Спросить
Войти

Змиевской уезд (округа i, II, III) в «Историко-статистическом описании Харьковской епархии»

Автор: указан в статье

УДК 93 (059)

ЗМИЕВСКОИ УЕЗД (ОКРУГА I, II, III)

В «ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКОМ ОПИСАНИИ ХАРЬКОВСКОЙ ЕПАРХИИ»

Филарет

(Гумилевский Дмитрий Григорьевич),

архиепископ Черниговский и Нежинский Русской православной церкви

Гумилевский Дмитрий Григорьевич. Змиевской уезд (округа I, II, III) в «Историко-статистическом описании Харьковской епархии».

Аннотация. Настоящая работа представляет собой сокращённое репринтное воспроизведение части IV-го отделения пятитомного труда архиепископа Филарета (Д. Г. Гумилевского). В статье публикуются сведения о населённых пунктах Змиевского уезда в границах первой половины XIX века, могущие представлять интерес для историко-краеведческих исследований.

Воспроизводится по изданию: Филарет (Гумилевский Д. Г.) Историко-статистическое описание Харьковской епархии. - Х. : Университетская типография, 1857. - Отделение IV (Чугуевские округи военного поселения; уезды - Змиевской и Волчанский). - С. 177-268.

Dmitry Grigorievich Gumilevsky. Zmiev county (district I, II, III) in the «Historical and Statistical Description of the Kharkov Diocese».

Annotation. This work is a abbreviated reprinted reproduction of the part of thr IV-th branch of five-volume work of Archbishop Phylaret (D.G. Gumilevsky). In the article is published the information about the settlements of the Zmiev county within the boundaries of the first half of the XIX century , which can represent the interest to the local history research.

Reproduced from: Филарет (Гумилевский Д. Г.) Историко-статистическое описание Харьковской епархии. - Х. : Университетская типография, 1857. - Отделение IV (Чугуевские округи военного поселения; уезды - Змиевской и Волчанский). - С. 177-268.

I Змиевской округ

Город Змиев

На правой стороне р. Мжа и Донца, в 40 верстах от г. Харькова.

В «Книге большого чертежа» читаем: «речка Гомольша пала в Донец ниже Змиева Кургана, а от Гомольши до Абашкина кладязя вёрст с 8, а кладязь Абашкин пал в Донец ниже Гомольши». Далее: «а ниже Мжа на Донце Змиево городище, Змиев курган тож, от Мжа версты с 2, а ниже Змиева городища речка Гомольша, а на Гомольше городище

Каменное, (Заметим здесь, что Гомольчанское городище известно было и путешественнику Гюльденштедту,

который проезжал берегом Донца в 1774 г.; он определительно указывает место его. Говоря о местности между сл. Меловой и Нижним Бишкином, он пишет: «камней здесь на высоком берегу Донца нет, но в 5 верстах, на устье Гомольши, вблизи старинной крепости или городища, на правом берегу Гомольши надобно искать простой песчанный камень <Reise durch Russland>». Это известие показывает и то, что название

Каменного Гомольчанскому городищу дано было по каменному грунту, на котором оно стояло) от Змиева верст десять, лесом подле Донца. А ниже Гомольши, на Донце Абашкин перевоз, от Гомольши версты с 3, с Крымской стороны на Русскую сторону».

Рис. 1. Архиепископ Чугуевский и Нежинский Филарет, в миру -Гумилевский Дмитрий Григорьевич

Это описание местности Змиева и его окрестностей самыми названиями мест, русскими и татарскими, показывает, что когда-то, во времена очень давние, места Змиевские были населены русскими, а потом те же места заняли татары. И это было до того времени, как пришли на те же места переселенцы из-за Днепра - черкасы.

В 1640 г. Кондратий Сулима, с отрядом отважных заднепровских своих товарищей храбро напал на татар, рыскавших по речкам Мже и Мерлу, разбил их наголову, взял многих в план, в том числе хана их Аксака, а остальных прогнал в Донские степи. Окончив славное дело, он завёл постоянную стражу на речке Мже и устроил крепостцу. Эта крепостца, как составляющая передовую стражу против татар, скоро превращена в одну из самых сильных крепостей слободских. В 1668 г. в Змиевском укреплении видим 7 больших чугунных пушек, 290 ядер и множество пороху (В купчей записи 1685 г. видим «Змиевских пушкарей: Захарка Перекреста, Фёдора Скочка с товарищи». В 1681 г. Змиевской воевода писал генералу Косагову: «и буде выслать пушкарей вспех до одного (в Чугуев), в Змиеве городе в казенном погребе зелейной и свинцовой казны оберегать будет не кому»).

Герасимов доносил, что «города Змиева церковь Успения Пресвятой Богородицы обветшала», хотя иконостас довольно ещё сохранился, и что, по объявлению Успенскаго священика, утварь Успенской церкви покупают в Цареборисов за 100 рублей, почему просил разрешения на продажу утвари с тем, чтобы деньги употребить «для исправления иконостаса в Соборной Троицкой церкви». Таким образом, Успенский храм существовал только до 1741 г. Но в последствии, вместо Успенского построен был храм Введения Богоматери во храме, известный с 1750 г.

В акте 1691 г. видим подпись: «гор. Змиева Соборной церкви Протопопа Ивана Игнатьева». Соборным храмом города Змиева был то храм Покрова Пресвятой Богородицы, то храм Живоначальной Тройцы.

Рис. 2. Слободские полки

Рис. 3. Харьковское наместничество Российской империи

Рис. 4. Слободская Украинская губерния

Рис. 5. Харьковская губерния (1802-1861 гг.)

----------------1 25 I-----------------По царской грамоте, которую пометим мы ниже, нет сомнения, что Покровский храм в Змиеве существовал прежде 1668 г. или до опустошения Змиева шайками Брюховецкого. Потому, если в деле 1717 г. священник Назарий Иванов, по акту 1677 г. поповский староста, называется строителем Змиевского Покровского храма, то это значит, что первый Покровский храм во время бунта Брюховецкаго был сожжён, или разрушен, и о. Назарий был строителем второго Покровского храма. По акту 1685 г. известны Покровские священники: духовных дел староста

Самуил Павлов и Афанасий Яковлев. Последний был внук о. Назария и после Ивана Игнатьевича был Змиевским протоиереем.

Вдова Протопопа Афанасия, в 1717 г., к своей просьбе о том, дабы ей дозволено было приискать к Покровской церкви вакантного священника и, для прокормления четверых детей своих, пользоваться четвертою частию церковного дохода и помола с мельницы, приложила любопытное завещание. Вот оно: «Я, Ирина Кондратовна, вдова

попадья Назарьева, оставшись во удовстве по небожчику Назарию, не имеючи соби в дому господаря, теди внука моего Афанасия, которого при соби держала преже не малый час, доховавши его розуму и росту, а хотячи того, иж бы по смерти моей, що есть кольвек маетку моего зосталого по небожчику Назарию, не пошло марне, усмотревши у отца Михаила, Священика Троецкого, дочери его, прибравши до любви, до животного приятельства, в союз сочетавши, полицаю ему, Афанасию, внуку моему дом свой власний, в котором я мешкаю сама, в Змиеве над р. Можью, а к тому дому моему млин на Донце стоячий, абы по смерти моей в том дому поменном и з млином никто жадной перешкоды и утирку не важился чинити, приятелей моих близких и далеких сукцессиев себе до того дому и

млину не знаходили, ни тересовлити не повинни были. На що для лепшей веры и певности дала есми сие мое писание при Покровскому Священнику, отцу Самуилу, да Захарию Гордеенку, да Павлу Котельвенку, да Захарию Кондратенку, м. сент. 6 д. 1681 року. К сему поступному письму Змиевского уезду села Артюховки поп Архангельский Андрей Павлов Андрузский, вместо Змиевской попадьи Ирины Покровской Назарьевой, по её велению, руку приложил». Эта запись объясняет собою содержание царской грамоты от 11 января 1695 года.

Покровский деревянный храм существовал до 1808 г.

В делах Консистории сохранилась царская грамота от 11 января 1695 г. с царским жалованием Покровскому Змиевскому храму. Помещаем её здесь.

«От Великих Гос. Ц. и В. К. Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея В. и М. и Б. России Самодержцев, в Змиев Воеводе нашему Федору Ефимовичу Неронову. В прошлом 193 (1685) г. в нашей, Вел. Государей, грамате в Змиев к Воеводе Александру Тицу писано: гор. Змиева

церкви Покрова Пресв. Богородицы с попа Самойлы, да с просвирницы Ирины, с оброчных их мельниц, оброчных денег, которые написаны за ними на оброк по окладу за прошлые годы, вперед имать не велено, и тот оброк из окладу выложить для того, что одна мельница в 176 (1668) г. разорена и созжена и ныне стоит пуста, а другою мельницею велено владеть им в место руги безоброчно и безпошлинно. - И ныне были челом нам, Вел. Гос., Змиевской поп Самойло, да просвирница Ирина с детьми: в прошлых де годах муж её Назарий построил на р. Мже мельницу, а другую на Сев. Донце. И с тех де мельниц велено им платить оброчныя деньги. А в прошлом 176 (1668) г., в измену Ивашки Брюховецкого, ту их мельницу, которая на р. Донце, изменники черкасы разорили и сожгли. И в прошлом 196 (1688) г. с тех их мельниц оброчныя деньги сложены и о

том дана им наша, Вел. Государей, грамата, велено теми мельницами владеть им безоброчно, вместо руги. А в нынешнем 203 (1695) г. прислана наша, Вел. Гос., грамата из разряда в Змиев к Воеводе, велено на них с тех мельниц на прошлые годы и на нынешний 203 (1695) г. доправить оброчныя деньги, и нам, Вел. Госуд., пожаловать бы их, не велеть с тех мельниц по прежнему нашему Вел. Госуд., указу оброчных денег на них на прошедшие годы править и вперед имать, - для того, что одна мельница разорена, а другою мельницею велено владеть им вместо нашего Вел. Государей ружнаго жалованья. И мы, Вел. Гос., пожаловали гор. Змиева церкви Покрова Преосв. Богородицы попа Самойлу и просвирницу Ирину с детьми по прежнему нашему, Вел. Госуд., указу 196 (1688) г., с тех их вышеписанных мельниц, по граматам, каковы присланы из Разряда, тех оброчных денег на прошлые годы править и вперед имать не велели, для того, что одну мельницу в 176 г. изменники Черкасы разорили и сожгли, а другою мельницею велено им владеть вместо нашего, Вел. Гос., ружного жалованья безоброчно и безпошлинно, - да и для того, что Харьковскому полку казаков с таких мельниц оброчныя деньги сложены... Писана на Москве л. 7203 (1695)».

По делу 1737 г. видно, что Донецкая мельница продана была протоиереем Афанасием. Грамотой от 4 февраля 1718 г. митрополит Иларион объявил, что после того, как Донецкая мельница продана в свою пользу протоиереем Афанасием, мельницей на р. Мже имеет право пользоваться один священик Исаия, внук о. Назария. Но та же грамота показывает, что Исаия обманул митрополита, не сказав о завещании бабки, где отец его Самуил подписью своею под завещанием утвердил своё отчуждение от обеих мельниц. Исаия, как видно по делам, провёл всю жизнь свою в тяжбах и ссорах, был под запрещением, не раз удаляем был

от прихода, и в поступках своих мало дорожил совестию.

Уже по акту 1681 г. видим в Змиеве Троицкий храм и его священика. В 1726 г. священик и прхожане, испрашивая разрешения освятить новый Троицкий храм, писали: «в прошлом 721 г. оная Троицкая церковь от грома и молнии изволением Божиим сгорела». В 1769 г. Троицкий храм снова сгорел и получено было разрешение на построение нового деревянного храма.

В 1805 г. преосвященный Христофор Сулима, по просьбе граждан, согласно с Высочайше конфирмованным планом города, благословил, вместо бывших тогда в сём городе деревянных церквей -Троицкой, Покровской и

Петропавловской, соорудить каменным зданием одну Соборную церковь во имя Св. Живоначальные Тройцы, с двумя приделами: Покрова Пресвятыя

Богородицы и Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Освящение главного престола во имя Живоначальной Тройцы соершено было в 1814 г. протоиереем Харьковского Успенского собора Андреем Прокоповичем. Придельный храм, с правой стороны, во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, освящен в 1822 г. Змиевского Духовного правления

первоприсутствующим и благочинным

Протоиереем Дмитрием Сильванским; а с левой, во имя Богоотца Иоакима и Анны, освящён в 1823 г. Посвящение придела сего, не согласное с начальным

предположением о нём, разрешено по вниманию к просьбе особенного

благотворителя нового храма Иоакима Петровича Горохова, который

пожертвовал на его постройку до 6000 руб. серебром. Желание прихожан иметь храм в честь Первопрестольных Апостолов, которые издавна были призываемы ими в молитвах, исполнилось в последствии. В 1836 г. Высокопреосвященный Мелетий,

согласно с прошением протоиерея

27

Захария Соколовского и уполномоченных от прихожан, благословил соорудить при Троицкой соборной церкви новую каменную колокольню, с помещением в ней теплой церкви во имя Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В 1844 г., по окончании постройки колокольни, устроенная в ней теплая церковь освящена архиепископом Иннокентием. В 1847 г. устроена вокруг церкви каменная ограда, и устроен новый иконостас в главном храме. Причём протоиерей Соколовский участвовал и в пожертвованиях, какие необходимы были на сей предмет.

Известные настоятели Змиевского Соборного храма и управители духовных дел по Змиевскому ведомству:

а) Назарий Иванов 1677 г.

б) Иван Игнатьев 1685 - 1691 г.

в) Протоиерей Афанасий Яковлев 1709 года.

г) Протоиерей Стефан Леонтьевич Замосский 1710 г.

д) Протоиерей Стефан Михайлович

Ковалевский, по переписи 1732 г. владевший хутором на

р. Студенке.

В указе 1732 года Декабря 19 сказано: «городами, которые по близости к Змиевскому протопопу, Андреевкою, Бишкиным, Лиманом, сборами и всяким правлением ведать Змиевскому протопопу Стефану Ковалевскому, а тебе, Протопопу (Изюмскому) Прокопию Бужинскому, ни в чём не ведать».

По ведомости 1750 г. в Змиевском ведомстве находились, кроме церквей г. Змиева, церкви: Мохнача, Лимана,

Шелудковки, Гинеевки, Андреевки, Бурлея, Бишкина, Высочиновки, Константиновки, Боровой, Водяного, Гнилицы. В 1699 г., по общему определению начальств полков Харьковского и Изюмского, положено быть городам Змиеву и Печенегам в составе и ведении Изюмского полка, а городам Волчанску и Салтову с их

округами и Мартовой состоять в ведении Харьковского полка. Это определение подписали:

а) Харьковского полку: обозный

Степан Дьяков, судья Семен Афанасьев, есаул Яков Ковалевский, хорунжий Иван Макаренко, поручик Иван Барабаш,

атаман Матвей Лобачевский, сотники: Харьковские - Василь Юрченко, Яков Ревковский, Ефим Савченко; Тишковский - Василь Якименко; Деркачевские -Степан Варвянский Андрей Клементьев; Пересечанский - Леонтий Косяненко; Люботинский - Михайло Ковалевский; Мерефянский - Герасим Довбиш;

Валковские - Фёдор Неминущий и Максим Тупица; Угольчанский - Герасим

Панченко.

б) Изюмского полку: судья Иван

Коропай, писарь Иван Высочин, хорунжий Роман Щербина, сотники: Изюмский -Игнат Буцук; Цареборисовский - Ларион Самборский; Гороховатский - Гаврила Трушевский; Купянский - Иван Диский; Двуречанский - Яков Сагун; Торский -Никифор Мазан; Савинский - Савелий Шульженко; Балыклейский - Михайло Пестич; Андреевский - Данила Данилевский; Лиманский - Григораш Пашковский; Змиевской - Василь Шендригуль; Печенежский - Фёдор Щербина. Это определение утверждено воеводой.

в) Стефан Герасимович, протопоп, упоминаемый в делах 1739-1742 г.

ж) Протоиерей Михаил

Богуславский, известный по бумагам 1745-1759 г., как главный член Змиевского правления.

з) Протопоп Фёдор Романовский.

и) Протоиерей Иоанн Ковалевский. Он как и два предшественника его, был из дворян Украины.

й) Иоасаф Погорлевский 17781782 г.

к) Петр Столяревский 1801 г.

л) Иоанн Соколовский, из дворян.

Змиевские черкасы в происшествиях несчастного для Украйны 1668 г. принимали непохвальное участие. По наущению гетмана Брюховецкого, они волновались тогда и наделали много недоброго в Слободской Украйне. Нельзя однако не заметить, что волнение между черкасами оказалось тогда в тех местах, где черкасы жили вместе с русскими. Например, в Цареборисове и Валках, но не в слободах и местечках, где жили одни черкасы под ведением своих старшин. Эта особенность заставляет признать за верное, что волнение черкасов возбуждено было тогда всего более несправедливостями и притеснениями со стороны русских поселенцев и русских местных властей. И не удивительно. Кем населён был тогда был Чугуев, рассылавший своих жильцов по черкасским местечкам? Сведенцами с разных мест, которых ссылали из России в наказание за преступление. По этому можно судить, что это были за люди! Чего оставалось ожидать от них!

Обращаемся к Змиевским черкасам. «Герасиму Семеновичу (Чугуевскому Воеводе) Григорий Ромодановский.

В нынешнем 176 (1668) Мар. 4 писал ты ко мне в Белгороде, что, укрепя обсаду, послал ты из Чугуева Чугуевца -Александра Марченко с Чугуевцы ратными людьми для поиску над изменники над Змиевскими Черкасы. И Мар. 11 д. ты ж ко мне писал, что Чугуевцы, Александр Марченко с ратными людьми, под Змиев ходил и с изменники Змиевскими Черкасы был бой и те Змиевские Черкасы, покиня город Змиев и пушки и вестовой колокол, разграбля Государеву казну залейную, побежали в стан к изменнику Ивашке Серку. Что ты для поиску над изменники посылал Чугуевцев, Александра Марченка с ратными людьми, и они над изменники поиск учинил: и то ты и Чугуевцы ратные люди учинили добро, Великому Государю службу свою и радение оказали, и о той вашей службе стану я писать к Великому

Государю. А которые пушки и вестовой колокол и всякую Государеву казну и хлебные запасы и всё, что есть, что осталось в Змиеве, велеть привезти в Чугуев. А сколько пушек и всякой Государевой казны с Змиева в Чугуев привезено будет, и тебе о том писать ко мне».

Ему же он же от 4 апреля пишет, что сведений о перевозе пушек и прочей государевой казны с Змиева в Чугуев доселе ещё не получено от него, Чугуевского воеводы. Далее: «А ныне в Белгороде Преосвященному Феодосию, Митрополиту Белгородскому и Обоянскому, ведомо учинилось, что в Змиеве остались Божии Церкви, а в них церковная всякая утварь и колокола. И тебе бы, по указу Великого Государя, послать с Чугуева в Змиев человека добра, а с ним служилых людей, сколько человек пригоже, и в Змиеве велеть ему переписать пушки и вестовой колокол и всякую Государеву казну и хлебные запасы, и в церквах церковную всякую утварь и колокола и всё, что ни есть. А переписав, велеть то всё перевезти в Чугуев. И о том писать к нам».

Чугуевский Воевода Белгородскому.

«Прибежал Змиевский подьячий Иван Рудинский (Об этом Змиевском подьячем вот что сказано в отписке 1659 года: «велено Змиевскому подьячему Ивашке Рудинскому быть на вечном житье с женою и детьми в Маяцком, за его, Ивашково, воровство, что он, Ивашко, своим воровством вымыслом подписался под руку дьяка Степана Фёдорова».) из Монастыря Змиевского уезда и сказал: прибежал де в Монастырь Змиевский Черкашин Мар. 13, сказывал ему, Ивану, что изменник Ивашко Серко с полком стоит под Змиевым городом в лугу».

Он же к нему же.

«176 (1668) г. Мар. 8 посылал я Чугуевцев, Александра Марченка с товарищи, с Государевыми ратными людьми, в поход для поиска над

Змиевскими изменники, Черкасы, и Александр Марченко с товарищи привезли с Змиева 3 пушки железных, да пушечных ядер 290; а 4-х пушек железных Марченко с товарищи не превезли, была великая полая вода и за малолюдством, и те 4 пушки он, Марченко, закопал в землю. - Изменники Черкасы Змиевский город сожгли, и колоколов сто и Государева житница с хлебом сгорели. И как изменники Черкасы город Змиев сожгли: и после того разных городов военные люди, пришедшие с Харькова в Змиев, те 4 пушки железные, которые Александр Марченко с ратными людьми закопали в землю, выняли и привезли те пушки в Харьков».

В переписке 1677 и 1678 гг. упоминаются Змиевские черкасы. В 1681 г. Изюмский полковник Константин Донец, по предписанию воеводы, находился в Змиеве со всем Изюмским полком, ожидая нападения крымцев. На этот раз Змиев, сколько известно, уцелел от татар.

Генералу Косагову: «В нын. 189

(1681) г. Июня 15 писано от тебя, чтоб мне в Змиеве жить от прихода воинских людей со многим береженьем... и на новопостроенной черте по валу и по крепостям сторожи крепкие и заставы иметь, а мне бы пойти с своею сотнею тотчас у валу перекопского. Июня 14, по письму из Изюма Харьковского Полковника Григория Донца, велено мне идти к нему в полке за всеми козаками, и я пошёл с казаками в Изюм до твоего письма, а на новопостроенную черту по валу со стороны послал иных».

В 1688 г. августа 17 «Татаре. Перешед вал против Валковского сторожевого городка, были под Соколов и под Мерефу и под Змиев, и многих людей поймали и порубили». Сотники, стоявшие на Перекопской черте, «чинили с Татарами бой» и взяли в плен татарина, который сказал, что татар было здесь 900 человек. Так писал полковник Григорий Донец.

В следующем году Змиев потерпел сильный урон в людях и имуществ от татар, - несколько человек уведено было в плане, скот был угнан.

Чугуевский воевода, в донесении царям 1690 г., излагает сведения и

татарах по рассказу Бишкинского пленника, который говорит: «в 197

(1689) г. Июля 22 числа, в приходе неприятельских людей Татар, которые приходили под Бишкин, под Лиман и Змиев, взят он, Артюшка, в плен... И от Бишкина Татары с полком и скотиною, что взяли под теми городами, в Крым пришли седьмым днём».

Подобное было и в 1692 г.

Татарский набег 1736 г. на Змиев и некоторые ближние поселения, когда между прочим сожжен был храм в Бурлее, был последним набегом на Змиев.

«В прошлых годах, во время морового поветрия, бывшие гор. Змиева церкви живоначальные Тройцы Священики Иван да Андрей померли», так писали Троицкие прихожане в 1721 г. Эта моровая язва была в 1718 и 1719 г. и без сомнения положила в могилы многих жителей Змиева. По другому делу видно, что от моровой язвы 1719 г. умер и дьякон Успенской церкви Павел.

В 1738 г. Змиев снова пострадал от чумы. Тогда умерли от неё Покровский священник Николай Афанасьев и Николаевский священник Афанасий Степанов.

Нынешние прихожане Змиевских храмов, за исключением малого числа, суть: казенные крестьяне - прежние

войсковые обыватели или свободные черкасы. Средство к жизни находят они в обрабатывании земли и в пчеловодстве, которые доставляют до 1000 руб. серебром в год дохода.

Из старых времён удерживаются в Змиеве три годовые ярмарки: 29 июня, 1 сентября и 14 октября, или в день Параскевы. Оборотного капитала бывает на них до 140 000 руб. серебром.

В прежнее время Змиевские леса были непроходимы. Здесь росли: дуб, клинок (клен), ясинок (ясень), илим (берест), вяк (вязь). Даже по ведомости 1784 г. показаны здесь «дубовые деревья, клейменные для корабельного строения». В той же ведомости видим, что в этих лесах водились медведи, волки, лисицы, белки и горностаи; из птиц: пугачи

(филины), орлы, тетерваки (тетерева), рябчики, куропки (куропатки), грифы. Ныне редки и волки. Отселе понятно, что в старое время ловля зверей доставляла немало выгод жителям.

По переписи 1732 г., в Змиеве при главном храме школа с 4 наставниками -дьячками и два братских шинка, что указывает на существование двух братств. По тои же переписи, в Змиеве: старшины и казаков 225, подпомощников 1 001, шинкарей и работников 125, подданных Черкасов 109, а всех жителей 1 474 душ муж.

Бишкин Черкасский

На левой стороне Донца, при заливе и озере, Бишкинский перевоз через Донец еще в 1571 г. охраняем был русскими станичниками, сперва Путивльскими, потом Ливенскими.

Московский приговор 1591 г.: «другую станицу послать к Донцу до Изюмского кургана, меж Донца и Оскола, а переезжати той станицы на Донце перевозы Бишкинской, да Шабалинской, да Булуклейской, да Савинской, да Изюмской». Донецкие сторожи по описанию Кн. Воротынскаго 1572 г. «2-я сторожа Бишкинская от Коломак днище; а сторожам на ней стояти из тех же городов (Путивля и Рыльска) шесть человек; а беречи им на право вверх по Донцу до усть Адалага 30 верст, а на лево по Донцу ж на подол до Шабалинова перевоза 15 верст».

Потому естественно, что при первой возможности построен был здесь казацкий город. Ясный документ говорит,

что Бишкин построен и заселён полковником Черниговцем в 1663 г. После того, город или городок Бишкин нередко упоминается между укрепленными местами Слободской Украйны, например, в грамоте 1681 г. и в указе 1708 года.

В переписи князя Мансурова (1682 г.) сказано: «на Бишкинском мокром броду, что под Бишкинским городком, на стороже стоят Лиманские жители 6 человек с ружьем, 14 с косы. А по осмотре того броду на 10 саж., надолоб и башни нет». От 26 Сент. 1681 года «с табора под Бишкином писали: по указу Вел. Государя и по вашему милостливому приказу о построении надолобов под Бишкином от озера до болоти надолоби годно построили и ещё свыше того». Эта работа так описана в переписи: «на Бишкинском Броду до городка до стены настроено вновь надолобы 260 сажень; от р. Донца на том же броду валом перекопано 40 сажень, городок вокруг 30 сажень. По правую сторону от мельницы вниз по Донцу засечено леса до Тендицкого брода мерою 600 сажень». По переписке 1697 года известен Бишкинский сотник.

По случаю известия о переходе татар через Самару, Изюмский полковник Шидловский от 26 июня 1697 года, писал, что он «Бишкинскому сотникове Семену Онисьевичу велел стать его козаком у Бишкинского Броду».

Таким образом, первый храм в Бишкине построен около 1665 г., тем более, что в 1742 г. к Успенскому храму местечка Бишкина посвящён был второй священик.

Нынешний храм во имя Св. Тройцы, с приделом в честь Успения Божией Матери, построен в 1751 г. и перестроен в 1803 году.

Вот несколько сведений о Бишкинцах из чугуевской переписки. Полковник Константин Донец извещал Чугуевского воеводу: «В нынешнем 188 (1680) г. Генваря 29 писал ко мне, полку моего, Змиевский сотник Демян Жученко, а

к нему писал Бишкинский сотник Федор Савощенко: генваря 28 орда сильная

приступом была под Бишкином и заледви от орды отбились; а сотник Демьян Жученко того ж числа к нему в Бишкин для помочи пошел и Чугуевские станичники с Харькова отпущены Генваря 29».

Никита Артамонов тогда же писал, что 28 января татары схватили под Бишкином двух Лиманских жителей.

Харьковский полковник Григорий Денец извещал: «Февраля 5 (1680 г.) писал к нему с Водолаги осадчий Григорий Ковалевский, что одноконечно видели Февраля 5 на Орчику большую орду, а с тою ордою идёт хан Крымский подлинно под Харьков и под иные города. До того ж числа вышел из полку Бишкинский житель, ушёл от орды с речки Бишкина и перед ним, Полковником, сказал, что одноконечно хан будет под Харьков».

В 1688 г. татары два раза наносили странные беды бишкинцам. Июня 11 возвращаясь из Лимана, где, при внезапном нападении, они произвели опустошение и захватили многих бишкинцев на полях и в самом Бишкине «по подворкам». Августа 17 они опять схватили до 40 человек бишкинцев на Крымской стороне Донца, а иных «порубали».

«Сентября 12,198 (1689) г., объявился в полку, в обозе перед думным дворянином, из Крыму выходец полоненник, Харьковского полка Бишкинский житель козак Сергей Грицко, и сказал: 197 Июля 22, как приходили под Бишкин город Татаре, и в то число его, сергея, в полон взяли и Бишкинских жителей в полон поймали ж многих людей; а взял де его, Сергея, под Бишкином Мурза, а как того Мурзу зовут, он не знает; и как те Татарове, бив под Бишкином, от Бишкина пошли в Крым к Перекопу и шли до Перекопа 7 дней, и был он, Сергей, загорботком в селе. И тот Мурза, который его взял, пришед в Крым, его, Сергея, продал Салтанову приятелю в Карасев городок (Карасу-Базар), и у того

Салтанова приятеля, который его купил, был он, Сергей, только три дня, и от того Татарина на третьей ночи ушёл и до Перекопа шел 3 ночи, а от Перекопа шёл он до Запорожья 5 дней и 5 ночей и в Запорогах был неделю. И Запорожский кошевой атаман Иван Гусак, дав ему, Сергею, проезжий лист, отпустил его в Гетманские города Августа 21 ч; из Запорожья он шёл по той стороне Днепра с Запорожскими козаками 3 человеками, а те козаки до Переволочного три воза везли рыбы».

«Ноября 22, 200 (1691) г., в ночи часа в 3, прибежал из Бишкина Лиманский житель и сказал: ездил он из Лимана в Бишкин на мельницу молот, и в то число от мельницы за Донец Бишкинские жители ходили для своих дел, и с ними съехались Татаре».

В 1698 г. бишкинцы, как и другие казаки новой линии Черкасской, были в сильной тревоге от татар. «В нас в Бишкине на броду сторожа стоит 14 человек денно и нощно несходно», писал Бишкинский сотник Дацко Бут.

Бедствия недавнего времени: в

1848 г. во время холеры, в один месяц июль, умерло 150 человек; а в 1849 г. испытал народ и другие наказания Божие, как-то: голод и падеж скота.

По переписи 1732 г. в Бишкине сотник Роман Петрович Любицкий с 4 сыновьями и 270 казаков и подпомощников.

Вот любопытный универсал о сотничестве Любицкого: «Пане судья

полку нашего Изюмского, Андрей Иванович! Здравствуй! По разсмотрению нашему велели есмо окахателеви сего письма Роману Любицкому быть в Изюмском нашем полку в гор. Бишкине сотником на местиу сотника Семена Степановича, который Роман, когда до вас в Изюм с сим письмом прибудет, тогда зараз велите панам писарям нашим полковым Изюмским написать ему, Роману, именем нашим и наказ на тое Бишкинское

сотничество, и, написавши тот наказ, вручите ему, Роману, и пошлите его в Змиев к Обозному к Высочину, чтоб он с ним, романом, не отмовне до Бишкина поехал и тамошною казну пушечную и сотенное знамено и сотню приказал ведати. О том вам приказавши, поручаем вас Господу Богу.

Из Харькова Февраля 23 д. 1709 г.

В милости зычливый, Его Царского Величиства Брегадир и Полковник Изюмский и Харьковский Фёдор Шидловский рукою».

Затем было: в 1770 г. 660 муж., 630 жен., в 1790 г. 752 муж., 725 жен.; в 1810 г. 872 муж., 968 жен.; в 1830 г. 909 муж., 911 жен.; в 1850 г. 802 муж., 869 жен. душ.

Лиман

Поселение Лиман получило своё название от озера, на берегу которого оно стоит, и которое, составляя подземный залив Донца, называется по местному обыкновению Лиманом. Это озеро простирается на 7 вёрст в длину и до 2% в ширину, очень обильно рыбою и есть одно из самых больших в губернии.

Лиман ныне не слишком значительная слобода. Но не тем было это местечко в старые времена. По положению на самом краю юга Украйны, Лиман был укреплён и населён более, чем многие другие местечки. Здесь пролегала большая дорога из Харькова в Изюм. Лиман упоминается уже между городками Слободской Украйны не только в указе 1708 года, но и в царской грамоте 1682 г., которой он из ведения Харьковского полка отдан в заведывание Изюмского полковника. Первое население Лимана происходило без сомнения не позже 1660 года.

Ныне в Лимане два храма -Архангельский и Крестовоздвиженский, а в прежнее время был ещё Покровский, при котором, по ведомости 1732 г.,

показано прихожан 132 двора. Архангельский храм был первым храмом

в военном Лимане. «В прошлых давних годах, так писали прихожане в 1746 г., с начала поселения Изюмского полку местечка Лимана имелся в оном при Архангельской церкви поп Даниил Онуфриев, а по нём и дети его у того же приходу состояли в священиках по смерть свою; а в прошлом 736 г. внук вышеписанного попа Даниила, поп Игнатий Данилов, за вдовством, принял к себе на половину прихода Андрея Геневского, сына Геневского священика Василия: но Андрей вскоре по посвящений завдовеле и взят указом во Францию (к посольству), а на его место, по его прошению, переведён зять его, священик Нижняго Бурлучка, Афанасий Огинский»; прихожане просят, дабы, на место поступившего в монашество священника их Игнатия, посвящён был родной брат его, окончивший курс учения, Михаил Леонидский, и просьба была исполнена.

В нынешнем Архангельском храме хранятся две древние книги: «Обед

душевный», московской печати 1681 г., и «Вечеря душевная», московской печати 1683 г.

Нынешний Архангельский храм построен, как видно по описи, в 1798 г. Иконостас храма замечателен как по расположению икон, так и по надписям над иконами. Над Царскими Вратами у Нерукотворённого образа надпись: «Возьмите врата кнлзи ваша, возмитесл врата вічньїє, и внидеть Царь швы». На местных иконах: над главою Спасителя: «О іисУсе мой! Ливли та отъ сердца моего. Даждь мне, да оузри лица Твоего». На иконе Божией Матери: «Ныне та грЭшный виждУ въ овразЭ ДЭвУ; Даждь вЭчно зрЭти на невеса^ъ живУ».

Над иконой Архангелов: «Архангели и Янгели, хранАщій на землЭ живУщихъ, молю, сохраните менл от всЭр вЭдъ грлдУщихъ».

С другой стороны над иконою трех Святителей: «Овлтители Іерлси - Плстьірі&є докри, Христова стлдл вожди и стрлжі&є кодріи».

На северных дверях

равноапостольный. Константин, на южных Владимир с надписью: «Равноапостольный Владимир*, иже просвіти крещені&ем*, многих* привиде от* идол* во сплменіе».

Во втором ярусе: посредине - Тайная вечеря, а по сторонам - 12 Господских праздников.

Выше того, над иконою Спасителя: «Сел* еси нл престол*, сУдлй прлвдУ». По сторонам 12 Апостолов. Ещё выше икона Божией Матери, с надписью: «И слово плоть кысть и вселилсл в* ны». По сторонам Её двенадцать Российских Святителей.

Ещё выше: Бог Отец, а по сторонам двенадцать Пророков.

На самом верху - распятый Спаситель, с предстоящими: Божиею

Материю, Иоанном Богословом и Ангелами.

Крестовоздвиженский храм в Лимане известен по делам 1730 г., в этом году дал Изюмское Правление подписку доставить сына своего в училище «Лиманской Воздвиженской поп Пётр». Основание сего храма в Лимане без сомнения современно основанию самого городка Лимана, потому что в 1732 г. при нём считалось прихожан уже 160 дворов.

В 1750 г. построен был новый храм в честь Воздвижения Креста Господня. По крайней мере известен антиминс, освященный Святителем Иосафом и выданный в 1750 году «в местечко Лиман в храм Воздвижения Креста Господня».

В переписи 1732 г. при Лиманских храмах показаны три школы и при них 8 дьячков - учителей.

Лиман, как пограничный южный городок древнего времени, не мог быть местом покоя для его обывателей. Они должны были стоять на постоянной страже против крымцев.

Между Чугуевскими бумагами сохранилась именная перепись

«Лиманским жителям, которых в полон побрали неприятельские люди Татарове в 197 (1689) году Июля 29 числа». По сей переписи оказывается, что 33 человека взято было в плен и 7 человек убито. По другому чугуевскому сведению значится, что в то же время лиманцы потеряли много скота. В 1688 году Июня 11-го «Татаре, перейдя Донец ниже Бишкина, ударили безвестно под Лиман, и Лиманских жителей городовой службы мещан и полковой службы Козаков и их детей порубили и в полон побрали человек больше 20-ти, стада конные и животные отогнали». Орновский, историк Захаржевских, дополняет это известие так: «несколько тысяч Татар напали на Змиев, Бишкин и Лиман и уже возвращались с полоном. Фёдор Захаржевский с братом Константином бросились в погоню за ними и разбили их на голову: одни из Татар разбежались по лесам, другие потонули в Донце. - В этой погони и сами казаки сильно страдали от Безводья. От жаров, степь высохла, для лошадей не было корму, а люди мучились от жажды; Захаржевские утоляли огонь жажды только тем, что держали во рту оловянные фляшки».

Белгородская канцелярия, указом от 30 ноября 1730 года, предписывала Харьковскому полковнику Квитке наблюдать осторожность от неприятеля и быть наготове к походу, причём извещала, что по полученным известиям «о приходе за рекою Северным Донцем харцызов конных и оружённых партиями известно учинилось, что многие пакости обывателям Андреевским и Лиманским поделины, и объявляли, будто орда вскоре будет на Протопоповку и Тарановку». По летописи гг. Квиток, в ноябре 1736 года орда врывалась в Изюмский полк и между прочим грабила Лиман. В 1738 г. Лиман пострадал от чумы, от которой умер тогда

между прочими атаман его Андрей Шапошник.

Заметим наконец опыт духовного суда над одним Лиманским сотником. «Сего 1762 Марта 22 д., по Его

Императорскаго Величества указу, а по прошению Изюмского слободского полку местечка Лимана сотника Василия Богуславского, который в прошлом 1761 году Декабря 14 ч. Его Преосвященством от входа Церковного и от всякого Церковного благословения, за бой Змиевского ведомства местечка Бишкина Священика Михаила, отлучен, и о том в Белгородскую Епархию распубликовано указами для нынешнего постного времени, в надежде его покаяния и исправления, по пастырскому Его Преосвященства о душе его попечению и милосердию, от запрещения освободить и о том в надлежащие места послать указы». Мая 20, 1762 г.

По переписи 1732 г. в Лимане: старшины и казаков 446, подпомощников 906, работников 112, подданых бывшего судьи Лисовского 20, а всего 1484 душ муж.

В 1785 году в Лимане считалось войсковых обывателей 1 481 душ муж., 1 511 жен.; подданных черкасов 57 муж., 60 жен.; при 14 696 дес. земли, из которых 1 996 дес. под лесом строевым и дровянным.

Озёра - Лиман и Сухой Лиман и поныне ещё снабжают лиманцев рыбой, хотя она здесь не совсем вкусна. Прежде, когда не так вели?

Змиевской уезд Змиев Черкаский Бишкин Лиман Соколов Тарановка Борки Гуляй-Поле Константиновка Высочиновка
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты