Спросить
Войти

СОВЕТ БЕРИНГОВА / СЕВЕРО-АРКТИЧЕСКОГО ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА: ИНИЦИАТИВНАЯ РАБОЧАЯ ГРУППА

Автор: указан в статье

Пространственная Экономика 2019. Том 15. № 3. С. 186-190

Совет Берингова / Северо-Арктического тихоокеанского региона: Инициативная рабочая группа

А.Л. Вороненко, Б.Х. Краснопольский, П. Фуз

Вороненко Александр Леонидович

кандидат экономических наук

заведующий научно-исследовательским сектором

Хабаровский государственный университет экономики и права, ул. Тихоокеанская, 134, Хабаровск, Россия, 680042 E-mail: voronenko@sco-khv.org ORCID: 0000-0002-6656-9166

Краснопольский БорисХананович доктор экономических наук, профессор главный научный сотрудник

Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042

E-mail: boriskrasno@gmail.com ORCID: 0000-0002-1549-036X

Пол Фуз

президент Совета директоров

Морская биржа Аляски, 1000 Harbor Way, Suite 204, Juneau AK 99801 E-mail: paulfuhs@earthlink.net

Council of Bering / North-Arctic Pacific Region: Initiative Working Group

A.L. Voronenko, B.H. Krasnopolski, P. Fuhs

Alexandr Leonidovich Voronenko Candidate of Sciences (Economics) Chief, Scientific-Research Sector

Khabarovsk State University of the Economics and Law, 134 Tikhookeanskaya St., Khabarovsk, Russia, 680042

E-mail: voronenko@sco-khv.org ORCID: 0000-0002-6656-9166

Boris Hananovich Krasnopolski Doctor of Economics, Professor Chief Researcher

Economic Research Institute FEB RAS, 153 Tikhookeanskaya St., Khabarovsk, Russia, 680042 E-mail: boriskrasno@gmail.com ORCID: 0000-0002-1549-036X

№ 3 2019

Fuhs Paul

President of the Board

Marine Exchange of Alaska, 1000 Harbor Way, Suite 204, Juneau AK 99801 E-mail: paulfuhs@earthlink.net

26-27 июня текущего года в Хабаровске прошло 24-е ежегодное заседание Российско-Американского тихоокеанского партнерства (РАТОП). По итогам проведения этого весьма значимого мероприятия в развитии добрососедских отношений между Россией и США в зоне Тихого океана опубликовано довольно много информационных материалов1.

В данной новостной статье авторы хотели бы остановиться более подробно на заседании Сессии № 3 - «Сотрудничество в Арктике и северной части Тихого океана», на обсуждение российских и американских участников которой ИЭИ ДВО РАН были представлены «Предложения об организации Рабочей группы экспертов РАТОП по изучению возможностей создания международного российско-американского Совета Берингова / Северо-Арктического тихоокеанского региона (The Council of the Bering North-Arctic Pacific Region).

Здесь есть смысл подчеркнуть, что предложения были направлены на изучение вопроса в среде ученых и специалистов-практиков обеих стран о целесообразности и возможности создания такого Совета. Более детальная проработка этого вопроса может привести и к отрицательному ответу. Но само по себе более детальное изучение этого вопроса назрело и с позиций научных, и с позиций чисто практических. Как показывают многие исследования российских и американских ученых и практическая работа хозяйственных организаций, с обеих сторон, здесь требуется более серьезная проработка вопросов трансграничного взаимодействия и кооперации. Ведь эта весьма проблемная северо-арктическая часть Тихого океана становится крупнейшим «перекрестком» не только морских транспортно-логистических коммуникаций на пересечении трасс Севморпути, Дальневосточных транспортных коридоров, движения судов из портов стран Северо-Восточной Азии и вдоль Северо-Западного побережья США в арктическом направлении, но и весьма важным «перекрестком» в решении многих задач в Арктике - геоэкологических, геополитических, геоэкономических и др.

Происходящие динамичные изменения в Тихоокеанской Арктике требуют скоординированного между Россией и США двустороннего подхода к освоению и развитию этого региона. Потепление в Арктике создает существенные изменения в экономике и состоянии окружающей среды региона: в миграции рыбных запасов, доступности Северного морского пути и Северо-Западного прохода, возможности увеличения добычи нефти и газа и т. д. Данные изменения представляют собой как возможности, так и вызовы для населения Тихоокеанской Арктики, которые в результате совместных исследований должны быть тщательно изучены и в дальнейшем ответственно использованы.

Аналогом процессов трансграничной международной кооперации и взаимодействия в северо-арктической части Тихоокеанского бассейна могут выступать те мероприятия, которые проводятся уже в течение многих лет в Европейско-Арктическом

1 См., например: ЗаостровскихЕ.А. Российско-Американское Тихоокеанское партнерство и его XXIV ежегодное заседание // Регионалистика. 2019. Т. 6. № 3. С. 104-109; Центр ШОС и АТР ХГУЭП на форуме РАТОП / Хабаровский государственный университет экономики и права. URL: www.ael.ru/about/novosti/tsentr-shos-i-atr-khguep-na-forume-ratop/ (дата обращения: август 2019).

регионе. Как хорошо известно, в настоящее время на Севере Европы активно действует несколько международных региональных организаций: Совет Баренцева / Ев-роарктического региона (СБЕР), Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Совет министров северных стран, а также Европейский союз со своей программой «Северное измерение». Кстати, по оценкам европейских экспертов, одним из наиболее эффективных является СБЕР. Именно этот Совет, эффективно действующий уже более 25 лет, может служить примером модели такой кооперации.

Здесь возникает, естественно, вопрос: почему на фоне такого активного участия России и других арктических стран Европы в развитии европейского сектора Арктики далеко не такое пристальное внимание уделяется развитию ее тихоокеанского сектора? Здесь прослеживается явная диспропорция в развитии этих двух «опорных точек» мировой Арктики, двух «форпостов» АЗРФ, выходящих на трансграничные международные связи, что имеет нежелательные негативные геоэкономические и геополитические последствия для всей арктической зоны мира.

Безусловно, данный вопрос должен быть тщательно проработан с позиций обеих граничащих в этой мировой зоне стран - России и США, а также ряда других стран и регионов, имеющих различного рода интерес к этому арктическому сектору. Именно поэтому в качестве первого этапа было предложено создание Рабочей группы экспертов России и США в рамках РАТОП с привлечением к работе группы специалистов других стран Азиатско-Тихоокеанского кольца, которые проявляют большой научный, деловой и политический интерес к оживлению этого «перекрестка» международной кооперации в регионе Берингова пролива и Тихоокеанской Арктики.

Учитывая данные обстоятельства, предложения ИЭИ ДВО РАН получили поддержку участвующих в заседании сессии ученых и специалистов-практиков и были рекомендованы для включения в итоговое решение заседания РАТОП. Была создана для более детальной проработки этого вопроса Инициативная рабочая группа (Initiative working group), в состав которой были включены авторы данной информации1. Им было поручено разработать предварительный вариант первичных документов по созданию объединенного Совета с двухступенчатой структурой: Национальный совет на межгосударственном уровне России и США и Региональный совет на уровне представителей северо-арктических тихоокеанских территорий Дальнего Востока и Северо-Западного побережья США, имеющих интерес к этой части Тихоокеанского бассейна и готовых способствовать его комплексному развитию. К этим документам относятся проект совместной Декларации будущих организаторов Совета на национальном и региональном уровнях, а также предполагаемый состав и план работы на ближайший год Инициативной рабочей группы.

Действительно, в качестве основного документа создания Совета, по мнению его инициаторов, должна выступать Декларация о международном сотрудничестве в регионе Берингова пролива и Северо-Арктической части Тихого океана, или, иначе, «Тихоокеанская северо-арктическая декларация» (Pacific North-Arctic Declaration). В этой основополагающей Декларации должны подчеркиваться желание участников в поддержании давнего стремления народов региона к дружбе и сотрудничеству, исторические корни, связывающие Дальний Восток России и штат Аляска, намерения участников в фундаментальных изменениях, направленных на завершение идеологической и военной конфронтации в тихоокеанской арктической зоне, и др. В Декларации необходимо определить первоначальные шаги, которые необходимо предпринять на местном, региональном и федеральном уровнях на пути расширения сотрудниче1 Пол Фуз в качестве координатора работы группы с американской стороны, Б.Х. Краснопольский в качестве координатора рабочей группы с российской стороны и А.Л. Вороненко, модератор Сессии № 3, в качестве члена группы.

№ 3 2019

ства. В Декларации также должно быть прописано, что страны-участники создадут строгие правила работы деловых структур в этом секторе Арктики, направленные на предотвращение возможных техногенных и экологических аварий, обозначат критерии использования природных ресурсов.

Также основной упор в деятельности Совета должен быть сделан на внедрении новых технологий для работы организаций бизнеса в условиях сурового арктического климата по главным направлениям: геология, океанография, атмосферные наблюдения, экология и защита окружающей среды, строительство, рыболовство, аквакуль-тура, лесоводство, горное дело, шельфовые работы, а также транспорт и коммуникации в их «арктической» специфике. Развитие малого и среднего бизнеса, включая туризм, должно быть одной из приоритетных задач. Он должен стать основой для дружественных связей между населением стран-участниц и одной из существенных статей дохода региона.

К настояшему времени эти предварительные документы рабочей группой подготовлены, хотя ее члены прекрасно понимают, что они выступают только в качестве основы для дальнейшего их обсуждения на профессиональном уровне специалистами обеих стран.

Итак, в основополагающей Декларации подчеркивается, что цель Совета - создать формальный механизм для координации российских и американских усилий по использованию передовых методов практической деятельности для устойчивого социально-экономического и экологического развития региона, способствования расширению сотрудничества между коренным и пришлым населением Арктического региона (в соответствии с принципом «people to people») в сферах образования, культуры и науки. Реализация некоторых передовых методов потребует формальных двусторонних или международных договоров, при этом знание региональными и муниципальными органами власти местных особенностей не должно сбрасываться со счетов при разработке соответствующей политики.

Совет будет взаимодействовать с международными Арктическими организациями, такими как Арктический совет, Арктический экономический совет, Северный форум, РАТОП, с аборигенными организациями, НКО и т. д. По примеру других подобных структур Совет предусматривает участие наблюдателей из других стран, которые имеют свои политико-экономические интересы в Тихоокеанском секторе Арктики и Беринговом проливе. В первую очередь это касается Канады и государств СевероВосточной Азии, таких как Китай, Япония, Республика Корея и др.

Двусторонний Совет Берингова / Северо-Арктического тихоокеанского региона будет структурирован таким образом, чтобы обеспечить возможность реализации передовых методов в соответствии с нормами международного права, и будет включать в себя представителей центральных, региональных и муниципальных властей. Совет будет иметь Комитет старших должностных лиц, которые будут координировать деятельность его рабочих групп. Комитет будет определять передовые методы управления по различным социально-экономическим сферам и направлениям деятельности рабочих групп, которые должны затрагивать следующие вопросы:

а) устойчивое рыболовство;

б) энергетические ресурсы и энергоснабжение;

в) экономическое развитие, малые и средние предприятия;

г) инфраструктура, транспорт и безопасная и эффективная эксплуатации судов;

д) исследования, образование и научное сотрудничество;

е) культурные и социальные связи;

ж) природоохранная деятельность;

з) другие соответствующие целям Совета направления деятельности рабочих групп, определяемые его членами в процессе работы.

План работы Инициативной рабочей группы на текущий год включает в себя следующие компоненты:

• проанализировать историю, структуру и рабочий процесс Баренцева / Евроар-ктического Совета и других аналогичных организаций в качестве примера эффективных межгосударственных институтов;

• определить и рекомендовать варианты структуры, методов работы и финансирования Совета Берингова / Северо-Арктического тихоокеанского региона;

• завершить обобщение замечаний специалистов обеих стран и подготовку окончательного варианта основополагающей Декларации, в которой будут указаны цель, организационная структура и методы работы Совета;

• представить разработанные проекты документов по данной концепции центральным и региональным властям, а также другим заинтересованным организациям для получения поддержки по вопросу создания Совета;

• определить дату первоначального организационного заседания Совета.

В целом обсуждение и принятие представленных ИЭИ предложений на заседании РАТОП, создание Инициативной рабочей группы и разработка первичных документов по организации Совета являются важным шагом в реализации данной инициативы, которая представляется весьма перспективной в преддверии председательсва России в международном Арктическом совете в 2021-2023 гг.

В заключение данной краткой информации о подготовке более подробных обоснований возможности и своевременности создания Совета Берингова / Северо-Ар-ктического тихоокеанского региона авторы обращаются к читателям журнала с просьбой направлять свои комментарии и вопросы координаторам Инициативной рабочей группы по тем электронным адресам, которые приведены в начале статьи.

Поступила в редакцию 23 июля 2019 г.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты