Спросить
Войти

Интеллектуальное наследие России

Автор: указан в статье

УДК 101.1 Канд. искусствоведения Е.М. НИКИФОРЕНКО

(СПбГАУ, lennik.ok@mail.ru)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ

Своеначальный, жадный ум, -Как пламень, русский ум опасен Так он неудержим, так ясен, Так весел он - и так угрюм.

В.Иванов, «Русский ум», 1890г.

И.Т. Посошков, государственность, дворцовые мастера, серебряное дело, Сампсониевский собор, Петропавловская крепость, идеологические основы российского государства и права

В XVII- XVIII вв. жизни российского общества, в государстве и праве произошли изменения, оказавшие значительное влияние на дальнейшее развитие страны. Абсолютна монархия в России складывалась постепенно и свое окончательное юридическое оформление завершилf в первой трети XVIII в. Это время коренных изменений идеологических основ российского государства и права, в связи с чем возникла острая необходимость в теоретизации новых государственных концепций. Знакомство с трудами европейских политико-правовых учений было лишь определенной ступенью для российского общества на пути к европейской организации общественной и государственной жизни. Несмотря на то что многие радикально настроенные сподвижники Петра I были приверженцами европейских взглядов, необходимость их существенного переосмысления и адаптации к практической российской действительности достаточно быстро стало ясно российским мыслителям, среди которых особое место занимал Иван Тихонович Посошков.

И.Т. Посошков (1652-1726гг.) - известный русский экономист, публицист и общественный деятель - человек в полном смысле слова выдающийся. В сфере его внимания оказался широкий диапазон жизни Российского государства - от состояния русской экономики до правового положения ремесленников и анализа шкалы уровня их мастерства. Например, Иван Тихонович как выходец из семьи потомственных Серебрянников, близких ко двору, в своих практических и теоретических положениях излагал наблюдения за деятельностью дворцовых мастеров. В его «наставлениях» прослеживалась преемственность не только личностного развития, но и объективных явлений экономического, политического и культурного развития России середины XVII -начала XVIII в.

Посошков отмечает в своих работах наем, наряду с работой на заказ, анархию в ремеслах, обусловленную отсутствием цеховой школы, хитрости и поспешность в работе, низкий уровень обучения. Но вместе с тем говорит о редкой способности русских мастеров ко всяким наукам и искусствам как изящным, так и механическим.

К концу XVII века в дворцовой производственной системе уже закладывается новый культурно-психологический тип активной личности, заказчика, исполнителя, владельца мастерской, организатора производства. Об этом свидетельствует деятельность самого Ивана Тихоновича, начавшего свой жизненный путь в крестьянской семье и закончившего его уже «купецким человеком». Для него стало возможным выкупить из залога дом в Москве, принадлежавший еще его деду, приобрести дом в Петербурге и два дома в Новгороде и, вопреки закону, деревню на границе Кашинского и Новгородского уездов.

Иван Тихонович Посошков происходил из семьи «непашенных» дворцовых оброчных крестьян села Покровское. В переписных книгах за 1646 год названы его дед и отец « Митька Данилов Посошков с сыном Тихонкой - серебряники» [1].

В приходно-расходных книгах вологотского архиерейского дома и Софийского собора также сохранились короткие, но очень ценные для нас упоминания о работах, выполненных приезжим серебряником «Москвитиным» Дмитрием Посошковым в 1664-1665 г. Он сделал серебряное кадило. Л.Л. Муравьева в своей работе «Деревенская промышленность Центральной России второй половины XVII в [2] пишет о специализации крестьян села Покровское на серебряное дело. Они привлекались к работам в дворцовых мастерских, работали на Казенном дворе.

В 1656 г. Тихон Посошков исполнил для патриарха серебряный оклад на икону, получив за работу 5 рублей. В 1663 году отец Ивана Посошкова упоминается среди шести «торговых людей» -старост Серебряного ряда, в связи с конфликтным делом жалованного мастера Серебряной Палаты Ивана Красильникова [3].

Самой важной чертой характера Ивана Тихоновича Посошкова была жажда непрерывной деятельности. Завершив одно, он сразу находил себе другое дело. Он имел винокуренный завод, серный прииск, искал нефть, пытался завести фабрику игральных карт, работал фонтанным и водочным мастером.

Помимо предпринимательства, Иван Тихонович занимался изобретательством. Например, в 1694 - 1696 гг. он работал над денежным станком для подношения Петру I, а в 1697 году им был придуман и предложен Царю способ улучшения ружейной стрельбы - «огнестрельные рогатки».

Однако если говорить о значении И.Т. Посошкова для развития России, ее истории и науки, то на передний план выходит его публицистская деятельность. Одну из своих первых работ Посошков написал в 1701 году, после поражения русского войска под Нарвой. Он составил послание для Петра I «О ратном поведении», где изложил необходимые меры по укреплению армии.

В 1703-1710 гг. Посошков обратился к митрополиту Стефану Яворскому в записках, где предлагал создать патриаршую академию, учить детей духовенства, печатать учебники с опровержением ереси и многое другое.

Сочинения И. Посошкова являются одним из последних памятников древней допетровской литературной традиции и основываются в большинстве своем на творениях Иоанна Златоуста и, прежде всего, сочинении «О священстве». Посошков считал, что от приходского духовенства зависит нравственное здоровье и благополучие общества. «Священство - столп и утверждение всему благочестию и всему человеческому спасению, ибо без него никаковыми мерами до царства небеснаго никакову человеку дойти невожможно. Они (священники) - наши пастыри, они и отцы, они и вожди...» - писал он в своем сочинении «Зерцало очевидное».

Основным трудом И.Т. Посошкова является «Книга о скудости и богатстве», написанная им в 1724 г. Главная идея работы может быть представлена следующей цитатой из «Книги.»: «Не то царственное богатство еже в царской науке много., но то самое царственное богатство, еже весь народ по мерностям своим богат был самыми домовыми внутренними своими богатствами». Исходя из этого, Посошков предлагает проекты реформ различных сторон государственной и общественной жизни, показывая тесную связь между богатством страны и государственным устройством. Посошков выступал за реформы суда, создание единого общегосударственного свода законов, в составлении которого должны были участвовать все классы общества. Он считал, что государство обязано регламентировать всю хозяйственную жизнь страны: стимулировать развитие промышленности, поиски полезных ископаемых, сократить ввоз иностранных товаров и расширить вывоз промышленных изделий из России.

Например, в начале ХУШ в. он писал о благотворности введения десятины, от которой кормились бы приходские священно - и церковнослужители. Он предлагал «прихожан всех у всякия церкви одесятствовать, чтобы от всякия своея пищи отделяли уерковникам десятину или двадцатину»: «без утайки и сожаления отделяли бы десятую долю как из хлеба, так и из мяса и из яиц, и из прочего харчу и отсылвли бы к церкви на пищу презвитерам с причетом и нищим». /О скудости и богатстве/

Русскими историками высказывания Посошкова рассматривались с некоторым сочувствием благим намерениям крестьянского мыслителя, но как исторический курьёз.

К сожалению, предложения Посошкова не получили практического осуществления и, вероятно, стали причиной его ареста. 26 августа 1725 года Тайной Канцелярией. И.Т.Посошков был заключен в Петропавловской крепости, где и скончался 1 февраля 1726 года.

Тело Ивана Тихоновича было захоронено на первом городском Санкт-Петербургском кладбище, основанном в 1711 году Петром I у стен деревянной Сампсониевской церкви. Эта церковь была заложена по велению Петра I в ноябре 1709 года в честь победы под Полтавой, одержанной в том же году 27 июня, в день Святого Сампсония Странноприимца. Позже, когда деревянный храм обветшал, было принято решение построить его в камне.

До 1710 года умерших в Санкт-Петербурге хоронили в ограде приходских церквей. Но из-за большого количества смертей, особенно среди рабочего люда, места не хватало. Часто крестьян, умерших на строительных работах в Петербургской крепости, хоронили прямо там. Поэтому еще после постройки деревянной Сампсониевской церкви Петр повелел, «чтобы умерших тела, нигде у других церквей не погребали, кроме сея Сампсониевской церкви, не только Российского народа, но и иностранной нации» [4]. Таким образом, было основано как православное, так и иноверческое кладбище. Здесь захоронены такие известные люди, как Д. Трезини - первый архитектор СанктПетербурга, архитекторы А. Шлютер, Ж.-Б. Леблон, Г.-И. Маттарнови, скульптор и архитектор К.-Б. Растрелли, первый президент Академии наук Л. Блюментрост.

Хоронили на кладбище и умерших в заточении Петропавловской крепости, и казненных. Помимо И.Т. Посошкова, здесь были погребены тела казенных дворян А.П.Волынского, А.Ф. Хрущева и М.А. Еропкина, обвиненных в заговоре против Бирона. Сейчас рядом с местом их захоронения находится памятник «Врагам Бирона».

К сожалению, после закрытия кладбища в начале 1770-х гг. многие надгробные плиты были утрачены, поэтому сейчас трудно указать точное место того или иного захоронения. Не сохранилась и могила И.Т. Посошкова, хотя в предисловии к сочинениям И.Т. Посошкова 1863 года издания историк М.П. Погодин пишет, что Иван Тихонович скончался 1 февраля 1726 года пополудни, в девятом часу, и по распоряжению Тайной Канцелярии был похоронен у церкви Сампсона Странноприимца. Эти сведения были взяты Погодиным из бумаг Тайной Канцелярии, переданных ему академиком П.П. Пекарским.

Поэтому, когда в 1909 г. в период юбилейных мероприятий, было принято решение установить в честь И.Т. Посошкова памятную доску, ее поместили в главном приделе собора. Надпись на бронзовой доске гласит: «На кладбище этой церкви погребено тело поборника русского просвещения автора книги «О скудости и богатстве» ИВАНА ТИХОНОВИЧА ПОСОШКОВА, скончавшегося 1 февраля 1726 года. Крестьянину писателю - крестьянин профессор. 1909 г.»

Долгое время обстоятельства появления этой доски не объяснялись, не понятна была и таинственная подпись «крестьянин профессор». В ходе исследований удалось установить, что возможным инициатором и автором текста доски является знаменитый русский ученый, историк литературы профессор И.А.Шляпкин (1858 - 1918гг.).. Отгадка обнаружилась в результате изучения документов архива Ильи Александровича. По видимому, И.А.Шляпкин нашел некоторые аналогии в жизненном пути Посошкова и своем. Среди документов профессора в петербургских архивах имеется несколько вариантов текста доски, посвященной Посошкову, в том числе и с этими словами: «крестьянину писателю от крестьянина профессора». Помимо этого в его рукописных фондах имеются и неопубликованные черновики статей о петровской эпохе и о И. Т. Посошкове.

Илья Александрович по праву считал себя «крестьянином-профессором», так как происходил из крестьян графа Дмитрия Сергеевича Шереметьева. Его отец еще был крепостным. Вероятно, поэтому Шляпкин бесконечно ценил реформу 1861 г., которая освободила крестьян от крепостной зависимости. И.А.Шляпкин очень гордился тем, что он - простой крестьянин, сын крепостного -возвысился до чина действительного статского советника и ординарного профессора одного из лучших университетов России - Санкт-Петербургского.

И.А. Шляпкин был не единственным, обратившим внимание на личность И.Т. Посошкова. Уже в конце XIX столетия многие ученые и публицисты заинтересовались историей его жизни и творчества. На это указывает ряд изданий, выпущенных в это время. Среди них работы Брикнера А. «Иван Посошков» (СПб, 1876), Царевского А.А. «Иван Тихонович Посошков в истории русского прогресса» (СПб, 1883) и «Посошков и его сочинения» (Москва, 1883), Прилежаева Е. «Завещание отеческое» (СПб, 1893), Павлова-Сильванского Н. «Проекты реформ в записках современников Петра Великого» (СПб, 1897). В этих трудах исследовался жизненный и творческий путь русского мыслителя, анализировались его произведения, делались оценки его творческого вклада в российскую социально-экономическую и политико-юридическую мысль.

Однако за более чем трехвековой период интерес к И.Т. Посошкову не угас. Историческая практика показала, что многие идеи, сформулированные им, становились повесткой дня правительства, а это свидетельство того, что его взгляды - не отвлеченное умствование, а результат прекрасного знания проблем российского общества и рационального подхода к определению путей их разрешения .

Посошков не мог быть равнодушным к разного рода неустройствам, которые обнаруживались во многих сферах жизни общества. Мыслителю до всего было дело, от сословного устройства общества до его политической организации, от системы налогов до состояния армии и флота, от проблем образования до воспитания нравственной личности. При этом он непросто указывал на соответствующие недостатки, но и предлагал позитивную программу их устранения, демонстрируя системный подход к их решению.

Глубокая религиозность и некоторая причастность к функционированию различных церковных структур обусловили довольно широкие познания в области богословия и организации

внутрицерковной жизни, что, безусловно, отразилось в его сочинениях и особом интересе к религиозно-нравственным вопросам.

Определяющим в его работах все же было внимание к юридическим механизмам, оптимизации структур и упорядочению функционирования государственного аппарата; совершенствованию правового регулирования отношений в различных сферах общественных отношений.

Таким образом, не имея в целом полноценного базового образования, Посошков в то же время овладел глубокими и основательными познаниями во многих вопросах и его собственные, порой неординарные суждения, его прогрессивные идеи актуальны и сегодня - в начале XXI века.

Литература

1. Алексеева Н.Ю., Моисеева Г.Н. Посошков Иван Тихонович // Словарь русских писателей-ХУШ века / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом);
2. Муравьёва Л. Л. Деревенская промышленность центральной России второй половины XVII века Отв. ред. В. И. Буганов; Институт истории СССР АН СССР.— М.: Наука, 1971.—С.167
3. Там же с.74-76
4. Романченко Н. Исторический очерк Санкт-Петербургского Сампсониевского собора. - СПб., 1909 -73с.
И.Т. ПОСОШКОВ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ДВОРЦОВЫЕ МАСТЕРА СЕРЕБРЯНОЕ ДЕЛО САМПСОНИЕВСКИЙ СОБОР ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты