармонией, примером чего может служить созданный в «космединском» стиле интерьер третьего дворика монастыря св. Схоластики. На южной стороне дворика на каменной табличке можно прочесть имя архитектора: «Мастер Яков из Рима создал сие творение».

Начиная с востока на запад, своды составлены из отдельных фрагментов, пронумерованных по порядку от 1-го до 17-го; на колоннах также можно видеть различные знаки и метки. Это позволяет предполагать, что основная работа была, по-видимому, сделана в Риме, и заранее изготовленные части были затем вывезены и соединены вместе в Субиако. Здесь нет двух одинаковых колонн и капителей; на западной стороне дворика есть еще одна надпись: «Косьма и сыновья Лука и Яков младший, римские граждане, опытные в искусстве мрамора, исполнили этот труд во время аббата Ландо». Из этой надписи явствует, что остальные стороны — восточная, северная и западная, были окончены сыном Якова Косьмой, которому помогали его два сына — Лука и Яков младший во время правления наместника Ландо (1219-1243). Материалом, использовавшимся для строительства, был белый каррарский мрамор, взятый после землетрясения из развалин виллы Нерона.

Обитель Субиако является колыбелью книгопечатания в Италии. Вскоре после того как Иоганн Гуттенберг изобрел книгопечатание в Германии, в Майнце в 1461-63 гг. возникли серьезные трудности для развития нового дела. Поэтому два печатника — клирики Конрад Шванхайм и Арнольд Паннарц выехали в Италию и вскоре прибыли в Субиако в монастырь св. Схоластики (около 1464 г.). Здесь они изготовили образцы латинского шрифта с округлыми заглавными буквами и маленькие готические литеры, а также несколько видов греческого шрифта. В Субиако они напечатали 4 книги: «Латинскую грамматику» для детей (300 экз.), «Речи Цицерона» (275 экз.) и «Три сочинения Лактанция» (275 экз.) — в 1465 г., а также «О граде Божием» блаж. Августина (275 экз.) — в 1467 г. В том же году оба книгопечатника переехали в Рим, и таким образом они прожили в Субиако около трех лет. Это не очень много, но этого достаточно, чтобы принести Субиако славу колыбели книгопечатания в Италии.

Здешняя монастырская библиотека насчитывает на сегодня более 100 тыс. книг, в число которых входит святоотеческая, богословская, историческая, художественная и справочная литература. Издается свой журнал «Сакро Спеко» («Священная пещера»); около 250 периодических изданий постоянно пополняют фонды книгохранилища, и всего лишь два насельника поддерживают образцовый порядок в библиотеке. На стенах мерцают электронные датчики, регистрирующие температуру и влажность в помещении.

В течение XIX столетия из архивов и библиотеки монастыря в силу внешних причин было утрачено большинство документов, кодексов и инкунабул. Однако часть драгоценных остатков была спасена от уничтожения, и в настоящее время 380 рукописных книг из Субиако хранятся в крупнейших библиотеках Европы. В Ватиканскую библиотеку попали такие старинные кодексы как «Су-биакский миссал» (1065-1076) и «Хроника Субиако» (XIV в.). В самой же монастырской библиотеке имеется 218 инкунабул, три из которых были напечатаны в Субиако: «Сочинения Лактанция» и «О граде Божием» (2 экз.) Здесь хранятся такие драгоценности, как рукописный миссал XIII в., «Правила прп. Венедикта» (IX в.), подлинные грамоты (буллы) папы Иннокентия IV от 1243 г.

и папы Урбана VI от 1387 г. Здесь есть также и рукописи более позднего периода, изготовленные с большим мастерством и своеобразием. Еще в XIV столетии в Италии выработался свой вид готического письма — «готическая антиква»; вначале она называлась «письмом Петрарки», который был талантливым мастером каллиграфии.

В монастыре есть небольшая типография, основанная в 1908 г.; тут же находится переплетная мастерская и лаборатория микрофильмов. Имеется также метеорологическая станция, столярная мастерская, сады в двух двориках, огород, коровы, домашняя птица и маленькая пасека. Трудолюбие бенедиктинцев общеизвестно, и выражение «бенедиктинский труд» стало синонимом кропотливой напряженной работы, требующей большого внимания и усилий.

Так например, согласно преданию, самые первые механические часы были изготовлены монахом-бенедиктинцем Гербертом д’Ориллой, впоследствии взошедшим на папский престол с именем Сильвестра II (999-1003). Сейчас же в монастыре св. Схоластики пользуются электронными часами с циферблатом в виде прямоугольного щита со множеством ячеек. Достаточно лишь заранее воткнуть металлические стержни в соответствующие гнезда, чтобы в течение суток срабатывало реле и раздавались звонки, регулирующие размеренную монастырскую жизнь с пунктуальной точностью. Впрочем, счастливые часов не наблюдают, и не случайно сосредоточенную молитвенную жизнь, тихо идущую в горах, окаймляющих долину реки Аниене, сравнивают с прорывом в вечность.

День бенедиктинца, согласно Уставу основателя ордена, сосредотачивается вокруг трех моментов: Опус Деи (Дело Божие, богослужение), Лекцио Дивина (Божественное чтение) и Лабора (Работа). «Подняться к небу, — поучает прп. Венедикт, — можно только по ступеням смирения и строгого порядка <.> Праздность есть враг души, а потому братья должны часть времени заниматься ручным трудом, часть времени — чтением Писания». На ручную работу «Правило» прп. Венедикта отводит 7 часов в день: «Монахи только тогда и могут считаться настоящими монахами, если живут от трудов рук своих, как наши отцы и апостолы.» Поэтому сразу же при входе в монастырь над дверью паломники могут прочесть надпись, являющуюся девизом ордена бенедиктинцев: «Ора эт лабора» («Молись и работай»).

В записках С.П. Шевырева (1832 г.) есть такие строки: «Различие монашества Восточного и Западного: монахи Востока стремились к уединенному созерцанию, к разрыву явному с обществом; монахи Запада, напротив, к общественному соединению в пользу религии или наук, к ней относящихся <.> В уставе

монастырском свт. Бенедикта замечательно весьма уничтожение всякой индивидуальности, всякой собственности личной. Поневоле скажешь, что мысль об

общине принадлежит почве римской. Св. Бенедикт то же начало утверждает для 12

монахов» .

.Для того чтобы попасть в монастырь прп. Венедикта, нужно от монастыря св. Схоластики подняться вверх еще на несколько десятков метров по узкой дорожке, идущей рядом со скалами, нависшими над стремительными водами Аниене. Поднимаясь на гору Талео, паломники доходят до маленькой дубовой рощи. «Приятен отдых после нового и еще более значительного подъема в рощице вечнозеленых дубов, растущих близ входа в верхний монастырь, называемый Сакро Спеко в память пещеры Бенедикта, — пишет П.П. Муратов. — Но даже с этого места монастырь еще не виден. Его открываешь только за поворотом узкой дороги, прилепившейся к совершенно отвесной скале под угрозой

13

нависшего над ним утеса» .

Далее ступеньки ведут паломников к монастырю, прилепившемуся к скале, подобно гнезду ласточки, как это отметил еще папа Пий II, побывавший здесь в 1461 г. «В Сан-Бенедетто входишь галереей вечнозеленых, неувядающих дубов, — сообщает С.П. Шевырев. — Она подле открытой и жаркой дороги. Монастырь встроен в скалу. Xрамы его весьма старинные, живопись напоминает 14

нашу греческую» .

За мной — вершин лиловый океан;

И крест, и дверь — в конце тропы нагорной,

Где каменных дубов сомкнутый стан Над кручей скал листвой поникнул черной15.

Вячеслав Иванов. «Субиако»

Монастырь прп. Венедикта состоит из двух пещерных храмов, вырубленных в скале один над другим, и нескольких часовен, соединенных между собой многочисленными галереями. Над входом в обитель находится мозаичное Распятие (XIII в.), а на двери, ведущей в залу собраний (капитул), можно прочесть на латыни: «Да будет мир входящему, да будет обильная благодать просящему. Лаврентий с Яковом сыном своим воздвиг сие творение».

12Шевырев С.П. Итальянские впечатления. С. 391.
13Муратов П.П. Образы Италии. С. 303.
14Шевырев С.П. Итальянские впечатления. С. 479.
15Иванов В. Собрание сочинений. Т. 1. С. 620.

Великолепные фрески, покрывающие стены, своды галерей и храмов, дошли до наших дней в полной сохранности благодаря мягкому средиземноморскому климату. Верхняя церковь состоит из двух частей: интерьер первой части (XIV в.) был создан в более старом храме первой половины XIII в. От его убранства осталась мраморная кафедра, украшенная большими розами и орлом, поддерживающим аналой для книг своими крыльями. В этой части храма все фрески сиенской школы (XIV в.).

Во второй части верхней церкви на ее нижних сводах есть росписи умбрийской школы, которые датируются началом XV в. На одной из фресок прп. Венедикт изображен в епископском облачении сидящим на троне и окруженном святыми. К сожалению, живопись на левой стене почти полностью исчезла из-за влажности скалы. Однако фрески на правой стороне в хорошем состоянии; на них изображена сцена покушения на жизнь прп. Венедикта монахами из Виковаро (недовольными его строгим уставом), а также исцеление ленивого послушника, который часто покидал часовню, в то время как остальные братья оставались здесь на молитву, и которого прп. Венедикт исцелил розгами.

Ступени, вырубленные в скале, ведут в нижнюю церковь. Мастер Кон-солус, который написал почти все фрески в нижней церкви, — это художник второй половины XIII в., принадлежавший к

СУБИАКО БЕНЕДИКТИНЦЫ МОНАШЕСТВО ПРП. ВЕНЕДИКТ (БЕНЕДИКТ) НУРСИЙСКИЙ РИМСКИЕ ПАПЫ БЕНЕДИКТИНСКИЙ УСТАВ НОРЧИА МОНАСТЫРЬ МОНТЕКАССИНО КАССИОДОР ПАВЕЛ ДИАКОН
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты