Спросить
Войти

Учение Будды в России: 250 лет институту Пандито Хамбо-лам

Автор: указан в статье

РЕЦЕНЗИИ

Рецензия на: Учение Будды в России: 250 лет институту Пандито Хамбо-лам / Редколлегия: И.Ф.Попова

(председатель), Б.Б.Бадмаев, В.Л.Успенский, А.В.Зорин (отв. редактор), А.А.Сизова (секретарь). СПб.: Петербургское Востоковедение, 2015. 186 с.

Научное изучение буддизма в России имеет долгую историю. Оно началось в XIX веке с переводов монгольских и тибетских, санскритских и китайских первоисточников на русский язык. Огромную роль в становлении российской школы научной буддологии сыграли петербургские ученые, прежде всего Ф.И. Щербатской и О.О. Розенберг. Они заложили основы методологии перевода и интерпретации буддийской литературы, остающиеся актуальными и востребованными научным сообществом. Важнейшей особенностью научного подхода стало радикальное преодоление установки европоцентризма, которая была типична для ученых того времени и серьезно ограничивала эвристический потенциал востоковедения. Вплоть до настоящего времени научное сообщество стремится к налаживанию прямых контактов с носителями буддийской культуры, религии и учености с целью достижения взаимопонимания и ведения плодотворного межкультурного диалога.

Сборник статей «Учение Будды в России» по праву продолжает указанные традиции петербургского востоковедения. Он подготовлен на основе материалов международной научно-практической конференции «К 250-летию Института Пандито Хамбо-лам в России», которая прошла 15 — 18 сентября 2014 года в Петербурге. Конференция была организована совместными усилиями Института восточных рукописей РАН, Санкт-Петербургского буддийского храма — Дацана Гунзэчойней,

Религиоведческие исследования = Researches in Religious Studies. 2017: №1 (15). M., 2017. C.124-127.

doi:10.23761/rrs2017-15.124-127

Восточного факультета СПбГУ и представителей других научных, культурных и религиозных учреждений России, Монголии и Польши.

Институт Пандито Хамбо-лам, юбилею которого посвящен сборник, был создан в 1764 году указом императрицы Екатерины II. Пандито Хамбо-лама фактически представляет собой главу буддистов Восточной Сибири, прежде всего, всех бурят, традиционно исповедовавших буддизм Ваджраяны. Для буддистов создание этого института означало официальное признание буддизма Россией. При этом в рамках буддийской традиции никогда не существовало единой организации и, соответственно, единого лидера для всех общин и школ. По этой причине появление «главы всех буддистов» неизбежно приводило к соперничеству между бурятскими родами и дацанами. В то же время данный институт позволил сохранить относительную независимость внутренних дел буддийских общин, которые, с одной стороны, остались неотъемлемой частью традиционного ареала распространения буддизма на Дальнем Востоке, а с другой — сохранили мирное соседство и взаимопонимание с народами и конфессиями России.

Сборник включает в себя 14 статей и 1 рецензию, которые посвящены широкому кругу проблем, среди которых:

• вопросы национальной идентичности бурят и истории распространения буддизма («Буддийский фактор в общемонгольской идентичности российских бурят в XVIII в.», Цонгоол Б. Нацагдорж; «Буддийское влияние на современный культ гор у тункинских бурят», В. А. Беляева-Сачук; «Деятельность монаха Шунь-дао и официальное признание буддизма в государстве Когурё по данным корейских источников эпохи Корё», Ю. В. Болтач);

• традиционные медицинские практики («Тибетская медицинская практика эмчи-лам», Б. Б. Бадмаев, М. Р. Измайлов);

• научное изучение буддийской литературы («О тибетских текстах с берегов Иртыша, поступивших в Санкт-Петербург в первой трети XVIII в.», А. В. Зорин; «Подход Санкт-Петербургской буддологической школы к изучению буддийских монастырей Тибета (1890-е—1910-е гг.)», Т. В. Ермакова; «Послание Далай-ламы XIII к тибетскому народу. Документ из фонда Д. А. Клеменца (по материалам Архива востоковедов ИВР РАН)», С. С. Сабрукова);

• жизнь и творчество выдающихся буддийских деяте-лей России («Фотографии русских купцов с Алтая, торговавших в Монголии в конце XIX—начале ХХ в.», Д. В. Иванов; «О необуддизме Б. Д. Дандарона», М. Ф. Альбедиль; «Лама Данзан-Хайбзун Самаев в воспоминаниях друзей, коллег, родных», Б. М. Нармаев, Е. Ю. Харькова);

• особенности буддийского искусства в России («Атрибуция и проблемы реставрации некоторых буддийских изображений из собрания Санкт-Петербургского дацана», Ю. И. Елихина, Л. И. Крякина, А. М. Щеглов; «Культ Ваджрапани в искусстве буддизма», Ю. И. Елихина).

Статьи Д. В. Иванова «Фотографии русских купцов с Алтая, торговавших в Монголии в конце XIX—начале ХХ в.» и О. С. Хижняка «Архивные документы и фотоматериалы на выставке, посвященной 250-летию Института Пандито Хамбо-лам», а также рецензия А.И. Андреева на книгу «А. А. Терентьев. Буддизм в России — царской и советской. Старые фотографии. СПб.: Нартанг, 2014» предваряют приложение к сборнику с качественными цветными иллюстрациями произведений буддийского искусства и фотографиями конца 19 — 20 века.

Книга будет полезна и информативна как для профессиональных востоковедов и религиоведов, так и для широкого круга читателей, которые интересуются историей и культурой буддизма России.

Оренбург М.Ю.

Рецензия на: Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования: монография / Под ред. Р.В. Шиженского. Нижний Новгород: Мининский университет, 2016. 264 с.

Новый сборник материалов — монография «Язычество в современной России», объединенных темой исследований современного российского неоязычества, вышел в свет в конце прошлого года. Редактор сборника, нижегородский ученый и заведующий научно-исследовательской лабораторией «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы» Роман Шиженский, собрал под одной обложкой статьи представителей самых разных научных дисциплин — религиоведения, истории, филологии, политологии и социологии.

Как справедливо замечает в предисловии сам редактор, «данный коллективный труд можно назвать монографическим лишь условно. Каждый авторский раздел изучает "своё язычество", определённые особенности последнего» (c.5), а также отмечает и тот факт, что это не первая попытка подобного рода коллективной работы, ссылаясь, в частности, на сборник «Неоязычество на просторах Евразии»1. При этом скромно умалчивает

0 другом собственном проекте — альманахе «Colloquim Heptaplomeres», вот уже третий выпуск которого вышел в свет. Первая ассоциация возникла именно с ним — такая же разнообразная подборка авторов, научных дисциплин,
1 Составитель В. Шнирельман, М.: ББИ, 2001.

Религиоведческие исследования = Researches in 127

Religious Studies. 2017: №1 (15). M., 2017. С.127-136. doi:10.23761/rrs2017-15.127-136

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты