Спросить
Войти

День русского инвалида в Польше в 1920-1930-е гг

Автор: указан в статье

УДК 94:355.292.4(438)"192/193"

https://doi.org/10.24158/fik.2018.1.26

Микуленок Александра Андреевна

кандидат исторических наук, преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия

ДЕНЬ РУССКОГО ИНВАЛИДА В ПОЛЬШЕ В 1920-1930-Е ГГ.

Mikulenok Aleksandra Andreevna

PhD in History, Lecturer, General Studies Department, North Caucasus Branch of Russian State University of Justice

THE DAY OF RUSSIAN DISABLED PERSONS IN POLAND IN THE 1920-1930S

Аннотация:

Статья посвящена вопросам финансового положения инвалидов-эмигрантов в Польше, в частности рассматривается проблема организации и проведения так называемого Дня русского инвалида в Польше. Основная цель его проведения заключалась в привлечении дополнительного финансирования на нужды русских инвалидов-эмигрантов. Кроме того, День русского инвалида должен был напоминать не только эмигрантам, но и гражданам стран-реципиентов о тяжелом финансовом и правовом положении инвалидов, проживавших в условиях эмиграции. День русского инвалида имел большое значение как для инвалидов-эмигрантов, так и для эмигрантов в целом вплоть до начала Второй мировой войны. При работе над статьей были использованы архивные материалы из так называемого Пражского архива, хранящегося в Государственном архиве Российской Федерации.

эмигранты, русскоязычное население, благотворительность, российская эмиграция, Польша, революция, репатриация, культура, Гражданская война.

Summary:

The paper discusses the financial status of the disabled emigrants in Poland; in particular, it reviews the arrangement problems of the Day of Russian Disabled Persons in Poland. The main purpose of this event was to attract the additional funding for Russian disabled emigrants. Moreover, the Day of Russian Disabled Persons had to remind both the emigrants and the citizens of recipient countries of precarious financial and legal situation of emigrants with disabilities. The Day of Russian Disabled Persons was of great importance for disabled emigrants as well as for emigrants as a whole until the beginning of the Second World War. The study is based on the documents from the Prague Archive which is kept in the State Archive of the Russian Federation.

emigrants, Russian-speaking population, charity, Russian emigration, Poland, revolution, repatriation, culture, Civil War.

В последнее время все больше исследователей уделяют внимание истории российской эмиграции, в частности вопросам правового положения российских эмигрантов. Однако, как правило, ученые рассматривают эту проблему либо с социально-правовой точки зрения [1], либо раскрывая положение отдельных групп эмигрантов, в том числе и военных [2], но при этом обходя стороной благотворительные организации, которые оказывали материальную и правовую помощь одной из наиболее незащищенных частей российской эмиграции - военным инвалидам [3].

После революционных событий в России среди эмигрантов наравне со всеми остальными оказались и инвалиды - участники боевых действий Первой мировой и Гражданской войн. К 1926 г. официально насчитывалось более 5 тыс. инвалидов, а к 1928 г. - около 6 тыс. [4, л. 20-20 об.]. Среди всех категорий эмигрантов именно они оказались наиболее незащищенными как с материальной, так и с социально-правовой стороны. Для решения этих вопросов в Польше в середине 1920-х гг. был организован Союз русских военных инвалидов - эмигрантов (первоначально он назывался Группа (кружок) русских инвалидов, а с 1927 г. - Секция русских военных инвалидов -эмигрантов при Виленском русском обществе (ВРО)), главная задача которого заключалась в оказании материальной, моральной и правовой помощи военным инвалидам - эмигрантам, проживавшим на территории Польши. Для оказания материальной помощи Союзом и был организован так называемый День русского инвалида [5].

Впервые День русского инвалида прошел в Праге 22 (9) мая 1926 г. и был приурочен ко Дню святого Николая Чудотворца - покровителя русских воинов. Празднование Дня русского инвалида по местным условиям могло быть перенесено на другой день. Так, например, было сделано в Польше в 1928 г., когда мероприятие было перенесено на 20 мая. Основные цели проведения Дня русского инвалида заключались в привлечении дополнительных средств в Союз на покупку собственного помещения, для организации общежитий и различных мелких трудовых предприятий, где военные инвалиды - эмигранты могли бы получить работу. Кроме того, собранные средства шли на оказание дополнительной помощи особо нуждавшимся, оплату лечения больных (протезирование, приобретение лекарственных средств и др.) и т. д. Однако от 10 до 25 % от собранной суммы в День русского инвалида необходимо было перечислять в Главное правление (Главный

комитет по сбору средств при Зарубежном союзе русских военных инвалидов). Сумма отчисления напрямую зависела от численности членов Союза: до 100 человек - 10 %, свыше 100 - 25 %. Однако все собранные средства принадлежали не местным Союзам, а всему Зарубежному союзу русских военных инвалидов - эмигрантов. К 1 октября окончательно определялась сумма сбора в каждом Союзе, которая потом переводилась в Главное правление в Париже. Кроме того, ежегодно собиралась сессия из представителей Союзов, которая распределяла собранные средства между всеми Союзами в зависимости от общего числа инвалидов и необходимости. Указанная сумма целый год служила источником выдачи пособий в экстренных случаях и на лечение, приобретение лекарственных препаратов, покупку протезов и т. д. Кроме того, дополнительно выделялось ежемесячное пособие инвалидам, не имевшим права на получение пособия от правительства, т. е. состоявшим под «опекой» Союза. Ежемесячно эта сумма составляла 205 злотых, что в год равнялось 2 460 злотым. Семьям умерших инвалидов пособия выделялись отдельно из «капитала вдов и сирот» [6, л. 11; 7, л. 32; 8, л. 3; 9, л. 20-20 об.; 10, л. 105].

Непосредственно в Польше приоритет при распределении средств, собранных в День русского инвалида, отдавался покупке и устройству инвалидного дома. Связано это было с тем, что Союз не имел собственного помещения, поэтому его приходилось арендовать у частных лиц (для инвалидных домов, помещений, в которых организовывались различные рабочие артели и общежития). Ежегодно по окончании срока аренды Союз находился на грани выселения на улицу из-за нежелания арендодателя продлевать договор аренды, поэтому приходилось соглашаться на повышение оплаты. Первопричины этого заключались в том, что найти новое помещение было очень трудно в первую очередь из-за нежелания арендодателей сдавать их большой группе людей. Кроме того, возникало множество проблем как организационного, так и материального характера, связанных с переездом и ремонтом помещений [11, л. 11].

Организацией Дня русского инвалида в Польше занималось Правление Союза русских военных инвалидов-эмигрантов. Программа празднования Дня русского инвалида была приблизительно одинаковая для всех мест его проведения: накануне и непосредственно в сам День русского инвалида священнослужители служили панихиду по павшим русским воинам и проводили кружечный сбор на территории своего прихода в пользу инвалидов. Зачитывались доклады на военные темы или сообщения о положении инвалидов или благотворительных организаций за рубежом, средства за входные билеты шли в пользу инвалидов. Проводились различные концерты, в том числе и «летучие» (артисты переходили из одного места в другое для исполнения своей концертной программы), в ресторанах и других местах со сборами в пользу Союза. Кроме того, организовывались театральные представления или кинематографические показы с отчислением определенного процента от доходов в пользу инвалидов. Большой популярностью пользовались и благотворительные балы, совмещенные с концертами. Проводились различные спортивные состязания со сборами в пользу инвалидов. Распространялась однодневная газета «Русский инвалид», специально издаваемая к этому дню в Париже, стоимостью в 1 злотый. Помимо этого, в День русского инвалида обнародовались различные призывы (посредством периодической печати) к русским и иностранным организациям с просьбой организовать сборы в пользу инвалидов [12, л. 11; 13, л. 32; 14, л. 199].

Например, в Вильно День русского инвалида в 1928 г. проводился 1 июня. Праздничную программу открывало вступительное слово одного из организаторов Дня русского инвалида, членов Правления Союза русских военных инвалидов или видных общественных деятелей. После этого началась концертная программа, состоявшая из романсов, декламации стихов или отрывков из произведений русских писателей, арий из опер (ария Добрыни из оперы «Добрыня Никитич»), юморесок (юмористических пьес), серенад, русских песен. После концерта были танцы и устраивалась «американская лотерея» с розыгрышем радиоаппарата и бутылки шампанского [15, л. 89].

В феврале 1928 г. в торгово-промышленном клубе был проведен благотворительный концертный бал русских военных инвалидов - эмигрантов в Варшаве, главной целью которого являлся сбор средств на нужды русских инвалидов - эмигрантов. Концертная программа состояла из двух частей: в первой прозвучали арии из опер как российских, так и иностранных авторов, русские народные танцы, романс «Страстно и нежно», русские песни под аккомпанемент саксофона; во второй - ноктюрны Ф. Шопена, декламация стихов и прозы, балетные сценки («Рапсодия», «Рондо», «Гавот», «Мазурка», «Тарантелла», «Эксцентрик»), исполнялись русские песни, кроме того, выступил архиерейский хор под управлением О.С. Матвийца. Мероприятие началось в 20:00, после концерта выступили кабаре, цыганский хор под управлением П.Е. Ельца, духовой джаз-банд под управлением Тельмашевского. Завершился вечер танцами [16, л. 3; 17, л. 11, 20].

Огромное значение имела и помощь, оказываемая частными лицами. Например, Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Милица Николаевна в мае 1929 г. пожертвовала ко Дню русского инвалида 300 изданных ею портретов генералиссимуса А.В. Суворова стоимостью не менее 5 франков каждый, с тем чтобы доход с их продаж пошел на пользу инвалидов [18, л. 138; 19, л. 264].

Не менее важную роль в жизни Союза играла церковь. Например, в 1929 г. архиепископ Феодосий разрешил Союзу русских военных инвалидов - эмигрантов в Польше проводить еженедельные тарелочные сборы в церквях Вильно в пользу инвалидов, их вдов и детей, а также на открытие приюта для калек-инвалидов. Кроме того, ежегодно ко Дню русского инвалида с разрешения Варшавской епархии проводились кружечные сборы в пользу инвалидов-эмигрантов в православных приходах. Однако вскоре возник конфликт между Русской православной церковью в Польше и Союзом русских военных инвалидов - эмигрантов, суть которого заключалась в том, что собранные средства ко Дню русского инвалида не были переданы в фонд Союза. В решении этого инцидента участвовал непосредственно сам председатель Главного правления Зарубежного союза русских военных инвалидов генерал Н.Н. Баратов, так как на попытки руководства местного Союза решить проблему митрополит Дионисий отвечал, что «все собранные средства принадлежат непосредственно всем русским инвалидам, проживающим на территории Польши, а не только членам Союза». По этой причине митрополит отказался не только передать собранные средства в кассу Главного правления (согласно Уставу Союза все церковные сборы по всему зарубежью направлялись непосредственно в кассу Главного правления независимо от того, есть ли в данной стране местное представительство Союза или нет). Более того, митрополит Дионисий отказался даже предоставлять какую-либо информацию о собранной сумме. Аргументировано это было тем, что согласно местному законодательству средства, собранные в православных храмах в Польше, могут расходоваться только среди населения, проживавшего в стране. В сложившейся ситуации Канцелярия РПЦ предложила предоставить список инвалидов, проживавших в Польше и нуждавшихся в материальной помощи, дабы иметь возможность оказывать им помощь. Во избежание дальнейших недоразумений и конфликтов канцелярия РПЦ рекомендовала нуждающимся подавать прошения в двух экземплярах: один - в Союз, а другой - на имя митрополита Дионисия [20, л. 199, 205, 213, 264]. К началу 1931 г. Синод удовлетворил 61 прошение на общую сумму 2 475 злотых [21, л. 167].

Таким образом, День русского инвалида играл важную роль в жизни военных инвалидов -эмигрантов не только в Польше, но в других странах-реципиентах вплоть до начала Второй мировой войны. Этот день служил напоминанием о тяжелой участи инвалидов-эмигрантов и являлся одним из главных способов привлечения дополнительного финансирования путем организации благотворительных сборов и различных мероприятий.

Ссылки:

1. Бочарова З.С. Правовое положение русских беженцев во Франции в 1920-1930-е годы // Россия и современный мир. 2017. № 2 (95). С. 161-176 ; Cohen A.J. "Our Russian Passport": First World War Monuments, Transnational Commemoration, and the Russian Emigration in Europe, 1918-39 // Journal of Contemporary History. 2014. Vol. 49, no. 4. Р. 627-651. https://doi.org/10.1177/0022009414538469 ; Frank M., Reinisch J. Refugees and the Nation-State in Europe, 1919-59 // Journal of Contemporary History. 2014. Vol. 49, no. 3. Р. 477-490. https://doi.org/10.1177/0022009414529318.
2. Ратушняк О.В. Казачество в эмиграции (1920-1945 гг.). Краснодар, 2013 ; Чапыгин И.В. Казачья эмиграция в Китае : монография. Иркутск, 2014. 171 с.
3. Абисогомян Р. Роль русских военных деятелей в общественной и культурной жизни Эстонской Республики 19201930-х гг. и их литературное наследие : дис. ... magister artium. Тарту, 2007 ; Смирнов С.В. Объединения российских военных инвалидов в Китае (1920-1940-е гг.) // Военно-исторический журнал. 2017. № 1. С. 84-89.
4. ГАРФ (Гос. арх. Рос. Федерации). Ф. Р-7502. Оп. 1. Д. 4. Л. 20-20 об.
5. Там же. Д. 3. Л. 170 ; Д. 1. Л. 15.
6. Там же. Д. 26. Л. 11.
7. Там же. Д. 2. Л. 32.
8. Там же. Д. 50. Л. 3.
9. Там же. Д. 4. Л. 20-20 об.
10. Там же. Д. 45. Л. 105.
11. Там же. Д. 3. Л. 11.
12. Там же. Д. 26. Л. 11.
13. Там же. Д. 2. Л. 32.
14. Там же. Д. 3. Л. 199.
15. Там же. Д. 26. Л. 89.
16. Там же. Д. 50. Л. 3.
17. Там же. Д. 3. Л. 11, 20.
18. Там же. Д. 26. Л. 138.
19. Там же. Д. 3. Л. 264.
20. Там же. Д. 26. Л. 199, 205, 213, 264.
21. Там же. Д. 41. Л. 167.
ЭМИГРАНТЫ РУССКОЯЗЫЧНОЕ НАСЕЛЕНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКАЯ ЭМИГРАЦИЯ ПОЛЬША РЕВОЛЮЦИЯ РЕПАТРИАЦИЯ КУЛЬТУРА ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА emigrants
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты