Спросить
Войти

Перестройка системы народного образования на Дону (1917 - 1919 гг.)

Автор: указан в статье

© 2007 г. Т.А. Подковырина

ПЕРЕСТРОЙКА СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОНУ (1917 - 1919 гг.)

Реформирование образования является важной составной частью социальной политики России. В связи с этим особую актуальность приобретают обращение к историческому прошлому нашей страны, анализ опыта создания общеобразовательной системы, учет тенденций ее развития.

Годы революционных преобразований и гражданской войны в России являлись самым сложным и противоречивым периодом в истории российского образования. Февральская революция 1917 г., открывшая новую страницу в истории, положившая начало демократическим преобразованиям, активизировала деятельность педагогической общественности в области просвещения народа, способствовала появлению различных теорий и взглядов на образование. Именно в это время предпринимались попытки реформирования всей образовательной системы.

Цель данной статьи - исследование процесса формирования новой системы народного образования на Дону в экстремальных условиях революции и гражданской войны.

Изучение процесса становления школьного дела в годы гражданской войны представляет особый интерес. Основное внимание историков, как правило, концентрировалось на военно-политических и социально-экономических проблемах, значительно в меньшей степени обращалось внимание на культурно-исторические процессы, в то время как даже в сложный исторический период проблемы народного образования привлекали внимание правительства и общественности Дона.

Становление новой системы образования рассматривается на примере деятельности правительства Всевели-кого войска Донского и его взаимодействия с Временным правительством. В этот период зарождались новые типы школ, накапливался теоретический и практический опыт в образовательном и воспитательном процессе.

Февральская буржуазно-демократическая революция в России открыла новый этап общественного развития, определив коренные изменения не только в политической, социально-экономической, но и духовной жизни общества; выдвинула задачу демократизации культуры, необходимость преобразований в области народного просвещения.

У казачества Дона появилась возможность сформировать свои собственные органы власти. Вместо назначаемого верховной властью атамана Большой войсковой Круг получил право избирать атамана из своей среды.

После Февральской революции процесс демократизации, охвативший все сферы жизни общества, нашёл отражение и в области народного просвещения. Существенным изменениям подверглась вся система управления. Стремясь закрепить свои позиции на мес-

тах, временное правительство опиралось на общественные силы.

В начале марта 1917 г. во всех округах Дона были сформированы общественные исполнительные комитеты - многосословные органы, представлявшие интересы всего населения. Уже в первые месяцы своего существования временное правительство стремилось осуществить перестройку управления местными учреждениями министерства просвещения. 8 мая 1917 г. было принято постановление, согласно которому упразднялись губернские, уездные и городские училищные советы, их дела передавались органам земского и городского самоуправления [1]. Местным органам самоуправления передавались лишь низшие начальные училища (не выше двухклассных). Другая часть начальных училищ - высшие начальные - по-прежнему находилась в подчинении директоров народных училищ и под наблюдением инспекторов. Данное постановление временного правительства не коснулось Донской области.

На Дону получила распространение идея создания школьных комитетов. Активную позицию в решении вопроса о школьном управлении заняли учителя. 4 июня 1917 г. временный совет Донского отдела Всероссийского учительского союза обратился к Донскому областному исполнительному комитету с инициативой создания на Дону комитетов по народному образованию, которые должны были заменить дирекцию и инспекцию народных училищ [2, л. 16]. Предполагалось создать областной комитет по народному образованию в составе двух отделений: 1) по начальным училищам и 2) по высшим начальным училищам.

Окончательный вариант «Временного положения об управлении начальными училищами Области войска Донского» был доработан и утверждён 19 июня 1917 г. Войсковым кругом под председательством товарища войскового атамана М.П. Богаевского. Войсковой круг информировал Донской отдел Всероссийского учительского союза о своём решении признать окружные и областные комитеты по народному образованию [3]. Управление начальными училищами Донской области возлагалось на школьные комитеты по начальному образованию: окружные и областные. Окружные школьные комитеты должны были состоять из представителей министерства народного просвещения, войскового круга, крестьянских обществ, городских самоуправлений, учителей начальных училищ, родителей учащихся. В состав окружных комитетов входили окружные атаманы с правом решающего голоса. Членами школьных комитетов могли быть лица обоего пола, достигшие гражданского совершеннолетия, при условии окончания ими высших или средних учебных заведений или получивших звание учителя или учительницы начального училища. Учителя должны были иметь стаж работы в начальной школе не менее пяти лет. Органы го-

родского самоуправления получали право решающего голоса при рассмотрении школьных вопросов [2, л. 25-26].

В то время как шёл процесс разработки проектов управления учебными заведениями, уже с мая 1917 г. на Дону временное управление школами было передано окружным комитетам по народному образованию. В их функции входило управление всеми начальными школами округа и открытие низших школ и высших начальных училищ, забота об осуществлении всеобщего обучения, бесплатное обеспечение учащихся начальных школ учебными пособиями, а в случае нужды - одеждой, пищей и жильём.

Высшим органом учебно-административной власти в области должен был стать учреждаемый в Новочеркасске областной школьный комитет по начальному образованию, который устанавливал отношения с попечителем Харьковского учебного округа и министерством народного просвещения. Его деятельность была направлена на объединение и направление работы окружных школьных комитетов. Областной комитет составлял сметы расходов по народному образованию, распределял кредиты, ассигнуемые министерством народного просвещения и областными органами самоуправления по округам, устраивал педагогические и общеобразовательные курсы, утверждал постановления педагогических советов о назначении преподавателей [4]. В состав областного школьного комитета входили: по два представителя от войскового круга и крестьянских обществ, по три - от учителей высших начальных училищ, по одному - от областного правления, министерства народного просвещения, общества содействия народному образованию в Области войска Донского и непременный член областного по земским делам комитета. В областном школьном комитете право решающего голоса отводилось представителям окружных комитетов, но только по делам своего округа. Содержание канцелярий школьных комитетов должно было осуществляться за счёт средств, поступавших из министерства народного просвещения на содержание окружных и областных училищных советов [2, л. 2626 об.].

19 июля 1917 г. комиссия по народному образованию Донского войскового круга утвердила проект временного управления начальными училищами Донской области, составленный временным советом Донского отдела Всероссийского учительского союза [2, л. 1]. Однако состав окружных комитетов был изменён по сравнению с первоначальным проектом. Значительно сокращалось количество учителей, входивших в состав окружных комитетов по народному образованию, уже не планировалось вводить представителей от союза женщин и других общественных организаций. Но даже новый вариант проекта не удалось принять. В то время, когда он готовился для утверждения министерством народного просвещения, а на местах создавались школьные комитеты, 21 июля 1917 г. товарищ войскового атамана М.П. Богаевский направил телеграмму попечителю Харьковского учебного округа с просьбой приостановить утверждение проекта комиссии по управлению школами Донской области [2, л. 2].
8 августа 1917 г. на Малом войсковом круге было принято новое постановление, которое гласило: «Ввиду скорого введения на Дону земства, в ведение которого перейдёт народное образование, сохранить окружные училищные советы, пополнив их выборными представителями от войскового круга, от учителей, родителей и крестьян...» [2, л. 59].

Несмотря на то, что передовое учительство Дона стремилось осуществить коренные изменения в области народного просвещения, в полной мере соответствовавшие духу времени, войсковое правительство не всегда поддерживало эти начинания. Ссылаясь на то, что на Дону собираются вводить земства, войсковое правительство приостановило решение учителей и сохранило училищные советы, не вызывавшие доверия народа, лишь пополнив их состав демократическими элементами. В то же время и в самом войсковом правительстве существовали разногласия. Протест против решения Малого войскового круга о временном управлении школами заявили депутаты войскового круга С.М. Из-валов и А.М. Егоров, которые одновременно являлись членами комиссии по народному образованию Большого войскового круга. Они настаивали на том, чтобы первоначальный проект был принят комиссией в составе 21 человека, а сторонников сохранения училищных советов на Малом войсковом круге было всего 3.

Уже в процессе подготовки проектов управления шю-лами области на окружных учительских съездах избирались члены окружных комитетов по народному образованию [5]. Решения съездов донских учителей в основном соответствовали курсу временного правительства. Несмотря на попытки демократических слоёв общества осуществить преобразования в области управления начальными учебными заведениями, значительных результатов достичь не удалось. Директор народных училищ Области войска Донского поспешил уведомить попечителя Харьковского учебного округа о решении Малого войскового круга, состоявшегося 8 августа 1917 г., сохранить существующие в области училищные советы с прежними функциями, лишь незначительно изменив их состав [2, л. 56-57].

Несмотря на решение войскового правительства отказаться от создания комитетов по народному образованию, учительство Дона не хотело мириться с этим. 23 сентября 1917 г. в станице Каменской на собрании президиума всех организаций станицы, созванном исполнительным комитетом союза донецких учителей, было заявлено о необходимости создания комитета по народному образованию. Комиссар временного правительства по Донецкому округу Области войска Донского 27 сентября 1917 г. обращался к товарищу войскового атамана М.П. Богаевскому с требованием отклонить решение Малого войскового круга и утвердить постановление учительского съезда о создании комитетов по народному образованию [2, л. 65-66].

Хотя общественность требовала рассмотрения вопроса об управлении учебными заведениями Дона, войсковое правительство откладывало его решение.

Руководствуясь постановлением временного правительства от 15 октября 1917 г. «О передаче высших

начальных училищ в заведование местных самоуправлений» [6, л. 1], учителя Дона разработали проект «Об управлении высшими начальными училищами», в котором выдвигалось требование их автономии. Во главе высшего начального училища должен был стоять педагогический совет училища, в ведение которого входила учебно-воспитательная и административно-хозяйственная деятельность [6, л. 3].

Правительство стремилось сосредоточить управление всеми учебными заведениями в одном ведомстве. Согласно закону, принятому временным правительством 20 июня 1917 г., церковные школы передавались в ведение Министерства народного просвещения. На Дону к началу ноября 1917 г. в основном завершился переход церковноприходских школ в ведение городского самоуправления. В то же время некоторые приходы категорически отказывались передавать школы городу. В ноябре 1917 г. в ведение города передавались все низшие школы, в том числе и школы станичных обществ, близлежащих к городам.

Перед выборами в Учредительное собрание на основании постановления войскового круга была разработана платформа донского казачества, опубликованная 2 ноября 1917 г. Важное место в ней отводилось вопросам народного просвещения, выдвигалось требование введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения в начальной школе на родном языке. Широкие права предоставлялись органам местного самоуправления в решении как школьных, так и внешкольных вопросов [7].

7 ноября 1917 г. войсковым правительством был учреждён официальный орган власти - Экономический совет, в состав которого входило 10 отделов. Помимо решения административных, правовых, транспортных, продовольственных, торгово-промышленных и сельскохозяйственных вопросов Совет занимался и культурно-просветительными проблемами. Его деятельность продолжалась до принятия 4 мая 1918 г. «Кругом спасения Дона» основных законов Всевеликого войска Донского. Именно тогда Экономический совет был упразднён [8, л. 10].

В мае 1918 г. при правительстве Всевеликого войска Донского были сформированы отделы, в том числе и отдел народного просвещения, подчинявшийся высшему правительственному органу - Совету управляющих отделами Всевеликого войска Донского, председателем которого являлся генерал-лейтенант А.П. Бо-гаевский [8, л. 3]. 8 мая было принято положение о структуре отдела народного просвещения. Во главе отдела стоял управляющий, при котором был образован совет из десяти выборных представителей от учительских организаций.

Приказом донского атамана П.Н. Краснова 5 мая 1918 г. управляющим отделом народного просвещения был назначен В.Н. Светозаров [9], а 7 мая 1918 г. по предложению «Круга спасения Дона» за самоотверженную работу ему было присвоено звание почётного казака войска Донского [8, л. 3].

При профессиональном союзе учителей действовала комиссия, которая обсуждала проблемы школьного самоуправления. В июне 1918 г. на собраниях учите-

лей рассматривался проект организации управления в средней школе и высших начальных училищах [10]. Уже в процессе обсуждения проекта в некоторых округах (Усть-Медведицком, Верхне-Донском и др.) стихийно возникали органы управления школами [11].

Отделом народного просвещения Всевеликого войска Донского предпринимались попытки усовершенствования системы народного образования. 24 июля 1918 г. был утверждён устав средней школы нового типа, отличавшийся новой постановкой школьного дела и программами преподавания. Школам предоставлялось право правительственных учебных заведений с четырёхлетним сроком обучения (как в колледже, так и в реальной гимназии).

В августе 1918 г. в совете управляющего отделом народного просвещения был принят проект о порядке управления средней и низшей школами [12].

Для разработки законопроектов по управлению высшей, средней и низшей школами при отделе народного просвещения был образован совет, в состав которого вошли представители этих школ, профессиональных союзов и родительских комитетов [13, 14].

Для обсуждения вопросов управления школой привлекались учителя, созывались областные учительские съезды.

Особое внимание обращалось на вопросы организации управления начальной и средней школами на принципе автономии. Для того, необходимо было определить её пределы, рассмотреть вопросы об ответственности учебно-воспитательного персонала перед контрольными органами и постановку самого контроля, о роли родителей в управлении школой и пределы компетенции родительских организаций.

Обнаружилась полная несостоятельность прежней школьной организации. В связи с этим была поставлена задача переустройства школьного управления на новых началах; создания возможности творческой работы педагогического коллектива при обеспечении свободы личной инициативы. Необходимо было организовать работу в тесном единении с родителями, поднять авторитет педагогов. Одним из главных положений новой организации школы являлось выборное начало и полная самостоятельность педагогических советов в решении вопросов школьной жизни в пределах общегосударственных норм, установленных в законодательном порядке.

В сентябре 1918 г. состоялось заседание Большого войскового Круга, на котором были утверждены «Положения об управлении средними и высшими начальными учебными заведениями» [14-16.]. Управление средними учебными заведениями и высшими начальными училищами, находившимися на территории Всеве-ликого войска Донского, принадлежало отделу народного просвещения. Возрастала роль педагогических советов, в состав которых городской управой избирались представители органов городского самоуправления. Несмотря на попытки ввести выборное начало в отношении учителей, Большой войсковой круг принял иное решение: преподавательский персонал назначался управляющим отделом народного просвещения и находился

в непосредственном подчинении начальника учебного заведения.

19 сентября 1918 г. Большой войсковой круг принял положение об училищных советах, их составе, порядке выборов и основных функциях. Создавались как окружные, так и городские училищные советы. Окружные находились в ведении управляющего отделом народного просвещения. К концу ноября 1918 г. училищные советы были созданы практически во всех округах. В Ростове и Нахичевани городские училищные советы начали действовать в марте 1919 г.

Обновленные училищные советы активно участвовали в решении учебно-воспитательных и хозяйственных проблем, содействовали открытию новых учебных заведений, улучшению материального положения учителей.

В процессе формирования новой системы управления учебными заведениями на Дону принимало участие не только правительство, но и общественность Дона. Вопросы управления образовательными учреждениями вызывали множество споров, порой не удавалось выработать единую позицию в решении некоторых вопросов. Но все стороны как правительство Всевелико-го войска Донского, так и учительство Дона стреми-

Ростовский государственный педагогический университет

лись к радикальному решению проблем народного образования.

Литература и примечания

1. ГАРФ, ф. 1803, оп. 1, д. 35, л. 1
2. Там же, ф. 1255, оп. 1, д. 41.
3. Там же, ф. 1803, оп. 1, д. 26, л. 61.
4. Вольный Дон. 1917. 1 июня.
5. Там же, 17 июня; 23 июня.
6. ГАРО, ф. 665, оп. 1, д. 12, л. 1.
7. Вольный Дон. 1917. 2 ноября.
8. ГАРО. Приказы Всевеликого войска Донского.
9. Светозаров Владимир Николаевич в мемуарах А.Г. Шкуро характеризуется как «левый социалист революционер, почти большевик» (Трагедия казачества. СПб., 1994. С. 148).
10. Приазовский край. 1918. 3 июня.
11. Там же, 1918. 4 июля.
12. Там же, 1918. 3 авг.
13. Там же, 1918. 19 сент.
14. Донские ведомости. 1918. 19 сент.
15. ГАРО, ф. 247, оп. 2, д. 7, л. 1-3; ф. 3997, оп. 1, д. 81, л. 2-5;
16. Приазовский край. 1918. 18 окт.
15 декабря 2006 г.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты