УДК 338.439.6
И. В. Никифорова
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(НА ПРИМЕРЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Обосновано, что важнейшими элементами механизма обеспечения продовольственной безопасности Калининградской области являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы продовольственной безопасности эксклавного региона.
The author substantiates that among basic elements of mechanism of food security provision one should consider monitoring and forecasting of factors defining threats for food security in the exclave region.
В условиях экономического кризиса мирового масштаба проблема обеспечения страной (или отдельным ее регионом) своей продовольственной безопасности является крайне актуальной. Для Калининградской области как эксклавного региона данная проблема особо важна в силу того, что большая часть продовольственной продукции поставляется не только с остальной части территории России, но и из-за рубежа. Сегодня большинство государств мира всерьез озабочены проблемами дальнейшего развития национального сельского хозяйства и ориентированы по отношению к нему на политику протекционизма. Это, в свою очередь, может привести к ситуации неустойчиво продовольственного обеспечения Калининградской области, что в еще большей степени усугубит проблему продовольственного дефицита.
Хорошо известно, что помимо традиционных мер повышения уровня производства и потребления продовольствия в странах и отдельных их регионах требуются также специальные меры по предупреждению кризисных ситуаций в продовольственной сфере. Данные меры особенно важны для Калининградской области, которая из-за своего особого географического положения является регионом уязвимым и дефицитным. Поэтому проблема обеспечения здесь продовольственной безопасности (ПБ) носит стратегический характер.
Одним из инструментов предотвращения продовольственного кризиса в Калининградской области и обеспечения продовольственной безопасности может служить постоянный мониторинг, под которым в
Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 3. С. 111 — 115.
данном случае понимается деятельность по систематическому отслеживанию определенных индикаторов, соответствующих следующим основным критериям: измеримость, доступность информации, пригодность, объективность.
Для оценки эффективности реализации перечня мероприятий мониторинга целесообразно использовать систему индикаторов по определению современного состояния продовольственной безопасности в Калининградской области. Графически система мониторинга представлена на рисунке.
Рис. Система мониторинга ПБ Калининградской области
Рассмотрим подробнее представленные на рисунке блоки.
Кроме того, в эту группу уместно отнести данные о климатических условиях; пищевом рационе населения, физической и институциональной инфраструктуре, а также о запасах регионального продовольствия.
Сюда также можно отнести информацию о количестве предприятий, производящих продукты питания; соотношении цен на местную и импортную продовольственную продукцию; соотношении потребления продовольствия городским и сельским населением, в том числе в разрезе отдельных муниципальных образований. Подобная система позволяет повысить эффективность мероприятий для обеспечения ПБ.
Перечень индикаторов должен формироваться в соответствии с особенностями развития конкретного региона, чтобы получать адекватную, достоверную информацию о состоянии ПБ.
В 2000 г. Комитет по всемирной продовольственной безопасности (КФС) выбрал семь основных показателей ПБ и полноценного питания для мониторинга глобального прогресса в достижении целей, поставленных Всемирным продовольственным саммитом. КФС также определил 16 показателей, относящихся к эффективности продовольственной базы; они будут регулярно отслеживаться для оценки степени выполнения задач по обеспечению наличия, стабильности и доступности продовольствия [5]. С учетом регионального аспекта к индикаторам ПБ можно отнести: среднее энергетическое содержание продовольственного снабжения на человека (ОББ); зерновые и корнеплоды, в процентах от ОББ; процент населения, имеющего недостаточное питание; ожидаемая продолжительность жизни при рождении; смертность среди детей в возрасте до 5 лет; ВРП на душу населения; показатели производства продуктов питания; объем потребления продовольствия, торговля и изменение в запасах основных продовольственных товаров; коэффициент Джини — показатель распределения доходов; число людей, находящихся за чертой бедности; индекс продовольственных цен; изменения в производстве зерновых; темпы роста населения; доля городского/сельского населения; площадь пахотных земель на душу населения; продуктивность земли; рост урожайности зерновых; занятость населения трудоспособного возраста (%); площадь земель под культурами (в % от общей площади); рост производства основных продуктов питания; доля сельского хозяйства в ВРП; урожайность основных зерновых культур с одного гектара; коэффициент зависимости от импорта зерновых и др.
В программах продовольственной помощи должно быть научно обосновано, какое количество продовольствия требуется для обеспечения населения в случае чрезвычайной ситуации. Следует заметить, что эти программы могут способствовать смягчению явных продовольственных кризисов. Данная помощь может осуществляться путем рыночной продажи продовольственной продукции, что приведет к росту рыночного предложения продовольствия и снижению в итоге завышенных рыночных цен на стратегические его виды.
Помимо вышеперечисленного, продовольственная помощь может включать создание резервов в национальной или иностранной валюте для финансирования мероприятий по борьбе с продовольственным кризисом.
Совокупность денежных средств, которые составляют в итоге так называемый «продовольственный бюджет», включает: средства регионального бюджета; дотации из федерального бюджета; финансовую помощь различных организаций, например Продовольственной и сельскохозяйственной организации при ООН (ФЛО), Всемирной организации здравоохранения и др.; средства от продажи продовольствия в рамках продовольственной помощи. При этом колоссальное значение имеет разработка высокоэффективной системы управления продовольственным бюджетом, направленной на целевое использование бюджетных средств.
Помимо продовольственной помощи, целесообразно создавать так называемые продовольственные резервы. Они особенно важны для регионов, которые имеют риски неурожаев в связи с изменчивыми климатическими условиями, а также сталкиваются с постоянными проблемами в поставках продовольствия. Все это относится к Калининградской области напрямую, поэтому создание таких резервов должно особо учитываться при формировании расходной части регионального бюджета.
В целом смысл таких резервов заключается в том, чтобы гарантировать населению продовольственное обеспечение в течение определенного периода нехватки продуктов питания, пока не возобновятся стабильные поставки продовольствия — например, импорт, донорская помощь других государств, сбор нового урожая и др. Важно при этом с определенной периодичностью пополнять резервы продовольствия, а старые запасы — продавать.
В заключение отметим, что сегодня существует серьезная проблема: количественно определить место хранения и оптимальный размер продовольственных резервов. Особенно остро стоит вопрос финансирования такого мероприятия. Решение данной проблемы, а также выполнение всех вышеперечисленных мероприятий в полном объеме во многом будут способствовать не только созданию системы предотвращения продовольственного кризиса, но и устойчивому продовольственному обеспечению региона.
Список литературы
Об авторе
И. В. Никифорова — ассист., РГУ им. И. Канта.
The author
I. V. Nikiforova — assiatant, IKSUR.