Спросить
Войти

Девятые аркаимские чтения "Горизонты цивилизации. Вода в истории и современности: ресурс, образ, символ"

Автор: указан в статье

DOI: 10.31168/2412-6446.2018.3-4.4.02

Девятые аркаимские чтения «Горизонты цивилизации. Вода в истории и современности: ресурс, образ, символ»*

Екатерина Николаевна Струганова младший научный сотрудник, Институт славяноведения Российской академии наук. Ленинский пр., 32А, Москва, Россия, 119991. lu4.solnza@gmail.com

Аннотация

Данная статья освещает проведение Девятых Аркаимских чтений «Горизонты цивилизации. Вода в истории и современности: ресурс, образ, символ», которые состоялись в Аркаиме, в Музее Природы и Человека.

Девятые аркаимские чтения, стихия воды, Аркаим, экология, ценности.

The Ninth Arkaim Symposium

"The Horizons of Civilization. Water in History

and Modernity: Resource, Image, Symbol"

Ekaterina N. Struganova Junior Researcher, Institute of Slavic Studies, Russian Academy of Sciences. Leninsky Prospect, 32A, Moscow, Russia, 119991. lu4.solnza@gmail.com

Abstract

This article presents a review of the Ninth Arkaim Conference "The horizons of civilization. Water in history and modernity: resource, image, symbol", which took place in Arkaim, in the Nature and Human Museum.

The Ninth Arkaim symposium, element of water, Arkaim, ecology values.

* Участие в конференции, подготовка публикации и доклада, а также данная хроника финансировались из гранта РФФИ № 18-512-76003 «Лингвистическая и этнокультурная динамика традиционных и нетрадиционных ценностей в славянском мире» в рамках Программы ЕКА.№^КШСаЦ 2018 (проект #472-LED-SW).

О ^ мая 2018 г. прошли Девятые аркаимские чтения «Гори-А* зонты цивилизации», посвященные теме «Вода в истории и современности: ресурс, образ, символ». Их организаторами выступили различные научно-исследовательские, учебные и медиа-центры; председатель оргкомитета — М.В. Загидуллина. На конференции обсуждались вопросы, находящиеся в ведении различных наук: экологические, культурные, аксиологические, лингвистические, археологические. Вода, как культурный символ и как жизненно важная для человека субстанция, получила освещение с перечисленных выше ракурсов. Данное научное мероприятие стало началом целого цикла конференций в Аркаиме, которые будут посвящены первоэлементам.

Стоит сказать несколько слов о месте проведения чтений. Аркаим находится на Южном Урале, недалеко от деревни Александровка, где при строительстве водохранилища был найден древний город круглой формы. Строительство водохранилища на реке Большая Караганка было приостановлено. Территория города (XX-XVII вв. до н.э.) сейчас почти полностью скрыта под землей в целях его сохранения. В городе были обнаружены колодцы, система канализации, керамика, остатки колесниц и другие объекты. Находка представляет собой исключительную ценность и входит в ряд подобных ей городов или (прото)городов на Южном Урале и в Монголии. В наши дни здесь создан музей, проводятся конференции. Это место почитается как «важная энергетическая точка», сюда съезжаются люди, исповедующие разные религии и занимающиеся духовными практиками.

Конференция была разделена на три пленарных заседания. Все они, как уже было сказано, были объединены темой воды, ее местом в истории и культуре человечества. Организаторы выделили два главные направления работы конференции — гуманитарное (теоретическое) и экологическое (практическое). Первая секция — историко-филологическая — включила в себя доклады о поэзии, современных ритуальных практиках, о воде в культурах ханты и манси, в древнегреческой мифологии, японской культуре и в Ригведе. Каждый доклад сопровождался вопросами и оживленной дискуссией.

В докладе М.В. Загидуллиной (Челябинск, Челябинский государственный университет) сравнивались эпитеты, используемые со словом «вода» в поэзии А.С. Пушкина и в «Антологии русской поэзии» 2016 г., где были опубликованы произведения 109 анонимных авторов (что дает выборку языка определенного среза). Оказалось, что эпитеты в данном сборнике разнообразнее, хотя во время дискуссии и было отмечено, что было бы интересно сделать выборку ряда авторов, например, 1816 г. — для чистоты эксперимента.

С.М. Шакиров (Челябинск, Челябинский государственный университет) сделал доклад о мотиве водной глади как цивилизационном коде русской поэзии. Водная гладь, по М.Н. Эпштейну, является частью русского нациоСлавянский мир в третьем тысячелетии

2018 • № 3-4 • Выпуск 13

нального пейзажа. В докладе исключительно интересно анализировалось стихотворение А.А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека»: первая строфа представляет собой жизнь, а вторая — смерть, где смерть — это опрокинутое через «ледяную рябь канала» отражение жизни.

Т.В. Волдина (Ханты-Мансийск, Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок) и В.К. Ледков (Ханты-Мансийск, Театр обско-угорских народов «Солнце») рассказали о мифологических представлениях о воде в культуре казымских хантов. Так, в культуре хантов почитаются духи воды: отец Jigk-Wsrt и его дочь Jigk-Wsrt Evi, которая прошла три испытания и стала править вместе с отцом. Также у хантов существуют представления об огненной воде, которая является первостихией, давшей жизнь всему.

С.А. Попова (Ханты-Мансийск, Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок) продолжила тему с докладом о воде в ритуалах северных манси, где тоже существует поверье о дочери водного царя Вит хон аги, которой приносят в жертву животных, так как она считается более кровожадной, чем ее отец. У манси весьма распространены представления о разнообразных духах водоемов, которые выступают в женской ипостаси; в обращении к водным мифологическим персонажам используют слово «бабушка».

Т.В. Кудрявцева (Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена) рассказала о воде в древнегреческой мифологии. В ее докладе была упомянута исключительно интересная практика проклятий, запечатленных на свинцовых табличках, большая часть которых касается судебных тяжб. Сами таблички бросали в колодцы (и были найдены в колодцах). Предположительно логика использования табличек таким образом заключается в метафорическом переносе качества воды холодная на закрепление, заморозку самого проклятия.

М.Г. Смирнов (Челябинск, Челябинский государственный университет) сделал доклад о воде в восточной философской традиции, опираясь преимущественно на материалы Ригведы. Докладчик вывел пять состояний воды, упомянутых в текстах: вода как «небесные воды», олицетворяющие переход потенциального в реальное; водоемы; вода как влага, являющаяся носителем сомы (божественного напитка); вода в общепринятом смысле и персонифицированная вода (например, реки Шатадру, Випаша, Сарасвати, Инд и др.).

В этой же секции выступила Е.Н. Струганова (Москва, Институт славяноведения РАН) с докладом «Болгарское благопожелание да ти върви (като) по вода и аксиология воды в болгарской культуре». Автор рассказала о реализации витальных ценностей с помощью магической практики поливания водой вслед уходящему или перед ним, сопровождающейся упомянутым в названии доклада благопожеланием.

Второе пленарное заседание было полностью посвящено формированию образа воды в медиапространстве. Так, Э.В. Булатова (Екатеринбург,

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина) выступила с докладом «Концепт "вода" в современной ме-диакоммуникации», в котором проанализировала специфику концепта на примере изданий «Эксперт» и «Русский репортер». Свой метод автор называет «когнитивно-дискурсивный анализ», в ходе которого выявляются позитивные и негативные признаки концепта. Все они касаются трех больших тематических групп: стихийные бедствия, водопользование, традиции.

В докладе В.В. Антроповой (Челябинск, Челябинский государственный университет) «Вербализация концепта "вода" в рекламном дискурсе» было проанализировано содержание понятия, исходя из его суггестивной способности: как рекламные тексты и изображения достигают своего эффекта? Автор выявляет ядерную зону значения — «бесцветная, прозрачная жидкость» — и периферийную зону, для формирования которой задействован метафорический перенос. Все эти данные объясняют специфику рекламы воды.

В докладе А.И. Агапова (Челябинск, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет) и К.В. Киуру (Челябинск, Челябинский государственный университет) «От природных свойств воды к формированию образа luxury — продукта: рекламные практики как инструмент символизации» анализировались ролики дорогих брендов бути-лированной воды и способы данных брендов обращаться к заложенным в языке ценностям: вода — молодость, вода — золото и т.д.

В докладе А.А. Селютина (Челябинск, Челябинский государственный университет) «Образ воды в гейм-журналистской практике (на примере обзоров "World of Warcraft")» прослеживается путь репрезентации воды от «пиксельных», то есть весьма условных картинок, к полноценному ресурсу создания атмосферы игры. Наибольший интерес у аудитории вызвала иерархия стихий в играх и фильмах, использующих магические миры: в каких-то вселенных магия воды считается самой слабой, почему? Докладчик объяснил, что для игр такая иерархия уже уходит в прошлое и что победа игрока достигается знанием приемов, которые позволяют противодействовать любому виду магии (в том числе огонь-вода).

Третье пленарное заседание было посвящено археологии и экологии.

О.Ю. Цитцер (Минприроды России, Центр «Эко-Согласие») представила доклад «Состояние и перспективы использования водных ресурсов планеты: результаты 8-го "Всемирного водного форума"», Бразилия-2018, и сообщила для широкой публики информацию о том, как на международном уровне обсуждаются вопросы водосбережения. Одной из интересных секций на форуме была межконфессиональная, где представители разных религий и конфессий выработали совместную декларацию, касающуюся водных ресурсов.

Д.С. Бугаев (Варшава, Варшавский университет) в докладе «Археологическое исследование искусственных источников воды пшеворской культуры» рассказал о раскопках на территории Польши, в зоне строительства

Славянский мир в третьем тысячелетии | 2018 • № 3-4 • Выпуск 13

трассы А2, и о колодцах, найденных в границах поселений пшеворской культуры на данной территории. Докладчик очертил круг использования колодцев в пшеворской культуре и обозначил их типизацию, исходя из цели применения: колодцы для гончарных работ, для металлургических работ; отдельно — цистерны для промывки льна и шерсти, цистерны для промывки зерна, основания для мельниц.

Заключительным стал доклад Г.Б. Здановича, зам. директора по научной работе заповедника, — «Аркаим: водоснабжение и водопользование». В нем была представлена не только сложнейшая система водоснабжения Аркаима в прошлом, но и поставлены вопросы: что такое цивилизация и можно ли считать техническое совершенство, которое демонстрирует (прото) город Аркаим, признаком цивилизации?

По итогам работы конференции издан сборник, где можно прочитать статьи докладчиков и многие другие работы, так как было предусмотрено и заочное участие.

Девятые аркаимские чтения не только смогли осветить проблематику воды в человеческой цивилизации, но и поставить вопрос о ее роли в построении последней. Современные экологические проблемы, несомненно, выводят и на совершенно иной уровень обобщения: уничтожение воды ощущается как уничтожение культуры и жизни в целом. Актуализация представлений о воде как о ценности приведет к более сознательному водопользованию и бережному отношению к данному ресурсу.

Литература

1. Горизонты цивилизации. Материалы Девятых аркаимских чтений 22-25 мая 2018 года / ред. Загидулина М.В. Аркаим; Челябинск, 2018.
2. Иванов Вяч.Вс. Двадцать лет спустя о доводах в пользу расселения носителей индоевропейских диалектов из Древнего Ближнего Востока // У истоков цивилизации. Сб. статей к 75-летию Виктора Ивановича Сарианиди / ред. Косарев М.Ф., Кожин П.М., Дубова Н.А. М.: Старый сад, 2004.

References

1. Zagidulina, M.V., 2008. Gorizonty tsivilizatsii. Materialy Devyatykh arkaimskikh chtenij 22-25 maya 2018 goda [Horizons of civilization. Ninth Arkaim Conference Proceedings, 22-25, May 2018]. А^т; Chelyabinsk.
2. Ivanov, Vyach.Vs., 2004. Dvadtsat& let spustya o dovodakh v pol&zu rasseleniya nositelej indoevropejskikh dialektov iz Drevnego Blizhnego Vostoka [Twenty years later. Arguments in favour of the resettlement of speakers of Indo-European dialects from the Ancient Middle East]. In: Kosarev, M.F., Kozhin, P.M., Dubova, N.A., eds. 2004. U istokov tsivilizatsii. Sb. statej k 75-letiyu Viktora Ivanovicha Sarianidi [Origins of civilization. Dedicated to the 75th anniversary of Viktor Iva-novich Sarianidi]. Moscow, p. 59.
the ninth arkaim symposium element of water arkaim ecology values ДЕВЯТЫЕ АРКАИМСКИЕ ЧТЕНИЯ СТИХИЯ ВОДЫ АРКАИМ ЭКОЛОГИЯ ЦЕННОСТИ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты