Спросить
Войти

Преемственность хозяйственной политики советской власти

Автор: указан в статье

УДК 470+571,908,470.24

В.Г.Зюрин

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Ленинградский государственный университет им. А. С.Пушкина

There is a comparison of before and post revolutionary development of agriculture in the article on materials of Novgorod and Cherepovets provinces. It is not well know today, that before the middle of 1920 s the Soviet power has been copying the arrangements of before-revolutionary government and zemstva.

Среди масштабных изменений, принесенных революцией 1917 г., большое значение имеют экономические преобразования. В исторической науке экономическое развитие России рассматривается, как правило, в рамках двух отдельных этапов: дореволюционного и советского. Однако между двумя этими этапами определенно должна существовать связь. Существенны следующие вопросы: на каких принципах строилась хозяйственная деятельность большевиков, только что пришедших к власти? какую роль сыграли наработки хозяйствования царского времени? можно ли говорить о преемственности хозяйственной политики советской власти? что нового было привнесено ею? В данной статье эти вопросы рассматриваются на примере сельского хозяйства Новгородской губернии.

Несмотря на то, что Новгородская губерния считалась аграрной, ее сельское хозяйство традиционно являлось слабым. В крестьянских хозяйствах губернии оно было лишь подспорьем, а продовольствие издавна ввозилось в губернию.

В последней трети Х1Х в. экономическое положение населения сильно ухудшается. Причиной этого было сокращение доходов от основных источников заработка: кустарных промыслов, работы на водных путях и лесозаготовках. В этих условиях в конце Х1Х в. земство и правительство начинали проводить мероприятия, направленные на подъем местного сельского хозяйства. Однако до начала ХХ в. эти мероприятия имели чрезвычайно ограниченный масштаб и были практически незаметны. Со временем выгодность и безопасность для правительства аграрной помощи населению становится очевидной, и с начала ХХ в. проведение мероприятий активизируется. Главными инициаторами являлись губернское и, в меньшей степени, уездные земства, а также Министерство земледелия и государственных имуществ (МЗиГИ), с 1905 г. переименованное в Главное управление землеустройства и земледелия (ГУЗиЗ). Сельскохозяйственные общества (объединения крестьян на основе какой-либо отрасли хозяйства) также являлись инициаторами преобразований.

Главным источником финансирования хозяйственных преобразований были государственные органы МЗиГИ (ГУЗиЗ). Губернское земство также проводило финансирование, но из-за недостатка средств на эти цели ежегодно около половины необходимой суммы испрашивало у правительства. Уездные земства выделяли некоторые средства, но их бюджеты расходовались преимущественно на медицину, образование и другие социальные нужды, так что на подъем экономики ежегодно приходилось не более 5-9% уездных бюджетов [1].

С 1915 г. из-за первой мировой войны развивающие мероприятия постепенно сворачивались [2].

После смены власти экономика Новгородской губернии била сильно ослаблена длительными военными и революционными потрясениями. Утвердившейся советской власти приходилось начинать хозяйственную деятельность борьбой с разрухой и голодом. Поэтому в первые годы советской власти экономические показатели, естественно, были ниже, чем до революции.

В результате повсеместных административнотерриториальных преобразований произошло изменение границ Новгородской губернии и соседних территорий. В 1918 г. из пяти северных уездов Новгородской губернии была образована Череповецкая губерния.

В местной экономике в период гражданской войны устанавливались экстренные меры военного коммунизма, действовали продотряды и т.п. Поиск путей восстановления и развития хозяйства приобретает огромное значение. Власти проводят собственные изыскания и обращаются к дореволюционному опыту. Исследования почвенно-климатических условий и отраслей сельского хозяйства подтвердили выгодность продолжения дореволюционных мероприятий. В первые годы советской власти, кроме Декрета о земле (объявившего национализацию, отмену купли-продажи и частной собственности на землю), ничего радикально нового в области сельского хозяйства не проводилось.

Инициатива принадлежала государственным органам: Наркомату земледелия, государственным земельным органам, губернским и уездным исполкомам. Финансирование восстановления и развития хозяйства, являлось одной из их первоочередных задач.

Ниже представлен перечень мер, проводимых до и после революции. Из-за разных уровней экономики и сильного изменения границ количественные показатели советских мероприятий для удобства сопоставления даны в отношении Череповецкой губернии, составлявшей 45% бывшей Новгородской; по этому же принципу произведено их сравнение: при наличии соответствующих данных производится сведение показателей к общему знаменателю.

Сравнение до- и послереволюционных аграрных мероприятий

(А — по Новгородской губернии в границах до 1917 г.;

В — по Череповецкой губернии в границах 1918 г.)

1. Агрономический персонал

A. Пополнение штата агрономических сотрудников шло довольно медленно: в первое десятилетие ХХ в. их количество не превышало 10 человек [3]. В 1910 г. от поуездного обслуживания агрономы переходят к участковой форме организации. Происходит увеличение штата: в 1914 г. агроперсонал состоял из 109 человек (в среднем 10 человек на 1 уезд) [4].

B. Агрономическому персоналу придавалось большее значение, чем до революции. С 1917 г. штат сотрудников ежегодно увеличивался и составил в 1924 г. 189 человек (в среднем 38 человек на 1 уезд), т.е. по сравнению с 1914 г. вырос в 3,8 раза [5].

2. Увеличение сельскохозяйственных угодий

A. Нехватка земли была одной из самых острых проблем губернии. Для разрешения этой проблемы земство выдавало ссуды из мелиоративного фонда ГУЗиЗ на освоение территорий. Новгородское отделение Крестьянского поземельного банка предлагало арендовать удобные земли из государственного фонда. К этим услугам прибегали сельхозобщества и зажиточные крестьяне. Большого развития аренда и освоение земли не получили.

B. За время войн площадь сельхозугодий сильно сократилась: в 1920 г. она составила 67% от площади 1913 г. [6]. Поэтому главной задачей было восстановление довоенного уровня, что произошло к 1924 г. Переданные крестьянам земли удовлетворили лишь 1/3 их потребности, т. е. проблема малоземелья еще не была решена [7]. Освоение новых территорий разворачивалось с середины 1920-х гг.

3. Динамика сельскохозяйственных культур

A. Земства, опираясь на агрономических работников, пытались корректировать баланс возделываемых крестьянами культур в сторону наиболее подходящих по природно-климатическим условиям Северо-Запада. С начала ХХ в. происходит распространение кормовых корнеплодов (свекла, морковь) и технических культур (лен, конопля) [8].

B. Продолжалась хозяйственная линия земства: медленное уменьшение удельного веса зерновых, распространение кормовых и технических культур. Новым и очень выгодным стало увеличение посадок

картофеля: с 3,72% общей площади в 1913 г. до 6,67% в 1924 г. [9].

4. Удобрения

A. В отношении удобрения почвы крестьяне и помещики губернии были «неграмотными» [10]. Но с 1905 г. начались опыты с искусственными (минеральными) удобрениями, которые проходили довольно активно. Минеральные удобрения можно было дешево купить на сельхозскладе.

B. Продолжалось применение введенных земством искусственных удобрений, которые продавались по доступным ценам, и использование натуральных удобрений.

5. Инвентарная база

A. Крестьянские хозяйства отличались традиционной слабостью инвентарной базы: сельхозорудий было мало, их качество — низким. Улучшить техническую базу должны были сельхозсклады и прокатные пункты, которые существовали в каждом из 11 уездов губернии, где можно было пробрести улучшенные орудия. Из-за удаленности многих селений от складов, низкой покупательской способности крестьян, а также известного консерватизма населения обороты складов были небольшими [11]. Крестьяне сами изготавливали нужные орудия. Высокий спрос существовал только на плуги [12]. На прокатных пунктах, существовавших на средства правительства, орудия демонстрировались и передавались в бесплатное пользование, но большого распространения это не получило.

B. Инвентарная база крестьянских хозяйств улучшилась, преимущественно благодаря национализации. В 1924 г. обеспеченность инвентарем была выше довоенной в два раза [13], однако и этого было недостаточно. Сохранялась и расширялась сеть сельскохозяйственных пунктов, где осуществлялись продажа и прокат инструментов.

6. Опытно-показательные участки

A. Опытные поля организовывались с целью демонстрации крестьянам достижений агрономической науки: эффективных способов обработки земли, применения удобрений, возделывания культур. К 1915 г. в Новгородской губернии было 74 опытных поля (в среднем 6,7 на 1 уезд) и 805 участков (73 на 1 уезд) [14].

B. В начале 1920-х гг. возрождается устройство опытно-показательных участков. В 1924 г. в губернии опытных хозяйств и полей было 43 (в среднем 8,6 на 1 уезд, т.е. 129% к уровню 1914 г.), участков — 145 (29 на 1 уезд, т.е. 40% от уровня 1914 г.) [15].

7. Сельскохозяйственные выставки

A. Выставки проводились с целью пропаганды передовых методов, просвещения и поощрения крестьян. На выставках демонстрировались скот и продукция земледелия. Земство и правительство награждали победителей деньгами, похвальными листами и медалями. Ежегодно в губернии проходило около 10 выставок [16].

B. Выставки организовывались в том же объеме, что и до революции. Они проходили в основном с участием сельхоз кооперативов. На выставках проводились конкурсы, победители премировались.

8. Борьба с вредителями

A. Первые шаги земства в этой области относятся к 1908 г., когда в трех созданных пунктах по борьбе с вредителями появилось 5 опрыскивателей [17]. В 1914 г. было уже 7 подобных пунктов при сельхозобществах и народной школе [18], но с теми же 5 опрыскивателями.

B. Борьба с вредителями существенно усилилась. В начале 1920-х гг. имелось 55 опрыскивателей, т. е. в 10 раз больше, чем до революции. Вместе с этим проводились научно-исследовательские изыскания по улучшению этой работы.

9. Просвещение и пропаганда

A. Просвещение и пропаганда являлись одними из главных средств воздействия на население. В губернии до начала ХХ в. имелось две сельхозшко-лы, а в 1913 г. их было уже пять; в них обучалось около 100 человек [19]. Кроме того, распространение сельскохозяйственных знаний с 1903 г. осуществлялось посредством проведения курсов и чтение лекций. В губернии по различной цене (от 2-3 коп. до 1 руб.) продавалась специальная литература по сельскому хозяйству. Большой вклад в распространение знаний внес выдающийся ученый-агроном Ф.И.Вальта [20].

B. Просвещение и пропаганда являлись одной из основных задач агрономического персонала. Специалисты проводили лекции, курсы, распространяли специальную литературу [21]. При советской власти многие дореволюционные ученые и земские деятели продолжили свою работу. Так, крупный агроном и земец В.Н.Каченовский внес большой вклад в развитие сельского хозяйства Тихвинского уезда в 1920-х гг.

10. Дополнительные отрасли сельского хозяйства

A. Садоводство, огородничество и пчеловодство были развиты слабо. Для их подъема МЗиГИ с 1902 г. командировало в губернию инструктора [22]. В 1913 г. ГУЗиЗ содержало уже 5 инструкторов, консультировавших население [23]. Кроме того, в небольшом количестве бесплатно рассылались семена, саженцы и садовые инструменты.

B. Развитие дополнительных отраслей хозяйства в условиях восстановления экономики отходит на второй план. В централизованном порядке происходило снабжение сельхозобществ огородными семенами.

11. Животноводство

A. Главными причинами низкой продуктивности скота являлись слабая кормовая база и непороди-стость стада. С начала ХХ в. земства и МЗиГИ выписывали чистокровных производителей. Они распространялись по случным пунктам, коллективным стадам крестьян и отдельных хозяев. К 1914 г. в губернии таким образом было распространено: быков и коров 250 (0,04% от поголовья губернии), овец 63 (0,02%), свиней 239 (0,33%).

B. Новым, экономически очень выгодным явлением стало усиление роли и удельного веса крупного рогатого скота в животноводстве. Молочное скотоводство должно было стать основой сельского хозяйства. Сохранялась дореволюционная сеть случных пунктов (с добавлением конских).

12. Улучшение лугов

A. Усилить кормовую базу животноводства должно было развитие травосеяния. Оно началось в 1898 г., но с 1905 г. из-за сокращения финансирования (в связи с русско-японской войной) несколько затормозилось. К 1914 г. в среднем по губернии 10,6% селений перешли к травосеянию [24].

B. Национализация земли резко увеличила площадь крестьянских сенокосов: на 45% по сравнению с довоенным временем [25]. Поэтому, при сохранении травосеянья, этот вопрос потерял прежнюю остроту.

13. Ветеринарный персонал

A. Ветеринарный персонал губернии увеличился с 31 человека в 1903 г. до 124 человек в 1913 г. [26], однако и этого количества ветеринаров на 294 тыс. лошадей и около 1 млн голов прочего скота губернии было недостаточно.

B. Ветеринарной помощи придавалось большое значение. Однако пополнение штата сотрудников происходило медленно: в 1924 г. он составил 55 человек, т.е. 98% от довоенного уровня [27].

14. Сельскохозяйственный кредит

A. Кредит должен был сыграть большую роль в развитии экономики. Он зародился еще в 1860-х гг., однако правящие круги недооценили его значение [28]. Поэтому несмотря на то, что в Новгородской губернии в конце ХХХ в. работали такие крупные экономисты и земские деятели, как Н.Н.Фирсов, князь А.И.Васильчиков и др., развития кредитного дела не произошло. В губернии существовал мелиоративный фонд ГУЗиЗ, из которого выдавались ссуды на освоение территорий, покупку скота и возведение построек. Ссуды брали сельхозобщества и зажиточные крестьяне, в среднем около 30 в год [29].

B. Сельхозкредит возобновился советскими организациями (областной сельхозбанк, отделения областного общества сельхозкредита и др.) в начале 1920-х гг. Кредит также не получил большого распространения среди единоличных хозяйств, в основном кредитование осуществлялось по линии сельхоз-кооперации.

15. Сельскохозяйственные общества

A. Вопрос кооперирования населения стал актуален с 1860-х гг. Однако до начала ХХ в. из-за негативного отношения к кооперативам правительства результаты были минимальными [30]. На рубеже веков позиция правительства меняется: сотрудничество с отдельными крестьянами усложняло задачу развития сельского хозяйства. Поэтому с начала ХХ в. МЗиГИ оказывало поддержку только сельхозобщест-вам и являлось инициатором их создания. Численность обществ выросла с 15 в 1903 г. до 405 в 1914 г. (в среднем 37 на 1 уезд), т.е. в 27 раз [31].

B. Советская власть положительно оценивала целесообразность устройства кооперативов. На IX съезде РКП(б) в 1920 г. прозвучал призыв к кооперированию населения. В хозяйственном отношении первые советские кооперативы копировали дореволюционные. Радикальное отличие наблюдалось в вопросах организации: деятельность советских организаций (губсоюз, кредитсоюз, сельхозсоюзы и

др.) отличались большей интенсивностью. В конце 1921 г. в губернии существовало 442 кооператива (в среднем 88 на 1 уезд), т.е. в 2,4 раза больше, чем в 1914 г. [32].

Как видим, мероприятия советской власти в первое ее десятилетие практически продолжали дореволюционную хозяйственную деятельность земства и правительства. При этом советские мероприятия характеризовались гораздо большим размахом, поскольку даже на территории, составлявшей половину площади Новгородской губернии, мы видим превышение подавляющего большинства показателей.

В целом результаты дореволюционного хозяйствования были противоречивыми. К достоинствам можно отнести развитие (хотя и неоднородное) разных отраслей сельского хозяйства и качественную разработку теоретической базы мероприятий. Вместе с тем имелся и ряд минусов: недостаточное финансирование, медлительность темпов, небольшой охват территории и населения. Советские исследователи подчеркивали, что мероприятия проводились в основном для зажиточных хозяев, а основная масса крестьян не получала существенной поддержки [33]. Следует также учесть, что для получения результатов требовалось значительное время, тогда как интенсификация хозяйства в благоприятных условиях развивалась всего около 10 лет, а затем была практически прервана из-за мировой войны. В результате, действия земства и правительства до 1917 г. не оказали существенного влияния на сельское хозяйство губернии.

Мероприятия, предпринятые советской властью, сыграли большую роль в восстановлении разрушенного сельского хозяйства к середине 1920-х гг. С этого времени в аграрной политике государства произошел отход от копирования дореволюционных мер и наметились новые тенденции, приведшие к провозглашению коллективизации в 1928 г.

Главное отличие советской хозяйственной политики заключалось в радикальной переоценке значения местного хозяйства. До революции более 15 лет (до начала ХХ в.) ушло на преодоление безучастности правительства и осознание целесообразности государственной поддержки крестьянского хозяйства. При этом интенсификация ограничивалась сокращением финансирования из-за военных расходов (русско-японская и первая мировая войны). При советской власти несмотря на тяжелое экономическое положение финансирование развивающих мероприятий в сельском хозяйстве усиливалось. Важным отличием советского хозяйствования было стремление охватить как можно большее количество населения. Это стало возможным в том числе и за счет продолжения земской практики кооперирования населения, что стало предпосылкой коллективизации.

Таким образом, до второй половины 1920-х гг. советская власть в своей хозяйственной политике широко использовала дореволюционный опыт. И это способствовало повышению результативности сельского хозяйства Северо-Запада.

1. Обзор Новгородской губернии за 1906 год. Новгород, 1907. С.61.
2. Обзор Новгородской губернии за 1915 год. Новгород, 1916. С.37.
3. Обзор Новгородской губернии за 1908 год. Новгород, 1909. С.58.
4. Обзор Новгородской губернии за 1914 год. Новгород, 1915. С.40.
5. Экономический обзор Череповецкой губернии за 1924 год. Череповец,1925. С.41. (Далее — Экономический об-з°р).
6. Там же. С.16.
7. Кочетков И.В. Крестьянская промышленность Ленинградской губернии 1920-х гг. // Промышленность Ленинградской области. СПб., 2000. С. 11.
8. Обзор Новгородской губернии за 1914 год. Новгород, 1915. С.17, 49.
9. Экономический обзор. С.16.
10. Каченовский В. Н. Как правильно поставить опыт с минеральными удобрениями. СПб., 1908. С.1.
11. Обзор Новгородской губернии за 1904 год. Новгород, 1905. С.13.
12. Обзор Новгородской губернии за 1903 год. Новгород,
1904. С.12.
13. Сергеев Н.С. Экономико-географический очерк Тихвинского района. Тихвин, 1941. С.142.
14. Обзор Новгородской губернии за 1914 год. Новгород, 1915. С.41.
15. Экономический обзор. С.39.
16. Обзор Новгородской губернии за 1913 год. Новгород,
1914. С.46.
17. Обзор Новгородской губернии за 1908 год. Новгород, 1909. С.87.
18. Обзор Новгородской губернии за 1914 год. Новгород,
1915. С.67.
19. Обзор Новгородской губернии за 1913 год. Новгород, 1914. С.49.
20. Настольный календарь земледельца на 1909 год. СПб. 80 с.
21. Обзор местного хозяйства Ленинградской губернии. Л., 1924. С.54.
22. Обзор Новгородской губернии за 1904 год. Новгород,
1905. С.17.
23. Обзор Новгородской губернии за 1913 год. Новгород,
1914. С.47.
24. Обзор Новгородской губернии за 1914 год. Новгород,
1915. С.47.
25. Сергеев Н.С. Указ. соч. С. 132.
26. Обзор Новгородской губернии за 1913 год. Новгород, 1914. С.145.
27. Экономический обзор. С.39.
28. Дякин В.С. Деньги для сельского хозяйства 1892 — 1914 гг. СПб., 1997. С.12.
29. Обзор Новгородской губернии за 1913 год. Новгород,
1914. С.60.
30. Васильчиков А.И. Сельский быт и сельское хозяйство. СПб., 1881. С.27.
31. Обзор Новгородской губернии за 1914 год. Новгород,
1915. С.56.
32. Экономический обзор. С.43.
33. Сергеев Н.С. Указ. соч. С.120.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты