Спросить
Войти

К вопросу об экономической безопасности Таджикистана

Автор: указан в статье

AZIMOV A.D.

INTROD UCTION OF MARKETING CONCEPTS IN THE ENTERPRISES OF AGRICULTURE OF SOGD AREA

In conditions of market relations introduction of marketing concept in the agricultural enterprises promote competitiveness of the enterprise. Application of methods of new the concept in the organization, management of productions and its realization in the consumers markets increases economic efficiency of the enterprise in agrarian sector.

ОРИФОВ А.О.доктор экономических наук, профессор ТГУПБП, БЛИНИЧКИНА Н.Ю.-аспирант ТГУПБП. К ВОПРОСУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТАДЖИКИСТАНА Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство.

Обеспечение безопасности как на глобальном, так и на региональных уровнях является ключевой проблемой всей системы международных отношений. Окончание холодной войны, исчезновение восточного блока и дальнейшее развитие процесса глобализации, ведущего к усилению взаимозависимости государств и ставящего мир перед необходимостью решения стоящих перед ним проблем совместными усилиями всего мирового сообщества, — все это, тем не менее, не означает окончательного решения проблем безопасности. События последних лет свидетельствуют о том, что сегодняшний мир не стал более стабильным и безопасным.

Сегодня наиболее актуальными являются вопросы, связанные с угрозами национальной безопасности государства. На национальном уровне экономическая безопасность все больше становится главной составляющей стабильности государства. Она сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля, включая представителей спецслужб. Связано это, прежде всего, с тем, что экономическая сфера государства является стержневой и определяет жизнеспособность прочих сфер. Влияние экономической сферы на другие более ощутимо, чем влияние этих сфер на нее. Соответственно и экономическая безопасность является доминирующей по отношению к прочим видам безопасности.

На Западе широко распространен подход, согласно которому экономическая безопасность рассматривается как обеспечение живучести национальной экономики в условиях мировых экономических кризисов. В последние годы понятие экономической безопасности было дополнено таким

признаком, как способность к обеспечению конкурентоспособности национальной экономики или ее ведущих отраслей на мировой арене.

Данное понятие имеет сложную структуру и означает, во-первых, способность экономики поддерживать суверенитет страны и геополитическое положение в мире, адаптироваться к новым условиям развития; во-вторых, системную оценку состояния экономики с позиции защиты национальных интересов страны; в-третьих, готовность институтов власти противодействовать угрозам и вызовам постиндустриального развития путем повышения эффективности и результативности управления, а также создания экономических и правовых условий, исключающих криминализацию.

Практический опыт разных стран свидетельствует, что угрозы национальной безопасности могут долгое время не проявляться в открытой и острой форме, однако это не означает, что нам ничего не угрожает или что любой кризис можно легко пережить. Для своевременного предотвращения угроз национальным интересам государства в сфере экономики целесообразно осуществлять постоянный мониторинг индикаторов экономической безопасности.

Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности. Они характеризуют предельные величины, игнорирование которых препятствует нормальному ходу развития экономики и социальной сферы и приводит к формированию разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения.

Для оценки степени экономической безопасности важны не столько сами показатели, сколько их пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономики.

Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.

Пороговые значения должны приобрести статус одобренных или утвержденных на государственном уровне количественных параметров, соблюдение которых должно стать непременным элементом правительственных прогнозов и программ развития, а также разработки бюджетов. К сожалению, этого не произошло, утвержденных количественных параметров пороговых значений до сих пор нет.

В практике иностранных государств применяются различные системы критериев экономической безопасности. В частности, было выделено 19 таких показателей, отражающих наиболее важные участки в реальном и финансовом секторах экономики, в социальной сфере. Среди них такие, как ВВП на душу населения в % от общемирового (пороговое значение 100%), доля машиностроения (пороговое значение 20%) и обрабатывающей

промышленности (пороговое значение 70%) в промышленном производстве, объемы инвестиций в % к ВВП (пороговое значение 25%, по Таджикистану 3,8%), расходы на научные исследования (пороговое значение 2%, по Таджикистану 0,02%), расходы на оборону (пороговое значение 3%, по Таджикистану 0,18%), доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума (пороговое значение 17%), уровень безработицы (пороговое значение 7%), уровень инфляции (пороговое значение 20%, по Таджикистану 13%), объем внешнего долга (пороговое значение 25%, по Таджикистану 28,59%) и т.д.1

Сегодня очевидно, что наша республика по большинству показателей оказалась в зоне риска.

С позиций национальной безопасности Таджикистана, именно экономика - его наиболее слабое звено. Экономика Республики Таджикистан в настоящее время переживает переходный период становления экономических отношений рыночного типа. Переход к рыночным формам хозяйствования предполагает серьезные преобразования структуры управления экономикой и изменение принципов руководства, а также создание новых экономических, политических и других механизмов организации экономической деятельности.

В период с 1992 по 1998 гг. происходил существенный спад производства и усиление зависимости от иностранных государств. Не смотря на то, что в последние годы наблюдается стабильный рост экономики Таджикистана, экономические проблемы, возникшие в указанный период, все еще представляют существенную угрозу национальной безопасности.

Можно выделить следующие наиболее вероятные угрозы экономической безопасности Республики Таджикистан, на локализацию которых должна быть направлена деятельность органов государственной власти.

Потеря экономической независимости.

В настоящее время степень экономической зависимости страны от внешнего мира является неприемлемо высокой. До 70 % продовольствия, потребляемого населением, поступает из-за рубежа. Размеры выплат по внешним долгам превышают возможности нашей экономики. Страна вынуждена подстраивать свою экономическую политику под универсалистские требования международных экономических организаций, нередко не учитывающие в должной мере национальную специфику, а иногда и действующие прямо во вред таджикской экономике.

Принято считать, что для стран, претендующих на экономическую самостоятельность, доля в экспорте обрабатывающей промышленности, должна составлять не менее 40 %, в том числе не менее 10 % должно приходиться на высокотехнологическую и наукоемкую продукции. Экономика оказалась в структурном отношении еще более искаженной 1 Таджикистан: 15 лет государственной независимости. Статистический сборник - 2008

удельный вес добывающих отраслей увеличился настолько, что составляет сегодня основу производства Республики. Сократилась доля перерабатывающей промышленности, промышленность, выпускающая конечную продукцию с высокой степенью обработки, вовсе отсутствует. С точки зрения специализации нашей страны на мировом рынке, и с точки зрения структуры капитальных вложений, определяющей будущую структуру экономики, Таджикистан приобрел типичные черты сырьевой колонии.

Необходимо остановится на еще одном способе утраты национальной безопасности Республики Таджикистан. Дело в том, что низкая экономическая активность не только не позволяет поддерживать хотя бы простое воспроизводство, обороноспособность и достигнутые параметры благосостояния. Она исключает обеспечение минимально необходимого уровня хозяйственного освоения территории страны и содержания наличной инфраструктуры. Это выражается в массовом оттоке населения, в резком учащении катастроф и аварий в базовых отраслях: на транспорте, в энергетике.

Импортозависимость.

Исходя из критериев экономической безопасности, соотношение экспорта и

импорта при стабильном состоянии экономики должно быть 50% к 50%

внешнеторгового оборота. Когда импорт превышает установленный порог в

50% возникает опасность импортозависимости. В 2007 году в Таджикистане
1 2 импорт составлял около 65% , а по Согдийской области 78% . Подобное

положение осложняется еще и тем обстоятельством, что четверть

таджикского импорта составляют российские товары, то есть возникает

торговая зависимость республики от одного внешнеторгового партнера.

Массовая безработица.

Предпосылки экономической напряженности создают растущий уровень безработицы. Очевидно, что это приводит к тому, что постоянно воспроизводится угроза социальных конфликтов. Пороговым уровнем принято считать до 10% от числа трудоспособных. В Республики Таджикистан этот порог давно уже превышен. Подобное социальное положение приводит к массовой миграции населения в поисках заработка. Можно отметить, что трудоспособное население переселяется за рубеж, что может привести к тому, что в пределах республики останется лишь нетрудоспособное население.

На этом фоне возникает проблема обнищания населения.

Мировое сообщество в лице соответствующих организаций ООН давно признало, что часовая заработная плата ниже трех долларов является предельной. Она выталкивает работника за пороговую черту его жизнедеятельности, за которой идет разрушение трудового потенциала

1 Таджикистан: 15 лет государственной независимости. Статистический сборник - 2008
2 Статистический ежегодник Согдийской области - 2007

экономики. Наша средняя заработная плата сегодня приблизительно равна 30 центам.

Снижение реальных доходов населения привело к снижению потребления. В последние годы снизилось душевое потребление мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов. Большая часть населения совершенно отказалась от потребления рыбы и рыбопродуктов. Возникает угроза массового недоедания и даже голода в стране. Уже сегодня дефицит белка в питании крайне высок, что приводит к массовому заболеванию лейкемией. Обеспеченность витаминами, определяющая иммунитет к болезням, сократилась до 50% от нормы.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала

страны.

Научно-технический потенциал в свете сложившихся условий заметно снизился за годы, прошедшие после обретения Таджикистаном

независимости. Обвальное падение производства парализовало спрос на научно-исследовательскую работу. Одновременно резко сократились

бюджетные ассигнования на науку.

Доля ассигнований на науку в индустриально развитых странах составляет не менее 2% от ВВП (это, по мнению Совета безопасности и является пороговым значением). Считается, что если в течение 5-7 лет расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки не превышают 1% от ВВП, то в стране наступают необратимые процессы в разрушении научно-технического потенциала.

Однако расходы государственного бюджета на науку в 2008 году составили

0,02%. Подобная тенденция сохраняется уже на протяжении нескольких лет. Наука и научное обслуживание превратились из наиболее престижной и обеспеченной материально сферы деятельности в одну из самых низкооплачиваемых. Практически полностью прекратились закупки приборов, оборудования и материалов, подписка на иностранную литературу и периодику. Предоставленные самим себе научные учреждения и институты бьются за выживание, озабочены поисками денег на оплату коммунальных услуг.

Указанные проблемы являются основными. Однако они вызывают ряд других не менее сложных проблем, решение которых невозможно без решения проблем, их вызвавших. В основе всей сложившейся ситуации лежит крайняя нужда республики в энергоресурсах. И пока энергетический дефицит не будет устранен, обеспечения экономической безопасности в республики достигнуть не удастся. На этом фоне строительство ГЭС является стратегически важным.

Проблема экономической безопасности Таджикистана сложна в силу своей многоаспектности и нуждается в предварительной научной проработке как теоретико-методологических вопросов, так и определение основных направлений, форм и методов реализации полученного знания.

В основе концепции национальной безопасности Республики Таджикистан должны лежать следующие принципы:

- соблюдение Конституции Таджикистана и законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности;

- единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;

- приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности;

- реальность выдвигаемых задач с учетом имеющихся ресурсов, сил и средств;

- соблюдение норм международного права и законов при осуществлении мер принудительного характера (в том числе с использованием военной силы);

- сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей, в соответствии с устройством РТ, части полномочий в этой области органам местного самоуправления.

Составной частью концепции национальной безопасности должна быть концепция экономической безопасности. Разработка концепции экономической безопасности в Республике Таджикистан должна стать основой для принятия законов и важнейшим инструментом проведения экономической политики на внутреннем и внешнем уровнях, так как экономическая безопасность решает задачи реализации долгосрочных перспектив развития национальной экономической системы.

Применяемые государством защитные, регулятивные и меры прямого воздействия должны быть направлены на поддержание качественного состояния экономических отношений за счет пресечения и ограничения развития кризисных явлений в сфере экономики. Эти меры должны сопровождаться соответствующими механизмами их применения. Причем экономическая безопасность должна обеспечиваться не каким-то одним органом, а поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.

Литература:

1. Андрей Илларионов. Показатели экономической безопасности по методике С. Глазьева. — http://www.libertarium.ru/libertarium/86483
2. Д.А. Дедов. Экономическая безопасность — часть национальной безопасности государства. — http://www.itsec.ru/articles2/actual/ ekonom_bezopasn_chast_nac_bezopasn_gosudarstva
3. М.Арсентьев. Экономическая безопасность. — http://www.nasledie.ru/ politvnt/19_33/article.php?art=52
4. Статистический ежегодник Согдийской области - 2007
5. Таджикистан: 15 лет государственной независимости. Статистический

сборник - 2008

ОРИФОВ А.О., БЛИНИЧКИНА Н.Ю.

ДАР МАСЪАЛАИ АМНИЯТИ ИЦТИСОДИИ ТОЦИКИСТОН

Дар мацола зикр гардидааст, ки таъмини амнияти щтисодии давлат ин кафолати рушд ва оромии он мебошад. Кайд гардидааст, ки баури таъмини амнияти ицтисодии кишвар имрузуо бояд чорауои мушаххас аз цабили такмили барномаи рушди ицтисоди, ташкили робитауои уамкори дар тамоми зинауои мацомоти уокимияти давлати баури татбици ин барнома амали карда шуда, баури ноил гардидан ба уадафуои дар пеш гузошташуда бояд тамоми меъёруои цонунгузории соуа риоя гарданд.

ORIFOVA.

BLINICHKINA N.

ABOUT ECONOMIC SAFETY OF TAJIKISTAN

The economic safety of the state is the guarantee of promotion and peace. To provide this safety we need to work out economical development program, to strengthen cooperation relations.

ТОДЖЗОД Д. Х., к.э.н,

доцент.

ХАФИЗОВА П.А.,

преподаватель ТГУПБП.

ДЕТСКАЯ ЗАНЯТОСТЬ В ДОМАШНЕМ ХОЗЯЙСТВЕ И СЕМЬЕ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ТАДЖИКИСТАНА (материалы опроса и обследований)

Проблема экономики сельской семьи в связи с занятостью её членов в рамках семьи относится к числу малоисследованных.

До становления рыночных отношений государственная политика была направлена на максимальное высвобождение занятых в личном подсобном и домашнем хозяйстве и направление их в общественное производство. Однако механизм хозяйствования экономики сельской семьи был достаточно прочным, традиционно крепким, и она находила многие пути негласного противодействия политике государства. Это было связано с тем, что экономика сельской семьи играла важную роль в обеспечении благосостояния её членов. Роль детей в экономике сельской семьи достаточно высока в призме выполнения ими в рамках семьи разнообразных трудовых функций. Многочисленные исследования ученых стран ближнего и дальнего зарубежья свидетельствуют о том, что сельские женщины не желают иметь более 4-5 детей, однако их высокая экономическая роль в семье заставляет иметь больше детей.

Эти вопросы в условиях рыночных отношений приобрели ещё большую значимость. В настоящее время роль общественного хозяйства (колхозы, совхозы, межхозы) в формировании доходов сельской семьи незначительна и поэтому основной упор для выживания семьи делают на

потребность в безопасности обеспечение безопасности ключевая проблемая система международных отношений стабильность государства конкурентоспособность поддерживать суверенитет геополитическое положение ИНДИКАТОРЫ постоянный мониторинг
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты