Спросить
Войти

Организация сервисного обслуживания больных и раненых воинов в госпиталях и лазаретах Всероссийского земского союза в 1914 - начале 1917 г. (на материалах Пермской губернии)

Автор: указан в статье

УДК 94(470.5)

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ БОЛЬНЫХ И РАНЕНЫХ ВОИНОВ В ГОСПИТАЛЯХ И ЛАЗАРЕТАХ ВСЕРОССИЙСКОГО ЗЕМСКОГО СОЮЗА В 1914 - НАЧАЛЕ 1917 г.

(НА МАТЕРИАЛАХ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ)

© 2018 О.С. Поршнева

Уральский федеральный университет, г.Екатеринбург

Статья поступила в редакцию 29.08.2018

В статье рассматривается организация лечения и обслуживания социальных нужд больных и раненых воинов в годы Первой мировой войны на материалах учреждений Всероссийского Земского союза, действовавших на территории Пермской губернии. Проблема анализируется на базе эмпирических данных опубликованных и архивных источников. Обосновывается тезис о том, что главную роль в организации обслуживания нужд больных и раненых на территории Пермской губернии играл Всероссийский Земский союз, его губернский Комитет и отделения. Характеризуются основные направления их деятельности в этой сфере: создание и оборудование сети госпиталей и лазаретов, обеспечение их персоналом, решение вопросов финансирования, координации и контроля, привлечения и использования денежных и вещевых пожертвований организаций и населения. Показана роль самодеятельных общественных объединений (Попечительских, Дамских комитетов, Комитетов служащих земств и др.), различных форм институали-зации общественной инициативы, частной благотворительности в обслуживании нужд больных и раненых воинов. Обосновывается тезис об объединении усилий власти и общественных организаций в этом деле при наличии ряда проблем и трудностей в ходе его реализации. Выявлены особенности организации Земским союзом лечения и попечения о социальных нуждах больных и раненых в Пермской губернии.

Первая мировая война создала особые условия функционирования государственных и общественных институтов в ведущих европейских державах, вовлеченных в вооруженный конфликт. Не была в этом отношении исключением и Российская империя, где новый, тотальный, характер войны породил формирование и широкое использование чрезвычайных органов и методов управления. Другим следствием выявления масштабов и качественно нового характера войны стало сотрудничество власти и общества в деле мобилизации ресурсов для обеспечения ее нужд. Содействие общества потребовалось правительству для решения многочисленных острых социальных проблем, которые породила война. Одной из них стала организация лечения и социального обслуживания больных и раненых воинов, численность которых, в силу беспрецедентной масштабности военных действий, в годы войны резко возросла. За период с 1914 г. по 1917 г. в России насчитывалось свыше 3,2 миллиона раненых. На октябрь 1917 г. находились на излечении в тыловых лазаретах и были уволены по инвалидности более 1,9 миллиона солдат1.

Единые типы лечебных заведений, формируемых в военное время, были установлены в

Поршнева Ольга Сергеевна, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории и социальных технологий. E-mail: porshneva@yandex.ru

1912 г. Это были госпиталь на 200 коек, этапный и подвижный лазареты на 50 коек каждый, питательные пункты, рассчитанные на единовременное приготовление пищи для 500 человек, и передовой отряд, состоящий из команды санитаров-носильщиков, перевязочного пункта и санитарного транспорта2.

В начале Первой мировой войны правительство одобрило создание новых общественных организаций, главной задачей которых было лечение и обслуживание нужд больных и раненых воинов: Всероссийского земского союза (далее - ВЗС) и Всероссийского союза городов (далее -ВСГ)3. Организацией подобной работы занимались и другие общественные и казенные учреждения, в частности, санитарная часть Военного министерства. Казенные госпитали и санитарные поезда имелись с самого начала войны4, однако действительность войны, масштаб ее жертв и разрушений выявили несостоятельность ранее намеченных планов размещения больных и раненых воинов. В результате большинство госпиталей, предназначенных для лечения раненых во фронтовой зоне, превратились в перевалочные пункты для раненых, эвакуируемых в глубь страны. В тылу же эвакуационные госпитали оказались неподготовленными5.

Масштабы деятельности ВЗС и ВСГ по организации обслуживания больных и раненых воинов были внушительными. Из общего числа кроватей, оборудованных в годы войны для больных и раненых воинов, на долю союзов приходилось 40,5%, а в некоторых районах она была даже выше: в Москве - 49%, а на Кавказском фронте - 71%. Вне театра военных действий доля союзов, ВЗС и ВСГ, в этой сфере деятельности составляла в 1914 г. около 80%, в сентябре 1916 г. - 46%, в феврале 1917 г. - 62%6.

Пермский Губернский комитет ВЗС занимался оборудованием лазаретов, вел учет числа кроватей, медицинского персонала во всех лазаретах, действовавших в губернии, аккумулировал денежные и другие средства, распределяя их по госпиталям. На 1 января 1915 г. из 5 тысяч 957 кроватей, подготовленных к приему больных и раненых воинов в губернии, 5 тысяч 84 кровати были оборудованы за счет Земского союза, 223 кровати - за счет Союза городов и 650 кроватей - за счет жертвователей7. Основную часть средств на оборудование и содержание лазаретов Пермский губернский комитет ВЗС получал из Главного комитета ВЗС в Петрограде. К 1 января 1916 г. на эти цели им было израсходовано 1 млн 77 тыс. 215 рублей8.

При Губернском комитете ВЗС для обслуживания нужд больных и раненых воинов были созданы добровольные общественные организации - Попечительские комитеты, Комитет служащих губернского земства, Дамский кружок, Комитет при Пермском губернском земстве по сооружению белья и теплой одежды и др.9 Поступление больных и раненых в Пермскую губернию началось 7 сентября 1914 г.10 Для встречи раненых в Перми 12 августа 1914 г. был создан Комитет служащих Пермского губернского земства. В задачи комитета входила не только доставка воинов с вокзалов и пристаней до лазаретов, но и снабжение солдат книгами, газетами, продуктами, табаком, предметами гигиены11. Под его руководством создавались отряды из земских, городских, железнодорожных служащих и учащихся, которые доставляли солдат до лазаретов. К транспортировке раненых были привлечены, по соглашению с городской управой, легковые извозчики. За это им была определена плата, но они в большинстве своем отказались от ее получения, считая помощь раненым своим «священным долгом». Многими жителями Перми были предоставлены для этой цели собственные экипажи и автомобили12.

На Среднем Урале, как и по всей стране, уже в начале войны ощущался острый недостаток больничных мест. Пермский Губернский комитет обратился к населению с просьбой оказать помощь в предоставлении помещений для лазаретов. Общественность откликнулась на этот призыв: только в Перми на 1 января 1915 г. для размещения больных и раненых воинов различными организациями и частными лицами было предоставлено 37 помещений13.

Особую роль в деле помощи больным и раненым играли женщины, проявляя гражданскую активность и инициативу. При Губернской управе был образован Дамский комитет под председательством вдовы председателя Губернской управы Н.И. Мухлыниной, в составе которого были представительницы разных слоев населения. Первоначально Комитет, в связи с необходимостью срочного оборудования лазаретов, занимался главным образом пошивом госпитального белья14. Завершив эту работу, Комитет принялся за изготовление, сбор и отправку в действующую армию теплых вещей, белья, табака, мыла, сухарей, спичек. Ведущим направлением деятельности Дамского комитета стала заготовка лазаретного белья и теплых вещей для армии15. Подобную работу активно проводили и другие комитеты: Ирбитский Дамский Комитет, Комитеты при Мариинской женской гимназии, Первой и Второй мужских гимназиях, при реальном училище, при гимназиях Дрекслер-Го-лынец, Зиновьевой, Комитет при общественном собрании, Кружок дам в квартире Флоринской16.

В процессе организации лазаретов Пермскому Губернскому комитету пришлось столкнуться с проблемой нехватки медицинского персонала. Поскольку произошло резкое увеличение количества госпиталей и лазаретов, земские и городские управы были вынуждены прикладывать немалые усилия для решения кадрового вопроса. Сложность состояла и в том, что значительная часть врачей была мобилизована в действующую армию. Для решения проблемы на медицинских факультетах университетов были проведены досрочные выпуски. Земские и городские управы совместно с комитетами Красного Креста создавали специальные курсы по подготовке сестер милосердия, на которые принимали девушек, имевших образование не ниже четырех классов гимназии. Окончившие курсы, получив соответствующие удостоверения, затем работали в госпиталях17.

Врачами Александровской больницы Перми совместно с медиками местного отделения Красного Креста при поддержке Пермского Комитета ВЗС 20 сентября 1914 года были устроены шестинедельные краткосрочные курсы сестер и братьев милосердия в помещении Кирилло-Мефодиевского земского училища18. На службу в качестве братьев и сестер милосердия принимались учащиеся 2-х и 3-х классов закрытой по случаю войны фельдшерской школы губернского земства и в качестве фельдшеров - учащиеся 4 класса той же школы19. Пермский Комитет ВЗС поместил в столичных газетах объявления о приглашении врачей и фельдшеров на работу в лазаретах, но на призыв откликнулись главным

образом женщины, студентки последних курсов медицинских университетов. Просьба к Главному Комитету ВЗС прислать квалифицированных врачей осталась безрезультатной. Тем не менее проблему удалось решить, врачебная помощь в пермских лазаретах ВЗС была обеспечена за счет привлечения из Москвы и Петрограда на службу в лазареты ВЗС высококлассных специалистов. Им были созданы особые условия работы и быта: более высокая оплата труда, обеспечение проживания в квартире с трехразовым питанием и др.20 В результате 34 Пермских и Мотовилихинских лазаретов обслуживались 32 врачами, 41 фельдшером и 108-ю сестрами и братьями милосердия21.

В кадровой структуре ВЗС Пермской губернии ведущее место занимал высший и средний медицинский персонал (врачи, фельдшеры и медицинские сестры). Дефицит сиделок, смотрителей, надзирательниц, кухонных работниц, кастелянш был связан с недостаточным размером их окладов, сложными условиями труда и быта, отсутствием четкой регламентации должностных прав и обязанностей.

Необходимо учесть, что уже на конец августа 1914 г. организациями ВЗС в Пермской губернии были оборудованы лазареты, условия которых позволяли принимать свыше 1500 раненых в месяц. В связи с этим органы местного самоуправления и общественность направили усилия на работу по устройству дополнительных госпиталей на средства Всероссийского союза городов. На Среднем Урале один из первых городских комитетов ВСГ был образован в Перми в конце сентября 1914 г.22 Комитеты Союза городов, ведавшие делами помощи раненым и больным воинам, пользовались символикой и правами учреждений Красного Креста. Однако Городской союз сохранял в отношении Российского общества Красного Креста полную самостоятельность в финансовых и внутренних вопросах23.

На съезде уральских городских голов, который проходил 28 августа 1914 г., был поставлен вопрос о «степени участия органов городского управления Урала в деле содержания госпиталей», анализировалась финансовая политика городских властей. Участники съезда признали желательным создание подвижного госпиталя на 50-100 мест. Предполагалось, что госпиталь будет оборудован Комитетом Красного Креста, а содержаться во время войны будет из средств городских бюджетов24. В Перми лазарет на 100 кроватей был открыт в 1914 г.25, в Екатеринбурге было открыто два лечебных учреждения. Первый, на 150 кроватей - в конце июня 1916 г., второй, на 400 кроватей - в начале октября 1916 г.26

Существенная роль в попечении о больных и раненых воинах принадлежала частным благотворителям. Помощь частных лиц в деле обслуживания больных и раненых проявлялась в организации лазаретов, оборудовании и содержании отдельных кроватей, предоставлении помещений под лазареты, изготовлении лазаретного белья, бесплатной работы в лазаретах. Мебель для лазаретов также часто жертвовали местные жители27. За период с 24 июля 1914 г. по 1 января 1916 г. в распоряжение Пермского губернского комитета ВЗС на содержание «именных коек» от частных лиц поступило около 23 тысяч рублей28.

В городские думы Перми и Екатеринбурга с начала войны стали поступать заявления от частных лиц о желании организовать лазарет для больных и раненых воинов. К июню 1916 г. в Екатеринбурге действовало 16 общественных и частных лазаретов29. Сестрами милосердия в них работали обычные горожанки, крестьянки, многие из которых не брали платы за свой труд. Так, из пяти сестер милосердия, работавших в Авроринском лазарете Нижнетагильского завода, две трудились бесплатно30. В уездах Пермской губернии, как и в городах, часть лазаретов были открыты и содержались за счет средств частных лиц31.

Население предлагало различные услуги по оборудованию лазаретов и уходу за ранеными. Ученики старших классов мужских учебных заведений записывались в отряды по переноске тяжелораненых и больных воинов, а ученицы занимались шитьем лазаретного белья. Люди приносили белье, книги, табак, доставляли во временное пользование кровати. В изготовлении лазаретного белья принимали участие духовные и светские лица, не входившие в состав общественных организаций32.

Местное население помогало организовать досуг проходившим лечение воинам. В «Пермской земской неделе» был помещен материал, содержавший призыв создать библиотеку для раненых и больных воинов. Ее необходимость обосновывалась потребностью осмысления солдатами нового опыта, полученного на войне: «Если прислушаться к разговорам раненых, подметить их настроение, то сразу становится ясно, что в душах этих, так много переживших людей, происходит большая и сложная работа»33. Пермскими жителями были переданы в дар этой библиотеке книги Чехова, Короленко, Толстого и других классиков русской литературы. Сотрудник одной из пермских газет вспоминал: «Я был в одной из палат, когда читали «Четыре дня» Гаршина. Лишь только началось чтение, сразу затихла громадная палата. Сосредоточенное пытливое внимание появилось на исстрадавшихся солдатских лицах. Я не видел другой такой серьезной, вдумчивой аудитории»34.

Для воинов в большинстве местных госпиталей устраивались праздники, особенно рождественские и пасхальные, сопровождавшиеся развлечениями и подарками. Оживленно проходила рождественская елка в госпиталях при епархиальном Романовском женском училище, духовной семинарии, мужском духовном училище. В некоторых театральных номерах принимали участие сами раненые воины35.

Важно отметить, что уральцы принимали активное участие в сборах денежных пожертвований. Они поступали в форме перечислений от организаций и предприятий по квитанционным книжкам, рассылаемым во все уездные комитеты ВЗС36, по подписным листам, собирались в ходе массовых благотворительных акций и мероприятий, в виде индивидуальных взносов37.

В результате совместной деятельности власти и общества в Пермской губернии к 1 января 1915 г. было оборудовано 94 лазарета38, к 1 июня 1915 г. число лазаретов в губернии сократилось до 79. Из них, как сообщалось в докладе Пермскому губернскому земскому собранию, 53 лазарета содержались за счет Всероссийского земского союза, 5 лазаретов - за счет Городского союза, 18 - за счет частных лиц и учреждений и 3 лазарета - за счет Красного Креста39. Екатеринбургский, Верхотурский и Кунгурский уезды были лидерами по численности и оснащенности лазаретов ВЗС на протяжении всего рассматриваемого периода, при этом их количество в 1915-1916 гг. не снижалось40.

Таким образом, в организации обслуживания больных и раненых воинов имело место объединение мероприятий и усилий государственных, общественных учреждений и частных лиц. При этом, как справедливо отмечает И.П. Павлова, единого центра координации помощи нуждающимся раненым и больным солдатам не существовало41.

Щедрое субсидирование государством общественных организаций42 не исключало финансовых трудностей в реализации ими своих задач. Главные комитеты ВЗС и ВСГ нерегулярно перечисляли средства своим учреждениям в Пермской губернии, поэтому земские и городские Думы были вынуждены кредитовать работу местных отделений этих организаций. Главные комитеты оставались должниками органов местного самоуправления Пермской губернии на протяжении всей войны, не погашая кредиты в полном объеме43. В значительной степени из-за недостатка финансирования численность уездных лазаретов в Пермской губернии с 1 июня 1915 г. до 1 сентября 1916 г. сократилась с 59 до 43, а к началу 1917 г. по этой причине в 6 из 12 уездов лазареты закрывались44.

На организации лечения и обслуживания нужд больных и раненых негативно сказывалась недостаточная протяженность железных дорог на территории Пермской губернии. По воспоминаниям пермского губернатора И. Ф. Кошко, Урал к началу Первой мировой войны был обстроен железными дорогами довольно бедно. Учитывая обширную территорию и развитость горного дела, число железных дорог в Пермской губернии было довольно низким45. Только к 5 из 12 уездных городов губернии - Перми, Верхотурью, Екатеринбургу, Камышлову и Кунгуру, было подведено железнодорожное сообщение. Отсутствие железной дороги затрудняло нормальное снабжение лечебных учреждений и доставку в них воинов, в результате чего единственные уездные лазареты в Пермском и Чердынском уездах были закрыты46. В связи с трудностями доставки больных и раненых были закрыты лазареты в Осе47.

Помимо указанных имелись и другие проблемы в сфере организации обслуживания нужд больных и раненых воинов. Власть, опасаясь развития оппозиционных настроений, настороженно относилась к развитию общественной инициативы, созданию автономных объединений. Это проявлялось, в частности, в различных полицейских запретах и ограничениях, касавшихся деятельности ВЗС и ВСГ. Так, в июле 1915 г. Департамент полиции МВД обязал губернаторов выдавать разрешения для проезда на фронт служащим Земского Союза только при предъявлении ими удостоверения о политической благонадежности, выданного местными властями. Перед командировкой служащему Союза необходимо было явиться к ближайшему военному начальнику и заверить подлинность документа48. Недоверие, полицейский контроль и формально-бюрократический подход со стороны правительственных ведомств отрицательно сказывались на сотрудничестве местных организаций Союзов с Главными комитетами и властными структурами49. С другой стороны, лидеры общественных организаций стремились выйти за рамки чисто практической деятельности, выдвигали требования политических реформ, и Пермская губерния не была в этом отношении исключением50. Конфликт правительства и центральных учреждений Союзов на рубеже 19161917 гг. в условиях обострения политического кризиса, нарастание экономических, финансовых трудностей затрудняли работу местных отделений ВЗС. В частности, недостаток сырья, топлива, рабочих рук, скудная финансовая база, разногласия с Губернским и Главным комитетами в утверждении смет51 вызвали в начале 1917 г. спад в деятельности уездных комитетов ВЗС Пермской губернии.

Организация помощи больным и раненым воинам в Пермской губернии была представлена теми же формами и видами, что и в России в целом. Ключевая роль в этом деле принадлежала Пермскому губернскому комитету

Всероссийского земского союза. Сравнительно меньшую роль в организации этой деятельности здесь играл ВСГ. ВЗС контролировал и координировал работу по организации обслуживания и оказанию помощи больным и раненым воинам на территории губернии. Его Пермский комитет собирал сведения о деятельности лечебных учреждений в губернии, распределял раненых и больных воинов по населенным пунктам, устанавливал необходимое число кроватей в госпиталях и лазаретах, организовывал работу по их оборудованию, обеспечению медицинскими кадрами. Комитеты ВЗС аккумулировали денежные и вещевые пожертвования организаций и частных лиц. При участии ВЗС было оборудовано и содержалось большинство лазаретов губернии, а в некоторых заводских поселках они оставались единственными структурами, осуществлявшими помощь больным и раненым воинам.

Учреждения ВЗС создали сеть оборудованных лазаретов, обеспеченных кадрами среднего и высшего медицинского персонала. Солдатам, проходившим лечение в земских госпиталях, оказывалась медицинская помощь, позволявшая абсолютному большинству из них возвращаться в строй действующей армии52, что свидетельствовало об эффективности деятельности лечебных учреждений Земского союза. Несмотря на нарастание противоречий между властью и обществом, организационные и финансовые трудности в деятельности ВЗС в уральской провинции, практическая составляющая в их работе оставалась определяющей в 1914 - начале 1917 г., что очевидно на примере организации обслуживания нужд больных и раненых воинов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Россия и СССР в войнах XX в. Потери вооруженных сил. Статистическое исследование. Под ред. Г. Ф. Кривошеева. М., 2001. С.57.
2 Чистяков О.В. Владивостокский местный комитет Российского общества Красного Креста в годы Первой мировой войны // Россия и ATP. 2010. №1. С.16.
3 Всероссийский Земский Союз помощи больным и раненым воинам. Известия Главного Комитета. 1914. №1. С.11-12; Известия Всероссийского союза городов. 1914. №2. С.58-59.
4 Куликов C.B. Бюрократическая элита Российской империи накануне падения старого порядка (19141917). Рязань, 2004. С.57.
5 Асташов А.Б. Союзы земств и городов и помощь раненым в Первую мировую войну // Отечественная история. 1992. №6. С.170.
6 Юрий М. Общественные организации Российской буржуазии в период Первой мировой войны / Первая мировая война: страницы истории. Черновцы, 1994. С.139-140.
7 Государственный архив Пермского края (далее -ГАПК). Ф.515. Оп.1. Д.12. Л.1-3об.
8 Российский государственный военно-исторический архив (далее - РГВИА). Ф.12564. Оп.1. Д.1176. Л.23.
9 ГАПК. Ф.515. Оп.1. Д.10. Л.5об.
10 Пермская земская неделя. 1915. №7. С.22.
11 Там же. С.23.
12 Там же. С.22-23; Всероссийский Земский Союз помощи больным и раненым воинам. Известия Главного Комитета. 1915. №9. С.40-41.
13 ГАПК. Ф.515. Оп.1. Д.12. Л.1.
14 Государственный архив Свердловской области (далее - ГАСО). Ф.416. Оп.1. Д.1. Л.101.
15 Пермское губернское земство. Журналы Пермского губернского собрания 45-й очередной сессии и доклады комиссии. Пермь, 1915. С.163.
16 Пермская земская неделя. 1915. №8.С.21-22.
17 Судавцов Н.Д. Земское и городское самоуправление России в годы Первой мировой войны. М.Ставрополь, 2001. С.101.
18 Адрес-Календарь и Справочная книжка Пермской губернии. 1915 г. Пермь, 1915. С.84.
19 Пермская земская неделя. 1914. №40. С.21.
20 Там же. С.22; ГАПК. Ф.515. Оп.1. Д.10. Л.31-31об.
21 В число этих 34 лазаретов не входили городской лазарет, железнодорожный, Красного Креста и лазарет при казенной палате. См.: Пермская земская неделя. 1915. №7. С.23.
22 Журналы Пермской Городской Думы за 1914 г. Пермь, 1915. С .484.
23 Астров Н.И. Доклад Главного комитета Всероссийского союза городов об организации союза / Н.И. Астров. М., 1917. С.9-13.
24 Казакова-Апкаримова Е.Ю. Общественная жизнь уральского города в годы Первой мировой войны // Известия Уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2010. №2 (76). С.119.
25 ГАСО. Ф.8. Оп.1. Д.1990. Л.322об.
26 ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.538. Л.207, 256.
27 ГАСО. Ф.416. Оп.1. Д.1. Л.100; Пермская земская неделя. 1915. №7. С.23.
28 ГАПК. Ф.515. Оп.1. Д.9. Л.21-26.
29 ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.538. Л.197.
30 ГАПК. Ф.136. Оп.1. Д.81. Л.22об., 23.
31 ГАПК. Ф.515. Оп.1. Д.12. Л.2.
32 Пермское губернское земство. Журналы Пермского губернского собрания 45-й очередной сессии и доклады комиссии. Пермь, 1915. С.146.
33 Пермская земская неделя. 1914. №37. С.25.
34 Там же.
35 Пермские ведомости. 1916. №4. C.3.
36 Пермская земская неделя. 1914. №41. С.23.
37 ГАПК. Ф.535. Оп.1. Д.2. Л.6.
38 ГАСО. Ф.416. Оп.1. Д.1. Л.103.
39 Журналы Пермского губернского земского собрания 53-й чрезвычайной сессии и доклады управы сему собранию. Пермь, 1915. С.27.
40 Баженова К.Е., Поршнева О.С. Эволюция деятельности организаций Всероссийского земского Союза и Всероссийского Союза городов на Среднем Урале в годы Первой мировой войны (1914 - февраль 1917). Саарбрюккен, 2011. С.140.
41 Павлова И.П. Социальное попечение в России в конце XIX - начале XX века: Автореф. ... дисс. докт. ист. наук. (07.00.02.) . СПб., 2004. С.29.
42 Куликов C.B. Финансовые аспекты деятельности российских благотворительных организаций военного времени (июль 1914 - февраль 1917 г.) // Благотворительность в истории России: новые документы и исследования. СПб., 2008. С.387-391.
43 Баженова К.Е., Поршнева О.С. Эволюция деятельности организаций Всероссийского земского Союза и Всероссийского Союза городов на Среднем Урале в годы Первой мировой войны (1914 - февраль 1917). Саарбрюккен, 2011. С.63-64.
44 Там же. С.140.
45 Кошко И.Ф. Воспоминания губернатора. Пермь (1911-1914) / Сост. Н.Г. Павловский. Екатеринбург, 2007. С.148-149.
46 Пермская земская неделя. 1915. №8. С.27; №15. С.29.
47 Журналы Осинского уездного земского собрания 46-й очередной сессии 1915 года. Оса, 1916. С.204.
48 ГАСО. Ф.62. Оп.1. Д.441. Л.45об.
49 Баженова К.Е., Поршнева О.С. Эволюция деятельности организаций Всероссийского земского Союза и Всероссийского Союза городов на Среднем Урале в годы Первой мировой войны (1914 - февраль 1917). Саарбрюккен, 2011. С.64-70.
50 Сидоренко Н.С. Эволюция политической атмосферы провинциального общества в условиях Первой мировой войны (на примере губерний Урала) // Россия и Первая мировая война: экономические проблемы, общественные настроения, международные отношения. Сборник статей. /Отв. ред. Ю.А. Петров. М., 2014. С.150.
51 ГАПК. Ф.571. Оп.1. Д.1. Л.15.
52 Журналы Пермского губернского собрания 58-й чрезвычайной сессии и доклады Управы сему собранию. Пермь, 1916. С.9.

THE ORGANIZATION OF SERVICING OF SICK AND WOUNDED SOLDIERS IN HOSPITALS AND INFIRMARIES OF THE ALL-RUSSIAN ZEMSKY UNION IN THE 1914 - THE EARLY 1917

(ON MATERIALS OF THE PERM PROVINCE)

© 2018 O.S. Porshneva

Ural Federal University, Ekaterinburg

The article deals with the organization of treatment and maintenance of social needs of sick and wounded soldiers during the First World War on the materials of the institutions of the All-Russian Zemsky Union that operated on the territory of the Perm province. The problem is analyzed on the basis of empirical data from published and archival sources. The thesis is substantiated that the All-Russian Zemsky Union, its provincial Committee, and departments played the main role in organizing the servicing of the needs of the sick and wounded on the territory of the Perm province. The author focuses on the main directions of their activity in this sphere: creation and equipment of a network of hospitals and infirmaries, providing them with personnel, solving issues of financing, coordination and control, attracting and using money and clothing donations from organizations and the population. She stresses the role of amateur public associations (Trustees, Ladies& committees, Committees of Zemstvo servants, etc.), various forms of institutionalization of public initiative, and private charity in servicing the needs of sick and wounded soldiers. The author substantiates the thesis about uniting the efforts of the authorities and public organizations in this matter despite of a number of problems and difficulties in its implementation. She has revealed the peculiarities of the organization of treatment and maintenance of social needs of the sick and wounded soldiers by the Zemsky Union in the Perm province.

Olga Porshneva, Doctor of History, Professor, Head of the Department of History and Social Technologies. E-mail: porshneva@yandex.ru

СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БОЛЬНЫЕ И РАНЕНЫЕ ВОИНЫ ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА ПЕРМСКАЯ ГУБЕРНИЯ service maintenance sick and wounded soldiers world war i perm province
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты