Спросить
Войти

Переатрибуция и анализ парного «Русского» портрета французских эмигрантов работы Франсуа-Жозефа Девернуа, 1797-1798 гг

Автор: указан в статье

УДК 69.75.044+94(44).04+929.628.9+929.657

Д. И. Горшков

Переатрибуция и анализ парного «русского» портрета французских эмигрантов работы Франсуа-Жозефа Девернуа, 1797-1798 гг.

Поворотным событием в истории человечества Нового времени, безусловно, является Великая французская революция, громадный интерес к которой неизменен. Речь идет не только о самой революционной Франции, но и о тех, кто противостоял ей. Среди последних особый интерес представляют эмигрантские армии, тем более, как верно заметил Ж. Тюляр, что «контрреволюция была не только идеологической, <...> но контрреволюция была также и (возможно, прежде всего) ^ военной»1. Труды 2-й половины XX в., затрагивающие данный вопрос, § особенно монументальная публикация Р. виконта де Грувеля, а также ^ собранный им архив2, существенно обогатили эту тему, дав толчок для ^

последующих изысканий3. |

1 См.: TulardJ. Emigrés et ultras [Vicomte Robert Grouvel: Les Corps de troupe de l&émigration S

française. 1789-1815. T. I: Services de la Grande-Bretagne et des Pays-Bas., J.-J. Oechslin: Le о

Mouvement ultra-royaliste sous la Restauration. Son idéologie et son action politique (1814- .¡s

1830)] // Journal des savants. Paris, 1962. N 3-4. P. 245. ^
2 См.: Archives du Château de Chantilly. Le fonds Grouvel (Don de Mme Anne Grouvel, 2012). J3
3 См. например: GrouvelR.-F.-L, de. Les corps de troupe de l&émigration française, 1789-1815. £

T. 1-3. Paris, 1957-1965; VidalencJ. Les émigrés français, 1789-1825. Caen, 1963; Bittarddes Ъ

Portes R. Histoire de l&armée de Condé pendant la révolution française (1791-1801): d&après ^

les archives de l&État, les mémoires de l&émigration et des documents inédits. Paris, 1896; -S

Целью же нашей скромной работы, с одной стороны, является ввод в научный оборот во многом неизвестного изобразительного источника эпохи, находящегося ныне на территории России, его анализ и атрибуция, а с другой — расширение самого иконографического круга, связанного с французской эмиграцией. Тем более что в тематических западных коллекциях, прежде всего Пьера Паплу (Париж, Франция), имеются существенные пробелы и лакуны, особенно в отношении кавалерийских полков роялистов.

Стоит начать с того, что в 2009 г. московскими коллекционерами С.А. и Т. А. Подстаницкими на европейском eBay были приобретены два парных миниатюрных портрета французских офицеров-эмигрантов (бывшее собрание Жэжи-Теолера), так называемых «кондейцев». Необходимо отдать должное чете Подстаницких в том, что среди всего этого интернетовского хаоса они смогли обнаружить действительно интересную и по-настоящему ценную вещь. В следующем, 2010 г. данный парный портрет был впервые опубликован на страницах их каталога «Русская портретная миниатюра»4. Это стало некой отправной точкой для проведения анализа рассматриваемого портрета. Однако при публикации составителями каталога была нарушена гармония восприятия самого произведения: изображенные на миниатюре офицеры (возможно, братья) были представлены в данном издании так, что смотрели в разные стороны. Не менее странно выглядел и авторский комментарий к ним: «38. Неизвестный художник / Портрет офицера Корпуса принца де Конде. 1798-1799 годы. <...> На портрете изображен кадровый офицер (судя по французскому военному ордену Св. Людовика на груди), служащий в эмигрантском Корпусе принца де Конде <...>» и «39. Неизвестный художник / Портрет неизвестного с орденом Св. Людовика. Конец 1790-х — начало 1800-х годов. <...> Миниатюра — парная предыдущей»5. На данном этапе, не касаясь невнятной датировки портрета и имени художника, особо подчеркнем, что на миниатюре, которой был присво-^ ен 38-й номер, изображен не просто офицер Корпуса принца де Конде, а офицер

Ö или, точнее, унтер-офицер Дворянского конного полка армии Павла I. Петлицы и пуговицы на лацканах показаны золотыми, тогда как аксельбант — белый « вместо золотого: всё это указывает на унтер-офицерский чин портретируемого,

^ Pingaud L. Les Français en Russie et les Russes en Frances. Paris, 1886; Vidalenc J. Les émigrés

sg français (1789-1825). Caen, 1963; Dictionnaire de la Contre-Révolution / Dir. Jean-Clément

S Martin. Paris, 2011; PinasseauJ. L&emigration militaire. Campagne de 1792. Armée royale.

tr1 Composition. Ordres de bataille. P. 1re-2e. Paris, 1957-1964; Du même. L&Émigration militaire [Campagne de 1792. Armée des princes. Compagnie de Saintonge, Angoumois et Aunis]. Paris,

h 1971; La Contre-Révolution. Origines, histoire, postérité / Sous la direction de Jean Tulard.

s Paris, 2013; MartinJ.-C. La contre-révolution en Europe aux XVIIIème et XIXème siècles: réalités politiques et sociales, résonances culturelles et idéologiques. Rennes, 2001; Du même.

3 Contre-Révolution, Révolution et Nation en France (1789-1799). Paris, 1998 и др. ^

^ 4 См.: Русская портретная миниатюра из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких. М., ^ 2010. С. 36-37.

Й 5 См.: Там же. С

исключая версию с офицером или простым драгуном6. Стоит также сделать небольшую ремарку по поводу кавалерского креста ордена Св. Людовика. Дело в том, что перед нами, учитывая форму лучей, — типичная модель периода конституционной монархии и эмиграции. Данной моделью награждали в основном в Вандее и армиях роялистов (после уничтожения самого ордена 15 октября 1792 г.7) по постановлению Конвента8. Таким образом, можно выдвинуть предположение, что орден был получен изображенным именно во время эмиграции9.

6 С. Н. Долгорукий, а вслед за ним и последующие авторы, ошибочно указывают, что и драгуны, и унтер-офицеры, и офицеры имели золотые петлицы с битью. Последние были положены только офицерскому и унтер-офицерскому корпусу (позже у унтер-офицеров петлицы стали «из тесьмы гарусной оранжевой с золотыми из бити полосками»), тогда как мундиры простых драгун украшали оранжевые из басона. Заметим также, что в середине апреля 1798 г. было выявлено проверяющим кригскомиссаром Павлом Кирилловым, что петлицы в дворянских полках — слишком красные, с тремя из бити полосками, вследствие чего было предписано их заменить на образцовые модели. Отличие в мундирах унтер-офицеров и офицеров заключалось в цвете аксельбанта, что отчасти напоминает традиционную для того времени французскую систему знаков различия; за время существования полка в составе русской армии у унтер-офицеров, судя по имеющейся информации, аксельбант несколько раз поменял цвет. Первоначально предполагалось, что он будет желтым и у унтер-офицеров, и у драгун. Но в начале февраля 1798 г. оказалось, что у унтер-офицеров аксельбанта не было, тогда как «для рядовых аксельбант послан простой шерстяной». В конечном итоге был направлен шерстяной желтый аксельбант, переплетенный с золотым шнуром. Та же система существовала и в пешем французском Дворянском полку принца Конде, который повторял форму Дворянского полка Берри и который опять-таки обшивался оранжевыми петлицами с шестью золотыми полосками с битью, несмотря на утверждение С. Н. Долгорукого. Эти слова подтверждаются и документами эпохи, и подлинными вещами «кондейцев», а также сравнительным анализом с другими формированиями армии Конде. См.: [Долгорукий С.Н.] Хроника Российской императорской армии, из разных сведений собрана Генерал-Майором, Государственной Военной Коллегии Членом и Ордена Святыя Анны первой Степени Кавалером Князем Долгоруким. СПб., 1799. № 156 (Французский Дворянский Конде [полк]), № 194 (Дворянский Драгунский Бери [полк]); Татарников К. В. Материалы по истории русского военного мундира 1730-1801. Сборник документов. М., 2009. Т. 2. С. 528-529, 531-532, 534, 539; GorokhoffG. L&infanterie du corps de Condé au service russe, 1797-1800 // Soldats napoléoniens. № 4 (décembre). Lathuile, 2004. in P. 58; Мундир музыканта Дворянского полка принца Конде, 1797-1800// ГЭ. Инв № ЭРТ- ^ 10629; Lienhart C, Humbert R. Les Uniformes de l&Armée française depuis 1690 jusqu&à nos jours. ^ Leipzig, 1906. T. V. Pl. 83; GrouvelR.-F.-L, de. Op. cit. Paris, 1959. T. 2. P. 158-160 (Pl. 6, 17); Z; Ecole française. Hippolyte du Pré de Saint-Maur (1776-1801) [0.65 x 0.545 m] // Paris, musée "g de l&Armée. Fonds: Peintures._N° d&inventaire:_15990; Ea 614 и др. g
7 Все даты даны по новому стилю. ^
8 См. например: Deploige G. Les distinctions honorifiques de la collection Brouwet au Musée

Royal de l&Armée à Bruxelles — De eervolle onderscheidingen van de verzameling Brouwet °

in het Koninklij k Legermuseum te Brussel. Bruxelles, 2006. P. 91; Estienne de Colleville L., g

Saint-Christo F. Les ordres du roi. Répertoire général contenant les noms et qualités de tous les ы

chevaliers des ordres royaux militaires et chevaleresques ayant existé en France de 1099 à 1830 Э

(d&après les brevets originaux des Archives nationales), avec une Histoire des ordres du Saint- £

Esprit, de Saint-Michel, de Saint-Louis. Réédition. Paris, 2001. P. XXXVII; Mazas A. Histoire -g de l&ordre royal et militaire de Saint-Louis. Paris, 1860. T. 2. P. 506-507.

9 См., например: Grouvel R.-F.-L., de. Op. cit. Paris, 1959. T. 2. P. 57-59. |

Но найти дату получения ордена, как и имя самого награжденного в период войн Республики, крайне сложно, так как этот факт не всегда фиксировался в документах и, в силу объективных причин, редко проходит в материалах 1-й и 2-й Реставрации, особенно если кавалер не дожил до момента возвращения Бурбонов на французский престол10.

Миниатюру, проходящую в каталоге владельцев под номером 38, в дальнейшем использовали в своей работе, посвященной армии Павла I, серии «Русский военный костюм», О. Г. Леонов и А. М. Белов. С одной стороны, в ней была дана более точная, а с другой — более безапелляционная и во многом поверхностная легенда: «Офицер дворянского полка инспекции Конде, 1800 г. / Миниатюра неизвестного художника»11. Второй же портрет, парный предыдущему, как неудобный и разрушающий приведенную атрибуцию, и датировку12, просто не был включен в книгу13. Как и в первом случае, не было предпринято даже попыток подойти к объекту исследования с позиции диалектического метода, что в рамках системного подхода позволило бы «не только пополнить галерею исторических персонажей»14, как писал один из выдающихся основоположников историко-предметного метода атрибуции портрета В. М. Глинка, и выявить имя художника, но и говорить о развитии и становлении междисциплинарного диалога. Возможно, из-за незнания французского языка и в целом европейского миниатюрного портрета конца XVIII — начала XIX в., историографии вопроса, источников, включая уникальную отечественную архивную коллекцию документов рукописного отделения библиотеки Зимнего дворца (ГА РФ.

10 См. подробнее: S.H.D./GR. Xq 1 à 7, 64 à 83, 120 à 133. Ordre de Saint-Louis. К сожалению, имеющиеся публикации, затрагивающие этот временной отрезок, являются неполными. См., к примеру, 3-й том А. Mаза, посвященный истории ордена периода эмиграции и возвращения Бурбонов: Mazas A. Op. cit. Paris, 1860. T. 3. ~ 11 См.: Леонов О. Г, Белов А. М. Армия Павла I. 1796-1801. M., 2012. С. 353.

о 12 Увы, подобных примеров довольно много в данной работе. Не касаясь туманного текста

^ самой книги и главы, посвященной инспекции Конде, стоит заметить, с какой легкостью

о, авторами даются те или иные легенды, причем не только изобразительных источников,

(н но и материальных. Так, например, фуражная шапка Дворянского конного полка герцога

g де Берри (бывшая коллекция Императорского Интендантского музея, а ныне Mузей во^ енной формы одежды русской, советской и иностранных армий, п. Бахчиванджи (Щёл^ ково-4)) странным образом превратилась в фуражную шапку нижнего чина дворянского

sg пехотного полка. Хотя сохранилась на данном головном уборе первоначальная музейная

S бирка XIX в. со следующим пояснением: «552. Фуражка Дворянскаго Драгунскаго ГерST1 цога Де-Берри п[олка]», позволяющая точно идентифицировать саму вещь. См.: Фуражная шапка нижнего чина Дворянского конного полка герцога де Берри 1798-1800 // Mун зей военной формы одежды русской, советской и иностранных армий. Инв № 52 1-85;

s Леонов О. Г, Белов А. М. Указ. соч. M., 2012. С. 356. =s

s 13 К сожалению, владельцы портрета в 2011 г. поступили аналогичным образом. См.:

^ «И мира звук в ответ мечу гремел». Museum Сергея и Татьяны Подстаницких. Каталог

^ выставки (raM, 15 марта — 9 мая 2011). M., 2011. С. 260 (262). \о

^ 14 См.: Глинка В. М. Об установлении лиц, изображенных на портретах, по форменному плаÖ тью и орденам // Труды Государственного Эрмитажа. Л., 1974. Т. 15. С. 89.

Ф. 728)15, в которой хранятся редчайшие материалы по истории французской эмиграции периода 1-й Республики и 1-й Империи, во многом дополняющие собрание Б.Н.Б.16, и пр. моменты, авторы не стали останавливаться и заострять внимание читателя на этом изобразительном источнике эпохи. Столь резкие выпады в сторону данной серии мы можем объяснить следующими причинами.

Для последнего периода начиная с 90-х гг. XX в. подобные работы стали некой отличительной чертой времени. Все они пишутся будто бы по одним лекалам, без привязки к историографии вопроса, попыток объяснить важность и актуальность самой затрагиваемой проблемы, без применения различных методологий, оформившихся в исторической науке и ее вспомогательных дисциплинах, критического и всестороннего подхода к источнику и, что выглядит особенно нелепо и странно, попросту без всяких выводов, обобщений и даже самого заключения. В целом же довольно трудно дать точное определение этим текстам, напоминающим скорее некую словарную статью, а не научно-исследовательскую публикацию. С одной стороны, конечно, всегда можно сослаться на советский период, который фактически свел на нет все попытки развития униформологии как исторической дисциплины. С другой стороны, некая заброшенность данного направления, что с горечью можно сегодня констатировать, уже после падения советской системы привела к тому, что оно фактически отдано на откуп непрофессионалам, не имеющим подчас даже начального гуманитарного образования17.

15 Фонд № 50 «Принц Конде (1797-1800)» из собрания личных фондов РГВИА, несмотря на важность и исключительность хранящихся там источников, охватывает только русский период (в основном с сентября 1798 г.). Документы переходного периода, конца 1797 — начала 1798 г., в нем практически не представлены.
16 См. подробней: S.H.D./GR. Xu 1 à 27. Armée des Princes, Armée de Condé.
17 Так, в начале 2013 г. вышел очередной том серии «Русский военный костюм», посвященный пехоте, артиллерийским и инженерным войскам армии Александра I. См.: Леонов О.Г., Попов С.А., Кибовский А. В. Русский военный костюм. Армия Александра I: пехота, артиллерия, инженеры. М., 2013. Это издание буквально кишит фактологическими ошибками, откровенными передергиваниями, перегибами, несоответствиями и невер- ц^ ными атрибуциями. Достаточно привести следующие примеры, лежащие только в пло- о скости искусствознания: известный немецкий художник начала XIX в. Фридрих Георг ^ Вайч [Friedrich Georg Weitsch] (1758-1828), странным образом превратился в некого z; Ф. — Г. Вейтша (С. 256-257. Подробнее о художнике см.: LacherReimarF. Friedrich Georg 13 Weitsch (1758-1828). Maler, Kenner, Akademiker. Berlin, 2005); раскрашенная гравюра S Л. Шлеммера 1808 г. по оригиналу Иоганна Лоренца Кройля (1765-1840) с портретом Д И. И. Миллера 3-го, несмотря на экспликацию, стала «раскрашенной акватинтой 1808 г. 13 по оригиналу неизвестного автора» (С. 136-137. См.: Jeffares N. Dictionary of pastellists -д before 1800. London, 2006. P. 267; Kreul Johann Lorenz (artist), Schlemmer L. (engraver). -2 General Muller (Nürnberg: 1808, engraving, 17.4 x 22.8 cm) // Anne S. K. Brown Military д Collection. ASK Brown Call No RuMP1808sf-2); портрет А. Д. Балашова из собрания ГЭ был приписан самому Карлу Верне, который никогда не работал в жанре миниатюрного портрета (С. 142, а также: Кибовский А.В., Файбисович В.М. Новый портрет в собра- £ нии Эрмитажа (Атрибуция миниатюрного портрета генерала А. Д. Балашова) // Эпоха ti 1812 года. Исследования. Источники. Историография. М., 2006. Т. 5; Попов С. А. Армей- ^ ская и гарнизонная пехота Александра I. М., 2010. C. 166). Речь идет о немце, -5

Возвращаясь к парному портрету французских эмигрантов, начнем с того, что его автором является видный художник, работавший в основном в Швейцарии, Франсуа-Жозеф, или Жозеф Девернуа [François-Joseph Desvernois или Joseph Devernois]18. Рассматриваемая здесь миниатюра довольно легко соотносится с другими произведениями Девернуа, учитывая характерную для него разработку композиции, мягкий фон, любимое для данного художника расположение моделей в три четверти и исключительное изображение глаз, выделяющее его среди многих современников19. Последнее принесло ему имя «мастера миниатюрных портретов с печальным взглядом»20. Исходя из биографии художника, можно уверенно говорить, что портрет был написан на территории Швейцарии в 1797 г., возможно, в Лозанне или в Берне21. По имеющимся данным, только в 1799 г. он покинет Швейцарию и отправится в Страсбург как

подписывавшим свои портреты как «C. Vernet» и перебравшимся в Россию после 1790 г., а не о известном французском художнике. В данном случае привести нужно, не транскрибируя, лишь его подпись на латинице. См. подробнее: Schidlof L. R. La miniature en Europe aux XVI, XVII, XVIII et XIX siècles. Graz, 1964. P. 844; Lemoine-Bouchard N. Les peintres en miniature actifs en France 1650-1850. Paris, 2008. P. 518. Кроме того, авторы данной публикации постоянно путают (С. 48) совершенно разных итальянских художников Пьетро (Петр) де Росси (1761-1831) и Доменико Босси (1767-1857), которых объединяет только то, что оба работали в России и мн. др. См.: Селинова Т. А.: 1) Петр Росси — русский миниатюрист. М., 2005; 2) Портретная миниатюра в России XVIII-XIX веков из собрания Государственного Исторического музея. Л., 1988. С. 136-139, 147, 224-226; Falconi B., Pappe B. Domenico Bossi (1767-1853). Da Venezia al Nord Europa. La carriera di un maestro del ritratto in miniatura. Verona, 2012. P. 149.

18 Как нам кажется, наиболее верную характеристику произведениям Девернуа дает в своей публикации Л. Р. Шидлоф, говоря о нем, что он не был великим художником-миниатюристом, но тем не менее и не был начисто лишен таланта, несмотря даже на отсутствие экспрессии в его лишком нежных и мягких работах. См.: Schidlof L. R. Op. cit. Graz, 1964. P. 202.
19 Данная версия была поддержана и подтверждена нашими коллегами, крупнейшими мировыми экспертами в области миниатюрного портрета Берндом Паппе и Бодо Хофстет-тером. Заметим, что этот художник очень редко подписывал свои работы. См., например: Desvernois, François-Joseph. Portrait de Fédor de Crousaz vers 1820 (7 x 5.5) // Musée historique de Lausanne. Collection de miniatures: portraits, collection ouverte. Cote: I.50.D.99;

g Desvernois, François-Joseph. Gustav IV Adolf (7,6 x 6,6 cm), 1803// Nationalmuseum (Stockholm). Kategori: Mâleri, Miniatyrer, Inventarienummer: NMDs 2196; Desvernois, François-Joseph. Maria Elzbieta Wilhelmina von Baden (1782-1808), 1800 (sr. 6,9) // Muzeum Narodowego w Warszawie — GABINET MINIATUR, Dzial Miniatur. Min. 61.

20 Для Девернуа также характерны портреты в профиль, «в буржуазном стиле». См.: Miniaturen der Revolutionszeit 1789-1799 aus der sammlung Tansey. München-Celle, 2005. S. 130.
21 Тем более что Швейцария и Лозанна в частности в тот период стала настоящим центром =s французской эмиграции. См. подробнее: Vitrolles E.-F.-A.A. de. Souvenirs autobiographiques § d&un émigré: 1790-1800. Paris, 1924. P. 80-81; Raemy T. de. L&émigration française dans ^ le canton de Fribourg (1789-1798). Fribourg, 1935; Sainte-Colombe R. de. Catalogue des ^ émigrés français à Fribourg en Suisse de 1789 à 1798. Lyon, 1884. О движении корпуса в кон-^ це 1797 г. см.: Thiboult du PuisactJ. de. Journal d&un fourrier de l&armée de Condé. Paris, 1882. Ö P. 163-174.

«член Академии искусств Гельвеции»; на территории Российской империи этот художник-миниатюрист никогда не работал22. Но помимо приведенной выше информации о самом Девернуа практически ничего неизвестно. До сих пор не выявлены ни дата его рождения23, ни дата его смерти. Сегодня мы знаем только то, что он учился в Академии в Париже, с 1768 г. работал в Швейцарии, в 1800-1803 гг. был приближен как художник-миниатюрист к Баденскому и Гессен-Дармштадскому дворам, в 1807 г. жил в Милане, после чего вернулся в Швейцарию, в Берн. По всей видимости, Девернуа скончался в конце 10-х — начале 20-х гг. XIX в., исходя из ряда созданных им в этот период портретов.

Таким образом, всё это противоречит существующим ныне датировкам «кондейцев», укрепившимся в недавней историографии вопроса, и позволяет уверенно утверждать, что рассматриваемая парная миниатюра написана в конце 1797 — начале 1798 г. Основываясь на материалах виконта де Грувеля, «русские мундиры» были введены именно в обозначенный период24: всё это объясняет наличие старой и новой униформы у портретируемых25, как и нетипичное

22 См.: Schidlof L. R. Op. cit. Graz, 1964. P. 202-203; Lemoine-Bouchard N. Op. cit. Paris, 2008. P. 196; Pappe B. Les miniaturists de l&aristocratie bernoise actifs de 1780 à 1850 // 100 ans de miniatures suisses (1780-1880): Musée historique de Lausanne [17 septembre 1999 au 27 février 2000] / Préface de J.-C. Genoud. Genève, 1999. P. 87-89, 102; Garnier N., Pappe B., Lemoine-Bouchard N. Portraits des maisons royales et impériales de France et d&Europe: Les miniatures du musée Condé à Chantilly. Paris, 2007. P. 104, 273-274.
23 Возможно, он родился в Лон-Ле-Сонье (регион Франш-Конте) и был женат на девице Элизабет, урожденной Вержеля (Vergelat). Также вероятно, что речь идет о Франсуа-Жозефе Девернуа, «художнике-миниатюристе из Лон-Ле-Сонье», отце будущего живописца Жозефа-Эжена Девернуа, появившегося на свет в Лозанне в 1790 г.
24 См.: GrouvelR.-F.-L. de. Op. cit. T. 2. Paris, 1959. P. 158-159, 161.
25 Подробнее об униформе в этот период см., например: Thiboult du PuisactJ. de. Op. cit. Paris,
1882. P. 181, 193, 195. Заметим, что после проведенной инспекции 19 декабря 1796 г. ситуация в полку Рыцарей Короны с мундирами в начале 1797 г. была следующей. На тот момент в нем находилось 349 мундиров, 77 из которых необходимо было заменить. Проводивший инспекцию генерал-майор Франсуа-Нико ля-Рене де Перюсс, граф де Кар подчеркивал, что: «96 [мундиров] — в хорошем состоянии и прослужат еще один год; / о 132 [мундира] — в хорошем состоянии, но требуют некоторых исправлений; / 44 [мунди- ^ ра] — посредственного качества и нуждаются в починке, как и те, по которым вынесено z; решение, что они непригодны к службе; / 49 [мундиров] — непригодны к службе и нуж- 13 даются в замене, 28 [мундиров] — отсутствуют в нынешнем штате». Для полноты кар- | тины остановимся и на других вещах обмундирования, экипировки, вооружения и кон- Д ской экипировки, указанных в инспекции. Тем более что эти данные помогают лучше 13 представить внешний облик «кондейцев» в 1797 г., перед переходом на русскую службу. -д 19 декабря 1796 г. в полку было: «143 [куртки или жилета] — в хорошем состоянии и про- -2 служат еще один год; / 92 [куртки или жилета] — в хорошем состоянии, но требуют не- щ которых исправлений; / 38 [курток или жилетов] — посредственного качества и отчасти нуждаются в починке; / 49 [курток или жилетов] — непригодны к службе и нуждаются в замене; / 28 [курток или жилетов] — отсутствуют в нынешнем штате. <...> 6 [кюлот] — £ в хорошем состоянии и прослужат еще один год; / " [кюлот] — в хорошем состоянии, ti но требуют некоторых исправлений; / " [кюлот] — посредственного качества и отчасти ^ нуждаются в починке; / 265 [кюлот] — непригодны к службе и нуждаются в замене; / -5
78 [кюлот] — отсутствуют в нынешнем штате. <...> 56 [курток для конюшни] — в хорошем состоянии и прослужат еще один год; / 129 [курток для конюшни] — в хорошем состоянии, но требуют некоторых исправлений; / 135 [курток для конюшни] — посредственного качества и отчасти нуждаются в починке; / 20 [курток для конюшни] — непригодны к службе и нуждаются в замене; / 6 [курток для конюшни] — отсутствуют в нынешнем штате. <...> 221 [плащ (или точнее манто [manteau]. — Д.Г.)] — в хорошем состоянии и прослужат еще один год; / 32 [плаща] — в хорошем состоянии, но требуют некоторых исправлений; / 22 [плаща] — посредственного качества и отчасти нуждаются в починке; / 68 [плащей] — непригодны к службе и нуждаются в замене; / 11 [плащей] — отсутствуют в нынешнем штате. <...> 204 [каски] — в хорошем состоянии и прослужат еще один год; / 40 [касок] — в хорошем состоянии, но требуют некоторых исправлений; / 39 [касок] — посредственного качества и нуждаются в починке; / 37 [касок] — непригодны к службе и нуждаются в замене на новые; / 23 [каски] — отсутствуют в нынешнем штате. <...> 288 [фуражных шапок] — в хорошем состоянии и прослужат еще один год; / 13 [фуражных шапок] — в хорошем состоянии, но требуют некоторых исправлений; / 38 [фуражных шапок] — посредственного качества и нуждаются в починке; / " [фуражных шапок] — непригодны к службе и нуждаются в замене на новые; / 7 [фуражных шапок] — отсутствуют в нынешнем штате. <...> 189 [пар сапог] — в хорошем состоянии и прослужат еще один год; / 33 [пары сапог] — в хорошем состоянии, но требуют некоторых исправлений; / 40 [пар сапог] — посредственного качества и нуждаются в починке; / 49 [пар сапог] — непригодны к службе и нуждаются в замене на новые; / 35 [пар сапог] — отсутствуют в нынешнем штате. <...> 250 [шпор] — в хорошем состоянии и прослужат еще один год; / 4 [шпоры] — в хорошем состоянии, но требуют исправлений; / "[шпор] — посредственного качества и нуждаются в починке; / 26 [шпор] — непригодны к службе и нуждаются в замене на новые; / 66 [шпор] — отсутствуют в нынешнем штате. <...> 222 [пистолета] — в хорошем рабочем состоянии; / 188 [пистолетов] — в хорошем состоянии, но требуют исправлений; / 28 [пистолетов] — непригодны к службе и нуждаются в замене; / 174 [пистолета] — отсутствуют в нынешнем штате. <...> 197 [сабель] — в хорошем состоянии; / 92 [сабли] — в хорошем состоянии, но требуют исправлений; / 29 [сабель] — непригодны к службе и нуждаются в замене; / 28 [сабель] — отсутствуют в нынешнем штате. <...> 272 [портупеи] — в хорошем рабочем состоянии; / 28 [портупей] — в хорошем состоянии, но требуют исправлений; / 28 [портупей] — непригодны ^ к службе и нуждаются в замене; / 18 [портупей] — отсутствуют в нынешнем штате. <...> ^ 258 [лядунок] — в хорошем состоянии; / 71 [лядунка] — в хорошем состоянии, но требует исправлений; / 4 [лядунки] — непригодны к службе и нуждаются в замене; / 11 [лядунок] — отсутствуют в нынешнем штате. <...> 250 [седел] — в хорошем состоянии; / 62 [сед-fk ла] — в хорошем состоянии, но требуют исправлений; / 8 [седел] — непригодны к службе S и нуждаются в замене; / 2 [седла] — отсутствуют в нынешнем штате. <...> 305 [вальтра-^ пов] — в хорошем состоянии; / 8 [вальтрапов] — в хорошем состоянии, но требуют ис-^ правлений; / 3 [вальтрапа] — непригодны к службе и нуждаются в замене; / 5 [вальтра-=s пов] — отсутствуют в нынешнем штате. <...> 303 [чепрака] — в хорошем состоянии; / § 9 [чепраков] — в хорошем состоянии, но требуют исправлений; / 4 [чепрака] — не при-р годны к службе и нуждаются в замене; / 5 [чепраков] — отсутствуют в нынешнем штате. s^ <...> 241 [подпруга] — в хорошем состоянии; / 33 [подпруги] — в хорошем состоянии, о но требуют исправлений; / 27 [подпруг] — непригодны к службе и нуждаются в замене; / g 20 [подпруг] — отсутствуют в нынешнем штате. <...> 257 [оголовья] — в хорошем состо-=s янии;/ 47 [оголовья] — в хорошем состоянии, но требует исправлений; / 11 [оголовий] — § непригодны к службе и нуждаются в замене; / 6 [оголовий] — отсутствуют в нынешнем ^ штате. <...> 283 [мундштука] — в хорошем состоянии; / 16 [мундштуков] — в хорошем со-^ стоянии, но требует исправлений; / 17 [мундштуков] — непригодны к службе и нуждают-^ ся в замене; / 6 [мундштуков] — отсутствуют в нынешнем штате. <...> 247 [трензельных Й уздечек] — в хорошем состоянии; / 32 [трензельных уздечки] — в хорошем состоянии,

для русских драгунских полков крепление белого аксельбанта на портрете ун-тер-офицера26. Кроме того, один из бывших «кондейцев» (полк Рыцарей Короны, 1-я рота де Монтиньи 1-го эскадрона), Ипполит граф д&Эспиншаль в своих записках замечает, что в феврале 1798 г. новые русские мундиры прусского образца уже были в полках армии Конде27. В целом данный переходный период в истории униформы будущей инспекции Конде, когда в полках оставалось старое обмундирование и начинало активно закупаться новое, отличное от образцовых русских вещей, способствовал в итоге появлению в корпусе неуставных мундиров, головных уборов и пр., с которыми пришлось позже считаться Комиссариатскому департаменту28. Что же касается униформы на втором портрете, то речь идет, учитывая приборные цвета и крой, об одном из самых лучших и превосходных кавалерийских полков монархистов: полке Рыцарей Короны (Chevaliers de la Couronne)29. Тем более что именно Рыцари Короны

но требуют исправлений; / 33 [трензельных уздечки] — непригодны к службе и нуждаются в замене; / 10 [трензельных уздечек] — отсутствуют в нынешнем штате. <...> 264 [недоуздка] — в хорошем состоянии; / 17 [недоуздков] — в хорошем состоянии, но требуют исправлений; / 32 [недоуздка] — непригодны к службе и нуждаются в замене; / 8 [недоуздков] — отсутствуют в нынешнем штате. <...> 266 [кавалерийских чемоданов] — в хорошем состоянии; / 66 [кавалерийских чемоданов] — в хорошем состоянии, но требуют исправлений; / 11 [кавалерийских чемоданов] — непригодны к службе и нуждаются в замене; / 5 [кавалерийских чемоданов] — отсутствуют в нынешнем штате». См.: S.H.D./GR. Xu 13. Etat de revue au 19 décembre 1796.

26 Крой полностью повторял русские образцы для драгунских полков. См. например: [Долгорукий С. Н.] Указ. соч. СПб., 1799. № 194 (Дворянский Драгунский Берри [полк]). Для сравнения см. также прусские драгунские мундиры: Hohrath D. The Uniforms of the Prussian Army under Frederick the Great from 1740 to 1786 / With contributions by Judith Zimmer and Elisabeth Boxber er. Vienna, 2011. Vol. 1. P. 67-68; Vol. 2. P. 556-615.
27 См.: EspinchalH., de. Souvenirs militaires d&Hippolyte d&Espinchal. Paris, 2005. P. 14; ГА РФ.

Ф. 728. Оп. 2. Д. 18. Л. 3. Эти данные находят отражение и в отдельных публикациях на русском языке. См., например: Щепкина Е. [М.] Армия роялистов в России // Журнал Министерства народного просвещения (январь). СПб., 1889. Ч. CCLXI. С. 49-56; ^ Трубецкой Н. [С.] Знамена и штандарты армии принца Конде, пожалованные ей импе- 2 ратором Павлом I // Военно-исторический вестник. Париж, 1957. № 9 (май). С. 4; Бо- Ц выкин Д. В. Эмигрантский корпус Конде на русской службе: Письмо Павла I принцу ^ Конде (3 августа 1797 г.) из фондов Национального архива Франции // Россия и Фран- 2 ция XVIII-XX века. М., 2006. Вып. 7. С. 85. Особо подчеркнем, что работа Н. С. Трубец- я кого не совсем точна в некоторых моментах. См. подробней: Grouvel R.-F.-L., de. Op. cit. g Paris, 1959. T. 2. P. 162-163; [Lelouvier Aumont de] Bazouges H. Les emblèmes de l&Armée ^ de Condé au service russe (1797-1800) // Le Bulletin des Amis du musée Condé. Chantilly, El 2008. № 65 (Novembre). P. 22-23.

28 В своей работе виконт де Грувель приводит, базируясь на иконографическом материа- g ле (собрание Родоканаки [Rodocanachi]), ряд подобных отклонений. См. подробней: ы Grouvel R.-F.-L., de. Op. cit. Paris, 1959. T. 2. P. 162; Татарников К. В. Указ. соч. М., 2009. Э Т. 2. С. 545, 549-553. 1»
29 См.: ГА РФ. Ф. 728. Оп. 2. Д. 18. Л. 53-57; Dampmartin A.-H. C, de. Mémoires sur divers Ju événemens de la Révolution et de l&émigration. Paris, 1825. T. 2. P. 103; R [...], de. Souvenirs ^ d&un officier royaliste, contenant son entrée au service, ses voyages en Corse et en Italie, son -S

(209 человек)30 образовали при поддержке Павла I и других эмигрантских полков Дворянский конный драгунский полк герцога де Берри31. Показанный здесь золотой прибор, сменивший серебряный, появился в полку с переходом на британское содержание лишь в 1795 г.32, что еще раз говорит в пользу вышеприведенной датировки33. Сам же офицер изображен, судя по крою воротника

émigration, ses campagnes à l&armée de Condé, et celle de 1815, dans la Vendée. Paris, 1824. T. 2. Part 2. P. 341. До лета 1795 г. полк официально назывался Корпусом Рыцарей-Драгун Короны (Corps des Chevaliers-Dragons de la Couronne).

30 К моменту перехода на русскую службу полк сократился вдвое. Подробнее о русском периоде истории корпуса см.: Васильев А. А. Роялистский эмигрантский корпус принца Конде в Российской империи (1798-1799) // Великая Французская Революция и Россия. М., 1989. Для сравнения 19 декабря 1796 г., после проведенной инспекции, в полку находилось: 420 человек, включая офицерский и унтер-офицерский состав, 414 лошадей, 2 повозки, 3 маркитанта и офицерские слуги в количестве 43 человек. См.: S.H.D./GR. Xu 13. Etat de revue au 19 décembre 1796.
31 См.: Ecquevilly A.-F. H., de. Campagnes du Corps sous les ordres de Son Altesse Sérénissime Mgr le Prince de Condé. Paris, 1818. T. 1. P. 297; ПСЗРИ-1. Т. 24 (18255).
32 См.: GrouvelR.-F.-L, de. Op. cit. Paris, 1959. T. 2. Pl. 19.
33 В деле, озаглавленном как «Заметки по истории формирования и списки офицеров состава конного полка "Рыцарей Короны", входившего в армию Конде; выписки графа Пюи-мегра и др. док-ты, 1792-1843 гг.», из собрания ГА РФ мы случайно обнаружили два описания мундиров полка Рыцарей Короны 1795-1797 гг. Судя по всему, они были сделаны Жаном-Франсуа-Александром Буде, графом де Пюимэгром, бывшим 2-м лейтенантом полка Рыцарей Короны. В деле также хранится перекрашенная литография по рисунку Анри-Феликса-Эмманюэля Филиппото, к которой, конечно, нельзя подходить с позиции источника. В целом же, учитывая, что подобные материалы встречаются крайне редко, мы приводим их полностью. К тому же они существенно уточняют устоявшиеся в историографии данные, прежде всего публикацию П. Курселя. См.: Courcelle P. Les chevaliers de la Couronne de 1795 à 1798 (2) // Tradition magazine. Paris, 1996. № 117 (Décembre). P. 20, 22; Grouvel R.-F.-L., de. Op. cit. Paris, 1959. T. 2. P. 282 (Pl. 19). Итак, «Униформа:

^ мундир — синего королевского [цвета], застегивающийся на правую [сторону], без лац-^^ канов. Воротник, обшлага, отвороты и выпушка — ярко-красные. Панталоны — синего королевского [цвета]. Пуговицы — позолоченные. Каска — из черной кожи с золотой бляхой, украшенной короной Франции и девизом "Dieu Roi" (т. е. Бог и Король. — Д.Г.), fk запечатленным также на их штандарте». Второе описание — более подробное, к которому S к тому же прилагается рисунок мундира: «Рыцари Короны имели баварскую каску из по-^ лированной кожи; бляха (*) и украшения — золотые; султан — белый, с темно-красным ^ основанием. Хвост — черный с таким же волосяным помпоном. Мундир — синего коро-« левского [цвета], застегивающийся на правую [сторону]. Воротник, обшлага, подклад-§ ка — красные. Пуговицы — позолоченные. [Мундиру] также предписано [иметь] отворо-р ты. Остроконечный [ложный] карман [на фалдах] — c 36 пуговицами, [пришитыми] в два ÜU ряда (на каждом ряду их — по 18 [штук]); такой же [карман] пришит на другую [фалду] / о Помета (она — более поздняя, конца XIX в. и сделана другой рукой. Данная помета яв-g ляется цитатой из следующего труда: La Sicotière L., de. Louis de Frotté et les insurrections =s normandes, 1793-1832. Paris, 1889. T. 1. P. 37 (note 1). И, соответственно, к ней необходи-§ мо подходить критически. — Д.Г.): (*) Бляха, украшающая каску, — с короной и девизом: ^ Dieu et Roi; запечатленным также на их штандартах. Эту корону они имели честь носить, ^ заслужив при Маастрихте. La Sicotière. Frotté. I. 37. note». См.: ГА РФ. Ф. 728. Оп. 2. ^ Д. 18. Л. 42-43, 55; Muret T.-C. Histoire de l&armée de Condé. Paris, 1844. T. 1. Pl. Chevaliers Й de la Couronne. С

и эполетам без накладной чешуи, в сюртуке, в так называемой второй форме для выхода в город34. Интересной деталью является кавалерский крест Святого Людовика, который, судя по форме и ряду деталей, относится к последним моделям, появившимся накануне периода конституционной монархии35.

Первоначально нами было выдвинуто предположение, что на этом портрете — полковой адъютант в чине капитана, учитывая показанную тонкую бахрому. Дополнительным аргументом было и то, что как в армиях роялистов, так и в революционной (впоследствии имперской) армии в виде некого «атавизма» среди адъютантов часто сохранялось ношение эполет с бахромой на обоих плечах, особенно в полках артиллерии и в инженерных войсках: последнее подтверждают многочисленные портреты эпохи36. Между тем сравнительный анализ портрета с расписаниями полка, наградными листами и послужными списками его офицеров периода 1796-1797 гг. опроверг данное предположение, как и версию о командире в чине капитана одной из 4 рот полка в соответствии с новой организацией от 25 июля 1795 г.37 К тому же в этот период

34 См. например: Courcelle P. Op. cit.// Tradition magazine. Paris, 1996. № 117 (Décembre). P. 22.
35 Подробнее об эволюции ордена в период его существования см.: Guimaraes C. Les insignes et

médailles commémoratives de l&Ordre de Saint-Louis, 1693-1830. Paris, 2004; Grouvel R.-F.-L., de. Op. cit. Paris, 1959. T. 2. P. 57-59.

36 См., например: Bourgeot V, PigeardA. Encyclopédie des uniformes napoléoniens, 1800-1815.

Entremont-le-Vieux, 2003. T. 1. P. 244; Hermann Historica München. Vente aux enchères. Souvenirs historiques et militaires Français (9. Novembre 2011). München, 2011. P. 99 (Lot. 5157) и др.

37 До 1795 г., основываясь на ордонансе об основании Корпуса Рыцарей-Драгун Короны от 15 ноября 1791 г., в полку были первоначально организованы 4 дивизиона, которые возглавили соответственно шефы (или командиры) дивизионов (chef de division). См. например: ГА РФ. Ф. 728. Оп. 2. Д. 18. Л. 31-36. Речь же идет о следующих офицерах на момент 1798 г.: Рош-Амабль Левисс де Монтиньи [Levisse de Montigny] (бывший капитан кавалерийского полка Руаяль-Шампань, был определен майором в Драгунский полк Конде; место — вакантно, т. е. 1-я рота 1-го эскадрона), Шарль-Луи барон де Шастэнье [de Chasteigner] (командир 2-й роты 2-го эскадрона, бывший капитан кавалерийского полка ц^ Ля Рэн), Жак виконт де ля Рош-Эмон Лярусси [de La Roche-Aymon Laroussie] (командир о 3-й роты 1-го эскадрона, бывший капитан кавалерийского полка Руаяль-Наварр) и Ан- ^ ри-Франсуа-Атаназ граф Ульгрэн де Тайэфер [Wlgrain de Taillefer] (командир 4-й роты z 2-го эскадрона, бывший капитан кавалерийского полка Руаяль-Краватт). См.: S.H.D./GR. 13 Xu 13. Etat de revue du 25 janvier 1792; Ibid. Procès-verbal d&organisation du corps au 25 juillet S 1795; Ibid. Etat des services des officiers et bas-officiers du corps au 5 mars 1798. P. 2-3; ГА РФ. Д Ф. 728. Оп. 2. Д. 18. Л. 57; Dans l&intimité du comte W. de Taillefer. Correspondances et 13 écrits. Suivi d&une biographie par Catherine Paoletti / Textes réunis par Bernard Lesfargues -д et Catherine Paoletti. Périgueux, 2012; Viton de Saint-Allais N, CourcellesJ.-B.-P. Nobiliaire -2 universel de France, ou Recueil général des généalogies historiques des maisons nobles de ce щ royaume. Paris, 1875. T. 9. P. 398; Paris, 1874. T. 17. P. 493. Первоначально мы склонялись

к тому, что перед нами Жак виконт де ля Рош-Эмон Лярусси, учитывая, что Николя (?) де ля Рош-Эмон (один из многочисленных в XVIII в. представителей этого обширного £ дворянского рода Франции), служил (в 1798 г.) в качестве простого рыцаря-драгуна под ti его началом в 3-й роте 1-го эскадрона. Тем не менее оба не были награждены орденом Свя- ^ того Людовика, а последний даже с учетом повторного перехода корпуса Конде на службу -5

подобные отклонения в роялистских армиях встречаются довольно часто38. В качестве примера стоит привести миниатюрный портрет 1794 г., атрибутированный нами в 2014 г. для аукционного дома CHRISTIE&S39, работы Шарля Энара (около 1757-1812 (?)) с Эркюлем-Филиппом-Этьеном де Баски (или, на французский манер, Басши) маркизом дю Кэйля [Baschi du Cayla] (1747-1826)40. На нем он изображен в малой форме своего гусарского полка с серебряными эполетами полковника, украшенными округлым орнаментом (указание на чин генерал-майора [marechal de camp])41. Тем не менее бахрома на них опять-таки показана в виде тонкой канители42.

Таким образом, данная информация позволила расставить всё по своим местам. Нами были выявлены прежде всего лица, связанные друг с другом близкими родственными узами, проанализированы их, пользуясь отечественной делопроизводственной системой, формуляры, выделены чины и награждения43.

Британии так и не дослужился ни до унте

ИСТОЧНИКИ sources АРХИВ archives ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ state archive of the russian federation ИСТОРИЧЕСКАЯ СЛУЖБА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ ФРАНЦИИ service historique de la défense ФРАНСУА-ЖОЗЕФ ДЕВЕРНУА ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты