Спросить
Войти

2008. 02. 001. Ясуда Ёсинори. Рыбоядные и плотоядные цивилизации. Ясуда Ёсинори. Гёсёку-но буммэй. Никусёку-но буммэй // Нихон кэнкю: - Киото, 2007. - n 35. - С. 491-526. - Яп. Яз

Автор: указан в статье

ФОРМАЦИИ, ЦИВИЛИЗАЦИИ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

2008.02.001. ЯСУДА ЁСИНОРИ. РЫБОЯДНЫЕ И ПЛОТОЯДНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

ЯСУДА ЁСИНОРИ. Гёсёку-но буммэй. Никусёку-но буммэй // Нихон кэнкю: - Киото, 2007. - N 35. - С. 491-526. - Яп. яз.

Профессор Международного центра японоведения (Киото) продолжает популярную в японской науке традицию изучения влияния природно-климатических факторов на культурную (цивилизационную) типологию. Основы ее были заложены философом Вацудзи Тэцуро, опубликовавшим в 1935 г. книгу «Фу:до»\ а в послевоенное время это направление получило развитие в работах Сабата Тоеюки и Умэсао Тадао.

«Этос цивилизации зависит от того, что человек ест» (с. 494), а доступная для питания человека пища определяется природными условиями соответствующего региона.

Среди современных сторонников такого подхода к типологии цивилизаций доминирует теория двух основных ее типов: 1) земледельческого и 2) скотоводческого. Цивилизации первого типа возникли у народов, занятых в основном земледельческим трудом; они почти не разводят домашний скот, для которого нужны большие пастбища, не питаются мясом, молоком, молочными продуктами, животными жирами. Это цивилизации, озабоченные сохранением леса и флоры. В скотоводческих цивилизациях на первом месте стоит разведение домашнего скота (прежде всего, овец и коз). Народы этого типа цивилизаций пьют молоко, едят мясо и молочные продукты, ведут борьбу за пастбища. Эти различия предопределили и поведенческое, и ментальное своеобразие народов

1 Вацудзи Тэцуро. Фу:до. - Нингэнгакутэки ко:сацу (Климат. Антропологический анализ). - Токио: Иванами сётэн, 1935. - Яп. яз.

этих типов цивилизаций. Первые цивилизации можно определить как «цивилизации красоты и милосердия» (би то дзихи-но буммэй), цивилизации политеизма и анимизма; вторые же - как «цивилизации силы и борьбы, цивилизации, занимающиеся скотоводством» (титра то то:со:-но буммэй: до:буцу буммэй), монотеистические цивилизации (с. 495). «Цивилизации силы и борьбы» созданы народами суходольных полей и выращивания рогатого скота, живущими в поясе зимних осадков, а «цивилизации красоты и милосердия» - народами лесов, рисоводами и рыболовами, живущими в зоне летних осадков» (с. 496). «В основе появления в “цивилизации силы и борьбы” монотеизма и в “цивилизации красоты и милосердия” политеизма прежде всего различия в климате» (там же).

В исторической экотопии цивилизаций к скотоводческим относятся месопотамская, древнеегипетская, древнеиндийская и китайская цивилизация реки Хуанхэ, к земледельческим - китайская цивилизация реки Янцзыцзян, японская периода Дзёмон, цивилизации майя, маори, андские и полинезийские цивилизации.

Вместо описанной типологии цивилизаций (скотоводческие и земледельческие) автор предлагает различать: цивилизации кочевого скотоводства, цивилизации суходольного земледелия (выращивание пшеницы и других зерновых) и домашнего скотоводства, а также рисоводческие и рыболовецкие цивилизации (с. 502). Однако в своем анализе он игнорирует цивилизации кочевого скотоводства.

Основными факторами, способствовавшими формированию различий между всеми цивилизациями, были осадки, их количество и сезонность (с. 498).

По климатическим условиям материковая Азия делится на большую муссонную Азию, большую засушливую Западную Азию и Северную Азию.

В муссонной Азии, где ежегодно в среднем выпадает более 2000 мм осадков, преимущественно летом, основная зерновая культура - рис, а в ее реках водится много рыбы, являющейся основным источником протеина для народов этой зоны. Поэтому эти народы приняли стиль жизни, связанный с рисо- и рыбоядением.

Этот стиль жизни неприемлем для народов Западной Азии, климат которой отмечен незначительным среднегодовым количеством осадков, выпадающих преимущественно в зимние месяцы.

В таком климате главной культурой являются зерновые (пшеница). Более того, не богатые рыбой реки заставляют живущие в этом районе народы для восполнения дефицита животного белка заниматься разведением овец и коз.

Народы Западной Азии в течение долгого времени вели экспансионистский образ жизни. Они стремились к повышению урожая соответствующих этому климату зерновых и расширению пастбищ. Однако их старания привели к разным результатам у разных народов и цивилизаций. В некоторых цивилизациях леса были уничтожены, в других же удалось сохранить и леса, и водные ресурсы для продолжения благополучной человеческой жизни.

Сложившиеся в древности четыре великие цивилизации -месопотамская, египетская, индийская и китайская цивилизация реки Хуанхэ - были цивилизациями смешанного типа хозяйства (взращивание зерновых культур и домашнее скотоводство - овцеводство и козоводство). Этот тип цивилизации, в основе которой лежит этос экспансионизма, «силы и борьбы», стал основой для западной цивилизации, предопределив ее индивидуализм, культ личной свободы, а также недоверие к человеку.

В полосе, протянувшейся от Израиля до Месопотамии, возникла цивилизация, связанная с выращиванием пшеницы, овцеводством и козоводством. До 10 000 г. до н.э. этот район был покрыт густыми лесами, но к 5000 г. до н.э. они полностью исчезли вследствие постоянной и интенсивной вырубки их. Овцы и козы буквально «съели» леса.

Во время расцвета древнегреческой цивилизации Греция также была покрыта густыми лесами. Однако вырубка лесов привела к обеднению почвы и сокращению выноса питательных веществ через реки в море, в результате чего в нем понизилось содержание планктона и рыбы лишились своего источника питания. Средиземное море стало «мертвым».

После Х11 в. н.э. центр цивилизации переместился в Западную Европу. С расцветом средневековой цивилизации многие лесные угодья были превращены в пашни. К ХУ11 в. в Англии, Германии и Швейцарии были уничтожены более 70% лесов. Сегодняшние леса в Западной Европе являются в основном результатом начатого в ХУШ в. человеком процесса их восстановления.

Сильное похолодание в Европе в ХУ11 в. и эпидемия чумы стали причинами голода и эмиграции людей из Европы в Америку, где усилиями европейских переселенцев и их потомков за 300 лет было уничтожено 80% лесов.

В 40-х годах Х1Х в. европейские переселенцы прибыли в Новую Зеландию, и здесь их усилия привели к уничтожению лесов. Только за 20 лет с 1880 по 1900 г. 40% новозеландских лесов было вырублено.

Сходная картина наблюдалась и в Северо-Восточном Китае (Маньчжурии), жители которого занимались разведением овец и коз. Во времена династии Мин (1368-1644) эти районы были покрыты лесами, полностью уничтоженными во времена стремительного развития этих районов в начале династии Цин (1644-1912).

Европейская цивилизация, господствующая сегодня в мире, основана на традициях неполивного земледелия и скотоводства. Основным источником влаги для хозяйствования в ней являются дожди, а при использовании дождевой воды нет необходимости думать о соседе и нужной для его сельскохозяйственных работ влаге. Условия аграрного труда в Европе позволяют крестьянину быть независимым индивидуалистом, не думающим о необходимости сотрудничества с односельчанами в перераспределении вод для орошения полей и ориентированным на экспансию и отвоевание у лесов пространства для своей деятельности. Именно в таких цивилизациях рождается утопия рая.

В отличие от этого в рисо- и рыбоядных цивилизациях господствует дух преклонения перед природой и любви к ней, дух коллективизма, альтруизма и милосердия, рожденный обстоятельствами жизнедеятельности в этих районах. В Японии, например, условия жизни и труда препятствовали формированию независимого индивида, человек доверял природе, и на этом основывалось его доверие к другому человеку, прежде всего к соседу.

Лишь сохранение и распространение духа милосердия и взаимопомощи, свойственного этому типу цивилизации, позволят в будущем спасти мир, полагает автор.

М.Н. Корнилов

ИСТОРИЯ ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты