Спросить
Войти

Химия - фронту

Автор: указан в статье

Г.Ю. Филипповский

строить текстовый хронотоп победы, Мо-номах-писатель намеренно создаёт пространственно-временную мозаику этих разновременных событий, происходивших в разных географических точках Руси. Возвращаясь в третьей части (послании к Олегу) к нравственно-христианским истокам, основам средневекового Космоса (мотив Страшного Суда), Мономах совсем не случайно соотносит этот финальный в «Поучении» текстовый фрагмент с начальным по времени (1096 год) событием в хронологии всех иных событий, упомянутых в «Поучении». Мир начал, истоков, первооснов для Мономаха - автора этого текста - это мир христианских, духовно-

нравственных первооснов. Здесь лежит доминанта хронотопа победы в тексте «Поучения» и, естественно, здесь лежит доминанта художественного и общественно-политического сознания князя Владимира Мономаха - автора выдающегося текста. Мотив и хронотоп христианской победы, которые восходят к крестному подвигу Иисуса Христа во имя спасения человека и человечества, спроецированы в тексте «Поучения» Владимира Мономаха на драматические опыты и события его жизни, заявленные в исповедальнобиографическом контексте духовно-нравственного Урока, обращённого к потомкам.

Примечания

1. См.: Филипповский Г. Ю. Тема победы в древнерусской литературе // Ярославский педагогический вестник. 2004. № 4. С. 211-217.
2. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры до конца XVIII века // Успенский Б. А. Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994. С. 219-253.
3. Текст «Поучения» Владимира Мономаха цитируется по изданию: Памятники литературы Древней Руси. XI - начало XII века / Ред. Л. А. Дмитриев, Д. С. Лихачёв. М., 1978. С. 392-413.
4. См.: Орлов А. С. Владимир Мономах. М.; Л., 1946; Лихачёв Д. С. Сочинение князя Владимира Мономаха // Лихачёв Д. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. С. 111-131; Лихачёв Д. С. Владимир Всеволодович Мономах // Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI - первая половина XIV в. Вып. 1 / Отв. ред. Д. С. Лихачёв. Л., 1987. С. 98-102.
5. См. репринтное воспроизведение издания 1793 года в книге: Владимир Мономах: завещано потомкам / Сост. Г. Ю. Филипповский. Ярославль,. 1999. С. 224-283.
6. См.: Филипповский Г. Ю. Работа над текстом «Поучения» Владимира Мономаха в школе // Ярославский педагогический вестник. 1997. № 4. С. 146-148.
7. См.: Филипповский Г. Ю. Поэтика экспозиций в литературных памятниках Руси XII века // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. № 1. С. 50-59.
8. См.: Бедина Н. Н. Псалтирь и ранняя русская книжность (XI-XII в.). Архангельск, 2004. С. 76.
9. См.: Комарович В. Л. Поучение Владимира Мономаха // История русской литературы. Т. 1. Литература XI - начала XIII века. М.; Л. 1941. С. 290.
10. Бедина Н. Н. Псалтирь и ранняя русская книжность... С. 79.
11. Бедина Н. Н. Псалтирь и ранняя русская книжность... С. 80.
12. См.: Филипповский Г. Ю. Тема победы в древнерусской литературе. С. 211-217.

А.Д. Гусева, Н.Н. Рунов

Химия - фронту

(Трудовой подвиг учёных-химиков в годы Великой Отечественной войны)

Следует отметить большой вклад в направляли свои силы и энергию на вы-дело победы над врагом учёных-химиков, полнение работ, способствующих укреп-которые на протяжении всех военных лет лению обороноспособности страны. Уже

Стр. 170

вскоре после начала войны был создан научно-технический совет по координации и усилению научных исследований в области химии для нужд обороны под председательством С.В. Кафтанова, который был утверждён уполномоченным Государственного Комитета Обороны.

Имена таких учёных, как А.Е. Арбузов, Н.Д. Зелинский, Н.Н. Семёнов, А.Е. Ферсман, С.И. Вольфкович, И.Л. Кнунянц, М.М. Дубинин, Ю.А. Клячко, Н.Н. Мельников и многие другие, золотыми буквами вписаны не только в историю развития отечественной химии, но и в историю науки периода Великой Отечественной войны.

Значение химии определялось её участием в развитии следующих основных направлений, по которым проводились научно-исследовательские разработки для нужд фронта:

1. Содействие развитию металлургической, машиностроительной и оборонной промышленности в создании металлов и сплавов специального назначения, продуктов органического синтеза спецназна-чения (прочная броня, пластмассы и др.).
2. Создание боеприпасов и других составов специального назначения (зажигательные смеси, топливо для ракетных установок и т. п.).
3. Создание специальных пищевых, медицинских и технических препаратов, обеспечивающих решение специфических задач, постоянно выдвигаемых в условиях войны.
4. Поиск новых видов сырья и энергии; резкое увеличение производства отдельных видов чёрной и цветной металлургии, нефтяной, химической и электротехнической промышленности, строительных материалов.

Академик А.Е. Ферсман создал из сотрудников руководимого им Института геологических наук АН СССР небольшие отряды и разослал их в разные районы страны для поисков минерального сырья, необходимого для выполнения военных заказов. Академик А.Л. Яншин впоследст-

вии вспоминал: «Мой отряд тогда входил в состав Уральской комплексной экспедиции и располагался в городе Актюбинске. Первое задание от Ферсмана было получено после того, как фашистские войска захватили район Никополя на Украине и оттуда перестала поступать марганцевая руда для металлургических заводов Урала. А.Е. Ферсман хорошо знал металлогению Урала, знал и о том, что там есть много мелких месторождений, считавшихся непромышленными. Нужно было произвести их оценку и выбрать наиболее надёжные для эксплуатации. Заводы Магнитогорска и Нижнего Тагила получили необходимый им марганец. После захвата Артёмовска в Донбассе надо было налаживать новое производство технической соды. Были использованы соляные озёра на северном побережье Аральского моря, и на Актюбинском химическом заводе налажено производство соды по методу Леблана. Руководил этими работами С.И. Вольфко-вич.

После временной потери месторождений писчего мела, находящихся в Белгородской области, мы лишились наполнителя, употребляемого при изготовлении резины. И в этом случае был найден выход - налажена добыча очень чистого писчего мела вблизи дороги Кандач-Гурьев в Казахстане».

Поистине битвой в тылу можно назвать ту огромную работу, тот трудовой подвиг, который совершили металлурги и химики в годы войны, налаживая производство чугуна и стали, специальных сплавов и других композиционных материалов. В организации советского металлургического производства огромная роль принадлежит И.П. Бардину, А.А. Байкову, М.А. Павлову, А. А. Бочвару, Э.В. Бридске и другим учёным старшего поколения советских химиков, усилиями которых была разработана теория металлургических процессов, создана новая металлургическая база на северо-западе нашей страны (Череповецкий металлургический завод на основе железорудных месторождений

Кольского полуострова), а также Кузнецкий металлургический комбинат. НовоТагильскому заводу было поручено освоить производство высококачественных специальных сталей для брони и бронебойных снарядов. Их основа - феррохром и ферромарганец. Это производство было налажено в небывало короткий срок; с помощью бригады учёных Уральского филиала АН СССР, руководимой В.В. Михайловым, была налажена технология производства ферросплавов в доменных печах. Возглавляли эту работу академики И.П. Бардин и В.Л. Комаров. Ещё в довоенный период были выполнены важные работы по созданию брони для танков Т-34 (на основе сплава железа и никеля). Специальная защитная броня была разработана и для штурмовиков ИЛ-2 и ИЛ-10 во Всесоюзном институте авиационных материалов. Советские самолёты-штурмовики ИЛ-2 фашисты называли «чёрной смертью», наши - «летающими танками». «Летающий танк» ИЛ-2 и его модификации ИЛ-8, ИЛ-10 оказались самыми массовыми самолётами Великой Отечественной войны - их было выпущено 42 тыс. Броню для «летающих танков» создали академики С.Т. Кошкин и Н.М. Скляров. Плоские листы марганцево-кремне-

никеле-молибденового сплава, раскалённые до 880°С, опускали на 7 секунд в горячее масло, а потом уже прессованием придавали им нужную форму и выкладывали на землю. При этом броня практически не коробилась, а прочность стали достигала 200 кг/мм2 (вместо 70 кг/мм2). Это была самая прочная броня в мире. Затем Кошкин и Скляров предложили защищать экипаж самолёта экранной бронёй - поперечной конструкцией, состоящей из двух стенок. За спиной лётчика устанавливался лист вязкой, а за ним на расстоянии 40-50 мм лист твёрдой брони. Бронебойная пуля вырывала кусок из хрупкой второй стенки и сама при этом разрушалась, а её осколки в основную броню неизбежно попадали под углом и вреда причинить уже не могли. Этот принцип конструирования защи-

ты Кошкин и Скляров назвали потом принципом активности брони. Экранную броню поначалу хотели установить даже на танках, но это сильно усложняло их ремонт в полевых условиях. Ремонтная база танковых частей должна быть мобильной. Другое дело - аэродром. Для ИЛ-2 экранная броня подошла как нельзя лучше.

Уместно отметить и успехи в области электросварки, достигнутые под руководством Е.О. Патона большой группой специалистов, в том числе и химиков.

Особой страницей в истории советской науки является та, где запечатлён вклад в неё учёных героического Ленинграда в период 900-дневной блокады.

Известно, какое значение для блокадного Ленинграда имела Дорога жизни, проложенная по льду Ладожского озера. Сколько подготовительных работ было проведено, прежде чем она начала действовать! Прежде всего, надо было выяснить свойства льда озера, условия его замерзания (состав воды, направления движения воды, льда, силу ветра и т. п.). Пригодились опыт исследовательской работы гидрохимиков, изучение физико-химических свойств различных материалов, режимов замерзания озёрной воды. Исследованием свойств льда занималась группа учёных Физико-технического института АН СССР под руководства член-корреспондента П.П. Кобеко, а в лаборатории холодильных машин Ленинградского холодильного института занимались изучением условий смерзания льда и металла (важно было выяснить, как «ремонтировать» дорогу при нарушении ледяного покрова).

Тогда же занимались и созданием оксиликвитных взрывчатых веществ (жидкий кислород в смеси с органическими соединениями). Эти работы проводила группа учёных (И.И. Левин, Л.М. Розен-фельд, Н.Н. Кошкин). Они назвали своё изобретение «оружие возмездия». Подвиг учёных Ленинграда, многие из которых не дожили до снятия блокады, навсегда останется в памяти тех, кто жил в осаждённом

городе, кто следил за его борьбой не только в нашей стране, но и за её пределами.

Следует сказать и об удачном использовании в медицине результатов некоторых работ по синтезу виниловых эфиров, выполненных в школе А.Е. Фаворского под непосредственным руководством М.Ф. Шостаковского.

Так, полимер винилбутилового эфира, густая вязкая жидкость, оказался хорошим средством для заживления ран, он использовался в госпиталях под названием бальзам Шостаковского.

Академик А.В. Палладин синтезировал аналоги витамина К - метилнафтахи-нон и викасол - эффективное средство для остановки кровотечения.

Учёными Московского университета был синтезирован фермент тромбин - препарат для свёртывания крови.

Уже в сентябре 1943 года в освобождённый Донбасс приехали группы учёных во главе с академиком И.П. Бардиным. Были разработаны конкретные предложения, направленные на налаживание производства чугуна, включая использование магнезиальных известняков в качестве флюсов, кислородного дутья, обогащения марганцевых руд и т. п.

Новые технологические решения были найдены также в производстве стали. Благодаря принятым мерам, выплавка чугуна увеличилась с 4,8 млн. т. в 1942 году до 7,3 млн. т. в 1944 году и 8,8 млн. т. в 1945 году, а выплавка стали возросла за те же годы с 8,1 млн. т. до 10,9 млн. т., а затем и до 12,2 млн. т.

Триумфом химической науки можно считать применение карбонильного клея академика И.Н. Назарова. Когда началась война, он посоветовал применять клей для ремонта боевой техники. Оказалось, что некоторые ремонтные работы с помощью клея можно вести даже в полевых условиях, во фронтовых ремонтных мастерских в передышках между боями. Клей Назарова применяли для самых различных целей: ремонта бензобаков, корпусов аккумуляторов, реставрации свёрл, точильных кам-

ней. Даже картеры моторов, головки и рубашки блоков цилиндров на автомашинах и танках удавалось успешно чинить с помощью этого удивительного клея. Он склеивал всё: металлы, пластмассы, эбонит, мрамор, фарфор, стекло, фибру - и притом в любых условиях. Если же к нему добавить 20-30% хлоропрена, то он приклеивал к любому материалу и резину. Прочность клеевого шва сохранялась от -60 до +70°С. Клей не боялся действия горюче-смазочных материалов. Его требовалось всё больше и больше. Шли письма-просьбы с фронта. Установка в Москве обеспечить все нужды уже не могла. Соорудили вторую, побольше, в Ереване на комбинате «Совпрен», а потом ещё одну -в Казани.

Для увеличения бризантности фугасных авиабомб, мин и других снарядов химики непрерывно работали над повышением мощности взрывчатых веществ, синтезируя в промышленном масштабе ряд новых продуктов. Освоены различные комбинации взрывчатых веществ с отравляющими и дымообразующими.

Химические вещества вводятся и в технику взрывания снарядов: например, химические взрыватели замедленного действия со сроком действия от нескольких минут до нескольких месяцев. В состав металлической оболочки снарядов вводятся новые легирующие добавки, усиливающие или ослабляющие прочность оболочки, защищающие их от коррозии.

Химики создавали защитные краски, маскирующие дымы разных цветов, горизонтальные и вертикальные дымовые завесы, позволяющие скрыть аэродромы, склады, самолёты в воздухе и корабли на море. Всё это непрерывно совершенствовалось и производилось в больших масштабах.

Широкое применение на фронте и партизанской войне получили зажигательные вещества (ЗВ), твёрдые и жидкие. Кроме известных термитных, электронных, щелочно-металлических, комбинированных с гуттаперчей листов и т. п., война

выдвинула применение гранат, бутылок и мин, начинённых горючими и самовоспламеняющимися продуктами, содержащими фосфор, металлорганические и другие вещества.

Значительный вклад в разработку и производство зажигательных веществ во время Великой Отечественной войны внесли преподаватели кафедры химии Яро-

славского пединститута - доценты О.А. Косякина, А.С. Шевалёва и другие сотрудники.

Советские химики сделали достойный вклад в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне, помогли залечить раны, нанесённые врагом, поднимали благосостояние страны в послевоенные годы.

Библиографический список

1. Вольфкович С.И. Современная химия и война: Доклад во всесоюзном химическом обществе им. Д.И. Менделеева. Октябрь 1942.
2. Баранов Ж.Г. и др. // Химия в школе. 1985. №1. С. 6-10.
3. Омаров Ш.М. // Химия в школе. 1985. №2. С. 11-14.
4. Казарян П.Е. // Химия в школе. 1995. №4. С. 5-9.
5. Левина Л.С. // Химия в школе. 1995. №2. С. 2-5.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты