Спросить
Войти

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ РУКОВОДСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И СОЦИАЛЬНЫХ ВЕРХОВ РУССКОГО ОБЩЕСТВА (XIV, XV, XVI вв.)

Автор: указан в статье

ББК 63.3 (2Р) 4:86.3.

И.К. Протченко

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ РУКОВОДСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И СОЦИАЛЬНЫХ ВЕРХОВ РУССКОГО ОБЩЕСТВА (XIV, XV, XVI вв.)

Первоначально русская церковь сложилась в своеобразное государство в государстве, на последующих этапах феодально-удельная церковь превратилась в московско-дворянскую; московский владыка выступил лишь великокняжеским министром по церковным делам.

В результате татарского нашествия старая знать почти исчезла. Бояре Вельяминовы принадлежали к числу немногих уцелевших варяжских родов. Они были первыми боярами при Иване Калите и Семене Гордом. В золотой век боярства, при князе Дмитрии род Вельяминовых упоминается среди "князей земли". Политику в отношении Орды они строили исходя из "пошлины" - старины. Традиция подчинения Орде подкреплялась авторитетом Александра Невского и Ивана Калиты.

Митрополит Алексей в течение десятилетий трудился бок о бок со старым боярским руководством. В свои лучшие годы он немало поработал над упорядочением и упрочением взаимоотношений с ханами. Линия на подчинение Орде была общей политикой Руси до 1370-х гг., и светские власти за нее еще более ответственны, чем церковь.

В 1374 г. умирает В.Вельяминов. Князь Дмитрий явно тяготился опекой старых бояр. Большая власть и исключительное положение тысяцкого (эта должность в роду Вельяминовых была наследственной) внушали тревогу князю, старавшемуся упрочить свою власть. Он упраздняет пост тысяцкого боярина. Это стало свидетельством падения влияния старого боярства. Первенство в думе перешло к Д.М. Боброку. Он прибыл с Волыни и не был обременен грузом московских традиций. Благодаря незаурядным способностям и женитьбе на сестре князя Анне делает быструю карьеру. При утверждении духовной грамоты князя в 1371 г. первым среди ближних бояр и душеприказчиков значился Т.В. Вельяминов, в 1389 г. Волынский оттеснил его на второе место.

Русская церковь строила свои взаимоотношения со светской властью, следуя византийскому образцу. В Византии же идеи превосходства церковной власти над царской прекрасно уживались с подчинением церковной организации императорскому дому.

Обобщая взгляды многих отечественных историков о том, что правителем государства при князе Дмитрии был митрополит Алексей, Л.Н. Гумилев заключил, что Алексей при помощи игумена Сергия воздвиг на Руси здание православной

теократии. Но следует заметить, что митрополит Алексей пользовался неодинаковым влиянием в разные периоды своей жизни. Позиции митрополита были достаточно прочными, пока он поддерживал тесные связи с правящим боярством и пользовался явным покровительством патриарха. К 1375 г. он лишился поддержки Константинополя, а старое боярское руководство сошло со сцены.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты