Спросить
Войти

[Михайлова И. Б. «и здесь сошлись все царства…»: Очерки по истории государева двора в России ХVI В. : повседневная и праздничная культура,семантика этикета и обрядности. СПб. : «Дмитрий Буланин», 2010. 648 с. ISBN 978-5-86007-634-1]

Автор: указан в статье

ББК 63.3(2)44; УДК 94(47).043

В. В. Шапошник

Михайлова И. Б. И здесь сошлись все царства...: Очерки по истории государева двора в России ХУ1 в.: повседневная и праздничная культура, семантика этикета и обрядности». — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2010. 648 с. — ISBN 978-5-86007-634-1

Ирина Борисовна Михайлова — признанный специалист по Средневековой Руси, автор многочисленных работ, посвященных различным аспектам истории этой интереснейшей эпохи прошлого нашей страны. В центре ее исследований социальная история, просопография, генеалогия, повседневная жизнь общества, ментальность и психология населения России. Новая книга И. Б. Михайловой находится в русле ее предыдущих трудов, статей, опубликованных в научных журналах («Родина», «Клио», «Вестник Санкт-Петербургского университета»), сборниках и подводит определенный итог изучения исследователем повседневной и праздничной жизни государева двора в России ХУ1 века.

Монография состоит из пяти очерков, в каждом из которых рассматривается тот или иной аспект жизни русского монарха и его близкого окружения. Источниками служат многочисленные сочинения иностранцев, русские летописи, духовные и договорные грамоты, памятники литературы, описи имущества.

В первом очерке подробно описывается торжественный обряд венчания русских правителей на великое княжество, а с 1547 г. — на царство. И. Б. Михайлова не ограничивается простым описанием церемонии, а показывает и раскрывает глубокую символичность каждого действия участников обряда. Мало того, автор совершает экскурсы в далекое прошлое, показывая, как изменялась церемония со времен Киевской Руси, как интронизация проходила в период татаро-монгольского ига. Большой интерес представляют объяснения историком таких, казалось бы, незначительных эпизодов, как угощение нововенчанного правителя рыбой из Плещеева озера.

Много внимания исследователь уделяет представлениям о власти в Московской Руси, истории бытования термина «царь» до официального венчания на царство

КеееП8ШПе8

Ивана IV, борьбе за признание царского титула. Подробно И. Б. Михайлова рассказывает об обряде помазания, который имеет древнее происхождение: истоки его уходят во времена древнего Египта и Междуречья. Потом этот обряд неоднократно упоминается в Ветхом Завете у древних израильских царей и распространяется в Западной Европе и Византии. Автор уделяет внимание всем изменениям, которые происходили в церемонии от венчания Дмитрия-внука до Бориса Годунова.

В первом очерке И. Б. Михайлова большое внимание уделяет и вопросу о царских регалиях (шапка Мономаха, бармы, животворящий крест, скипетр, «крабица» из сердолика и др.) происхождение некоторых из них является чрезвычайно сложным. Даже о главной регалии Московского царства — шапке Мономаха — идут споры. Исследователь подробно рассматривает историю церемониальных головных уборов правителей разных стран и эпох от Египта до времени Киевской Руси. Только к середине ХVI в. венец московских государей приобрел устойчивое название, под которым он и известен. В этом важную роль имели труды русских книжников, создавших легенду о коронации Владимира Всеволодовича инсигнией византийского императора Константина Мономаха. Кроме этого известного венца, русские правители ХVI в. имели еще несколько, в которых появлялись перед подданными. Не менее интересен и рассказ И. Б. Михайловой о других регалиях, происхождение и судьбу которых она подробно описывает. Не вызывает сомнения вывод автора о том, что регалии имели символическое значение и отражали сложные процессы взаимодействия и взаимопроникновения различных культур.

Во втором очерке автор рассматривает вопрос о репрезентации власти русского государя. Подробно говориться о приеме посольств, которые превращались в пышные действа с учетом византийских, отчасти татаро-монгольских традиций, древнерусской христианской и восточнославянской обрядности. Церемония была продумана таким образом, чтобы поразить иностранных дипломатов величием русского монарха и могуществом и богатством страны. Чрезвычайно интересные данные приведены И. Б. Михайловой о древнем обычае, который продолжал неуклонно соблюдаться и в ХVI в. — обмене подарками, который проводился во время нахождения в России иностранных посольств. Обращает на себя внимание подробный рассказ о росписи парадных палат московского Кремля и символическом значении этих изображений. Замечательно описываются царские пиры, объясняется значение действий монарха, который от своего имени посылал гостям хлеб и другую еду.

Третий очерк рассказывает о строительстве церквей и монастырей, совершенных по приказу монарха и многочисленных поездках правителя по святым местам в паломничества, которые зачастую превращались в великолепные церемонии - ведь великого князя, а впоследствии царя часто сопровождали семья, родственники и многочисленная свита придворных. Эти поездки сопровождались пожертвованиями, размеры которых могли достигать сотен и тысяч рублей. Автор пишет и о царской охоте и о походах, которые также как и другие церемонии имели символическое значение.

В четвертом очерке И. Б. Михайлова пишет о том, как монарх и придворные отмечали праздники. Исследователь отмечает, что языческие и христианские праздничные обряды прочно переплелись. Интересно описывается так называемое «Пещное действо», обряды Вербного воскресенья, Пасхи. Участниками многих

234

Петербургские славянские и балканские исследования

праздников были скоморохи. Несмотря на то, что их выступления осуждались многими церковными деятелями, они часто принимали активное участие в царских «забавах», например, выступали с животными. Автор рассказывает и о такой осуждаемой Церковью забаве, как игры — кости, карты, шахматы. В пятом очерке много внимания уделено свадебному обряду, отреченным, запретным знаниям, методам лечения, применяемым в ХУ1 в.

В книге есть и некоторые неточности. Так, на С. 96 говорится о русском посланнике в Риме Дмитрии Герасимове под 1425 г., когда в действительности событие относится к 1525 г. Вероятно, имеет место опечатка. На С. 337 князь Михаил Львович Глинский упоминается как один из «самых влиятельных претендентов на престол». Однако нет никаких источников, которые позволили бы утверждать, что Глинский претендовал на трон. На С. 536 пишется о том, что Ивана IV были дети только от Анастасии Романовны и Марии Федоровны. Но известно, что у царя был сын Василий от второй жены — Марии Темрюковны, умерший в детстве. Эти замечания носят частный характер и не могут повлиять на высокую оценку монографии.

В заключение хочется отметить, что новая книга И. Б. Михайловой будет интересна не только специалистам, но и всем, увлекающимся русской историей.

Данные о статье:

Автор: Шапошник Вячеслав Валентинович, доктор исторических наук, Россия, Санкт-Петербург, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, shaposhnik 67@mail.ru

Резюме: Рецензия на книгу: Михайлова И. Б. И здесь сошлись все царства...: Очерки по истории государева двора в России ХУ[ в.: повседневная и праздничная культура, семантика этикета и обрядности». СПб.: «Дмитрий Буланин», 2010.

Information about the article:

Author: Shaposhnik, Vyacheslav Valentinovich, Doctor of Historical science, Russia, St.-Petersburg, Professor of St-Petersburg State University, shaposhnik 67@mail.ru

Abstract: The review of the monography of Prof. Irina Micvhajlova: “I zdes’ soshlis’ vse Tsarstva: Ocherki po istorii Gosudareva dvora v Rossii 16 weka: Povsednevnaya I prazdnichnaya kultura, semantika etiketa I obryadnosti” (the monograph is devoted to the research of semantic of etiquette and rituals of Russian Court and institute of Monarchy). It was published in St.-Petersburg in 2010.

Recensiones

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты