ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
УДК 94/99
Д. С. ОРЛОВ
Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина, г. Бийск
ЭВОЛЮЦИЯ СТРУКТУРЫ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 60-х -ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 80-х ГОДОВ ХХ ВЕКА_______________________________________________________
В статье анализируются структурные изменения, происходившие в аграрном секторе в середине 1960-х — первой половине 1980-х гг. Вопросы изменения соотношения форм собственности в сельском хозяйстве исследуются на материалах регионов Западной Сибири. Автор сделал вывод о том, что массовое преобразование коллективных хозяйств в совхозы, проходившее в конце 60-х — начале 70-х годов ХХ века было вызвано политическими и экономическими соображениями и усилило государственный контроль над аграрной сферой, стало формой огосударствления сельского хозяйства. Дальнейший рост государственного сектора происходил за счет разукрупнения совхозов, создания новых совхозов и подсобных хозяйств промышленных предприятий и организаций.
Система сельского хозяйства Западной Сибири, как и всей страны, сложилась в результате длительного и сложного процесса осуществления аграрных преобразований в деревне. На начало рассматриваемого периода общественный сектор сельского хозяйства региона структурно был представлен в основном колхозами и совхозами. Другие формы хозяйств (учебные хозяйства, подсобные сельские хозяйства промышленных предприятий, опытные станции) играли вспомогательную роль.
Преобладающей формой организации сельского хозяйства в Западной Сибири на начало рассматриваемого периода были колхозы — 1050 предприятий, совхозов насчитывалось 844. Практические во всех регионах кооперативные хозяйства преобладали численно. Так, в Алтайском крае их насчитывалось соответственно 386 против 227 совхозов, в Омской области — 193 против 167 государственных предприятий. В двух областях — Тюменской и Новосибирской соотношение типов хозяйств было равным. Только в Кемеровской области в 1965 году совхозы преобладали численно (118 против 66 хозяйств) и составляли 2/3 от общего числа сельхозпредприятий [1-10].
Критикуя ошибки в руководстве сельским хозяйством в предшествующий период, Л. И. Брежнев и окружавшие его функционеры не подвергали сомнению целесообразность инициированного Н. С. Хрущёвым процесса укрупнения хозяйств и преобразования колхозов в совхозы. В связи с этим во второй половине 1960-х - первой половине 1970-х гг. расширение совхозного сектора за счёт колхозного продолжилось, хотя его темпы были не такими высокими, как в предшествующие годы.
Процесс преобразования колхозов в совхозы, вызванный сближением государственной и кооперативно-колхозной форм хозяйствования, начался в Западной Сибири значительно раньше, еще в 50-е годы ХХ века. Так, в 1959 — 1965 гг. колхозная система уменьшалась в среднем почти на 200 хозяйств в год [11]. Максимальное же количество преобразований в рассматриваемый период произошло на первом этапе, в 1966— 1975 гг. Так, за этот промежуток времени в регионе были ликвидированы 298 сельхозартелей и создан 501 совхоз [1 — 10]. Наиболее интенсивно этот процесс происходил в Алтайском крае, где колхозный сектор уменьшился на 144 предприятия, а совхозный — увеличился на 152 хозяйства, а также в Томской области, где численность сельхозартелей уменьшилась в 4 раза (с 84 до 20), а государственный сектор вырос на 91 хозяйство (с 16 до 107) [1, 3]. Массовое преобразование колхозов в совхозы имело место и в национальных районах региона. Если в Горно-Алтайской автономной области, структурно входившей в состав Алтайского края, в 1970 году соотношение между различными типами хозяйств было примерно равным — 31 совхоз и 29 колхозов (52 % к 48 %), то к 1976 году государственный сектор стал явно доминировать — 33 совхоза и 21 колхоз (61 % и 39 %). В Шебалинском районе, насчитывающем в 1970 году четыре совхоза и десять колхозов, к 1975 году осталось всего шесть государственных сельхозпредприятий [12]. В других регионах Западной Сибири сокращение числа кооперативных хозяйств шло более медленными темпами. Так, в Омской области число колхозов сократилось на 29, в Новосибирской — на 17, в Тюменской — на 34 хозяйства. В то же время численность сельхозартелей в Кемеровской области не изменилась [2, 4 — 9].
Разница в темпах реструктуризации колхозного сектора сельского хозяйства была обусловлена позицией региональных и местных властей. В Новосибирской области в 1975 году областное руководство обосновывало необходимость реорганизации в совхозы 31 колхоза. Вышестоящим инстанциям сообщалось, что данные экономически слабые сельхозартели расположены в районах, где преобладал совхозный сектор, и что преобразование их в совхозы позволит сделать сельхозпредприятия данных территорий однотипными, а это, в свою очередь, облегчит руководство производством, поспособствует созданию благоприятных условий для его дальнейшего подъёма [13].
В Тюменской области в 1972 году необходимость преобразования объяснялась значительными убытками колхозов Вагайского, Уватского, Ярковского и Сорокинского районов от сильного наводнения. При этом в письме тюменского облисполкома содержалась информация о том, что общий ущерб от наводнения составил 7,8 млн руб., но при этом Госстрах возместил сельхозпредприятиям всего 1,7 млн руб. Названные сельхозартели по состоянию на 1 января 1970 года имели убыток на сумму более 2 млн руб. и отсроченной ссудной задолженности на 3,8 млн руб. Предоставление указанным колхозам новой отсрочки привело бы лишь к увеличению их долгов, погасить которые они бы не смогли. Также сообщалось, что в случае преобразования по бюджету будет списано краткосрочных ссуд на 2,9 млн руб., долгосрочных ссуд — на 0,4 млн руб., выделено на гарантированную оплату труда 0,3 млн руб., и отсрочено платежей на капитальные вложения на 3,5 млн руб. [14].
Первый секретарь Кожевниковского райкома КПСС Томской области Чекулаев В. И., выступая на XXI районной партийной конференции 19 декабря 1970 года, подверг резкой критике итоги работы колхозов района за восьмую пятилетку. С рентабельностью в 20 — 25 %, с выработкой на одного колхозника в 3,2 тыс. руб. в год, зарплаты от денежных доходов в 57 — 70 %, сельхозартели имели на 1 декабря долг 1,5 млн руб. Также сообщалось, что преобразование кооперативных предприятий в совхозы поведёт рост зарплаты ещё на 20 % только за счёт ввода сибирского коэффициента. Кроме того, первый секретарь отмечал, что преобразование всех 6 колхозов района в совхозы было произведено исключительно в целях интенсификации сельскохозяйственного производства, более эффективного использования земли и капитальных вложений в сельское хозяйство [15].
На V пленуме Омского обкома КПСС 17 февраля 1967 года первый секретарь С. И. Манякин высказал критические замечания руководителям колхозов Омского района, которые не могли обеспечить молоком, овощами и картофелем горожан, несмотря на доведённое задание. Район снизил площади овощных культур с 1,2 тыс. га в 1965 году до 0,7 тыс. га в 1967 году, также значительно уменьшились площади картофеля. Но руководители хозяйств, вопреки планам специализации, сделали акцент на производстве зерна, так как это было экономически более выгодным. Так, в 1965 году производство зерновых культур в колхозах района увеличилось на 280 %, в 1967 году — на 177 %. В 1969 году вместо 12 колхозов Омского района было организовано семь новых картофелеводческих совхозов [16].
В Томской области в 1966 году откормочный совхоз «Бакчарский» Бакчарского района был укрупнён за счёт земель и общественного имущества колхоза «Путь Ленина». Присоединение объяснялось тем, что в колхозе работал всего 101 колхозник, площадь сельскохозяйственных угодий составляла 2,4 тыс. га и хозяйство имело задолженность на сумму
Незначительно совхозный сектор рос в связи с созданием новых совхозов. В соответствии с приказом МСХ РСФСР №400 от 26.10.1966 года в Омской области за счёт разукрупнения девяти существующих совхозов были созданы шесть новых совхозов. Так, на базе совхоза «Великорусский» был создан молочно-мясной совхоз «Ермолаевский», за счёт земель и имущества совхоза «Вольновский» — овцеводческий совхоз «Большевик» и др. [18].
Аналогичные процессы происходили в республике и в стране. В 1965— 1971 гг. в СССР на базе колхозов было организовано 3,6 тыс. совхозов или 46 % от их общего количества. В совхозы, как правило, преобразовывались колхозы, имевшие слабую материально-техническую базу, раздробленное по нескольким населённым пунктам производство. В РСФСР за годы восьмой пятилетки реструктуризации подверглись 2,2 тыс. сельхозартелей и было создано 2,3 тыс. совхозов. В итоге, в 1970 году 53 % вновь созданных совхозов принесли убытки 322 млн руб., в 1971 году более половины таких хозяйств также были убыточны [19].
Таким образом, в годы восьмой и девятой пятилеток увеличение количества совхозов происходило по нескольким причинам. Во-первых, это преобразование колхозов в совхозы. Таким путем местные власти стремились быстрее и за счет государства поднять уровень жизни колхозников, обеспечив их пенсиями и гарантированными льготами, предусмотренными для рабочих совхозов. Во-вторых, значительная часть преобразований проводилась в форме укрупнения колхозов и совхозов за счет небольших колхозов, что было связано с реализацией курса на ликвидацию мелких, неперспективных деревень.
На втором этапе, в годы десятой и одиннадцатой пятилеток процессы преобразования замедляются. В 1976— 1985 годах число сельхозартелей в Западной Сибири сократилось всего на 13 предприятий (с 752 до 739). В то же время совхозный сектор увеличился с 1345 до 1512 хозяйств [1 — 10]. Спецификой этого периода было то, что основной прирост количества государственных предприятий наблюдался за счет разукрупнения совхозов и создания новых сельхозпредприятий. В пригородных районах региональные власти ставили задачу создания сети крупных, легко управляемых совхозов для обеспечения потребностей городского населения в продукции растениеводства и животноводства. Часть колхозов и совхозов становились подсобными предприятиями крупных заводов и фабрик. Кроме того, зачастую преобразования стали мотивироваться необходимостью реализации курса по развитию межхозяйственной кооперации, определенного в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1976 года «О дальнейшем развитии специализации и концентрации сельскохозяйственного производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции» [20]. Так, согласно распоряжению Совета министров РСФСР, Чемровский совхоз в Алтайском крае был разукрупнён на овоще-молочный совхоз «Шубенский» и Чемровский птицезавод. Последний позже вошел в состав треста «Алтайпти-цепром» в качестве государственного племенного птицезавода [17].
В Омской области преобразование пяти колхозов в три новых совхоза региональные власти мотивироОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
вали необходимостью осуществления мероприятий по специализации и концентрации на базе межхозяй-ственной кооперации и финансовыми затруднениями колхозов. Задолженность преобразуемых сельхозартелей перед государством составляла 27 миллионов рублей. В Омском районе вместо колхозов им. К. Маркса и «Власть труда» были созданы совхозы «Чернолучинский» и «Власть труда». В Большеуков-ском районе на базе колхозов «Пламя», им. Тельмана и «Память Ильича» был сформирован совхоз «Фир-стовский». В Томской области шесть кооперативных хозяйств, входивших в состав объединения по откорму крупного рогатого скота, были преобразованы в совхозы. Данная мера объяснялась тем, что особенности управления производством в колхозах создают определённые трудности в руководстве объединением [21].
В Тюменской области совхоз «Фрунзенский» был разукрупнен на совхоз «Фрунзенский» и откорм-совхоз «Полино-Ашлыкский», а совхоз «Дубынский» на совхоз «Дубынский» и откормсовхоз «Грачёв-ский». Оба откормсовхоза вошли в состав областного объединения «Скотопром» [22].
За годы десятой и одиннадцатой пятилеток процессы преобразования замедлились и в республике, и в стране. Так, в РСФСР количество сельхозартелей уменьшилось всего на 800 (с 12,9 до 12,1 тыс. предприятий), а государственный сектор вырос на 2,2 тыс. хозяйств (с 10,2 до 12,4 тыс.) [10].
Таким образом, структура аграрного сектора Западной Сибири в рассматриваемый исторический период претерпела значительные изменения. Преобладающим стал государственный сектор, структурно представленный 1512 совхозами. Колхозный сектор региона, уменьшившийся за 20 лет на 38 %, включал в себя 739 сельхозартелей. Ситуация в регионах Западной Сибири была схожей. Если в 1965 году в Омской области функционировало 193 колхоза и 167 совхозов, то к 1985 году в регионе было уже 155 сельхозартелей и 232 совхоза, в Томской области количество колхозов сократилось с 84 до 20, в то же время совхозный сектор увеличился на 94 предприятия (с 16 до 110). Минимальным было сокращение числа колхозов в Кемеровской области (всего пять предприятий), зато совхозный сектор вырос на 85 единиц. В Тюменской области число сельхозартелей сократилось на 27 % (34 предприятия), при этом численность совхозов увеличилась на 84 % (106 хозяйств) [1 — 10]. В Новосибирской области соотношение между кооперативными хозяйствами и государственными предприятиями было равным в начале рассматриваемого периода, однако к 1985 году 2/3 аграрного сектора региона было структурно представлено совхозами [23].
К 1985 году все регионы Западной Сибири можно было условно разделить на две группы. К первой группе, где удельный вес сельхозартелей составлял 30 % и менее, относились преимущественно районы нового промышленного освоения — Кемеровская, Томская и Тюменская области. Вторую группу представляли основные поставщики сельхозпродукции — Алтайский край, Новосибирская и Омская области, удельный вес колхозного сектора в которых был выше 30 % [1 — 10].
Кроме того, к 1985 году от 3 до 6 процентов сельскохозяйственной продукции в Западной Сибири производилось на подсобных предприятиях заводов и фабрик. В Кемеровской области насчитывалось 499 таких хозяйств, в Томской области — 47, в Алтайском крае — 310, в Тюменской области — 220,
в Новосибирской области — 279 [24 — 28]. Распространенными подсобные сельхозпредприятия были и в других регионах. Аналогичной была ситуация в республике и в стране. В середине 1980-х годов в РСФСР работало 2079 подсобных хозяйств с площадью угодий почти 1,3 млн га. К 1986 году в СССР функционировало 21,9 тыс. подсобных хозяйств [29, 30]. Таким образом, государственный сектор аграрного производства увеличивался ещё и за счёт роста численности подсобных предприятий.
В целом, процесс эволюции агарного сектора Западной Сибири в рассматриваемый исторический период проходил в два основных этапа. На первом этапе, в годы восьмой и девятой пятилеток, продолжалась практика преобразования колхозов в совхозы, имевшая неоднозначные последствия. С одной стороны, вновь созданные совхозы усилили государственный контроль над селом и обеспечили большую долю валовой продукции, чем колхозы. С другой — перевод колхозов в совхозы кардинально не улучшал уровня жизни и не давал новых возможностей профессионального роста работников. Эти процессы, происходившие во второй половине 60-х — начале 70-х годов ХХ века были вызваны политическими и экономическими соображениями и усилили государственный контроль над аграрной сферой, стали формой огосударствления сельского хозяйства. Дальнейший рост государственного сектора в сельском хозяйстве, замедлившийся на втором этапе (вторая половина 70-х — первая половина 80-х годов), происходил за счет разукрупнения совхозов, создания новых совхозов и подсобных хозяйств промышленных предприятий и организаций.
При этом следует иметь в виду, что принципиальной разницы между этими двумя формами организации сельскохозяйственного производства не было. Коллективные хозяйства в рассматриваемый исторический период перестают быть таковыми и фактически превращаются в государственные сельскохозяйственные предприятия. Их отличие от совхозов можно провести только по формальноправовым признакам. Основные и оборотные средства в колхозах и произведенная ими продукция юридически находились в коллективной (кооперативной) собственности их членов, однако на практике фактически неограниченным владельцем колхозного имущества являлось государство. Разница между совхозами и колхозами была лишь в размерах: последние, как правило, были меньше. Однако и здесь различия постепенно сглаживались. Наиболее показательными признаками превращения колхозов в государственные предприятия стали изменение их внутрихозяйственной структуры и внедрение новой системы оплаты труда, гарантировавшей зарплату членам колхозов на уровне тарифных ставок работников совхозов [31].
Сохранявшиеся в стране и Западной Сибири к середине 1980-х годов различия между колхозами и совхозами были незначительны. Хозяйственная практика в советской действительности приводила к унификации форм собственности. Колхозы приближались к совхозам по степени вовлечённости в товарноденежные отношения, обращения с частным хозяйством и по характеру мотивации управления. Совхозы приближались к колхозам по степени их финансовой независимости.
Библиографический список
пятилетке. — Омск, 1986. — С. 38.
ОРЛОВ Дмитрий Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории и права, заместитель декана по учебной работе факультета истории и права.
Адрес для переписки: orlovd2010@mail.ru
Статья поступила в редакцию 22.01.2013 г.
© Д. С. Орлов
УДК 94(47) 084.3 в. И. ТЕТЕРИН
Пермская государственная сельскохозяйственная академия
ЗЕМСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ВОПРОСЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.
(НА МАТЕРИАЛАХ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ)
В статье рассматривается деятельность Пермского губернского земства по политическому воспитанию населения. В существующей на сегодняшний день обширной историографии местного самоуправления имеются лишь отдельные отрывочные сведения о роли земства в политическом просвещении населения. Необходимость проведения специальной работы по политическому просвещению широких народных масс стала ощущаться вскоре после февральских событий 1917 г. В очень короткие сроки земства смогли значительно повлиять на ситуацию в губернии. Программа земства по политическому воспитанию масс положила начало формированию правового сознания населения.
Построение в современном правовом государстве гражданского общества является на сегодняшний день одной из приоритетных задач развития России. В условиях укрепления государственной вертикали власти огромное значение приобретают взаимоотношения местного самоуправления и центральной власти. Обратная связь между властными структурами, местным самоуправлением и гражданским обществом страны существенно оптимизируется в условиях осуществления в масштабах страны программы по политическому воспитанию населения. Радикальные общественно-политические изменения, проходившие в России в конце ХХ в., поставили вопросы политического воспитания и просвещения масс в ряд наиболее обсуждаемых в обществе.
В этой связи представляется актуальным обращение к истории возникновения и реализации идеи политического воспитания населения в начале ХХ в. Наиболее показательным в этом отношении представляется период коренной ломки политической
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ