УДК 69.75.044+94(44).04+929.628.9+929.657
Д. И. Горшков
Переатрибуция и анализ парного «русского» портрета французских эмигрантов работы Франсуа-Жозефа Девернуа, 1797-1798 гг.
Поворотным событием в истории человечества Нового времени, безусловно, является Великая французская революция, громадный интерес к которой неизменен. Речь идет не только о самой революционной Франции, но и о тех, кто противостоял ей. Среди последних особый интерес представляют эмигрантские армии, тем более, как верно заметил Ж. Тюляр, что «контрреволюция была не только идеологической, <...> но контрреволюция была также и (возможно, прежде всего) ^ военной»1. Труды 2-й половины XX в., затрагивающие данный вопрос, § особенно монументальная публикация Р. виконта де Грувеля, а также ^ собранный им архив2, существенно обогатили эту тему, дав толчок для ^
последующих изысканий3. |
française. 1789-1815. T. I: Services de la Grande-Bretagne et des Pays-Bas., J.-J. Oechslin: Le о
Mouvement ultra-royaliste sous la Restauration. Son idéologie et son action politique (1814- .¡s
T. 1-3. Paris, 1957-1965; VidalencJ. Les émigrés français, 1789-1825. Caen, 1963; Bittarddes Ъ
Portes R. Histoire de l&armée de Condé pendant la révolution française (1791-1801): d&après ^
les archives de l&État, les mémoires de l&émigration et des documents inédits. Paris, 1896; -S
Целью же нашей скромной работы, с одной стороны, является ввод в научный оборот во многом неизвестного изобразительного источника эпохи, находящегося ныне на территории России, его анализ и атрибуция, а с другой — расширение самого иконографического круга, связанного с французской эмиграцией. Тем более что в тематических западных коллекциях, прежде всего Пьера Паплу (Париж, Франция), имеются существенные пробелы и лакуны, особенно в отношении кавалерийских полков роялистов.
Стоит начать с того, что в 2009 г. московскими коллекционерами С.А. и Т. А. Подстаницкими на европейском eBay были приобретены два парных миниатюрных портрета французских офицеров-эмигрантов (бывшее собрание Жэжи-Теолера), так называемых «кондейцев». Необходимо отдать должное чете Подстаницких в том, что среди всего этого интернетовского хаоса они смогли обнаружить действительно интересную и по-настоящему ценную вещь. В следующем, 2010 г. данный парный портрет был впервые опубликован на страницах их каталога «Русская портретная миниатюра»4. Это стало некой отправной точкой для проведения анализа рассматриваемого портрета. Однако при публикации составителями каталога была нарушена гармония восприятия самого произведения: изображенные на миниатюре офицеры (возможно, братья) были представлены в данном издании так, что смотрели в разные стороны. Не менее странно выглядел и авторский комментарий к ним: «38. Неизвестный художник / Портрет офицера Корпуса принца де Конде. 1798-1799 годы. <...> На портрете изображен кадровый офицер (судя по французскому военному ордену Св. Людовика на груди), служащий в эмигрантском Корпусе принца де Конде <...>» и «39. Неизвестный художник / Портрет неизвестного с орденом Св. Людовика. Конец 1790-х — начало 1800-х годов. <...> Миниатюра — парная предыдущей»5. На данном этапе, не касаясь невнятной датировки портрета и имени художника, особо подчеркнем, что на миниатюре, которой был присво-^ ен 38-й номер, изображен не просто офицер Корпуса принца де Конде, а офицер
Ö или, точнее, унтер-офицер Дворянского конного полка армии Павла I. Петлицы и пуговицы на лацканах показаны золотыми, тогда как аксельбант — белый « вместо золотого: всё это указывает на унтер-офицерский чин портретируемого,
^ Pingaud L. Les Français en Russie et les Russes en Frances. Paris, 1886; Vidalenc J. Les émigrés
sg français (1789-1825). Caen, 1963; Dictionnaire de la Contre-Révolution / Dir. Jean-Clément
S Martin. Paris, 2011; PinasseauJ. L&emigration militaire. Campagne de 1792. Armée royale.
tr1 Composition. Ordres de bataille. P. 1re-2e. Paris, 1957-1964; Du même. L&Émigration militaire [Campagne de 1792. Armée des princes. Compagnie de Saintonge, Angoumois et Aunis]. Paris,
h 1971; La Contre-Révolution. Origines, histoire, postérité / Sous la direction de Jean Tulard.
s Paris, 2013; MartinJ.-C. La contre-révolution en Europe aux XVIIIème et XIXème siècles: réalités politiques et sociales, résonances culturelles et idéologiques. Rennes, 2001; Du même.
^ 4 См.: Русская портретная миниатюра из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких. М., ^ 2010. С. 36-37.
Й 5 См.: Там же. С
исключая версию с офицером или простым драгуном6. Стоит также сделать небольшую ремарку по поводу кавалерского креста ордена Св. Людовика. Дело в том, что перед нами, учитывая форму лучей, — типичная модель периода конституционной монархии и эмиграции. Данной моделью награждали в основном в Вандее и армиях роялистов (после уничтожения самого ордена 15 октября 1792 г.7) по постановлению Конвента8. Таким образом, можно выдвинуть предположение, что орден был получен изображенным именно во время эмиграции9.
Royal de l&Armée à Bruxelles — De eervolle onderscheidingen van de verzameling Brouwet °
in het Koninklij k Legermuseum te Brussel. Bruxelles, 2006. P. 91; Estienne de Colleville L., g
Saint-Christo F. Les ordres du roi. Répertoire général contenant les noms et qualités de tous les ы
chevaliers des ordres royaux militaires et chevaleresques ayant existé en France de 1099 à 1830 Э
(d&après les brevets originaux des Archives nationales), avec une Histoire des ordres du Saint- £
Esprit, de Saint-Michel, de Saint-Louis. Réédition. Paris, 2001. P. XXXVII; Mazas A. Histoire -g de l&ordre royal et militaire de Saint-Louis. Paris, 1860. T. 2. P. 506-507.
Но найти дату получения ордена, как и имя самого награжденного в период войн Республики, крайне сложно, так как этот факт не всегда фиксировался в документах и, в силу объективных причин, редко проходит в материалах 1-й и 2-й Реставрации, особенно если кавалер не дожил до момента возвращения Бурбонов на французский престол10.
Миниатюру, проходящую в каталоге владельцев под номером 38, в дальнейшем использовали в своей работе, посвященной армии Павла I, серии «Русский военный костюм», О. Г. Леонов и А. М. Белов. С одной стороны, в ней была дана более точная, а с другой — более безапелляционная и во многом поверхностная легенда: «Офицер дворянского полка инспекции Конде, 1800 г. / Миниатюра неизвестного художника»11. Второй же портрет, парный предыдущему, как неудобный и разрушающий приведенную атрибуцию, и датировку12, просто не был включен в книгу13. Как и в первом случае, не было предпринято даже попыток подойти к объекту исследования с позиции диалектического метода, что в рамках системного подхода позволило бы «не только пополнить галерею исторических персонажей»14, как писал один из выдающихся основоположников историко-предметного метода атрибуции портрета В. М. Глинка, и выявить имя художника, но и говорить о развитии и становлении междисциплинарного диалога. Возможно, из-за незнания французского языка и в целом европейского миниатюрного портрета конца XVIII — начала XIX в., историографии вопроса, источников, включая уникальную отечественную архивную коллекцию документов рукописного отделения библиотеки Зимнего дворца (ГА РФ.
о 12 Увы, подобных примеров довольно много в данной работе. Не касаясь туманного текста
^ самой книги и главы, посвященной инспекции Конде, стоит заметить, с какой легкостью
о, авторами даются те или иные легенды, причем не только изобразительных источников,
(н но и материальных. Так, например, фуражная шапка Дворянского конного полка герцога
g де Берри (бывшая коллекция Императорского Интендантского музея, а ныне Mузей во^ енной формы одежды русской, советской и иностранных армий, п. Бахчиванджи (Щёл^ ково-4)) странным образом превратилась в фуражную шапку нижнего чина дворянского
sg пехотного полка. Хотя сохранилась на данном головном уборе первоначальная музейная
S бирка XIX в. со следующим пояснением: «552. Фуражка Дворянскаго Драгунскаго ГерST1 цога Де-Берри п[олка]», позволяющая точно идентифицировать саму вещь. См.: Фуражная шапка нижнего чина Дворянского конного полка герцога де Берри 1798-1800 // Mун зей военной формы одежды русской, советской и иностранных армий. Инв № 52 1-85;
s Леонов О. Г, Белов А. М. Указ. соч. M., 2012. С. 356. =s
s 13 К сожалению, владельцы портрета в 2011 г. поступили аналогичным образом. См.:
^ «И мира звук в ответ мечу гремел». Museum Сергея и Татьяны Подстаницких. Каталог
^ выставки (raM, 15 марта — 9 мая 2011). M., 2011. С. 260 (262). \о
^ 14 См.: Глинка В. М. Об установлении лиц, изображенных на портретах, по форменному плаÖ тью и орденам // Труды Государственного Эрмитажа. Л., 1974. Т. 15. С. 89.
Ф. 728)15, в которой хранятся редчайшие материалы по истории французской эмиграции периода 1-й Республики и 1-й Империи, во многом дополняющие собрание Б.Н.Б.16, и пр. моменты, авторы не стали останавливаться и заострять внимание читателя на этом изобразительном источнике эпохи. Столь резкие выпады в сторону данной серии мы можем объяснить следующими причинами.
Для последнего периода начиная с 90-х гг. XX в. подобные работы стали некой отличительной чертой времени. Все они пишутся будто бы по одним лекалам, без привязки к историографии вопроса, попыток объяснить важность и актуальность самой затрагиваемой проблемы, без применения различных методологий, оформившихся в исторической науке и ее вспомогательных дисциплинах, критического и всестороннего подхода к источнику и, что выглядит особенно нелепо и странно, попросту без всяких выводов, обобщений и даже самого заключения. В целом же довольно трудно дать точное определение этим текстам, напоминающим скорее некую словарную статью, а не научно-исследовательскую публикацию. С одной стороны, конечно, всегда можно сослаться на советский период, который фактически свел на нет все попытки развития униформологии как исторической дисциплины. С другой стороны, некая заброшенность данного направления, что с горечью можно сегодня констатировать, уже после падения советской системы привела к тому, что оно фактически отдано на откуп непрофессионалам, не имеющим подчас даже начального гуманитарного образования17.
Возвращаясь к парному портрету французских эмигрантов, начнем с того, что его автором является видный художник, работавший в основном в Швейцарии, Франсуа-Жозеф, или Жозеф Девернуа [François-Joseph Desvernois или Joseph Devernois]18. Рассматриваемая здесь миниатюра довольно легко соотносится с другими произведениями Девернуа, учитывая характерную для него разработку композиции, мягкий фон, любимое для данного художника расположение моделей в три четверти и исключительное изображение глаз, выделяющее его среди многих современников19. Последнее принесло ему имя «мастера миниатюрных портретов с печальным взглядом»20. Исходя из биографии художника, можно уверенно говорить, что портрет был написан на территории Швейцарии в 1797 г., возможно, в Лозанне или в Берне21. По имеющимся данным, только в 1799 г. он покинет Швейцарию и отправится в Страсбург как
подписывавшим свои портреты как «C. Vernet» и перебравшимся в Россию после 1790 г., а не о известном французском художнике. В данном случае привести нужно, не транскрибируя, лишь его подпись на латинице. См. подробнее: Schidlof L. R. La miniature en Europe aux XVI, XVII, XVIII et XIX siècles. Graz, 1964. P. 844; Lemoine-Bouchard N. Les peintres en miniature actifs en France 1650-1850. Paris, 2008. P. 518. Кроме того, авторы данной публикации постоянно путают (С. 48) совершенно разных итальянских художников Пьетро (Петр) де Росси (1761-1831) и Доменико Босси (1767-1857), которых объединяет только то, что оба работали в России и мн. др. См.: Селинова Т. А.: 1) Петр Росси — русский миниатюрист. М., 2005; 2) Портретная миниатюра в России XVIII-XIX веков из собрания Государственного Исторического музея. Л., 1988. С. 136-139, 147, 224-226; Falconi B., Pappe B. Domenico Bossi (1767-1853). Da Venezia al Nord Europa. La carriera di un maestro del ritratto in miniatura. Verona, 2012. P. 149.
g Desvernois, François-Joseph. Gustav IV Adolf (7,6 x 6,6 cm), 1803// Nationalmuseum (Stockholm). Kategori: Mâleri, Miniatyrer, Inventarienummer: NMDs 2196; Desvernois, François-Joseph. Maria Elzbieta Wilhelmina von Baden (1782-1808), 1800 (sr. 6,9) // Muzeum Narodowego w Warszawie — GABINET MINIATUR, Dzial Miniatur. Min. 61.
«член Академии искусств Гельвеции»; на территории Российской империи этот художник-миниатюрист никогда не работал22. Но помимо приведенной выше информации о самом Девернуа практически ничего неизвестно. До сих пор не выявлены ни дата его рождения23, ни дата его смерти. Сегодня мы знаем только то, что он учился в Академии в Париже, с 1768 г. работал в Швейцарии, в 1800-1803 гг. был приближен как художник-миниатюрист к Баденскому и Гессен-Дармштадскому дворам, в 1807 г. жил в Милане, после чего вернулся в Швейцарию, в Берн. По всей видимости, Девернуа скончался в конце 10-х — начале 20-х гг. XIX в., исходя из ряда созданных им в этот период портретов.
Таким образом, всё это противоречит существующим ныне датировкам «кондейцев», укрепившимся в недавней историографии вопроса, и позволяет уверенно утверждать, что рассматриваемая парная миниатюра написана в конце 1797 — начале 1798 г. Основываясь на материалах виконта де Грувеля, «русские мундиры» были введены именно в обозначенный период24: всё это объясняет наличие старой и новой униформы у портретируемых25, как и нетипичное
для русских драгунских полков крепление белого аксельбанта на портрете ун-тер-офицера26. Кроме того, один из бывших «кондейцев» (полк Рыцарей Короны, 1-я рота де Монтиньи 1-го эскадрона), Ипполит граф д&Эспиншаль в своих записках замечает, что в феврале 1798 г. новые русские мундиры прусского образца уже были в полках армии Конде27. В целом данный переходный период в истории униформы будущей инспекции Конде, когда в полках оставалось старое обмундирование и начинало активно закупаться новое, отличное от образцовых русских вещей, способствовал в итоге появлению в корпусе неуставных мундиров, головных уборов и пр., с которыми пришлось позже считаться Комиссариатскому департаменту28. Что же касается униформы на втором портрете, то речь идет, учитывая приборные цвета и крой, об одном из самых лучших и превосходных кавалерийских полков монархистов: полке Рыцарей Короны (Chevaliers de la Couronne)29. Тем более что именно Рыцари Короны
но требуют исправлений; / 33 [трензельных уздечки] — непригодны к службе и нуждаются в замене; / 10 [трензельных уздечек] — отсутствуют в нынешнем штате. <...> 264 [недоуздка] — в хорошем состоянии; / 17 [недоуздков] — в хорошем состоянии, но требуют исправлений; / 32 [недоуздка] — непригодны к службе и нуждаются в замене; / 8 [недоуздков] — отсутствуют в нынешнем штате. <...> 266 [кавалерийских чемоданов] — в хорошем состоянии; / 66 [кавалерийских чемоданов] — в хорошем состоянии, но требуют исправлений; / 11 [кавалерийских чемоданов] — непригодны к службе и нуждаются в замене; / 5 [кавалерийских чемоданов] — отсутствуют в нынешнем штате». См.: S.H.D./GR. Xu 13. Etat de revue au 19 décembre 1796.
Ф. 728. Оп. 2. Д. 18. Л. 3. Эти данные находят отражение и в отдельных публикациях на русском языке. См., например: Щепкина Е. [М.] Армия роялистов в России // Журнал Министерства народного просвещения (январь). СПб., 1889. Ч. CCLXI. С. 49-56; ^ Трубецкой Н. [С.] Знамена и штандарты армии принца Конде, пожалованные ей импе- 2 ратором Павлом I // Военно-исторический вестник. Париж, 1957. № 9 (май). С. 4; Бо- Ц выкин Д. В. Эмигрантский корпус Конде на русской службе: Письмо Павла I принцу ^ Конде (3 августа 1797 г.) из фондов Национального архива Франции // Россия и Фран- 2 ция XVIII-XX века. М., 2006. Вып. 7. С. 85. Особо подчеркнем, что работа Н. С. Трубец- я кого не совсем точна в некоторых моментах. См. подробней: Grouvel R.-F.-L., de. Op. cit. g Paris, 1959. T. 2. P. 162-163; [Lelouvier Aumont de] Bazouges H. Les emblèmes de l&Armée ^ de Condé au service russe (1797-1800) // Le Bulletin des Amis du musée Condé. Chantilly, El 2008. № 65 (Novembre). P. 22-23.
(209 человек)30 образовали при поддержке Павла I и других эмигрантских полков Дворянский конный драгунский полк герцога де Берри31. Показанный здесь золотой прибор, сменивший серебряный, появился в полку с переходом на британское содержание лишь в 1795 г.32, что еще раз говорит в пользу вышеприведенной датировки33. Сам же офицер изображен, судя по крою воротника
émigration, ses campagnes à l&armée de Condé, et celle de 1815, dans la Vendée. Paris, 1824. T. 2. Part 2. P. 341. До лета 1795 г. полк официально назывался Корпусом Рыцарей-Драгун Короны (Corps des Chevaliers-Dragons de la Couronne).
^ мундир — синего королевского [цвета], застегивающийся на правую [сторону], без лац-^^ канов. Воротник, обшлага, отвороты и выпушка — ярко-красные. Панталоны — синего королевского [цвета]. Пуговицы — позолоченные. Каска — из черной кожи с золотой бляхой, украшенной короной Франции и девизом "Dieu Roi" (т. е. Бог и Король. — Д.Г.), fk запечатленным также на их штандарте». Второе описание — более подробное, к которому S к тому же прилагается рисунок мундира: «Рыцари Короны имели баварскую каску из по-^ лированной кожи; бляха (*) и украшения — золотые; султан — белый, с темно-красным ^ основанием. Хвост — черный с таким же волосяным помпоном. Мундир — синего коро-« левского [цвета], застегивающийся на правую [сторону]. Воротник, обшлага, подклад-§ ка — красные. Пуговицы — позолоченные. [Мундиру] также предписано [иметь] отворо-р ты. Остроконечный [ложный] карман [на фалдах] — c 36 пуговицами, [пришитыми] в два ÜU ряда (на каждом ряду их — по 18 [штук]); такой же [карман] пришит на другую [фалду] / о Помета (она — более поздняя, конца XIX в. и сделана другой рукой. Данная помета яв-g ляется цитатой из следующего труда: La Sicotière L., de. Louis de Frotté et les insurrections =s normandes, 1793-1832. Paris, 1889. T. 1. P. 37 (note 1). И, соответственно, к ней необходи-§ мо подходить критически. — Д.Г.): (*) Бляха, украшающая каску, — с короной и девизом: ^ Dieu et Roi; запечатленным также на их штандартах. Эту корону они имели честь носить, ^ заслужив при Маастрихте. La Sicotière. Frotté. I. 37. note». См.: ГА РФ. Ф. 728. Оп. 2. ^ Д. 18. Л. 42-43, 55; Muret T.-C. Histoire de l&armée de Condé. Paris, 1844. T. 1. Pl. Chevaliers Й de la Couronne. С
и эполетам без накладной чешуи, в сюртуке, в так называемой второй форме для выхода в город34. Интересной деталью является кавалерский крест Святого Людовика, который, судя по форме и ряду деталей, относится к последним моделям, появившимся накануне периода конституционной монархии35.
Первоначально нами было выдвинуто предположение, что на этом портрете — полковой адъютант в чине капитана, учитывая показанную тонкую бахрому. Дополнительным аргументом было и то, что как в армиях роялистов, так и в революционной (впоследствии имперской) армии в виде некого «атавизма» среди адъютантов часто сохранялось ношение эполет с бахромой на обоих плечах, особенно в полках артиллерии и в инженерных войсках: последнее подтверждают многочисленные портреты эпохи36. Между тем сравнительный анализ портрета с расписаниями полка, наградными листами и послужными списками его офицеров периода 1796-1797 гг. опроверг данное предположение, как и версию о командире в чине капитана одной из 4 рот полка в соответствии с новой организацией от 25 июля 1795 г.37 К тому же в этот период
médailles commémoratives de l&Ordre de Saint-Louis, 1693-1830. Paris, 2004; Grouvel R.-F.-L., de. Op. cit. Paris, 1959. T. 2. P. 57-59.
Entremont-le-Vieux, 2003. T. 1. P. 244; Hermann Historica München. Vente aux enchères. Souvenirs historiques et militaires Français (9. Novembre 2011). München, 2011. P. 99 (Lot. 5157) и др.
к тому, что перед нами Жак виконт де ля Рош-Эмон Лярусси, учитывая, что Николя (?) де ля Рош-Эмон (один из многочисленных в XVIII в. представителей этого обширного £ дворянского рода Франции), служил (в 1798 г.) в качестве простого рыцаря-драгуна под ti его началом в 3-й роте 1-го эскадрона. Тем не менее оба не были награждены орденом Свя- ^ того Людовика, а последний даже с учетом повторного перехода корпуса Конде на службу -5
подобные отклонения в роялистских армиях встречаются довольно часто38. В качестве примера стоит привести миниатюрный портрет 1794 г., атрибутированный нами в 2014 г. для аукционного дома CHRISTIE&S39, работы Шарля Энара (около 1757-1812 (?)) с Эркюлем-Филиппом-Этьеном де Баски (или, на французский манер, Басши) маркизом дю Кэйля [Baschi du Cayla] (1747-1826)40. На нем он изображен в малой форме своего гусарского полка с серебряными эполетами полковника, украшенными округлым орнаментом (указание на чин генерал-майора [marechal de camp])41. Тем не менее бахрома на них опять-таки показана в виде тонкой канители42.
Таким образом, данная информация позволила расставить всё по своим местам. Нами были выявлены прежде всего лица, связанные друг с другом близкими родственными узами, проанализированы их, пользуясь отечественной делопроизводственной системой, формуляры, выделены чины и награждения43.
Британии так и не дослужился ни до унте