Спросить
Войти

2015. 04. 026. Салехьи С. , Уотс М. Маршруты в науку: выбор в школе и «Естественные причины». Salehjee S. , Watts M. science lives: school choices and natural tendencies // International Journal of science education. - 2015. - vol. 37, n 4. - p. 727-743. - doi:10. 1080/09500693. 2015. 1013075

Автор: указан в статье

2015.04.026. САЛЕХЬИ С., УОТС М. МАРШРУТЫ В НАУКУ: ВЫБОР В ШКОЛЕ И «ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ». SALEHJEE S., WATTS M. Science lives: School choices and natural tendencies // International journal of science education. - 2015. -Vol. 37, N 4. - P. 727-743. - D0I:10.1080/09500693.2015.1013075.

Исследование построено на анализе 12 интервью с людьми науки (шесть человек), а также теми, кто не выбрал научную карьеру в определенном возрасте (шесть человек). Среди тех, кто пошел по пути науки, авторы выделяют группу людей, кто легко выбрал этот путь, а также тех, кто получил статус ученого с определенными трудностями. Гендерный состав группы примерно повторяет пропорцию мужского и женского населения в Великобритании (50:50). Однако соотношение ученых и людей других занятий среди респондентов не соблюдается, так как в Великобритании только 20% работающего населения заняты в науке.

Авторы, исследователи из Брунельского университета (Великобритания), используют нарративный подход: они опираются на устные рассказы респондентов о себе, а также о людях, повлиявших на их карьерный выбор. Истории, рассказанные о себе, несут определенную когнитивную ценность и отличаются от обычного хронологического рассказа тем, что содержат в себе оценочный подход. Смысл подобных исследований заключается в том, чтобы определить наиболее значимые факторы, влияющие на выбор карьеры в определенном возрасте. Каково соотношение школьного опыта и представлений, полученных в семье? Как личные усилия или значительные события могут изменить заложенную ранее профессиональную траекторию?

Множество более ранних исследований однозначно показало, что влияние семьи и родственников важнее для выбора карьеры, чем харизма учителей в школе. Именно поэтому научную карьеру чаще выбирают те подростки, у которых в семье есть родственники, имеющие отношение к научному труду. Однако это правило работает не всегда, и индивидуальные интервью это подтверждают.

В исследованиях, посвященных образовательным стратегиям, принято различать «миметическое», или пассивное, восприятие

информации и мотивированное обучение, которое, следуя теории трансформации, подразумевает включение ценностных ориента-ций. Теория обучения путем трансформации была предложена американским социологом Дж. Мезировым (1. Ывхпом&). По его мнению, смысловые ценности и мотивации формируются в человеке на основе его жизненного опыта. Академическому обучению отводится в этой теории второстепенная роль. У американского социолога есть как последователи, так и критики. Авторам данной статьи этот подход кажется близким, поскольку они опираются на персональные истории и социокультурный контекст. В своих интервью они делали акцент на эмоциональных событиях в жизни респондентов, их способностях к восприятию знаний и умений, доступе к научных знаниям, а также положительных эмоциях, связанных с обучением (удовольствие от познания, любопытство, научный интерес).

Своими корнями нарративный анализ уходит в теорию литературы и заключается в том, что привлекает внимание к частным историям, а не статистическим обобщениям. Несмотря на то что любая история представляет собой комплексный объект и трудно поддается анализу, ее ценность трудно переоценить. Каждый из рассказчиков «перерабатывает» прошлое и формирует образ будущего, что уже само по себе делает любой рассказ аналитическим продуктом.

Результаты исследования представлены в таблице.

Таблица (с. 734)

Характер перехода интервьюируемых в / или из научной деятельности, количество человек

В науку Из науки

Мягкий переход 4 3

Полумягкий переход 2 1

Переход, вызванный шоковым событием (трансформативный переход) 0 2

Большинство опрошенных пережили «мягкий» переход из науки или в науку. Неожиданные события вмешались только в две биографические истории и во всех (двух) случаях были связаны с заключительным периодом научной карьеры. Далее авторы детально рассматривают все биографии участников проекта.

Денис (все имена изменены) рассказал о том, что с детства интересовался астрономией и космическими полетами. Еще больше его интерес к науке возрос после появления кометы Галлея, которую он мог наблюдать невооруженным глазом в 1986 г. Отчасти это событие можно расценить как мягкий фактор трансформации. В возрасте от 14 до 18 лет мальчик стал все больше интересоваться наукой благодаря учителю физики. В возрасте 17 лет у Дениса появился учитель математики, который сомневался в его способностях, но это только подтолкнуло будущего ученого к еще более усердным занятиям. Родители Дениса не были учеными, но всячески поддерживали мотивацию сына к научным занятиям.

Джорджу уроки по естественным наукам в школе сразу показались весьма интересными. Он получал удовольствие от этих занятий, поэтому его вхождение в научную деятельность было легким и естественным. Хороший учитель по математике помог Джорджу пройти курс в Манчестерском университете. Сегодня, через 25 лет, он возглавляет исследовательскую команду и очень доволен своим выбором профессии.

Еще один пример «естественного» обучения научным дисциплинам - история Паркера. Мальчик успешно осваивал физику, химию и математику до уровня А. Его интерес к этим дисциплинам подогревался ростом престижа науки в обществе: в это время человек впервые вышел в открытый космос, началась эра компьютерной революции. Вмешательство мягкого трансформативного фактора можно отнести к тому периоду, когда мальчику нужно было выбирать между карьерой врача (врачами были родители мальчика) и карьерой физика. Он самостоятельно выбрал карьеру ученого-естественника. Сегодня, в 50 лет, Паркер считает себя счастливым человеком.

Успехи Грейс в математике объясняются тем, что ее отец был математиком и помогал ей и ее друзьям с уроками по вечерам. Кроме того, ее приемный отец был инженером. Когда ей нужно было выбирать между гуманитарными предметами и математикой, она с легкостью выбрала математику. Хотя в математическом классе было мало девочек, ее это не смущало и не могло повлиять на ее выбор. Сама Грейс считает, что привлечь молодых людей, особенно девочек, к естественным наукам можно только путем привязки уроков к образу жизни.

Однако естественным может оказаться не только вхождение в научную среду, но и выход из нее. В статье описаны истории людей, которые не имели склонности к науке или к отдельным научным дисциплинам. Некоторые отказались от научной карьеры, потому что в их окружении были люди искусства, которые повлияли на них. Молодые люди могли отказаться от выбора научной карьеры даже в том случае, если имели хорошие способности. Например, такова история Греты.

Истории, содержащие в себе элемент трансформации, говорят о том, что на выбор карьеры может повлиять фактор, кажущийся случайным. Например, Джейн предполагала, что выберет карьеру математика, однако успешно сданный экзамен по физике изменил ее намерения.

Приведенные примеры отчасти позволяют полемизировать с данными последних исследований, в которых роль семьи в выборе профессии ребенка признается доминирующей1. Однако иногда роль родителей сводится к поощрению любого выбора, который сделает ребенок.

Исследование позволяет также определить наиболее распространенный возраст для «мягкого» вхождения в науку - около восьми лет, а также возраст наиболее вероятного выпадения из нее (хотел, но не сумел сдать экзамен) - 16 лет. Во многом авторы исследования соглашаются с теми (С. Лихтенштейн, П. Словик), кто полагает, что внутри человека есть «прежде всего существующие» предпочтения, которые определяют будущий выбор независимо от условий и окружающей среды.

А.Э. Анисимова

1 ASPIRES. Young people&s science and career aspirations, age 10-14 / Archer L., DeWitt J., Osborne j. Dillon J., Willis B., Wong B. - L.: Kings college London, Department of educational and professional studies, 2014. - 38 p. - Mode of access: http://www.kcl.ac.uk/sspp/departments/education/research/aspires/aspires-final-re port-december-2013.pdf
УЧЕНЫЕ НЕ-УЧЕНЫЕ НАРРАТИВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕОРИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты