Спросить
Войти

Об истоках династического кризиса в Киевской Руси 1014-1019 гг

Автор: указан в статье

Об истоках династического кризиса в Киевской Руси 1014-1019 гг.

М. В. Талашов

В статье раскрывается проблема зарождения и последующего развития династического кризиса 1014-1019 гг. в Древней Руси. Автором предпринята попытка выявления основных причин усобицы начала XI столетия. Гипотетическая виновность Святополка Окаянного в убийстве Бориса и Глеба - один из ключевых вопросов, рассматриваемых в публикации.

About Sources of Dynastic Crisis in Kievan Rus in 1014-1019

М. V. Talashov

The article is dedicated to the problem of formation and further evolution of the dynastic crisis in Ancient Rus in 1014-1019. The author makes an attempt to reveal the main reasons of the feud at the beginning of the 11th century. Whether it is possible to consider Svyatopolk the Curst&s guilty of Boris and Gleb&s murder is one of the key questions discussed in the text.

1014-1015 гг. были ознаменованы драматическими событиями на Руси. Скоропостижная смерть Владимира Святославича спровоцировала ожесточенную борьбу его сыновей за обладание киевским великокняжеским столом. Страна оказалась в состоянии острого династического кризиса, на сей раз значительно более тяжелого, чем в предшествующий период. Древняя Русь уже знала одну усобицу, начавшуюся и завершившуюся братоубийством: в 975-980 гг. трагически погибли Олег и Ярополк Святославичи. Их смерть помогла Владимиру водвориться в Киеве и стать единовластным правителем огромного государства. Однако даже эти кровавые события не идут ни в какое сравнение со смутой, развернувшейся в стране после смерти князя.

Традиционно считается, что главным виновником кризиса является Святополк, приемный сын Владимира Святославича, попытавшийся устранить своих сводных братьев, ставших его основными политическими соперниками в борьбе за власть. Ответственность за усобицу 10151019 гг. возлагали на князя как средневековые летописцы, так и маститые историки нового и новейшего времени. В трудах Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, Н. И. Костомарова фигура Свя-тополка являлась воплощением человеческого властолюбия, не имеющего права на оправдание [1]. Образ Святополка как «злодея» и «похитителя престола» стал стереотипным для российской историографии конца ХУШ-Х1Х вв. Из перечисленных исследователей лишь С. М. Соловьев, обративший внимание на аналогичные братоубийственные усобицы в Польше и Чехии, заметил, что кризис 1014-1019 гг. мог быть вызван объективными факторами. К началу XX в. эмоциональный подход в оценке характера усобицы

значительно ослабел. В. О. Ключевский, в своем курсе русской истории обошедший стороной события, связанные со смертью Владимира, пришел к выводу о неразвитости семейного права в великокняжеском роду. Историк указал на отсутствие четко определенного порядка наследования в Киевском государстве в начале XI в., что создавало почву для усобиц [2]. А. Е. Пресняков объяснял жестокие действия Святополка стремлением к восстановлению единовластия [3]. В советской историографии критика внутренней политики князя была традиционной и опиралась на те же общечеловеческие ценности, каковыми руководствовались предшественники [4]. Тем не менее, советские ученые более глубоко подошли к проблеме выявления причин династического кризиса 1014-1019 гг., попытавшись увидеть в поступках Святополка не корыстный интерес, а государственную необходимость. Так, по мнению Б. Д. Грекова, Святополк «стал проводить политическую линию своего отца (Владимира Святославича. - прим. авт.)», надеясь поддержать «целостное существование Древнерусского государства» [5].

Принципиально новый подход к оценке интересующих нас событий был предложен М. Б. Свердловым. Оценивая общий характер политической ситуации в стране в начале XI столетия, ученый пришел к заключению, что кризис был спровоцирован вовсе не Святополком, а Владимиром Святославичем, допустившим целый ряд грубых ошибок во внешней политике и вопросах престолонаследия [6]. С доводами исследователя трудно не согласиться. Действительно, одним из крупнейших просчетов Владимира следует считать коварное убийство его старшего брата Ярополка и усыновление самого Святопол-

ка, что противоречило курсу на укрепление великокняжеской власти и создавало прецедент для грядущей династической распри. Поступок Владимира ставил под угрозу уже сложившийся на Руси порядок наследования по прямой нисходящей линии старших сыновей и тем самым грозил дестабилизировать положение в государстве. Очевидно, пытаясь укрепить отношения с пасынком, князь отправил его посадником в Туров и женил на дочери польского князя Болеслава Храброго. В итоге, благодаря географической близости Турова к Киеву, именно Святополк получил шанс первым оказаться в столице по смерти Владимира и захватить престол, упредив своих сводных братьев [7, с. 191, 195]. В то же время династический брак позволял Святополку опереться на вооруженные силы и экономические ресурсы Польши в случае, если его права будут оспорены кем-либо из родственников. Необходимо отметить, что пасынок не преминул воспользоваться своими связями с Болеславом и еще при жизни отчима составил заговор с целью его низложения. К сожалению, летописи умалчивают о деталях этих событий, однако совершенно очевидно, что ключевую роль в них сыграла супруга Свято-полка и приехавший с ней епископ колобреж-ский Рейнберн, поддерживавшие тесный контакт с польской знатью и подбивавшие князя к восстанию против Владимира. Заговор был раскрыт, и все три основных заговорщика заключены в острог, откуда их выпустили только в 1013 г. после многочисленных ходатайств со стороны Болеслава Храброго, опасавшегося за судьбу дочери. Беспокойного Святополка пощадили и перевели в Вышгород, еще более близкий к Киеву, чем Туров.

Необходимо отметить, что русские летописи обвиняют в непокорности Владимиру не только Святополка. Повесть временных лет в статье 1014 г. рассказывает о восстании Ярослава Владимировича, не желавшего платить дань киевскому князю: «Когда Ярослав был в Новгороде, давал он по условию в Киев две тысячи гривен от года до года, а тысячу раздавал в Новгороде дружине. И так давали все новгородские посадники, а Ярослав не давал этого в Киев отцу своему. И сказал Владимир: "Расчищайте пути и мостите мосты», ибо хотел идти войною... на сына своего..." [7, с. 195]. Только болезнь и скоропостижная кончина киевского князя предотвратили кровопролитие. Именно эти события связывают с началом политического кризиса 1014-1019 гг.

Как видно, Святополк не был единственным изгоем в семействе Владимира. Нельзя забывать, что последний умертвил отца и братьев Рогнеды,

матери Ярослава, а в 987 г., вознамерившись жениться на византийской принцессе и принять христианство, сослал Рогнеду вместе со старшим сыном Изяславом в заброшенный поселок на р. Свислочь. Данные факты со всей очевидностью свидетельствуют, что личные мотивы, побуждающие выступить против Киевского князя, имелись не только у Святополка, но и у его сводных братьев - сыновей Рогнеды. Максимально усилить напряжение внутри правящего семейства должен был последний, роковой шаг Владимира, по всей видимости, и послуживший поводом к выступлению Ярослава и закулисной активности Святополка: Владимир приблизил ко двору Бориса Ростовского и Глеба Муромского, потомков от последнего своего брака с Анной Византийской. Интересно, что накануне смертельной болезни князя при нем находился именно Борис, оставивший свои обязанности наместника в Ростове и прибывший в столицу по требованию отца: «Когда Владимир разболелся, был у него в это время Борис. Между тем печенеги пошли походом на Русь, Владимир послал против них Бориса, а сам сильно разболелся; в этой болезни и умер июля в пятнадцатый день» [7, с. 195].

Особое положение Бориса и Глеба при Киевском князе было давно подмечено отечественными и зарубежными исследователями и стало поводом для многочисленных, хотя и небеспочвенных спекуляций. Еще В. Н. Татищев и С. М. Соловьев на основании летописных данных пришли к заключению, что Владимир Святославич готовился передать престол Борису, тем самым, нарушив права своих старших сыновей [8]. Известный польский славист А. В. Поппэ высказал предположение, что после Крещения правительство Владимира предприняло целый ряд мер, направленных на «византиизирование наследования киевского стола». По мнению ученого, новый курс привел к формированию на Руси института соправления, вполне традиционного для греческой модели монархической власти. С точки зрения А. В. Поппэ, Борис и Глеб получили не только формальный титул соправителей Великого князя, но были коронованы, то есть официально признаны единственными законными наследниками Владимира. В подтверждение своей мысли о трансформации порядка престолонаследия в начале XI столетия польский исследователь ссылался на свидетельство немецкого миссионера Бруно Кверфуртского, согласно которому один из старших сыновей киевского владыки (вполне возможно, Святополк) был отослан к печенегам в качестве заложника [9]. Факт использования подобной практики для урегулирования отноше-

ний с кочевниками действительно следует признать уникальным: он привычен для удельного периода и столкновений с половецкими ордами, но совершенно исключителен для контактов с номадами на столь раннем этапе существования Древнерусского государства. Необходимо отметить, что гипотеза А. В. Поппэ находит косвенное подтверждение в агиографических источниках. Так, в церковной службе Борису и Глебу (Роману и Давыду в крещении) упоминается, что был «цесарским венцем от уности украшен, пребогатый Романе» [10]. Вне зависимости от того, насколько справедливы предположения А. В. Поппэ, нужно признать, что попытки Владимира опереться на младших сыновей в обход старших провоцировали соперничество между молодыми князьями и значительно осложняли отношения в правящем семействе.

Таким образом, летописное предание позволяет составить довольно полное представление о причинах династического кризиса 1014-1019 гг. Последний становится результатом непоследовательных и мало продуманных действий киевского правителя, предпринявшего неудачный шаг к изменению порядка престолонаследия ради укрепления центральной власти. Приводимых летописцем данных вполне достаточно, чтобы снять со Святополка обвинение в разжигании смуты и возложить всю вину на Владимира. Однако именно Святополк выступает в качестве основного разрушителя государственного порядка, становится жестоким братоубийцей и получает прозвище Окаянного.

Уподобляя Святополка Каину, летописец стремится максимально сблизить жизненные пути, пройденные князем и библейским героем. Именно в этом сближении заключается вся неоднозначность образа Святополка. Безусловно, такой прием позволяет более глубоко понять мотивы действий князя в разворачивавшейся усобице. Напомним, что причиной конфликта между сыновьями Адама стали жертвы, принесенные богу. «Каин принес от плодов земли дар господу, и Авель... от первородных стада своего и от тука их. И призрел господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его» [Быт. 4:3-5]. Таким образом, именно зависть старшего брата к младшему привела к трагедии. В иудейской традиции существует иная трактовка библейских событий. По мнению еврейского мыслителя XIV века Йо-сефа Альбо, мотивом убийства стала месть за жизнь животного, принесенного в жертву Авелем. С точки зрения Альбо, Каин не видел за собой права убивать скот, поскольку считал людей

и животных равными [11]. Следует отметить, что обе трактовки вполне соответствуют данным летописи: у Святополка были все основания ненавидеть отчима и завидовать сводным братьям, несправедливо опередившим его в наследовании киевского стола.

В то же время уподобление приемного сына Владимира Каину значительно затрудняет попытки выяснить судьбу князя после завершения конфликта с Ярославом и бегства за границу. В соответствии с библейской легендой проклятый убийца Авеля стал «изгнанником и скитальцем на земле» [Быт. 4:12]. «И сделал господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» [Быт. 4:15]. Такая же судьба была уготована Святополку, о чем красноречиво повествует Анонимное сказание: «И обуяло его безумие... Невыносимо ему было оставаться на одном месте, и пробежал он через Польскую землю, гонимый гневом божьим. И побежал в пустынное место между Чехией и Польшей и тут бесчестно скончался. И принял отмщение от Господа: довел Святополка до гибели охвативший его недуг, и по смерти - муку вечную» [12, с. 275-276].

Совершенно очевидно, что данное свидетельство не отвечает географическим реалиям: никакой пустыни в приграничной полосе между Польшей и Чехией никогда не существовало. Но, и это более значимо, данная информация противоречит тому, что сообщает о Каине Писание. В книге Бытие говорится: «И пошел Каин от лица господня и поселился в земле Нод, на восток от Эдема. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» [Быт. 4:16-17]. Супругой изгнанника, очевидно, стала его родная сестра [Быт. 5:4]. В последующих строках перечисляется многочисленное потомство Каина: Енох родил Ирада; Ирад Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала и т. д. [Быт. 4:20]. Таким образом, скитания братоубийцы завершились крепким и счастливым браком под защитой крепостных стен. В соответствии с иудейской традицией, Каин искренне раскаялся и впоследствии был нечаянно убит своим потомком, слепым Ламехом.

Сказанное выше убеждает в том, что средневековые авторы весьма избирательно подошли к использованию библейских сюжетов в описании судьбы Святополка. Это могло явиться результатом княжеской цензуры, что вполне вероятно после прихода к власти Ярослава и его сыновей, предпринявших активные шаги в связи с канонизацией Бориса и Глеба. Цензура была способна ограничить творческий порыв летописца и агио-графа, заставить вести изложение в определен-

ных рамках, при которых подобного рода недомолвки приобретали особый смысл. По мнению И. Н. Данилевского, в летописном тексте присутствуют «вкрапления» из 2-й книги Маккавеев и «Хроники Георгия Амартола», позволяющие донести до читателя в завуалированной форме информацию о невиновности Святополка. Этой же цели, с точки зрения исследователя, служило известие о гибели мнимого братоубийцы, в реальности являвшееся аллюзией на искупительные жертвоприношения иудеев в пустыне, свидетельства чему сохранились как в канонической Книге Левит, так и в апокрифической книге Еноха. И. Н. Данилевский обратил внимание, что в летописном перечне сыновей Владимира Святославича, совпадающем со списком сыновей Иакова у Епифания Кипрского, Святополку отводится место Дана, покушавшегося на своего младшего брата Иосифа, но так и не решившегося на злодеяние [13].

Необходимо отметить, что для русского средневекового книжника, прекрасно знающего Библию, легитимность перехода власти в руки туровского князя не должна была вызывать сомнений. Писание всегда отмечало особое положение старших сыновей и их право на наследование престола: «И дал им (сыновьям - прим. авт.) отец их большие подарки серебром, и золотом, и драгоценностями, вместе с укрепленными городами в Иудее; царство же отдал Иораму, потому что он первенец» [II Пар. 21:3]. Апостол Павел резко порицал наследников, отказывавшихся от права первородства ради ничтожной подачки [Евр. 12:16]. Таким образом, занимая великокняжеский стол после смерти Владимира, Святополк не просто восстанавливал попранный отчимом порядок наследования, но следовал христианским традициям, обязывавшим его, как старшего в роду, взять бразды правления в свои руки. Интересно, что в древнерусском и церковнославянском языках эпитет «окаянный», ставший прозвищем Святополка, использовался в значении «несчастный», «жалкий», «грешный», «печальный», что прибавляет двусмысленности сообщениям летописи и Анонимного сказания [14].

Что могло пробудить сочувствие к Святополку? Частичный ответ можем найти в рассказе о рождении князя. «Владимир же (после убийства Ярополка. - прим. авт.) стал жить с женою своего брата... и была она беременна, и родился от нее Святополк. От греховного же корня зол плод бывает: во-первых, была его мать монахиней, а во-вторых, Владимир жил с ней не в браке, а как прелюбодей. Потому-то и не любил Святополка отец его, что был он от двух отцов: от Ярополка

и от Владимира» [7, с. 173-174]. На основании летописного сообщения невозможно установить, чьим сыном на самом деле являлся Святополк, подчеркивается лишь незаконность отношений его матери с Владимиром. Тем не менее, в Анонимном сказании агиограф уже категорично заявляет: «Мать его гречанка, прежде была монахиней. Брат Владимира Ярополк, прельщенный красотой ее лица, расстриг ее, и взял в жены, и зачал от нее окаянного Святополка» [12, с. 263]. Если принять во внимание, что Сказание было создано в начале XII столетия и в значительной степени опиралось на летописную статью 980 г., не останется сомнений в намеренном смещении акцентов со стороны автора. После канонизации Бориса и Глеба и прихода к власти потомков Ярослава необходимо было разорвать родственную связь между ними и одиозной фигурой «окаянного» Святополка.

Проблема рождения князя заставляет с большим вниманием отнестись к приведенному в Повести временных лет перечню сыновей Владимира. Если следовать тексту, мать Святополка, «гречанка», являлась фактически второй супругой киевского владыки: в списке ей предшествует Рогнеда. От последней у Владимира было четверо сыновей: Изяслав, Мстислав, Ярослав и Всеволод, причем двое из них - Изяслав и Ярослав - родились в одно время со Святополком, то есть в 978-979 гг. [7, с. 174]. Изяслав Полоцкий не пережил отца, но оставил после себя наследников. Ничего неизвестно о судьбе Мстислава Владимировича. В отечественной историографии уже предпринимались попытки его отождествления с Мстиславом Тмутараканским, потомком Владимира от неназванной четвертой супруги [15, с. 175-177]. Ясно, что Ярослав, обладавший колоссальными экономическими и военными ресурсами Новгорода, имел все шансы наследовать киевский стол в случае гибели Бориса и Глеба. Именно на 1015-1024 гг. приходится период ожесточенных столкновений между представителями старших ветвей Рюриковичей: сначала война Ярослава и Святополка, затем набег Брячисла-ва Изяславича Полоцкого на Новгород (1021 г.), наконец, конфликт с тмутараканским князем Мстиславом (1023-1024 гг.). По мнению Д. А. Боровкова, в борьбе с Ярославом Святополк опирался на союз Берестья, Полоцка и Тмутаракани [16]. Если эта версия верна, то после смерти Бориса и Глеба развитие кризиса определялось стремлением братьев не допустить вокняжения Ярослава в Киеве.

Таким образом, анализ источников и политической ситуации на Руси начала XI в. позволяет

сделать следующие выводы: 1) кризис явился закономерным следствием политики Владимира, создавшей неопределенность в системе престолонаследия; 2) на основании имеющихся данных сложно судить о степени причастности Свято-полка к убийству Бориса и Глеба; 3) междоусобная война 1015-1019 гг. могла носить антиновгородский характер и затрагивать интересы старших потомков Владимира, пытавшихся противостоять Ярославу.

Примечания

1. Карамзин, Н. М. История государства Российского [Текст] : в XII т. ; в 3 кн. Кн. 1, Т. 1-ГУ. - М. , 2006. - С. 169-176; Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М. , 2006. - С. 10-14; Соловьев, С. М. Об истории древней России [Текст]. - М. , 1993. - С. 46-47.
2. Ключевский, В. О. Русская история [Текст]. -Кн. 1. - Ростов н/Д, 2000. - С. 155-156.
3. Пресняков А. Е. Княжое право в древней Руси: очерки по истории Х-Х11 столетий. Лекции по русской истории: Киевская Русь. - М. , 1993. - С. 33.
4. См. например: Романов Б. А. Люди и нравы древней Руси: историко-бытовые очерки ХГ-ХШ вв. -Л. , 1947. - С. 184.
5. Греков, Б. Д. Киевская Русь [Текст]. - М. , 1953. - С. 482-483.
6. Свердлов, М. Б. Домонгольская Русь [Текст]. -М. , 2003. - С. 308-313, 324.
7. Повесть временных лет / подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачева; Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. - СПб.: Наука, 1996.
8. Соловьев, С. М. История России с древнейших времен. Т. 1-4 [Текст] // Соловьев, С. М. Сочинения в 18 книгах. Кн. 1-2. - М. , 1988. - С. 194-195; Татищев, В. Н. История Российская [Текст]. - Т. 2. - М. , 2003 - С. 65-66, 614, 628.
9. Поппэ, А. В. Земная гибель и небесное торжество Бориса и Глеба [Текст] // Труды отдела древнерусской литературы. - Т. 54. - СПб. , 2003. - С. 308315.
10. Цитируется по: Боровков, Д. А. Тайна гибели Бориса и Глеба [Текст]. - М. , 2009. - С. 23.
11. Каин, Гитлер и Вегетарианство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. jewish. mЛraditюn/dassics/pЫlosophy/2006/06/news99423561L
12. Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу [Текст] // Боровков, Д. А. Тайна гибели Бориса и Глеба. - М. , 2009. - С. 263279.
13. Данилевский, И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (ГХ-ХГ вв.) [Текст]. - М. , 1998. - С. 336-354.
14. Срезневский, И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам [Текст] : в 3-х томах. - Т. II. - М. , 2003. - Стб. 640.
15. Петрухин, В. Я. Ярослав Мудрый, Яросла-вичи и начальное летописание [Текст] // Ярослав Мудрый и его эпоха. - М. , 2008. - С. 167-180.
16. Боровков, Д. А. Тайна гибели Бориса и Глеба [Текст]. - М. , 2009. - С. 94-98.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты