Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 9 (190). Право. Вып. 23. С. 114-117.
В. А. Гусак
особенности деятельности советской милиции в условиях осадного и военного положения
(1941-1945 гг.)
Рассматриваются особенности деятельности советской милиции в условиях осадного и военного положения (1941-1945 гг.). Анализируются функции советской милиции в представленный период.
Военная обстановка и эвакуация из прифронтовых областей в тыловые регионы населения, промышленных предприятий и учреждений, военных и иных грузов, оборудования, сырья, ресурсов сельского хозяйства и ценностей требовали активизации деятельности милиции по обеспечению режима законности. От обеспечения законности при проведении наиболее значимых народнохозяйственных мероприятий напрямую зависела эффективность их реализации. Милиция в этих условиях являлась тем органом, который, непосредственно и постоянно взаимодействуя с населением, обеспечивал укрепление правопорядка, общественной дисциплины, борьбу с преступностью, то есть осуществлял функции, которые в военный период рассматривались как необходимые условия победы1. В соответствии с Положением о Рабоче-крестьянской милиции СССР от 25 мая 1931 г. круг прав и обязанностей милиции включал в себя: наблюдение за порядком, предупреждение и пресечение правонарушений; борьбу с преступностью, расследование преступлений, розыск и задержание преступников; приведение в исполнение приговоров о ссылке и высылке; содействие проведению учета военнослужащих и военнообязанных и др. В военный период деятельность органов милиции претерпела существенные изменения, что было связано как с расширением круга ее задач, так и с особенностями их практической реализации. Изменения претерпели не только задачи и функции, характер, но и содержание деятельности органов милиции.
Чрезвычайные условия активизировали правотворчество, в том числе направленное на регулирование деятельности советской милиции. По инициативе ЦК ВКП(б) Государственным Комитетом Обороны за годы войны был принят ряд постановлений и распоряжений, которые затрагивали вопросы усиления борьбы
с преступностью, обеспечения охраны общественного порядка и поддержания паспортного режима. Среди них можно назвать следующие акты: «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения» от 6 июля 1941 г., «О мероприятиях по борьбе с десантами и диверсантами противника в столице СССР г. Москве и прилегающих районах» от 9 июля
Эти нормативные правовые акты стали основой значительного усложнения и расширения функций милиции. По разным оценкам, от 45 до 50 % таких функций были специфическими, связанными с особенностями военной обстановки, то есть не были характерны для предвоенного периода. Из этого можно сделать вывод об особенностях правовой природы органов милиции, таких ее специфических чертах, как многофункциональность, оперативность и непосредственность реагирования. Милиция представляла собой орган, который в чрезвычайных условиях мог способствовать эффективной реализации решений органов власти, обеспечивать нормальное функционирование государственных и общественных институтов в процессе их взаимодействия с населением. Таким образом, функции милиции в период Великой Отечественной войны можно классифицировать на специфические для военного времени, обусловленные его особенностями, и общие, присущие милиции на
каждом историческом этапе, которые в военное время также несколько изменились под влиянием обстановки.
Остановимся на первой группе функций, имеющих особое значение в тех местностях, в которых в военный период были введены правовые режимы военного и осадного положения. Режим осадного положения был введен в Москве и прилегающих к ней районах с 20 октября 1941 г. в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны от 19 октября 1941 г. «О введении осадного положения в Москве и прилегающих к ней районах». Осадное положение было также объявлено в Ленинграде. В связи с этим член Военного совета Северо-Западного направления А. А. Жданов обратился к Главному военному прокурору Красной Армии В. И. Носову с предложением подготовить проект указа Президиума Верховного Совета СССР «Осадное положение», который бы определял, где и при каких обстоятельствах следует вводить осадное положение, при этом его введение в столицах должно решаться Председателем Президиума Верховного Совета СССР и ГКО, а в остальных местностях — постановлением военного совета фронта или местного комитета обороны. Однако этот проект так и не был принят2.
Специфика режима осадного положения заключалась в том, что он вводился в тех местностях, где складывалась наиболее сложная, чреватая тяжкими последствиями обстановка, в целях обеспечения чрезвычайно строгого порядка, предельной организованности и дисциплины на территориях, которым непосредственно угрожало вторжение врага.
В условиях осадного положения устанавливался более строгий режим, чем режим военного положения, возрастал объем полномочий органов и должностных лиц, в компетенцию которых входило обеспечение этого режима, выполнение норм, составлявших его содержание. Повышалась ответственность граждан за нарушение правил, установленных в условиях осадного положения. Если при военном положении нарушители установленных обязательными постановлениями правил наказывались в административном порядке лишением свободы до шести месяцев или штрафом до трех тысяч рублей, то при осадном положении дела о нарушениях порядка подлежали рассмотрению в военных трибуналах, а провокаторы, шпионы, диверсан-
ты подлежали расстрелу на месте .
Чрезвычайные меры, вводившиеся высшим органом государственной власти в условиях осадного положения на территории городов, которым непосредственно угрожала опасность захвата врагом, отвечали интересам обороны, обеспечения тыла оборонявших данный город войск, поддержания порядка, высокой дисциплинированности и организованности населения. Так, Ленинград стал прифронтовым городом уже в начальный период войны, когда враг вторгся в пределы Ленинградской области4. С усилением потоков беженцев в Ленинград из районов Прибалтики, Карелии, Ленинградской области возникла задача воспрепятствования проникновению в город вражеских и преступных элементов. Сотрудники органов милиции совместно с членами бригад содействия милиции проверяли всех лиц, въезжающих в город и выезжающих из него, создавали контрольно-пропускные пункты, расположение и численность которых менялись в зависимости от складывавшейся обстановки. Контрольнопропускные пункты устанавливались на сутки в две смены по 12 часов. На пост выставлялось два милиционера и не менее одного члена бригады содействия милиции. Таким образом, в течение суток на контрольно-пропускном пункте работали: 92 работника милиции и 46 членов бригад содействия милиции. С 30 июня 1941 г. была организована заградительная линия из личного состава милиции и членов бригад содействия, которая представляла собой цепь контрольнопропускных пунктов, расположенных на главных стратегических магистралях, ведущих к городу5.
В Московской области на двенадцати главных шоссейных магистралях, ведущих в Москву, были организованы оперативные посты и заставы для проверки и задержания подозрительных лиц. На железнодорожных вокзалах выставлялись контрольно-проверочные пункты. Систематически проводились массовые проверки документов на улицах и в жилых домах6.
Военное положение можно определить как особый правовой режим, который вводится в случае агрессии против государства или непосредственной ее угрозы, т. е. это совокупность определенных норм, стандартов, правил поведения, которые устанавливаются как условие отражения или предотвращения агрессии против государства. Следует согласиться с Э. Г. Липатовым, который отмечает, что взаимоотношения
государства и общества в условиях войны обусловлены не только объемом и качеством внешней агрессии, но и тем, что они связаны со сложившейся в правовой системе традицией постановки юридически значимых задач, с практикой использования тех или иных юридических средств в процессе правового воздействия . Введение военного положения имело правовую основу — пункт «п» ст. 49 Конституции СССР 1936 г. Правовые нормы, регулирующие введение военного положения, содержались в указах Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения», «О военном положении» и «Об утверждении положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах боевых действий». Позднее, 19 июня 1943 г., было принято постановление ГКО «О введении военного положения на взрывоопасных предприятиях».
Военное положение вводилось в отдельных местностях, имевших особое значение для обороны страны. Все функции государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности передавались военным советам фронтов, армий и военных округов, а там, где они отсутствовали, — высшему командованию войсковых соединений. Все местные органы государственной власти, государственные и общественные учреждения, организации и предприятия были обязаны оказывать полное содействие военному командованию в использовании сил и средств данной местности для обороны страны и обеспечения общественного порядка и безопасности. Охрана общественного порядка приравнивалась по своей значимости к вопросам обороны страны и обеспечения государственной безопасности.
Правовое положение органов милиции в значительной мере определялось тем обстоятельством, что в местностях, где было объявлено военное положение, они действовали в соответствии с указаниями военных властей. Милиция оказывала содействие военным властям в привлечении граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, в охране путей сообщения, других стратегических объектов, изъятии транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества у государственных, общественных, кооперативных предприятий и организаций и у отдельных граждан,
борьбе с пожарами, проведении военно-квартирной обязанности и автогужевой повинности, изъятии транспортных средств у государственных, общественных организаций и отдельных граждан, надзоре за соблюдением правил работы предприятий торговли и общественного питания, коммунальных предприятий, за правильностью отпуска продуктов и товаров населению, в соблюдении запрета гражданам выходить на улицу после определенного часа, осуществлять въезд в местности и выезд из них, в которых было установлено военное положение, в ограничении движения, производстве обысков и задержании подозрительных лиц, выселении в административном порядке из пределов местности, находящейся на военном положении, лиц, признанных социально опасными в связи с преступной деятельностью. По всем вышеназванным правонарушениям военное командование наделялось правом издавать обязательные для всего населения постановления, устанавливая за них административное наказание в виде лишения свободы до шести месяцев или штрафа до трех тысяч рублей. За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, виновные подлежали уголовной ответственности по законам военного времени. Надзор за исполнением постановлений военного командования осуществляли органы милиции8.
Преступность в военный период воспринималась как намеренное ослабление обороноспособности государства и пособничество врагу. Согласно указам от 22 июня 1941 г. в местностях, объявленных на военном положении, все дела
о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передавались на рассмотрение военных трибуналов. Им стали подсудны уголовные дела о государственных преступлениях, хищениях, об убийствах, о разбое, незаконном приобретении и хищении оружия.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. военное положение было объявлено на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Для борьбы с бандитизмом и спекуляцией на железной дороге создавались оперативные подвижные группы по сопровождению поездов. Так, 22 октября
ции оперативных групп по сопровождению пассажирских и товарно-пассажирских поездов. Обычно группа состояла из двадцати сотрудников и почти все время находилась в пути, сопровождая товарно-пассажирские поезда, состоявшие из десяти-двенадцати пассажирских ваго-
нов и тридцати грузовых .
Таким образом, в условиях осадного и военного положения повысилась роль милиции в борьбе с преступностью и обеспечении общественного порядка. Милиция становилась одним из значимых элементов механизма реализации решений военных властей. Ее централизованная структура, особенности организации, полномочия и дисциплинированность создавали необходимые условия для оперативности и эффективности действий по охране общественного порядка в чрезвычайных условиях.
Примечания
ственного порядка и борьбе с преступностью в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941-1960 гг.) : дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999. С. 27.