Спросить
Войти

Становление полиции на Урале во второй половине XVIII века

Автор: указан в статье

УДК 342

Становление полиции на Урале во второй половине XVIII века

Чашников Всеволод Александрович, начальник адъюнктуры

Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук

e-mail: echornovol@mail.ru

В статье при помощи анализа нормативно-правовых актов и других источников рассмотрены организационно-правовые основы становления полиции на Урале во второй половине XVIII века, которая сосредотачивала в своих руках разнообразные функции по управлению, сбору налогов, а также по охране благочиния и добронравия жителей.

The formation of the police in the Urals in the second half of the XVIII century

Chashnikov Vsevolod Aleksandrovich, Head of Postgraduate studies of the Ural Law Institute of the

Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation, Candidate of juridical sciences

In article on the basis of analysis of normative-legal acts and other sources, considers the organizational-legal bases of formation of the police in the Ural in the second half of the XVIII century, which was concentrated in the hands of a variety of management functions, tax collection, and for the protection of decency and good will of the inhabitants.

Реализация губернской реформы, а вместе с ней и создание уездной полиции на Урале начались в начале 80-х гг. XVIII в. Именным указом от 27 января 1781 г. из территории ликвидированной Пермской провинции Казанской губернии, западной части Тобольской провинции Сибирской губернии и северной части Уфимской провинции Оренбургской губернии было учреждено Пермское наместничество1, которое состояло из двух областей: Пермской и Екатеринбургской.

В состав Пермской области вошли 8 уездов: Пермский уезд, Кунгурский уезд, Соликамский уезд, Чер-дынский уезд, Обвинский уезд, Оханский уезд, Осин-ский уезд, Красноуфимский уезд.

В Пермской области были учреждены следующие города: Пермь - из Егошихинского завода, Обвинск -из села Верх-Язьва, Оханск - из села Оханское, Красно-уфимск - из крепости Красный Яр.

В состав Екатеринбургской области вошли 8 уездов: Екатеринбургский уезд, Челябинский уезд, Шадрин-ский уезд, Далматовский уезд, Камышловский уезд, Ирбитский уезд, Верхотурский уезд, Алапаевский уезд.

В Екатеринбургской области были учреждены следующие города: Екатеринбург - из Екатеринбургского завода, Челябинск - из Челябинской крепости, Ша-дринск - из Шадринской слободы, Далматов - из села

1 Омельченко О. А. «Законная монархия» Екатерины II: Просвещенный абсолютизм в России. М., 1993. С. 264-277.

Николаевского, Камышлов - из Камышловской слободы, Алапаевск - из Алапаевского завода.

Формирование новых учреждений уездной полиции на Урале происходило постепенно. Население, используя предоставленные права, приступило к выдвижению кандидатов на должности полиции. Выборы в сельских обществах являлись двухстепенными. Поверенные лица общин, по одному «депутату» от 500 человек, имеющих благоустроенное хозяйство, жен и детей, не состоявших «в наказаниях, подозрениях, ябедах и явных пороках», поведения «доброго» и «незазорного» и не моложе 30 лет, собирались в уездный центр, где определяли кандидатов в заседатели нижнего земского и совестного судов, нижней и верхних расправ2.

При Александре I в состав нижнего земского суда были возвращены сельские заседатели3. Меры, связанные с увеличением численности земской полиции, не могли кардинально решить проблему повышения эффективности ее деятельности. Требовались качественно новые решения.

Состояние земской полиции на Урале вызывало обеспокоенность в центральном государственном

2 Верхогляд А. С. Правовой статус депутатов «Комиссии об уложении» (1767) // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 4 (34). С. 11.
3 Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XXVI. № 20004. Ст. 7. П. 6.

аппарате. «Земская полиция во многих губерниях не только ничтожна, но и вредна; она не только не прекращает злоупотреблений, но неосновательными и беззаконными действиями нередко порождает их»1.

Нижним звеном уездной полиции оставались сотские и десятские. Они исполняли свои обязанности на основе государственной повинности, не получая вознаграждения за свою службу.

Таким образом, реформа уездной полиции создала следующую вертикаль власти: земский исправник - пристав - сотский - десятский. Становление структуры полицейских учреждений в уездах на Урале происходило в рамках российских закономерностей, но с учетом региональных особенностей.

Во второй половине XIX в. быстрыми темпами шло освоение Урала, что существенно отразилось на численности населения. Данное обстоятельство сказалось и на развитии полицейских учреждений.

Учреждением для управления губерний была лишь намечена реорганизация регулярной городской полиции. В городе полицейское дело поручалось городничему, который назначался Сенатом по представлению губернского правления, и этому же правлению начальник городской полиции непосредственно подчинялся. Должность городничего учреждалась только в тех городах, где не было постоянного военного гарнизона. Там же, где был гарнизон, полицейские обязанности исполняли военнослужащие во главе с комендантом. В случае возникновения какой-либо опасности в городе городничему запрещалось покидать его под «страхом лишения жизни»2. При городничем (в губернских городах - при коменданте, в областных - при обер-комен-данте) предусматривалась штатная команда из военнослужащих, но ее численность и состав законом не определялись.

В 1781 г. в Пермском наместничестве комендантом губернского города Перми был назначен секунд-майор Иван Михайлович Антипов, обер-комендантом Екатеринбурга - подполковник Тарбеев, городничими: Кунгура - секунд-майор Федор Андреевич Тунцель-ман, Красноуфимска - секунд-майор Андрей Федорович Моисеев, Осы - секунд-майор Карл Михайлович фон Гитербок, Оханска - коллежский асессор Алексей Иванович Иванов, Соликамска - секунд-майор Петр Никитич Смородин, Чердыни - премьер-майор Влас Андреевич Андриянов, Долматова - секунд-майор Сергей Андреевич Воинов, Камышлова - секунд-майор Михаил Пахомович Карин, Алапаевска - секунд-майор Иван Мокеевич Подушкин, Ирбита - коллежский асессор Иван Александрович Фефилов, Верхотурья -секунд-майор Богдан Иванович фон Борг. Должности городничих в Шадринске и Обве первое время оставались вакантными3.

1 Свободная мысль. XXI. 2002. № 4. С. 109.
2 Российское законодательство X-XX веков. Т. 5: Законодательство периода расцвета абсолютизма. М., 1987. С. 227-228.
3 См.: Лобанов Д. А. Геральдическая комиссия Пермской области. Штатные команды Пермского наместничества 17811796 гг. Особенности комплектования, вооружения, снаряжения и обмундирования [Электронный ресурс]. URL:http://

Указом от 1 апреля 1778 г. военной коллегии предписывалось назначать в штатные команды офицеров из гвардии и армии, а личный состав комплектовать «из служащих в полевых полках и гарнизонах и из отставных из полевой армии, способных к продолжению сей штатной службы»4. Поскольку на протяжении XVIII столетия Россия вела многочисленные войны, то на службу в штатные команды попадали ветераны, имевшие за плечами солидный боевой опыт. Так, например, обер-комендант Екатеринбурга подполковник Тарбеев участвовал в Семилетней войне, сражался при Гросс-Егерсдорфе и Цорндорфе, городничий Кунгура секунд-майор Тунцельман воевал с турками в первую Русско-турецкую войну, участвовал в осаде крепости Хотин, участниками Русско-турецкой вой-ны были городничие Красноуфимска и Соликамска5. С другой стороны, по той же причине местные власти постоянно испытывали трудности с комплектованием команд офицерами и нижними чинами, служившими в полевых войсках. Видимо, поэтому должности городничих в Обве и Шадринске какое-то время были вакантны, а в Ирбите и Оханске заняты статскими чиновниками. Очень часто в штатных командах служили нижние чины, не бывшие ранее ни в полевой армии, ни в гарнизонных полках. Правительство сначала боролось с этим явлением, грозя должностным лицам различными наказаниями, но в 1790 г. разрешило комплектовать команды пленными шведами и «праздношатающимися и другого звания вольноопределяющимися, которые к воинской службе способны окажутся»6.

Существенный шаг в развитии регулярной полиции в городах был сделан в 1782 г., когда 8 апреля был издан Устав благочиния, или полицейский7. Акт закрепил ее единообразную структуру. Вместо полицмейстерских канцелярий и контор, полицейских подразделений при магистратах или ратушах учредили единые Управы благочиния, которые подчинялись губернскому правлению. Полицию столичных городов возглавили полицмейстеры, а прочих - городничие. Полицмейстеры могли подчиняться обер-полицмейстерам, когда те назначались императрицей столичными градоначальниками. Обер-полицмейстер не входил в штат полицейской Управы. Следует отметить, что в его статусе не было определенности. В последующие годы обер-полицмейстеры в столицах то стояли над всеми органами городского самоуправления, то являлись председателями Управ благочиния.

Полицмейстеры определялись в должности Сенатом по представлению губернского правления, а городничие - губернским правлением. Таким же образом

bergenschild.ru/publicacii/Statnye_komandy_Perm_1781.pdf (дата обращения: 22 сентября 2016 г.).

4 Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. ХХ. № 14726.
5 См.: Лобанов Д. А. Указ. соч.
6 Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XXII. № 16258; Т. XXIII. № 16873.
7 Устав благочиния, или полицейский, от 8 апреля 1782 г. // Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1987. Т. 5. С. 324-330.

определялись помощники начальника - два пристава: один по гражданским, а второй по уголовным делам. Советниками начальника считались два ратмана. Начальник, его помощники и советники составляли коллегиальное присутствие, в котором полицмейстер или городничий с помощниками-приставами являлись штатными сотрудниками, тогда как ратманы не включались в число полицейских чиновников и официально находились в списках органов городского самоуправления. Они избирались купечеством и мещанством на три года, в порядке очередности заседали в Городовом магистрате и в Управе благочиния, представляя интересы зажиточной части горожан.

Управа благочиния считалась постоянно действующим учреждением, т. к. ее присутствие должно было собираться в любое время при необходимости.

Ранее города делились на слободы и сотни во главе со старостами, сотскими, пятидесятскими и другими лицами, исполнявшими полицейские функции в порядке обременительной повинности. Уставом ввели новое деление городов с возложением полицейских обязанностей на людей, состоявших на государственной службе и получавших жалование. Город делился на части из 200-700 дворов, каждой из которых ведал частный пристав, определенный в должности губернским правлением. В его распоряжении были два полицейских сержанта, а в больших городах - полицейская команда. Состав и численность команд определялись в указах о создании управ благочиния в конкретных городах. Частный пристав все вопросы в пределах своей компетенции решал единолично.

В свою очередь, части делились на кварталы (50100 дворов) во главе с квартальным надзирателем, назначенным Управой благочиния. Ему подчинялся избираемый на три года из местных жителей квартальный поручик. Несмотря на различия при определении в должности, не только надзиратели, но и квартальные поручики были чиновниками и имели классные чины. Штаты полиции дополнялись пожарными (огнегаси-телями), стражниками (будочниками), другими должностными лицами. Подчиненные квартальным надзирателям ночные караульщики хотя и набирались из горожан, но уже получали деньги за службу. Выплата вознаграждения производилась за каждую ночь караула и зависела от того, насколько добросовестно исполнялись обязанности. Таким образом, костяк городской полиции стали составлять штатные сотрудники, тогда как участие населения в отправлении полицейской повинности значительно сократилось.

Например, Санкт-Петербург был разделен на 10 частей и 42 квартала. В каждой части определялась воинская команда из 34 человек: поручик, сержант, 3 капрала, 28 рядовых и барабанщик. Противопожарная служба состояла из 1396 огнегасительных работников и 226 извозчиков. Москва была разделена на 20 частей и 88 кварталов, а у будок было определено 1200 стражников. К ее полиции дополнительно прикомандировали 180 конных драгун и 2 гусарских полка1.

1 См.: Прокофьева С. М., Смирнова А. А. Особенности правового положения пожарных команд в системе Министерства

Обер-комендантскую канцелярию в Екатеринбургском уезде возглавил обер-комендант. Город делился на две части, охраной правопорядка в которых ведали частные приставы. Каждая часть делилась на кварталы по 50-100 дворов. Полицейский надзор в квартале осуществляли квартальный надзиратель и его помощник - квартальный поручик. Полицейские части, располагавшиеся обычно в съезжих домах, следили за сохранением тишины и спокойствия, боролись с пожарами и занимались еще большим количеством прочих дел - от осмотра мертвых и призрения подкидышей до надзора за постоялыми дворами и трактирами. На полицейские части возлагалось обычно и исполнение судебных решений. Содержалась полиция «на щет обывателей, с коих на сие по доброму их согласию собирались поземельные налоги». Годовое жалование квартального в те времена составляло 150 рублей и считалось весьма приличным, во всяком случае на жизнь тогдашним полицейским хватало. Пуд (16 кг) говядины стоил 80 копеек, а пуд ржаной муки -46 копеек. Не случайно должности приставов и квартальных были в почете2.

Однако из-за малочисленности полицейскому аппарату трудно было круглосуточно контролировать порядок в городах. Поэтому в помощь полиции активно привлекались граждане. По распоряжению Пермского губернского правления от 27 апреля 1792 г. положено было иметь «в здешнем городе Екатеринбурге ночных сторожей в каждой части по двенадцати, во обоих - двадцать четыре» и по одному «огнегаситель-ному» мастеру в каждой части города3.

Норму установили такую: один сторож на 256 саженей (550 метров). Дежурили с наступлением темноты «до пробития зари». В сторожа набирали местных жителей не моложе 25 лет, трезвого поведения и благонадежных. Им выдавались бляхи с указанием номера участка и свистки. А финансировались ночные охранники за счет специального сторожевого сбора с горожан4.

Существующая на тот период система охраны порядка действовала довольно эффективно: полиция и горожане сообща старались обеспечить в своем городе покой и порядок. Немногочисленные полицейские, весь штат которых в Екатеринбурге составлял всего 85 человек, были заняты своим непосредственным делом - борьбой с преступностью и пожарами.

В 1798 г. Екатеринбургская обер-комендантская канцелярия переименована в городскую полицию с распространением полицейских функций на Екатеринбургские казенные заводы.

внутренних дел Российской империи // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 2 (62). С. 44.

2 См.: Логинов О. История уральской полиции [Электронный ресурс]. URL: http://all-crime.ru/z-200let/z-200let-04-ural.htm (дата обращения: 22 сентября 2016 г.).
3 Криминальный хронограф Свердловской области: 27 апреля. Информационный социально-правовой сайт «ВЕДОМОСТИ Урал» [Электронный ресурс]. URL: http://vedomosti-ural. ru/notes/38511/ (дата обращения: 22 сентября 2016 г.).
4 См.: Логинов О. Указ. соч.

Таким образом, в Екатеринбурге, как и по всей России, в XVIII в. появляются и структурируются административно-полицейские органы власти, сосредотачивающие в своих руках разнообразные функции по управлению, сбору налогов, а также по охране благочиния и добронравия жителей. В этот период полиция была децентрализована, ее органы подчинялись губернаторам, а генерал-полицмейстер руководил фактически только столичной полицией. Кроме того, полномочия полиции не были достаточно широкими. Она могла применять санкции только за некоторые правонарушения, в большинстве случаев ограничивалась наказаниями в виде штрафа, запрещения определенной деятельности, порицания, ареста на несколько суток, заключения в работный дом. Как правило, она проводила предварительное следствие и передавала материалы в судебные инстанции. При этом следствие по политическим преступлениям исключалось.

Список литературы

1. Верхогляд А. С. Правовой статус депутатов «Комиссии об уложении» (1767) / А. С. Верхогляд // Ленинградский юридический журнал. - 2013. - № 4 (34).
2. Криминальный хронограф Свердловской области: 27 апреля // Информационный социально-правовой сайт «ВЕДОМОСТИ Урал» [Электронный ресурс]. -URL: http://vedomosti-ural.ru/notes/38511/ (дата обращения: 22 сентября 2016 г.).
3. Лобанов Д. А. Геральдическая комиссия Пермской области. Штатные команды Пермского наместничества 1781-1796 гг. Особенности комплектования, вооружения, снаряжения и обмундирования [Электронный ресурс]. - URL:http://bergenschild.ru/publicacii/Statnye_ komandy_Perm_1781.pdf (дата обращения: 22 сентября 2016 г.).
4. Логинов О. История уральской полиции [Электронный ресурс] / О. Логинов. - URL: http://all-crime. ru/z-200let/z-200let-04-ural.htm (дата обращения: 22 сентября 2016 г.).
5. Омельченко О. А. «Законная монархия» Екатерины II: Просвещенный абсолютизм в России / О. А. Омельченко. - М., 1993.
6. Полное собрание законов Российской империи. -СПб., 1830. - Т. ХХ. - № 14726; Т. XXII. - № 16258; Т. XXIII. - № 16873; Т. XXVI. - № 20004. - Ст. 7. - П. 6.
7. Прокофьева С. М. Особенности правового положения пожарных команд в системе Министерства внутренних дел Российской империи / С. М. Прокофьева, А. А. Смирнова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 2 (62).
8. Российское законодательство X-XX вв. Т. 5: Законодательство периода расцвета абсолютизма. - М., 1987.
9. Свободная мысль. - 2002. - XXI. - № 4.
10. Устав благочиния, или полицейский от 8 апреля 1782 г. // Российское законодательство X-XX веков.- М., 1987. - Т. 5. - С. 324-330.
ПОЛИЦИЯ УРАЛ ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПОЛИЦЕЙСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ the police the ural the provincial reform the organs of internal affairs policing
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты