Спросить
Войти

Диссертационный совет Д 212. 203. 03 в Российском университете дружбы народов во второй половине 2008 г.

Автор: указан в статье

ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ Д 212.203.03 В РОССИЙСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ДРУЖБЫ НАРОДОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 2008 Г.

Диссертационный совет Д.212.203.03 утвержден при ГОУ ВПО Российский университет дружбы народов (г. Москва) приказом ВАК Минобразования России от 29 декабря 2000 г. № 1328-В. После переаттестации Совет начал работать с 30 мая 2008 г. (Приказ Рособрнадзора № 937-823).

Председателем диссертационного совета является д.и.н., проф., зав. кафедрой истории России РУДН В.М. Козьменко. Ученый секретарь диссертационного совета — к.и.н., доц. Е.В. Кряжева-Карцева.

Диссертационному совету разрешено принимать к защите диссертации по специальностям:

— 07.00.02 — Отечественная история (по историческим наукам);

— 07.00.09 — Историография, источниковедение и методы исторического исследования (по историческим наукам);

— 07.00.15 — История международных отношений и внешней политики (по историческим наукам).

В Совете работают не только ученые-историки из Российского университета дружбы народов, но и из Института российской истории РАН, Академии управления при Президенте Российской Федерации, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации и др.

За вторую половину 2008 г. в диссертационном совете защищено 19 диссертаций. Большинство диссертаций подготовлено на кафедре истории России и кафедре теории и истории международных отношений факультета гуманитарных и социальных наук РУДН.

Тематика рассмотренных диссертационных работ посвящена актуальным проблемам, которые связаны с основными направлениями исторической науки. Результаты этих работ имеют большое теоретическое и практическое значение, могут использоваться в учебном процессе.

ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

07.00.02 - «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Диссертация Фатимы Умаровны Айбазовой «Становление и развитие Содружества Независимых Государств в 90-е годы ХХ века: опыт, уроки, проблемы» (научный консультант — доктор исторических наук, профессор Чер-мен Степанович Кулаев, заведующий кафедрой отечественной истории Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева) выполнена на кафедре отечественной истории Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева. Объектом диссертационного исследования является интеграционная деятельность стран — участников СНГ в экономической, политической, гуманитарной, культурной и др. сферах. В работе исследованы объективные и субъективные предпосылки и причины распада СССР; доказано, что

Содружество Независимых Государств явилось новой формой межнациональной интеграции; проанализированы место и роль стран СНГ в новых международных отношениях после распада СССР; определены причины, способствующие и тормозившие развитие многостороннего сотрудничества по всему блоку отношений стран Содружества — политических, экономических, гуманитарных и др.; выявлены особенности приоритетных интеграционных задач Содружества, основные проблемы и противоречия развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве; доказано, что во взаимоотношениях стран СНГ были присущи прагматизм, открытость, компромиссное решение споров, согласование позиций по многим интеграционным направлениям, стремление решать проблемы в соответствии с политикой стратегического партнерства и т.д.; показано, что наиболее эффективным направлением интеграции стран СНГ является экономическое сотрудничество, которое вступило после распада СССР в новую фазу; проанализирован процесс формирования общего образовательного и культурного пространства и сделан вывод о том, что законодательные акты в области образования и культуры способствовали активизации этих направлений в странах СНГ; определено, что некоторые страны СНГ сформировали свои законодательные и нормативно-правовые базы, которые способствовали их обособлению в рамках своих государств, что негативно сказалось на их взаимодействии и взаимопонимании в области образования и культуры; показано, что с распадом СССР и созданием СНГ начался этап развития невиданной ранее миграции населения многих стран Содружества, и прежде всего в РФ, которая была связана с ним объективными исторически сложившимися причинами. Основными из них являются экономические, социальные, идеологические и другие условия жизни населения. Намечены перспективы дальнейшего интеграционного сотрудничества по всем направлениям с учетом современных международных отношений.

ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

07.00.02 - «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Диссертация Елены Евгеньевны Васиной «Становление и развитие системы подготовки инженерно-технических и научных кадров СССР в 1928 — июне 1941 гг. (на примере химической промышленности)» (научный руководитель — кандидат исторических наук, доцент Ирина Ивановна Текутьева, доцент кафедры истории, философии и социологии Московского института коммунального хозяйства и строительства) выполнена на кафедре истории, философии и социологии гуманитарного факультета Московского института коммунального хозяйства и строительства. В проведенном исследовании комплексный анализ деятельности государственных органов и общественных организаций показал, что в годы довоенных пятилеток активно велись поиски наиболее эффективных путей и форм подготовки инженерно-технических и рабочих кадров для химической промышленности СССР. Этот процесс шел параллельно с созданием новой отрасли народного хозяйства страны. Установлено, что реорганизация высшего и среднего профессионального образования, начатая в конце 1920-х гг., была обусловлена началом крупных преобразований в народном хозяйстве страны, в т.ч. в об-

ласти химической промышленности СССР. Особое внимание при этом уделялось повышению качества подготовки инженерно-технических кадров всех уровней. Доказано, что в период с 1928 по 1941 гг. был заложен фундамент дальнейшего развития всей системы подготовки инженерно-технических кадров в стране в виде разветвленной сети высших, средних специальных учебных заведений, а также системы профессионально-технического образования, под которые была подведена учебная и материально-техническая база. Выявлено, что оформление инженерно-технических кадров предприятий химической промышленности в социально-профессиональную группу проходило под влиянием политических процессов, негативно влиявших на развитие всех сфер производственной деятельности, в том числе и в химической отрасли. Установлено, что политика подготовки инженерно-технических и рабочих кадров для химической промышленности сочетала интересы как профессионального образования, так и государственных структур, была связана с социальным регулированием студенческого состава учебных заведений, что негативно сказывалось на профессиональной подготовке выпускников. Выявлено, что, несмотря на внутренние противоречия, государственная политика подготовки инженерно-технических кадров для химической промышленности СССР оказалась достаточно гибкой, способной выполнять поставленные задачи качественного профессионального образования.

Диссертация Александра Геннадьевича Гасюка «Внешнеполитическая пропаганда СССР накануне Великой Отечественной войны (1939—1941 гг.)»

(научный руководитель — кандидат исторических наук Михаил Никитович Новиков, профессор кафедры истории России факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов) выполнена на кафедре истории России Российского университета дружбы народов. В работе реконструирована организационная структура советской внешнеполитической пропаганды, построенная по иерархическому принципу, на вершине которой находились Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Отдел печати НКИД СССР; установлено, что в предвоенный период в СССР сложился и эффективно функционировал аппарат внешнеполитической пропаганды, который был призван: 1) формировать положительное восприятие СССР в мире; 2) доводить до широких кругов мировой общественности выгодную информацию о позиции советской страны по основным проблемам; 3) обеспечить поддержку международного общественного мнения отдельным акциям советского правительства на международной арене; 4) содействовать реализации успешного внешнеполитического курса СССР. Выявлено, что в системе советских учреждений и ведомств, отвечавших за внешнеполитическую пропаганду, имелись проблемы, среди которых главными являлись чрезмерная бюрократизация, влекущая отсутствие необходимой оперативности в работе, конкуренция, частичное дублирование функций, фактическое отсутствие единого координационного центра, в котором бы велась информационно-аналитическая работа; выявлено, что основными формами советской внешнеполитической пропаганды в предвоенные годы являлась устная, печатная и радиопропаганда (последняя играла все большую роль по мере расширения войны в Европе). Кроме этого, предпринимались попытки по проведению наглядной просоветской

агитации в ходя различных выставок и других публичных мероприятий за рубежом, в частности, в Германии. Доказано, что во внешнеполитической пропаганде СССР в 1939—1941 гг. использовались следующие приемы: «отбор фактов», «апелляция к внешним авторитетным источникам», «трансферт выгодной информации из иностранных СМИ», «эзопов язык», «ссылки на общественное мнение», «послания граждан» «конъюнктурное позиционирование отдельных советских газет в качестве самостоятельных, независимых от правительства изданий» и др. Установлено, что Коминтерн был инкорпорирован в советскую госсистему и являлся важным элементом внешнеполитической пропаганды СССР в силу обладания обширными каналами доведения просоветской информации до иностранной аудитории. В период 1939—1941 гг. Коминтерн существенно интенсифицировал печатную, наглядную и радиопропаганду внешнеполитического курса СССР; доказано, что руководство СССР в исследуемый период рассматривало «культурную пропаганду» как важный компонент в общей системе внешнеполитической пропаганды, однако отдача от «культурной пропаганды» была неадекватна задействованным в ее проведении силам и финансовым средствам.

Диссертация Александра Николаевича Карпенко «Донское казачество в ходе осуществления реформ второй половины ХТХ века» (научный руководитель — доктор исторических наук, доцент Александр Васильевич Никонов, профессор кафедры истории Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова) выполнена на кафедре истории Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В работе определены особенности сложных социальных процессов, имевших место на Дону в вышеупомянутый период времени, в контексте государственных реформ; осмыслены основные направления реформ в различных областях жизни; выявлены основные факторы, определившие историческую необходимость, характер и специфику проведения либеральных реформ на Дону в указанный период; выявлены реальные процессы реформирования всех сторон жизни донского казачества; дана принципиальная оценка результатов преобразований, осуществленных на Дону во второй половине XIX в.

Диссертация Елены Юрьевны Карцевой «Формирование и развитие советско-эфиопских отношений в 1974—1991 гг.» (научный руководитель — доктор исторических наук, профессор Людмила Васильевна Пономаренко, профессор кафедры истории России факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов) выполнена на кафедре истории России Российского университета дружбы народов. В работе доказано, что история взаимоотношений России и Эфиопии возникла в XVII в., в этой связи вполне закономерно, что Эфиопия была единственной страной в Африке, которая в эпоху колониальных захватов сумела отстоять свою независимость с помощью России; установлено, что взаимоотношения России и Эфиопии, развивавшиеся с различной

степенью интенсивности вплоть до 1917 г., были прерваны, однако они были активизированы с конца 1950-х г.: основным фактором сближения двух стран было стремление императора Хайле Селассие I диверсифицировать внешнеполитические связи; доказано, что в результате революции 1974 г. в Эфиопии началось тесное сотрудничество двух государств в политической, военной, экономической, культурной сферах; показано, что советское руководство, стремясь к установлению отношений с африканскими странами, отдавало предпочтение государствам, вставшим на путь некапиталистического развития, каковым являлась Эфиопская республика. В результате Советский Союз оказывал Эфиопии широкомасштабную помощь в экономическом строительстве, в сохранении целостности эфиопского государства и т.д. При этом доказано, что в основе двустороннего сотрудничества заметно преобладал идеологический и политический факторы. В диссертации также выявлен комплекс экономических и политических мер, проводимых советским государством для укрепления связей с Эфиопией; указаны направления, формы и методы советско-эфиопских отношений в области культуры и укрепления дружбы, взаимообогащения двух народов, наиболее значимым из которых была подготовка национальных кадров.

Диссертация Елены Валентиновны Линьковой «Национально-консервативная идея в творческом наследии Ф.И. Тютчева» (научный руководитель — доктор исторических наук Рафаэль Амирович Арсланов, профессор кафедры истории России факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов) выполнена на кафедре истории России Российского университета дружбы народов. В работе определена общественно-политическая направленность мировоззрения Ф.И. Тютчева. В частности, предложен новый термин «национальный консерватизм», призванный более точно обозначить характер его воззрений. Подобная более адекватная дефиниция позволила отойти от привычных схем и выделить идейные установки Ф.И. Тютчева в отдельное направление отечественной мысли. Представлен личностный и политический портрет Ф.И. Тютчева. Доказано, что он был истинным патриотом России, сумевшим понять и оценить сущность российской цивилизации, ее место и роль в мировой истории; выявлено влияние исторической обстановки на формирование и эволюцию мировоззрения Ф.И. Тютчева. Особую роль в становлении его взглядов сыграла Отечественная война 1812 г., восстание 14 декабря 1825 г., Крымская война, Польские восстания 1830 и 1863 гг., революционные события в Европе. Определена степень воздействия идей отечественных и западноевропейских мыслителей (Н.М. Карамзина, любомудров, Паскаля, Гегеля, Шеллинга и др.) на становление и развитие взглядов Ф.И. Тютчева; реконструированы представления Ф.И. Тютчева об истории России, которая предстает в его трактовке как восточноевропейская православная цивилизация со своими специфическими чертами и особым путем развития; дана оценка содержания общественно-политических установок Ф.И. Тютчева. Выявлено их консервативное ядро, содержащее значительную долю национальных элементов, расширяющих концептуальные рамки консерватизма в его западноевропейской трактовке; установлена степень влияния взглядов Ф.И. Тютчева на общественно-политическую обстановку в России и ее

геополитический курс. Особое внимание уделено сотрудничеству мыслителя с общественными и государственными деятелями России: А.М. Горчаковым, М.Н. Катковым, М.П. Погодиным и др.

Диссертация Александра Евгеньевича Лобачева «Общественно-политические взгляды на власть и властные отношения в творческом наследии П.А. Флоренского (1900—1937 гг.)» (научный руководитель — кандидат исторических наук, доцент Татьяна Ивановна Новикова, профессор кафедры истории, философии и социологии гуманитарного факультета Московского института коммунального хозяйства и строительства) выполнена на кафедре истории, философии и социологии гуманитарного факультета Московского института коммунального хозяйства и строительства. В работе доказано, что в творческом наследии П.А. Флоренского красной нитью проходит мысль о том, что каждому конкретному типу воплощения власти в историческом контексте соответствуют свои цели, свой тип руководителя, своя мера участия во властных отношениях государства, общества и личности; вскрыты основные взгляды П.А. Флоренского на основные аспекты осуществления власти в ходе социального строительства, среди которых: идеологическое управление, развитие госструктур, планирование властных отношений, формирование личностей для властных структур; определены цели во власти и властных отношениях в трудах П.А. Флоренского, то есть достижение особого социального состояния, которому соответствует такой тип государственной власти, как теократия; выявлено, что власть в творческом наследии П.А. Флоренского предстает в виде сложно структурированной системы социальных, конкретно-исторических связей и отношений, параметров и соподчинений; установлено, что в трудах П.А. Флоренского власть трактуется как замкнутая, идеально выстроенная, гармонично сбалансированная целостность, подчиняющаяся интересам народа. В социально-историческом контексте проявление «системности власти» реализуется как воплощение «всеединой организации»: власть актуализируется как особый род социально-исторического бытия, как способ самоорганизации общества.

Диссертация Надежды Ивановны Орловой «Экономическая деятельность органов местного самоуправления на рубеже ХХ и XXI вв. (исторические аспекты)» (научный руководитель — доктор исторических наук, профессор Сергей Николаевич Бледный, декан гуманитарного факультета Московского института коммунального хозяйства и строительства, заведующий кафедрой права и культурологии Московского института коммунального хозяйства и строительства) выполнена на кафедре истории, философии и социологии гуманитарного факультета Московского института коммунального хозяйства и строительства. В работе установлено, что отечественные местные органы самоуправления к концу XX в. накопили опыт передовых форм ведения финансово-хозяйственной деятельности; доказано, что необходимость реформирования местного самоуправления в 1990-х гг. стала частью общественно-политического и социально-экономиче-

ского кризиса, охватившего Россию на рубеже XX—XXI вв.; выявлено, что в 90-х гг. XX в. процессе реформирования ЖКХ государство не в состоянии было решать вопросы, связанные с коммунальным обслуживанием на местном уровне, что отразилось в недостаточной разработке нормативной базы, несоответствии ценовой политики в области жилищно-коммунальных услуг; доказано, что в начале XXI в. произошли заметные изменения в сторону улучшения системы предоставления населению жилищно-коммунальных услуг в ряде регионов (Москва, Башкортостан, Татарстан), где впервые были применены западные модели управления в области экономической деятельности муниципалитетов с учетом российского менталитета.

Диссертация Людмилы Николаевны Паршиной «Особенности становления и развития высшей школы Российской Федерации в 1991—1999 годы (исторический аспект)» (научный руководитель — кандидат исторических наук, доцент Елена Валерьевна Кряжева-Карцева, доцент кафедры истории России факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов) выполнена на кафедре истории России Российского университета дружбы народов. В работе установлено, что структурная реформа 1990-х гг. привела к формированию негосударственных вузов и огромного сектора внебюджетного образования; проанализирован процесс формирования правового обеспечения высшего образования в исследуемые годы и сделан вывод о том, что ряд законодательных актов, в частности Закон РФ «Об образовании», привел к разрыву связи обучения и воспитания; доказано, что проведенная структурная демократизация в 1990-е гг. не была поддержана институциональными изменениями (в сфере финансов, управления, имущества и т.д.) и совсем не коснулась содержания образования. Такой несистемный подход привел к резким перекосам во всей сфере высшего образования, что зафиксировано в исследовании в виде коррупции, неэффективности расходования бюджетных средств, падения качества образования. Выявлено, что наряду с негативными существовали и позитивные тенденции реформирования: диверсификация высшего образования; освоение новой модели многоуровневого профессионального образования; переход на новые государственные образовательные стандарты и другие; намечены задачи дальнейшего развития высшей школы, которые стратегически предполагают действия в трех измерениях: структурном, институциональном и содержательном. Реформы должны быть ориентированы: структурная — на создание исследовательских университетов, новых научно-образовательных кластеров; институциональная — на повышение самостоятельности университетов и одновременно их ответственности за результаты деятельности, что возможно при смене модели финансирования и переходе от оценки предметных знаний к оценке компетентностей. В самом же содержании образования должна произойти смена парадигмы просветительско-знаниевого подхода на парадигму компетентности.

Диссертация Сергея Алексеевича Селезнева «Исторический опыт создания и деятельности советских погранвойск в 1918—1922 годы» (научный руково-

дитель — кандидат исторических наук Владимир Алексеевич Борисов, доцент кафедры истории России факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов) выполнена на кафедре истории России Российского университета дружбы народов. В работе выявлены этапы создания и основные направления деятельности погранвойск в первые годы советской власти. Установлено, что в короткие сроки были не только созданы центральные органы управления, сформированы пограничные округа и войсковые части, но и началась работа по совершенствованию структуры и методов охраны границы, основными задачами которой стали таможенный надзор, контроль за контрабандой золота, денег и других материальных и культурных ценностей. Вскрыты особенности деятельности погранвойск в условиях гражданской войны и иностранной интервенции, итогом которой стало предотвращение заговоров, мятежей, диверсий внешней и внутренней контрреволюции; рассмотрены конкретные действия советского правительства по укреплению погранвойск в условиях перехода к мирному строительству и высоко оценена эффективность ряда правительственных решений по вопросам пограничной службы, подготовке командно-политических кадров; доказано, что на эффективность деятельности советских погранвойск большое влияние оказывала работа командиров и политработников по идейно-политическому воспитанию пограничников. В результате повысилась боеготовность, укрепились дисциплина и политическая сознательность пограничников. Выявлены формы и методы борьбы пограничников с экономической контрабандой в условиях мирного развития Советского государства, что способствовало обеспечению экономической безопасности страны. В связи с усложнившейся международной обстановкой в начале XXI в. автором предложены, с учетом исторического опыта, конкретные пути и методы по обеспечению более эффективной защиты российских границ: идейно-политическое воспитание, профессиональное обучение, улучшение материально-бытовых условий пограничников, сотрудничество с местным населением.

Диссертация Марины Викторовны Смахтиной «Русское поместное дворянство в XIX в.: эволюция этических норм, представлений и практики в социальной и экономической сферах» (научный руководитель — доктор исторических наук, профессор Валерий Всеволодович Керов, профессор кафедры истории России факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов, зам. зав. кафедрой истории России по научной работе) выполнена на кафедре истории России Российского университета дружбы народов. В работе выявлена эволюция этических норм, представлений и форм социальной практики русского поместного дворянства в XIX в., в частности их оценка дворянским сообществом в сфере внутрисословных отношений, а также соответствующие личные качества помещиков (спектр религиозное/светское/секуляризированное; спектр положительных, негативных, нейтральных оценок). Установлены изменения в системе этических норм, представлений и форм социальной практики русского поместного дворянства в XIX в., в частности их оценка дворянским

сообществом в хозяйственной сфере. Проанализированы нормы, представления помещиков о праздности, труде, качествах поместного дворянства, о различных видах его трудовой деятельности, об использовании результатов труда и хозяйствования. Рассмотрена эволюция этических норм, представлений и практики русского поместного дворянства в XIX в. в сфере отношений с крестьянами, в частности социокультурный и социально-экономический типы связи поместного дворянства с крестьянами, а также связи социальной политики в отношении крестьян с институционально-ценностной системой поместного дворянства. В частности, установлено, что на протяжении XIX в. быстрее эволюционировали оценки социальных явлений, качеств и действий поместного дворянства (от религиозной к светской) и, соответственно, подверглись наибольшей секуляризации в социальной и экономической сферах (по сравнению с религиозной и гендерной). Наибольший спектр оценок (отрицательных, положительных, нейтральных и промежуточных) был зафиксирован в сфере внутрисословных отношений и в хозяйственной сфере в отличие от сферы отношений помещиков с крестьянами. Показан динамический сопоставительный анализ нормативных и девиантных моделей поведения (социально одобряемое и осуждаемое поведение), реализуемых на практике помещиками в социальной и экономической сферах деятельности, и норм, декларируемых дворянским обществом. Сформирован социально-психологический портрет русского поместного дворянства и определен преобладающий, среднестатистический социальный тип русского помещика XIX в. Раскрыты особенности как отдельных компонентов системы ценностей, так и взаимодействия этики и социальной практики поместного дворянства. Сословные нормативы, а также светские этические оценки в целом преобладали над религиозными нормами и оценками, хотя светский и религиозный типы сознания не были радикально разделены у представителей традиционного дворянского общества. Для дворянского социума была характерна двойственность стандартов; светские нормы поведения, этическая практика благородного сословия часто противоречили постулируемым религией этическим нормам, порождая формальное противоречие. В России специфика культуры дворянства проявлялась в том, что светский образ жизни сословия (западноевропейская культурная традиция) сосуществовал с религиозным (русская народная традиция) почти без конфликтов. Выявлены факторы эволюции и диверсификации отдельных элементов системы ценностей поместного дворянства в социальной и экономической сферах на протяжении XIX в. Сделан итоговый вывод, что в пореформенный переходный период, в условиях быстрого развития капитализма и культурной трансформации русское поместное дворянство, консервативное сословие, было вынуждено меняться и трансформировать систему традиционных ценностей, что, в свою очередь, оказало влияние на формирование ценностей модернизирующегося российского общества.

Диссертация Салимы Сергеевны Ховалыг «Истоки формирования и эволюции управленческих кадров Тувы в конце ХТХ — в первой половине ХХ вв.» (научный руководитель — кандидат исторических наук, доцент Виктор Владимирович Алексеев, доцент кафедры истории Института переподготовки

и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова) выполнена на кафедре истории Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В работе выделены этапы формирования и эволюции чиновничества тувинского общества. На первом этапе (второй половины XVIII до первого десятилетия XX в.) происходит процесс создания системы традиционного управления тувинскими хошунами, организационное оформление тувинского чиновничества.

На втором этапе (1912—1921 гг.) тувинское чиновничество испытывает сильное влияние со стороны внешних факторов: революции в Китае (1911 г.), установления протектората России над Тувой (1914—1919 гг.), Гражданской войны и иностранной военной интервенции в Туве (1919—1921). Означенные обстоятельства усиливали социальную динамику традиционного тувинского общества, разрушая его равновесие, что приводило к переструктурированию общества и формированию новых социальных слоев и институтов. Третий этап (1921—1944 гг.) ознаменовался созданием Тувинской Народной Республики. Данный этап завершился окончательной эволюцией традиционного тувинского чиновничества в партийных функционеров, тем, что произошли радикальные изменения в социальном составе управленческих кадров Тувы. Установлено, что во время протектората Российской империи над Тувой здесь была создана русская административная система, внесшая свои коррективы в деятельность тувинского чиновничества и сама восприявшая некоторые традиции и местные особенности. Управление краем базировалось на сочетании местных и российских институтов власти. Во время гражданской войны в Туве усиливается роль среднего звена чиновничества, несмотря на кризисные явления продолжавшего выполнять прежние функции. Доказано, что в годы самостоятельного развития Тувы происходит трансформация социального облика тувинского чиновничества. Оно отличается не только внешними признаками, но мировоззрением и методами работы. Государство нуждалось в квалифицированных работниках, поэтому в первые годы к службе были привлечено старое чиновничество и духовенство. С первых лет самостоятельного развития проводилась активная политика в области подготовки новых управленческих кадров. Для обучения молодежь отправляли на учебу в СССР и Монголию. Затем в ходе жесткой политической борьбы при активной помощи и непосредственном участии Советского Союза произошла смена партийно-государственной элиты Тувы.

ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

07.00.15 - «ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ»

Диссертация Натальи Валерьевны Аладьиной «Приоритеты внешней политики Украины 1991—2008 гг.» (научный руководитель — кандидат исторических наук, доцент Константин Петрович Курылев, доцент кафедры теории и ис-

тории международных отношений факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов) (выполнена на кафедре теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов). В работе установлено, что основным фактором, оказывающим влияние на внешнюю политику Украины, является геополитическое положение страны, находящейся между Европой и Россией, что находит свое отражение в столь тяжело оформляющейся самоидентификации Украины, и это подтверждается непостоянством внешнеполитических приоритетов данного государства. Автор пришел к выводу, что деятельность Украины в рамках СНГ не является для нее приоритетной. Это направление для Украины не было доминирующим ни до, ни после «оранжевой революции». Однако лишь теперь политическая элита страны, пришедшая к власти в начале 2005 г., уже без всяких оговорок и экивоков заявляет о своих европейских и трансатлантических амбициях. Выявлено, что во взаимоотношениях России и Украины нерешенными остаются множество проблем, прийти к урегулированию которых не удастся до тех пор, пока сотрудничество с Россией будет противопоставляться Украиной ее евроатлантической интеграции. Россия же в широком смысле может претендовать на сохранение и упрочнение своего статуса великой державы, будучи интегрированной с Украиной политически и экономически. Установлено, что Украина в настоящее время, по мнению некоторых влиятельных членов НАТО, не готова к принятию кандидатом к вступлению в блок в силу наличия широкого ряда внешне- и внутриполитических проблем. Кроме того, очевидно, нежелание этих стран — участниц Альянса идти на серьезное обострение отношений с Россией из-за принятия Украины в блок. Автор пришел к выводу, что процесс интеграции Украины в Евросоюз будет продолжительным и непростым. При этом неминуемы болезненные последствия для отдельных секторов ее экономики, производств и регионов. Тем не менее, потенциальные преимущества европейской интеграции превышают возможные потери и риски. Настоящее утверждение убедительно подтверждено предыдущим опытом всех без исключения государств Европы, вступавших в разное время в ЕС, в том числе тех стран, уровень экономического развития которых был ниже среднего (Португалия, Польша, страны Балтии, Ирландия, Греция). Выявлено, что основной линией политики США по отношению к Украине является стремление не допустить укрепления позиций России как великой державы. Главным гарантом данного факта является воспрепятствование США любым формам интеграции России и Украины. Для достижения этого США проводят политику поддержания напряженности в отношениях между Россией и Украиной. Стратегической целью проводимой политики является поддержка антироссийского руководства Украины. В то же время автор не склонен преувеличивать данный факт, поскольку США заинтересованы в большей степени не в серьезном конфликте России и Украины, а, скорее, в сохранении некоторой неуправляемости и напряженности в российско-украинских отношениях.

Диссертация Дмитрия Сергеевича Кабанова «Дипломатическая деятельность Романа Романовича Розена конца ХТХ — начала XX века» (научный

руководитель — доктор исторических наук, профессор Александр Иванович Ку-бышкин, профессор кафедры регионоведения и международных отношений Волгоградского государственного университета) выполнена на кафедре регионоведе-ния и международных отношений Волгоградского государственного университета. В работе установлено, что становление Р.Р. Розена как дипломата происходило в период службы сначала в Азиатском департаменте МИД, а потом в Японии, куда был переведен в 1875—1886 гг. под руководством своего первого наставника и в последствии друга К.В. Струве. Автором было определено, что именно в США Розен начал свою самостоятельную дипломатическую карьеру: сначала, во время продолжительного отсутствия К.В. Струве, и оставаясь во главе американской миссии, Розен участвовал в разработке насущного и, кстати, актуального сейчас, договора об экстрадиции преступников. Позднее он несколько раз выезжал в Мексику, выполняя поручение министра иностранных дел — установить дипломатические отношения с этой важной латиноамериканской страной, результатом чего стало назначение барона Розена на пост первого посланника России в Мексиканские Соединенные Штаты. Установлено, что главной заслугой миссии Р.Р. Розена в Сербии было сдерживание России от втягивания в сербские дела, ибо он понимал, что Балканская «ноша» может стать большим бременем в дальнейшем внешнеполитическом курсе России. Подобная точка зрения Романа Романовича тогда оказалась пророческой, однако и в настоящее время не утратила своей актуальности, учитывая нынешние сепаратистские тенденции в Косово и позицию России, выступающей на стороне Белграда. Установлено, что вклад Розена в успех русско-японских переговоров в Портсмуте (1905 г.) был не меньший, чем С.Ю. Витте. Об этом свидетельствуют проанализированные автором мемуары Романа Романовича и Сергея Юльевича, американские газеты и документы Портсмутского соглашения. Доказано, что на протяжении всей своей дипломатической и политической карьеры (после 1911 г.) барон Розен остался верен своим взглядам в необходимости для России расширять свои дальневосточные границы — в этом он виде

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты