Спросить
Войти

Особенности государственно-правового регулирования предпринимательской деятельности в России xix начала XX века

Автор: указан в статье

Особенности государственно-правового регулирования предпринимательской деятельности в России XIX начала XX века

Т.В. Карпенкова

Рассмотрена эволюция организационно-правовых форм предпринимательства в России в XIX — начале XX в., участия государства и общества в этом процессе. Показано, что уже в начале указанного периода были законодательно оформлены три типа деловой организации, наиболее распространенные и в наши дни: акционерные общества, простые и коммандитные товарищества. Отмечается большое значение этих мер для подъема экономики, стирания сословных различий (дворяне, чиновники и даже церковь могли с этого момента легально участвовать в предпринимательской деятельности) и прогрессивного развития страны в целом. Приведены статистические данные о быстром распространении всех видов предпринимательства в России в начале ХХ в., а также некоммерческих объединений, способствующих их деятельности (биржи, предпринимательские союзы и др.).

Значительный вклад в дело становления и развития предпринимательства в России сыграла в ХК в. законодательная база. Первые законодательные акты, регулировавшие акционерную деятельность, были изданы при Александре I. В 1805 г. в связи с возникшим иском кредиторов к Акционерной компании по строительству кораблей, образовавшейся в Петербурге в 1772 г., последовал указ императора Сенату, в котором разъяснялось «правило, что акционерная компания отвечает одним складочным капиталом и, следовательно, ни один из акционеров ее при неудачах не теряет свыше вложенного в компанию капитала» [1, с. 17].

В связи с этим можно сделать вывод о том, что это провозглашение в общем виде принципа ограниченной ответственности акционеров прозвучал в России за 50 лет до того, как он окончательно восторжествовал в Западной Европе. Данные идеи очень ценились российскими учеными и общественными деятелями - М.М. Сперанским, Н.И. Тургеневым, М.И. Туган-Барановским.

Новые организационно-правовые формы объединения купцов, а именно: товарищества полные и товарищества на вере - были утверждены Манифестом от 1 января 1807 г. «О даровании купечеству новых выгод, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий» [2, ст. 63]. Первое представляло собой объединение предпринимателей, действовавших совместно с солидарной ответственностью по делам предприятия всем своим имуществом, участник одного торгового дома не мог одновременно участвовать в другом. В товариществе на вере, помимо

вышесказанного, в дело привлекались один или несколько вкладчиков со стороны, несших ответственность только в пределах стоимости своих вкладов. Вместе с тем они лишались права принимать какие-либо обязательства делового характера от имени этого дома. В соответствии с Уставом торговым в название товариществ на вере после перечисления фамилий, составивших данное товарищество, должно было следовать «... и Ко» [3, с. 23].

Таким образом, российское законодательство начала XIX в. предполагало деятельность двух видов предпринимательских объединений: торгового дома (полного и на вере) и акционерной компании (или «товарищества на паях») [1, с. 17-22].

Главные различия между ними сводились к тому, что участие в торговом доме влекло за собой полную имущественную ответственность каждого из товарищей по всем делам организованного предприятия, в то время как участие в акционерной компании предусматривало лишь ограниченную ответственность пайщиков в пределах их вкладов в основной капитал, т.е. произошло сужение круга товарищей до небольшого числа знакомых и доверяющих друг другу лиц.

В акционерных же компаниях круг акционеров был довольно широк, что подразумевало свободный переход акций из рук в руки. Это обстоятельство повлияло на законодательное закрепление минимального размера основного капитала акционерного общества как основной гарантии удовлетворения требований кредиторов. Для образования акционерных компаний требовалось разрешение властей.

В большинстве случаев паевые товарищества являлись правопреемниками фирм, до этого находившихся в индивидуальной или семейной собственности, как правило, в форме торгового дома. В целях сохранения решающего влияния на дела фирмы прежних владельцев особо предусматривалось, чтобы паи выпускались именными, причем высокого номинала, а их продажа ограничивалась. Преимущественным правом покупки паев пользовались другие пайщики этого же товарищества, а порядок определения продажной цены специально оговаривался в уставе.

Полное товарищество «образовывалось из двух или многих товарищей, положивших заедино действовать общим именем всех» [4, ст. 62]. Участники такого предприятия объединяли свои вклады для ведения торговли и должны были непосредственно принимать личное участие в его деятельности.

Коммандитные общества изначально создавались как альтернатива полным товариществам. В них сочетались два способа привлечения капитала к ведению торгового промысла. Помимо лиц, объединявших свои капиталы и непосредственно участвовавших в деятельности, также привлекались еще и анонимные вкладчики, в роли которых зачастую выступали церковь, дворяне, государственные чиновники, не имевшие возможности состоять в купеческих гильдиях. Они не имели права управлять предприятием, однако могли получать прибыль от его деятельности, никак не фигурируя в торговых книгах и потому не рискуя быть обвиненными в ростовщичестве. Царское правительство не поощряло такие деяния, но особенно и не протестовало. Купцам же такая форма ведения предпринимательской деятельности позволяла привлечь в дело крупные капиталы со стороны, сохранив в то же время полный контроль над торговым предприятием.

В 90-е гг. XIX в. получило широкое распространение купеческих товариществ в Центральном Черноземье. В 1897 г. насчитывалось 9, а в 1905-м функционировало уже 17 товариществ. С 1909 по 1915 г. их количество возросло с 20 до 28, соответственно увеличился и капитал - с 748 тыс. до 971 тыс. руб. (см.: Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. 184. Оп. 1. Д. 1897, 11249, 12161).

Помимо полных и коммандитных товариществ, в России в XIX в. получают распространение акционерные компании. Правила деятельности акционерных обществ, по сравнению с товариществами, отличались определенными характерными особенностями. В частности, акционеры освобождались от обязанности вступления в купеческие гильдии и уплаты гильдейских пошлин. Такая форма ведения предпринимательства давала возможность участия в акционерных компаниях представителям от различных сословий, в том числе и дворянства. Подобное участие не приравнивалось к купеческой деятельности, как это было в полных товариществах, и потому дворяне могли рассчитывать на твердую прибыль от деятельности акционерного общества, не опасаясь за свою репутацию.

В России в начале XIX в. было учреждено только 5 акционерных компаний с капиталом в 4,4 млн руб. [5, с. 145]. Но уже в 1830-е гг. их число значительно возрастает. Немаловажное влияние на этот процесс, на наш взгляд, оказало снижение с 1 января 1830 г. процентов доходности по вкладам населения в государственных кредитных учреждениях с 5 до 4 %. Это обстоятельство повлияло на то, что доход по вкладам в казенных банках в итоге оказывался совсем незначительным по сравнению с прибылью, даваемой товариществами и акционерными обществами (до 10 %). Любое состоятельное лицо могло принять участие в акционерной компании. Среди же учредителей компаний встречались не только чистокровные предприниматели, но и аристократы, военные и даже чиновники.

Участие государственных должностных лиц в акционерном деле объяснялось прежде всего личной их заинтересованностью в прибылях акционерных обществ, тем более что такое участие не считалось предосудительным для дворянской чести и рассматривалось как поддержка общественно значимых и полезных начинаний. К тому же первые акционерные компании, среди которых главным образом преобладали страховые и транспортные общества, обслуживали общие нужды общественности. Сами компании, в свою очередь, также были заинтересованы в привлечении большего числа влиятельных лиц, которые могли бы способствовать получению разнообразных льгот в осуществлении предпринимательской деятельности. С другой стороны,

правительство поощряло участие в акционерном предпринимательстве влиятельных чиновников, видя в этом залог деловой стабильности и успеха в деятельности компаний.

За период с 1835 по 1838 г. в России было создано 43 акционерных общества, что говорит о повышенном интересе к акционерному делу в обществе [5, с. 145].

Используя ситуацию, в которой сохранялся высокий спрос на акции, наиболее находчивые предприниматели все чаще пытались учреждать акционерные компании исключительно ради спекулятивной перепродажи их акций. Следствием этого явился ряд громких банкротств крупных компаний, в свою очередь, подорвавший доверие владельцев капиталов к акционерному предпринимательству.

Реакцией со стороны государства на сложившееся положение было принятие в 1836 г. по распоряжению императора Николая I Положения о компаниях на акции, призванного нормализовать предпринимательскую деятельность. В нем регулировались порядок создания, деятельности и ликвидации акционерных компаний, их виды, процедура выпуска и приобретения акций учредителями, их виды и номинальная стоимость, формирование и полномочия органов управления акционерным обществом, а также процедура образования уставного капитала.

В начале 1861 г. в России насчитывалось уже 128 акционерных обществ и паевых предприятий с суммарным капиталом более 256 млн руб. Более половины его приходилось на долю восьми железнодорожных обществ.

В начале 90-х гг. XIX в. численность акционерных обществ и товариществ достигла уже 648. Сумма этих капиталов составляла 1344,3 млн руб. В это время изменяется и процентное соотношение долей акционерного капитала, размещенного в различных секторах народного хозяйства. Возросло количество промышленных компаний (64% общего числа предприятий), на долю которых приходилось 37,3% всей суммы капитала, задействованного в акционерном деле, тогда как доля железнодорожных компаний понизилась до 35,9% [6, с. 108].

В период с 1909 по 1913 г., когда в России отмечался промышленный подъем, акционерный капитал составил уже 2819 млн руб., а численность акционерных компаний возросла до 1518. Подъем акционерного дела достиг своего пика в 1913 г. В это время в России возникли 774 новые компании с суммарным капиталом 1114 млн руб.

Таким образом, мы видим, что приведенные данные свидетельствуют о возросших накануне Первой мировой войны возможностях российского рынка капиталов и одновременно росте популярности акционерной формы предпринимательства.

Правительство в выработке экономической политики также часто опиралось на деловые круги предпринимателей. Наиболее влиятельной среди всех предпринимательских организаций 2-й половины XIX в. было Общество содействия русской торговле и промышленности, действовавшее с 1867 по 1917 г. Данная организация была наделена совещательными функциями по вопросам содействия развитию торгового и промышленного предпринимательства и насчитывала свои отделения в 20 городах и промышленных центрах царской России. Впоследствии общество превратилось в подлинный центр защиты интересов российских предпринимателей. На всероссийских съездах 1870, 1882, 1896 гг., проводимых Обществом содействия русской торговле и промышленности, вырабатывались общие направления экономической политики, решались вопросы политики протекционизма, разделения торговли и промышленности как самостоятельных видов предпринимательства, проблемы рынка как внутри России, так и «конкуренции с западноевропейскими государствами на международном рынке» [7, с. 1-2].

В числе прочих предпринимательских организаций, действовавших в конце XIX - начале XX в., следует назвать Союз промышленников и торговых предприятий Российской империи, Петербургское и Московское купеческое общество взаимного кредита, Московский купеческий банк, Московский и Петербургский биржевые комитеты, Всероссийский торгово-промышленный союз, Московское общество фабрикантов и заводчиков, Петроградское общество заводчиков и фабрикантов [8].

Удельный вес акционерных обществ в валовом производстве был наиболее высоким в резиновой промышленности (89,7%) и цементном производстве (42,4%), льняной (48,5%) и бумажной промышленности (35,3%).

Зарубежная деятельность российского предпринимательства чаще всего сводилась к экспорту товаров, который резко преобладал над вывозом капитала. С 1900 по 1913 г. оборот внешней торговли Российской империи вырос в два с лишним раза, в основном за счет хлеба. Его экспорт за предвоенные пять лет в среднем составлял 727 млн пудов. Россия занимала, как известно, 1-е место по вывозу хлеба (/ мирового экспорта хлеба), оставляя позади Аргентину и США.

В Западную Европу российские предприниматели вывозили преимущественно сырьевые товары, а также продовольствие: лес, лен, кожу, яйца, хлеб. В восточные страны - промышленные товары, главным образом -хлопчатобумажную ткань, шерсть, нефтепродукты, марганцевую руду, стекло, металлические изделия.

Таким образом, лишь на рубеже XIX-XX вв. начинается осознание значения роли института государственного регулирования предпринимательства. Это руководство необходимо для предотвращения кризисов в экономике, сбоев (в виде перепроизводства, влекущего затоваривание рынка), а главное -государственное регулирование необходимо для определения важности продукции и технологии производства. Но не стоит забывать, что предпринимательство как способ хозяйствования находится в постоянном движении и развитии.

Литература

1. Шепелев Л.Е. Акционерные компании в России. - Л., 1973.
2. Свод законов Российской империи. Т. Х. Ч. 1. - М., 1910.
3. Сборник сведений о действующих в России торговых домах. - Пг., 1915.
4. Свод законов Российской империи. Т. IX. - М., 1910.
5. Вознесенский С. Экономика России XIX-XX вв. в цифрах. Вып. 1. - Л., 1925.
6. Бовыкин В.И. Формирование финансового капитала в России. - М., 1984.
7. Труды съезда 1882 года. - СПб., 1883.
8. РГИА. Ф. 150.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА АКЦИОНЕРНЫЕ КОМПАНИИ СКЛАДОЧНЫЙ КАПИТАЛ ПРИНЦИП ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОЛНЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА ТОВАРИЩЕСТВА НА ВЕРЕ КАЗЕННЫЕ БАНКИ СТРАХОВЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ ОБЩЕСТВА СПЕКУЛЯТИВНАЯ ПЕРЕПРОДАЖА АКЦИЙ РЫНОК КАПИТАЛА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты