Спросить
Войти

Исторические типы сельского расселения Беларуси: культурно-географические особенности

Автор: указан в статье

И. Н. Шарухо

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СЕЛЬСКОГО РАССЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ: КУЛЬТУРНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Размещение - "одно из основных понятий в географии, оно выражает конкретное распределение явлений по геотории. Для обозначения размещения людей употребляется термин расселение" [1, с. 77]. Расселение -исторический процесс освоения определенного ландшафтно-географического региона теми или иными народами. Культура этноса имеет определяющее влияние на особенности расселения.

Исторические типы сельских поселений Беларуси

Большая часть современных горожан Беларуси - горожане во втором и третьем поколениях: в 1926 г. сельским было 83,0%, в 1939 г. - 79,2%, в настоящее время - менее 30%. Многие сельские поселения на протяжении своей истории часто (даже если рассматривать только Х1Х-ХХ вв.) меняли свой статус с сельского на городской и наоборот (некоторые по 2-5 раз, например, Копысь, Туров, Дрибин и др.).

Село. Это наиболее древнейший и распространенный в историческое время тип поселения, как у восточных (украинцы, русские), западных (поляки), так и южных славян (болгары). Название этого типа поселения, упоминаемого в летописях с XII в., появляется в связи с развитием поселений на землях светских и церковных феодалов (княжеские, боярские, церковные села). "Село" - от "селить", жить "осело", "оседло". Во времена Древней Руси села состояли из 3-5 дворов, в ХГУ-ХУ вв. - из дымов (дворов) или дворищ, объединявших 5-10 и более родственных семей [13, с. 337]. Изначально село являлось центром сельскохозяйственного производства, затем - стало играть роль административного центра, стало "коммунитетом"1 . После "Устава на воло-

ки" 1557 г. села стали возникать на новых местах - в них сселяли (осаждались) крепостные крестьяне (осадные крестьяне). Около центров фольварков возникали дворные села из бывшей челяди, по 10-12 дворов. В середине

XVII в. села достигали размеров 60 и более дворов, но часто такие села называли деревнями. К XIX в. села, как правило, являются центрами волостей (с управой), в них, в отличие от "вёски" и "дзярэуни", имелись церковь, молитвенный дом, а также работали школы, хлебозапасные магазины, провиантские склады, корчма, проводились крупные ярмарки. Параллельно с этим существовало название "село" как видовой топоним - дд. Новое Село, Староселье, Селец, Двор-Селец (в отношении сельских поселений бывших некогда в разряде села). Всего на территории Беларуси названий поселений с названием "село", согласно данным В. А. Жучкевича [15, с. 437], около 60, они есть во всех областях Беларуси, но географически этих названий больше в Витебской области (более 30% от общего числа).

В настоящее время (с 1920-1930-х гг.) "село" как тип сельского поселения не выделяется. Широко употребляемый термин "село" ныне относится вообще к понятию "сельское поселение" (например, "жители города и села"; "сблизить село и город").

Весь, вёска. Общеславянским типом поселения является вёска (весь, весея, вёска, уёска) - поселение, маленькая весь, т.е. поселение одного "блата", одного клана (согласно шотландской терминологии), одной семьи более или менее близких родственников. Подобные названия (аппелятивы и собственные) встречаются и на территории Польши (Старая Весь, Новая Весь). Новые вёски образовывались путем отмежевания (отделения) отдельных дворищ в итоге семейных разделов от уже существующих поселений, а, позже, также и за счет дворов служилых людей. Со-

1 Коммунитет - "поселение, обладающее функциями административного самоуправления (часто распространяемого на смежные локалитеты)" [1, с.182].

гласно воззрений В. И. Пьянова [29], первые вёски появились на территории Беларуси у рек, это продукт речной культуры. И с этим сложно не согласиться. Их улицы были параллельны руслу, т.е. располагались "у лица" к реке. До УШ - IX вв. вёски были преобладающим типом поселений. Согласно с традицией "своячества" ("блата"), дворы бобылей и служилого люда объединялись в выселки, обособленные, огороженные. Так возникли поселения с названием огородники (сохранилось около 10 топонимов - Огородники, Подбельские Огородники, Ивано-Огородники, Огород-ня). В. А. Жучкевич трактует название "огородники" с точки зрения социально-бытового происхождения: огородники - крестьяне в Великом княжестве Литовском. Вероятно, понятие "огородники" приобрело новый смысл только после 1557 г., когда выделились огородники как особая категория крестьян в поместьях.

Сейчас термин "вёска" закреплен за типом сельского поселения в Беларуси. Это основной тип поселения в системе сельского расселения республики. В русском языке термину "вёска" соответствует термин "деревня". В дореволюционной Беларуси "вёска" отличалась от села не только тем, что в ней не было церковного прихода одной из традиционных конфессий, но и размером (20-30 дворов), преобладающей скученной планировкой (в меньшей степени - уличная планировка), когда избы-хаты располагались отдельными группами, специализацией населения сугубо на лесных промыслах и в сельскохозяйственном производстве. Группа соседних "вёсок" образовывала сельский округ (волость), однородный по населению, с общими чертами духовной, культурной и социально-экономической жизни. В ХУП-ХУШ вв. из категории "вёска" стали выделяться новые поселения с названиями "слобода", "воля". В 1861-1917 гг. "вёс-ки" пустели, уменьшались в размерах, в связи с переселением крестьян на хутора.

Существует несколько версий о происхождении термина "весь" и производного от него термина "вёска": а) от финно-угорского племени весь ("веси" - вода; водный народ,

народ, селившийся по рекам и занимавшийся рыболовством во времена материнской семьи; вероятно "весь" - первоначально не этноним, а названием специализации, рода занятий; культура "веси"); б) от вепсского "вис" - "протока между озерами"; т. е. в значении надреч-ное поселение, поселение в лесу, на месте сведения леса [28]; в) от индоевропейского термина в значении "большая семья" [17, с. 12]. В белорусской местной географической терминологии слово "весь" обозначает старое поле, старую пашню [44, с. 144]. Все эти объяснения вполне вероятны и объясняют сам характер поселения, показывают генезис вёс-ки - от поселения рыбаков (рыболовов) к поселению лесных охотников, а затем - к поселению землепашцев пойм, и далее - до поселений землепашцев водоразделов.

Топонимов с основой "вёска / весь" на территории современной Беларуси более 40 (Весея, Вёска, Новая Вёска и др.).

Дзярэуня (русск. "деревня"). Данный тип поселения известен в письменных источниках с XI в. Под деревней понимали тип сельского поселения, в котором были сплошь деревянные постройки и отсутствовали церковь, костел. Здесь мы имеем дело с двумя версиями происхождения названия. Первая версия, связана с лесным собирательством, сбором меда диких лесных пчёл из дзереч/дереч. Названия населенных пунктов, подобные названию Деречин, встречаются и в Закарпатье, где из-за сложных условий горного земледелия население предпочитало заниматься бортничеством. Но наиболее вероятной является версия, что название связано с поселениями, население которых занималось земледелием на месте сведения лесов (это более высокий уровень земледелия, требовавший больших усилий и числа земледельцев в отличие от разработки пойменных почв) - от глагола "драць / дзярсщ" (например, названия дд. Дерновичи в Верхнедвинском, Наровлянском районах, Дерники, Драни, возможно, Деречин2 ), в том же смысле, что и "дор", т.е. на местах раскорчевки и сведения леса ("дать дёру" современники рассматривают как "убежать"; ранее это воспринималось, как быстрый процесс рас-

2 Известный поэт М. Скобла объясняет происхождение названия Деречин от бортников - дзярэча (доставание пчелинных роев из колод) [31, с. 6].

корчевки местности, опережение в работе соплеменников). Название данного типа сельских поселений характерно для лесной полосы Европы, связано с освоением пущ (в Беларуси, на начало XX века было около 50 пущ) и лесо-болотных ландшафтов. В XVП-XVШ вв. этим термином обозначались различные, независимо от количества дворов, белорусские поселения, позже - только те, которые не относились к разряду хуторов, сел, местечек, застенков и т.д. В XIX веке термин стал выходить из употребления, "задержавшись на некоторое время в западных регионах" [3, с. 88; 20; 21]. Ясно одно, что название "дзярэуня" указывает на место расположение сельского населенного пункта в лесной местности.

Некоторые белорусские деревни, такие как, Вертелишки Гродненского, Снов Несвижского, Мышковичи Кировского, Буйничи, Сол-тановка Могилевского, Богатырская Полоцкого района и сотни других, в 1950-1990-е гг. при-близились к городским поселениям как по величине, численности населения, так и по инфраструктуре, благоустройству, обеспечению социальных стандартов.

Уже к концу XVIII - началу XIX вв., после присоединения территории Беларуси к Российской империи, два типа поселений "дзярэуня" и "вёска" стали утрачивать свои индивидуальные видовые черты и стали представлять одно понятие - "деревня". И в настоящее время термин "деревня" воспринимается как перевод белорусского термина "вёска".

В 1930-е гг. в БССР количество жителей деревень уменьшилось на 1 млн. чел. Во время Великой Отечественной войны было сожжено 9 200 деревень (620 - вместе с жителями), уничтожено 782,2 тыс. селян. Если в 1959 г. существовало 34 442 деревни, то уже по переписи 1999 г. - 23 459, т.е. за 40 лет их число сократилось на 10 983 (на 30%). В среднем за год исключается из списков населенных пунктов 274 деревни [42, с. 93-94]. После аварии на Чернобыльской АЭС, только в 1986-1992 гг. переехали на новое место жительства 130 тыс. селян.

Деревни - преобладающий количественно тип сельских поселений современной Беларуси.

Погост. Это наиболее старый тип (возник не позднее X-XI вв.) белорусских, и во-

обще восточнославянских, поселений. Погост

- это поселение по принципу территориальности, а не родственной связи (как первоначально "вёска"). Изначально погосты являлись территориальными единицами по сбору податей, т.е. центрами волостей (погост - центр единицы АТД; в то же время и сама единица -волость, округ). Признаком погоста являлись наличие феодального имения, церкви, постоялого двора, корчмы (при погостских церквях, понятное дело, появлялись и со временем разрастались кладбища; отсюда произошел перенос названия "погост" на обозначение кладбища - "цвштара" / "клода", "клодауя"). На основе данного типа поселения сложился погостный план застройки с центральным местом общественных и культовых построек и радиальным размещением улиц-концов.

В XVI в. в ходе проведения земельной реформы "Устава на волоки" изменилась система повинностей, была приведена в норму планировка, упорядочено размещение сельских поселений. К концу XVIII в. погост как тип поселения изжил себя. В память о нем остался лишь видовой топоним - Погост, Новый Погост и т.д. Всего таких названий осталось менее 20. Больше всего их встречается на севере Беларуси.

Двор. Это также достаточно старый тип поселения. Название этого типа закреплено в наименованиях современных сельских поселений. Названия типа Старый Двор, Новый Двор, Дворище распространены по всей территории страны - всего около 50, но больше всего таких названий в Витебской области (например, только в Полоцком районе - Двор Меницкого, Двор Гомель, Белый Двор, Дворец, Двор Солоневичи, Двор Xоттевичи, Двор Вороничи, Двор Вороновщина, Двор Залесье, Двортица, Двор Горбацевичи, Подворки, Старый Двор, Новый Двор, Новодворки и др.) и в Западной Беларуси. В большинстве случаев тип "двор" перешел в типы "хутор" и "деревня". В некоторых случаях "дворы" сохранялись вплоть до 1990-х гг. и были связаны, как правило, с обслуживанием дорог: дома дорожных мастеров у шоссе, будки и дома железнодорожной охраны дистанций пути, на охраняемых переездах, с охраной и уходом за лесами - дома (сторожки) лесников и т.д.

Редкий тип поселения - казарма, как на-

пример, Казарма Шлюбовщина (Полоцкий район). Представляет собой определенную группу отдельных дворов. Это необязательно воинская казарма. Население такого поселения занималось обслуживанием тракта, шоссе, железной дороги.

Корчма. Это также тип небольшого поселения, сложившегося вокруг "росстаней" (перекрестков транспортных путей) с питейным заведением - корчмой. К началу XX века этот тип поселений исчез, трансформировавшись в хутор или поселок. Тип поселения остался только в названиях Старая Корчма, Кор-чмище, Новая Корчма, Корчма.

Слобода. Земледельческие слободы в XVI-XVII вв. возникали на землях феодалов с целью привлечения новых переселенцев. Переселенцы частично или на некоторое время (2-12 лет [14, с. 583]) освобождались от податей. Часто слободы были предместьями средневековых городов и были населены ремесленниками и торговцами. В последующие столетия слободы превратились в села и деревни с сохранением названия в качестве топонима: Костричская Слобода, Красная Слобода, Слободка и т.д.. В Пинском и Брестском Полесье встречается название вулька - в том же значении (вулька от " вуля" - польск. " воля", "свобода") или в значении отдельная улица.

Застенки. При проведении земельной реформы "Устав на волоки" 1557 г., в связи с изменением системы повинностей (переход к повинностям с поселений) разбросанные земельные угодья объединялись и делились затем на три поля: озимое, яровое, пар, которые имели определенные границы - "стенки". Отсюда все земли поселения, лежащие за пределами этих стен, назывались застенками [22]. Застенки были почти в каждом селе. Эти мелкие пахотные и сенокосные отрезки сдавались иногда крестьянам в аренду. Обычно застенко-вые земли отдавали мелкой шляхте, которая и селилась одним или несколькими дворами. В центре среднего поля определялось место под застройку, куца и свозились разбросанные дворища. За "стенкой" (границей) строились поселения - однодворки (реже многодворки): застенки, авульки, околицы. Наибольшее количество застенков (из более чем 170) было в Витебской губернии - 65 поселений, в Гродненской - 45, в Минской - 39. Застенки, образовав-

шиеся в конце Х1Х - начале ХХ вв., чаще назывались хуторами или выселками. Название типа поселения сохранилось в названиях современных сельских поселений - Застенок Ус -тярхи (Глусский район), Застенки. Название Застенки после Великой Отечественной войны стал ассоциироваться с фашистскими "застенками" - пыточными; по этой причине многие населенные пункты с этим названием были переименованы, как например, д. Застенок Дубрава Рогачевского района с 1964 г. стал называться д. Передовая [15, с. 442]. К началу 1990-х гг. оставалось 148 за-стенков (0,005% числа сельских поселений).

Околица как тип поселения имел более узкое распространение и представлял собой сравнительно небольшой населенный пункт весьма разнообразной планировки, нечто похожее на комплекс из 10-20 фольварков. С течением времени, по мере роста населения и парцелляции усадеб, околицы превращались в села. В настоящее время термин "околица" воспринимается как край поселения и часто называется Кут, Угол, что не соответствует первоначальному значению.

С XVI в., в связи с проведением Жиги-монтом (Сигизмундом) II Августом реформы "Устав на волоки" (1557 г.) появился новый тип поселения - ф(хв)ольварок (польск. Folwark, от немецк. Vorwerk - "хутор"). Сначала это был " двор феодала с комплексом зданий и угодий" [10, с. 696], небольшие имения, в которых производили хлеб на продажу, позже название поселения закрепилось вообще за всеми мелкими имениями (в основном шляхты). Фольварки имели один или несколько жилых домов с хозяйственными постройками, принадлежали зажиточным крестьянам, кулакам, шляхтичам, иногда мелкопоместным дворянам, зажиточной интеллигенции (в качестве дачи). Они устраивались рядом с водоемом, лесом, имели усадебный дом и, как правило, парк или сад, площадку с клумбой, хозяйственный двор. Фольварки были широко распространены на территории Польши и в границах бывшего Великого княжества Литовского (Украина, Беларусь, Литва). Название типа поселения сохранилось в названиях ряда сельских поселений: Фольварок, Старый Фольварок, Фольварк. Как тип поселения фольварки ликвидированы в 1917-1920-х гг.

Фольварки имели некоторые общие черты с таким типом поселения как маёнтак (имение, господский двор). Маёнтак - имение, целый комплекс жилых и вспомогательных построек своеобразной архитектуры - иногда больших размеров (дворцы) с верандами, каминами, флигелями, колоннами, с отдельно стоящими беседками (альтанками) над водоемами (часто над прудами), с площадками для увеселения и отдыха (качели - арэл^, были окружены садом, парком, лесопарком, имели богатые библиотеки, архивы. Перед усадебным домом (дворцом) обязательно были газоны (английский, французский, мавританский стиль), газоны - " улитки", солнечные часы, множество лавочек, аркадных мостиков, въездные ворота - брамы.

На начало XX века в Беларуси было около 8000 усадеб имений. Большей частью они были уничтожены, обезображены в 19201940-е гг. Только с приобретением независимости стало понятно, что мы утратили с потерей литовско-белорусских, польских, русских усадеб целый пласт истории. К 2005 г. осталось около 1200 усадеб, имений и их фрагментов. Из них по 831 усадьбе имеются задокументированные сведения (по Брестской области - 277; Витебской - 81; Гомельской -47; Гродненской - 250; Минской - 132; Могилевской - 29), в т.ч. под охраной находятся 175 комплексов, в т.ч. 166 внесены в "Список историко-культурных ценностей Республики Беларусь" (Брестская - 23, Витебская - 28, Го -мельская - 22, Гродненская - 31, Минская - 57, Могилевская - 5). Около 300 усадеб подлежат восстановлению [32; 34; 35; 36; 39; 45].

Исторические имения и усадьбы нуждаются в сохранении, но их использование в туристской и культурно-просветительской деятельности не всегда эффективно, т.к. они в настоящее время используются в качестве: учреждений управления - 16%; образования -14%; медицины - 8%; культуры - 9%; туристско-рекреационных - 16%; жилья - 17%; храмов - 3%; воинских частей - 1%; хозяйственных объектов - 16%.

Часто изменение их функционального использования сопровождалось изменением

их внешнего облика. Большинство усадеб и имений имели парки (сочетание - замковопарковые и усадебно-парковые ансамбли [2]). Но к настоящему времени большинство усадебных парков находятся в стадии деградации, превратилось в посткультурные ландшафты; нарушены их территориальная и визуальная целостность, водный режим, почвогрунты, микроклимат и т.д., в целом снижена их привлекательность, т.е. культурно-географическая аттракция (но сохранена в целом культурногеографическая ценность).

Хутора появляются в XIX - начале XX вв., после отмены крепостного права (1861 г., в Беларуси стали постепенно освобождать в основном в 1862-1863 гг.), в связи с развитием рынка. Наибольшее развитие они приобрели при проведении столыпинской реформы (1906-1917 гг.), в Западной Беларуси - при проведении польским правительством политики парцелляции и комоссации3 (19211939 гг.; польскими властями расселено на хутора около 70% сельских хозяйств [7, с. 233], что дало более 250 тыс. хуторов.

Традиционный белорусский хутор - это обычный отдельно стоящий крестьянский двор с хозяйственными постройками и садом (этим он отличался от украинского, больше похожего на фольварок), в некоторых случаях некоторые хуторяне имели рядом с усадьбой небольшой лесной массив, рощу. Иногда хутор мог давать начало новому поселению - по мере дробления семей появлялись новые постройки; изредка один комплекс построек использовался вначале двумя семьями, и только впоследствии происходило отделение нового хозяйства. В тех случаях, когда выселение на хутора принимало массовый характер, и в новом месте появлялся целый комплекс построек, без единой плотной застройки, образовывался новый тип поселения - выселок. Сельские хутора преобладали в качестве типа поселений в соседних Латвии и Летувы и в латышско-белорусских и летувиско-белорусских этноконтак-тных зонах. Xуторская система расселения ликвидирована в восточной части республики в конце 1920-х - начале 1930-х гг., в западной - к концу 1960-х гг. (до этого - 150 тыс.). Но от-

3 Комоссация (от польск. и нем.) - объединение нескольких мелких земельных наделов крестьян в одно целое с целью ликвидации чересполосицы [4].

дельные хутора просуществовали до распада СССР. Кроме этого, до 1989 г. около 1000 поселений с числом жителей до 5 человек в каждом, фактически - хутора, официально относились к деревням и поселкам. Реанимация хуторов наблюдается в районах, где возникают крепкие фермерские хозяйства, прежде всего, в Гродненской и Брестской и западных районах Минской и Витебской областей. В начале 1990-х гг. был 2181 хутор (около 8% всех сельских поселений).

В конце XIX - начале XX вв. существовал и такой тип поселения как колония, представлявший собой систему хуторов национальных меньшинств (немцев, латышей, чехов, эстонцев, литовцев и др., которые приобрели по сравнительно невысокой цене земли на территории белорусских губерний): Колония Белинок, Колония Ровино (оба в Дроги-чинском районе, в 1964 г. переименованы соответственно в дд. Малиновка и Сиреневка), Латколония (Быховский район; латышская колония) и др.

По нашему мнению, следует выделить и еще один исторический тип поселения, на который не обратил должного внимания ни один из исследователей - буда. В Беларуси множество названий поселений с названиями, производными от термина "буда": сельские -Красная Буда, Старая Буда, Боровая Буда, Буда Жгунская, Дворская Буда, Будагощ, Буды, Великая Буда, Будино, Будище, Буднев, Будовля, Будочка, Будчин, Будслав, Подбудки, город Буда-Кошелево и др. (всего около 70; в 1960 г. было около 110, в начале XX в. - 140, до XVIII

в. - несколько сот поселений). В современном белорусском языке "буда" - "шалаш" (буда, будан; небольшое сооружение - будка, например, русскому "конура" соответствует белорусское "будка"), " временное поселение". Термин "Буда" на шведском, в ряде финно-угорских языков, в старобелорусском обозначает небольшую лесную хозяйственную постройку (Геродот упоминает народ будины, у которых голубые глаза и светлые волосы). Встречаются и гидронимы с основой Буда.

В. Жучкевич указывает на то, что "в XIV-

XVIII вв. будами называли отдаленные лесные строения, в которых жили будники, выжигавшие поташ, производящие деготь, смолу, древесный уголь... В дальнейшем же Буды возни-

кали при дорожном строительстве у карьеров, у железнодорожных служб (будки)" [15, с. 39].

Необходимо заметить, что все "буды" образовывались в лесных массивах, в пущах, в горных, пойменных лесах от Урала до Венгрии (г. Будеёвице, Чехия; г. Буда - часть г. Будапешта; г. Буданов, Тернопольской области на р. Серет, и др.). Термин "буда" был настолько популярен, что дал начало фамилиям Будник (встречается широко в Беларуси, распространен в Закарпатье, например, в Черновицкой области, в России), Подбудс-кий, Буданский, Буданов, этнической группе белорусов - будаков.

Отдельным типом сельского поселения в XVШ-XIX вв. был завод (с несельскохозяйственным населением). В основном этот тип был распространен в Центральной России, на Урале и Зауралье. Поселения возникали при крупных мануфактурах (заводах). В XX веке при возникновении поселений при заводах их стали называть поселками: Поселок Торфоза-вода, Поселок Цементного завода, Поселок Пячковского льнозавода, Поселок Чаусского кирпичного завода, Поселок кирпичного завода "Бразгучка" и т.д. Часто с этим типом поселений ошибочно связывают названия За-вод-Вировая, Заводская Слобода и др. Но названия такого звучания не обязательно связаны с промышленными предприятиями; их названия произошли от термина "заводь" (залив, затон).

Во второй половине XIX века появился еще один тип сельских поселений с несельскохозяйственным населением, связанный со строительством железных дорог (с 1862 г.) -железнодорожная станция (разъезд). Существуют станции в составе сельских и городских поселений, имеются железнодорожные станции как отдельный тип поселений. "Строительство железных дорог само по себе редко приводило к возникновению совершенно нового поселения. Чаще всего станция возникала вблизи уже существовавшего поселения и лишь содействовала росту и развитию последнего. Железнодорожные станции отличаются по внешнему виду и составу населения от обычных поселений сельского типа" [16, с. 29]. Благодаря образованию железнодорожных станций возникли, к примеру, города Осиповичи и Барановичи. Железнодорожные

станции отыгрывают во многих районах, для многих городов важную роль для осуществления экономических связей: ж.д. ст. Погоди-но для г. Горки, Несета - для г. Кличев, Буйни-чи - для Могилевского района, Бобр - для г. п. Бобр и Крупского района, Коммунары - для г. Костюковичи, Xодосы - для г. Мстиславль, Друть - для Белыничского района, Янов-По-лесский - для г. Иваново и т.д.

В 1919-1930-е гг. некоторое время просуществовал новый тип поселения - коммуна. Самые известные - Сорочинская коммуна им. К. Либкнехта (1919-1936 гг., Быховский район), а также Сормовская коммуна (коммунары Сормовского завода, Чериковский район, д. Сормово, сейчас в составе г. Чериков; имя сохранилось в названии сельского совета

- Сормовский с/с - центр г. Чериков), Коммуна Бросовинка, Понюшковичская коммуна, Пролетарская коммуна (быв. д. Феликсберг), коммуны в Дрибинском, Глусском, Костюко-вичском, Круглянском, Климовичском и др. районах. С течением времени, коммуны были преобразованы в деревни.

Еще одним новым типом сельских поселений (1930-1960-е гг.) являлись машиннотракторные (МТС) и ремонтно-технические станции (РТС). "Они расположены в сельской местности, обслуживают потребности села, но образуют новый тип поселения, отличный от села. По внешнему виду и составу населения они имеют многие общие черты с рабочими поселками." [16, с. 29]. Они возникли в связи с созданием объединенных парков сельскохозяйственной техники в интересах нескольких хозяйств (колхозов, совхозов). С постепенным насыщением техникой сельскохозяйственных предприятий, необходимость в МТС и РТС отпала, и эти поселения растворились среди поселений других типов

- деревень, поселков, железнодорожных станций, городских поселков, малых городов.

Поселок - новый (с 1930-х гг.) тип несельскохозяйственного сельского поселения, поселение в сельской местности "при торфо-предприятии, кирпичном заводе, рыбхозе, железнодорожной станции, лесоучастке, санатории или доме отдыха и др. Поселками называются также усадьбы совхозов и колхозов, населенные пункты, которые возникают при крупных животноводческих комплексах, пти-

цефабриках на совершенно новых местах или вблизи существующих старых деревень" [8, с. 224]. Поселки образованы: 1) путем отделения от уже существующих деревень (болей частью); 2) на месте хутора (нескольких хуторов); 3) как совершенно новое поселение. Поселок как родовое понятие вобрал в себя такие типы (виды) поселений как ферма, завод, лесная сторожка, дом путевого обходчика, МТС, РТС, железнодорожная станция. К типу "поселок" в Беларуси относится 7,5% от общего числа всех сельских поселений (в 1990-е гг. 1970 поселков).

Таким образом, к концу 1920-х гг. на территории Беларуси не осталось погостов, слобод, колоний, буд, маёнтков - имений (последним стало имение Здравнево Витебского района, оставленное И. Репиным своей дочери; одним из последних - им. Порузы Марфы Черской - жены И. Д. Черского), к 1930-м гг. -дворов, казарм, фольварков, околиц, коммун, сёл. К середине 1930-х гг. основными типами сельских поселений стали деревни, железнодорожные станции и разъезды, хутора, застенки, появились поселки, стали зарождаться новые типы - "советско-колхозное село", МТС и РТС. В 1935-1938 гг. число сельских поселений пополнилось за счет "разжалованных" местечек, а сокращалось за счет ликвидации хуторов. К концу 1960-х гг. до минимума сократилось число хуторов, которые де-юре перестали признаваться как тип сельского поселения (хутора оставались де-факто, но де-юре стали называться поселком или деревней).

” Советско-колхозное село” (1930-1960-е гг.) в качестве инновационного типа сельского поселения - конгломерат, созданный путем объединения свезенных малодворных деревень, поселков, с присоединением домов ликвидированных хуторов. Часто такие села занимали значительные площади, не имели внутренней целостности. В 1930-1960-е гг. и в последующие десятилетия они то разъединялись, распадались на более мелкие деревни, то вновь объединялись. Нередким является явление, когда современные деревни, "выросшие" из подобных сел, являются центрами крупных сельскохозяйственных предприятий.

Современные типы сельских поселений. В настоящее время официально существует только два типа сельских поселений -

деревня и поселок (поселок, железнодорожная станция, разъезд).

В настоящее время сельские поселения остаются последними бастионами в деле сохранения, достаточно стертых, вымытых, региональных различий, культурной идентичности, историко-этнографических особенностей, хранителями национальных черт культурных ландшафтов [19].

Новый тип поселений. Между городом и деревней. Агрогородки. В 2005 г. стартовала Государственная программа (принята в 2004

г.) развития и возрождения села (2005-2010 гг. [12]). С ее принятием нарождается новый тип поселения, скорее, уже не сельского, а промежуточного, между городским и сельским, но в сельской местности - агрогородок.

Еще в 1950 г. в БССР при укрупнении 11242 колхозов было создано 3852 агрогородков [24, с. 343]. Создание современных агрогородков проводится в целях поддержания устойчивого развития белорусского общества, сельской местности, сельского населения, уменьшения разрыва в качестве жизни между городским и сельским населением как в целом по республике, так и по отдельным областям и районам, для эффективного использования государственных средств, адресованных сельской местности.

Агрогородок рассматривается как благоустроенный населенный пункт с производственной и социальной инфраструктурой для обеспечения социальных стандартов. Сеть агрогородков планируется развивать на основе выделенных местных систем расселения, основу которых составляют наиболее крупные и перспективные сельские населенные пункты (во многом местные системы расселения выделены еще по ГСКТО - 87 в 1984-1987 гг. на основе 30-35 минутной транспортной доступности [18, с. 26]; в то время было выделено таких 202 поселения; изменения по ГСКТО-2001). Для формирования агрогородков предусматривается разработка районных схем их размещения и генеральных планов развития. Данная схема, по мнению ее разработчиков, позволит оптимизировать сельское расселение, сократить в 2 раза радиус обслуживания населения учреждениями и организациями социальной инфраструктуры [9].

Агрогородки, по замыслу правитель-

ства, должны стать узловыми точками для дальнейшего усовершенствования каркаса сельского расселения; точками роста аграрного сектора экономики. К 2010 г. запланировано создание 1481 агрогородка (в 2005 г. создано 164, в 2006 г. - 249). Всего в Беларуси на данный момент 1442 центров сельских совета, т.е. один агрогородок приходится в большинстве случаев на один сельский совет (в некоторых случаях - на 2, в исключительных случая - на 3, например, в загрязненных радионуклидами районах, главным образом Го -мельской, Могилевской областей; в некоторых сельских советах, как правило, в пригородных, с большим числом и плотностью сельского населения, планируется не один, а 2-3 агрогородка) и на 16 сельских поселений [39].

Анализ исторических, разновременных административно-политических карт, историко-статистических сведений свидетельствует

- большая часть сельских населенных пунктов, на основе которых планируется создание современных агрогородков, имеют богатое историческое прошлое (300-500 лет истории и более), культурное наследие (насыщены историческими событиями, дали знаменитых уроженцев, имеют замечательные археологические, архитектурные, культурные памятники, памятники природы и т.д. - имеют культурно-географические аттракции [39]). Создание агрогородков сможет положительно решить проблему восстановления исторических усадеб, имений, старинных парков. С другой стороны, привлекая туристов, будут привлекаться средства для инвестирования развития самим агрогородков, их инфраструктуры, все это будет содействовать развитию прилегающих территорий, устойчивости развития сельской местности. При восстановлении и введении (возвращении) исторических усадеб в современный культурный ландшафт важно: максимально сохранить исторический облик, их окружение (инфраструктуру, парковые ком -позиции, водные системы, связи с природой); гарантия доступа к ним как памятникам истории и культуры, использовать их познавательную ценность; иметь доходы для содержания усадеб, персонала. Этим критериям в наибольшей степени соответствует использование исторических усадеб как культурно-туристских объектов. На их основе могут быть созда-

ны музеи, культурно-развлекательные, культурно-образовательные комплексы, туристские гостиницы.

Вместе с положительными моментами, можно ждать и негатива от создания агрогородков. Еще один культурно-социальный аспект - с исчезновением деревни (выживает сильнейший - агрогородок, мелкие сельские населенные пункты обречены на нищету и вымирание) исчезнет и традиционная культура белорусов, и белорусский язык, который и так постепенно утрачивает государственный статус [46]. Агрогородки, для которых разработано 40 типовых домов, станут губительными для сельской архитектуры, привычного культурного ландшафта.

С одной стороны идея агрогородков вписывается в мировые процессы рурбанизации, но с другой - полная им противоположность: вся периферия агрогородков выедет в города, со временем встанет вопрос о ликвидации и самих городов либо о командировании туда на "вахты" горожан. Создание агрогородков возможно только в таком государстве как Беларусь, где господствует жесткое государственное регулирование. Зачем государству связываться с решением таких проблем, как телефонизация сельской местности, открытие новых пассажирский автолиний, строительство торговых точек, точек придорожного сервиса и т.д.? Если будет у населения стимул жить в сельской местности, получать нормальную заработную плату, то это даст возможность иметь средства на мобильный телефон, на оплату маршрутного такси и т.д. Если у населения будут деньги, то частные компании и лица построят подстанции и вышки для мобильной связи, откроют новые автобусные маршруты, торговые точки, автозаправочные станции, будут развивать инфраструктуру (дорожную, социальную и др.) в сельской местности. Если у сельского жителя денег на это не будет, он не будет ездить и на государственном автобусе, не сможет оплачивать предлагаемые (или навязываемые, в данном случае) коммунальные и иные услуги. Государство в очередной раз пытается поставить телегу впереди лошади.

Опыт создания агрогородков в 20052007 гг. показывает, что на деле агрогородки -те же центры сельских советов, СПК, только

немного "причесанные", на территории которых бездумно "закопали" деньги налогоплательщиков всей страны. Строятся коттеджи стоимостью более 60 млн. бел. рублей (от 30 тыс. долл.) - для тех, у кого заработная плата менее 300 тыс. в месяц. Следовательно, горожане платят за жилье свое и за жилье селянам

- это порождает недоверие к сельским жителям, которые по существу уже на 100% стали "нахлебниками" горожан. Горожане уже не только дотируют сельскохозяйственное производство, слишком дорогие отечественные продукты питания, сельскохозяйственную технику, инфраструктуру, но и само жилье для селянина; сельский труженик получает свою зарплату независимо от итога своей деятельности - значительная доля СКП, как уже указывалось, находятся на балансе крупных и средних государственных и частных предприятий, предпринимателей, успешных фермеров. Предлагаемые проекты сельской усадьбы-коттеджа неудобны ни для сельского, ни для городского жителя: мало жилой площади, комнаты проходные, стоят проблемы - как протопить огромный дом, как приготовить пищ?

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты