Спросить
Войти

Регулирование расчетов в период «военного коммунизма»

Автор: указан в статье

Стус Н.В.

соискательница юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета

Регулирование расчетов в период «военного коммунизма»

В первую очередь, советская власть принялась создавать материальные основы своей деятельности, что выразилось в ряде декретов о национализации, в том числе и Декрета СНК РСФС от 14.12.17 г. "О национализации банков"1, который ликвидировал действующую двухуровневую банковскую систему и монополизировал банковское дело в России.

В соответствии с Декретом:

1) Банковское дело объявляется государственной монополией.
2) Все ныне существующие частные акционерные банки и банкирские конторы объединяются Государственным Банком.
3) Активы и пассивы ликвидируемых предприятий перенимаются Государственным банком.
4) Порядок слияния Частных банков с Государственным Банком определяется особым декретом.
5) Временное управление делами частных банков передается Совету Государственного Банка.
6) Гарантируется обеспечение интересов мелких вкладчиков.

Монополизация, затронув все национальное хозяйство, создала

условия для директивного управления государством. В организационном отношении это вылилось в создание гигантского государственного аппарата с различными функциями. Однако издержки, связанные с реализацией этих функций, превысили результаты деятельности самого политического института государства. Монополизация банковской сферы позволила получить контроль над всеми финансовыми потоками в государстве, однако привела к фактической потере финансовой самостоятельности производственных единиц, утрате доверия к национальной валюте среди населения и иностранных рыночных институтов.

Документы показывают, как в конце 1917 г. - начале 1918 г. Советское правительство пыталось ограничиться в управлении хозяйством функциями распределения. Первоначально решалась задача овладения финансовыми центрами. На основании Декрета от 14 декабря 1917 г. банковское дело объявлялось государственной монополией, а всем частным акционерным банкам было предписано объединиться с Государственным банком1. В Инструкции "О порядке национализации частных банков" от 10.12.18 г. подчеркивалось, что под национализацией следует понимать не только слияние частных банков, но и реорганизацию их

1 М.А. Авада. История денежных реформ в России в документах государственного архива Российской Федерации // История денежных реформ в России ХУ1-ХХ вв. М., 2002. С. 86.
73

деятельности на принципиально новых началах, применительно к тем задачам, которые возлагаются на Народный банк РСФСР условиями советского строя.

Устанавливается жесткий контроль за денежным оборотом, что осуществлялось через принудительный перевод всех расчетов на безналичные и ограничению обращения любых форм наличности. При этом, однако, были приняты меры по созданию единой валюты нового государств - РСФСР, в первую очередь, в виде банкнот, а также продолжаются мероприятия по изъятию драгоценных металлов из обращения.

Этот исторический процесс нашел себе выражение и в Конституции РСФСР 1918 г. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятая III Всероссийским Съездом Советов в январе 1918 г. упоминает лишь об аннулировании государственных займов и о национализации банков (ст. 3 п.п. «г» и «д»). Сама Конституция РСФСР 1918 г. посвящает экспроприации буржуазии лишь одну декларативную статью (ст.79) и все свое внимание сосредотачивает на бюджетном праве (ст. 81-88).

К числу основополагающих нормативных актов, следует отнести Декрет СНК РСФСР от 02.05.18 г. "О соблюдении единства кассы"1. В силу этого документа:

1. Все денежные средства (наличные деньги, процентные бумаги и ценности), находящиеся в заведывании и на хранении Советских учреждений или должностных лиц, должны вноситься в кассы Народного Банка или Государственного Казначейства.
2. Все платежи кредиторам Советских учреждений или должностных лиц производятся кассами Народного Банка или Государственного Казначейства по ассигновкам и чекам.
3. Все учреждения и лица, имевшие наличные денежные средства обязывались к сдаче их в кассы Народного Банка или Государственного Казначейства.
4. Советские учреждения и должностные лица в праве были иметь лишь авансы, отпускаемые им на мелкие операционные и командировочные расходы.

Данные нормы распространены Декретом СНК от 6 января 1920 г.2 на кооперативные общества и учреждения.

23 января 1919 г Советом Народных Комиссаров был издан Декрет «О расчетных операциях между Советскими учреждениями, Советскими и находящимися в ведении или под контролем Советских организаций предприятиями и о приобретении ими предметов за наличный расчет»3, в соответствии с которым все взаимные расчеты между Советскими учреждениями, а также национализированными, муниципали-
1 Собрание узаконений РСФСР. 1918 г. .№ 35. ст. 460
2 Сборник Декретов о финансах 1917-1920 гг.Петербург. 1920.
3 Собрание узаконений РСФСР. 1918 г. .№ 63. ст. 10
74

зированными и находящимися под контролем ВСНХ, Народного комиссариата продовольствия и провинциальных СНХ и подотделов, промышленными и торговыми предприятиями должны производиться бухгалтерским способом без участия денежных знаков.

Предприятия, производящие оплату наличными частным отечественным и иностранным производителям, обязаны были сообщать об этом в каждом отдельном случае соответствующему финансовому органу Совета Депутатов по месту жительства получателя.

Вслед за Декретом о национализации банков продолжается централизация всех денежных ресурсов в руках государства. В правовом отношении это проявляется в издании ряда нормативных актов. В соответствии с циркуляром Наркомфина от 10 октября 1918 г. «О ликвидации обществ взаимного кредита», немедленно со дня опубликования настоящего распоряжения всем обществам взаимного кредита воспрещаются какие бы то ни было активные и пассивные операции. Все свои наличные средства ликвидируемые общества обязаны немедленно перенести в Отделение народного банка РСФСР.

Далее, принимаются постановление СНК от 2 декабря 1918 г. «О ликвидации иностранных банков», постановление Наркомфина от 2 декабря 1918 г. «О ликвидации городских общественных банков», Декрет СНК от 24 декабря 1918 г. «О ликвидации частных земельных банков».

Регламентация расчетных отношений затронула также государственные долги. Так, на основании Декрета ВЦИК от 21 января 1918 г. «Об аннулировании государственных займов» все государственные займы, заключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии аннулируются с декабря 1917 г. Равным образом аннулируются и гарантии, данные названным правительством по займам различных предприятий и учреждений. Безусловно, и без всяких исключений аннулируются иностранные займы.

Принимаются меры по изъятию из оборота отдельных расчетных средств. В соответствии с Декретом СНК от 26 января 1918 г. «О конфискации акционерных капиталов бывших частных банков» акционерные капиталы бывших частных банков (основные, резервные и специальные) переходят к Государственному Банку Российской Республики на основах полной конфискации. Все банковские акции аннулируются и всякая выплата дивидендов по ним, безусловно, прекращается. Следующим актом в этом направлении становится Декрет СНК от 26 октября 1918 г. «Об аннулированных государственных процентных бумагах».

Изымаются также драгоценные металлы. Так, на основании Декрета ВЦИК от 14 декабря 1917 г. о ревизии стальных ящиков в банках:

1. Все деньги, хранящиеся в банковских стальных ящиках, должны быть внесены на текущий счет клиента в Государственном банке.
75
2. Все владельцы стальных ящиков обязаны немедленно по вызову явиться в банк с ключами для присутствия при производстве ревизии стальных ящиков.
3. Ящики, принадлежащие злонамеренно уклонившимся лицам, подлежат вскрытию следственными комиссиями и все содержимое конфискуется Государственным Банком.

В развитии Декрета принимается Постановление Наркомфина от 29 апреля 1919 г. о сейфах, в силу которого ценности, хранящиеся в сейфах Народного Банка РСФСР, стоимость которых не превышает 10000 рублей возвращаются владельцам, за исключением золота в монетах и слитках и золотых изделиях, содержащих более 16 золотников чистого золота. Декрет СНК от 25 июля 1920 г. «О реквизициях и конфискациях» устанавливает:

1. Признать подлежащими конфискации:

- платиновые, золотые и серебряные монеты,

- золото и платина в слитках и сыром виде.

2. Признать подлежащими конфискации изделия из благородных металлов, кроме серебра, в том случае, если количество превышает установленные нормы.

Итак, экономическая политика до весны 1921 г. ставила своей целью полную экспроприацию торгово-промышленного и финансового капитала, поглощение всего частного хозяйства государством, натурализацию заработной платы и всемерное усиление в экономике переходного хозяйства социалистических начал - за счет уцелевших «обломков капиталистического строя». Соответственно этому, и в области финансов Советской властью преследовались аналогичные задачи: борьба с финансовым капиталом и экспроприация буржуазии мерами финансовой политики, превращение прежнего государственного бюджета в бюджет единого народного хозяйства РСФСР в целом, а прежнего финансового аппарата - в «центральную бухгалтерию пролетарского государства», и введение безденежных расчетов, как меры к уничтожению денежной системы вообще. (Резолюция ВЦИК от 18 июня 1920 г.).

Законодательная деятельность, развивавшаяся в осуществлении первой задачи, была особенно интенсивной (как по темпу, так и по решительности примененных приемов) в первый период существования Советской власти. Большая часть декретов, направленных на борьбу с финансовым капиталом и с имущим классов вообще, стоит вне всякой зависимости с досоветским законодательством. Таковы декреты об аннулировании государственных займов и частных ценных бумаг, о запрещении сделок с ценными бумагами, о регистрации их, о национализации банков и конфискации их капиталов, о ревизии сейфов и т.д.

76
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты