Спросить
Войти

СОЦИОЛОГИЯ В СВЕРДЛОВСКЕ / ЕКАТЕРИНБУРГЕ: ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Автор: указан в статье

DOI: 10.19181/ezheg.2019.7

СОЦИОЛОГИЯ В СВЕРДЛОВСКЕ / ЕКАТЕРИНБУРГЕ: ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Зборовский Гарольд Ефимович,

доктор философских наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ,

профессор-исследователь

Уральского федерального университета

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,

Екатеринбург.

E-mail: garoldzborovsky@gmail.com

Аннотация. В статье осуществляется историко-социологи-ческий анализ процесса второго рождения и возрождения социологии в столице Урала - г. Свердловске / Екатеринбурге - и основных этапов ее развития, начиная с конца 1950-х гг. и завершая вторым десятилетием XXI в. Показываются предпосылки возникновения социологии в Свердловске в 1920-е - первой половине 1930-х гг., рассматриваются основные исследования этого периода. Дается характеристика трех основных этапов появления и развития социологии в столице Урала во второй половине XX - начале XXI в. Начальный этап (конец 1950-х - вторая половина 1980-х гг.) определяется как второе рождение и возрождение социологии в этом городе. Выявляются первые шаги и проблемы ее институционализации, анализируется процесс появления социологической школы («школы Л. Н. Когана»). Второй этап развития социологии в Свердловске (вторая половина 1980-х гг. - рубеж XX-XXI вв.) характеризуется ее активной институционализацией и завершением этого процесса. Выявляются основные направления институционализации социологии в столице Урала в 1990-е гг. Третий, современный этап (2000-2019 гг.), отмечен противоречивым состоянием социологии в Екатеринбурге. С одной стороны, продолжают сохраняться все ее признаки как институционализированной науки: социологическое образование, научные исследования, публикационная, диссертационная, научно-организационная деятельность. С другой стороны, налицо явные проявления кризиса социологии. Заметно снизился интерес к социологическому образованию, сократилась численность студентов, практически исчезла социологическая аспирантура, диссертационная активность приближается к минимальным показателям. Резко снизилось количество ставок и, как следствие, сократилась численность преподавателей социологии, что привело к исчезновению самостоятельных кафедр социологии в ряде вузов города.

SOCIOLOGY IN SVERDLOVSK / YEKATERINBURG: SECOND BIRTH AND STAGES OF DEVELOPMENT

Zborovsky Garold Ephimovich,

Doctor of Sciences (Philosophy),

Honored Scientist of the Russian Federation,

professor-researcher, Ural Federal University named after

the First President of Russia B. N. Yeltsin,

Yekaterinburg, Russia.

E-mail: garoldzborovsky@gmail.com

Annotation. The paper provides a historical and sociological analysis of the process of the second birth and revival of sociology in the capital of the Ural - Sverdlovsk / Yekaterinburg and the main stages of its development since the late 1950s and completing the second decade of the XXI century. The prerequisites for the emergence of sociology in Sverdlovsk in the 1920s - the first half of the 1930s are shown, the main studies of this period are considered. The characteristic of three main

stages of emergence and development of sociology In the capital of Ural In the second half of XX - the beginning of XXI centuries Is given. The initial stage (the late 1950s - the second half of the 1980s) is defined as the second birth and revival of sociology in this city. The first steps and problems of its institutionalization are revealed, the process of emergence of sociological school («L. N. Kogan school») is analyzed. The second stage of development of sociology in Sverdlovsk / Yekaterinburg (the second half of the 1980s - the turn of the XX-XXI centuries) is characterized by its active institutionalization and completion of this process. The main directions of institutionalization of sociology in the capital of the Ural in the 1990s are revealed. The third, modern stage (2000-2019) is defined as marked by the contradictory state of sociology in Yekaterinburg. On the one hand, all its features as an institutionalized science continue to be preserved: sociological education, scientific research, publication, dissertation, scientific and organizational activities. On the other hand, there are clear manifestations of the crisis of sociology. Interest in sociological education has significantly decreased, the number of students has decreased, sociological postgraduate studies have practically disappeared, dissertation activity is approaching the minimum indicators. The number of rates in staffing has sharply decreased and, as a result, the number of teachers of sociology has decreased, which led to the disappearance of independent departments of sociology in a number of universities in the city.

История социологии в Свердловске /Екатеринбурге, одном из крупнейших городов и научных центров нашей страны, не получила должного отражения в отечественной литературе. В последние два десятилетия вышло несколько работ по истории социологии на Урале во второй половине XX - начале XXI в. [Анисимов, Коган, Павлов 1990; Зборовский 2015: 242257; Зборовский, Вишневский 2008; Социология на Урале... 2015]. В них, конечно, ставились проблемы, касащиеся особенностей развития социологии в столице Урала и их влияния на социологическую жизнь всего региона. Однако публикаций, посвященных непосредственно развитию социологии в этом городе, так и не появилось. Предлагаемая статья призвана в какой-то мере восполнить дефицит существующего истори-ко-социологического анализа. Его актуальность обоснована необходимостью исследования проблемы развития социологии в одном из крупнейших научных центров страны.

Предпосылки возникновения социологии в Свердловске

Вначале очень коротко коснемся предпосылок становления социологии в Свердловске (название Екатеринбурга с 1924 по 1991 гг.), а затем рассмотрим основные этапы ее развития во второй половине XX - начале XXI в. Первые попытки проведения социологических исследований в Свердловске приходятся на 1920-1930-е гг. Самым большим исследованием того времени было изучение труда и быта рабочих Верх-Исетского завода Свердловска, осуществленное под руководством зав. кафедрой социальной гигиены Свердловского медицинского института В. И. Величкина в 1934-1935 гг. В исследовании было проведено сравнение условий труда и быта, образования и культуры, медицинского обеспечения и состояния здоровья уральских рабочих до революции и в середине 1930-х гг. Наряду с заводской статистикой, воспоминаниями кадровых рабочих, трудившихся до революции и во время исследования, был использован также метод анкетного опроса рабочих завода. Выборка составила 12% генеральной совокупности рабочих завода.

Выполненная в 1930-е гг. работа показалась специалистам послевоенного периода развития социологии в Свердловске настолько впечатляющей, что в конце 1970-х гг. сектором демографии и уровня жизни Института экономики Уральского отделения АН СССР было проведено панельное исследование на том же заводе.

Что касается периода 1920-1930-х гг., то в это время в городе осуществляются и иные исследования. В Свердловске проводится хронометраж бюджетов времени учащихся четырех школ. Исследуются проблемы политехнизации свердловских школ. В качестве метода исследования используется изучение школьных сочинений на тему «Моя будущая работа и мой рабочий день» (сочинение писали учащиеся одной из школ Свердловска). Постепенно обращается внимание на такие методы, как наблюдение, бюджетные обследования, психологические тесты. Другими направлениями социологических изысканий в столице Урале в 1920-х - начале 1930-х гг. были исследования рабочей молодежи, ее потребностей в получении определенных профессий и образования.

Вместе с тем, следует отметить, что, в отличие от других крупных городов страны (Киев, Харьков, Саратов, Казань, Минск, не говоря уже о Москве и Ленинграде), в Свердловске не было серьезных публикаций по проблемам теоретической социологии. Исследователи в этом городе не участвовали в дискуссиях по поводу специфики социологической науки, ее места в марксизме, его соотношении с философией. Нам не известны ни учебники, ни монографии по социологии, написанные свердловскими авторами в период 1920-1930-х гг.

Во второй половине 1930-х гг. так же, как и во всей стране, социологические исследования в Свердловске были прекращены. Многие их участники отказались от проведения дальнейших исследований. Среди них был и В. И. Величкин, который так и не довел до конца названную выше работу. Социология в Свердловске повторила судьбу социологии в СССР и оказалась преданной забвению на несколько десятилетий. Новый интерес к ней приходит только в конце 1950-х гг.

Второе рождение и возрождение социологии в столице Урала

Этап второго рождения и становления социологии в Свердловске охватывает три десятилетия - с конца 1950-х до второй половины 1980-х гг. Первые исследования в городе в период

восстановления социологии в ее правах были проведены на рубеже 1950-1960-х гг. Произошло то, что мы, по терминологии Б. З. Докторова, называем вторым рождением социологии, которое привело к ее возрождению [Докторов 2013]. Отсюда и название начального этапа появления и становления социологии в Свердловске.

После длительного периода ее «молчания», вызванного господством в стране сталинского режима, возник первый, качественно определенный этап функционирования социологии. В рамках этого этапа мы выделяем два периода: 1) становление в Свердловске социологии как науки, ее частичная институци-онализация (конец 1950-х - начало 1970-х гг.); 2) формирование и успешное функционирование в столице Урала социологической школы, получившей название «школы Л. Н. Когана» (с начала 1970-х гг.).

Рождающаяся вновь социология в столице Урала заявила о себе сразу и решительно тем, что «ворвалась» в отечественную науку первой серьезной работой - «Подъем культурно-технического уровня рабочего класса в СССР» [Подъем... 19б1]. Благодаря своему активному старту социология в Свердловске изначально заняла свое достойное место в ряду ведущих центров развития этой науки в стране (Ленинград, Москва, Новосибирск), мало в чем им уступая. У истоков социологии в этом городе были М. Т. Иовчук, Л. Н. Коган, М. Н. Руткевич.

Эмпирические исследования в Свердловске и Свердловской области, с которых началось становление социологии на Урале, проводились на крупных промышленных предприятиях - Уралмашзаводе, Верх-Исетском металлургическом, Первоуральском и Синарском трубных заводах. Они касались изучения характера и содержания труда, культурного уровня рабочих, проблем коммунистического воспитания. В подготовке и проведении этих исследований участвовали преподаватели и аспиранты кафедры философии Уральского университета под руководством М. Т. Иовчука, в последующем - после его отъезда из Свердловска - М. Н. Руткевича и Л. Н. Когана. В них принимали участие также преподаватели и других вузов областного центра.

В конце 1950-х - 1960-е гг. в эмпирическом изучении проблем на промышленных предприятиях были заняты заведующие кафедрами, профессора и доценты вузов города Л. М. Архангельский, Ю. Е. Волков, О. Н. Жеманов, Г. В. Мокроносов, В. Г. Нестеров, Д. Т. Поздняков, Ф. Н. Рекунов и др. К исследованиям была подключена первая на Урале и одна из первых в стране социологическая лаборатория Уральского университета (руководитель С. Г. Чаплыгина). Основным результатом социологических исследований на их начальном этапе стала уже упоминавшаяся книга о подъеме культурно-технического уровня советского рабочего класса. Ее написанию и изданию предшествовала Всесоюзная конференция по проблемам подъема культурно-технического уровня советских рабочих, проведенная в 1959 г. в Свердловске. Сама книга стала первой в стране крупной социологической монографией.

Наряду с достоинствами (коллективное исследование по актуальной проблеме, использование многочисленных статистических данных, в том числе и заводской статистики, попытка применения анкетного опроса и неформализованного интервью), работа содержала в себе и ряд серьезных недостатков, типичных вообще для начального этапа рождающейся социологии. Среди них: явная «лакировка» действительности, когда мало или почти ничего не говорится о просчетах и упущениях и однобоко показывались достижения культурно-технического роста на специально подобранных для этого примерах отдельных продвинутых рабочих; отсутствие научно обоснованной выборки; некритический отбор источников исследования. Исследователи отмечают, что это был существенный шаг назад по сравнению с достижениями отечественной социологии 1920-х - начала 1930-х гг., которые на рубеже 1950-1960-х гг. не были известны социологам Урала, равно как и зарубежный опыт [Большой Урал. 2001: 13-14].

Многие исследования свердловских социологов 1960-х гг. тематически были связаны с созданием планов социального развития на предприятиях. Однако качество их явно оставляло желать лучшего. Не было главного - удовлетворительных методик работы над их составлением. В первой половине 1960-х гг.

еще одним важным направлением исследований в Свердловской области стало изучение типов поселения на Урале. Оно проводилось в поселках городского типа, сельских поселениях, на железнодорожных станциях и поселениях при них.

В 1960-х гг. социологи проявляют значительный интерес к изучению социально-классовой, социально-демографической, социально-территориальной, профессиональной структуры советского общества. Это направление исследований возглавил М. Н. Руткевич. В рамках другого направления, которое возглавил Л. Н. Коган, изучался духовный мир рабочего класса.

Период 1960-х гг. ознаменовался важными шагами в сфере институционализации социологии на Урале. В 1966 г. было создано Уральское отделение Советской социологической ассоциации (председателем бюро отделения до 1972 г. был Руткевич, затем его сменил на этом посту Коган). В этом же 1966 г. в Уральском университете был открыт философский факультет, на котором в качестве одного из направлений (неофициальных) осуществлялась подготовка специалистов по социологии. 1966 г. был ознаменован также созданием двух социологических подразделений в Институте экономики Уральского филиала АН СССР - сектора социологии культуры (зав. сектором Л. Н. Коган) и сектора социологии управления народным хозяйством (зав. сектором Ю. Е. Волков). Основная задача, стоящая перед этими секторами, состояла в выработке типовых методик социологического изучения культуры и управления и проведении соответствующих эмпирических исследований.

В 1960-х - первой половине 1970-х гг. социологические исследования проводились на ряде вузовских кафедр, ставших центрами изучения проблем общественных отношений (кафедра философии политехнического института, руководитель Г. В. Мокроносов), свободного времени (кафедра философии юридического института, руководитель Г. П. Орлов), демографических проблем, образа жизни учителей, жизненных планов студенчества (кафедры философии и научного коммунизма педагогического института, руководители Г. М. Коростелев, Г. Е. Зборовский, Л. Я. Рубина), соотношения труда и морали (кафедра философии Высшей партийной школы, руководитель

В. Г. Нестеров) и др. В университете большая часть социологов специализировалась на изучении различных аспектов социальной структуры общества (С. П. Гоголюхин, В. В. Ксенофонтова, Л. И. Сенникова, С. Г. Чаплыгина).

Важную роль в развитии социологических исследований в Свердловске во второй половине 1960-х гг. сыграл сборник статей «Жизненные планы молодежи» [Жизненные планы. 1966], в котором были отражены результаты эмпирических исследований жизненных планов школьников, учащихся ПТУ, студентов техникумов и вузов. В нем опубликовали статьи не только авторы из Свердловска (помимо названных выше, М. Н. Руткевич, Л. М. Архангельский, В. Г. Мордкович, Ф. Н. Рекунов, Н. А. Степанова, В. С. Цукерман), но и преподаватели Нижнетагильского педагогического института (Ф. Р. Филиппов, Ю. П. Петров, Ю. Р. Вишневский, Л. А. Марголин). Для того времени выход названного сборника был значительным событием, тем более что его потом перевели в США на английский язык (и издали без разрешения авторов), а в нашей стране он был признан одной из лучших социологических работ года.

Нельзя не сказать о серьезной профессиональной работе в 1960-х - 1970-х гг., а затем и в последующие годы большой группы социологов из Института экономики Уральского отделения АН СССР под руководством Л. Н. Когана. Нужно специально подчеркнуть, что институционализация социологии охватила академическую науку гораздо раньше, чем высшее образование.

Развитие академической «ветви» социологии на Урале было связано с переводом Л. Н. Когана из Уральского государственного университета в Отдел экономических исследований Уральского филиала АН СССР. Уже сложившимся и известным ученым Л. Н. Коган в январе 1966 г. возглавил сектор изучения духовной жизни советского общества, который впоследствии стал называться сектором, а затем и отделом социологии культуры Института экономики Уральского научного центра АН СССР.

Социологическая наука была тогда на Урале еще очень молода, кадры социологов малочисленны и разрознены. И сектор, который возглавил профессор Л. Н. Коган, стал

координирующим центром социологических исследований проблем труда и культуры в Уральском регионе, базой подготовки квалифицированных кадров социологов.

Одними из первых в стране научные сотрудники сектора под руководством Л. Н. Когана начали разработку и составление планов социального развития коллективов промышленных предприятий. В дальнейшем в секторе развернулись социологические исследования проблем планирования и развития сети культурно-просветительских учреждений, уровня художественной культуры трудящихся Урала, научно-технического творчества, культуры рабочей семьи и т.д., а к концу 1970-х гг.-социалистического образа жизни коллективов трудящихся крупных промышленных предприятий. Численность сотрудников сектора выросла за десять лет более чем в 4 раза: в 1966 г. их было 5 человек, в 1976 г.- 22 человека. Ежегодная научная продукция составляла десятки печатных листов [История Института экономики. 2002].

В 1977 г. после возвращения Л. Н. Когана в Уральский государственный университет научно-административное руководство социологическими секторами и отделом осуществляли В. А. Овчинников, А. Ф. Шарова, Б. С. Павлов, А. Ф. Суховей. В последующие десятилетия, вплоть до наших дней, «социологическое крыло» Института экономики Уральского отделения АН СССР (ныне УрО РАН) сумело эффективно осуществлять научно-производственную деятельность, хотя и в заметно сократившемся составе.

В ряде крупных региональных исследований по проблемам культуры, семьи, молодежи, труда, образования и др. принимали активное участие Т. Д. Агеносова, В. Л. Барсук, Г. А. Войтовецкая, В. И. Волков, А. Э. Гущина, В. Ф. Иванова, Л. И. Иванько, Т. А. Ишутина, Т. А. Коробейникова, Г. Е. Макла-кова, Н. В. Мартынова, Б. С. Модель, Б. С. Павлов, С. Г. Панова, Э. В. Проворова, А. Ф. Суховей, В. С. Цукерман, А. Ф. Шарова, Н. И. Шаталова, Р. К. Шеметило и др.

В 1960-е гг. в Свердловске еще не было своей социологической школы. Ее формирование и развитие падает на 1970-е - первую половину 1980-х гг. Прежде чем говорить

о ее особенностях, необходимо остановиться на понятии социологической школы. С нашей точки зрения, для появления научной школы в социологии необходимо наличие нескольких совпадающих по времени, месту, содержанию и направленности обстоятельств. Речь идет о конкретном периоде и его определенной продолжительности. Как правило, он занимает около 20 лет. Это тот срок, когда школа должна сформироваться как некоторое объединенное на основе общих методологических принципов и подходов научно-творческое неформальное сообщество и проявить себя соответствующим образом в социологической деятельности. Школа характеризуется наличием ярко выраженного лидера (лидеров), институционального статуса (к примеру, принадлежности к университету), центра для обмена научными идеями и творческих встреч (теоретический семинар, издаваемый журнал, регулярно выходящие сборники научных трудов), общих профессионально-этических установок ее представителей.

Можно утверждать, что все эти признаки были характерны для того научно-творческого неформального сообщества, которое мы именуем Свердловской / Екатеринбургской социологической школой. Ее признанным лидером стал выдающийся отечественный социолог Л. Н. Коган (1923-1997). Центрами, вокруг которых создавалось это неформальное творческое сообщество социологов, стали в Свердловске отдел социологии Института экономики Уральского филиала АН СССР, а затем -с переходом Когана в университет - философский факультет и факультет политологии и социологии Уральского государственного университета. Общим же неформальным творческим объединением стали постоянно проходившие конференции, семинары, школы (на которых обучали будущих «заводских» социологов).

Особую роль в деятельности «школы Когана» сыграли Уральские социологические чтения. Они проводились в различных городах - республиканских и областных центрах -Уральского региона, где в среднем раз в два года социологи получали возможность творческого общения и публикаций сборников докладов и выступлений. У истоков Уральских

чтений стоял Л. Н. Коган. Первые чтения были проведены в 1976 г. в г. Ижевске.

Созданная в 1970-х гг. Свердловская / Екатеринбургская социологическая школа заявила о себе целым рядом особенностей.

Во-первых, в ее рамках шло параллельное развитие сразу трех «ветвей» российской социологии - вузовской, академической, производственной (заводской), причем между ними изначально были установлены и долгое время (вплоть до развала заводской социологии в начале 1990-х гг.) существовали интенсивные творческие связи. Заводская социология, по существу, была любимым детищем и вузовской, и академической науки, которые ее взрастили и поставили, что называется, на ноги.

Во-вторых, интенсивно развивался процесс институциона-лизации социологии и ее общественного признания. В немалой степени этому содействовали местные СМИ, которые пропагандировали работу социологов в печати, на радио и телевидении. Несмотря на отсутствие в стране социологического образования и профессионально подготовленных через него кадров специалистов, на предприятиях вводились должности и структуры (лаборатории, секторы, бюро и даже отделы и службы) «под социологов».

В-третьих, Свердловская социологическая школа, несмотря на широкий спектр исследуемых направлений и проблем, имела явно выраженные приоритеты, которые были обусловлены спецификой социально-экономических и культурных процессов в регионе. Ведущей стала проблематика социологических исследований в области труда, культуры, образования, молодежи, социальной структуры, социально-экономических и политических процессов, свободного времени и др.

Во второй половине 1970-х гг., в условиях «застоя», наблюдается некоторый спад в проведении социологических исследований. Сокращается число социологических служб на предприятиях и количество работающих в них сотрудников. Становится все больше запретных для социологических исследований сфер и тем. Практически не исследуются проблемы отклоняющегося поведения, преступности, наркомании, алкоголизма, взяточничества, коррупции. К объективным трудностям

работы свердловских социологов, связанным с жесткой цензурой, добавляются и субъективные, касающиеся отставания исследований в области методики и техники их проведения и обработки данных.

Этап институционализации социологии в Свердловске/Екатеринбурге

Новый этап развития социологии в Свердловской области, пришедший на смену застойному, был связан с существенными преобразованиями и в стране, и в социологии. Перестройка общества активно стимулировала перестройку в социологии. Появились новые благоприятные условия для ее развития. Они привели к дальнейшей институционализации социологии, строго говоря, к ее принципиально иному этапу, который мы характеризуем как второй в процессе развития социологии в столице Урала.

В условиях перестройки и постперестроечного периода социология в городе стала полностью «узаконенной» - и как вузовская специальность, и как научная дисциплина, и как профессия. С 1990-х гг. подготовка по специальности «Социология» осуществляется в трех университетах города - классическом, профессионально-педагогическом, педагогическом. В начале нового столетия к ним присоединяется Гуманитарный университет (через 10 лет он прекратил эту подготовку).

В период институционализации социология становится обязательным предметом изучения во всех вузах города. Недостаток учебной литературы по общей социологии, истории социологии, отраслевым социологиям, зарубежным переводным работам, который первоначально ощущался в городе, ведущие преподаватели вузов стремились компенсировать за счет издания собственных учебников и учебных пособий.

В этом смысле серьезным фактором институционализации социологии в Екатеринбурге явилась работа по их созданию. Она была сконцентрирована на изданиях, нацеленных как на общенаучную подготовку всех студентов, изучавших социологию как общую социально-гуманитарную дисциплину,

так и на общепрофессиональную и специальную подготовку студентов-социологов. Среди изданий 1990-х гг.- начала XXI в.- работы Л. Н. Когана в области социологии культуры, социологии духовной жизни, учебники Г. Е. Зборовского по общей социологии и истории социологии, Ю. Р. Вишневского и В. Т. Шапко - по социологии молодежи, социологии для студентов технических вузов, Б. С. Павлова - по социологии семьи, Е. Н. Заборовой - по социологии города, Г. Б. Корабле-вой - по социологии профессий, Г. П. Орлова - по социологии свободного времени, Г. Е. Зборовского и Е. А. Шуклиной - по социологии образования, прикладной социологии, Г. Е. Зборовского и Н. Б. Костиной - по социологии управления, Е. С. Ба-разговой - по американской социологии.

Понятно, что там, где имеются социологические факультеты и отделения, где преподается социология как один из основных курсов в системе социально-гуманитарного знания практически во всех вузах города, необходимой становится подготовка кадров преподавателей высшей квалификации -кандидатов и докторов наук. Это привело к созданию в городе трех диссертационных советов. Если в 1990-е гг. существовал лишь один - в Уральском государственном университете, то в нулевые годы появилось еще два совета - в Уральской академии государственной службы и Уральском государственном техническом университете. Сегодня в Екатеринбурге работает лишь два совета - в Уральском федеральном университете и Институте управления (филиале) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. В них можно защищать докторские и кандидатские диссертации практически по всему спектру социологических специальностей.

Серьезные изменения институционального характера проявились и в области коммерциализации социологии. В Екатеринбурге появился рынок социологических услуг. Возникли коммерческие социологические структуры, целые фирмы, деятельность которых связана с подготовкой и проведением эмпирических социологических исследований по самому широкому спектру проблем, в том числе и маркетинговых. Многие из них включали в себя работников вузовских кафедр.

Появившиеся новые возможности социологии, возросшую популярность этой науки в условиях ее активной институционализации стали использовать государственные и муниципальные структуры, заказывая отдельным коллективам социологов исследования и обеспечивая публикации их результатов. К числу таких структур относятся службы занятости, органы управления образованием, молодежной политикой, спортом, культурой и другие. Приведем в качестве примера серию важных работ, выполненных социологами Екатеринбурга в 1990-е гг. по заказу Департамента (затем Министерства) образования Свердловской области [Система образования. 1992; Профессионализм. 1994; Система образования. 1996].

Институционализации социологии в Екатеринбурге способствовала активная деятельность его представителей в рамках Российского общества социологов и его Уральского отделения (председателями этого отделения были: с момента его основания в 1966 г. до 1972 г.- М. Н. Руткевич, с 1972 до 1991 г.-Л. Н. Коган, с 1991 по 1996 гг.- Г. Е. Зборовский, с 1996 г. по настоящее время - Ю. Р. Вишневский). Следует также отметить, что в связи с созданием Российского общества социологов некогда единое Уральское отделение разделилось на ряд областных и республиканских отделений. Несмотря на это «отпочкование», социологами региона было принято решение сохранить название - Уральское отделение Российского общества социологов. Его консолидирующая роль очевидна для всех и после того, как в течение нескольких лет наблюдался «парад социологических суверенитетов», стремление к единству вновь дало о себе знать.

В Уральском регионе оно проявляет себя в виде регулярно продолжающейся практики проведения социологических чтений. В условиях перестроечного и постперестроечного периода было проведено 6 чтений (с VII по XII): VII чтения прошли в 1989 г. (Ижевск), VIII - в 1991 г. (Челябинск), IX - в 1994 г. (Екатеринбург), X - в 1996 г. (Екатеринбург), XI - в 1998 г. (Челябинск), XII - в 2000 г. (Пермь). В рамках уже современного этапа (XXI век) было проведено 9 чтений: XIII чтения прошли в 2001 г. (Екатеринбург), XIV - в 2003 г. (Тюмень),

XV - в 2005 г. (Екатеринбург), XVI - в 2006 г. (Челябинск), XVII - в 2008 г. (Екатеринбург), XVIII - в 2010 г. (Челябинск), XIX - в 2013 г. (Екатеринбург), XX - в 2015 г. (Екатеринбург), XXI - в 2018 г. (Екатеринбург).

В подготовке и проведении Уральских социологических чтений следует специально подчеркнуть роль свердловской / екатеринбургской социологии. С 1976 г. по настоящее время количество организованных чтений - 21, из них 9 - в столице Урала [Вишневский, Зборовский 2015].

В целом следует отметить, что форумы уральских социологов во многом оправдали их характеристику, данную Л. Н. Коганом на юбилейных Х Уральских социологических чтениях: «. главной особенностью нашего Отделения стало проведение в различных городах Урала (Ижевск, Курган, Оренбург, Пермь, Свердловск, Челябинск, Уфа) социологических чтений, являвшихся своеобразным отчетом вузовских и заводских социологов Урала о проделанной ими работе. Думаю, что не погрешу против истины, если скажу, что именно эти чтения во многом способствовали появлению дружеских профессиональных связей между уральскими социологами, пробудили у многих из них стремление к повышению своей квалификации» [Молодежь - будущее России. 1996: 3].

Социология в Екатеринбурге в XXI в.

На рубеже XX-XXI вв. происходит переход к новому современному этапу функционирования социологии в столице Урала. Он оказался достаточно сложным и неоднозначным с точки зрения оценки социологических процессов, происходящих в его рамках. С нашей точки зрения, в нем можно выделить два периода. Один из них связан с ситуацией в социологии Екатеринбурга до 2010-2012 гг., второй касается последующего времени, вплоть до наших дней.

В рамках первого периода можно обнаружить инерционное развитие социологии в регионе как следствие достигнутых ранее успехов. Они касались практически всех сфер социологии -и образования, и научных исследований, и публикационной

и диссертационной активности, и научно-организационной деятельности (конференции, семинары и т.д.). Еще была свежа память о достижениях и результатах работы социологической школы Когана. На фоне экономического процветания страны и региона, роста зарплат, благосостояния граждан, финансовых возможностей внебюджетного образования студентов-социологов, успешной работы аспирантуры и диссертационных советов казалось, что дальнейшему развитию социологии в городе вряд ли что-то может помешать. Но уже в это время начали проявляться первые симптомы кризиса, которые заявили о себе в полной мере позднее.

Социологическая наука и социологическое образование в столице Урале в последние два десятилетия развивались в нескольких академических и вузовских центрах. Говоря об академических, отметим два из них - Институт философии и права и Институт экономики Уральского отделения РАН. И в том, и в другом - тенденция на сворачивание социологических исследований проявила себя с достаточной очевидностью. В первом они практически прекратились после 2005 г., в Институте экономики продолжаются и сейчас. Но участвуют в них всего несколько человек, среди которых следует назвать в первую очередь ветеранов института Б. С. Павлова и А. Ф. Суховей.

Среди вузовских центров ведущим является Уральский федеральный университет (ранее Уральский госуниверситет), а в нем - два подразделения. Во-первых, это департамент (ранее факультет) политологии и социологии. Социология на факультете в недалеком прошлом была представлена рядом известных в профессиональной среде специалистов (Е. С. Ба-разгова, Г. Б. Кораблева, А. В. Меренков, Г. П. Орлов и др.). Во-вторых, это кафедра социологии и социальных технологий управления (в последние три года кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления). На этой кафедре успешно работали и делают это сейчас представители как старшего поколения (Л. Н. Банникова, Ю. Р. Вишневский, Е. Н. Заборова, Г. Е. Зборовский, В. Т. Шап-ко, Е. А. Шуклина), так и среднего (П. А. Амбарова, Я. В. Дид-ковская, М. В. Певная).

В качестве социологических структур Екатеринбурга следует назвать и другие вузы: Уральский государственный педагогический университет (Л. Я. Рубина, Е. В. Прямикова), Уральский (ныне Российский) государственный профессионально-педагогический университет, Уральский государственный экономический университет (Е. Н. Заборова), Уральская академия государственной службы, ныне Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Е. С. Баразгова, Б. Ю. Берзин, А. С. Ваторопин, Н. Б. Костина), Институт экономики УрО РАН (А. И. Кузьмин, Б. С. Павлов, А. Ф. Суховей).

Социологические исследования ученых Екатеринбурга характеризуются большим разбросом интересов - от проблем теоретической социологии и изучения истории классической и современной зарубежной социологии до анализа конкретных проявлений общественной жизни. Большое внимание уделяется социологическим исследованиям человека во взаимосвязи природного и социокультурного, социальным проблемам перехода к рыночной экономике, различным аспектам реформирования общества. Социологи изучают социально-экономические условия жизнедеятельности различных групп молодежи, семей, учебной и внеучебной активности учащихся и студентов.

Особое направление исследований связано со сферой образования, его различных структур, уровней, подсистем, субъектов, их взаимодействий. Постепенно определяются новые линии интересов в этой сфере - качества образования, самообразования, потребностей в образовании различных социальных групп общества. В последние годы в центре внимания исследователей стали проблемы развития высшего образования в рамках его нелинейной модели.

Следует отметить в качестве важного направления социологических исследований мониторинг социокультурных ори-ентаций студенчества города и области, проводившийся на протяжении 18 лет. По инициативе екатеринбургских социологов был реализовано федеральное исследование под эгидой РОС «Студенчество России о Великой Отечественной войне»

(с 2005 г. по настоящее время), в котором приняли участие социологи 11 регионов страны.

Развиваются и имеют немалые перспективы исследования таких проблем, как корпоративная культура, власть и гражданское общество в России, уральские города, социальное взаимодействие и социальное партнерство, формирование социальных ориентаций современного российского чиновничества. В центре внимания ряда уральских социологов - социальные общности предпринимателей, фрилансеров, менеджеров, волонтеров и др. Набирают активные темпы исследования в области социологии управления, социологии времени, которые еще несколько лет назад были слабо представлены в научной жизни города.

Вместо заключения

Здесь были названы лишь основные (и то, вероятно, не все) направления, в рамках которых в конце XX - начале XXI в. осуществляли свои исследования социологи Урала. Но даже этот перечень показывает большой научный потенциал социологов Екатеринбурга.

Следует отметить, что социологическая общественность России, достаточно хорошо информированная о вкладе екатеринбургской социологии в процесс развития этой науки в стране, на IV съезде РОС (Уфа, 2012) приняла решение о проведении V Всероссийского социологического конгресса в Екатеринбурге в октябре 2016 г. на базе Уральского федерального университета. Как было отмечено в прессе, конгресс прошел очень эффективно.

Нельзя не отметить заметной роли некоторых российских ученых в развитии социо?

СВЕРДЛОВСК ЕКАТЕРИНБУРГ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ В ГОРОДЕ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ В СТОЛИЦЕ УРАЛА ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА Л. Н. КОГАНА КРИЗИС СОЦИОЛОГИИ В ГОРОДЕ sverdlovsk yekaterinburg
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты